Аргументы сочинения егэ. Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Добро

Найденные нами проблемы, связанные с трусостью, часто встречаются в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы из отечественной литературы, подобранные к данным проблемам, помогут выпускникам написать качественное сочинение-рассуждение. Все эти примеры доступны для скачивания в формате таблицы. Ссылка в конце статьи.

  1. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат оказался жертвой своей собственной трусости. Перед ним стоял выбор: прислушаться к разуму или к сердцу, спасти бедного философа Иешуа или обречь его на смертную казнь, сохранив авторитет и равновесие в городе. Страх перед Синендрионом и первосвященником Каифой оказался сильнее собственной воли и желания спасти невиновного. Из-за малодушия, страха Игемона перед своим будущим, Га-Ноцри подвергается несправедливой расправе. После казни Понтий Пилат мучается угрызениями совести и не находит душевного покоя целых две тысячи лет.
  2. Главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», несмотря на его противоречивость и неоднозначность, можно вполне назвать трусливым человеком. Евгений мог с легкостью отказаться от дуэли со своим близким товарищем, Владимиром Ленским, но не стал этого делать. Он, как светский человек, своим отказом от дуэли побоялся поколебать уважение общества. Главный герой не смог выставить себя в светских кругах слабым, безвольным человеком, испугавшимся боя. Он не хотел быть объектом насмешек и сплетен. Собственно, из-за его трусости перед обществом погиб совсем еще человек. Сам Евгений не умел простить себе это, поэтому не обрел в жизни счастья.
  3. Если ваша проблема касается трусости в любви, то для нее у нас есть целая .

Страх на войне

  1. В повести В. Быкова «Сотников» антипод главного героя – Рыбак, струсив, соглашается вступить в ряды полицаев – приспешников оккупантов. Надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд, он заключил сделку с совестью. «Появилась возможность жить – это главное. Всё остальное – потом» — рассуждал партизан. Совершенно не задумываясь о дальнейшей судьбе своей Родины, он делает всё, чтобы выжить. Выжить любой ценой. В нем не просыпается чувство патриотизма, долга и ответственности перед отечеством. Рыбак потерял веру, не сумел принять страдания за свой народ, как это сделал Сотников. Постыдное малодушие и трусость – вот основные черты этого героя, которые привели его к нравственному падению.
  2. Главный герой повести В. Распутина «Живи и помни» также не справляется с тяжелым периодом войны. Он дезертирует с фронта. Проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех тех, ради кого и уходил воевать: жену Настену и ребенка, которого они так долго ждали. И девушка, чья душа слишком чиста и невинна, не выдерживает тяжести, свалившейся на ее хрупкие плечи. Глубокая нравственность и духовная сила не позволяют ей скрывать дезертира, предавать Родину вместе с ним. И она уходит под воды Енисея с еще не родившимся ребенком.

Последствия трусости

  1. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» один из защитников Белгородской крепости – Алексей Швабрин – оказывается трусом и предателем. При первой же возможности он переходит на сторону Пугачева, чтобы сохранить себе жизнь. Швабрин готов убивать тех, кого еще совсем недавно мог считать друзьями и союзниками.
    Цена собственной жизни становится для него выше жизни товарищей, выше присяги и судьбы отечества. Из-за страха перед возможной смертью, он полностью отказывается от каких бы то ни было моральных принципов и с легкостью переходит на сторону врага.
  2. Предательство всегда недопустимо, но во время войны оно сразу приравнивается к ужасному преступлению. Так, в повести М. Шолохова «Судьба человека» предатель Крыжнев ради спасения собственной жизни готов выдать немцам своих сослуживцев. Он говорит, что ему “своя рубашка к телу ближе”, а значит, можно пожертвовать жизнью остальных ради собственного благополучия. Страх перед смертью силен настолько, что этот человек не утруждает себя мыслями о других. Поэтому он получает вполне заслуженную кару – принимает смерть от рук своих же товарищей.

Если вы не нашли нужных аргументов, то обратите внимание на подборку литературных примеров на тему «

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

1.ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.

2 .ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

3 . ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева - воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.

Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне За нее отомстил отчим.

4 . ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ

Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.

5 . ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ , непонимания близких людей в сложной ситуации

Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.

6. ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.

7 . Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека

Неуютно и одиноко жилось Людочке дома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.

8.Проблема исчезновения деревень

Вымирае т духовно и постепенно исчезает в рассказе В.Астафьева «Людочка» деревня Вычуган , а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура . Писатель бьет тревогу: деревня, как догорающая свеча, доживает свои последние месяц ы. Л юди разрывают связи между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет .

9.Проблема алкоголизма

Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.

10.Падение общественной нравственности

Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни!

11. «Чтиво» и истинная, живая книга.

В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но произведение актуально и сейчас, потому что в нем поднимаются проблемы, волнующие моих современников, - это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» - одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей, задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества.

12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества.

Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель» умственных и нравственных качеств человека. Слова разухабистых молодых людей - показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение языка уголовным жаргоном отражает неблагополучие общества, а у читателя такие персонажи и их речевое бескультурье вызывают отторжение.

13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное.

Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием и не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки и теперь будет сопровождать ее по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость.

14. Проблема воспитания.

Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.

15 . О Боге.

Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед уже мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но сходить в церковь так и не решилась…

16.Об отсутствии любви

Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, - обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.

17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном отношении к своей профессии

Молодая фельдшер в рассказе брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.

аргументы к сочинению

В наше время многие люди ради денег, социального положения, удовлетворения собственных прихотей идут на всё. Потеря нравственных качеств, ожесточение - неизбежный результат такого эгоистичного поведения.
Примеры таких людей даны

Это в первую очередь Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. И если в Свидригайлове мы видим хоть запоздалое, но раскаяние (помогает детям Мармеладова после смерти их матери, просит прощения у Дуни Раскольниковой), то у Лужина совесть давно заменена понятиями «выгода», «расчет» и «самоудовлетворение».

Главный герой романа Достоевского, в отличие от Лужина, не выдерживает испытания совестью. Родион Раскольников, совершив ужасное преступление – убийство, испытывает ужасающие душевные муки. Его логичная, выверенная разумом теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих» терпит крах. И всё это потому, что совесть, т.е., по мнению Достоевского, глас Божий в человеке, не дает ему спокойно принять бесчеловечность его идеи. Лишь полностью раскаявшись в содеянном, приняв каторгу как очищение, а не наказание за слабость (не выдержав душевных терзаний, герой во всём признается следователю), Раскольников смиряется и получает успокоение. Проблема неразрывности понятий «совесть» и «нравственность» - важнейшая в романе. Достоевский прямо заявляет: когда люди забудут о совести, общество деградирует.

Её главный герой - Егор Прокудин. Бывший уголовник, он принес матери много горя и страданий. Это мучает героя, который не находит себе никаких оправданий. При встрече с матерью после многолетней разлуки у Егора не получилось признаться, что он её сын. В конце повести именно совесть не даёт герою опуститься на самое дно безнравственности. Отказ Егора помогать бывшим «друзьям» по криминальной жизни оборачивается для героя смертью, но этот отказ есть и высшее проявление его человечности.

Этот рассказ о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки. Подталкиваемый соседскими ребятишками, мальчик Витя решается на обман бабушки (кладет на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву). Но совесть начинает мучить ребёнка сразу же после совершения поступка. Он плохо спит ночь и наутро твёрдо решается сознаться, но не успевает. Бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачёт и раскаивается в содеянном. И бабушка являет пример истинного великодушия. Видя искреннее раскаяние мальчика, она всё же дарит ему пряник – коня с розовой гривой, о котором он очень мечтал. Этот случай стал для Вити главным нравственным уроком в жизни.

«Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.

  1. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
  3. Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
  4. Образец самоотверженности – герой сборника рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача». Молодой доктор по фамилии Бомгард, недавно окончивший университет, отправляется на работу в сельскую больницу, где сталкивается с суровыми жизненными условиями, с человеческим невежеством, со страшными болезнями и, наконец, с самой смертью. Но, вопреки всему, он борется за каждого пациента; выезжает к больным и днём и ночью, не щадя себя; постоянно учится и совершенствует свои навыки. Показательно, что Бомгард – не героическая личность, он часто бывает не уверен в себе и, как все, испытывает страх, однако в решающую минуту чувство профессионального долга побеждает всё прочее.
  5. Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. Такая ситуация сложилась в рассказе В.П. Астафьева «Людочка». В нём противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других, от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
  6. Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
  7. В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
  8. Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
  9. Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
  10. Проявления альтруизма в военную пору имеют особое значение, так как речь часто идёт о жизни и смерти. Роман Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» – история о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который во время холокоста организует производство и принимает на службу евреев, тем самым спасая их от уничтожения. Это требует от Шиндлера больших усилий: ему приходится поддерживать связи с нужными людьми, идти на подкуп, подделывать документы, но результат – более тысячи спасённых жизней и вечная благодарность этих людей и их потомков – является для героя главной наградой. Усиливает впечатление от этого самоотверженного поступка тот факт, что роман основан на реальных событиях.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!