Картины с масленицей. Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников

«Масленица в картинах русских художников»

Для того чтобы лучше представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад, мы предложили посмотреть картины известных художников. Это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников- Л. Соломаткина «Масленица», А. Степанова « Катание на Масленицу», П. Грузинского « Масленица», Ф. Сычкова « Катание с гор», К. Маковского «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

С картин Б. Кустодиева на нас взглянули -деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Рассмотрели картину В. Сурикова "Взятие снежного города", в которой художник изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Посетители филиала познакомились с книгами Русского музея: «Праздники по-русски», « Из русской жизни XVIII- начало XX века».

«Масленица в картинах русских художников»

Для того чтобы лучше представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад, мы предложили посмотреть картины известных художников. Это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников- Л. Соломаткина «Масленица», А. Степанова « Катание на Масленицу», П. Грузинского « Масленица», Ф. Сычкова « Катание с гор», К. Маковского «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

С картин Б. Кустодиева на нас взглянули -деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Рассмотрели картину В. Сурикова "Взятие снежного города", в которой художник изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Посетители филиала познакомились с книгами Русского музея: «Праздники по-русски», « Из русской жизни XVIII- начало XX века».

После длительного воздержания во время строгого Рождественского поста, после шумных новогодних застолий и светлой радости самого Рождества Христова, после идущих за ним следом крещенских праздников, наступает разудалая Масленица. Придя к нам через столетия, она воспринимается сейчас не только как дань старинным традициям, но и как приобщение к неким сакральным действам.

Отголоски язычества

Как только ни называют этот удивительный период времени в конце февраля - начале марта, на грани зимы и весны, развеселых и сытных угощений перед длинным Пасхальным постом славянские народы! И в церковном календаре, и Блинницей-Объедухой в народе! Удалые народные гуляния, катание на санях и кулачные бои, торжественное шествие с чучелом Масленицы и сжигание ее в честь проводов уже успевших надоесть простому люду снегов и морозов - все эти красочные, эмоциональные действа привлекали внимание многих представителей искусства. Особенно же живое и яркое воплощение нашло отражение праздника в живописи. Изучая художественные полотна, мы сталкиваемся с редким явлением: у разных русских художников есть картина «Масленица». Почему они дали своим работам одинаковые названия, в чем состоит отличие каждой - об этом мы с вами и поговорим в данной статье.

История и традиции

В дохристианский период жизни восточных славян, нынешних русских, украинцев и белорусов, наступление нового года было связано с весенним равноденствием, пробуждением природы, началом нового цикла жизни, культом плодородия и памяти предков. Земледельцы, коими по своему образу жизни, в основном, и были древние славяне, в полной мере зависели от урожаев на своих полях. Картина «Масленица» Семена Шемякина (2001 год) отражает один из важнейших элементов праздника - сжигание соломенного чучела, пепел от которого развеивался по всем крестьянским наделам. Считалось, что таким образом люди повышают плодоносность земли, стимулируют ее плодородное начало.

Второе значение обряда

Другая картина «Масленица» - еще одного современного художника Анатолия Николаевича Шелякина (2005 год) заостряет наше внимание на другом смысловом моменте праздника. Создание семьи и рождение детей, продолжение рода - в этом, по мнению древних, главное предназначение человека. Поэтому на Масленицу поощрялись различные забавы, во время которых молодежь могла свободнее проявлять свои чувства. Традиции чествовать парней и девушек, молодых мужчин и женщин, способных дать потомство, тесно связаны все с тем же культом плодородия и возрождения жизни. Отсюда пошли и масленичные смотрины молодоженов, и катания в санях молодежи обоего пола, и даже шуточные преследования холостяков.

Связь со своим родом

И, наконец, картина «Масленица» тоже нашей современницы - Анны Черкашиной (2002 год). Она адресует зрителя к третьему смысловому аспекту праздника - поминанию ушедших в мир иной предков, прощение обид, которые в течение года члены семьи, родные и знакомые, соседи вольно или невольно причиняли друг другу. Блины как главный элемент масленичного стола на картине Черкашиной особенно точно отражают древнеславянскую поминальную суть праздника.

Мастер жанра

Целую серию картин под общим названием написал замечательный художник Масленица у него представлена в разных вариантах, но с одинаковой степенью талантливости и точной передачей своеобразного колорита празднества. Цикл произведений создан за сравнительно небольшой период в 4 года - с 1916 по 1920 г. 5 полноценных полотен и 2 варианта одной и той же картины, исполненной в разной цветовой гамме, подчеркивают особый интерес художника к выбранной теме. Как к ее воплощению подходит Кустодиев? «Масленица» 1916 года (одна из картин этого времени) - это типично русский Небо расцвечено закатом и полыхает багрянцем и золотом. Его лучи сияют на заснеженных крышах и мостовых, зажигают радужные огни на укутанных в мохнатые шубы деревьях. Высятся купола и шпили церквей, устремленных в поднебесную высь. А на улицах гомонит и веселится народ, шумит ярмарка, не желая расходиться, мелькают карусели, проносятся расписные сани. Широкая русская душа, молодецкая удаль и жизнелюбие - таков эмоциональный фон картины. Она заряжает оптимизмом и бодростью, будоражит воображение зрителей и пробуждает желание изучать быт, историю и традиции своего народа. Конечно, наше описание картины «Масленица» далеко не полно. Но надеемся, оно пробудит любопытство читателей статьи, и им тоже захочется побольше узнать о русской старине и русском искусстве.

Вместо послесловия

Как видим, картины художников «Масленица» разнообразны по жанру и исполнению. Пейзажи и натюрморты, портретные зарисовки, стилизация под народный лубок в работах мастеров отечественной живописи не только приоткрывают нам отдельные моменты культуры, быта и верований предков, но и приближают прошлое, делая его понятным и родным. Искусство, словно машина времени, переносит нас из одной эпохи в другую, не позволяя потерять связь со своими корнями и заставляя в который раз почувствовать свою кровную связь со всем человечеством.

Некоторые авторы в центр внимания помещали гостей гуляния: Ф. В. Сычков не раз на картинах, связанных с масленицей , давал близкие планы крестьян. В произведении «Праздничный день» (1941 г.) он изображает юных девушек, ряженых для праздника и радостных. На полотне под названием «Пляска» (1911 г.) запечатлен беззаботный танец мужчины и женщины, на которых смотрят любопытные прохожие. Картина наполнена людьми так густо, что пейзаж практически полностью отсутствует.

Живописные творения русских мастеров XIX-XXI вв. дают нам возможность представить, как проходили народные гуляния в каждый из дней масленичной недели. Например, Ф. В. Сычков в картине «Праздничная забава» (1911 г.); А. С. Степанов в «Катании на масленицу» (1910 г.) - представляют нам веселье в конце недели - на «разгуляй», первый и самый веселый день широкой масленицы, начинающейся в четверг и завершающейся в воскресенье.

Гравюра конца XIX века К. Крыжановского (по рисунку Н. И. Соколова) «Прощеный день в крестьянской семье» - воспроизводит эпизод из заключительного дня масленичной недели. На смену торжеству приходит тихая семейная картина, на которой все члены семьи в рамках обряда просят прощения друг у друга.

Некоторые авторы в центр внимания помещали гостей гуляния: Ф. В. Сычков не раз на картинах, связанных с масленицей, давал близкие планы крестьян. В произведении «Праздничный день» (1941 г.) он изображает юных девушек, ряженых для праздника и радостных. На полотне под названием «Пляска» (1911 г.) запечатлен беззаботный танец мужчины и женщины, на которых смотрят любопытные прохожие. Картина наполнена людьми так густо, что пейзаж практически полностью отсутствует.

Другие живописцы воспроизводили в своих картинах все полотно празднества: К.Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869 г.), А.М. Знак «Проводы зимы в старом Красноярске» (1996 г.), несмотря на большую временную дистанцию, сходным образом вписывают масленичную ярмарку и ее посетителей в городские стены. Хотя пространство у Адмиралтейства более наполнено людьми и зданиями, а у Знака заснеженная природа будто укрывает горожан со всех сторон.

Прощание с зимой на масленицу у Кустодиева

Среди этих авторов стоит отметить Бориса Михайловича Кустодиева (1878 - 1927 гг.). - одного из талантливейших художников начала XX века, не раз изображавшего масленичные гуляния на своих полотнах. Впервые обратившись к данной теме в 1916 году с серией картин «Масленица» накануне революций и в разгар Первой мировой войны, творец отражает беззаботную радость простых людей, прощающихся с холодами в еще полновесных зимних пейзажах.

В «Масленице» (1916 г.), которая сейчас выставлена в Русском музее в Санкт-Петербурге, пространство очень объемно. Картина будто наполнена зимним холодным воздухом, который сливается с закатным небом. Оно окрашено розовато-золотым предвечерним светом, разливающимся на лежащие под ним декорации праздника. Виднеются заслоненные снегом разноцветные фасады домов и церквей, уходящих вдаль.

Масленица становится основным сюжетом и в более поздних одноименных картинах 1919 и 1920 гг. Каждая из них выхватывает новую частичку праздника, чтобы представить ее публике. На картине 1919 год навстречу нам, входя в тень, по улице городка мимо театра и карусели несется лихая тройка и видны несколько других упряжек позади. В 1920 г. на передний план выносятся дети, катающиеся на санях вниз по скату, а золотая тройка под ярким солнцем несется позади, мимо все тех же аттракциона и балаганного театра.

Его живописные произведения возвращают зрителей к традиционной русской жизни. Как на картинке рисуются счастливые катания на санях, ярмарочное веселье на морозном воздухе подходящей к концу зимы, такой же, как и любая другая, в противовес всем изменениям, которые происходили в стране и в жизни самого Б.М. Кустодиева в период написания полотен.

Даже портрет известного исполнителя Ф. И. Шаляпина на картине «Портрет Шаляпина» (1921 г.) художник выполняет на фоне сочно исполненных масленичных гуляний под кронами заснеженных деревьев, развернувшихся прямо за спиной артиста. Преобладающими в пейзаже оказываются золотые оттенки ярмарочных домиков, горок и павильонов, вступающие во взаимодействие с искрящимся светом снегом, покрывающим все вокруг.

Люди же на улице расширяют цветовую палитру картины своими разноцветными одеяниями, добавляя тона синего, сиреневого, красного и их смешения. Постоянное возвращение к теме масленицы говорит о большой привязанности и любви живописца к этому празднику, к той излучаемой торжеством радости, которая просвечивается через все его творения.


Доклад на тему: «Широкая масленица в произведениях русских художников»

Подготовила Белова Алевтина ученица МОУ СОШ с УИОП №3 г. Егорьевска

Руководитель: Викулова Татьяна Николаевна, учитель ИЗО

Слайд 2 Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения

п онедельник - "встреча"
вторник - "заигрыши"
среда - "лакомка"
четверг - "разгул", "перелом"
пятница - "тещины вечерни"
суббота - "золовкины посиделки"
воскресенье - "прощенный день".

Первая картинка Вся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица . Масленица - это прежде всего обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как своеобразное магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

На масленицу можно есть молочные продукты и рыбу. Однако основным блюдом на масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много- с четверга по воскресенье. Это время называется широкой масленицей. Второе правило, это то, что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников на масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе. "Гостевание" приобретает самоцельный характер.

Вторая картинка Однако не только еда составляет смысл масленицы. Масленица - это танцы, пение, катание с гор, потешные бои, типа взятия снежного городка, сооружение масленичного чучела, костры и многое другое.

Третья картинка Популярным было и катание в санях, для чего лошадей и упряжь специальным образом украшают: под дуги лошадей подвешивают колокольчики, а в хвосты и гриву вплетают ленты.

Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Но начну я с первой картины, которая называется:

Слайд3 « Битва Масленицы и Поста» Питер Брейгель 1559г .

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста - худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие - лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Слайд4 . Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины русских художников:Символом народной Масленицы стало чучело молодой женщины, которой даже было придумано имя – Авдотья Изотьевна. Ей посвящались игры и песни, а в конце разгульной недели – сжигали.

Семен Кожин "Масленица. Проводы." Россия 17 век

Слайд5 Масленицу всегда встречали широко: с песнями, плясками, разнообразными забавами, ряжеными и балаганами... Было принято «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду».

Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.

Слайд6 Валентин Белых "Собор Александра Невского. Масленица" 1908 г.

Слайд7 В.И. Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Слайд8-11 Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев :

1916-1920г.г. \

Слайд 12 Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.

Слайд 13 Современные художники тоже стремятся запечатлеть Масленицу такой, какой она им представляется: Людмила Югова « Блинчатый натюрморт»

Слайд14 Для древних славян Масленица была ещё и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта месяца. Даже блины, круглые, румяные, горячие, являли собой символ солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни.Цикл картин Игоря Шаймарданова« Псковская Масленица»

Слайд15Киселёва Ольга « Сибирский натюрморт»

Слайд16Борис Иван « Масленица»

Слайд17 Инна Широкова «Масленица», 2009г .

Прощание с масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно "полоскали зубы", т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для "вытряхивания блинов" устраивали кулачные бои и т.п..
«Не потешишь на широкую Масленицу – значит, жить будешь в горькой беде и жизнь худо кончить», – так считали наши предки.

Современные художники стараются запечатлеть историю наших праздников не только в живописных картинах, но и в художественных фильмах, в которых задействовано огромное количество художников(художник –постановщик, художник по костюмам, гримёр и т.д.) Давайте посмотрим фрагмент фильма « Сибирский цирюльник» , где показана атмосфера праздника « Широкая масленица»



В этом году Масленица выпала на последнюю неделю февраля, с 20-го по 26-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.




«Взятие снежного городка» - одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание - купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.




Катание на тройках и санях - еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом - часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».







Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели - неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.



Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период - 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.



П. Грузинский. Масленица, 1





Тот же сюжет - катание на тройках по заснеженным деревенским улицам - изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.







Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, - рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу - перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними - коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге - на льду Невы и Фонтанки.