Главные тренды первого десятилетия XXI века. Тренды XXI века, ипотека и модные диеты в развитых странах (2 фото)

Журнал «Русский репортер» выделил десять трендов уходящего десятилетия: общество стало сетевым, социальное государство погрузилось в кризис, мобильная связь дошла до всех, мир стал многополярным, люди научились читать геномы, приватное пространство стало общим, ученые перестали работать на войну, 3D-кино и мультики захватили мир, толерантность дошла до абсурда, спорт превратился в биотехнологию.

О своем видении трендов десятилетия координатору международной экспертной группы Сергею Сибирякову рассказали коллеги-эксперты.

: Что можно добавить или убрать из этого списка основных трендов первого десятилетия 21 века?

Игорь Богатырев - журналист, редактор службы новостей сетевого журнала «Полярная звезда» (Тверь, Россия):

Мир стал не многополярным, а монополярным, и потому деградирует.

Приватное пространство пытаются сделать общим, но оно еще таковым не стало. Слава богу.

Ученые перестали работать на войну? Скорее, они перестали работать на мир.

Кино и мультики мир тоже не захватили.

С остальным согласен.

Эдуард Афонин - доктор социологических наук, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины (Киев, Украина):

Пожалуй, можно оставить лишь один - люди научились читать геномы.

Лариса Бельцер -Лисюткина - историк, социолог, культуролог, кандидат философских наук, преподаватель Свободного университета (Берлин, ФРГ):

Общество стало сетевым - это преувеличение. Не всё общество и не во всех странах стало сетевым.

Мобильная связь дошла до всех - то же самое.

Приватное пространство стало общим - не согласна. Почему оно стало общим? Оно стало более прозрачным чем раньше, благодаря электронным средствам коммуникации. Но ОБЩИМ оно не стало.

Ученые перестали работать на войну - это, увы, не так.

3D-кино и мультики захватили мир - пока нет. Новые виды энтертейнмента находятся пока на старте.

Толерантность дошла до абсурда - до абсурда дошёл страх перед будущим у консервативных слоёв общества, не готовых жить в глобальном мире.

Спорт превратился в биотехнологию - не думаю. Пока ещё нет. Но медицина и биология неуклонно сближаются с биотехнологиями. Со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.

Федор Толстой — IT-предприниматель, поэт и переводчик (Бостон, Массачусетс, США):

Из вышеуказанного списка не согласен с некоторыми пунктами.

Мир стал многополярным. Мир пока не стал многополярным. Могущество США потускнело, но новых полюсов силы не видно. Китай не играет лидирующей роли почти нигде, исламский мир разобщен, Европа политически пассивна, Россия погружена в коррупцию и ей не до лидерства.

Толерантность дошла до абсурда. Это просто бред. До абсурда дошел страх толерантности у людей, выросших под влиянием ксенофобских мифов. Толерантность же, напротив, продолжает играть позитивную роль в развитии современного Западного общества.

Спорт превратился в биотехнологию. По сравнению с поставленным на поток производством биоатлетов в ГДР эта тенденция скорее замедлилась в 21 веке.

Вообще интерес к индивидуальному спорту утихает, а в командных видах допинг хотя и играет роль, но не решающую.

Глобальный джихад. Странно, что это еще не отражено, хотя 21 век фактически начался не с карнавалов 2000, а с 9.11. Вместо локальных вспышек исламского терроризма, которые сопровождали местные территориальные конфликты конца 20-го века, Усаме бен Ладену и его сторонникам удалось создать и внедрить в массовое сознание идеологию глобального джихада - террористической войны мусульман с Западом. Теперь она известна во всех уголках мира, где живут мусульмане: от Синцзяна до Лос Анжелеса. И любой недовольный жизнью мусульманин может в любой момент на нее "подписаться" и включиться в движение - интернет ему в помощь. Борьба с этим явлением будет отнимать у запада значительные ресурсы и успешно тормозить глобализацию исламских стран, что усиливать их изоляцию и отставание от остального мира.

Демографический и иммиграционный кризис Запада. Модель экстенсивного развития: "нужды стареющего населения удовлетворяются за счет притока мигрантов" перестала работать. Количество мигрантов превысило критическое значение, когда абсорбция стала безболезненной. Ограничения на приток рабочей силы ведут к сокращению возможности государств платить по социальным обязательствам.

Грядет повсеместное увеличение пенсионного возраста и пересмотр пенсионной системы. "Долгая, здоровая и беззаботная старость" которой наслаждалось нынешнее поколение пенсионеров на западе стала недостижима большинству, грядет "долгая, здоровая и работающая старость".

Триумф технологической медицины и кризис медицинского страхования. Медицинская наука достигла уровня, когда при инвестициях достаточного количества денег можно не учиться лечить любой конкретный недуг и продлять жизнь человека, если не неограниченно, но на долгие годы. В связи с этим концепция "социального здравоохранения", когда считалось, что человек имеет фундаментальное право на "спасение жизни", то есть бесплатное лечение от смертельных болезней, становится невозможной. Из-за нехватки средств борьба за то, как будет решаться вопрос: кого лечить, а кого "оставить умирать" еще предстоит Западному миру. Россия здесь, как ни странно, пионер, ибо система бесплатной медицины фактически ограничена базовыми процедурами, и общество с этим смирилось.

Победа над расизмом. Избрание Обамы президентом США ознаменовало победу над "биологическим" расизмом в этой стране. Да и, фактически, во всем мире. Белая раса больше не считается и сама себя не считает "расой господ". Китайцы и индусы, вслед за японцами и корейцами, доказали, что они не уступают белым ни в каких талантах, успехи многих черных стали не исключением, а привычным явлением. Напряженность между расами сменилась культурной ("вестернезированные" - "дикие") и религиозной (особенно исламофобией, связанной с Глобальным Джихадом).

Глобализация повседневной жизни. В связи с развитием информационных технологий национальная изоляция полностью исчезла, даже в самых отдаленных уголках мира. Блогер в Непале может находить аудиторию в Европе. Сын, уехавший из восточно-европейской деревушки в США, говорит с родителями каждый день (по скайпу), как если бы он жил на соседней улице. Даже языковый барьер перестал быть препятствием с появлением качественных трансляторов, вроде гугловского. Процесс интеграции культур, идей, экономик вышел на новый уровень. Упрощение визового режима для среднего класса и дешевые авиабилеты сделали физические границы незаметными. Один из результатов процеса: формирование глобального среднего класса, очень слабо связанного с местом своего физического пребывания, и живущего как социально, так и экономически "в сети". Повсеместно формируются колонии "экспатов", физически живущих, где дешевле и теплее, но социально мало с этой землей не связанных.

Даниэль Штайсслингер - журналист и переводчик (Лод, Израиль):

На мой взгляд, 3D тут лишнее. Мода на них пройдёт. Тем более, что используется технология, известная ещё в 60-е годы прошлого века (в Москве был стереокинотеатр, основанный на том же эффекте, может, и сейчас сохранился, ничего особенного).

Лев Вершинин - писатель и политолог (Торревьеха, Аликанте, Испания):

Я бы добавил, что "доктрина Брежнева" официально стала доктриной "свободного мира", который ее когда-то ожесточенно критиковал, а принцип "Демократия, как власть большинства, выбор которого окончателен", официально и неприкрыто изжил себя. Кроме того, важный тренд времени в том, что двойные стандарты стали нормой жизни.

Вадим Булатов - журналист, публицист, блогер (Нижний Тагил, Россия):

1. Реальная доминация капитала и рынка, у которой не осталось ограничений все ждали, что кризис обрушит рыночную экономику, но этого не произошло. Кризис переподчинил суверенные государства мировому финансовому капиталу и у того не осталось соперников.

2. Отход от классической демократии. Политические программы кандидатов в демократических государствах находятся под настолько тяжелым гнетом политкорректности, что стремятся к полной унификации. Выборы больше не дают человеку право высказываться с их помощью по действительно важным вопросам.

3.Виртуализация базовых сфер жизни: финансов, труда, развлечений, общения...

4. Разделение труда в глобальном масштабе.

Стоит убрать:

1. Многополярный мир. Мир движется к однополярности, но несколько другого типа, чем классическое силовое доминирование.

2. Ученые перестали работать на войну?

3. 3D мультики? Это частный случай в истории кинематографа.

4. Спорт как биотехнология? На мой взгляд, спорт, наоборот движется к естественности. Принимаются все новые законы против допинга.

Марк Сандомирский - кандидат медицинских наук, психотерапевт (Москва, Россия):

Нужно убрать пункт про ученых, а добавить - "Произошла социомедийная революция" и "Депрессия стала одной из ведущих угроз человечества".

Петр Гецко премьер-министр непризнанной Республики Подкарпатская Русь (Ужгород, Украина):

Мы сами порой не успеваем за развитием своей же жизни, и тем более — цивилизации.
Тенденции и технократичность 21 века, кажется, начинают выходить из-под контроля. Мир вещей диктует личности и живому опыту уход на второй план. Но суть в том, что человек не перестает быть человеком, то есть существом социальным и индивидуальным. И именно поэтому силу набирает новый тренд. И рождается он из глубокой неудовлетворенности людей.

Тренд #1. Реальность, мы уходим!

Человеческий фактор стал камнем преткновения на пути автоматизации. Чем слабее человеческий фактор – тем надежнее. Все самые успешные банки перешли в онлайн. Деньги становятся невидимыми (слышали про биткоины?).

Может быть, и людям это тоже предстоит? Ведь учиться у живого человека не обязательно, все можно сделать удаленно через онлайн сервисы. Их сейчас тысячи, десятки тысяч. Уже сейчас мы учимся у роботов.

Работать рядом тоже не обязательно. Бывает, работодатель и соискатель даже ни разу не видели друг друга вживую.

Детство модицифицировалось: за детей все придумали — все можно пощупать и потрогать. Нет надобности проявлять и развивать фантазию. Дети нашего века не будут отличать реальное от нереального, потому что они уже никогда не увидят мир отдельно от виртуальной реальности.

Искусственный интеллект создает ситуацию, когда интеллектом человека пользоваться не нужно, да и надобность в самих людях отпадает. Ведь человеческий фактор – это неудобно.

А технология блокчейн ? Окончательный уход от любого соприкосновения с человеком, когда связующим звеном, гарантией чего-либо в этом мире становятся алгоритмы и компьютеры.

Тренд #2. Информация находит нас сама

Информации стало слишком много, и она стала слишком доступна. Она запуталась в собственном клубке так, что сама не сможет отделить зерна от плевел – важное от пустого. А учителей стало слишком много. Сегодня каждый пятый позиционирует себя как гуру и стремится скорее научить заработать миллион.

Информация оцифровалась
Сначала знания можно было получить при разговоре с мудрецом. Из уст в уста.
Потом книгу можно было взять в библиотеке.
Потом в магазине за углом.
Потом мы собрали 17 000 книг на маленькой флешке весом в 2 грамма.
Теперь большую часть оперативной информации мы «гуглим».

Информация находит тебя сама
Кстати, про «гуглим». Сегодня вся информация мира доступна через поисковую строку.
Более того теперь не только мы ищем информацию, но и она ищет нас. И находит. Оставить где-то свой e-mail чревато целой тонной спама — уникальной, бесценной и эксклюзивной информации, которая поможет стать богатым, здоровым и красивым за 1 неделю.

Big Data
А вот это супер современная, сложная и действительно Большая технология. Апогей тренда. База, в которой есть каждый. База, в которой про каждого знают практически всё. Единственный метод отстранения – оставлять поменьше цифровых следов, однако насколько это возможно в наше время?

Тренд #3. Нет критериев, нет рамок, нет принципов

Размытие всех рамок, что такое хорошо и что такое плохо.
Размытие традиций, размытие и смешение культур, уход от различий. Нет критериев и нет рамок. Опереться не на что. Во главе угла – толерантность. Нет понимания, где человек начинается, а где заканчивается. Есть один принцип – свобода. А значит завтра можно будет всё. И если кто-то против, то он будет обвинен в нетерпимости.

Самое известное духовное течение последних столетий – Нью-эйдж. Здесь нет доктрины, нет принципов, нет лидера или основоположника, нет конкретных ритуалов. Вообще нет ничего конкретного. Это микс всего, что есть и было в мире. Это слияние всего со всем, где человек окончательно теряет ориентиры.

Тренд #4. Ц — ценность

Все три тренда имеют общий корень. Имперсонализм. Когда значимость личности, ее особенностей, ее рамок и живого опыта уходит на второй план.

Суть четвертого тренда в том, что человек не перестает быть человеком. И чем больше первые три тренда набирают силу, тем больше человек чувствует неудовлетворенность:

  • из-за отсутствия живого взаимодействия, передачи настоящего живого человеческого опыта, а не безграничного количества мертвой информации;
  • из-за отсутствия пусть и несовершенного, но хоть какого-то ориентира или правды в этом мире.


Силу набирает новый тренд. И рождается он из глубокой неудовлетворенности людей.

  • Люди готовы переплатить, но пообщаться с живым человеком, когда звонят в банк, а не с автоинформатором.
  • Люди покупают там, где создана человеческая атмосфера, а не атмосфера роботов.
  • Люди покупают там, где о покупателе заботятся, где он может доверять и доверяться. А это невозможно без человеческой эмпатии.
  • Люди хотят найти одного друга, с которым можно душевно общаться, и избавиться от 5000 формальных друзей.
  • Проще задать конкретные вопросы опытному человеку, чем ворошить терабайты информации.
  • Разговоров про наставничество все больше.
  • Двухчасовое общение в группе из 7 человек, разбирающихся в теме, в сто раз полезнее, чем море книг. Потому что они практики с живым опытом.


Искренность становится самым ценным в нашем обществе.
Это точка сингулярности человечества. Мы достигли предела, стали достаточно далеки друг от друга, чтобы вновь наконец начать движение друг к другу. В любых формах и по любому поводу.

В мире только те компании становятся лидерами, которые точно знают – что такое «правильно». Которые имеют идеологию и определенный набор ценностей. Все мировые бренды имеют идеологию и следуют своим ценностям! Лидерами становятся люди, которые пренебрегают терпимостью, они кажутся самодурами, но четко знающими, где правда, а где ложь. Побеждают те, кто имеет сплоченную и лояльную команду, в которой каждый может опереться друг на друга. Люди уважают тех, у кого за словами есть дело. Объединиться очень просто, если есть конкретный набор ценностей.

Люди любят прямоту. Люди любят идеи. Люди любят Личностей.

Вместо postscriptum

Опираясь на четвертый тренд, клуб способен создавать правильное окружение и #БытьПримером для общества. Мы верим, что за нашими делами стоят еще бОльшие дела. Правильные, идейные, живые.

Современное искусство 21 века, точнее, конца 20-го — начала 21 веков. Об этом пойдет речь в этой статье — третьей из цикла Гид по современному искусству. Мы продолжим знакомство с современным искусством. Рассмотрим самые яркие направления конца 20 — начала 21 веков.

Искусство, в котором мало смысла, но много значения (Александр Генис)

Искусство конца 20 — начала 21 века - всеядное, ироничное, ядовитое, демократичное - называют закатом великой эпохи. Постмодернисты попали в ситуацию, когда все сказано до них. И им остаётся пользоваться созданным, смешивать стили, создавать, пусть не новый, но узнаваемый арт…

В 2-х предыдущих статьях цикла мы рассматривали:

  • Часть 3. Конец 20 - начало 21 века (рассмотрим в этой статье )

Как и в 2-х предыдущих статьях, для каждого вида арт искусства будут указаны места - города, музеи, сайты , где можно посмотреть работы их ярких представителей. Эта статья, как и две предыдущая может стать еще одним стимулом для Вас к новым путешествиям !

Из статьи Вы узнаете: арт искусство - самые яркие направления конца 20 века — начала 21 веков.

  1. Неореализм;
  2. Минимальный арт;
  3. Постмодерн;
  4. Гиперреализм;
  5. Инсталляция;
  6. Энвайронмент;
  7. Видеоарт;
  8. Граффити;
  9. Трансавангард;
  10. Боди-арт;
  11. Стакизм;
  12. Неопластицизм;
  13. Стрит-арт;
  14. Мейл-арт;
  15. Нет-арт.

1. НЕОРЕАЛИЗМ. Это арт искусство послевоенной Италии, которое боролось с послевоенным пессимизмом.

Новый фронт искусства объединил абстракционистов и реалистов и просуществовал всего лишь 4 года. Но из него вышли известные художники: Габриелле Муки, Ренато Гуттузо, Эрнесто Треккани. Они ярко и экспрессивно изображали рабочих и крестьян.

Похожие направления появились и в других странах, но самой яркой школой считается школа неореализма, которая появилась в Америке стараниями монументалиста Диего Риверы.

Смотреть: Ренато Гуттузо — Дворец Кьярамонте (Палермо, Италия), фрески Диего Риверы — Президентский Дворец (Мехико, Мексика).

Фрагмент фрески Диего Риверы для отеля Прадо в Мехико «Сон о воскресном дне в парке Аламеда», 1948

2. МИНИМАЛЬНЫЙ АРТ. Это направление авангардизма. Использует простые формы и исключает любые ассоциации.

Это направление появилось в США в конце 60-х. Своим прямым предшественниками минималисты называли Марселя Дюшана (реди-мейд), Пита Мондриана (неопластицизм) и Казимира Малевича (супрематизм), его черный квадрат они называли первым произведение минимального арта.

Предельно простые и геометрически правильные композиции — пластиковые коробки, металлические решетки, конусы — выполнялись на промышленных предприятиях по эскизам художников.

Смотреть:

Работы Дональда Джадда, Карла Андре, Сола Левита — Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США).

3. ПОСТМОДЕРН. Это большой список нереалистических направлений конца 20 века.

Ванчеги Муту. Коллаж «Половые органы взрослой женщины», 2005

Цикличность характерна для искусства, но постмодерн стал первым примером «отрицания отрицания». В начале модернизм отверг классику, а затем постмодернизм отверг модернизм, как он ранее отверг классику. Постмодернисты вернулись к тем формам и стилям, которые были до модернизма, но на более высоком уровне.

Постмодернизм — это порождение эпохи новейших технологий. Поэтому его характерная особенность — это смешение стилей, образов, разных эпох и субкультур. Главным для посмодернистов стало цитирование, ловкое жонглирование цитатами.

Смотреть: Галерея Тейт (Лондон, Великобритания), Национальный музей современного искусства Центр Помпиду (Париж,Франция), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

4. ГИПЕРРЕАЛИЗМ. Искусство, подражающее фотографии.

Чак Клоуз. «Роберт», 1974

Еще это искусство называют Супереализм, Фотореализм, Радикальный реализм или Холодный реализм. Появилось это направление в Америке в 60-х и через 10 лет получило распространение в Европе.

Художники этого направления в точности копируют мир так, как мы его видим на фото. В работах художников читается некая ирония над техногеном. Художники изображают в основном сюжеты из жизни современного мегаполиса.

Смотреть: работы Чака Клоуза, Дона Эдди, Ричарда Эстеса — Музей Метрополитен, Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Бруклинский музей (США).

5. ИНСТАЛЛЯЦИЯ. Это композиция в галерее, которую можно создать из чего попало, главное, чтобы были подтекст и идея.


Скорее всего не было бы этого направления, если бы не культовый писсуар Дюшана. Имена главных мировых инсталляторов: Дайн, Раушенберг, Бойс, Куннелис и Кабаков.

Главное в инсталляции сам подтекст и пространство, где художники сталкивают банальные предметы.

Смотреть: Тейт Модерн (Лондон, Великобритания), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

6. ЭНВАЙРОНМЕНТ. Это искусство создания 3-х мерной композиции, которая эмитирует реальную среду.

Как направление в искусстве Инвайронмент появился еще в 20-е годы 20 века. Свое время опередил на несколько десятков лет художник-дадаист, когда представил публике свое произведение «Мерц-здание» — трехмерное строение из разных предметов и материалов, ни для чего не пригодное, кроме созерцания.

Через полвека в этом жанре стали работать и преуспели Эдвард Кинхольц и Джордж Сигел. В свое произведение они обязательно вносили шокирующий элемент бредовой фантазии.

Смотреть: работы Эдварда Кинхольца и Джорджа Сигела — Музей современного искусства (Стокгольм, Швеция).

7. ВИДЕОАРТ. Это направление возникло в последней трети 20 века благодаря появлению портативных видеокамер.

Это очередная попытка вернуть арт в реальность, но теперь при помощи видео и компьютерной техники. Американец Нам Джун Пайк снял видео проезда Папы Римского по улицам Нью-Йорка и стал первым видео артистом.

Эксперименты Нам Джун Пайка повлияли на телевидение, музыкальные клипы (он стоял у основания канала MTV), компьютерные эффекты в кино. Работы Джун Пайка, Билла Виолы сделали это направление искусства полем деятельности для экспериментов. Они положили начало «видеоскульптурам», «видеоинсталляциям» и «видеооперам».

Смотреть: видеоарт, начиная от психоделического до социального (популярен в Китае, Чен-че-йен на Youtube.com)

8. ГРАФФИТИ. Надписи и рисунки на стенах домов, несущие дерзкий месседж.

Появились впервые в 70-х в Северной Америке. К их появлению имели отношение галеристы одного из районов Манхэттена. Они стали меценатами творчества живших с ними по соседству пуэрториканцев и ямайцев. Граффити сочетают в себе элементы городской субкультуры и этнической.

Имена из истории граффити: Кейт Херинг, Жан-Мишель Баския, Джон Матом, Кенни Шарф. Скандально известная личность — граффитик из Британии Бэнкси. Открытки с его работами есть во всех британских сувенирных лавках

Смотреть: Музей граффити (Нью-Йорк, США), работы Бэнкси — на сайте banksy.co.uk.

9. ТРАНСАВАНГАРД. Одно из направлений в постмодерной живописи. Сочетает прошлое, новую живопись и экспрессивность.

Работа трансавангардиста Александр Ройтбурд

Автор термина трансавангард — современный критик Бонито Олива. Этим термином он определил творчество 5-ти своих соотечественников — Сандро Киа, Энцо Кукки, Франческо Клементе, Миммо Паладино, Николо де Мариа. Для их творчества характерно: сочетание классических стилей, отсутствие привязанности к национальной школе, установка на эстетическое наслаждение и динамика.

Смотреть: Музей-коллекция Пегги Гуггенхайм (Венеция, Италия), Музей современного искусства в Palazzo (Венеция, Италия), Галерея современного искусства (Милан, Италия)

10. БОДИ-АРТ. Одно из направлений акционизма. Тело выступает в качестве холста.

Боди-арт — это одно из проявлений панк-культуры 70-х. Напрямую связано с появившейся тогда модой на тату и нудизм.

Живые картины создаются прямо перед зрителями, записываются на видео и транслируются затем в галерее. Брюс Науман, изображающий в галерее дюшановский писсуар. Дуэт Гилберт и Джордж — живые скульптуры. Изображали типаж среднего англичанина.

Смотреть: например, на сайте художницы Орлан orlan.eu .

11. СТАКИЗМ. Британское арт-объединение фигуративной живописи. Выступало против концептуалистов.

Первая выставка была в Лондоне в 2007-м, как протест против галереи Тейт. По одной из версий протестовали в связи с покупкой галереей работ художников в обход законодательства. Шум в прессе привлек внимание к стакистам. Сейчас в мире насчитывается более 120 артистов. Их девиз: художник, который не рисует — не художник.

Термин стакизм было предложено Томсоном. Художница Трейси Эмин воскликнула в адрес своего бойфренда Билли Чайлдиша: твоя живопись застряла, застряла, застряла! (англ. Stuck! Stuck! Stack!)

Смотреть: на сайте стакистов stuckism.com . Работы Чарли Томсона и Билли Чайлдиша в галерее Тейт (Лондон, Великобритания).

12. НЕОПЛАСТИЦИЗМ. Абстрактное искусство. Пересечение перпендикулярных линий 3-х цветов.

Идеолог направления — голландец Пит Мондриан. Считал мир иллюзорностью, поэтому задача художника очистить живопись от чувственных форм (фигуратива) во имя эстетических (абстрактных) форм.

Сделать это художник предложил максимально лаконично при помощи 3-х цветов — синего, красного и желтого. Ими заливались места между перпендикулярными линиями.

Неопластицизм до сих пор вдохновляет дизайнеров, архитекторов и промышленных графиков.

Смотреть: работы Пита Мондриан и Тео Ванной Дусбурга в Муниципальном Музее Гааги.

13. СТРИТ-АРТ. Искусство, для которого город это выставка либо холст

Цель стрит-артиста: моментально вовлечь прохожего в диалог при помощи своей инсталляции, скульптуры, постера либо трафарета.

В Европе сейчас популярны «шуфити» (инсталляции из ботинок, развешенных на деревьях) и «книтта» (надписи из вязанные ярких тканей на светофорах, деревьях, антеннах авто)

В Южной Америке популярны «пис» или «мурализм» (мастерски выполненный сюжетный рисунок или надпись).

Смотреть: La Llotja, Старая школа искусств, Барселона. Целые секции стрит-арта стали выставляться на Sotheby’s в Лондоне.

14. МЕЙЛ-АРТ. Международное некоммерческое движение. Использует электронную и обычную почту для распространения арта.

Изначально мейл-арт сформировался, как объединение популярных в 60-х направлений арта — концептуализма, бук-арта, видеоарта, боди арта.

Мейл-арт — это пересылка по почте художественного произведения. Оригинал направляется только одному адресату. А репродукции могут направляться нескольким адресатам электронной или обычной почтой.

Художники, работающие в стиле мейл-арт, пользуются письмами, конвертами, почтовыми карточками, посылками, марками, штемпелями. Самая распространенная техника — коллаж. Ее популяризировал американский художник Рэй Джонсон — яркая фигура сети. В галереях часто проводятся выставки мейл-арта.

Произведением мейл-арта являются не просто оформленные художниками или любителями открытки, а те что прошли через почту, имеют марки, штампы, надписи. Таким образом работники почты это соавторы мейл-арта.

Смотреть: работы мейл-арта на сайте .

15. НЕТ-АРТ. Это проекты, которые существуют исключительно в сети.


Но это не сетевой дизайн. Распознать работы нет-арта не так уж и просто. Для них характерна незамысловатость и прямолинейность.

От работ художников, работающих в профессиональных программах, они отличаются драйвом, незаангажированностью и скоростью.

В свое время мне очень понравился комедийный сериал < Все ненавидят Криса> об очень модном и крутом стендапере Крисе Такере. Пост честная копипаста о положительных тенденциях и переменах в жизни жителей развитых стран.

Продуктовая корзина среднего класса стран Запада стремительно меняется. Со стороны это выглядит как увлечение «зажравшихся потребителей» модными диетами. Но причина куда более проста и печальна – людям все чаще не хватает денег на еду.

После экономического кризиса 2008 года в США вошел в широкое употребление термин food insecurity – нехватка продовольствия. Оказалось, что в категорию людей, страдающих от food insecurity, попадают не только нелегальные мигранты и сидящие на пособии наркоманы, но и огромное число работающих граждан. Это, например, многодетные семьи. Обычно основным добытчиком является отец, а матери в лучшем случае удается подрабатывать на полставки. Если отец теряет работу, это в буквальном смысле обрекает семью на голод.

Но то, что многие модные диеты, включая веганство, связаны с банальной нехваткой денег на продукты, признавать пока стесняются. В 2016 году к «новым голодным» относили 41,2 млн американцев. Неужели «страшилки», некогда изобретаемые советской пропаган

В принципе, американскую семью из среднего класса может поставить на грань выживания потеря работы любым из родителей – даже того, чья зарплата меньше. Дело в том, что подавляющее число таких семей выплачивает ипотеку за дом. Потерять ее означает лишиться буквально всего. Поэтому люди отказывают себе во многом, «по часам» выплачивая взносы банку.

«Снаружи наш дом сиял той же красотой, что и соседние дома, а внутри он хранил секреты голодающего среднего класса, – вспоминает 2009 год студентка университета Пенсильвании Александра Хейзел. – Великая рецессия расколола нашу жизнь. За одну ночь мы перешли со свежих продуктов на рис и консервы с истекшим сроком годности. Родители часто пропускали обед или ужин, чтобы еды хватило детям. Соседи кормили нас горячей едой, чтобы мы смогли дотянуть до конца недели. Но родители так хорошо хранили от нас этот секрет, что мы даже не понимали, что относимся к голодающим».

В 2009 году в условиях «нехватки продовольствия» жили более 50 миллионов американцев. По мере экономического восстановления эта цифра уменьшается – сегодня таких людей чуть больше 40 миллионов. Но вот что интересно: среди них все больше жителей «субурбии» – вроде бы процветающих районов обитания среднего класса, где вдоль тенистых улочек стоят те самые дома, «сияющие красотой».

В странах типа России участок, на котором стоит дом, можно было бы раскопать под грядки, вырастить картошку и кабачки, закрутить на зиму консервы. Однако американское муниципальное законодательство значительно ограничивает такую возможность. «Белые воротнички» вынуждены отоваривать талоны на еду или идти в благотворительные пункты раздачи продуктов за бесплатным рисом и макаронами. Сотрудники продовольственных банков Нью-Йорка рассказали CNN, что среди их «клиентов» все больше людей с хорошей профессией и высшим образованием – музыкантов, писателей, учителей.

Несмотря на нынешний экономический рост, представители среднего класса все чаще вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую работу или подрабатывать на фрилансе. А гнет постоянных выплат типа ипотеки, кредитов или коммуналки продолжает нарастать.

В группе особого риска находятся и те, кто вынужден снимать жилье. Арендная плата постоянно растет, а коммуналка дорожает, но, в отличие от ряда регионов России, где ее не платят годами, в США за просрочку моментально отключают и воду, и электричество. Примерно те же отношения и с рантье: если не рассчитался в срок – на выход. Так арендаторы оказываются перед выбором – или заплатить за жилье, или поесть. Обычно они выбирают первое.

«Стоит оказаться на улице, опека отнимет у тебя детей», – рассказала в августе 2017 года журналистам The Guardian Эми Найт – мать-одиночка, воспитывающая двоих детей и работающая на полставки. Не выдержав подорожание аренды сразу на 30%, она вернулась в дом родителей и теперь платит за аренду им.

Несмотря на то, что штат предоставляет семье продуктовые талоны, мисс Найт удается покупать только самую дешевую еду – макароны, рис, хлеб. От такого количества углеводов и Эми, и ее дети быстро набрали лишний вес. Именно так выглядит сегодня голод в странах «золотого миллиарда» – люди годами не могут позволить себе свежих фруктов, нормального мяса или рыбы, поэтому набирают лишний вес, а с ним и букет болезней.

Особенно остро все эти проблемы стоят в тех штатах, где недвижимость быстро дорожает. Так, в Орегоне цены на дома и арендная плата демонстрируют такую динамику, что число людей в категории food insecurity растет там даже сегодня. Эмми Найт как раз из Орегона.

Парадоксально, но американцы голодают даже в процветающей Силиконовой долине, где специалисты в сфере IT получают огромные зарплаты. Проблема в том, что их зарплаты стимулируют рост арендных ставок. В результате люди на неквалифицированной работе вынуждены тратить свои более скромные зарплаты на жилье практически полностью.

И три корочки хлеба

В декабре прошлого года журналисты все той же The Guardian поговорили с Карлой Перальтой, которая работает на раздаче блюд в кафетерии Фейсбука. Из своей зарплаты в 2850 долларов две тысячи она отдает за аренду крошечной студии, где живет вместе со своей маленькой дочерью. При этом ее зарплата считается большой, что не позволяет ей получить продуктовые талоны. Прибавьте к этому расходы на транспорт, мобильный телефон, интернет – и станет ясно, почему в конце месяца Карла часто заходит в пункты раздачи бесплатных продуктов.

О кризисе с нехваткой продовольствия в США говорят с 2009 года. Все ведущие СМИ сделали материалы на эту тему. Однако отчаяние людей не вылилось в массовые выступления – недоедания стыдятся, его хранят в секрете. Особенно те, кто причисляют себя к среднему классу, а это девять из десяти взрослых американцев.

«Глядя на меня, вы никогда не подумали бы, что у меня нет ни копейки, – пишет в журнале The Atlantic писатель Нил Гэблер, признаваясь, что принадлежит к тем 49% американцев, у кого в заначке на экстренный случай нет даже 400 долларов. – Да, я никогда и не сознаюсь вам в своей финансовой неуверенности или, как я это называю, «финансовой импотенции». У нищеты много общего с импотенцией – ее так же изо всех сил скрывают, притворяясь, что все идет отлично. Но по правде нищета еще более постыдна... Америка – страна лузеров и победителей, альфа-самцов и неудачников. Борьба с бедностью – это источник позора, ежедневное унижение, вариант социального самоубийства. Молчание – единственная защита».

Проблему голода в США уже назвали «тихим кризисом». Этим она напоминает период Великой депрессии. Люди тогда тоже голодали, но никогда не обвиняли в своих бедах общество. Они винили только самих себя и тихо умирали, не устраивая ни революций, ни бунтов.

Демографическая статистика Америки 1930-х годов недоступна, и некоторые историки предполагают, что страна в те времена пережила самый настоящий голодный мор. Только «тихий».

Образованные голодающие придумывают массу ухищрений, дабы скрыть тот факт, что им не хватает денег на постоянно дорожающие продукты. Из года в год растет число вегетарианцев и веганов – параллельно росту цен на продукты. Появляются совсем уже экзотические идеи – типа движения «фриганов», которые «принципиально» не покупают еду в магазинах и питаются только тем, что находят на свалках.

Если веганы объясняют свою диету защитой прав животных, то фриганы утверждают, что едят из помоек в знак протеста против безответственной потребительской цивилизации, выбрасывающей тысячи тонн вполне нормальной еды. Эта проблема действительно существует и тоже напоминает о Великой депрессии, когда тонны продуктов уничтожались буквально на глазах у голодающих людей. В современных США ежедневно выбрасывается до 40% от всего продовольствия. Этого вполне хватило бы, чтобы накормить всех голодных в стране и отослать остатки голодающим Африки.

На таком фоне большой популярностью пользуются кулинарные книги, авторы которых специализируются на готовке самых дешевых блюд и учат читателей составлять бюджетное меню для всей семьи. Только недавно в Англии, где средний класс пойман в ту же ловушку растущей аренды и дорожающих продуктов, вышла книга Эми Шеппард, которая предлагает недельное меню ужинов. Каждый из них стоит 1 фунт (79 рублей) на человека. Это, например, кружка супа, сваренного из замороженной кукурузы. Или макароны с помидорами.

Эми не учла и расходы на чай, кофе, хлеб, масло, муку и прочую бакалею. Читатели разругали ее книгу: «Банки тунца не хватит на неделю семье из четырех человек. Ее моему коту на один раз не хватает!» Однако спрос на бюджетную кулинарию продолжает расти.

Пару лет назад звездой дешевых домашних рецептов в той же Англии стала Джек Монро, запустившая блог под псевдонимом «Девушка по имени Джек». Когда она осталась без работы и вместе с маленьким сыном выживала на пособие, ее задачей было прожить на 10 фунтов в неделю, но питаться при этом вкусно и здорово. Читателям понравились ее секреты выживания. Монро учила, как выискивать в супермаркетах продукты со скидкой и готовить из них по всем правилам высокой кухни. Славу ей принес рецепт «пасты песто» за 42 пенса порция – это простые макароны с чесноком и зеленью, но написан рецепт живо и увлекательно.

Впоследствии Монро объявила себя лесбиянкой, раскрутилась в СМИ, сошлась с владелицей лондонского ресторана, попала в психушку, вышла из нее и теперь продолжает радовать своих поклонников дешевыми рецептами. Из последнего – омлет, приготовленный в микроволновке, и овсянка на воде. Рецепты предназначены для тех, кто настолько беден, что, помимо микроволновки, никакого другого кухонного оборудования не имеет.

Английские и американские СМИ с готовностью поддерживают эти тренды. То и дело в самых серьезных изданиях появляются заголовки типа «Этот парень тратит на еду 2,75 доллара и ест как король!». Так модные пищевые эксперименты позволяют выдать нужду за добродетель. Готовя по рецептам Монро, средний класс утешает себя тем, что креативно подходит к еде. Добывая пропитание из помойки, уговаривает себя, что сражается за экологию.

Это позволяет справиться с позором нищеты. И надежно предохраняет общество от голодных бунтов.

Мода начала 21 века – это дерзкое нарушение тех правил и тенденций в стиле, которые сформировались на протяжении предыдущего времени. Расширяются границы допустимого, разрешается совмещать несовместимое. Если бы в конце прошлого века кто-либо осмеливался так комбинировать стили в одном комплекте, то он рискнул бы быть не понятым и записанным в разряд «чудаков» или же безвкусно одетых людей.

Смешение стилей в моде 21 века – один из факторов, составляющих цельный образ. И создавая комплект в едином стилистическом решении, вы не будете на 100% правы – как раз модный в 21 веке образ собирательный, и состоит из вещей не просто разных по стилю, но и разных по временным эпохам.

История моды 21 века еще не написана, но основными тенденциями, которые диктуют нам мировые подиумы и фешн-блоггеры, являются смелость и склонность к экспериментам, что позволит создать свои неповторимый стиль. Причем тенденции моды 21 века в России кардинально не отличается от Европейской моды 21 века.

Время перемен

Почему же столь радикальные перемены? Очевидно, что мода находится в тесной связи с политической и экономической ситуацией. Свою роль также играют свобода в основных сферах жизнедеятельности, легкость перемещений и путешествий, и переплетение разных культур на территории одного государства.

Ну и если смотреть правде в глаза – в индустрии моды назрел кризис новаторства. Вот и стала актуальна тенденция к обновлению «старого, хорошо забытого», и комбинированию уже давно изобретенных вещей в оригинальный комплект, то есть взгляд под «новым углом».

Главными новшествами в комбинировании стилистических направлений в 21 веке являются ношение футболок с принтом в сочетании с классическим костюмом; летние платья с байкерскими куртками из денима или кожи и массивными военными ботинками; классический стиль в миксе с этникой, а кружево – со стилем .

Чувство вкуса

Но, несмотря на кажущуюся «кашу» в переплетении стилей, довольно просто понять, что человек не бездумно совмещает определенные вещи, и основной критерий для этого – чувство вкуса и меры. Чуть-чуть выйдете за грани дозволенного – и вы выглядите нелепо.

Прежде всего, учитывайте особенности фигуры и цветотип вашей внешности, не игнорируйте погодные условия и время года, ну и самое главное – уместность вашего наряда поводу и месту. Не комбинируйте больше 2 стилей. Классика уместна практически всегда, поэтому проще всего создавать комплекты на ее основе.