Биография грига. Эдвард Григ: биография, личная жизнь, творчество, фото Эдвард григ музыкальное творчество произведения

Эдвард Григ родился в Бергене 15 июня 1843 четвёртым из пяти детей в обеспеченной семье успешного торговца.
Отец Эдварда, Александр, занимал высокий пост английского вице-консула. Его мать, Гесина, была талантливой пианисткой, происходящей из влиятельной и зажиточной семьи.

В родном доме Грига музыка играла важнейшую роль. Гесина организовывала еженедельные музыкальные вечера, во время которых исполнялись произведения Моцарта и Вебера. Брат и три сестры Эдварда, как и он сам, имели талант к музыке. Поэтому, как это было принято среди обеспеченных семей Бергена, с ранних лет ей обучались. Эдвард Григ проявил сильный интерес к музыке, он мог часами просиживать за пианино часами, самостоятельно изучая разные мелодии. Поскольку он не был старшим сыном, родители сочли, что ему необязательно получать образование, которое позволит заниматься семейным бизнесом - это была судьба его старшего брата. Под чутким, но твёрдым руководством матери и учителей, мальчик продолжил свои музыкальные занятия.
Эдвард был не самым дисциплинированным учеником. Он предпочитал сам открывать для себя музыку, и, вместо нудной зубрёжки обязательных этюдов любил импровизировать и находить новые мелодии. Друг семьи, скрипач Оле Булл, заметил необыкновенный талант мальчика и посоветовал ему ехать в Лейпциг - важнейший культурный центр того времени.

1858 год открыл новую страницу в биографии пятнадцатилетнего Эдварда Грига: его приняли в Лейпцигскую консерваторию, в класс фортепиано и композиции. Строгая дисциплина и консерватизм угнетали юношу, и он черпал вдохновение за стенами консерватории. Григ регулярно присутствовал на репетициях в концертном зале. «Это был восторг - слушать так много великолепной музыки» - вспоминал он позже об этом периоде.
Весной 1860 года Эдвард серьёзно заболел, и ему пришлось вернуться в родительский дом. Но отдых был кратким. Хотя здоровье оказалось подорвано, Григ, не обращая внимания на советы врачей, следующей же осенью вернулся в Лейпциг, чтобы завершить обучение. Несмотря на несколько пренебрежительное отношение к консерватории, он закончил её с отличием в апреле 1862 года.

В 1863 году Григ прибыл в Копенгаген, ставший его домом на последующие три года. Здесь он познакомился с датскими композиторами Хартманном и Гаде, а также норвежским композитором Рихардом Нордрааком, которые помогли ему найти свою творческую идентичность, «отмежеваться» от влияния Мендельсона и немецкой школы.
В Копенгагене произошла ещё одна судьбоносная встреча: Эдвард встретился со своей кузиной Ниной Хагеруп, с которой не виделся с детства... и глубоко влюбился в неё. Он посвятил ей пять песен среди которых "я тебя люблю". Нина ответила взаимностью, но родственники влюблённых отнеслись к перспективе свадьбы скептически. "Он ничто, он не имеет ничего, и он создает музыку, которую никто не хочет слушать", - предупреждает Нину её мать.
Несмотря на эту семейную оппозицию, Эдвард и Нина обвенчались в июне 1867 года, не пригласив на торжество родственников. После этого они перебрались из Копенгагена в Осло, где Григ занял должность дирижёра филармонии и подрабатывал уроками фортепиано.
В апреле 1868 года у Григов родилась дочь Александра, и, вдохновлённый этим радостным событием, Григ написал гениальный фортепианный концерт ля минор. Его премьера проводится в Копенгагене ведущим пианистом в Скандинавии, Эдмундом Нойпертом, с большим успехом. Но идиллия оказывается краткой: уже в 1869 году Александра умерла от менингита.
Через некоторое время Эдвард и Нина отправились в длительное путешествие: их путь лежал через Осло, Копенгаген, Берлин, Лейпциг, Вена. Главной целью их путешествия стал Рим. Здесь Эдвард встретился со всемирно известным фортепианным виртуозом Францем Листом, которого ценил очень высоко, и получил от него всецелую поддержку.

В 1872 году Григ создал пьесу «Сигурд Крестоносец», по достоинству оценённую Шведской академией искусств, а власти Норвегии назначили композитору пожизненную стипендию.

В январе 1874 г. драматург Генрик Ибсен написал Григу с просьбой сочинить музыку для своей пьесы "Пер Гюнт" . Первые наброски музыки к пьесе родились в порыве энтузиазма, но Григу потребовались большие усилия, чтобы всё-таки довести дело до конца. Премьера пьесы состоялась 24 февраля того же года, принеся композитору известность и успех. Но слава утомляла его, и в 1880 году он уехал подальше от суеты большого города в родной Берген.

Эдвард Григ умер 4 сентября 1907 года, в возрасте 64 лет, после длительной болезни. В день его похорон более 40 000 преданных слушателей вышли на улицы в знак уважения к любимому композитору.

Настоящую мировую известность ему принесло музыкальное произведение к постановке «Пер Гюнта», написанное по просьбе Генрика Ибсена. Композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля» стала одной из узнаваемых классических мелодий.

Происхождение

Эдвард Григ появился на свет в городе Бергене на берегу Северного моря в обеспеченной и культурной семье. Его прадед по линии отца, шотландский купец Александр Григ, перебрался в Берген в 1770-х. Некоторое время он исполнял обязанности вице-консула Великобритании в Норвегии. Дед выдающегося композитора унаследовал эту должность. Джон Григ играл в местном оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера Н. Хаслунна.

Александр Григ, отец Эдварда Грига, исполнял обязанности вице-консула в третьем поколении. Мама выдающегося композитора, Гесина, в девичестве Хагеруп, обучалась вокалу и игре на фортепиано у Альберта Метфесселя - придворного певца в Рудольштадте, выступала в Лондоне, а в Бергене постоянно музицировала, любила исполнять произведения Шопена, Моцарта и Вебера.

Детство композитора

В состоятельных семьях было принято с детства обучать детей дома. Эдвард Григ, его брат и трое сестер знакомились с удивительным миром музыки под чутким руководством матери. Он впервые сел за фортепиано всего в четыре года. Уже тогда Эдварда стала занимать красота созвучий и мелодий. В сборнике «Избранных статей и писем» содержится трогательная короткая запись Грига о его первом успехе в музыке.

Свое первое произведение Эдвард Григ написал в двенадцать лет. Спустя три года после окончания школы известный скрипач, «норвежский Паганини» Уле Булл, посоветовал молодому человеку продолжить заниматься музыкой. У мальчика действительно обнаруживался необычайный талант. Так Эдвард Григ поступил в консерваторию в Лейпциге - городе, где творили Роберт Шуман и Иоганн Себастьян Бах.

Учеба в консерватории

В 1858 году Григ поступил в знаменитую консерваторию, основанную Мендельсоном. Заведение заслужило хорошую репутацию. Но Эдвард Григ оказался недоволен своим первым учителем Луи Плайди. Григ посчитал учителя малоспособным исполнителем и прямолинейным педантом, они разительно разошлись во вкусах и интересах.

По собственной просьбе Эдвард Григ был переведен под руководство Эрнста Фердинанда Венцеля. Немецкий композитор изучал философию в Лейпциге, затем занимался фортепиано с Фридрихом Виком, сблизился с Робертом Шуманом и Иоганнесом Брамсом. Преподавать в консерваторию пришел по личному приглашению Феликса Мендельсона. На этом посту он остался до конца жизни.

Эдвард Григ в годы обучения активно приобщался к творчеству современных композиторов. Он часто посещал концертный зал «Гевандхауз». Это домашняя площадка одноименного оркестра. В этом концертном зале, обладавшем уникальной акустикой, в свое время состоялись премьеры известнейших произведений Шуберта, Вагнера, Брамса, Бетховена, Мендельсона, Шумана и других.

С юности композитора Шуман остался его любимым музыкантом. Ранние произведения Эдварда Грига (особенно соната для фортепиано) сохранили характерные черты творчества Шумана. В ранних произведениях Грига отчетливо ощущается влияние Мендельсона и Шуберта.

В 1862 году композитор Эдвард Григ окончил Лейпцигскую консерваторию с отличными отметками. Профессора говорили, что он проявил себя, как значительный музыкальный талант. Особенных успехов молодой человек добился в области композиции. Также его называли незаурядным пианистом с удивительной манерой исполнения.

Свой первый концерт Эдвард Григ дал в шведском Карлсхамне. Оживленный портовый городок радушно принял молодого композитора. Свои юные годы, детство и обучение в консерватории композитор добродушно описал в очерке «Мой первый успех».

Годы спустя Григ вспоминал время учебы без удовольствия. Учителя были оторваны от реальной жизни и консервативны, использовали схоластические методы. Однако о Морице Гауптмане, учителе композиции, Григ говорил, что он был полной противоположностью схоластике.

Начало карьеры

После окончания консерватории Эдвард Григ предпочел работать в родном Бергене. Но его пребывание в родном городе не затянулось надолго. Талант не мог в полной мере совершенствоваться в условиях творческой среды Бергена. Тогда Григ спешно уехал в город Копенгаген, бывший в те годы центром культурной жизни всей Скандинавии.

В 1863 году Эдвард Григ написал «Поэтические картинки». Произведение из шести пьес для фортепиано - это первая музыка композитора, в которой проявились национальные черты. В основе третьей пьесы лежит ритмическая фигура, которая часто встречается в народной музыке Норвегии. Эта фигура станет характерной для творчества Грига.

В Копенгагене композитор сблизился с группой единомышленников, которые были вдохновлены идеей формирования нового искусства. Национальные мотивы в европейском искусстве в те годы занимали все больше места. Активно создавались национальные литературы, теперь тенденции пришли в музыку и изобразительное искусство.

Одним из единомышленников Эдварда Грига был Рикард Нурдрок. Норвежец ясно осознавал свою цель как борца за национальную музыку. Эстетические взгляды Грига значительно окрепли и окончательно оформились именно в общении с Нурдроком. В союзе еще с несколькими творческими людьми они основали общество «Эвтерпа». Цель состояла в знакомстве публики с произведениями национальных композиторов.

На протяжении двух лет Эдвард Григ выступал в качестве пианиста, дирижера и автора, написал «Шесть поэм» на стихи Шамиссо, Гейне и Уланда, Первую симфонию, несколько романсов на слова Андреаса Мунка, Ханса Кристиана Андресена, Расмуса Винтера. В те же годы композитором была написана единственная фортепианная соната, Первая скрипичная соната, «Юморески» для фортепиано.

Все больше места в этих произведениях занимали норвежские мотивы. Григ писал, что внезапно осознал всю глубину и мощь тех перспектив, о которых ранее и не имел понятия. Он понял величие норвежского фольклора и собственное призвание.

Вступление в брак

В Копенгагене Эдвард Григ встретил Нину Хагеруп. Эта девушка - его двоюродная сестра, с которой они вместе росли в Бергене. Нина переехала в Копенгаген вместе с семьей в возрасте восьми лет. За это время она повзрослела, стала певицей с удивительным голосом, который начинающему композитору очень понравился. На Рождество (1864) Эдвард Григ сделал девушке предложение, а летом 1867-го они поженились.

В 1869 году у супругов родилась дочь Александра, которая в малолетнем возрасте заболела менингитом и умерла. Это трагическое событие поставило крест на дальнейшей счастливой жизни семьи. После смерти первенца Нина замкнулась в себе и впала в тяжелую депрессию. Супруги продолжали совместную творческую деятельность и ездили на гастроли вместе.

Расцвет деятельности

Из-за нетрадиционного брака вся родня отвернулась от Грига. Молодожены сразу же после свадьбы переехали в Осло, а ближе к осени того же года композитор организовал концерт. В нем прозвучали первая соната для фортепиано и скрипки, произведения Хальфдана Кьерульфа, Нурдрока. После этого Эдварда Грига пригласили на пост дирижера Кристианийского сообщества.

Именно в Осло наступил расцвет творческой деятельности Грига. Была показана публике первая тетрадь «Лирических пьес», а на следующий год вышло несколько романсов и песен Кристофера Янсона, Йоргена Му в сборниках, Андерсена и других скандинавских поэтов. Вторую сонату Грига критики оценили как намного более богатую и разнообразную, чем Первая.

Вскоре Эдвард Григ стал опираться на сборник норвежского фольклора, составленный Людвигом Матиасом Линдеманом. В результате появился цикл двадцати пяти песен и танцев для фортепиано. Сборник состоял из различных лирических, крестьянских, трудовых и шуточных песен.

В 1871 году Григ (вместе с Юханом Свенсеном) основал общество «Музыкальная ассоциация Кристиании». Сегодня это «Филармоническое общество Осло». Они старались привить публике любовь не только к классике, но и к произведениям современников, имена которых еще не были на слуху в Норвегии (Лист, Вагнер, Шуман), а также к музыке отечественных авторов.

В желании отстоять свои взгляды композиторам пришлось столкнуться с трудностями. Космополитически настроенная крупная буржуазия не оценили такое просвещение, но в среде передовой интеллигенции и сторонников национальной культуры Григ нашел отклик и поддержку. Тогда завязалась дружба с Бьернстьерне Бьернсоном — писателем и общественным деятелем, который оказал большое влияние на творческие взгляды музыканта.

После начала их сотрудничества было опубликовано несколько произведений в соавторстве, а также пьеса «Сигурд Крестоносец» во славу короля двенадцатого века. В начале 1870-х Бьернсон и Григ задумались об опере, но творческие планы не осуществились, потому что в Норвегии отсутствовали собственные оперные традиции. Попытка создания произведения окончилась только музыкой к отдельным сценам. Российский композитор закончил наброски коллег и написал детскую оперу «Асгард».

В конце 1868 года Ференц Лист, который жил в Риме, ознакомился с его Первой скрипичной сонатой. Композитор был поражен тем, насколько музыка свежая. Он прислал восторженное письма автору. Это сыграло значительную роль в творческой биографии и вообще в жизни Эдварда Грига. Моральная поддержка композитора укрепила идейно-художественные позиции творческого общества.

Личная встреча с композитором состоялась в 1870 году. Великодушный и благородный друг всего талантливого в современной музыке тепло поддерживал всех, кто выявлял в его творчестве национальное начало. Лист открыто восхитился недавно законченным фортепианным концертом Грига. Рассказывая родным об этой встрече, Эдвард Григ упомянул, что эти слова коллеги имеют для него большое значение.

Правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию в 1872 году. Тогда же он получил предложение от В результате сотрудничества европейского драматурга, основателя европейской «новой драмы» и композитора появилась музыка к произведению «Пер Гюнт». Эдвард Григ был почитателем множества произведений Ибсена, а эта музыка стала одной из самых известных увертюр из всего наследия композитора.

Премьера увертюры состоялась в 1876 году в Осло. Представление сопровождалось головокружительным успехом. Музыка Грига становилась все известнее и известнее в Европе, а в Норвегии его творчество приобрело огромную популярность. Произведения композитора печатались в авторитетных издательствах, количество концертных поездок значительно увеличилось. Признание и материальная независимость позволили Григу вернуться в Берген.

Крупные произведения

С конца семидесятых Эдвард Григ был увлечен созданием крупных произведений. Он задумал фортепианный квинтет и фортепианное трио, но закончил только струнный квинтет на тему одной из ранних песен. В Бергене им были созданы «Танцы» для фортепиано в четыре руки. Редакция этого сочинения для оркестра стала особенно популярной.

Песни, выпущенные в то время, стали гимнами родной природе. Поэзия народной музыки отразилась в лучших произведениях Эдварда Грига тех лет, а в письмах встречаются подробные и удивительно проникновенные описания природы. Со временем он стал систематически ездить в Европу с концертами. Свои талантливейшие произведения Григ представлял в Швеции, Англии, Германии, Франции, Голландии. Концертную деятельность он не отставлял до конца своих дней.

Последние годы и смерть

Сразу после переезда в Берген у композитора обострился плеврит, который он получил еще в консерватории. Возникло опасение, что болезнь может перейти в туберкулез. Негативно сказывалось на здоровье Грига и то, что жена отдалялась от него. В 1882 году она ушла, три месяца композитор жил один, но потом помирился с Ниной.

С 1885 года местом жительства супругов стал Тролльхауген - вилла, которая была построена по заказу Эдварда Грига недалеко от Бергена. Он жил в деревенской глуши, общался с крестьянами, лесорубами и рыбаками.

Несмотря на тяжелую болезнь, творческую деятельность Эдвард Григ продолжал до конца жизни. Четвертого сентября 1907 года он скончался. Смерть композитора в Норвегии стала днем национального траура. Его прах похоронили в скале возле виллы Тролльхауген. Позже в доме был основан музей.

Характеристика творчества

Музыка Эдварда Грига впитала в себя национальные черты норвежского фольклора, который формировался в течение столетий. Огромную роль играло в его музыке воспроизведение образов родной природы, персонажей сказаний Норвегии. Например, композиция «В пещере горного короля» Эдварда Грига является одним из самых узнаваемых его произведений. Это удивительное творение.

Премьера композиции состоялась в 1876 году в Осло (это часть сюиты Эдварда Грига). Пещера короля ассоциируется с гномами, таинственной атмосферой, в целом произведение звучит при вступлении горного короля и его троллей в пещеру. Это одна из самых узнаваемых (наряду с «Полетом шмеля» Римского-Корсакова и «Фортуной» Карла Орфа) классических тем, которая пережила десятки обработок.

Композиция «В пещере...» Эдварда Грига начинается с основной темы, которая написала для контрабаса, виолончели и фагота. Мелодия постепенно повышается в квинту, а затем снова возвращается в нижнюю тональность. «Горный король» Эдварда Грига с каждым повторением ускоряется, а в конце срывается на очень быстрый темп.

Фольклорные персонажи до этого представлялись уродливыми и злобными, а крестьяне - грубыми и жестокими. В Дании и Норвегии пьесу Ибсена восприняли негативно, а Андерсен даже назвал произведение бессмысленным. Благодаря музыке Эдварда Грига и Сольвейг (как образу) началось переосмысление пьесы. Позже пьеса «Пер Гюнт» приобрела мировую известность.

Очень мелодично в своих произведениях представлял композитор природу. Он наблюдал за девственно чистыми лесами, сменой частей дня, жизнью животных. Мелодия «Утро» Эдварда Грига стала использоваться для иллюстрации отдельных сцен в мультфильмах студии Warner Bros.

Наследие Грига

Творчество Эдварда Грига сегодня особенно активно почитается в его родной Норвегии. Его произведения активно исполняет один из самых известных норвежских музыкантов - Лейф Ове Андснес. Пьесы композитора используются в культурных и художественных мероприятиях. Вилла, где композитор прожил часть своей жизни, стала музеем. Рядом с усадьбой стоит статуя Грига и его рабочая избушка.

Эдвард Григ родился в городе Берген в 1843 году в состоятельной семье. Предки Грига переехали в Норвегию еще в 1770 году и с тех пор все старшие мужчины в семье исполняли обязанности британских вице-консулов. Дед и отец композитора, а также мать были отличными музыкантами; самого Грига впервые посадили за инструмент в 4 года. В 12 лет будущий «гений норвежского романса» написал свое первое произведение, а после завершения учебы в школе поступил в Лейпцигскую консерваторию, основанную самим Мендельсоном. Там он учился с 1858 по 1862 год.

В Лейпциге, где в это время жил Р. Шумен, а ранее провел свои последние годы И. Бах , Григ познакомился с творчеством таких гениальных композиторов, как Шуберт , Шопен , Бетховен , Вагнер , но все-таки более всех он выделял Р. Шумана. В его ранних произведениях чувствуется влияние этого композитора.

Начало творческого пути

В 1863 году Григ вернулся в родной город, но развивать успех и талант в маленьком Бергене было сложно, и он уехал жить и работать в Копенгаген. Именно там Григ начал задумываться о возрождении национальной скандинавской культуры. В 1864 году совместно с единомышленниками он основал общество «Эвтерпа», основной целью членов которого было знакомство норвежцев с произведениями скандинавских композиторов.

В это время музыкант активно работал и выпустил множество различных музыкальных произведений, в том числе и на сюжеты сказок Г. Х. Андерсена , Ан. Мунка и других.

Женитьба

Григ был женат (с 1867 года) на своей двоюродной сестре по матери Нине Хагеруп, которая сама была известной певицей, обладавшей классическим и очень мелодичным сопрано.

Работа в Осло

В 1866 году из-за семейных проблем (родные не приняли брак молодых людей; такой семейный союз не считался в Норвегии традиционным) Григ вместе с невестой переезжает в Осло (тогда Кристиания). В то время композитор много и плодотворно работал, создавая свои лучшие шедевры.

В 1868 году произведения для скрипки молодого автора услышал Ференц Лист. Они ему чрезвычайно понравились, о чем он и написал в письме к Григу. Письмо Листа очень сильно повлияло на композитора, он понял, что двигается в правильном направлении и нужно продолжать музыкальные эксперименты.

В 1871 году он основал в Осло Филармоническое общество, которое существует до сих пор. В зале Общества можно было услышать музыку Листа, Шуберта, Шопена, Моцарта , Вагнера, Бетховена, Шумана. Многие произведения норвежский зритель услышал впервые именно там.

Полоса признания

В 1874 году композитор получил от властей Осло пожизненную стипендию, а в 1876 году он получил мировое признание.

После нескольких музыкальных сезонов Григ смог позволить себе оставить столичную жизнь и вернуться в Берген.

Последние годы жизни

В 1883 году Григу диагностировали туберкулез, сказался сырой и холодный климат Бергена. В этом же году от композитора ушла жена (отношения между ними усложнились после смерти от менингита их единственной дочери). Григ какое-то время жил один, но потом нашел в себе силы помириться с супругой и переехать жить на виллу Тролльхауген, построенную по его заказу и проекту.

В 1898 году им был организован фестиваль норвежской музыки в Бергене, который проводится и по сей день.

Умер композитор в 1907 году в своем родном Бергене от туберкулеза. Смерть была неожиданной, по всей Норвегии был объявлен траур. Похоронили Грига на берегу фьёрда, недалеко от его виллы, на лоне любимой им норвежской природы.

Другие варианты биографии

  • Если судить по краткой биографии Эдварда Грига, то он был и академиком Швейцарской королевской академии, и академиком Французской академии изящных искусств, и почетным профессором нескольких университетов, в том числе Кембриджского.
  • Григ очень любил рыбалку и частенько выезжал на природу, чтобы порыбачить с друзьями. В числе его друзей, любителей рыбалки, был и знаменитый дирежер Франц Байер.

Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку.

Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки, виолончели.

Григ в своих произведениях сумел передать таинство шведских и норвежских сказок, где за каждым камнем прячется гном, из любой норы может вылезти — тролль. Ощущение сказки, лабиринтов можно уловить в его музыке.

Самыми известными и узнаваемыми произведениями Грига можно назвать «Утро» и «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт. Предлагаем послушать эти произведения.

Слушать «Утро» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-Утро-из-Первой-сюиты.mp3

Слушать «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-В-пещере-горного-короля.mp3

Биография Грига

Полное имя: Эдвард Хагеруп Григ. Годы жизни: 1843 - 1907 гг. Рост: 152 см.

Родина : город Берген в Норвегии. Самый дождливый город в Европе. На сегодняшний день это 2 по величине город в Норвегии.


Берген — родина Грига

Отец Грига — Александр Григ был родом из Шотландии. В Бергене он исполнял обязанности британского вице-консула. Мать — Гесина Хагеруп была пианисткой — лучшей в Бергене. Она окончила консерваторию в Гамбурге, несмотря на то, что в это учебное заведение принимали исключительно юношей. У Грига было два брата и 3 сестры, которые с детства обучались музыке.

Гуляя однажды близ Бергена в горах, маленький Эдвард останавливался у сосны, выглядывающей из ущелья, долго смотрел на неё. Потом спрашивал у отца: «где живут тролли?» И хотя отец говорил ему, что тролли живут только в сказках, Эдвард не верил ему. Он был твердо уверен, что тролли живут среди скал, в лесах, в корнях старых сосен. В детстве Григ был фантазером и любил рассказывать удивительные истории своим близким. Свою мать Эдвард считал феей, ведь только фея может так играть на рояле.

Читая дневники маленького Грига, можно подчеркнуть, что феноменальные идеи рождаются в детстве. Григ, подходя к пианино, сразу заметил, что две соседние ноты звучат плохо. Но если через одну — то получается красиво. Об этом он писал в своем дневнике. Однажды, когда он подрос — нажал 4 ноты. А чуть позже, когда рука подросла – 5 нот через одну. И получился нонаккорд или димаккорд! И тогда в своем дневнике он написал что стал композитором!

В возрасте 6 лет мать начала обучать Грига игре на фортепиано. Играя гаммы и арпеджио – Григ представлял, как марширует взвод солдат.
Все детство он жил в мире фантазий. Делал скучные упражнения интересными, серую погоду, яркой, длинную дорогу в школу – сменой волшебных картин. Когда Григ подрос, ему разрешили посещать музыкальные вечера. На одном из таких вечеров, он слушал игру Моцарта.

Когда Григу было 8 лет в его дом, в качестве гостя, посетил Оле Булль – скрипач-виртуоз, получивший признание во всей Европе.
В 10 лет Григ стал посещать школу, но учеба для него была не интересной.

В 12 лет Григ написал свое первое сочинение: «В гостях у кобольдов».
Эдвард отнес в школу тетрадь со своим первым сочинением. Учитель, невзлюбивший мальчика за его невнимательное отношение к учебе, осмеял эти записи. Больше свои сочинения Григ не приносил в школу, но сочинять не перестал.

Семья Грига переезжает в предместье Бергена Ландос. Там вместе со старшим братом Эдворд часто ходил на соседний хутор — слушать песни крестьян и их игру на народных скрипках феле.

Норвежский мотив — национальный узор Норвегии — это танец, халиген, напевы – со всем этим Григ рос. И эти мелодии «прятал» в своих произведениях.


Когда Эдварду было 15 лет, его игру услышал Оле Булль и произнес пророческие слова: «Этот мальчик прославит Норвегию». Именно Булль посоветовал Григу ехать в Германию учиться в Лейпцигской консерватории.

В 1958 году Эдвард стал студентом консерватории.
Во время учебы Григ переболел плевритом и потерял одно легкое. По этой причини он перестал расти и остался рост — 152 см. В то время как средний рост мужчин в Норвегии было более 180 см.

Так или иначе Григ закончил консерваторию с отличными оценками и восхищёнными рекомендациями.

За годы учебы Эдвард посетил множество концертов, наслаждаясь произведениями великих музыкантов – Вагнера, Моцарта, Бетховена.
У самого Грига был интересные ритуал. Во время каждого своего выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.

В 1860-е Григ пишет первые произведения для фортепиано – пьесы и сонаты.
В 1863 году он стажировался в Копенгагене у Датского композитора Н. Гаде.

В то же период жизни в Копенгагене Григ познакомился и подружился с Гансом Христианом Андерсеном. Автором всем известных сказок: Гадкий утёнок, Стойкий Оловянный солдатик, Огниво, Оле-Лукойе, Пастушка и трубочист, Принцесса на горошине, Русалочка, Свинопас, Снежная королева и т.д. Композитор написал музыку на несколько его стихов.

Нина Хагеруп

Все в том же Копенгагене Эдвард Григ встречает женщину своей жизни - Нину Хагеруп. Молодая успешная певица ответила взаимностью на страстное признание Грига. На пути к их безграничному счастью было лишь одно препятствие - родственная связь. Нина была двоюродной сестрой Эдварда по материнской линии. Их союз вызвал бурю негодования родственников, и на все последующие годы они стали изгоями в собственных семьях.

В 1864 Эдвард сделал предложение Нине Хагеруп в рождественский вечер, в обществе молодых деятелей культуры, преподнеся ей сборник своих любовных сонетов под названием «Мелодии сердца», которые были написаны его другом Гансом Христианом Андерсеном.

В 1865 году совместно с другим композитором из Норвегии Нурдроком Григ основал Общество Эвтерпы, которое должно было популяризовать произведения молодых композиторов.

В 1867 году он женится на Нине Хагеруп. Из-за неодобрения родственников паре пришлось переехать в Осло – столицу Норвегии.

С 1867 года по 1874 Григ работает дирижером в Филармоническом обществе в Осло.

В 1868 году Лист (идол всей Европы) знакомится с творчеством Грига. Он поражен. Послав ему поддерживающее письмо, в 1870 году они познакомились лично.

Григ в свою очередь пишет Листу, что сочинил концерт, и хочет исполнить его для Листа в Вейморе (город в Германии).


Лист ждет его — ожидает высокого норвежца. А вместо этого видит «карлика» в полтора метра ростом. Однако когда Лист услышал фортепианный концерт Грига, то поистине огромный Лист с огромными руками воскликнул маленькому человечку Григу: «Гигант!».

В 1871 году Григ основал музыкальное общество, которое занималось пропагандой симфонической музыки.
В 1874 году за заслуги перед Норвегией правительство страны выписало Григу пожизненную стипендию.

В 1880 году возвращается в родной Берген и является главой музыкального общества Гармония. В течение 1880-х пишет произведения, в основном, предназначенные для игры на фортепиано в 4 руки.

В 1888 году знакомится с Чайковским, знакомство перерастает в дружбу.

Позже Чайковский говорил о Григе: «…человек очень маленького роста и тщедушной комплекции, с плечами неравномерной высоты, взбитыми кудрями на голове, но с чарующими голубыми глазами невинного прелестного ребёнка…» Чайковский даже посвятил Эдварду свою увертюру «Гамлет».


В 1889 году получает членство во Французской академии изящных искусств, в 1872 – в Шведской королевской академии, а в 1883 – Лейденского университета.
В 1893 году получает степень доктора музыки Кембриджского университета. Одновременно учебу он совмещает с гастролями по Европе вместе со своей женой Ниной.

Между гастрольными поездками по крупнейшим европейским городам, он возвращался в Норвегию и уединялся в своём имении, названном «Холм троллей».


Воспользовавшись своей славой, в 1898 году он организовывает в родном Бергене музыкальный фестиваль норвежской музыки, куда съезжались лучшие музыканты и музыкальные деятели мира, и таким образом наконец-то включил Норвегию в активную музыкальную жизнь Европы. Данный фестиваль проводится до сих пор. Григ много выступает, организовывает концерты и
фестивали, где выступает в качестве дирижёра, пианиста, просветителя. Зачастую они выступают вдвоём с женой — одарённой камерной певицей Ниной Хагеруп, которая вдохновляла его на написание большого количества
романсов (естественно, что на тексты скандинавских поэтов).
С 1891 по 1901 годы Григ творит без отдыха – пишет пьесы и сборник песен, в 1903 году выпускает обработку народных танцев для исполнения на фортепиано.

Продолжая гастролировать вместе с женой по Норвегии, Дании и Германии, он простывает, и 4 сентября 1907 года умирает от плеврита.


Произведения Грига

Сюита Пер Гюнт

Одно из наиболее значительных произведений Грига является сюита «Пер Гюнт», написанная по мотивам драмы норвежского писателя Генриха Ибсена. Однажды к Григу пришла посылка от драматурга Генриха Ибсена. Это была новая пьеса, для которой он просил Грига сочинить музыку.
Пер Гюнт – так зовут парня, выросшего в маленькой деревушке. Здесь его дом, мать и девушка, которая его любит – Сальвейг. Но не мила стала для него родина – и отправился он на поиски счастья в далёкие страны. Через много лет не найдя своего счастья, он вернулся на родину.

Прочитав пьесу, Григ отправил ответ с благодарностью за предложение и о своем согласии.

После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес. И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано.

Первая сюита состоит из четырёх частей:

  • «Утро»,
  • «Смерть Озе»,
  • Танец Анитры,
  • «В пещере горного короля».

Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей:

  • «Жалоба Ингрид»,
  • Арабский танец,
  • «Возвращение Пера Гюнта»,
  • Песня Сольвейг.

По сути, Григ стал первым норвежским композитором, снискавшим мировую славу, к тому же продвинувшим народные скандинавские мотивы на новый уровень. Вспомним Сольвейг из Пер Гюнта. Там мы слышим норвежский мотив, а в теме танцующей Анитры все тот же мотив, но уже спрятанный. Там же мы слышим любимый аккорд из 5 нот — открытие детства. В пещере горного короля — снова этот народный норвежский мотив, но уже спрятанный — в обратную сторону.

Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:

Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.

Григ и его друг дирижёр Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдо-сваннет. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал её и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил её из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся её напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:

Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил:

Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

- »Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! - в великом изумлении сказал Григ. —

Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!

В рассказе «Корзина с еловыми шишками» Константин Паустовский несколькими яркими штрихами создает портрет Грига. О внешности композитора писатель почти не говорит. Но по тому, как герой новеллы прислушивается к голосу леса, как он добрыми смеющимися глазами присматривается к жизни земли, мы узнаем в нем великого норвежского композитора. Мы верим, что Григ мог быть только таким: беспредельно чутким и талантливым на добро человеком.