Главные в изображении раннего возрождения. Искусство раннего возрождения - реферат

Характерные черты в искусстве эпохи Возрождения

Перспектива. Чтобы добавить трехмерную глубину и пространство в свои работы, художники эпохи Возрождения позаимствовали и значительно расширили понятия линейной перспективы, линии горизонта и точки схода.

§ Линейная перспектива. Картина с линейной перспективой - это как будто ты смотришь в окно и рисуешь именно то, что видишь на оконном стекле. Объекты на картине стали иметь свойственные им размеры в зависимости от удаленности. Те, что находились дальше от зрителя, уменьшались, и наоборот.

§ Линия горизонта. Это линия на расстоянии, при котором объекты уменьшаются до точки толщиной с эту линию.

§ Точка схода. Это точка, в которой параллельные линии как бы сходятся далеко на расстоянии, часто на линии горизонта. Этот эффект можно наблюдать, если стоять на железнодорожных путях и смотреть на рельсы, уходящие в да ль.

Тени и свет. Художники с интересом обыгрывали то, как свет падает на объекты и создает тени. Тени и свет можно было использовать для привлечения внимания к определенной точке на картине.

Эмоции. Художники эпохи Возрождения хотели, чтобы зритель, глядя на работу, что-нибудь почувствовал, испытал эмоциональное переживание. Это было формой визуальной риторики, где зритель чувствовал вдохновение, чтобы стать в чем-то лучше.

Реализм и натурализм. В дополнение к перспективе, художники стремились, чтобы объекты, особенно люди, выглядели более реалистично. Они изучали анатомию человека, измеряли пропорции и искали идеальную человеческую форму. Люди выглядели реально и проявляли подлинные эмоции, позволяя зрителю делать заключения о том, что изображенные люди думают и чувствуют.

Эпоху «Возрождения» делят на 4 этапа:

Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)

Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно оно и появилось в Позднем средневековье, с византийскими, романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.


В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение - собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто.

Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.

Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции и Сиены.

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии под влиянием всё сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится приблизительно до середины следующего века.

Художники Раннего Возрождения

Одним из первых и наиболее гениальных представителей этого периода по праву считается Мазаччо (Мазаччо Томмазо Ди Джованни Ди Симоне Кассаи) знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Кватроченто.

Своим творчеством он способствовал переходу от готики к новому искусству, прославлявшему величие человека и его мира. Вклад Мазаччо в искусство было вновь в 1988, когда его главное творение - фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции - были восстановлены в первоначальном виде.

- Воскрешение сына Теофила, Мазаччо и Филиппино Липпи

- Поклонение волхвов

- Чудо со статиром

Другими важными представителями этого периода стали Сандро Боттичелли. великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

- Рождение Венеры

- Венера и Марс

- Весна

- Поклонение Волхвов

Высокое Возрождение

Третий период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II - человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинамивремён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это - Леонардо да Винчи (1452-1519)Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»

Тайная вечерия,

Мона Лиза,

-Вит­ру­ви­анс­кий человек ,

- Мадонна Литта

- Мадонна в скалах

-Мадонна с веретеном

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни. итальянский скульптор, художник, архитектор [ ⇨ ] , поэт [ ⇨ ] , мыслитель [ ⇨ ] . . Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения [ ⇨ ] и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера . Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских - он выполнял заказы для девяти из них.

СОтворение Адама

Страшный суд

и Рафаэль Санти (1483-1520). великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

- Афинская школа

-Сикстинская Мадонна

- Преображение

- Прекрасная садовница

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация (Контрреформация (лат. Contrareformatio ; от contra - против и reformatio - преобразование, реформация) - католическоецерковно-политическое движение в Европе середины XVI-XVII вв., направленное против Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви.), которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий - маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х годов там работали Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро). великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма.(Маньери́зм (от итальянского maniera , манера ) - западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI - первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком .) Основоположник палладианства (Палладианизм или Палладиева архитектура - ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508-1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.) и классицизма. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории .

Первые самостоятельные работы Андреа Палладио, как талантливого проектировщика и одаренного зодчего, - это Базилика в Виченце, в которой проявился его самобытный неподражаемый талант.

Среди загородных домов самое выдающееся творение мастера – вилла Ротонда. Андреа Палладио построил ее в Виченце для вышедшего в отставку ватиканского чиновника. Она примечательна тем, что является первой светско-бытовой постройкой эпохи Возрождения, возведенной в форме античного храма.

Другой пример – палаццо Кьерикати, необычность которого проявляется в том, что первый этаж здания был почти весь отдан на общественное использование, что согласовалось с требованиями городских властей тех времен.

Среди знаменитых градостроительных сооружений Палладио обязательно следует упомянуть о театре Олимпико, спроектированным в стиле амфитеатра.

Тициан (Тициа́н Вече́ллио ) итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре ; известен также как Тициан Божественный.

- Вознесение Девы Марии

- Вакх и Ариадна

- Диана и Актеон

- Венера Урбино

- Похищение Европы

чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Искусство Раннего Возрождения (кватроченто)

Начало XV в. ознаменовано острым политическим кризисом, участниками которого были Флорентийская республика и Венеция, с одной стороны, Миланское герцогство и Вилла Медичи Неаполитанское королевство - с другой. Завершился продолжавшийся с 1378 по 1417 гг. церковный раскол, и на соборе в Констанце был избран папа Мартин V, избравший своей резиденцией Рим. Изменилась расстановка политических сил Италии: жизнь Италии определяли такие региональные государства, как Венеция, Флоренция, отвоевавшая или выкупившая часть территорий соседних городов и вышедшая к морю, Неаполь. Социальная база итальянского Возрождения расширилась. Расцветают локальные художественные школы, имеющие длительные традиции. Определяющим в культуре становится светское начало. В XV в. гуманисты дважды занимали папский престол.

«Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким. А так как человек познал строй небесных светил и как они движутся, то кто станет отрицать, что гений человека… почти такой же». Марсилио Фичино Для Раннего Возрождения характерно преодоление позднеготических традиций и обращение к античному наследию. Однако это обращение не вызвано подражательностью. Не случайно Филарете изобрел собственную систему ордеров.
«Подражание природе» через постижение ее законов - главная идея трактатов по искусству этого времени.
Если в XIV в. гуманизм был преимущественно достоянием литераторов, историков и поэтов, то с первых лет XV в. гуманистические искания проникли в живопись.

Virtu (доблесть) - это заимствованное у античных стоиков понятие было принято флорентийским гуманизмом конца XIV-1-ой пол. XV вв. Ведущее место в гуманизме последней трети XV в. занял неоплатонизм, в котором центр тяжести переместился с морально-этической проблематики к философской. Всех гуманистов этого века объединяет представление о человеке как о самом совершенном творении природы.

Изменения в положении художника связаны с тем, что в начале века синьория Флоренции подтверждает давно забытое правило, согласно которому зодчие и скульпторы могли не входить в цеховую организацию того города, в котором работали. Сознавая ценность художественной неповторимости, творцы произведений начинают подписывать свои творения, Так, на дверях флорентийского баптистерия написано: «Чудесное произведение искусства Лаврентия Чоне де Гиберти». Во второй половине XV в. становятся обязательными рисование с модели и натурные наброски.

Первым итальянским архитектором, который ориентировался на древнеримское наследие, был Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Абсолютным и первичным для Альберти была красота. На таком понимании красоты Альберти обосновал свое учение об concinnitas (созвучии, согласии) всех вещей. В связи с понятием о соразмерности появляется и интерес к законам гармонических числовых отношений, совершенных пропорций. Одни, как Филарете, искали их в строении человеческого тела, другие (Альберти, Брунеллески) - в числовых отношениях музыкальной гармонии.
«Красота есть соразмерная гармония всех частей, объединенных тем, чему они принадлежат, - такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже», - считал Альберти.

Еще одно открытие кватроченто - прямая перспектива. Первым ее применил Ф. Брунеллески в двух видах Флоренции. В 1416 г. ее использовал друг Брунеллески, скульптор Донателло в рельефах «Битва св. Георгия с драконом», а около 1427-1428 гг. Мазаччо создал в фреске «Троица» перспективное построение. Подробную теоретическую разработку принципов перспективы дал Альберти в «Трактате о живописи». Проекционный метод исходил не из отдельных предметных образов, а из пространственной связи предметов, при которой каждый отдельный предмет терял свой устойчивый облик. Перспективное изображение рассчитано на эффект присутствия, поэтому предполагало рисование с натуры с фиксированной точки зрения. Перспектива предполагает передачу светотени и тонально-цветовых отношений.

Архитектура кватроченто

Сущность и закономерности архитектуры определяются для теоретиков XV в. ее служением человеку. Поэтому популярной становится почерпнутая у Витрувия идея о подобии здания человеку. Формы здания уподоблялись пропорциям человеческого тела. Теоретики архитектуры также видели связь зодчества с гармонией мироздания. В 1441 г. был найден трактат Витрувия, изучение которого способствовало усвоению принципов ордерной системы. Архитекторы пытались выстроить модель идеального храма. По мнению Альберти, он в плане должен быть подобен кругу или вписанному в него многограннику.

Баптистерий (греч. baptisterion - купель) - крещальня, помещение для крещения. В эпоху раннего Средневековья в связи с необходимостью массовых крещений баптистерии строились отдельно от церкви. Чаще всего баптистерии строились круглыми или гранеными и перекрывались куполом.
Закономерным результатом разработки теории перспективы явилась разработка законов пропорций - пространственных соотношений отдельных элементов здания (высоты колонны и ширины арки, среднего диаметра колонны и и ее высоты).
Увлеченность античностью была свойственна мастерам кватроченто, но каждый творец создавал и сознавал собственный идеал античности.

В XV в. начали проводиться конкурсы на предоставление права какого-либо художественного проекта. Так, в конкурсе 1401 г. на изготовление северных бронзовых дверей баптистерия принимали участие и прославленные мастера, и двадцатилетние Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Темой изображения было «Жертвоприношение Авраама» в виде рельефа. Победу одержал Гиберти. В конкурсе 1418 г. на возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре выиграл Брунеллески (1377-1446) - архитектор, математик и инженер. Купол должен был увенчать собор, построенный в начале XIII в. и расширенный в XIV в. Трудность состояла в том, что купол не мог быть возведен с помощью известных тогда технических приемов. Брунеллески свой способ вывел из приемов древнеримской каменной кладки, но изменил форму купольного сооружения. Слегка заостренный огромный (диаметр - 42 м) купол состоял из двух оболочек, основной каркас - из 8 основных ребер и 16 дополнительных, связанных между собой погашающими распор горизонтальными кольцами.

Архитектурным воплощением сущности эпохи Возрождения стала созданная Брунеллески лоджия на фасаде Воспитательного дома во Флоренции. Возвращаясь к основам древнеримского зодчества, опираясь на принципы Проторенессанса и на национальную традицию итальянской архитектуры, Брунеллески проявил себя как реформатор, создав портик Воспитательного дома, благотворительного учреждения. Новой была форма фасада. Портик был шире самого Воспительного дома, к которому справа и слева примыкало еще по одному пролету. Это создавало впечатление широкой протяженности, что выражалось в просторности арочных пролетов аркад, подчеркивалось относительной невысотой второго этажа. В здании отсутствовали готические формы, вместо ориентации здания в высоту или глубину, Брунеллески заимствовал из античности гармоническое равновесие масс и объемов.

Сплющенный рельеф (ит. relievo schiacciatto) - вид барельефа, в котором изображение возвышается над фоном в наименьшей степени и сближены до предела пространственные планы.

Брунеллески принадлежит заслуга первого практического осуществления прямой перспективы. Еще в античности геометры основывали оптику на предположении, что глаз соединяется с наблюдаемым предметом оптическими лучами. Открытие Брунеллески состояло в том, что он пересек эту оптическую пирамиду плоскостью изображения и получил на плоскости точную проекцию предмета. Использовав двери Флорентийского собора как естественную раму, Брунеллески поставил перед ними проекцию баптистерия (здания крещальни, расположенной перед собором), и эта проекция на определенном расстоянии совпадала с силуэтом здания.

Не все проекты Брунеллески были осуществлены в соответствии с его замыслом.
Ученик Брунеллески Микелоццо ди Бартоломмео создал палаццо Медичи - трехэтажное, квадратное в плане, с квадратным двором в центре.

Леон Батиста Альберти (1404- 1472) - разносторонне образованный философ-гуманист, работавший во Флоренции, Ферраре, Римини. Альберти был первым архитектором, ориентирующимся прежде всего на древнеримское наследие, глубоко понявшим смысл римского зодчества. Современников смущала необычность церковных построек Альберти; папе Пию I церковь Сан-Франческо в Римини показалась похожей на языческое капище, церковь Сан-Себастьяно в Мантуе напомнила одновременно церковь и мечеть. Альберти создал палаццо Руччелаи во Флоренции с гладкими, лишенными рустовки стенами, нарядным обрамлением порталов и окон и ордерной декорировкой фасада. В проекте мантуанской церкви Сант-Андреа Альберти соединил традиционную базиликальную форму храма с купольным покрытием. Для здания характерны величественность арок фасада, грандиозность внутреннего пространства. Стену по горизонтали пересекал широкий антамблемент. Решающее значение имел портик, а в нем свод, в котором нервюры были заменены плоским куполом.
Большинство других архитекторов удачно совмещали роль проектировщиков с функциями прорабов.

Живопись XV в.
Живопись преимущественно живопись монументальная, т.е. фреска. Особенность фрески - необходимость использования ограниченного количества красителей, вступающих в соединение с известью. Из станковых видов живописи все большую роль начинает играть алтарь. Это не готический алтарь со множеством створок, а единая композиция - алтарная картина, т.н. pala. Под алтарной картиной - несколько маленьких, вытянутых по горизонтали картин, образующих узкую полосу-пределлу. В первой половине века появляется самостоятельный светский портрет. Одним из первых художников эпохи стал Мазаччо (настоящее имя - Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401-1428). Основные работы: «Мадонна с младенцем и ангелами», «Распятие», «Поклонение волхвов», «Троица».

Во фреске Капеллы Бранкаччи в церкви Санта- Мария дель Кармине «Чудо со статиром» Мазаччо соединяет три эпизода: Христос, у которого сборщик податей просит деньги; Христос, повелевающий Петру выловить рыбу, чтобы вынуть из нее монету; Петр отдает деньги. Мазаччо делает второй эпизод центральным, поскольку ему было необходимо показать, что события зависят от побуждающей воли Христа.
Фра Беато Анджелико (1395- 1455). В 1418 г. принимает постриг в доминиканском монастыре во Фьезоле, отныне зовется фра (брат) Джованни. В 1438 г. переезжает в монастырь Сан-Марко во Флоренции, в котором оформляет главный алтарный образ и кельи монахов. Самой известной работой фра Анджелико стала фреска «Благовещение».

Филиппо Липпи (ок. 1406-1469) рано остался без родителей, в 1421 г. принял постриг в монастыре Санта- Мария дель Кармине. Филиппо писал алтарные образы для флорентийских церквей Сан-Спирито, Сан- Лоренцо, Сант-Амброджо, маленькие алтарные картины в форме тон- до, которые принято было дарить на свадьбу или в связи с рождением ребенка. Ему покровительствовали Медичи.Пьеро делла Франческа (1420- 1492) родился в Сан-Сеполькро и всю жизнь, несмотря на постоянные отлучки, возвращался работать в свой родной город. В 1452-1458 гг. Пьеро делла Франческа расписал главную капеллу церкви Сан-Франческо в Ареццо фресками на тему истории животворящего креста.
Андреа делла Вероккьо (1435- 1489) был одним из любимцев Медичи, по поручению которого он выполнял работы в церкви Сан-Лоренцо.

Доменико Гирландайо (1449- 1494) во Флоренции работал по заказу купцов и банкиров, близких к дому Медичи. В своих композициях часто изображал в качестве персонажей священной истории своих сограждан.
Перуджино (1450-1523). Настоящее имя - Пьетро Ваннуччи, родился недалеко от Перуджи, отсюда его прозвище Перуджино. В Риме в 1481 г. вместе с другими расписывал Флорентийскую капеллу на сюжеты Ветхого и Нового Завета, создавал алтарные композиции по заказу церквей и монастырей Северной Италии.
Бернардино ди Бетто, прозванный Пинтуриккьо из-за маленького роста (1454-1513), создавал фрески, миниатюры на литературные сюжеты. Самой известной работой Пинтуриккьо явились украшения из стук- ка и фрески в папских комнатах в Ватикане.

Андреа Мантенья (1431-1506) был придворным живописцем герцога Гонзага в Мантуе, писал картины, создавал гравюры, декорации для спектаклей. В 1465-1474 гг. Мантенья оформил городской дворец Лодовико Гонзага и его семейства.
Последним из великих мастеров кватроченто считается Сандро Боттичелли (1445-1510), близкий к флорентийским неоплатоникам своим устремлением в потусторонний мир, желанием выйти за рамки природных форм и истории. Ранние работы Боттичелли отличаются мягким лиризмом. Он пишет портреты, полные внутренней жизни. Это и Джулиано Медичи, лицо которого отмечено печалью. В «Портрете Си- монетты Веспуччи» Боттичелли изображает в профиль стоящую молодую женщину, лицо которой выражает чувство собственного достоинства. В 90-х гг. им создан портрет Лоренцо Лоренциано, ученого, покончившего жизнь в 1504 г. в припадке безумия. Художник изображает почти скульптурно осязаемый образ.

«Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, его слава достигла Рима: посреди цветущего луга стоит Венера - богиня любви, представленная в виде нарядно одетой девушки. Над Венерой парит Амур, который с завязанными глазами пускает в пространство горящую стрелу. Справа от Венеры три грации ведут хоровод. Около танцующих граций стоит вестник богов Меркурий, поднимающий вверх жезл - кадуцей. В правой части картины из глубины чащи летит бог ветра Зефир, воплощающий стихийное начало в природе. «Рождение Венеры» Боттичелли написал в 1482- 1483 гг. по заказу Лоренцо Медичи. Море подступает к самому краю картины, по его поверхности плывет зо- лотисто-розовая раковина, на завитке которой стоит нагая Венера. К ее ногам падают розы, ветры направляют раковину к берегу, где нимфа приготовила затканный цветами плащ.

Вполне вероятно, что Боттичелли вложил в изображение подтекст, взятый из неоплатонизма. «Рождение Венеры» - это отнюдь не языческое воспевание женской красоты. В ней заложена идея христианства о рождении души из воды во время крещения. Обнаженное тело богини означает чистоту, природа представлена своими стихиями: воздух - это Эол и Борей, вода - море зеленоватого цвета с орнаментальными завитками волн. Это согласуется с тем, как глава флорентийской Академии Марсилио Фичино трактовал миф о рождении Венеры как олицетворение души, которая благодаря божественному началу способна создать красоту. Для Боттичелли не существовало непроходимой грани между античностью и христианством. В свои религиозные картины художник вводит античные образы. Одна из знаменитых картин религиозного содержания - «Величание мадонны», созданная в 1483-1485 гг. Мадонна изображена на троне в окружении ангелов с младенцем Христом на коленях. Мадонна протягивает перо, чтобы вписать слова в книгу с началом молитвы в свою честь. После «Магнификат* Боттичелли создает ряд работ, в которых все более усиливаются спиритуализм, готические отзвуки проявляются в отсутствии пространства, в экзальтированности образов.

Ренессансная скульптура воплощала антропоцентризм Возрождения. Скульпторы итальянского Возрождения осуществляли индивидуализацию образа не только в плане физиономической персонификации, но и как духовного самосознания личности. Главная особенность скульптуры XV в. - ее отделение от стены и ниши собора.
Донателло (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386-1466) принадлежит изобретение особого вида рельефа, сущность которого состоит в тончайших градациях объемов, при которых наиболее выдвинутые фигуры вылеплены в высоком рельефе, наиболее отдаленные чуть выступают из фона. При этом пространство перспективно построено и позволяет вмещать множество фигур. Таковы рельефы с изображением чудес св. Антония алтаря церкви Сант-Антонио в Падуе. Первым сплющенным рельефом Донателло явилась панель «Святой Георгий, убивающий дракона», созданная около 1420 года. Основная масса изображения сплющена и распластана, ограничена глубоко врезанным контуром, зачастую выполненным в технике наклонной борозды.

В 1432 г. в Риме Донателло знакомится с античным искусством и приходит к собственной трактовке духа античности, в которой его привлекает передача душевного волнения, драматизма чувств. Донателло возродил применяемый в античной скульптуре хиазм - постановку фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу, и поэтому поднимающемуся бедру соответствует опущенное плечо и наоборот.
На площади перед церковью Сант-Антонио в Падуе в 1447- 1453 гг. Донателло ставит первый в искусстве Нового времени бронзовый памятник Гаттамелате.

С. Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент

Раннее Возрождение (XIV-Xv вв.) в искусстве Италии связано прежде всего с Флоренцией, где Медичи покровительствовали гуманистам и всем искусствам. В начале XV в. флорентинская школа - авангард гуманистического искусства Возрождения. Здесь в 1439 г. учреждается Платоновская академия, основываются Лауренцианская библиотека, художественные коллекции Медичи; работают писатели, поэты, гуманисты, ученые.

Фра Филиппо Липпи. Поклонение Младенцу.

Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают тщательно изучать строение человека. Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии. В XV веке итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая назрела в искусстве треченто.

В этот период сознательно и целенаправлено изучаются античное искусство, античная философия и литература. Однако влияние античности наслаивается на многовековые и прочные традиции Средневековья, на христианское искусство. Сюжеты языческие и христианские переплетаются, трансформируются, сообщая специфически сложный характер культуре Возрождения.

Архитектура Раннего Возрождения.

Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) - архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Величайшим инженерным достижением Брунеллески стало возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Благодаря своему математическому и техническому гению Брунеллески удалось решить сложнейшую для своего времени задачу. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал предшественником многочисленных купольных храмов в Италии и других странах Европы.

Леон Баттиста Альберти. Капелла Сант Андреа в Мантуе.

Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему и положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера. Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения стала созданная Брунеллески по заказу богатого флорентийского семейства капелла Пацци (начата в 1429). Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески, гармоничная соразмерность, легкость и изящество его построек, сохраняющих связь с традициями готики, творческая свобода и научная обоснованность его замыслов определили большое влияние Брунеллески на последующее развитие архитектуры Возрождения.

Одним из главных достижений итальянской архитектуры XV в. стало создание нового типа городских дворцов, послужившего образцом для общественных зданий более позднего времени. Итальянские дворцы называются палаццо (от лат. palatium; отсюда произошло и русское слово «палаты»). Особенностями палаццо XV в. являются четкое разделение замкнутого объема здания на три этажа, открытый внутренний двор с летними поэтажными аркадами, применение руста, т.е. камня с грубо околотой или выпуклой лицевой поверхностью, для облицовки фасада, а также сильно вынесенный декоративный карниз. Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396-1472), придворного архитектора семьи Медичи, - палаццо Медичи - Риккарди (1444-60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов.

Скульптура Раннего Возрождения.

XV в. итальянская скульптура, приобретшая самостоятельное, независимое от архитектуры значение, переживает расцвет. В практику художественной жизни начинают входить заказы богатых ремесленных и купеческих кругов на украшение общественных зданий; проводятся художественные конкурсы. Один из таких конкурсов - на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) - считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры. В этом конкурсе участвовал Филиппо Брунеллески, ставший впоследствии знаменитым архитектором. Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381-1455). Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, блестящий рисовальщик, Гиберти посвятил свою жизнь одному виду скульптуры - рельефу. Главным принципом своего искусства Гиберти считал равновесие и гармонию всех элементов изображения. Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425-52), обессмертившие имя мастера. Декорация дверей включает десять квадратных композиций из позолоченной бронзы, своей необыкновенной выразительностью напоминающих живописные картины.

ним из крупнейших скульпторов первой половины XV в. был Якопо делла Кверча (1374-1438), старший современник Гиберти и Донателло. Его творчество, богатое многими открытиями, стояло как бы в стороне от общего пути, по которому развивалось искусство Ренессанса. Выполненные Кверча монументальные рельефы главного портала церкви Сан-Петронио в Болонье («Сотворение Адама») оказали значительное влияние на искусство Микеланджело.

Живопись Раннего Возрождения.

Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре - Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401-1428). Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо - один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма…» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. Во фреске «Троица» (1426-27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425-28) - главном творении своей недолгой жизни - Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.

Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445-1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т.е. обобщения изображений с помощью условных приемов - упрощения цвета, формы и объема) пользовалось большим успехом в кругу образованных флорентийцев. В основе искусства Боттичелли в отличие от большинства мастеров Раннего Возрождения лежало личное переживание. Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»). Исключительно чуткий и искренний, Боттичелли прошел сложный и трагический путь творческих исканий - от поэтического восприятия мира в юности до мистицизма и религиозной экзальтации в зрелом возрасте.

Всем известно, что именно Италия была сердцем всего периода Возрождения. Великие мастера слова, кисти и философской мысли появлялись в каждый из Культура в Италии демонстрирует зарождение традиций, которые будут развиваться в последующие века, этот период стал точкой отсчета, началом великой эпохи развития творчества в Европе.

Кратко о главном

Искусство Раннего Возрождения в Италии охватывает период приблизительно с 1420 до 1500 года, предшествуя и завершая Проторенессанс. Как и для любого переходного периода, для этих восьмидесяти лет характерно и идей, которые предшествовали, и новых, которые, тем не менее, заимствованы из далекого прошлого, из классики. Постепенно творцы избавлялись от средневековых концепций, переводя свое внимание на античное искусство.

Однако несмотря на то, что по большей части они стремились вернуться к идеалам забытого искусства, как в общем, так и частном все же древние традиции сплетались с новыми, но в намного меньшей степени.

Архитектура Италии во время Раннего Возрождения

Главное имя в архитектуре этого периода - это, конечно же, Филиппо Брунеллески. Он стал олицетворением ренессансной архитектуры, органично воплощая свои замыслы, он сумел превратить проекты в нечто завораживающее, и, кстати, до сих пор его шедевры тщательно оберегаются уже на протяжении многих поколений. Одним из его главных творческих достижений принято считать сооружения, расположенные в самом центре Флоренции, самые примечательные из которых купол - флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре и дворец Питти, ставшие точкой отсчета итальянской архитектуры Раннего Возрождения.

К другим важным достижениям итальянского Ренессанса относится также который находится около главной площади Венеции, дворцы в Риме руки Бернардо ди Лоренцо и другие. В этот период архитектура Италии стремится органично объединить черты средневековья и классики, стремясь к логике пропорций. Отличным примером этого утверждения можно назвать базилику Сан Лоренцо, опять же руки Филиппо Брунеллески. В других европейских странах Раннее Возрождение не оставило столь же ярких примеров.

Художники Раннего Возрождения

Итоги

Культура Раннего Возрождения в Италии хоть и стремится к одному и тому же - отобразить классику сквозь призму естественности, но творцы идут разными путями, оставляя свои имена в ренессансной культуре. Множество великих имен, гениальные шедевры и полное переосмысление не только художественной, но и философской культуры - все это принес нам период, предзнаменовавший другие этапы Возрождения, в которых устоявшиеся идеалы нашли свое продолжение.

Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре - Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401-1428). Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо - один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма…» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. Во фреске «Троица» (1426-27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425-28) - главном творении своей недолгой жизни - Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа иМикеланджело.

Развитие живописи Раннего Возрождения происходило неоднозначно: художники шли собственными, подчас разными путями. Светское начало, стремление к увлекательному повествованию, лирическое земное чувство нашли яркое выражение в произведениях Фра Филиппо Липпи (1406-69), монаха ордена кармелитов. Обаятельный мастер, автор многих алтарных композиций, среди которых лучшей считается картина «Поклонение Младенцу», созданная для капеллы в палаццо Медичи - Риккарди, Филиппо Липпи сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь к природе.

В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420-92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. Самое замечательное творение Пьеро делла Франческа - цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо, в основу которых положена легенда о Животворящем древе креста. Расположенные в три яруса фрески прослеживают историю животворящего креста от самого начала, когда из семени райского дерева познания добра и зла на могиле Адама произрастает священное дерево и до конца, когда византийский император Ираклий торжественно возвращает христианскую реликвию в Иерусалим. Творчество Пьеро делла Франческа вышло за пределы местных живописных школ и определило развитие итальянского искусства в целом.

Во второй половине XV столетия в Северной Италии в городах Вероне, Ферраре, Венеции работали многие талантливые мастера. Среди живописцев этого времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431-1506) - мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. Живописная манера художника отличается чеканностью форм и рисунка, строгостью и правдивостью обобщенных образов. Благодаря пространственной глубине и скульптурности фигур Мантенья достигает впечатления застывшей на мгновенье реальной сцены - настолько объемно и естественно выглядят его персонажи. Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение - роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Гонзага. Одними лишь средствами живописи он создал здесь роскошный ренессансный интерьер, место для торжественных приемов и праздников. Пользовавшееся огромной известностью искусство Мантеньи оказало влияние на всю северо-итальянскую живопись.

Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли(1445-1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т.е. обобщения изображений с помощью условных приемов - упрощения цвета, формы и объема) пользовалось большим успехом в кругу образованных флорентийцев. В основе искусства Боттичелли в отличие от большинства мастеров Раннего Возрождения лежало личное переживание. Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»). Исключительно чуткий и искренний, Боттичелли прошел сложный и трагический путь творческих исканий - от поэтического восприятия мира в юности до мистицизма и религиозной экзальтации в зрелом возрасте.


Леонардо Да Винчи

По существу, в качестве основателя искусства Высокого Ренессанса выступил один мастер, Леонардо да Винчи, и глубоко симптоматично, что он, как никто другой, оказался во всеоружии высших достижений материальной и духовной культуры своего времени во всех ее областях. Вклад Леонардо в искусство Высокого Возрождения можно сопоставить с ролью Джотто и Мазаччо, зачинателей предшествующих этапов ренессансного искусства, с тем отличием, что соответственно условиям новой эпохи и большему размаху дарования Леонардо значение его искусства стало несравненно более широким.

Леонардо был живописцем, ваятелем, зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем-импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком-изобретателем, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, геологом, зоологом, ботаником, и всё это не исчерпывает его занятий.

Искусство для Леонардо было средством познания мира, познания человека. Он считал природу наставницей и в своём творчестве исходил их конкретной действительности, отталкивался от неё. Он постоянно экспериментировал с красками, стремясь раскрыть таящиеся в них возможности в передаче света и тени, живописных нюансов, почти незаметных переходов тона в тон. Огромное значение для всего его творчества и всей последующей живописи имело сделанное им открытие неустойчивости, изенчивости, текучести видимого мира и способа передачи её в картине.

Этот переворот, где до него царила незыблемая и самодовлеющая линия, он назвал "пропаданием очертаний". Переходя от теоретичесих размышлений к практике, Леонардо начинает применять своё знаменитое "сфумато" - "дымчатую светотень", оптическое впечатление в духе импрессионизма. В его полотнах это нежный полусвет с мягкой гаммой тонов молочно-серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия становится как бы воздушной.

Искусство и наука для Леонардо существовали нераздельно. Масштаб пропорций человеческой фигуры он связал с квадратом, длина которого определена длиной человеческого тела и включает в себя систему делений, позволяющую установить размеры с помощью циркуля в отношении от 1/2 до 1/96 фигуры. Он выразил это в виде "квадратуры круга" и "витрувианского человека". Он ввёл термин "золотое сечение" для гармонического деления отрезка, известного ещё в античности и узнанного в средневековой Европе из арабского перевода "Начал" Евклида.

Наиболее известные картины Леонардо, повлиявшие на развитие всего европейского искусства: "Мадонна в гроте" - первый монументальный алтарный образ Высокого Возрождения; "Тайная вечеря", портрет Моны Лизы - "Джоконда".