Возможность личностной самореализации человека в профессии. Специфика самореализации личности в социальных сферах жизнедеятельности

В этой статье мы рассмотрим то, к чему стремится практически все человечество - самореализация . Сначала давайте ответим на вопрос - что такое самореализация? имеет несколько определений. Давайте прочтем их.

1) Самореализация - это выявление своих способностей (талантов) и развитие их человеком в какой-либо конкретной деятельности.

2) Самореализация - это полная реализация индивидуального потенциала человека.

Что эти определения означают? Дело в том, что потребность в самореализации лежит в каждом из нас. Потребность реализовать себя в полной мере, это что-то наподобие встроенной функции, находящаяся в каждом из нас. по теории Маслова относится к наивысшей потребности человека.

Я слышал множество историй о таких людях, которые имели ВСЁ в самом широком понимании этого слова. Они зарабатывали огромные деньги, скупали виллы, яхты, иномарки и так далее, но при этом чувствовали себя НЕУСПЕШНЫМИ. Они ощущали внутреннюю пустоту. И чтобы заполнить ее - они транжирили деньги на вещи, которые временно заполняли их пустоту и делали их . Но с каждым разом такие действия приносили все более непродолжительный эффект. Богачи в чем-то нуждались, а именно - в реализации своего потенциала.

Наверняка Вы меня спросите - Если человек столь богатый, неужели он не реализовал себя в полной мере? Я отвечаю - Если человек испытывает нужду, если он чувствует себя опустошенным, значит ДА, он не самореализовался в жизни. Но почему? Есть несколько причин. Например, потому что нет интереса к своему делу или он занимается совсем не тем, чем ему хочется. Быть может, этот человек реализовал чужие . Сам хотел стать пианистом, а его папа убедил, что ему лучше стать профессиональным каратистом.

И вот, этот человек из года в год упорно тренируется, чтобы оправдать надежды отца. Побеждает в различных соревнованиях, завоевывает первые места, титулы, медали и так далее. Отец прыгает от счастья. Ведь его сынок достиг того, чего он когда-то хотел. Таковы родители - всегда хотят, чтобы их дети добились их цели за них. Отец восторженно прыгает, а вот его сын чувствует что-то не то. Его эти победы не радуют. Он не чувствует самореализации.

Но каждый раз, когда сын видит играющего пианиста - у него загораются глаза. Он чувствует, что именно этим он хочет заниматься - радовать себя и публику игрой на пианино. Именно в этом деле он реализует свой потенциал в полной мере. Как Вы думаете, если этот человек не посвятит себя игрой на пианино, то чем будет заниматься его сын? Правильно!!! Этот человек принудит своего сына заниматься игрой на пианино, и теперь он будет воплощать его цели. А у него, может быть, склонность к футболу!!!

Вот такой вот замкнутый круг. Если мы сами не реализовали свой потенциал в какой-либо деятельности, то ищем кого-то, кто реализует его за нас, причем в той самой деятельности, от которой мы отказались. И этими людьми будут наши дети, так как чужие люди вызывают в нас зависть. Ведь они занимаются тем, чем нам всегда хотелось заниматься, а вот у нас не получилось - нужно было оправдать надежды наших родителей.

Самореализация

Так что те люди, которые самореализовались в какой-то конкретной деятельности - самые счастливые люди на свете. - это значит быть нужным и востребованным. Именно этого хотят все люди, даже не подозревая об этом. Реализация своего потенциала побеждает деньги. Ничто не делает человека счастливым так, как самореализация.

Как говорил один человек: «Я не завидую тем людям, у которых больше денег, чем у меня, но я завидую тем людям, которые счастливее меня» . Прочтите эту фразу еще раз!!!

Давайте рассмотрим конкретный пример, когда люди ради самореализации готовы пахать за копейки. Как часто Вы ходите в театр? Думаю, Вы знаете, что актеры получают копейки за свою работу. А профессия актер - очень тяжелая профессия. И вот Вы сидите и смотрите спектакль и думаете про себя: «Профессии всякие нужны, но почему они работают за копейки. Ведь им наверняка даже на проезд не хватает. Лучше бы банкирами стали или адвокатами. Эти профессии хотя бы кормят» . Да все верно, хорошие адвокаты зарабатывают солидные суммы. И что же заставляет людей выходить на сцену и не менять профессию долгие годы, а может быть вообще никогда? Конечно же, это публичность, актерский коллектив или состав (трупа), любовь к своему делу. Когда человек выходит на сцену и радует своей игрой зрителей - ничто не делает его таким счастливым. Когда в конце спектакля он стоит в одной линии со своими близкими друзьями и наблюдает бурные аплодисменты - он чувствует, что кому-то он нужен и что живет не просто так. А когда цветы начинают дарить… ЭХ!!!

Вот оно - чувство самореализации.

Что ж, я думаю из этого примера Вы поняли, что значит самореализация. Многие люди стремятся подняться по карьерной лестнице, чтобы иметь больше власти и авторитета. Они управляют людьми и чувствуют свою важность. Но позже они осознают, что роль руководителя - это не их роль. Многие руководители хотят быть ведомыми, а не ведущими. Когда они ведомы, они чувствуют себя намного лучше.

Один бизнесмен закрыл свой бизнес и стал работать дизайнером. Он стал зарабатывать намного меньше денег, чем раньше, но чувствовал себя намного счастливее и свободнее. Профессия дизайнер делала его самым счастливым человеком, потому что именно в ней он реализовывал себя.

Одна женщина уволилась с одной работы и устроилась на другую. Ее доходы сократились на 30%, а это очень много. Но как-то раз, она заметила, что ее затраты тоже сократились. Почему? Потому что при той работе она тратила больше денег, пытаясь заполнить свою пустоту различными материальными ценностями. А ее новая работа приносила ей удовольствие и радость. Поэтому расходы резко сократились, а свободных денег при меньшей зарплате стало больше.

Думаю, Вы теперь поняли, какую главную потребность Вам нужно удовлетворять. Сделав это - Вы будете самым счастливым человеком. Но сначала Вам надо определить деятельность, в которой Вы по-настоящему самореализуетесь. Это не так сложно. Вы все равно в той или иной степени подозреваете, чем Вам нужно заниматься, чтобы реализовать себя.

А если нет, то есть некоторые эффективные способы. В помощь Вам статья - . Ответив на все вопросы честно - Вы . А именно исполнив свое предназначение - Вы самореализуетесь по-настоящему.

Есть еще один факт. Все мы в детстве точно знаем, кем хотим стать и в большинстве случаев оказываемся правы в выборе своего предназначения. Дело в том, что дети имеют сильно развитую , и если с детства мама и папа дают возможность своему ребёнку прислушиваться к себе, и не навешивают на него свои не воплощенные фантазии (как я уже писал выше), тогда найти себя и начать самореализовываться куда легче.

Самое главное - прислушаться к себе. Вы должны понять свои желания, зафиксировать основную идею, которая крутится у Вас в голове. Например, Вы постоянно по психологии, читаете биографии самых выдающихся психологов, обращаете на них внимание, испытываете некую зависть, что Вы не на их месте, думаете, как же им повезло, что они стали теми, кем стали. Если Вы уловили такие мысли, значит Вам нужно стремиться именно к этому.

ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ:

  1. То, чем Вы занимаетесь, доставляет Вам удовольствие.
  2. Вы сами не понимаете, откуда у Вас берутся силы на выбранную Вами деятельность.
  3. Ваша деятельность действительно является полезной не только для Вас, но и для окружающих.
  4. Вы чувствуете, что у Вас есть резерв личностного и профессионального развития внутри выбранной деятельности.
  5. Вы хотите совершенствоваться в выбранной Вами виде деятельности.
  6. Вы хотите заниматься своей деятельностью снова и снова. Вы вскакиваете с постели, лишь бы поскорее приступить к работе.

Самореализация - это наивысшая потребность человека реализовать свои таланты и способности.

Это стремление индивида проявить себя в обществе и продемонстрировать свои положительные стороны.

Запомните, самореализация это то, к чему стоит стремиться. Реализация себя всегда было есть и будет самой достойной целью человека. Именно это сделает Вас самым счастливым человеком.

как достичь цели, способы достижения целей, как достигнуть цели

Нравится

Вопрос самореализации (самоактуализации) личности традиционно связываются с гуманистической психологией, в которой данный термин является центральным. Обратим внимание на представленность идеи самореализации в отечественной психологической науке. Анализ позволяет открыть глубокие и содержательные философско-психологические основы данного явления. Единственное, что следует учитывать при этом, достаточно редкое употребление термина "самореализация".

"В основе стремления человека к самореализации, - отмечает Д. А. Леонтьев, - лежит не всегда осознаваемое стремление к бессмертию, которое может осознаваться в различных формах как стремление повысить знания, улучшить условия жизни людей, передать другим знания и опыт, открыть людям смысл и т.п. ". Таким образом, мы имеем дело с сущностным, исходным компонентом жизни личности, причем таким, что не может существовать в пределах бытия человека.

Реализовать удачные стремление можно только выйдя за эти пределы, но "выход за пределы индивидуального бытия для отдельного индивида - только путем присоединения к чему-то большему, не закончит своего существования с физической смертью индивида". Но что представляет собой это "присоединение"? Еще А. Ф. Лосев отмечал: "Личность, если она есть, вообще мыслится всегда и неизменно влияющей и действующей". Итак, "личность всегда выявлением". При этом выражение не просто функцией личности, а ее необходимым базисным атрибутом. Как видим, по А. Ф. Лосев, личность является, прежде всего, выразительной формой.

Выразительное бытия всегда синтезом двух классов, одного - внешнего, очевидного и другого - внутреннего, осмысливая, такого, что допускается. Выражение всегда синтезом чего внутреннего и чего-то внешнего. По мнению философа, в выражении личности представлена тождество ее внешнего и внутреннего.

Это проявляется, например, в том, что, воспринимая личность сугубо внешне, мы как бы охватываем и внутреннее, то, что оказывается во внешнем. "Сам термин выражение указывает на некоторое активное самоперет-ванию внутреннего во внешнее». Эта драматическая единство внешнего и внутреннего составляет, собственно, жизнь личности, ее развитие. Именно выразительная активность человека вызывает жизненный движение личности, в котором она сталкивается с внешним миром, прежде всего социальным.

Таким образом, перед нами как бы трех бытия личности: "внутреннее бытие" - сущностное, смысловое ("прототип" - за Лосевым), "внешнее бытие" - вид, лик, поведение, особенности и мир внешний - пространство бытия. Она составляет единую подвижную ценность.

Во-первых, выражение как следствие личностной активности - это и есть не что иное, как реализация ее внутренней сущности (выраженная - значит, такова, что стала реальной). Тем самым самореализация наделяется все общей и обязательным качеством жизни личности. Можно, конечно, говорить о ее ступень в жизни конкретной личности, но ошибочный пафос гуманистической психологии здесь исчезает.

Во-вторых, существенным является понимание позиции личности в отношении окружающей среды. Для А. Ф. Лосева существует не просто чужой, чисто объективный внешний мир, а "внешний мир бытия личности". Человек не противостоит миру, но как бы окутывается ним, и это - уже ее мир.

Такого мнения придерживается и С. Л. Рубинштейн: человек не противостоит миру, а находится внутри мира, и ее жизнедеятельность протекает в его мире. Само выражение (реализации внутреннего) приводит ЦС очень важное преобразование, что и делает совсем уникальным процесс существования личности.

Выражение и его высшая личностная форма - воплощение - порождает принципиально новую форму сосуществования человека и окружающей его мира. Воплощение (овеществления в терминологии диалектического материализма) - это запечатление живой активности как процесса жизни человеческих сущностных сил в предмете, преобразования логики действий субъекта в собственное предметное изображение и нахождения субъектом своей действительности в объектах, которые несут на себе и сохраняют образ его деяния. Именно результатом процесса деяния является то, что как уже указывалось, мир перестает быть перед и против человека, превращается в ее мир.

Условием возникновения и существования сознания, как утверждает Г. С. Батищев, овеществления - это процесс самовоплощения человека "как субстанциальной культурно-творческой силы, это создание ею предметного мира собственной культуры, в котором она утверждает свою субъективность тем, что приобретает об "объективной действительности самой себя как субъекта. Этот процесс не представляет собой простую смену внешних объектов, а является реализацией полной сущностной человеческой потребности - самореализоваться, то есть - оставить после себя след.

Результатом этого процесса всегда является произведение. "Хотя ни один частичный, фрагментарный произведение, - отмечает далее Г. С. Батищев - не представляет собой исчерпывающего образа человека, все-таки именно в своих произведениях (и нигде больше) человек находит для себя и для других открытое и фиксированное выражение того, чем она смогла и думала стать ".

Концепция Г. С. Батищева близка к психологии А. Маслоу (даже лексически), и, с другой стороны, насколько она - глубже. Вопрос постоянно "зависает" в рамках гуманистической психологии ("что конкретно должен делать человек, чтобы самореализоваться?"), Получает здесь достаточно четкий и обстоятельный ответ. Человек самореализуется там, где она воплощается в том, что она создает. Оказывается, что произведение всегда "адрес", и само произведение продолжается и завершается в других деятельностях и других субъектах.

Потребность самореализации действительно по существу и тотально человеческим качеством, но она существует не в форме повышения внимания к себе, болезненной рефлексии и самосовершенствования, а в форме стремления что-то создать, оставить след в чем, или в ком-то. Это понимание, как легко видеть, полностью соответствует контексту мыслей С. Л. Рубинштейна о том, что саморазвитие и самовоспитание личности заключаются не в какой-то изолированной медитативной "работе над собой", а в активной реальной внешней деятельности.

Это ключевой пункт нашего исследования: реальность мотива самореализации личности - это ее стремление к воплощению и творческой деятельности по практически чего (здесь, правда, существует много этических вопросов, но это уже - другая, нравственная, реальность), а вовсе не стремление к самосовершенствованию и достижению успеха как социального определения. Последнее, хотя и очень важное, должно подчиняться первому, а не наоборот, в этом случае иметь не самореализацию, а социальную адаптацию, а следовательно, не развитие и усложнение, а инволюцию и упрощение личности.

Процесс овеществления имеет не только социальное источник - сущностные силы общественно-индивидуального субъекта, но и социальную "адрес". Более того, "адрес" процесса овеществления - бесконечность. Здесь, на наш взгляд, "схвачено" чрезвычайно существенный момент: полноценная самореа-ция обязательно предполагает коммуникативный аспект в важных измерениях осознание существования другого как "адресата" того, что создается личностью, прогнозирования развития взаимодействия, ответственность.

Опять можно говорить об определенном углубление теоретической конструкции гуманистической психологии - при тщательном анализе видно, что она склоняется к некой "робинзонады", а аспект мижсубьектнои взаимодействия только прибавляется к ней, из-за чего всегда чувствуется некоторая искусственность и незавершенность.

В. А. Петровский разработал теорию "личностных вкладов". Считая его взгляды адекватными пониманию процесса самореализации в отечественной философско-психологической традиции, мы должны заметить следующее. Строя свою теоретическую схему в пределах, как он сам отмечает, "концепции персонализации", он опирается на представление А. Н. Леонтьева о личности как "системное качество" индивида. "Мы конкретно характеризуем эту особое качество, - пишет В. А. Петровский, - прежде всего как способность человека обусловливать изменения значительных аспектов индивидуальности других людей, быть субъектами преобразования поведения и сознания окружающих через свою от ображснисть (" персонализированность ") в них ". Действительно, человек "опредметить-ет" не только внешние объекты, но и других людей, которые тоже становятся в определенной степени ее произведением. И проблема именно в этой мере.

В. А. Петровский вводит понятие "отражена субъектность", которая "воплощает в себе представление о личностный аспект бытия человека в мире как формы активного" идеальной * "присутствия человека в жизни других людей," вытянутости человека в человеке ". А потом уточняет: "отражена субъектность является, таким образом, формой идеальной прсдставлености именно данного человека в моей жизненной ситуации, которая определяется как источник преобразования этой ситуации в значимом для меня направлении".

Исходя из этих толкований, придем к мысли, что личность, вза-гали-то, есть ничто иное, как "отражена субъектность" большого количества субъектов, которые в свое время были значимыми для данной личности, то есть - сделали свои "личностные взносы "в нее.

Но так ли это на самом деле? На наш взгляд, здесь может быть только диалектическое решение, ведь перед нами возникает антиномия: личность, безусловно является определенной суммой "отраженных субъектностей", поскольку она изначально существует в ситуации влияния других личностей. Но в то же время она не является и не может быть только суммой этих взносов, ведь в последнем случае мы имели бы механизм, но не личность.

Решение этой антиномии, на наш взгляд, заключается в признанные того, что личность преодолевает отраженную субъектность, а это и есть, собственно, само-реализации. Итак, по-настоящему важно не количество и сущность "взносов" в личность других людей, а способность ее, принимая эти взносы, преодолевать их в собственной активности, в которой переплавляются и превращаются эти взносы. То есть, фактически, сущность проблемы решает сам процесс самореализации.

Принимая во внимание взгляды В. А. Петровского в их "чистом" виде, можно достаточно легко сделать вывод, что, например, профессиональная самореализация учителя или воспитателя заключается в стремлении осуществить как можно больше влияния на личность ученика и оставить "много" отраженной субъектности.

К сожалению, именно так это и понимается большинством воспитателей и вообще взрослых людей. Отсюда можно было бы и конкретизировать психологический предмет: мотив профессиональной самореализации учителя - это стремление оставить максимум "личностных вкладов" в личностях учеников. Учитель, на самом деле, самореализуется в самореализации своих учеников. Иными словами, ученик как мое произведение - это человек, которому я помог почувствовать себя самоценной и неповторимо уникальной индивидуальностью, свободной, такой, что ставит свои цели и достигает их своими усилиями (то есть - преодолевает отраженную субъектность). Конечно, подобное часто угнетает и раздражает учителей, а особенно родителей, поскольку очень часто самореализация того, кого воспитываешь, разумеется бытийной (то есть, по теоретической схеме В. А. Петровского, как степень соответствия поведения том, что привнесено в человека). Нам кажется, что прав все-таки К. Роджерс.

Следует отметить, что противоречия, которое рассматривается, на самом деле является очень древним. Вот как об этом писал русский педагог П. Ф. Рихтер: "Каждый воспитатель, даже самые слабее, навевает воспитанникам уважение к своеобразию личности, например, собственной. Но на том же уроке он снова усиленно работает над тем, чтобы каждый из них был ничем иным, как повторением его собственного "Я". Себе же он позволяет столько индивидуальности, сколько ему нужно, чтобы искоренить чужую и насадить свою. Дай бог, чтобы это редко удавалось! И, к счастью, это и не удается. Только посредственность вытесняет чужую посредственность с помощью своей, то есть незаметную индивидуальность с помощью другой незаметной индивидуальности: отсюда толпа подражателей...

Возвращаясь к анализу философско-психологических основ явления самореализации, отметим, что в гуманистической психологии вовсе не рассматривается вопрос возникновения и содержания того, что должно самореа-лизироваться - внутреннего мира личности.

По А. Маслоу, самоактуализация - это процесс, который позволяет человеку стать тем, кем он может стать; и он ограничивается этим, совсем не обращая внимания на психологию того, кто самореализуется. Между тем, в контексте нашей проблемы этот аспект нельзя игнорировать как простое теоретическое ограничение, вытекающее из методологической позиции автора. Оказывается, что понимание особенностей самореализации и его мотивации очень связано с тем, как понимать смысл того, что реализуется.

Отечественная философско-психологическая традиция исходит из противоречивого единства опредмечивания-распредмечивания. Если опредмечивания является воплощением (самореализацией) человека, в результате чего возникает произведение, то распредмечивание представляет собой обратный процесс - это активность, приводит к раскрытию человеком предметной сущности объекта, присвоение ее и преобразования в свое - психическое. "Распредмечивание, - отмечает Г. С. Батищев, - это универсальный" переводчик "природы и предметных форм культуры на" язык "сущностных сил общественной и такой, что общается с другими индивидами, человека, то есть на субъективную" язык "самых способностей как живой культуры ". То, что процессы (опредмечивания и распредмечивания) происходят одновременно, означает, что самореализаидя сопровождается прогрессивным изменением внутреннего мира личности, его развитием.

С этого понятной становится тезис: самореализация происходит только в такой деятельности, которая предусматривает открытие (распредмечивание) новых качеств, перспектив. То есть - предусматривает развитие и расширение осознания.

Оказывается, самореализация не является процесс-вектор, направленный от внутреннего мира личности и такой, которая заключается в развертывании этого мира. Самореализация выступает процессом "кольцевой-спиральной" природы: чем больше внутренний личностный потенциал личности, тем вероятнее и активнее происходит самореализация, причем содержание ее можно открывать, "проникать" в глубины окружающего, "окутывая" им себя, присваивая его и превращая в свой потенциал. И это выводит самореализацию на высшую ступень: процесс оказывается действительно бесконечным, но только потому, что бесконечным есть мир, в котором живет личность, и необходимо ее стремление познать, превратить этот мир, оставить собственный отпечаток.

Рассмотрены теоретические положения существенно уточняют исходную проблему: самореализация личности (а следовательно, и ее мотивация) является "естественной" и тотально всеобщей качеством (признаком) любой личности. Не может стоять вопрос о ее дополнительное формирование. Более того, оказываются известными и основные механизмы этого процесса. Поэтому проблема заключается в том, что люди далеко не всегда раскрывают (а следовательно - и формируют) все свои сущностные силы - качества, оставаясь даже невежественными относительно собственного потенциала.

Анализ основных положений отечественной философско-психологической традиции позволяет установить: самореализация личности является, на самом деле, органично присущей любому человеку (и совсем неуместными являются тезисы о том, что якобы очень небольшое количество людей (3% по Маслоу) - самореализуется, поскольку это "делают" все).

Но обстоятельств могут быть такими, что будут способствовать более активному и глибокозмистовному становлению (следовательно, самореали-зации) личности. И именно это является социально-психологической проблемой.

Важны взгляды украинского психолога Т. М. Титаренко. "Мое« Я »как синтез конечного и бесконечного, - пишет она, - сначала существует реально, затем, для того, чтобы расти, оно проецирует себя на экран воображения, и мои мечты, фантазии, причудливые бред раскрывают мне бесконечность, бесконечность возможного. Мое «Я» включает в себя множество потенций, оно является необходимостью и тем, чем я могу стать ". Но это "возможно" реализуется всегда лишь очень частично.

Что же является ограничением? С одной стороны, "Я" ограничивает само себя: "Существует опасность чрезмерного разрастания сферы возможного, когда за имажини-тарными построениями не остается времени для их реализации. Так" Я "постепенно превращается в сплошной мираж за нехватки чувства реальности... Человеку следует осознавать свои внутренние границы, природные границы, чтобы зря не строить калейдоскопом возможностей ".

Замечание это, на наш взгляд, довольно ценное: самореализация должна основываться на внутренних базисных особенностях человека. Уточняется мнение А. Маслоу о том, что самореализация - процесс, в ходе которого человек должен стать тем, кем он может стать. Оказывается, что каждый человек не может стать кем угодно, детерминация все-таки существует, и она представляет собой не что иное, как совокупность классических "внутренних условий" (С. Л. Рубинштейн), от анатомо-физиологических до психологических. Однако это еще не все.

Самореализация детерминируется также и внешними особенностями жизненных обстоятельств. Анализируя "обычное" и "экзистенциальное" бытия личности, автор фактически отслеживает механизмы самореализации личности на разных уровнях ее существования. Привлекает неоднозначность и сложность позиции исследователя.

С одной стороны, "человек остается в пределах непосредственного», не развивается, растет. Подчеркивается "пошлость обывателя", его застылость и "растительность" такой жизни. Будто целесообразно и логично обосновывается необходимость в этой жизни праздников, карнавалов, обрядов, игры - всего того, что позволяет самореализоваться человеку, остаться личностью. Это - традиционная и распространенная точка зрения. Но Т. М. Титаренко идет дальше, и тогда оказывается, что "серые будни является тем фундаментом, который обеспечивает возможность постепенного выхода из плена ситуа-ности, прорыва к настоящей свободы".

Кроме того, "включенность в бытие, естественный синкретизм мировосприятия дают ощущение постоянства, прочности, правильности того, что происходит". Все это, действительно, так необходимое в жизни каждого человека. Повседневная формирует совершенно своеобразный тип личности, для которой отличаться, демонстрировать свою неповторимую индивидуальность, исходя из общего контекста, является нежелательным. Проще и надежнее быть как все, быть похожим на других.

Итак, якобы имеем сплошной конформизм и обезличивание. Продолжая ярко характеризовать данный тип личности, исследовательница отмечает: "Они (эти личности) умеют применять свои способности, вовремя ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, экономить деньги и выгодно вкладывать их в ценные бумаги. Эти люди уже достигли успеха или, не без оснований, собираются достичь его, их адаптированности можно позавидовать, их существование кажется почти гармоничным.

Но они поистине собой? Последний вопрос - ключевой, и мы обязательно вернемся к нему после осмотра всей логики автора как целостной структуры. Оказывается, что наряду с жизнью обычным существует совсем другая жизнь - жизнь "поступка". Человек совершает "поступок" - и в настоящее время живет в совершенно ином жизненном измерении, и сама она является принципиально иной. Но осуществление "поступка" - всегда ограничения во времени, и теленок этого акта человек... "возвращается к обыденности".

Итак, существует дискретность жизненного пути человека: обыденное ("без учинкове") существование прерывается "поступком" и затем снова возвращается к обыденности, качественно изменив личность при этом.

Есть соблазн рассматривать "поступок" как акт самореализации личности, и так оно и есть по логике так называемого "вчинкового подхода", что достаточно активно разрабатывается некоторыми украинскими авторами, которые считают себя последователями В. А. Ромснця. "Поступок истины", "поступок красоты", "поступок добра", "поступок экзистенции" и т.п. - так выглядит дискретные моменты существования личности, в которых она действительно растет и самореализуется. Мы не будем анализировать теоретических взглядов В. А. Роменця, хотя они заслуживают внимания. По крайней мере, у него мы не встречаем перечисленных форм поступка, и не можем встретить, ведь его представление было несколько иным, чем то, что эксплицируются в этих формах.

В. А. Роменец указывал на такие формы поступка: "поступок риска", "поступок веры", "поступок фатализма", в другом месте "поступок самопожертвования". Логика очень отличается от вышеуказанной.

Важнее, однако, другое: В. А. Роменец рассматривал возможность анализа очень похожих явлений - поступка и самореализации. Давая психологическое определение поступка, он отмечает: "... Он также ведущей формой и главным, сознательным механизмом, способом духовного развития". Считая идею самореализации поступка "достаточно абстрактной", он выражает вполне справедливо, на наш взгляд, замечание: "Термины" самореализации "и" самореализация "имеют преформистским оттенок и указывают на развертывание уже имеющегося содержания...

Самоутверждение через коммуникацию - вот завершающая формула, которой может быть выражен общий смысл поступка в единстве его индивидуального и социального моментов ". И, в другом произведении, еще определеннее:

"Психологическую основу поступка составляет действие установления и развития новых связей человека со средой. На этом основании появляются новые аспекты поступка". Мы нигде не встречаем у В. А. Роменця однозначного утверждения о том, что поступок является актом дискретным во времени (хотя то, что он - акт - однозначно), как встречаем этого в работах других мыслителей, занимавшихся проблемой поступка, - М. М. Бахтина, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.

Понятие "поступок" и "самореализация" настолько близкими, что их можно интерпретировать, безусловно, с учетом указанного замечания В. А. Роменця по преформизма. Ни поступок, ни самореализации нельзя считать дискретным актом в том смысле, что существует некоторое невчин-ном, несамореализоване существования, затем происходит несколько (ситуативный акт), когда человек "совершает" (самореализуется), после чего "возвращается" к невчинкового существования (повседневность, в терминологии Т. М. Титаренко).

На самом деле и поступок, и самореализация - это не акт, а процесс, течение жизни личности. Прекратить такое существование человека - значит просто прекратить ее как личность (то, что это невозможно сделать даже искусственно, очень ярко описал В. Франкл в работе, посвященной психологическому анализу жизни в концентрационных лагерях; это делали и другие исследователи и литераторы). Поэтому речь должна идти не об этом, а о социальных последствиях самореализации (поступка).

О самореализации (как и о поступке) можно говорить лишь тогда, когда человек что-то делает актуально (то есть осознаваемая и ответственно) для других людей. Этот коммуникативный критерий, к сожалению, не подчеркивается в других исследованиях, даже в рамках гуманистической психологии, хотя он является одним из ключевых. По крайней мере, таким мы рассматриваем его в своей работе

Важной характеристикой самореализации личности является креатив-ность. Д. А. Леонтьев обосновывает ключевое значение творчества в самореализации, опираясь на трехуровневую модель структуры личности, разработанную Г. С. Батищев. Содержание каждого уровня здесь- особенности потребностей, доминируют. "Третий уровень - это потребность в овеществления, в воплощении своих сущностных сил, своей живой деятельности в предметных вкладам...

Потребность в самореализации можно отождествить с третьим уровнем Погребовой структуры и утверждать, что самореализация действительно осуществляется через конкретные потребности этого уровня (потребность в творчестве, в личностном общении, в социально-преобразующей деятельности, в материнстве и т.д.) ".

С утверждением Д. А. Леонтьева можно согласиться лишь частично и с уточнениями. Он пишет: "... Критерий самореализации - предметная реальность социально значимого вклада, осуществляемого субъектом". Конечно, продукт творчества (самореализации) всегда имеет социальную значимость, поскольку его появление означает рост личности, создает, а также влияние на общество в целом. Но если это влияние рассматривать как непосредственный, очень мало придется признавать саморсализованих личностей. С этой точки зрения мы ограничиваем способность человека к самореализации кругом исключительно одаренных личностей.

Нам близка точка зрения, которой в последнее время развивает М. Моляко, согласно которой творчество имеет незаурядную и не зависящую от общественной ценности продукта значимость, поскольку, помимо роста личности создателя, она косвенно влияет на все общество. Тогда творческая самореализация возможна (хотя потенциально) для любой личности. Она связана с креативностью и со "способностью к взаиморазвития и самоакту ции".

В исследованиях Д. Б. Богоявленской освещены взаимосвязь КРЕА-ности и самореализации личности. Два уровня активности человека - это уровень субъектного действия и уровень личностной действия - являются неоднородными. Поэтому она различает два уровня действия личности: уровень воздействия социального индивида и уровень творческой действия. При этом уровень производительности социального индивида соответствует целенаправленной деятельности, где цель выступает как осознание желаемого результата. Но результат определяется положением индивида среди людей. В развитой форме творческое действие приводит к порождению же цели, то есть на этом уровне осуществляется целеполагательный деятельность, а действие приобретает порождающего характера и теряет форму ответа.

В таком случае активность выступает как интегральное личностное образование, а не сводится только к действию чисто интеллектуальных факторов. Ценным является то, что нельзя объяснить интеллектуальную активность действием физиологических или психофизиологических механизмов (нельзя объяснить выше из низшего). Поэтому, чтобы проявить активность поведения, необходимо изменение предмета исследования - выделение специфической для поведения формы активности.

Механизм самореализации личности, на наш взгляд, в своих принципиальных моментах соответствует креативности. Ключевым здесь является момент целенаправленности. По нашему мнению, личность начинается с собственной постановки цели и ответственного переживания этого явления. Если цель не внешне задана, то она всегда моя (личностная), всегда порождающая (креативная) и такая, что реализует личность и одновременно развивает, "выращивает" ее: таким образом, личностная действие - это и есть, собственно, самореализуюча и саморазвивающаяся действие.

Итак, субъект (личность, самореализуется) не только сам ставит цель, но и превращает ее в жизненную задачу, для чего сам переструкту-рва собственный внутренний мир. Таким образом, он становится "причиной своих отношений с миром, с обществом; является создателем собственной жизни, создает условия своего развития; преодолевает деформацию собственной личности".

Важно взгляд Л. И. Божович, которая, вслед за Л. С. Выготским, определяет растущую личность как инициатора собственной активности, основу которой находится в мотивационно-потребностной сфере. Эта активность составляет основу развития личности как субъекта. По ее словам, ребенок постепенно превращается из существа, подчиненной внешним воздействиям, на субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознания поставленных целей и принятых намерений.

Хотя в концепции Л. И. Божович и не употребляется термин "самореализация", процесс ее исследуется и связывается с термином "субъект", который выступает в виде важного качества личности, заключается в способности овладевать миром, создавать себя, создавать что-то новое, чисто свое, в социуме. "Усилия личности, - отмечает Л. И. Анциферова, - главным образом направлены на содержания не столько той или иной распространенной деятельности, но на усиление, расширение, увеличение многие мерности пространства собственной жизни, на включение в его контуры миров других людей".

В онтогенезе происходит как бы удвоение самореализации как системы личностных действий. С одной стороны, человек продолжает активно формировать внешние условия собственного развития (опредмечивания -розпредметнення), с другой же, ее собственный внутренний мир теперь выступает объектом формовочных усилий. "Не является индивид автором, создателем тех психических образований, которые на определенных стадиях его личностного развития начинают осознаваться, а следовательно, и интегрироваться? И не участвует сам человек в организации - а не только в отыскании - собственной самости, истинного себя? " - Спрашивает Л. И. Анциферова, полемизируя с К. Г. Юнгом и А. Маслоу.

Существует проблема выявления реального содержания той внутренней деятельности, осуществляет личность, развивая и изменяя себя, самореа-лизуючись. Даже акт самонаблюдения приводит к заметным изменениям внутреннего мира личности. Поэтому самопознания и формирования адекватной «Я-кониспции" с важным средством процесса самореализации и ее диагностический коррелят.

И. Головаха исследует самореализацию в контексте жизненной перспективы личности и рассматривает ее как "целостную картину будущего в сложном противоречивом взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни". Перспектива личности, отмечает исследователь, является важнейшим фактором ее развития и самореализации. Жизненная перспектива не задается личности, а создается ею, меняется и уточняется на протяжении жизни, проходя в своем течении напряженно-кризисные моменты, отличные альтернативы на жизненном пути личности.

Взаимоотношения личности и среды происходят как путем гомеостаза, так и гетеростаз, то есть - присвоение и преобразования - создание социальной среды. Последнее касается процесса самореализации в большей степени, чем гомеостаз, хотя этот процесс еще недостаточно изучен и, по нашему мнению, предполагает значительную внутреннюю преобразующую работу, имеющую отношение к самореализации.

Н. В. Чспелева, анализируя концепцию Л. С. Выготского, приходит к выводу: "Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий... Это соотношение определяет и динамику психического развития в течение определенного возрастного периода и качественно своеобразные психологические новообразования, которые возникают в конце этого периода ". У каждого человека формируются в течение жизни типичные формы поведения и эмоционального реагирования на конкретные жизненные ситуации, которые Н. В. Чепслева называет "концепциями".

Важной с точки зрения психологии является психологическая ситуация, которая "возникает, когда реальные обстоятельства препятствуют достижению цели, удовлетворению потребностей или они толкуются как содержащие определенные препятствия, проблемы и т.д.". Психологические ситуации могут возникать также из-за наличия внутренних препятствий. Н. В. Чепелева справедливо, на наш взгляд, рассматривает психологическую ситуацию как "задача на смысл": имеем в виду, что преодоление предполагает акт смыслообразования - акт самореализации. Нам кажется, что "задача на смысл" имеет центральное значение для решения проблемы самореализации личности - именно решения многочисленных психологических ситуаций приводит к тому, что мир перестает восприниматься отчужденно, как таковой, что стоит "напротив", зато возникает позиция "личность внутри своего мира ".

Выделяется система характеристик потребности в самореализации: потребность в самореализации относится к разряду высших потребностей; она является качественной характеристикой личности; данная потребность актуализирует потенциальные возможности личности; она способствует развитию личности; потребность в самореализации поддерживает внутреннее состояние напряжения индивида, она противоречивую природу; потребность в самореализации существует в варианте "для других", то есть имеет социальный характер; потребность в самореализации - это ценность; она имеет постоянный, непрерывный характер, потребность в самореализации обладает способностью целенаправленного формирования в процессе овладения той или иной деятельностью.

Фундаментальные потребности создают активность поведения. Активность, осуществляясь личностью в действенном плане жизни, принимает форму самореализации. Она определяет деятельность, является движущей силой, источником пробуждения в человеке его "потенциалов", которые вызываются потребностью в деятельности, представляет собой высший ее уровень, но ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностями.

Потребность в самореализации является источником активности личности, активность же определяет виды деятельности, в которых данная потребность удовлетворяю терпится.

Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие факторы: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессиональные и жизненные планы, способности и их проявление, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по избираемой профессии, ее материальную и социальную значимость.

Согласно теории российского психолога Е. Л. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) соответствуют одному из пяти типов профессий: человек - человек, человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ. Экономические специальности, например, по данной классификации относятся к типу «человек - знаковая система». А чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны особые способности мысленно погружаться в мир условных обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Существуют и другие теории профессионального самоопределения. Например, в теории американского психолога Дж. Хоманда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформирован к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский или конвенциональный тип. В качестве примера рассмотрим два последних типа личности:

Предпринимательский тип - рискованный, энергичный, властный, амбициозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным трудом. В профессиональном выборе - все виды предпринимательства.

Конвенциональный тип - конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. В профессиональном выборе - банковская служба, статистика, программирование, экономика.

После выбора профессии человек определяется со способом получения соответствующей специальности, места работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становлением и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности - это стабильность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных условиях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образованием, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование.

Самообразование
реализует потребность профессионала быть самостоятельной, независимой, компетентной и конкурентоспособной личностью. Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:

Овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;
- профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.
- осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.

На сегодняшний день существует несколько периодизаций профессиональный самореализации личности. Например, весь профессиональный путь человека психолог Сьюпер (США) разделяет на пять этапов:

Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробуют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.

Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девушки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты профессиональной карьеры, подбирают подходящую профессию и начинает ее осваивать.

Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной деятельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вершины профессионализма.

Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они достигли ранее, продолжают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени.

Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям личности.

Каждая личность уникальна по-своему. Жизненный путь отдельно взятого человека никогда не получится повторить. Но если длина нашей жизни предначертана свыше, то ее ширина, зависит лишь от нас. И здесь у многих возникает проблема и заключается она в самореализации человека как личности. Одним удается найти свою нишу, другие всю жизнь проводят в поисках, а третьи и вовсе проживают лучшие годы впустую. Как найти себя и полностью раскрыть свой потенциал? Об этом мы сейчас и поговорим.

Психология самореализации личности

Самореализация – это не только процесс совершенствования личности и познания себя. Также это и результат постоянного роста и работы с внутренним потенциалом. О людях, которые смогли реализовать свои внутренние ресурсы, обычно говорят, что они состоялись в жизни. Однако чтобы это произошло, человек обязан постоянно развиваться. Психологические проблемы самореализации личности заключаются в несоответствии между энергетическим и интеллектуальным потенциалом человека и степенью его актуализации. Иными словами, в силу различных жизненных обстоятельств истинный потенциал личности может не совпадать с конечным результатом ее деятельности. Это часто приводит к ощущению неудовлетворенности собственной жизнью. Несмотря на это потребность в самореализации сохраняется у каждой личности и этот феномен уже долгое время изучается ведущими психологами мира.

В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн пришел к выводу, что основным механизмом формирования личности являются мотивы. Они проявляются в мыслях и поступках человека. Если, к примеру, человек берет на себя ответственность, смелость в принятии решений и работает со своими страхами, то впоследствии эти поступки укоренятся в его сознании в виде определенных черт характера. В результате все новые свойства будут связаны в единую систему, с помощью которой человек сможет, либо наоборот окажется не в состоянии раскрыть себя.

К. Роджерс выделял два типа личности:

  • полноценно функционирующая;
  • неприспособленная.

Однако другой его коллега С. Мадди сравнил несколько теорий личности и взял за основу в своих исследованиях следующие хараткеристики полноценного человека:

  • творчество – без него невозможна жизненная реализация личности;
  • принцип «здесь и теперь» - включает в себя подвижность личности, ее высокую адаптивность и спонтанность в принятии решений;
  • свобода действий во всех жизненных ситуациях – ощущение контроля над своей жизнью.

Стратегии самореализации личности

Самореализация – это процесс, который длится в течение всей жизни человека. Она становится возможной только тогда, когда сама личность осознает свои способности, интересы и потребности. Иными словами вся жизнь человека строится на цепочке действий, направленных на самореализацию и достижение жизненных целей. Чтобы состояться в жизни важно прилагать усилия, которые состоят из определенных стратегий. Выполнение этих стратегий и является главным условием самореализации личности.

С изменением возраста человека, меняются его потребности, а значит, цели и жизненные стратегии тоже видоизменяются. К примеру, в юности человек начинает определяться в выборе профессиональной деятельности, а многие на первых порах начинают решать и вопросы личной жизни. Когда первая ступень самореализации достигнута и человек обзавелся семьей и профессией, начинается коррекция и видоизменение стратегий. Когда уходит потребность в обретении должности, начинается адаптация к этой должности, окружению и т.п. Что касается семьи, то и там происходит нечто подобное. Стратегии выбираются личностью с учетом возраста, характера и потребностей. Хотя нередки случаи, когда срабатывает принцип «здесь и сейчас», когда у человека нет времени на раздумья или выгода подвернувшегося действия очевидна.

Возникает резонный вопрос - какие существуют способы самореализации личности? Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь общественного признания и занять свое место в жизни? На самом деле все довольно просто. Ежедневно мы раскрываем себя в труде, в хобби и увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством, через которое проходит весь потенциал человека, является творчество. Психологи считают, что только творческая активность может привести человека к сверхнормативной деятельности без преследования какой-то определенной цели. Иными словами, творчество – это добровольное занятие, на которое человек готов тратить все свои силы ради того чтобы проявить себя и свои возможности. Но что мотивирует человека на длительную и кропотливую работу над собой? Это, как правило, общеизвестные и общечеловеческие ценности, потребности и механизмы.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как знаменитые и успешные люди добились своего нынешнего положения? А Вы хотите изменить собственную жизнь? Сделать ее лучше и интереснее, добиться настоящего успеха?

Каковы бы ни были конкретные причины успеха того или иного человека, главное, что характеризует всех успешных людей - это высокий уровень их личностной самореализации.

Под самореализацией гуманитарная психология, основоположником которой считается известный американский психолог и философ А. Маслоу ***, понимает состояние осуществления внутренней природы человека. Самореализация означает все более полное становление собой, выражение своей внутренней сущности на внешнем уровне жизни. Это то, что делает человека незаурядной личностью.

Самореализация - это раскрытие собственных возможностей - и это тот путь, который ведет человека к более счастливой и успешной жизни.

Самореализация - высшая потребность человека

Психология и нейрофизиология исходят в общем и целом из того, что современный человек реализует в среднем всего лишь 5- 10% своего потенциала. Если Вы представите, что пианист при игре пользуется только левым мизинцем, то получите наглядное представление о том, что это значит. Может ли такая игра принести удовольствие самому пианисту, не говоря уже об успехе у зрителей?

А. Маслоу является автором иерархической модели потребностей человека - так называемой "пирамиды потребностей ". Чем "выше" уровень потребностей, тем больше счастья способно доставить человеку их осуществление. Наибольший уровень счастья и удовлетворения приносят "высшие " потребности, которые напрямую связаны с самореализацией человека, с саморазвитием.

Однако, пока более "низшие " потребности не удовлетворены, человеку трудно обратить свой взор к потребностям более высокого порядка и ощутить ту радость, которую они в состоянии дать. Повседневные заботы о еде и одежде, работе и жилище часто полностью поглощают человека. В такой жизни мало радости и мало смысла. С точки зрения А. Маслоу, это своего рода подготовка к жизни, нежели действительная жизнь. Не случайно многие люди современного общества испытывают фрустрации, депрессию , связанные со смутным или явным осознанием рутинности и бессмысленности своего существования, своей нереализованности . По оценкам медиков, прозвучавших на Международной Конференции ВОЗ, проходившей в Москве 28 апреля 2011 г., около 30% населения западного мира страдают депрессией, а через 20 лет эта цифра составит уже 50%.

Последние три уровня: "познание", "эстетические потребности" и "самореализация" вместе называют "потребностью в самовыражении" или духовными потребностями.

А. Маслоу исходит из того, что человеческая жизнь приобретает тем больше смысла и удовлетворения, чем больше делается для реализации так называемых "крайних" или "главных ценностей", т. е. любви, свободы, правды, справедливости и красоты.

Но важна и обратная связь: чем выше уровень самореализации человека (уровень раскрытия собственных способностей), тем легче человек достигает своих целей с точки зрения удовлетворения потребностей более низшего порядка. Самореализация означает рост личной эффективности человека в любой области жизни.

В итоге самореализовавшийся человек удерживает в равновесии идеализм и материализм, "высшее" и "низшее". Материальная сторона жизни приносит ему такое же удовлетворение, как и духовная.

Самореализация - зрелость личности

Самореализация означает максимально полное раскрытие не только индивидуальных, но и универсальных качеств, присущих всякому развитому человеческому существу.

Самореализация - это формирование определенных качеств личности, наиболее полно отражающих внутреннюю природу человека, которая совершенна.

Внутренняя природа человека - это сознание , которое, являясь самой сущностной характеристикой человека, определяет весь стиль его мышления и поведения. Поэтому самореализация напрямую связана с раскрытием полного потенциала сознания человека. Можно сказать, что самореализация - это показатель определенной внутренней зрелости сознания человека. Все более полное использование потенциала сознания человека делает его все более совершенной личностью.

А. Маслоу исследовал людей, которые стали незаурядными личностями (деятелей искусства, предпринимателей и политиков). В результате он установил признаки, которые характеризуют самореализовавшихся людей.

  1. Тот, кто достиг цели раскрытия собственных возможностей (самореализации), яснее воспринимает действительность. Он в состоянии лучше различать реальность и надежды, ожидания или веру.
  2. Самореализовавшийся человек принимает себя таким, какой он есть.
  3. Поведение того, кто достиг высокого уровня самореализации, характеризуется непосредственностью, простотой и естественностью. Ему чужды искусственность и страсть к эффектам.
  4. Человек, достигший самореализации, ориентирован не на себя, а на решение проблемы. Он не слишком поглощен заботой о самом себе, а живет ради выполнения задачи, цели или миссии, важной для всех. Самореализовавшийся человек действует с ответственностью, а не как "шахматная фигура".
  5. Одиночество не гнетет его. Он самодостаточен.
  6. Люди, достигшие высокой степени самореализации, легче переносят так называемые "удары судьбы", лишения, фрустрации и т. п. Они в большей степени независимы от влияний окружающего мира. Это поднимает их над обстоятельствами, позволяя им направлять свою жизнь в нужное для них русло.
  7. Они в состоянии постоянно производить переоценку основных жизненных ценностей, какое бы это ни производило впечатление на других людей. Это означает также, что самореализовавшиеся люди не ведают скуки.
  8. Люди, достигшие самореализации, подчас испытывали мистические чувства, как то: неограниченных возможностей, неописуемого удивления по отношению к действительности, бесконечности времени и пространства и др.
  9. Самореализация делает отношения людей, достигших ее, с другими людьми более полноценными и гармоничными. Самореализовавшиеся люди чувствуют единение с другими более отчетливо, чем "средний человек", но круг их близких друзей ограничен.
  10. Люди, достигшие самореализации, обладают демократичным характером: относятся одинаково дружелюбно к людям любого типа. Они всегда открыты для того, чтобы учиться у каждого чему-нибудь.
  11. Такие люди обладают ясными моральными представлениями и твердыми этическими принципами. Им не надо объяснять, что правильно, а что нет; но их воззрения на добро и зло часто не совпадают с мнением большинства.
  12. Они понимают юмор, но не смеются злобным шуткам, больно ранящим других людей, а также таким шуткам, в которых высмеиваются слабости других. Поэтому по сравнению с "обыкновенными людьми" они выглядят сдержанными.
  13. Творческие способности, оригинальность или изобретательность непременные спутники самореализации и присущи всем самореализовавшимся людям. У самореализовавшихся людей постоянно возникают новые идеи.
  14. Люди с высоким уровнем самореализации достаточно терпимы, но в критических ситуациях проявляют решительность и мужество.
  15. Самореализовавшиеся люди исключительно преданы своей семье.

Самореализация и Техника Трансцендентальной Медитации

Техника Трансцендентальной Медитации Махариши является простым и эффективным способом развития полного умственного потенциала человека и роста уровня его самореализации. Как подтвердили многочисленные тесты, проводимые с медитирующими, уже после 2-х месяцев медитации у исследуемых отмечается прогресс по таким показателям, как интеграция и стабильность личности, эмоциональная зрелость, целеустремленность, высокая самооценка, умение поддерживать хорошие отношения, гибкость в достижении целей, адаптивность к сложным условиям и другим признакам, характерным для личности с высоким уровнем самореализации.

Во время медитации растворяются глубокие, накопленные за всю жизнь стрессы и напряжения , являющиеся причиной всех стереотипных реакций и моделей поведения, присущих психике того или иного человека. Это снимает блоки и ограничения, обычно давлеющие над человеком всю его жизнь, и позволяет раскрыть все богатство внутреннего мира человека.

Медитация повышают самоуважение и позволяют интегрировать отдельные подавленные части личности. Она избавляет от необходимости постоянно подавлять свои качества, которые считаются отрицательными. Вместо этого она предоставляет медитирующему возможность прислушаться к своему внутреннему "Я". Вот как выразила это одна из медитирующих женщин:

"Раньше я училась быть такой, какой меня хотели бы видеть другие. Ценой этому была потеря контакта с самой собой. С медитацией ощущение моей личности вновь ожило. Медленно, но верно я стала ощущать различные черты моей внутренней действительности. Я все свободнее и свободнее стала руководствоваться в своих мыслях и действиях собственным опытом. Я стала доверять своим собственным впечатлениям и ощущать себя все увереннее. Медитация предоставила мне шанс восстановить нарушенные контакты с самой собой. Я согласна быть такой, какая я есть, без помощи постоянных приказов и предписаний типа: "Скажи же и ты что-нибудь", "Будь внимательнее" и т. п. И вдруг все пошло гораздо легче и естественнее".

Медитация устраняет саму причину всех стереотипов мышления и "заколдованных кругов" и высвобождает силы, способные изменить образ поведения, ведущий к застою и саморазрушению.

Самореализация - это естественное, автоматическое следствие развития сознания , происходящего в результате занятий медитацией. Раскрытие собственных возможностей- это естественный процесс, который начинается тогда, когда нет существенного психического противодействия в сознании самого человека.

Самореализация - цель жизни

Самореализация, самораскрытие означает, по А. Маслоу, процесс, ведущий к тому, чтобы стать человечнее. Самореализация ведет к достижению более высокой степени совершенства, к тому, чтобы все в большей степени становиться человеком .

Самореализация - наиболее полное осуществление собственной внутренней природы является истинной целью жизни каждого человека.

"Человек по своей природе стремится к наполненному и абсолютному бытию, ко все более полной реализации своего существования - так же точно, как желудь стремится стать дубом"

А. Маслоу

Ю. Сычева, кандидат экономических наук,
Учитель Трансцендентальной Медитации

*** Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow, 1.04.1908- 8.06.1970)- видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality).