История развития мировой культуры. Гений в искусстве и науке

Культурология: Учебник для вузов Апресян Рубен Грантович

6.7. Человек – творец культуры

В реальной жизни людям приходится принимать разные решения, в том числе и нестандартные, т. е. не основанные на общепринятых нормах поведения. Такой процесс называется творчеством. Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т. е. способностями к выработке новых приемов деятельности, к овладению новыми знаниями, к формулировке проблем и познанию неизвестного. Однако новое для отдельного человека не всегда является новым для всего общества. Подлинное творчество в культуре определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости.

Творчество имеет двойственную природу. С одной стороны, процесс творчества может рассматриваться как непосредственная творческая деятельность или создание принципиально нового, с другой – как творческое состояние, т. е. готовность человека к творчеству. Для творческой деятельности характерно стремление человека к преобразованию действительности по меркам целесообразности, гармонии, совершенства. Эти параметры творчества закрепляются в структуре человеческого сознания на уровне чувства удовольствия или неудовольствия, формируя психологические основания эстетической деятельности. Эстетическая целостность творчества формирует многогранность культуры.

Творчество культуры осуществляется под воздействием внешних и внутренних факторов. Развитие культуры является частью истории общества. Поэтому истоки культуро-творчества следует искать в развитии материального производства и всех сфер общественной ЖИЗНИ . Другой внешний факторстепень интеграции данного народа в мировой культурный процесс. Важнейшим внутренним условием созидания культуры является соответствие личности тенденциям общественного и культурного развития на конкретном историческом этапе. В этом случае человек обязан выработать адекватные представления о культурном пространстве, в котором он живет, а также навыки их ситуационного применения и трансформации.

Способность «творить» мир закладывается и реализуется в социальной и культурной практике личности, а значит, может быть осмыслена на различных ступенях ее обучения. Образование может способствовать формированию не «всеядного» потребителя, а создателя новых культурных традиций. В данном случае велика роль гуманитаризации программ обучения – введения в них представлений о художественной культуре, философии, религии, социологии, этнологии и т. п. Для современной России в условиях отчуждения культуры от большей части населения, разрушения коммуникативных процессов, обесценивания общечеловеческих норм бытия, коммерциализации культуры подобное образование чрезвычайно актуально. Положительный вектор информатизации позволяет человеку сегодня жить в многообразии культур, но он часто остается исключительно потребителем массовой культуры. В результате теряют смысл все позитивные формы социальной и культурной активности, жизненные цели и творчество. Однако остаются те феномены человеческого бытия (сакральность, язык, преемственность, традиции, новаторство, отношения индивида и общества), которые придают процессу культуротворчества статус вечного.

Положение индивида в обществе с точки зрения приоритета личного или коллективного также влияет на процесс культуротворчества. Опыт истории свидетельствует, что коллективные формы сосуществования чаще, чем личностные, ограничивают проявление человеческого начала в человеке. В чем же состоит человеческое в человеке? На этот вопрос интересно ответил католический религиозный деятель, философ, писатель, публицист Романо Гвардини (1885–1968). В своей работе «Конец Нового времени. Попытка найти свое место» (1950) из соотношения массового и индивидуального в культуре автор вывел понятие «человеческое в человеке» – не усредненность, а единственность и уникальность каждой личности.

На творчество культурных феноменов в современных условиях сильнейшее воздействие оказывает технологизация общества. Воздействие НТР многогранно и противоречиво. НТР расширила возможности приобщения широких масс к духовным ценностям (например, через средства массовой информации), предъявила возросшие требования к образованности, интеллектуальному потенциалу личности и общества. Одновременно благодаря развитию транспорта и средств связи НТР усилила подвижность населения, активизировала процессы культурного обмена, интернационализации общественной жизни и культуры. Данные тенденции свидетельствуют об участии в творчестве мировой культуры различных культур многочисленных народов и национальностей. Этот факт подчеркивает существование единого общечеловеческого творческого начала.

Имеются существенные различия между созданием культуры мегаполисов и культуры провинциальных городов. Центр и провинция включены в единое пространство культуры, но имеют объективные условия для неодинакового культурного развития. Есть основания говорить об особенностях культуротворчества в больших регионах мира. Так, Европа, создавая собственное культурное пространство, делала упор на разум, а Восток – на чувственное восприятие мира и интуицию. Сегодня границы между культурами Востока и Запада основательно размыты, обмен духовными ценностями идет достаточно интенсивно, хотя это и не всегда означает понимание сторон.

Человечество создало и постоянно пересоздает культуру, удовлетворяя собственные интересы и потребности. При этом творчество каждого отдельного человека влияет на жизнь других людей, поэтому настоящую культуротворческую личность должна отличать высокая ответственность за смысл и качество создаваемых ценностей, за их использование во благо, а не во вред материнской культуре и ее носителю – народу . Успешность культуротворчества в целом зависит от возможности человечества понять и использовать те законы, по которым культура функционирует, синтезируя опыт прошлого с современностью и тенденциями будущего.

Из книги Против невозможного (сборник статей о культуре) автора Колташов Василий Георгиевич

Творец и социализм. Крушение СССР стало для многих поколений и крушением надежд. Однако время исторической катастрофы превратилось за полтора десятилетия мук в эпоху новой надежды. Превратилось, вырастая из неизбежности будущего, справедливого и свободного общества.

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

ЧЕЛОВЕК ПОЮЩИЙ И ЧЕЛОВЕК ГОВОРЯЩИЙ

Из книги Культура растафари автора Сосновский Николай

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

6.8. Человек как продукт культуры Человек творит культуру, но само становление личности является результатом культурной эволюции индивида. Центральной фигурой культуры был и остается человек, ибо культура – мир человека. Будучи созданным человеком, культурное

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Творец Вселенной Самой примечательной фигурой в китайской космогонии считается Пань-гу. Именно он вывел Вселенную из Хаоса и придал ей определенность. Как считают, он был порождением первоначальной двойственности природы, инь и ян (как обозначают их сегодня), созданным

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Сотворение мира Мировое яйцо и птица-творец Древний миф, известный всем финно-угорским народам, повествует о том, что изначально существовал лишь бескрайний океан. Над ним в поисках гнезда летала одинокая птица - в разных рунах это могли быть утка, гусь, орел и даже

Из книги Русский Эрос "Роман" Мысли с Жизнью автора Гачев Георгий Дмитриевич

Человек - дерево и человек - животное Исходный для России тип Эроса, как было это - в Древней Руси, старозаветной. Фактов у нас почти нет, ибо и так уж мало дошло («мало слов доходит до меня», по словам Пимена-летописца) из минувшего, а про это - вообще ничего, ибо эта сфера

Из книги Довлатов и окрестности [сборник] автора Генис Александр Александрович

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Природа = Творец В Мидраше (толкованиях, дополняющих Пятикнижие Моисея) очень поэтично описывается ход его размышлений. И увидел Авраам солнце над землей. Очарованный величественным видом солнца, его теплом и светом, он весь день возносил молитвенную хвалу солнцу. Когда

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Млечный Путь: творец сущего Главным небесным ориентиром для древних индейских мудрецов стал, как уже упоминалось, Млечный Путь – эта яркая на ночном небе неровная светящаяся полоса, формой напоминающая рептилию с разинутой пастью. Млечный Путь был для майя

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Творец дворца остался неизвестен В старину москвичи этот изумительный дом называли не иначе как комодом.Он и в самом деле похож на старинный комод или буфет резного дерева. Я вырос рядом с таким комодом. Только тот был черный почти, из мореного дуба. Во время войны зимой,

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Из книги Bce тайны мира Дж. P. Р. Толкина. Симфония Илуватара автора Баркова Александра Леонидовна

Творец мифа – ученый

Из книги Метаморфозы в пространстве культуры автора Свирида Инесса Ильинична

Творец мифа – художник Общим местом является утверждение, что современный роман, благодаря преемственности традиции, является прямым наследником героического эпоса, в свою очередь, имеющего общие обрядово-мифологические корни со сказкой. Будучи генетически связанным

Из книги Настольная книга творческого человека автора Волокитина Княженика

Глава 2 «Человек естественный» и «человек играющий» в садовом пространстве В поисках себя. – Неестественность «естественного человека». Идеальный владелец сада. – Естественность, утопизм, театральность. – Игра и иллюзия. – Амплуа. – Человек на садовой

Из книги автора

Глава третья, в которой мы наконец-то начинаем жить как Творец! Не стоит бесконечно обещать себе начать новую жизнь с понедельника. Прямо сейчас начните: Пить больше воды.И вовсе не потому, что человек состоит из нее. А потому, что вода вымоет все токсины из вашего

Мировая культура, выступая в качестве явления общественной жизни, представляет интерес для множества наук. Этот феномен исследуют социология и эстетика, археология, этнография и прочие. Далее разберемся, что собой представляет мировая культура.

Общие сведения

Следует начать с определения Термин весьма многозначен. В специальных и художественных изданиях можно встретить достаточно много толкований этого понятия. В обычной жизни под культурой понимают уровень воспитанности и образованности человека. В эстетическом смысле этот феномен непосредственно связан с многочисленными произведениями народного творчества и профессионального искусства. В общественной жизни применимы также определения речевой, политической, мыслительной, производственной культуры.

Прежние понятия

Марксистская философия

В 19-м столетии понятие "мировая культура" стало применяться как характеристика творческого потенциала человека и комплекса результатов его деятельности. Марксизм подчеркивал обусловленность культуры определенным производственным способом. Считалось, что она всегда имела конкретный характер: буржуазная, первобытная и т. д. Марксизм исследовал разные проявления: политическую, трудовую и прочие культуры.

Понимание Ницше

Философ стремился довести традицию критики феномена до предела. Он рассматривал культуру только в качестве средства порабощения и подавления человека при помощи правовых и прочих норм, запретов, предписаний. Тем не менее философ считал, что это необходимо. Объяснял он это тем, что человек сам по себе является существом антикультурным, властолюбивым и природным.

Теория Шпенглера

Он отрицал мнение о том, что история мировой культуры сочетается с прогрессом. По мнению Шпенглера, она распадается на несколько неповторимых и независимых организмов. Эти элементы не связаны между собой и проходят закономерно несколько последовательных этапов: возникновение, расцвет и умирание. Шпенглер считал, что единой мировой культуры нет. Философ выделял восемь русско-сибирскую, западноевропейскую, византийско-арабскую, греко-римскую, китайскую, индийскую, египетскую. Они рассматривались как существующие независимо и самостоятельно.

Современное понимание

Мировая культура - явление многообразное. Она формировалась в разных условиях. Современное понятие феномена весьма многолико, поскольку включает в себя основы мировых культур. Развитие каждого народа уникально. Культура той или иной нации отражает в себе ее судьбу и исторический путь, ее положение в обществе. Однако, несмотря на такую многоликость, это понятие единое. Большой вклад в мировую культуру внес капиталистический рынок. В течение нескольких столетий она разрушила национальные перегородки, сложившиеся в средневековье, превратив планету в "один дом" для человечества. Особое значение для мировой культуры имело открытие Колумбом Америки. Это событие активно способствовало устранению обособленности народов и стран. До того момента взаимодействие культур представляло собой процесс более локальный.

Основные тенденции развития

В XX веке произошло резкое ускорение сближения национальных и региональных культур. На сегодняшний день определяются две тенденции развития этого комплекса. Первой из них следует считать стремление к неповторимости и своеобразию, сохранению "лица". Наиболее очевидно это проявляется в фольклоре, литературе, языке. Второй тенденцией считается взаимопроникновение и взаимодействие разных культур. Это становится возможным благодаря использованию эффективных средств связи и коммуникаций, активному торгово-экономическому обмену, а также наличию общих управленческих структур, контролирующих данные процессы. К примеру, при ООН действует ЮНЕСКО - организация, ответственная за решение вопросов науки, образования, культуры. В итоге процесс развития принимает целостный вид. На основе культурного синтеза образуется общепланетарная единая цивилизация, обладающая глобальной мировой культурой. Человек при этом является ее творцом. Так же как и культура способствует развитию людей. В ней люди черпают опыт и знания предшественников.

Мировые религиозные культуры

Это явление включает в себя множество систем. Они сформировались на национальной почве, связаны с древними верованиями и народными традициями, языком. Те или иные верования были ранее локализованы в определенных странах. Основы мировых религиозных культур тесно связаны с национальными и этническими особенностями народов.

Иудаизм

Эта религия возникла у древних евреев. В начале второго тысячелетия этот народ расселился по Палестине. Иудаизм - одна из немногих религий, сохранившаяся до настоящего времени практически в неизмененной форме. Это верование знаменует переход к единобожию от многобожия.

Индуизм

Эта форма религии считается одной из наиболее распространенных. Она возникла в первом тысячелетии нашей эры. Она явилась результатом соперничества между джайнизмом, буддизмом (молодыми религиями) и брахманизмом.

Верования в Древнем Китае

Наиболее распространенными в прежние времена были такие религии, как По поводу первой по сей день ведутся споры. Несмотря на то что существует достаточно много признаков, позволяющих считать конфуцианство религией, многими оно таковой не признается. Особенностью его является отсутствие касты жрецов и исполнение обрядов чиновниками правительства. Даосизм считается традиционной религиозной формой. Она предусматривала наличие иерархической прослойки жрецов. Основу религии составляли магические заклинания и действия. Даосизм являет собой более высокий уровень развития сознания. В данном случае религия приобрела наднациональный характер. В рамках данной формы верования смешаны представители разных языков, народов. Они могут как географически, так культурно находиться довольно далеко друг от друга.

Буддизм

Эта древнейшая мировая религиозная культура возникла в V в. до н. э. Количество верующих составляет несколько сотен миллионов. Согласно древнейшим записям, в качестве основателя выступает принц Индии Сиддхартха Гаутама. Он получил имя Будда. В качестве основы этой религии выступает нравственное учение, при помощи которого человек может стать совершенным. Изначально заповеди в буддизме предполагают негативную форму и имеют запрещающий характер: не брать чужого, не убивать и прочее. Для тех, кто стремится стать совершенным, эти предписания становятся абсолютными истинами.

Христианство

Эта религия считается сегодня наиболее распространенной. Верующих насчитывается более миллиарда. В качестве основы используется Библия, включающая в себя Старый и Новый Заветы. Наиболее важными культовыми обрядами считаются причащение и крещение. Последнее считается символом снятия с человека первородного греха.

Ислам

Эта религия исповедуется арабоязычными народами, большинством азиатов и населением Северной Африки. Главной книгой ислама считается Коран. Он представляет собой собрание записей поучений и изречений основателя религии Мухаммеда.

В заключение

Религия считается одной из основных форм нравственной системы. Внутри нее образуются истинные заповеди, которым человеку нужно следовать на протяжении своей жизни. Вместе с этим религия представляет собой социальный фактор, регулирующий взаимодействие между людьми. Это особенно важно для тех обществ, члены которых воспринимают свою свободу в виде вседозволенности.

Для европейцев закончился период мрачного Средневековья, сменившийся эпохой Возрождения. Она позволила возродить почти исчезнувшее наследие Античности и создать великие произведения искусства. Немаловажную роль в развитии человечества сыграли и деятели науки эпохи Возрождения.

Парадигма

Кризис и уничтожение Византии привели к появлению в Европе тысяч эмигрантов-христиан, которые привезли с собой книги. В этих манускриптах были собраны знания античного периода, полузабытые на западе континента. Они стали основой гуманизма, ставившего во главу угла человека, его идеи и стремление к свободе. Со временем в городах, где возросла роль банкиров, ремесленников, торговцев и мастеровых, стали возникать светские центры науки и просвещения, которые не только не находились под властью католической церкви, но и нередко боролись с ее диктатом.

Живопись Джотто (эпоха Возрождения)

Деятели искусства в Средние века создавали произведения преимущественно религиозного содержания. В частности, долгое время основным жанром живописи была иконопись. Первым, кто решился вывести на своих полотнах обычных людей, а также отказаться от канонической манеры письма, присущей византийской школе, был Джотто ди Бондоне, которого считают пионером Проторенессанса. На фресках церкви Сан Франческо, расположенной в городе Ассизи, он использовал игру светотени и отошел от общепринятого композиционного строения. Однако главным шедевром Джотто стала роспись капеллы дель Арена в Падуе. Интересно, что сразу же после этого заказа художника позвали украсить городскую ратушу. В работе над одной из картин, для того чтобы добиться наибольшей достоверности в изображении «небесного знамения», Джотто консультировался с астрономом Пьетро д’Абано. Таким образом, благодаря этому художнику живопись перестала изображать людей, предметы и явления природы согласно определенным канонам и стала более реалистичной.

Леонардо да Винчи

Многие деятели эпохи Возрождения имели разносторонний талант. Однако никому из них не сравниться по его многогранности с Леонардо да Винчи. Он проявил себя как выдающийся живописец, архитектор, скульптор, анатом, естествоиспытатель и инженер.

В 1466 году Леонардо да Винчи отправился учиться во Флоренцию, где кроме живописи изучал химию и черчение, а также приобрел навыки работы с металлом, кожей и гипсом.

Уже первые живописные полотна художника выделили его среди товарищей по цеху. За свою долгую, по тем временам, 68-летнюю жизнь Леонардо да Винчи создал такие шедевры, как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и пр.

Как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, художник интересовался наукой и инженерным делом. В частности, известно, что изобретенный им колесцовый пистолетный замок использовался вплоть до 19 века. Кроме того, Леонардо да Винчи были созданы чертежи парашюта, летательной машины, прожектора, зрительной трубы с двумя линзами и пр.

Микеланджело

Когда обсуждается вопрос о том, что дали миру деятели эпохи Возрождения, список их достижений обязательно содержит произведения этого выдающего архитектора, художника и скульптора.

К числу наиболее известных творений Микеланджело Буонарроти относятся фрески потолка Сикстинской капеллы, статуя Давида, скульптура Бахуса, мраморное изваяние Мадонны Брюгге, живописное полотно «Мучения Святого Антония» и многие другие шедевры мирового искусства.

Рафаэль Санти

Художник родился в 1483 году и прожил всего 37 лет. Однако великое наследие Рафаэля Санти ставит его в первые строчки любого символического рейтинга «Выдающиеся деятели эпохи Возрождения».

К числу шедевров художника относятся «Коронование Марии» для алтаря Одди, «Портрет Пьетро Бембо», «Дама с единорогом», многочисленные фрески, заказанные для Станцы делла Сеньятура и др.

Вершиной творчества Рафаэля считается «Сикстинская мадонна», созданная для алтаря храма монастыря св. Сикста в Пьяченце. Эта картина производит на любого, кто ее видит, незабываемое впечатление, так как изображенная на ней Мария непостижимым образом соединяет в себе земную и небесную сущности Богоматери.

Альбрехт Дюрер

Известные деятели эпохи Возрождения были не только итальянцами. К их числу относится и немецкий живописец и мастер гравюр Альбрехт Дюрер, который родился в Нюрнберге в 1471 году. Наиболее значимыми его работами являются «Алтарь Ландауэра», автопортрет (1500 год), полотно «Праздник венков из роз», три «Мастерские гравюры». Последние считаются шедеврами графического искусства всех времен и народов.

Тициан

Великие деятели эпохи Возрождения в области живописи оставили нам изображения своих наиболее известных современников. Одним из выдающихся портретистов этого периода европейского искусства был Тициан, происходивший из известного рода Вечеллио. Он увековечил на полотне Федерико Гонзага, Карла V, Клариссу Строцци, Пьетро Аретино, архитектора Джулио Романо и многих других. Кроме того, его кисти принадлежат полотна на сюжеты из античной мифологии. О том, насколько высоко художника ценили современники, свидетельствует тот факт, что однажды кисть, упавшую из рук Тициана, поспешил подобрать император Карл V. Монарх объяснил свой поступок тем, что прислуживать такому мастеру — это честь для любого.

Сандро Ботичелли

Художник родился в 1445 году. Изначально он собирался стать ювелиром, однако потом попал в мастерскую Андреа Верроккьо, у которого в свое время учился Леонардо да Винчи. Наряду с произведениями религиозной тематики художник создал несколько картин светского содержания. К шедеврам Ботичелли относятся полотна «Рождение Венеры», «Весна», «Паллада и Кентавр» и многие другие.

Данте Алигьери

Великие деятели эпохи Возрождения оставили свой неизгладимый след и в мировой литературе. Одним из наиболее выдающихся поэтов этого периода является Данте Алигьери, родившийся в 1265 году во Флоренции. В возрасте 37 лет он был изгнан из родного города из-за своих политических взглядов и скитался до последних лет своей жизни.

Еще в детстве Данте влюбился в свою ровесницу Беатриче Портинари. Повзрослев, девушка вышла замуж за другого и умерла в возрасте 24 лет. Беатриче стала музой поэта, и именно ей он посвящал свои произведения, в том числе повесть «Новая жизнь». В 1306 году Данте приступает к созданию своей «Божественной комедии», над которой работает почти 15 лет. В ней он изобличает пороки итальянского общества, преступления римских пап и кардиналов, а в «раю» помещает свою Беатриче.

Уильям Шекспир

Хотя идеи Возрождения попали на Британские острова с некоторым опозданием, там также были созданы выдающиеся произведения искусства.

В частности, в Англии творил один из самых известный драматургов в истории человечества - Уильям Шекспир. Его пьесы уже более 500 лет не сходят с театральных подмостков во всех уголках планеты. Его перу принадлежат трагедии «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», а также комедии «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего» и многие другие. Кроме того, Шекспир известен своими сонетами, посвященными таинственной Смуглой даме.

Леон Баттиста Альберти

Эпоха Возрождения способствовала и изменению облика европейских городов. В этот период были созданы великие архитектурные шедевры, включая римский собор св. Петра, лестницу Лауренцианы, Флорентийский собор и пр. Наряду с Микеланджело, к числу знаменитых архитекторов эпохи Возрождения относится известный ученый Леон Баттиста Альберти. Он внес огромный вклад в зодчество, в теорию искусства и литературу. В сферу его интересов входили также проблемы педагогики и этики, математика и картография. Он создал один из первых научных трудов по архитектуре, озаглавленный «Десять книг о зодчестве». Эта работа имела огромное влияние на последующие поколения его коллег.

Теперь вам известны наиболее известные деятели культуры эпохи Возрождения, благодаря которым человеческая цивилизация вышла на новый виток своего развития.

Совсем недавно прошла масштабная культурная акция «Ночь Искусств», в которой приняла участие и Центральная библиотека им. А. С. Пушкина. В канун этой акции культуре и искусству уделяется, как правило, особенно много внимания. На мой взгляд, об искусстве и культуре следует говорить не только в канун каких-то крупных дат и праздников, но и просто так, – считает библиотекарь отдела научно-популярной литературы Юлия Новикова. – Предлагаю сегодня познакомиться поближе не просто с талантливыми людьми, а людьми гениальными, которым удалось оставить неизгладимый след как в науке, так и в искусстве одновременно.

Наверное, у большинства самая первая ассоциация о феноменально гениальном человеке связана с М.В. Ломоносовым. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – знамя нашей культуры, живой образ славного культурного прошлого великой русской науки. Так оценил научное наследие гениального ученого С. И. Вавилов. С его именем неразрывно связано развитие в нашей стране материалистической философии, физики и химии, химической технологии и приборостроения, техники горного дела, стекольного и керамического производства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и мореплавания, истории и экономики, филологии и поэзии. Трудно назвать то направление науки и культуры, которого бы не коснулся его всеобъемлющий талант. М.В. Ломоносов, по образному выражению А. С. Пушкина, был «первым нашим университетом». Сегодня Ломоносову, которого часто сравнивают с Леонардо да Винчи и другими титанами эпохи Возрождения, исполняется 305 лет!


Родился русский Леонардо в 1711 году в Архангельской губернии, недалеко от городка Холмогоры, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. В свое время отец учился в Москве на священника, в доме у них была библиотека, и сын унаследовал от отца страсть к чтению. Михайло получил достаточное образование для тех мест, а в 1730 году отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Основательно овладев латинским и греческим языками, Ломоносов открыл для себя античную и европейскую культуру. Он настолько успешно учился в академии, что в 1735 году его отправили в Петербургский университет, а в 1737 году в Германию для изучения горного дела, физики, химии, французского, итальянского и английского языка. В Марбургском и Фрайборгском университетах он овладел глубокими познаниями в этих областях. Чтобы способствовать развитию отечественной науки, появлению русских ученых, Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя.

Гениальный ученый был не только основоположником отечественной науки, но и великим поэтом-реформатором. Оды, стихи, послания Ломоносова открыли новую эпоху в русской литературе. Со школьной скамьи и на всю жизнь мы запоминаем поэтические строки, вошедшие в золотую сокровищницу русской поэзии:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

С полным правом мы называем его основоположником современного русского языка. Ломоносов написал грамматику русского языка ("Российская грамматика",1755) и первую риторику на русском языке. "Российская грамматика" стала самым популярным учебным пособием в 18 веке. На ней воспитывались многие русские учёные.

Михаил Васильевич Ломоносов знаменит и своими мозаичными картинами, где в полной мере воплотился его талант художника. В художественной мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаики: портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и грандиозное мозаичное полотно «Полтавская баталия».

Ломоносов внёс свою лепту и в развитие отечественной истории. Он одним из первых обратился к истории становления древнерусского государства . Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией. Его сочинение "Древняя Российская история" (1766) пользовалась большой популярностью не только в России, но и за рубежом, была переведена на другие языки.

Назначенный в 1758 г. главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов все усилия направил на составление нового "Атласа российского", основанного на точных географических данных. Для получения сведений Ломоносов разрабатывает анкету "Географические запросы" и добивается её рассылки во все губернии России. Активная деятельность Ломоносова увенчалась успехом – новые, более совершенные географические карты были подготовлены и опубликованы.

Далеко опережая современную науку, Михаил Васильевич первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят», предсказал существование Антарктиды.

Взгляды великого ученого значительно опередили его время. Много сил положил Ломоносов на открытие северного морского пути. Итогом напряженного труда и огромной исследовательской работы стали составленные им подробный план и маршрут плавания северной экспедиции. Самим ученым были сконструированы и изготовлены многие навигационные приборы для оснащения кораблей, например, морской барометр, «ночезрительная труба». Спустя более двух веков по чертежу Ломоносова в Советском Союзе были созданы специальные ночные бинокли, которые использовались на кораблях в годы Великой Отечественной войны.

Михаил Васильевич был не только успешным ученым, но и счастливым семьянином. Как отмечают современники, он очень любил свою жену Елизавету Цильх, восхищался ей. Им до последнего дня удалось сохранить душевную близость. В браке у них родилась дочь Елена. Похоронен Ломоносов в Санкт-Петербурге в Некрополе 18 в.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – итальянский гений . Наверное, сложно сразу сказать, в чем Леонардо да Винчи преуспел больше: в науке или искусстве? Живописец, скульптор и архитектор, учёный-естествоиспытатель, писатель и музыкант, изобретатель и математик, ботаник и философ, яркий представитель эпохи Возрождения.

Свою юность Леонардо да Винчи провел во Флоренции, где в те годы был сосредоточен весь интеллект Италии, так что, кроме живописи, у Леонардо да Винчи была возможность учиться черчению, химии, гуманитарным наукам. Здесь он познал кое-какие навыки в технике, научился работать с такими материалами, как металл, кожа и гипс, увлёкся моделированием и скульптурой.

В 20-летнем возрасте в Гильдии Святого Луки Леонардо получил квалификацию мастера и попал учеником в мастерскую к Верроккио. Верроккио поступил очередной заказ, нужна была картина «Крещение Христа», учитель поручил Леонардо написание одного из двух ангелов. Но когда мастер-преподаватель сравнил ангела, которого писал он, с творением рук да Винчи, то выбросил свою кисть и больше уже никогда не возвращался к живописи. Он понял, что ученик не просто превзошёл его, а родился настоящий гений.

Верроккио

Позже Леонардо пришлось переехать в Милан, где он стал особенно много внимания уделять анатомии и архитектуре. Он набросал несколько вариантов центрально-купольного храма; раздобыл человеческий череп и сделал открытие – черепные пазухи. В этот же миланский период, работая при дворе, сильно увлёкся кулинарией и искусством сервировки столов. Для того чтобы облегчить труд поваров, Леонардо изобрёл некоторые кулинарные приспособления.

Хоть современники и причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, сам себя он считал учёным инженером. Рисовал достаточно медленно и не так уж много времени посвящал изобразительному искусству, так как слишком сильно увлекался наукой.

Можно долго перечислять изобретения, творения, достижения Леонардо да Винчи. Наверное, в каждом разделе библиотечного фонда, будь то естественные науки, философия или техника, можно найти по удивительной книге о Леонардо да Винчи.

При всей своей феноменальной гениальности Леонардо да Винчи не удалось создать семью, а что касается его взаимоотношений с женским полом, то достоверной информации по этому поводу нет.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – талантливый композитор и известный химик. Его разносторонняя и плодотворная деятельность оставила яркий след в истории мировой культуры.

«Самобытный композитор, один из создателей русского симфонизма», «первоклассный химик, которому многим обязана химия», «основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов», «опора и друг учащихся» – эти слова принадлежат современникам Бородина. А современниками были Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, И. Е. Репин, Д. И. Менделеев, М. П. Мусоргской и др.

Конечно, не все сферы приложения творческих сил Бородина равнозначны. В историю мировой культуры Бородин вошел, прежде всего, как гениальный композитор, участник «Могучей кучки», создатель оперы «Князь Игорь» и «Богатырской» симфонии, утвердивших эпическое направление в русской музыке.

Не менее известен Бородин и как ученый-химик. В 1856 г. А. П. Бородин, под руководством выдающегося химика Н. Н. Зинина, с похвальным листом окончил Медико-хирургическую Академии. А уже через три года, в 1858 г., ему после успешной защиты докторской диссертации «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях» присуждается ученая степень доктора медицины. Научная деятельность А. П. Бородина высоко подняла авторитет отечественной химии.

Подобно лучшим, передовым представителям XIX века Бородин не замыкался в кругу только творческих интересов – будь то искусство или наука. Как величайший долг перед обществом рассматривал он свою деятельность в области женского медицинского образования, а также в работе Русского химического общества, Общества русских врачей и в ряде других.

В делах семейных жизнь Бородина сложилась не так радужно, как в искусстве и творчестве. Александр Порфирьевич женился весной 1963 года на Екатерине Сергеевне Протопоповой, однако детей в семье так и не появилось. Бородин скончался скоропостижно от инфаркта в возрасте 53 лет.


Льюис Кэрролл (1832-1898) – математик с детской душой. Уже с юных лет Л.Кэрролл демонстрировал свои выдающиеся математические способности. Л.Кэрролл после окончания школы поступил в престижный колледж Оксфордского университета, выиграл стипендию, удостоился отличия первого класса и уже юношей был назначен лектором по математике Оксфорда. Много времени Кэрролл уделял исследовательской работе по математике: он издал «Аналитический разбор пятой книги Евклида», «Конспекты по алгебраической планиметрии», «Элементарное руководство по теории детерминантов», «Евклид и его современные соперники», а также «Математические курьезы» и «Символическую логику».

Однако, как чаще всего бывает в истории науки, долгое время считалось, что математическое наследие Кэрролла несущественно, т.к. основывалось лишь на нескольких учебниках; но в последнее время к математическим находках автора, ранее невостребованным, обращается все больше внимания. Многие достижения Льюиса в области математической логики намного опередили свое время. Кэрролл разработал графический метод решения логических задач – более удобный, чем пресловутый способ Эйлера или Венна. С искусством сравнивали способность Кэрролла решать так называемые сориты (сорит по-гречески «куча») – логические задачи, представленные цепочкой силлогизмов, у которых заключение одного силлогизма служит посылкой другого.

Интересным фактом является и то, что свои математические труды Л. Кэрролл подписывал своим настоящим именем Чарльз Доджсон, и только литературные пробы – псевдонимом. Как мы помним, наиболее известными произведениями Кэрролла являются его «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», но мало кто знает, что и многие свои математические изыскания автор посвящал детям. Так, в сборнике для детей «Логическая игра» автор разработал стратегию игры в «Пятнашки», а также представил огромное количество логических задач, например: в данный треугольник вписать такой шестиугольник, чтобы его противоположные стороны были равны и параллельны, три из них лежали на сторонах треугольника, а диагонали пересекались в заданной точке внутри треугольника.

Несмотря на то, что Л. Кэрроллу удалось достичь высот как в науке, так и в искусстве, в личной жизни добиться ничего не удалось. Л. Кэрролл умер в возрасте 65 лет, так и не связав свою жизнь ни с одной женщиной.

Друзья, я предлагаю Вам вспомнить еще выдающихся гениев науки и талантливых людей одновременно и рассказать о них кратко в комментариях!

А также напоминаю, что в отделе научно-популярной литературы Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина проходит одноименная выставка, на которой представлены удивительные книги о названных гениях. Ждем Вас в часы работы библиотеки!

Читайте больше – ведь знаний много не бывает!


Юлия Новикова, библиотекарь отдела научно-популярной литературы

Тема 1. Первобытная культура


Синкретизм первобытной культуры

Основной характерной чертой первобытной культуры является синкретизм, где искусство, религия и игра слиты в единое целое.

На первом этапе развития первобытного общества господствует мистическое сознание. Все члены племени были задействованы в исполнении обрядовых и ритуальных песен и танцев. Посредством магических заклинаний, действий человек общался с природой. Человек верил, что с помощью магии он способен управлять духами природы. Отсюда можно вывести еще несколько характерных черт, присущих первобытной культуре: анимизм, тотемизм, культ предков.

Анимизм - одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие души у человека, животных, растений.

Тотемизм, прежде всего, был связан с охотой. Первобытный человек, наблюдая за повадками животных, изучал их, что помогало ему при охоте.

Дологическое мышление первобытного человека было связано магически с предметами внешнего мира. Дологическая ментальность подчинялась принципу сопричастности (патриципации) - когда одно и то же существо может быть собою и чем-то иным. Первобытный человек чувствует себя не только человеком, но и животным, поскольку причастен к роду своего тотема.

Вмешательство сверхъестественных сил открывается посредством неожиданного. Эти силы могут быть благими или злыми, приносить удачу или неудачу. Магия, сны, видения, игры, присутствие мертвых дают человеку мистический опыт, в котором он черпает сведения о реальном мире.

Например, в представлениях о пространстве: 1 - конкретное пространство, которое занимает их племя; 2 - пространство, которое занимают сверхъестественные силы. Время также делилось на: 1 - экологическое, (связанное с природной средой), 2 - структурное, (связанное с общественной средой).

С помощью мифа объяснялись все тайны мира. Как из хаоса был создан мир, как появился культурный герой, научивший человека разводить огонь, охотиться и т. д. Миф стал частью ритуалов.


Тема 2. Культура древних цивилизаций


Мировоззрение древних египтян

Весь уклад жизни, быт египтян строился на системе религиозно-мифологических представлений и культов. В целом вся культура Египта имела сакральный характер. Существовала своя иерархия богов, среди которых верховными являлись: Ра, Амон, Осирис, Птах, Гор, Тот.

По представлениям древних египтян их земля была создана богами и до земных царей Египтом правили боги, а затем полубоги. Боги- творцы уничтожают первоначальный хаос, создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, составляющую всеобщую гармонию, воплощением которой выступает богиня Маат.

К началу V династии в иерархии богов: 1 место занимает бог солнца Ра (или Амон Ра), единый бог Птах. Особое место принадлежит богу Осирису (царь загробного мира, вершитель судьбы, справедливости).

Боги также были и созидателями, творцами ремесел, искусств, письма, счета, магии и знания. Письмо воспринималось как священное слово Бога. Богом мудрости считался Тот, он же был владыкой счета и создателем письменности.

Важную роль в жизни египтян играл культ фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного - верховного бога солнца Ра. Ему приносили жертвы в специальных храмах. Таким образом, законодательная власть находилась в руках небесных богов, но исполнительная - в руках фараонов.

Фараон одновременно являлся и верховным жрецом и должен был исполнять наиболее важные ритуалы, от которых зависело процветание страны (например: он каждую весну бросал в Нил свиток с приказом о начале разлива). После смерти правитель отождествлялся с богом Осирисом.

В религиозных представлениях большое значение имел культ диких и домашних животных, птиц, рыб, насекомых. Священными животными считались: лев, корова, крокодил, сокол, пчела, змея, жук-скоробей.


Тема 3. Античная культура


Золотой век римской поэзии

Римская империя просуществовала пять веков - до 47 в. н.э. Из них самым благополучным и плодотворным оказалось первое столетие, а время правления Августа (27 г. н. э.- 14 г. н. э.) считается золотым веком римской культуры.

Большое влияние и широкое распространение получают основные течения римской философии - эпикуреизм, стоицизм и неоплатонизм. В повседневной жизни империи в моду входят термы - общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, т. к. включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр.

В эпоху Империи также складываются благоприятные условия для развития литературы, особенно для поэзии. Самые известные, выдающиеся поэты считались Вергилий, Гораций и Овидий.

Вергилий являлся одной из главных фигур римской поэзии, он создал сборник пастушеских песен «Буколики» и дидактическую поэму «Георгики», в которой воспевается природа и даются советы земледельцам. Вершиной творчества Вергилия считается неоконченная поэма «Энеида». Она посвящена странствиям Энея, родоначальника Рима.

Произведения Горация разнообразны по жанру, стилистике и метрике. Он писал лирические стихи, философские поэмы, сатиру, где высмеивал пороки римского общества. В его произведениях эпикуреизм сочетался со стоицизмом.

Овидий добился большого успеха благодаря любовной лирике. Одна из самых его известных мифологических поэм «Метаморфозы», повествует о превращениях людей и богов в животных, растений, звезды. Поэма «Фаты» посвящена римским религиозным праздникам. Самая веселая и ироничная поэма Овидия «Наука любви», содержит наставления о том, как найти любовницу и обмануть мужа. Император Август рассмотрел в поэме насмешку над его законом о браке. За это произведение поэт был сослан в г. Томы на Черноморском побережье. Там же он написал «Скорбные элегии», где просил прощения, но так и не был прощен.


Тема 4. Возникновение христианства и его влияние на развитие мировой культуры


Христианские праздники и таинства

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой, где сохранялось язычество. Христианство сохранило в себе некоторые элементы язычества: местом отправления культа служили капища, требища, храмы с алтарями, на которых приносились жертвы. Христианские службы также походят в храмах, однако и сам храм и алтарь утрачивают значение жертвенника. Множество языческих богов в христианстве заменил единый Бог - Иисус Христос. Все церковные праздники приурочены к появлению и жизни Иисуса: Рождество Пресвятой Богородицы (рождение матери Христа), Введение во храм Пресвятой Богородицы (посвящение трехлетней Марии служению Господу), Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (явление ангела, который принес весть о будущем появлении Сына Божия), Рождество Христово, Сретение Господне (встреча Богомладенца со старцем Симеоном), Крещение Господне или Богоявление, Преображение Господа Иисуса Христа, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово - Пасха, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня.

По торжественности церковной службы праздники делятся на великие , средние и малые. К великим относятся двунадесятые и недвунадесятые праздники. Все перечисленные выше праздники относятся к первым (главным из них является Святая Пасха), ко вторым относятся дни памяти некоторых апостолов, святых, икон. Другие праздники установлены Церковью в честь Великих святых и Ангелов. По времени празднования праздники делятся на непереходящие (с фиксированной датой) и переходящие (с переходящей датой в зависимости от дня празднования Пасхи). Есть также праздники в честь святых и ежегодно совершаются празднования святым иконам.

Также у христиан имеются таинства - обряды, которые, по церковным вероучениям, сообщает верующим особую благодать. Таинства сопровождают человека по жизни от рождения и до смерти. К ним относятся:

Крещение - таинство посвящения младенца Богу.

Святое Причащение - вкушение освященного хлеба и вина, которые олицетворяют собой Тело и Кровь Христову.

Венчание - благословение супружеского союза, символа духовного союза Христа с Церковью.

Соборование или елеосвящения - таинство исцеления.

Отпевание - молитва об упокоении души усопшего.


Тема 5. Культура европейского средневековья


Рыцарская культура средневековья

Рыцарство как особое сословие Средневекового общества Западной Европы сложилось в XI , а достигло своего расцвета лишь в XII-XV вв. Первой причиной появления рыцарства явились внешние вторжения варваров в Западные земли, второй причиной стала сама церковь, которой необходима была сила, способная ее защитить. Роль «заступника Христа» играет фогт - выходцы из светской знати, исполнявшей судебные и административно-финансовые функции во владениях церкви, а также возглавлявшей войско. В качестве предводителя воинов фогт монастыря имел право участвовать в войне со своим знаменем. Иногда на знамени, которое считалось священным, изображались сакральные символы или лик святого покровителя.

В к. X- н. XI в. рыцарский класс, наконец, сформировался, в нем появились видимые различия: были богатые и бедные рыцари. Одни зависели от вассалитета, но жили в собственных домах, их образ жизни мало отличался от образа жизни зажиточного землевладельца. Другие входили в частные отряды синьора. Были рыцари «благородного» происхождения, имевшие свой социальный статус. А также рыцари, которые обязаны были служить на государственной, военной службе, подчиняясь приказам начальства.

И все-таки одной из главных задач, стоявших перед рыцарями, была борьба за веру, не раз принимавшая форму крестовых походов. Однако значительная часть рыцарских идеалов, норм и ценностей имела светский характер. Для рыцаря обязательными считались такие достоинства, как сила, смелость, щедрость и благородство. Он должен был стремиться к славе, совершая ратные подвиги или добиваться успеха на рыцарских турнирах. От него требовалась также внешняя физическая красота, что расходилось с христианским пренебрежением к телу. Главными рыцарскими добродетелями была честь, верность долгу, благородная любовь к Прекрасной Даме.

синкретизм христианство рыцарский ренесанс сентиментализм


Тема 6. Культура Ренессанса


Особенности французского Ренессанса

Французский ренессанс это эпоха возрождения во Франции XVI в. Искусство французского ренессанса включало в себя стили Франциска I, Генриха II, Генриха III и Генриха IV. Но существенные особенности отличали его от Итальянского:

Художники в поисках новых форм в Италии опирались на античные традиции своей родины, что во Французском ренессансе отсутствовало.

Культура возрождения в Италии была тесно связана с демократическим движением городов за свою независимость и утверждением свободы творческой личности. Во Франции эта культура носила исключительно придворный, аристократический характер и связывалась с идеологией абсолютизма королевской власти.

Ренессанс во Франции начался позже (в XVI столетии) и развивался с помощью Итальянских художников. В Италии господствует маньеристический стиль и стал прививаться на французской почве, причудливо соединяясь с местными готическими традициями.

С художниками-маньеристами во Францию проникла и классическая архитектура. Началом распространения классицизма считают 1537 год, когда во Франции начали выходить «Семь книг об архитектуре» болонца С. Серлио в которых излагалось учение Витрувия. Идеи, заложенные в книге, начали определять развитие эмоционального искусства на протяжении VII века, второй половине VIII и XIX веков.

Под влиянием Д.Ж. Виньела и Серлио, которые работали при дворе, архитекторы перемешивали готику с классицизмом в результате получился новый тип полуготического, полуренесансного замка-дворца. (Например Шенонсо, Шамбор, Азей-де-Лидо)

Описание: замки представляли собой средневековую крепость с высокими стенами, подъемными мостами, башнями, но внутри имели более уютный и привлекательный вид.

В строительстве французам помогали Итальянские архитекторы: Ф. Делорму, П. Леску.

В скульптуре также отличительной чертой являлось соединение готики и классицизма (известные скульпторы были Ж. Пилон, Л. Ришелье).

В живописи родоначальником французского ренессанса стал Ж. Фуке, но у него не было последователей.

Отличительной чертой являются декоративные росписи (рисовальщик-орнаменталист и гравер Ж.-А. Дюсерсо)

В целом искусство французского ренессанса сумело избежать крайностей. Французский ренессанс определяли как превосходную сумму качеств и небольших мер, лёгкость изящество, тонкость вкуса, гармонию.


Тема 7. Культура нового времени


Сентиментализм в новоевропейской культуре

Сентиментализм возник во второй половине XVIII в., как оппозиция просветительскому обожествлению разума. Сентиментализм (от фр.- sentiment- чувство) - художественное течение в западноевропейском и американском искусстве и литературе, отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы. Возникло в результате разочарования в положительной роли цивилизации, царстве разума, провозглашенных идеологами века Просвещения.

Разуму противопоставлялся культ чувства как доминанту художественного творчества. Основную идею сентиментализма определяют слова Ж.-Ж. Руссо «Разум может ошибаться, чувство никогда!» Сентиментализм не выработал собственной эстетики, он занимал промежуточное положение между классицизмом и романтизмом. В искусстве, живописи, литературе, музыке сентиментализм представлял собой умонастроение. Для него характерно обращение к идиллическим картинам природы, к естественной жизни простых людей, тема маленького человека, неприятие цивилизованного общества.

В русской литературе ярким представителем стал Николай Михайлович Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). В европейской литературе черты сентиментализма можно найти у просветителя Ж.-Ж. Руссо в его произведениях «Юлия или Новая Элоиза», «Исповедь», где показаны жизнь и заботы простых людей, чувства, мысли, описание природы, идеализация крестьянского быта.

В живописи представителями сентиментализма были: Ф. Гойя, А. Ватто. Главными темами их произведений были природа, женщины, любовь и музыка. Художника интересовала тайна человеческой души.

В музыкальном искусстве наблюдается невиданный подъём. Сентиментализм представляют: Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Великие композиторы И.С. Бах, В.А. Моцарт. Произведения полны изяществом, логичностью, изысканностью, нежностью галантного стиля. Бах творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. В области вокально-драматической музыки самым известным произведением является кантата «Страсти по Матфею», рассказывающая о последних днях жизни Христа.

Музыка В.А. Моцарта отличается ясностью, пронзительной чистотой звучания и потому выходила за рамки какого-то определённого стиля. В его произведениях принципы классицизма сочетались с эстетикой сентиментализма. Наиболее известные его оперы «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта».


Тема 8. Культура XX-XXI вв.


Тоталитарное искусство как феномен культуры XX-XXI вв.

Тоталитарная культура - официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 20-30-е и 40-50-е гг., держится на пропаганде единой партийной идеологии, военизированном жестоком «порядке» и апологии «силы», а также на преувеличенной роли государственной «тайны».

Отличается жестокой управляемостью сверху и опорой на массовый, аффектированный энтузиазм снизу; политико-идеологической заданностью, клишированностью форм; преданностью (как правило, вынужденной и показной) правящему режиму и его вождям и в то же время псевдодемократизмом, выражающемся в поэтизации безликого «простого человека» из народа.

Тоталитарное искусство консервативно и архаично, его любимые образы - атлет, борец, воин, дородная мать-героиня, умиротворенный и величественный вождь, ликующие массы, семейная идиллия, как символ всеобщего счастья и пр. Нагнетание идеологической лжи, помпезности, преувеличенного оптимизма требовало столь же преувеличенного жизнеподобия, показной «правдивости» и наглядности, понятности и доступности, что создавало в результате характерный эффект неразрывной спаянности правды и лжи в искусстве. Фактически в тоталитарной культуре художественно-идеологический проект замещал реальность, и действительность превращалась в огромное, безграничное во времени и пространстве «произведение искусства».

Небывалая целостность и непротиворечивость общества и его культуры достигалась при тоталитаризме за счет механизма селекции. Отсюда неизбежность насилия, классовой или национальной борьбы, террористических акций «устрашения», «возмездия», идеологических и политических кампаний против «инакомыслящих» всех направлений. Культуре отводилась роль «придатка политики», «служанки» режима.

В результате интеллигенция, деятели культуры, ученые и инженеры в тоталитарном государстве сами становились объектом селекции. «Верх» и «низ» в культуре менялись местами. Те компоненты культуры и те культурные деятели, которые определялись тоталитарными режимами как лишние и ненужные, вредные или опасные, в конечном счете, становились носителями антитоталитарных тенденций в истории культуры и способствовали внутреннему распаду и кризису тоталитаризма.


Тема 9. История русской культуры


Обмирщение русской культуры в XVII веке

На протяжении XVII в. в России шел процесс обмирщения культуры - освобождения ее от церковного влияния и одновременно усиления европейских влияний, в том числе в результате церковных реформ. Русская культура включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Бритье бород, запрет традиционной одежды, введение европейского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу, издание книг, учивших юношество светскому обращению.

Расцвет русской общественной мысли связан с появлением ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смутного времени. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета.

В литературе XVII в. ярким представителем официальной публицистики был монах Самуил Емельянович Петровский - Ситнианович (Симеон Полоцкий). Он был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской фамилии. Также были распространены его публицистические произведения во славу самодержавия. Народно-обличительное направление представляет «Житие протопопа Аввакума» им самим написанное, где он проповедует идеи древнего благочестия.

На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей. Герои этих повестей пытаются освободиться от церковных догм, в то же время житейские мудрости Домостроя остаются непреодолимыми.

В XVII в. существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Постепенно увеличивался объем строительства из кирпича. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство.

В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитектуры - московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож.

Изобразительное искусство, преимущественно иконопись, практически сохранило традиционно-консервативный стиль, так как находилось под пристальным надзором государства и церкви. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля, с XVII в. ставшая художественным центром страны.

Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении. К концу столетия каждый 2-й или 3-й горожанин умел читать и писать. Обучение грамоте перестало быть церковной привилегией.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.