Основы духовно нравственной культуры народов. Программа: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин, в рамках реализации ФГОС, является введение в школьный образовательный процесс комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Общая стратегия курса заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу. Данное положение закреплено законом РФ «Об образовании», так как содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статья 14 закона РФ «Об образовании»).

Нормативно-правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются:

Конституция Российской Федерации; закон «Об образовании» (статья 14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);

ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 №1241»О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373»);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года № 424;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 года № мд-883/03 «о направлении методических материалов ОРКСЭ»;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» - Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 года № 795 (ред. От 06.10.2011) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами школы.

Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 5 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Методические рекомендации составлены на основе анализа результатов апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010-2011 годах, предложенных Министерством образования и науки Российской Федерации (см.: Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 года № мд-883/03 «О направлении методических материалов ОР-КСЭ»).

Изучение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлено на достижение следующих целей:

Развитие представлений о знании нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Осознание ценности человеческой жизни;

Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, становление внутренней согласно своей совести.

Задачи комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

Развитие представлений подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиальной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» дополняет обществоведческие аспекты традиционных предметов, в том числе и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе и модуля «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно- содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для неродной, личности, ориентированной на патриотическое отношение к родной стране, уважение её истории и традиций независимо от этнических и мировоззренческих симпатий. В рамках культуроведческого подхода происходит осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое ценностным отношением представителей определенной культуры к миру.

Требования к результатам освоения курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России».

Требования к личностным результатам:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

Развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам.

Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;

Основы культурной истории многонационального народа России;

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современной России;

Общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности, формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

Осознание ценности человеческой жизни.

Структура комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», состоит из разделов (35 часов):

Первый раздел – «В мире культуры» (2 часа);

Второй раздел – «Нравственные ценности российского народа» (8 часов);

Третий раздел – «Религия и культура» (25 часов). Данный раздел – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изучаемого материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов могут быть приглашены родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.

Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются , то есть при преподавании курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания презентаций, творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе (см.: Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 года № мд-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»).

Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, что создает дополнительные возможности для увеличения объёма и повышения качества знаний учащихся.

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность – экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания. Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребёнка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них: в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом. В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: священнослужители, религиоведы, теологи, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи.

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьёй, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений на ступени начального общего образования в организации преподавания учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России».

Необходимо восстановление с учетом современных реалий позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей, накопленных в нашей стране в советский период её истории.

Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должна быть основана на следующих принципах:

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно – нравственному развитию и воспитанию школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

Сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

Педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

Поддержка индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

Содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

Опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях, должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание – диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.

Темами итоговых творческих исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России" предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействие сохранению и упрочению семьи.

Тематический план

Тема

Количество часов

Количество

В мире культуры.

Нравственные ценности российского народа.

Религия и культура.

Итого:

Учебно-методическое обеспечение курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России

(5 класс)

В зависимости от выбора издательства указываем соответствующие учебники (См. извлечение из Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к исполнению в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года №2885):

Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования

Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.

Амиров Р.Б., Насретдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры.

Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры.

Пропирный Н.Г, Савченко К.В, Бурмина Т.Ю. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры.

Амиров Р.Б., Воскресенский О,В, Горбачева Т.М. и др. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур.

Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.

Просвещение

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры.

Просвещение

Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры.

Просвещение

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры.

Просвещение

Беглов А.Л, Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур.

Просвещение

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

Просвещение

Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика.

Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России.

Ассоциация 21 век

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России.

Вентана-Граф

Гогиберидзе Г.М. Основы духовно- нравственной культуры народов России.

Мнемозина

Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М/ Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России.

Русское слово

Студеникин М.Т. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

Русское слово

Дополнительные материалы по вопросам преподавания «Основы духовно- нравственной культуры народов России» также можно найти на тематических интернет-сайтах:

    Министерство образования и науки РФ – http//mon.gov.ru

    Российское образование – федеральный портал - http//www/edu.ru

    Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - http//www. apkpro.ru/content

    Электронная гуманитарная библиотека –www.gumfak.ru

    Государственный музей истории религий –www.gmir.ru

    ОГАОУ ДПО БелИПКППС - http//ipkps.bsu.edu.ru

Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с введением комплексного курса :

    Сайт Общественной палаты - http//www.oprf.ru

    Сайт Уполномоченного по правам человека в РФ - http//www.ombudsman.gov.ru

Календарно-тематическое планирование по модулю «Духовно-нравственное воспитание народов России».

Раздел, тема

«В мире культуры» 2 часа

Введение. Величие многонациональной российской культуры.

Человек – творец и носитель культуры.

«Нравственные ценности российского народа» 8 часов

«Береги землю родную, как мать любимую».

Жизнь ратными подвигами полна.

В труде – красота человека

«Плод добрых трудов славен»

Люди труда

Бережное отношение к природе. Заповедники.

Семья- хранитель духовных ценностей. Сказки бабушки моей….

Обобщение: «Нравственные ценности российского народа».

«Религия и культура» 25часов

Роль религии в развитии культуры.

Культурное наследие христианской Руси. Храмы.

Духовная музыка. Библия. Христианские иконы.

Особенности православного календаря и праздники.

Сообщения учащихся.

Культура ислама. Образование и наука. Коран.

Литература и искусство. Мусульманская архитектура. Мечеть.

Исламский календарь. Сообщения учащихся.

Иудаизм и культура. Священная книга иудеев - Тора.

Дом окнами на Восток. Иерусалим – культурная столица.

Еврейский календарь. Обряды и праздники.

Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи».

Культурные традиции буддизма.

Буддийский монастырь. Буддийский календарь.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Храм Христа Спасителя. Музеи России.

Благотворительность.

Проект «Хранить память предков»

Практическая работа по проектам

Практическая работа по проектам

Проект «Что составляет твой духовный мир»

Твоя образованность. Практическая работа по проектам.

Твои интересы. Твоя культура поведения. Презентации проектов учащихся.

Итоговый урок за курс «Духовно- нравственное воспитание народов России».

Книга Н. Ф. Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс» предназначена для того, чтобы сформировать у детей первоначальные представления о культуре и нравственности, об их значении в жизни отдельного человека и целой страны. Россия занимает обширную территорию, на которой проживают самые разные народы. Все они на протяжении долгого времени вносили вклад в российскую культуру. Государство стремится сохранить культурные ценности, а с помощью образования и воспитания людям прививаются уважительное отношение к культуре своей страны, духовно-нравственные ценности.

Из книги ученики смогут узнать о значении культуры, о том, что человек является её создателем и носителем. Здесь изложены основные нравственные ценности народов России, они оказывают большое влияние на жизнь и судьбу человека. В учебнике рассказано о роли семьи и отношении к ней. Упоминается о важности сохранения духовно-нравственных ценностей, о передаче накопленного опыта следующим поколениям. И этот процесс зависит не только от государства, но и от каждого человека.

Отдельная глава посвящена изучению религии. Учащиеся должны понимать, что она занимает особое место в жизни каждого человека, в жизни нации. Здесь рассмотрены различные религии, их особенности. Книга развивает эрудицию и творческие способности, поможет расширить кругозор. Она способствует тому, что дети начинают проявлять больший интерес к культуре разных народов и уважительно относиться к ней.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс" Н. Ф. Виноградова бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 5 класс .

Рабочая программа для общеобразовательных учреждений».

Изд-во «ДРОФА», 2012 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», в стандартах нового поколения в качестве важнейшей приоритетной задачи образования обозначена задача формирования целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений, воспитания духовно-нравственной личности. Отмечается, что при этом важно опираться на сотрудничество культуры, науки и религии на основе общего понимания нравственных начал мотивации поведения человека. Результатом такого сотрудничества станет развитие сферы социального творчества, понимаемого как любая созидательная деятельность во имя общественного блага. Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область - «Основы духовнонравственной культуры народов России». К составляющим элементам духовной культуры принято относить идеалы, смыслы, образы, нравственные традиции. Последние в наиболее широком смысле понимаются как способы организации совместной деятельности, устойчиво сохраняющие собственные характеристики на протяжении многих поколений.


В этом отношении наука, искусство, философия и религия как культура духовной деятельности тоже являются традицией. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности; людей высокой нравственности, проявляющих религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культурам других народов.

Каковы обоснования обращения к воспитанию в стандартах и введения новой области и нового предмета?

Именно с воспитанием связывается сегодня дальнейшее духовное возрождение российского общества, преодоление кризисных явлений нашей жизни.

В настоящее время воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач, ему отдается безусловный приоритет на всех уровнях образования. В общественном сознании учеными и педагогами-практиками изменение отношения к роли воспитания в образовании воспринимается как поворот к новой образовательной парадигме, в которой воспитанию будет отводиться значительная роль.

Изменение отношения к воспитанию, повышение его роли и значимости потребуют от учителей нового осознания цели образовательного процесса и результативности деятельности школы - воспитание духовно-нравственной культуры личности.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа на основе объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности государства: «Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и приумножать ее богатства есть важнейшее условие успешного развития России».

Цель и конечный результат деятельности школы видится сегодня не только в «знаниях по предмету», умениях и навыках, компетенциях, но прежде всего в обретении подрастающими поколениями нравственной опоры, нравственного фундамента, содержащего основные ценности и нормы человеческой цивилизации и нашего общества. При этом следует понимать, что духовно-нравственная культура - это не просто новый предмет, не отдельная дисциплина - это непрерывный процесс становления мировосприятия, мироощущения, развитие сферы чувств, формирование мировоззрения.

С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» одним из приоритетных направлений научно-методической деятельности становится разработка и внедрение в практику школы соответствующих учебных курсов. И одной из проблем, требующих решения при создании такого рода курсов, является проблема отбора и разработки содержания учебных предметов, обусловленная необходимостью привнесения в школьное образование понятия «духовность». Индивидуальность и личность ребенка - привычные понятия для современных российских педагогов, понимание сути терминов «дух» и «духовность» - то новое, что привнесено с выделением области «духовно-нравственная культура».


В философии духовность человека понимается как стремление к абсолюту нравственных истин, высотам духовной жизни, где сердце и разум человека открываются Высшему и обретают необходимый для его постижения духовный опыт. Стремления и опыт порождают высшие способности: разумность, дар речи, волю, совесть, свободу, интуицию, высокие эстетические чувства, творческую активность, открытость в самопознании и в самоопределении, жажду совершенства, способность к любви и служению.

Духовность - это также и умение устанавливать свободные, продуманные и ответственные отношения с другими людьми, способность брать на себя ответственность за других людей, за тех, «кого мы приручили», за природу, за окружающий мир в целом.

С религиозной точки зрения мера духовности человеческой жизни определяется очень конкретным отношением - связью человека с Богом. В той степени, в которой человек сознательно выстраивает свою жизнь, исходя из заповедей, данных Богом, можно говорить о духовности его существования.

Таким образом, понятие «духовность» можно трактовать как включающее в себя и научные гуманистические идеалы, и религиозные представления, т. е. оно может рассматриваться как связующее звено двух миропониманий. При этом важно, что стремление к духовности не только не приводит к противопоставлению двух мировоззрений, но и связывает их, позволяет наиболее полно представить картину мира. Отчасти именно поэтому целесообразно активизировать развитие духовно-нравственной составляющей личности ученика в начальной школе, в том числе и посредством преподавания объединенного комплексного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».

Благодаря введению нового предмета ребенок может получить первичное системно-целостное представление о картине мира и духовном развитии человечества уже в начальной школе. Основой для этого могут стать знания, полученные при изучении других предметов начальной школы и дополненные новым предметом. В перспективе содержание и способы деятельности, присущие новому предмету, могут стать соответствующей возрасту и учебному опыту школьников пропедевтикой изучения курсов истории, обществознания, биологии, русского языка , литературы, мировой художественной культуры и других предметов основной школы, т. е. общим, метапредметным фундаментом для накопления культурологических знаний, формирования общекультурной эрудиции. В то же время очевидна и внепредметная, внешкольная составляющая нового курса, его нацеленность на достижение результатов воспитания, оценить которые будет возможно в будущем и вне системы образования. То есть новый предмет способен выполнять просветительскую функцию, быть развивающим предметом.

Целью введения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания . В то же время надо отчетливо осознавать, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой.


Предполагается, что в результате первичного знакомства с основами светской и традиционных для России религиозных культур у детей появится интерес и потребность продолжить это знакомство в дальнейшем через освоение аналогичных предметов или элективных курсов. Важным является также формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Названные цели реализуются посредством решения ряда задач:

· знакомство учащихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний;

· развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

· формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

· развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Предлагаемый учебно-методический комплекс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» под редакцией отвечает задачам реализации программы социализации и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Вводимый в учебный процесс новый предмет в полной мере обладает значительным воспитательным потенциалом и наряду с задачами «знаниевыми» (передача определенных знаний, формирование умений и навыков, компетенций; см. ниже «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса») призван обеспечить реализацию важнейших задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений российских граждан, их социализации.

Современная школа решает актуальные проблемы воспитания и социализации школьников в условиях поликультурного и многоконфессионального российского общества, постоянно изменяющегося мирового сообщества. Она призвана активно культивировать внутри себя те общественные ценности и модели взаимоотношений , которые присутствуют в реально окружающем ребенка мире, с которыми дети постоянно сталкиваются за порогом школы; к которым они должны быть готовы после ее окончания. Совместное обучение школьников разных национальностей и вероисповедания в одном классе создает условия для воспитания толерантности и уважительного отношения к разным мировоззренческим позициям. Именно школа, по мнению специалистов, сегодня может стать местом, где возможен доброжелательный межкультурный диалог, позволяющий обучающимся лучше понять себя и сделать шаг в сторону понимания и приятия другого.

Задачи социализации и аккультурации, решаемые в ходе преподавания нового предмета, раскрываются как задачи практической подготовки обучающихся к жизни в плюралистическом обществе и интеграции их в это общество, совершающиеся уже в школьной жизни. Укрепление идентичности и воспитание толерантности становятся в этом случае взаимосвязанными элементами единого процесса. Именно такой подход к воспитанию идентичности, толерантности, гражданственности и патриотизма в большей мере соответствует задачам духовно-нравственного воспитания в школе, стремящейся готовить учащихся к жизни. И именно такие возможности заложены в самом предмете «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» и могут быть максимально использованы в процессе его преподавания для эффективного решения задач духовно-нравственного воспитания, социализации и объединения подрастающих поколений в будущем».

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», таким образом, обладает большим потенциалом для первичного знакомства учащихся с различными формами знаний, освоения социального опыта и применения его в повседневной практике, осознания нравственных ценностей и этических норм разнообразных культур, формирования духовно-нравственной культуры личности.

Новый предмет является также средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Это значит, что в результате изучения данного курса школьники должны понимать, что каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Наиболее общим является определение, согласно которому под общечеловеческими понимаются ценности, принимаемые всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития. Ценность рассматривают как цель, к ней стремятся ради нее самой, она представляет идеал. Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе, к другим людям, к самому себе. Общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты могут выступать в качестве такой основы. Если условно воспроизвести иерархию ценностей, или «вершину ценностной пирамиды» ( ), как систему того, что значимо для жизни человечества на Земле, то выделяются ценности, обуславливающие саму жизнь: человек, жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, гармония, счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство, труд, познание, общение.

Обязанности государства по отношению к гражданам.

Нравственные законы совместной жизни людей.

Светская этика.

Государственные праздники. 4 ноября - День

народного единства. История праздника.

Вариативное содержание: государственные праздники.

Основные понятия: государство, Конституция, гражданин, закон, светская этика, государственные праздники.

Межмодульные связи: патриотизм.

Словарная работа: государство, государственные праздники, патриот, патриотизм.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность:

памятники и мемориалы, посвященные Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.

Внеурочная деятельность: посещение музея, мемориала или экспозиции, посвященных Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни

Урок 18. Нравственный закон. Десять заповедей

Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора - священная книга иудаизма.

Вариативное содержание: Моисей. Скрижали Завета. Тора.

Основные понятия: нравственный закон, заповеди и иудаизм, Тора.

Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Иудаизм.

Словарная работа: закон, нравственный закон, заповедь.

Урок 19. Заповеди любви

Библия - священная книга христианства.

Вариативное содержание: Иисус Христос. Библия.

Основные понятия: христианство, любовь, Библия.

Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Христианство.

Словарная работа: христианство.

Урок 20. Любовь - основа жизни

«Шерстяное тепло». Любовь в семье.

Китайская притча «Ладная семья».

Вариативное содержание: народные пословицы о любви.

Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения.

Словарная работа: любовь.

Урок 21. Прощение

Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении.

Изречения философов и мыслителей о прощении.

Вариативное содержание: обида и прощение. Рас-

сказ «Мститель».

Основное понятие: прощение.

Словарная работа: грех.

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу

Урок 22. Древнегреческие мыслители о дружбе

Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе.

Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность - основа дружбы.

Вариативное содержание: Пифагор. Рассказ о пифагорейской дружбе.

Основные понятия: дружба, пифагорейцы.

Словарная работа: дружба.

Урок 23. Этика об отношении к другим людям

и самому себе

Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений.

Христианство об основах человеческих взаимоотношений.

Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений.

Буддизм. Этика буддизма.

Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике.

Вариативное содержание: пророк Мухаммад и хадисы. Коран - священная книга ислама. Будда и буддизм.

Основные понятия: взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм.

Межмодульные связи: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Буддизм.

Словарная работа: взаимоотношения.

Урок 24. Мысли и поступки. Слова и речь

Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. о мыслях и поступках. «Мальчик и Колокольчики Ландышей».

Вариативное содержание: чистота и красота речи в традиционной системе ценностей российской культуры. «Слово о словах».

Основные понятия: речь, мысли, поступки.

Словарная работа: красноречие.

Урок 25. Милосердие

Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание - принципы буддийской религии.

Благотворительные организации в современном мире.

Вариативное содержание: проявления милосердия в повседневной жизни.

Основные понятия: милосердие, благотворительность.

Межмодульные связи: традиции благотворительности в различных религиозных культурах.

Словарная работа: милосердие, благотворительность.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: российские благотворительные организации и их деятельность.

Урок 26. «Золотое правило нравственности»

Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях.

«Притча о пахаре и кроте».

Вариативное содержание: .

Основное понятие: «золотое правило нравственности».

Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах.

Словарная работа: золотое правило нравственности.

Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне».

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам

Урок 27. Нравственные законы в современном мире

Всемирный Красный Крест. .

Мать Тереза и Орден милосердия.

Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни.

Вариативное содержание: Нобелевская премия мира.

Основные понятия: милосердие, бескорыстие.

Словарная работа: бескорыстие.

Урок 28. Альберт Швейцер

Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире.

Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка.

Вариативное содержание: борьба А. Швейцера за прекращение производства ядерного оружия.

Основное понятие: человеколюбие.

Словарная работа: человеколюбие.

Урок 29. Этическое учение

о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира.

«Муравей и голубка».

Вариативное содержание: «Русские книги для чтения» . Произведения для детей.

Основные понятия: этическое учение, душа, любовь.

Словарная работа: самовоспитание.

Творческая работа: иллюстрации к произведениям для детей.

Урок 30. Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба.

Как научиться «взращивать свою душу».

Фрагмент из произведения «Письма о добром и прекрасном».

Вариативное содержание: «Спор».

Основные понятия: добро и зло.

Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах общеобразовательных организаций Еврейской автономной области составлены с целью разъяснения организационных и методологических вопросов преподавания выше обозначенного курса в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО).

Место предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ, на изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России») в 5 классе основной школы выделяется 17 учебных часов.

Нормативно-правовые основы

1. ФЗ-273 от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования (зарегистрирован Минюстом 01.02.2011 г. №19644).

3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

4. Приказ Минобрнауки России от «31» марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» – ( ).

5. Приказ Минобрнауки от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011. – 207 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-019043-5. – .

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года. Регистрационный № 199.

8. Письмо комитета образования ЕАО от 15.05.2014 г. № 1702/1 «Об организации образовательной деятельности в 2014/2015 учебном году».

9 . Методические рекомендации ОблИПКПР по преподаванию учебного предмета «Математика» в 5 классе от 26 мая 2014 г.

10. Приказ образовательного учреждения (организации) «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год» от «____»_______2014 г.

Международные документы:

    Всеобщая декларация прав человека (1948 г.),

    Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.),

    Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1952 г.),

    Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.),

    Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.),

    Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.

Законодательство Российской Федерации:

    Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24 июля 1998 №124-ФЗ),

    Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» ( 26.09.1997 г. № 125-ФЗ),

    Приказ Минобрнауки от 18 декабря 2012 г. №1060 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.

Нормативно-правовые и методологические аспекты «Духовно-нравственного развития», «Формирования духовно-нравственной личности» определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2009).

Одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин, в рамках реализации ФГОС, является введение в школьный образовательный процесс комплексного учебного курса

Общая стратегия курса заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу. В 5 классе продолжается реализация главной цели – «формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжается в 5 классе. Актуальность изучения данного курса в 5 классе общеобразовательной школы определяется социальным заказом и педагогической целесообразностью.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.

Базовой составляющей всего курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обращение к личности школьников, удовлетворение их желания разобраться в окружающем мире, адаптироваться в нем.

В процессе изучения данного курса в 5 классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер : традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур , что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.

Сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории области) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных культур;

отражение основного содержания в иллюстративном ряде (тематические фотографии и рисунки, схемы);

последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшие особенности учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе:

    интегративный характер; его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье;

    культурологическая направленность, раскрывающая общечеловеческие и общероссийские ценности. Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:

    географии России (сведения о природе и населении, национально-территориальных образованиях);

    истории России и народов её населяющих;

    нравственным заповедям традиционных российских религий;

    произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.

Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Задачи курса :

    расширение и систематизация знаний и представлений младших школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

    формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;

    формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

    воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;

    развитие информационной культуры младших школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик 5 класса научится :

    находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

    определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

    описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстративного материала (учебника, художественного альбома, изобразительных электронных материалов и др.) или непосредственного наблюдения (экспонатов краеведческого музея, памятников истории и архитектуры и др.);

    рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

    готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

    характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

    использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России в общении с одноклассниками;

    различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

    рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

    оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

    использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

    объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

    приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Ведущими принципами организации обучения в 5 классе остаются те же, что и в 4 классе.

1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3. Принцип диалогичности . Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии, как в содержании, так и в методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в 4 классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.

Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации указанной предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:

    совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

    углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

    осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

    становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

    готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

    достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

    личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

    формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

    воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

    понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

    владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

    овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

    осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

    использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

    расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Пятиклассники эмоциональны, любознательны, активны, непосредственны, отличаются хорошей памятью и воображением. Вместе с тем, для подростков этого возраста характерна некоторая разбросанность и неустойчивость интересов. Пятиклассникам свойственен преимущественно конкретный характер мышления. У них, как правило, возникает интерес к личности человека, его жизни, а затем к событиям, эпохе, в которой они происходят.

Содержание учебника для 5 класса опирается на знания, полученные учащимися в начальной школе. Вместе с тем сведения, полученные из данного учебника, можно привлекать на уроках по истории Древнего мира, при изучении ветхозаветных сказаний, Древней Индии (появление буддизма) и Древнего Рима (о первых христианах).

Как уже отмечалось выше, в учебнике, наряду с авторским изложением, важное место занимают отрывки из книг (Библии, Корана, «Домостроя», художественных и научно-популярных произведений). Они расширяют кругозор учащегося, дают возможность анализировать предложенную информацию, высказывать суждения о её содержании.

Целесообразно в начале рассмотрения этого и второго разделов рекомендовать учащимся подбирать дополнительный материалрелигиозных памятниках родного края, нравственных поступках людей в повседневной жизни, о подвигах земляков в годы Великой Отечественной войны и т. п.).

К разделам учебника (как и в 4 классе) дана таблица , в которой определены как содержание и последовательность изучения раздела, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения предмета).

Образовательная организация самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).

При оценивании уровня подготовки обучающихся учитель руководствуется требованиями, зафиксированными в положении о системе оценивания достижений обучающихся (разработанными и утвержденными на базе ОО).

При оценивании достижений обучающихся при изучении курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся.

Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида.

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале. Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.

Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся.

Курс является обязательным. В личном деле в столбце отметок за 5 класс надо записывать «изучен» напротив внесенной записи названия курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Н.Л. Конькова, старший преподаватель