Золотые руки мастеров: народные промыслы татар. Сохранение народных промыслов - путь к долголетию

Культурное наследие Татарстана - это культура многонационального народа проживающего в Республике. Но многочисленная татарская диаспора проживает за пределами современного Татарстана. В большинстве случаев эту диаспору как часть татарского народа не учитывают рассматривая вопросы сохранения,развития и возрождения культуры и искусства Татарстана. .
Но проживая за пределами исторической Родины мы никогда не считали себя элементами другой культуры. Многонациональная политика бывшего Советского Союза разбросала представителей разных национальностей по всей территории СССР. В Узбекистане с начала 20 века проживала достаточно многочисленная диаспора казанских татар. Число переселившихс

в Узбекистан татар резко возросло после установления Советской власти.
Мы смогли интегрироваться в местную специфику жизни, воспринять культуру и обычаи региона. Но для всех живущих здесь мы всегда оставались в первую очередь именно казанскими татарами. То что татары - " казанские "- непременно подчеркивалось, что бы провести грань между проживающими здесь крымскими татарами переселенными в Узбекистан в период Великой отечественной войны. Мы сохранили свои обычаи, язык, культуру,образ жизни, национальные блюда...и многое другое, что считали своим, родным, неотрывным от самого Татарстана. Возможно о нас и не так часто вспоминали в самом Татарстане, считая что мы тут живем наверное сами по себе.... Но мы не просто жили, а образом своей жизни показывали и пропагандировали коренному населению, да и многим другим народам живущим в Узбекистане наш татарский образ жизни и нашу татарскую культуру.
Одно из приоритетных направлений в развитии Татарстана - возрождение, сохранение и развитие национального культурного наследия, народных промыслов, декоративно прикладного искусства. Возможно Вам было бы интересно то, как сохраняются и возрождаются народные промыслы в диаспорах татар проживающих вне Татарстана. Для просмотра ассортимента моей сувенирной продукции по тематике Татарстана пройдите по ссылке татарские кожаные сувениры nbsp; или сувениры ручной работ . На основе представленных работ видно что все они разработаны на основе татарского фольклорного и этнографического наследия.
«Портмоне кожаное сувенирное. »

«Кожаная сувенирная сумочка с гербом Казани. » Народное творчество являясь одним из проявлений национального самосознания показывает на неразрывность связи культур татар проживающих в диаспорах, с культурой исторической Родины.
У нас здесь (в Ташкенте) есть и другие татары занимающиеся народными промыслами и ремеслами. Возможно в будущем на одной из выставок или каком либо ином мероприятии Палате ремесел Татарстана будет интересно на нашем примере показать сохранение, возрождение и развитие декоративно-прикладного искусства татар в диаспорах вне пределов исторической Родины.
_________________

татарский культура мектебе ткачество

Главной определяющей чертой которого является коллективный характер творчества, проявляющийся в преемственности многовековых традиций. Преемственны прежде всего технологические приемы ручного труда, передающиеся от поколения к поколению народных мастеров. Произведения традиционного ручного труда доносят до нас многие художественные образы, связывающие наше время с культурой древности. Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу национальной культуры.

Издревле, изготовляя необходимые в быту предметы, мастер стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т.е. делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты. Эта синкретично характерный для искусства, которое было неотделимо от народного быта.

Татарское народное декоративно-прикладное искусство, являясь частью как материальной, так и духовной культуры этноса, включает в себя различные виды художественного творчества, связанные с оформлением жилища, костюма, традиционной обрядовой и праздничной культуры. В течение столетий татарское народное художественное творчество сложилось в своеобразный синтез оседло-земледельческой и степной кочевнической культуры. В наиболее развитых видах народного искусства татар (кожаная мозаика, золотное шитье, тамбурная вышивка, ювелирное искусство, закладное ткачество) четко просматриваются традиции древних оседлой городской и степной кочевой культур. Особая роль в формировании этого искусства принадлежит Казанскому ханству - государству с высокоразвитыми ремесленными традициями, истоки которых связаны с городскими ремеслами Волжской Булгарии и Золотой Орды. После распада Золотой Орды кочевая стихия захлестнула ее некогда мощную и яркую городскую культуру. И только в оседлых районах, прежде всего в Казанском ханстве, ее наследие было воспринято, продолжало жить и развиваться, постоянно обогащаясь и подпитываясь традициями местного финно-угорского и славяно-русского населения, достигнув наивысшего расцвета в ХVIII - середине ХIХ вв.

Новости из мусульманских республик

21.01.2017

Традиционные виды народных ремёсел татарские мастера передавали из поколения в поколение. Какие из них оказались утеряны и почему, а какие удалось сохранить, рассказывает «АиФ-Казан».

Среди предков татар было много ремесленников. Мастера жили практически в каждой деревне. Были и те, чьи изделия были на вес золота. Таких умельцев знали далеко за пределами села.

Увы, многие виды ремёсел предки татар растеряли ещё до революции 1917 года. К началу XX века перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Лишь в некоторых деревнях мастера продолжали вышивать золотом на головных уборах - тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева. Дольше всех «продержались» резьба по дереву, простое узорное ткачество, вышивка, чернение по серебру, изготовление кожаной мозаичной обуви.

В 1920-х годах татарские мастера-ремесленники объединились в артели. По ним можно проследить географию бытования народных промыслов на территории республики.

Золотное шитьё - Казан.

Кожаная мозаика - Казан.

Вышивка - Казан, Кукморский район, Чистополь.

Узорная обувь - Казан, Арский, Лаишевский, Пестречинский, Дубъязский (ныне Высокогорский) районы.

Ткачество - Мензелинск, Набережно-Челнинский (Сармановский), Алексеевский, Лаишевский районы.

Войлочное ковроделие - Дубъязы (Высокогорский район).

Резьба по дереву - Сабинский, Мамадышский районы.

Кружевоплетение - Рыбная Слобода.

Ювелирный промысел - Казан, Рыбная Слобода.

Художественный металл - Арск.

Керамика - Лаишевский район.

Как раскулачивали ткацкие станки

В 1920-х годах татарские ремесленники начали работать в артелях. Именно тогда наши мастера прославились на весь СССР, а также в Европе и мире, ведь их изделия шли на экспорт. В те годы работы татарских умельцев выставляли в Париже, Монце-Милано, Лейпциге, Риге, Праге, Вене.

На Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году их творчеству посветили целый павильон Татарской республики. Посетители увидели тамбурную вышивку, головные уборы, вышитые серебряной канителью, ювелирные украшения, керамические кувшины, резные деревянные блюда и шкатулки. А на выставке «Искусство народов СССР» мастера представили изделия в технике художественного ткачества, золотного шитья, кожаной мозаики и других.

Всё изменилось к началу 1930-х. Старожилы вспоминали, что в татарских сёлах, которые славились художественными ремёслами, мастеров-ювелиров, ткачих, ковровщиц причислили к кулакам. При раскулачивании сожгли ткацкие станки и другие старинные ремесленные инструменты и орудия. Кто-то продолжал заниматься ремеслом тайно, но большинство предпочло не рисковать.

Тем не менее, в 1980-х годах исследователи отмечали, что традиционные виды народного творчества всё-таки сохранились как домашние ремёсла. Своими руками делали в основном то, что нужно в быту - ткали половики и коврики, плели утварь из лозы, вешали на окна резные наличники. А вот тамбурной вышивкой, ковроделием, чернением по серебру занимались только мастера-одиночки. Но техники и узоры, которыми пользовались ремесленники, всё же изменились. Чему же отдавали предпочтения татарские мастера в старину?

Закладное и браное ткачество

На деревянных станках вручную ткали узорные полотна из разноцветных льняных, конопляных и шерстяных нитей. Исстари нити окрашивали растительными, а позже анилиновыми красителями. Татарские мастерицы пользовались своими ткацкими приёмами, знали, как правильно заправить нити в станок, чтобы сложился даже самый сложный узор браного ткачества. Широкие белые полотенца с красными узорами использовали для различных обрядов, например, свадебных или во время встречи гостей хлебом-солью.

Ручное ковроделие

Наверное, многим доводилось видеть в деревнях клетчатые дорожки. Чтобы сделать их, мастерицы месяцами собирали лоскуты ткани, сортировали их по цветам и сматывали в клубки. В старину на ручных станках ткали не только половики, но и яркие ковры. Орнаменты были обычно крупные, геометрические в зелёно-голубых и золотисто-жёлтых тонах. Для контраста фон ковра, чаще всего, был тёмным. Ткали обычно несколько полотнищ, которые затем соединяли и обшивали каймой. Кстати, ковры и настенные панно делали и из войлока.

Тамбурная вышивка

Одним из древнейших видов художественного творчества татар считается вышивка. Ею украшали предметы быта, народные костюмы. Тамбурной вышивка называлась по типу используемого в ней шва, похожего на цепочку с простым якорным плетением. Тамбурным швом выполняли контуры узоров и заполняли крупные элементы - лепестки, листья. Чтобы ускорить процесс, мастерицы использовали не обычную иглу, а крючок.

Золотное шитьё

Такая вышивка украшала головные уборы, платья и камзолы, покрывала и хасите - нагрудная перевязь. Букеты, золотые перья вышивали на тонком бархате, велюре, а иногда на шёлке и других тонких тканях, а также на коже. Использовали не только металлические золотые и серебряные нити, но и канитель - тонкую проволоку, закрученную в спираль. С течением времени нити из серебра и золота применяли всё реже, обычно это были медные нити с покрытием.

Вышивка болгарским "крестом"

Этот вид вышивки более поздний, был распространён и в XX веке. Болгарский "крест" напоминает обычную вышивку "крестом", только кресты накладываются один на другой таким образом, что получается элемент, похожий на восьмиконечную снежинку. "Крестом" раньше вышивали, например, свадебные и другие домотканые рубахи, полотенца, наволочки, занавески, скатерти.

Кружевоплетение на коклюшках

Самые известные кружевницы жили в Рыбной Слободе и Пестрецах. Кружевные салфетки, дорожки, воротники плели ещё крепостные крестьяне, их работы продавали даже за границу, называя их «брюссельскими» кружевами. Были на изделиях и геометрические узоры, и растительные орнаменты, изображения животных. В Рыбной Слободе кружевные изделия окаймляли толстой нитью, что отличало изделия от работ других мастеров. В начале XX века татарские кружевницы получили престижную награду на выставке в Чикаго.

Кожаная мозаика

Этот старинный промысел татар получил мировое признание. Татарские мастера в основном делали узорные сапоги - ичиги из разноцветных кусочков кожи, собранных в растительный, цветочный орнамент. Говорят, даже торжокские золотошвейки, пытаясь угнаться за татарскими умельцами, стали украшать обувь золотным шитьём. Позже стали делать туфли, подушки, кисеты и другие изделия в технике кожаной мозаики. Этот промысел жив по сей день.

Керамика

Была распространена у казанских татар до XVI века, а возродилась только в середине XX века. В старину мастера делали не только посуду для повседневного использования - кувшины, блюда и другое, но и облицовочную глазурованную плитку с геометрическим и растительным узорами и декоративные кирпичи с бантами, которые использовали для оформления в строительстве. Для красоты кувшины покрывали белой, красной или серой глиной, наносили полосы, с помощью которых создавали рисунок. Каждый мастер клеймил свою работу, по этому знаку можно было узнать руку умельца.

Художественная обработка металла

Из меди, бронзы, серебра предки татар делали домашнюю утварь, украшения для одежды, оружия, конской упряжи. Использовали разные техники - литьё, чеканку, тиснение, штамповку, гравировку по металлу. С XVI века мастера перешли на изготовление различных сосудов, подносов, кованых сундуков. Медники, как называли мастеров художественной обработки металла, были в каждой татарской деревне. Большинство из них чеканили кумганы - кувшин с узким горлом, носиком, ручкой и крышкой. Носики кумганов выполняли, например, в виде голов животных и птиц.

Ювелирный промысел

Предки татар в совершенстве владели техниками чернения, литья, гравировки, чеканки, штамповки, инкрустации самоцветами, гравировки на самоцветах, огранки драгоценных камней. Самая тонкая работа доставалась филигранщикам. Они выполняли украшения, например, в технике бугорчатой скани - когда золотые и серебряные проволочки заканчивались несколькими завитками, объединёнными в конус. Центром производства таких сложных украшений была Казань. Делали чернёные по серебру браслеты, ажурные украшения для волос - чулпы, которые вплетали в косы. В каждом изделии настолько была заметна рука мастера, что ювелиры даже не ставили своё клеймо, мол, итак все узнают. Старинные перстни, кольца, серьги в татарских семьях хранят как реликвии. В кряшенских деревнях сохранились женские нагрудники из чеканных монет и блях.

Резьба и роспись по дереву

Мастера делали из дерева бытовую утварь - сундуки, посуду, прялки, конские дуги, тележки. Использовали дуб, берёзу, клён, липу, осину, сосну. Для этих изделий были характерны нарядные резные орнаменты и яркая цветная роспись. В начале XX века многие мастера промышляли деревянными расписными ложками с растительными узорами. В советские годы появилось такое понятие, как «татарская хохлома». Сувенирные изделия под хохлому производили в цехах при леспромхозах. В действительности же предки татар не использовали в росписи по дереву чёрный фон, характерный для хохломы. Чёрный цвет в росписи по дереву вообще использовали редко, только для разделения элементов. Чаще брали ярко-красные, оранжевые, золотые краски,

Есть в Алексеевском районе предприятие, где мало того, что все делают в ручную, так ещё и на артефактах. Станки, как и способ производства здесь не менялись с момента основания. Раньше были тысячи ткацких фабрик по всей стране. Постепенно ручной труд стали считать пережитком прошлого, заменили машинным. Фабрика ручного ткачества в Алексеевском районе Татарстана, одна из трёх в России, которая существует до сих пор. И самая старая из этих трёх. Фабрике в Шахунье 45 лет, в Череповце 77 лет, Алексеевской будет 90.

За 90 лет здесь поменялись только люди и сырье. Все остальное - станки, здание с тех времён. Располагается фабрика на втором этаже. Раньше занимали и первый, но пришлось отдать в аренду продуктовому магазину. Руководство говорит, что арендная плата помогает выжить, производство прибыльным не назовёшь - продукция на любителя. Хотя стоит фантастических денег. К примеру, полотенце сотканное в бранной технике (это самая трудоемкая работа, когда каждую ниточку ткачиха вручную вплетает в полотно, создавая узор) стоит 5500 рублей. Это средняя цена, в зависимости от сложности узора стоимость может доходить до 10 тысяч! Но есть и бюджетные варианты - по 300-500 рублей.

Сказать, что это большую прибыль нам приносит, что на этом можно заработать - нет. Легче закрыть производство, как многие сделали. Просто республика поддерживает народные промыслы - заказами обеспечивает, все гости, которые приезжают в Татарстан получают подарочные наборы - скатерти, салфетки. Ни один сабантуй без именного полотенца-рушника не обходится, - говорит Елизавета Терентьева, менеджер Алексеевской фабрики ручного ткачества.
За станками 10 мастериц, несмотря на высокую цену, по которой продают их товар, зарплата у них не высокая - 10 тысяч рублей в месяц. Поэтому и работают здесь одни пенсионеры.

Алексеевская фабрика - это, пожалуй, единственная фабрика в истинном понимании этого слова - имеющая сотрудников, помещения. Все остальные, например, фабрика национальной обуви в Арске, «рассыпались» на частных предпринимателей. Это выгоднее - мастерскую можно обустроить прямо в квартире, ручной труд не требует больших площадей. Но только до того момента пока мастер не обрастёт заказами. Вот тогда нужно нанимать сотрудников, арендовать помещение. Правда до этой стадии редкий бизнес доживает.

Я занимаюсь татарской кожаной мозаикой третий год. До этого - с 1992 года я был сапожником. Первый год самый тяжёлый. На этой стадии все закрываются - изделия тяжело реализовать, пока кто узнает чем ты занимаешься… Меня поддерживало моё ателье, я занимался ремонтом обуви и только поэтому выжил, - рассказывает историю своего дела мастер Рустем Емелеев. Он шьет обувь, сумки, кожгалантерею с татарским национальным орнаментом.

Ичиги - татарские сапоги стоят 30 тысяч рублей. Чувяки - «балетки» по современному - 2500. 70% от этой суммы расходные материалы, зарплата, аренда, налоги. 30% наценка производителя.

Иногда в сувенирные магазины отдаём по оптовой цене и там прибыль 8-10%. Так бывает зимой, когда не сезон. Идёшь к оптовикам только ради денежного оборота. Сказать, что это прибыльный бизнес нельзя - продал товар, купил материал, заплатил зарплату, - говорит Емелеев.

Мастеров народных промыслов в Татарстане поддерживают на государственном уровне. В прошлом году Рустем Емелеев получил грант в 300 тысяч рублей, в этом тоже планирует подать документы.

Для надомников - это очень хорошие деньги, но для производителей - это мало, хотя и на этом большое спасибо, я швейные машины на эти деньги обновил, - рассказывает предприниматель.

Государственную поддержку получают именно мастера, которые работают по традиционным методикам. Общий объем грантов - 3-4 млн рублей в год.

Есть изделия художественных промыслов, а есть сувенирная продукция. На сувенирной тюбетейке золотой краской наштамповали рисунок, а на тюбетейке от мастера золотое шитье. «Сувенирка» стоит 200 рублей, а изделие народного художественного промысла от 1000 рублей. По стоимости оно не может конкурировать с сувенирной продукцией, поэтому мастерам, которые занимаются традиционными ремёслами оказывается государственная поддержка. Иначе мы можем потерять этих мастеров, утратить технику, - говорит Нури Мустафаев, директор ГБУ «Центр развития народных художественных промыслов и ремёсел Республики Татарстан».

Впрочем, за грантами бегут не все. Ремесленники жалуются на сложную процедуру отчётов и называют гранты «крючком», на который их хотят посадить.

Ты за него должен отчитаться - куда потратил, что купил, сколько людей взял на работу, сколько денег заработал… А если не заработал, потому что не смог продать? Я занимаюсь резьбой по дереву, мне нужен хороший ЧПУ станок, он стоит 1,5 миллиона рублей, а дают только 300 тысяч. Мне не хватает, я должен добавить. Но свои деньги по договору добавить я не могу, надо взять у них же кредит. Зачем это мне нужно? - размышляет мастер резьбы по дереву Александ Гаврилов.

По словам Гаврилова гранты хороши для тех кто занимается «мелочью» - они смогут отбить деньги быстро.

Кто покупает изделия художественных промыслов? Дорогие эксклюзивные вещи туристы в Казани редко покупают. Эти товары обычно реализуют на выездных выставках или мероприятиях, которые устраивают татарские организации зарубежом или в регионах России. Среди туристов в Татарстане хорошо расходятся недорогие вещицы ручной работы - украшения, предметы одежды - их берут для себя и на подарки.

Самый ходовой товар - это тот который можно использовать или носить - одежда, кошельки, чашки, тарелки. Вот это люди покупают. Предметы искусства - нет, - советует Нури Мустафаев тем, кто собирается заняться народными промыслами. Причём, ориентироваться лучше на женщин - они оставляют в лавках больше денег, чем мужчины. Максимум на что тратится сильный пол - магнитик. Но магнитики если они сделаны не в ручную из кожи, дерева или металла и не имеют ярко выраженного национального орнамента, к народным промыслам отношения не имеют - это сувениры.

Эти слова подтверждает и Гаврилов. Для художников сейчас не самые лучшие времена.

Раньше мы делали яблочки деревянные, которые все любили. Но сегодня даже они не продаются. Я их поставил за 800 рублей, они 8 месяцев стоят и не продаются. Скорее всего не до художественных произведений сейчас - поесть, одеться, отдохнуть съездить. Вот о чем люди думают, - говорит мастер.

Сейчас Гаврилов кроме яблок пытается продать панно из дерева «Шурале». Над ним он работал 3 года. Первоначально установил цену 2 миллиона рублей, сейчас снизил до 1,2 миллионов. Ждёт покупателей.

Кстати о магнитиках. Пока все магнитики, кружки, ложки с видами казанских достопримечательностей - то, без чего не уезжает ни один турист - из Китая. В Поднебесную отправляют каталоги с изображениями, обратно вагонами везут готовую продукцию. Сейчас хотят изменить ситуацию. Полностью перейти на собственное производство не получится, делать все здесь - это слишком дорого. Поэтому хотят начать с того, что там закупать только фурнитуру, а орнамент наносить уже здесь.

1 июля мы объявим конкурс на лучший сувенир Татарстана. Это будет способствовать тому, чтобы сувенирная продукция стала ярче и разнообразней. Мы надеемся, что вытесним с рынка китайскую продукцию, - говорит директор ГБУ «Центр развития народных художественных промыслов и ремёсел Республики Татарстан».

На сегодняшний день в Татарстане в народных художественных промыслах трудятся 1500 человек. Ни одно ремесло не утеряно, но утерян вкус у потребителя. Он не видит разницы между штамповой и настоящей ручной работой, сетуют художники, и часто выбирает китайскую подделку вместо произведений искусства. Чтобы показать разницу, в лавках художники начали выставлять рядом со своими изделиями дешёвые аналоги. Цель двойная, а не только чтобы просветить покупателя. «Накрутка» на них 100% - 200%, но получается все равно намного дешевле, чем собственный продукт. Доход с их продажи помогает оправдать свои затраты.

Богатство и многообразие художественного таланта татарского народа наиболее ярко выражено в декоративно-прикладном искусстве. Сама окружающая природа, условия жизни, уклад семьи татарского народа влияли на создание и развитие народных художественных промыслов и ремесел.

Раушания САУБАНОВА, директор Профессионального училища №40

Золотым фондом татарской культуры являются художественные промыслы по обработке дерева, производство вышитых головных уборов, кожаная мозаичная обувь, ювелирные изделия, вышивка.

Фольклорные и экзотические мотивы в резьбе по дереву, в кожаных изделиях, золотном шитье, вышивке - все это стало сейчас суперсовременным, модным и востребованным.

Предположим, есть у человека желание научиться делать молитвенные коврики «намазлык» с золотым шитьем или с кожаной мозаикой; головные уборы: тюбетейки, каляпуши, калфаки расшитые золотом, бисером, канителью; или научиться шить современную одежду с применением вышивки, а также вырезать художественные изделия из дерева, или лепить из глины. Куда ему с этим желанием податься? В Казани есть такое профессиональное учебное заведение, где можно получить перспективную, востребованную на рынке труда профессию ‑ это Профессиональное училище №40, которое находится по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, 9.

Это училище, можно сказать, уникальное, оно сосредоточило в себе два взаимодополняющих профиля: торговый и художественный. Профессиональное училище ведет качественную подготовку специалистов в области декоративно-прикладного искусства: резчиков по дереву, вышивальщиц (с умением выполнять золотошвейные работы), портных, художников-оформителей, изготовителей художественных изделий из кожи, изготовителей художественных изделий из керамики, а также подготовку продавцов.

Профессиональное училище №40 было организовано в октябре 1963 года по торговому профилю. С 1992 года училище перепрофилировано в училище народно-художественных промыслов и торговли.

Сейчас перед училищем стоит задача возрождения татарских народных промыслов. Это, прежде всего, - вышивка тамбуром и золотное шитье, искусство мозаики по коже, резьба по дереву, роспись по дереву, керамика.

У истоков возрождения национальной вышивки стояла Софья Даниловна Кузьминых - заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. В Музее профессионального мастерства училища представлены эксклюзивные работы данного мастера.

Продолжателем народных традиций в ручной вышивке является мастер производственного обучения Лейсан Рашитовна Хазиева, которая стала победителем конкурса «Мастер года-2010» и является дипломантом конкурса научно-исследовательских работ в номинации «Педагог XXI века».

Творческий педагогический коллектив училища возглавляет Раушания Киямутдиновна Саубанова, кандидат педагогических наук, доцент. Она инициативная, творческая, энергичная, деловая личность.

Раушания Киямутдиновна за небольшой отрезок времени успела многое

‑ организовала Музей профессионального мастерства, создание web-сайта училища, электронный музей, красочное оформление фасада училища.

Понимая важность возрождения и сохранения народных художественных промыслов в Республике Татарстан, опираясь на Республиканскую целевую программу сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в РТ на 2009-2011 гг., Р.К. Саубанова добилась решения вопроса о реорганизации Профессионального училища №40 и Профессионального лицея №34 в форме слияния и создания ГБОУ НПО РТ «Профессиональный лицей народных художественных промыслов».

Директор учебного заведения Раушания Саубанова считает, что без поддержки и помощи правительства Республики Татарстан невозможно будет решить вопросы сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в республике.

Коллектив училища неоднократно награждался дипломами региональных, всероссийских, и международных специализированных выставок-ярмарок: «Алтын куллар», «Город мастеров», «Снежный барс», «Арт-галерея», «Казанский кот», «Кузьминки», «Образование. Карьера», «Вятские мастера», «Этномириада», «Этнодар», «Каравон» ‑ за творческий подход, за активную работу по возрождению татарских народных художественных промыслов, за пропаганду народных ремесел.

В 2013 году в Казани будет проходить Универсиада. Руководство учебного заведения понимает важность этого события и актуальность изготовления сувенирной продукции. В связи с этим в училище активно ведется работа по улучшению материально-технической базы, укрепляется педагогический коллектив, вводятся новые специальности, такие как реставратор строительный, изготовитель художественных изделий из металла, мастер народных художественных промыслов (кружевница, вышивальщица), закройщик, модистка головных уборов, ювелир.

В училище большое внимание уделяется культуре свободного времени обучающихся. Воспитательную работу успешно ведет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Алексеевна Пелитминцева, удостоенная гранта Правительства Республики Татарстан в номинации «Опора и авторитет». В учебном заведении более пяти лет действует студенческий клуб «Перекресток», где подростки с удовольствием занимаются общественной работой. Они активные участники всех культурно-массовых мероприятий: КВНов, смотров художественной самодеятельности, конкурсов декоративно-прикладного искусства, профессиональных конкурсов «Золотые руки», Всероссийского конкурса творческой молодежи «Пропилеи искусства», Международного конкурса «Между Волгой и Уралом».

Художественный экспертный совет Палаты ремесел РТ по народным художественным промыслам неоднократно отмечал творческую работу коллектива Профессионального училища №40 почетными грамотами и дипломами.

Александр ИВАНОВ