Магическое мышление.

February 17th, 2015 , 01:11 am


"Ребенок не может сказать: "Папа сегодня угрюмый, потому что у него неприятности на работе", или - : "Мама сегодня в депрессии, но я здесь не причем". Образ мышления ребенка относится к такому типу, который психологи и антропологи называют магическим мышлением , характерным для так называемых первобытных культур, детей и людей, находящихся в состоянии регрессии.

Иногда мне кажется, что у нас пол страны пребывает в состоянии магического мышления, а то и больше. Находясь в ситуации абьюза, или любой другой травматической ситуации, любой человек оказывается в состоянии регрессии.

Человек, пострадавший от абьюза (или находящийся в нем), живет в состоянии сильнейшего стресса, что является травмирующей ситуацией, приводящей к регрессу личности, одним из факторов которого являются когнитивные искажения, а в частности активация магического мышления.

Магическое мышление - характерная для примитивных ступеней развития человека и общества вера во всемогущество мыслей. Суть магического мышления состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность:
"У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет". З. Фрейд. «Тотем и табу» (с) Википедия

Магическое мышление обозначает, что у человека в восприятии мира есть ментальная схема, в которой есть глубинная убежденность, что он может оказывать влияние на события внешнего мира посредством своих мыслительных процессов или физических действий.
На сегодняшний день в социуме активно пропагандируются бабкина терапия мракобесием эзотерические идеи о способности управлять своей жизнью через мысли и ритуалы. Средневековье в действии. Безусловно, наши мысли влияют на наше здоровье, карьерные достижения, отношения и другие аспекты жизни, но тогда, и только тогда, когда мы имеем реальную возможность совершать действия, соответствующие нашим мыслям. Очень опасно для индивида особенно при российском менталитете Иванушки-дурачка, лежащего на печи с умными мыслями брать идеи, подобные идеям из фильмов "Секрет", "Кроличья нора" или из ведического мракобесия, как инструкцию по улучшению жизни. Так как подобная ересь без критического осмысления, без реальной способности и возможностей строить свою жизнь, есть не что иное, как магическое мышление, способное в лучшем случае закончится фрустрацией. Потому что в реальном мире далеко не все может произойти так, как мы хотим, какие бы ритуалы мы не совершали в своей голове, в церкви или у колдунов. Способность принимать жизнь во всех ее проявлениях, способность принимать свою судьбу является результатом развития интегрированной личности. Это не означает, что ВСЕ действия бессмысленны. По аналогии, если при гриппе больному давать слабительное вместо жаропонижающего, вероятность летального исхода вырастет в несколько раз. При этом никто не отменяет символизм Юнга и его гипотезу о синхронии пространства.

Одна из самых первоочередных задач женщины, пережившей (или переживающей) травму отношений, восстановить свое критичное мышление. Как бы глубоко женщина не была погружена в газлайтинг - это возможно. Самым первым шагом будет письменное фиксирование фактов, которые имели место в отношениях. Ни слов, ни ощущений, а поступков, как своих, так и абьюзера. Это первый вдох за пределами газового тумана.

"Мышление, или познание, - это умственная деятельность, связанная с обработкой, пониманием и передачей информации.[...]
Однако чаще всего мы формируем наши понятия путем создания прототипов - наиболее характерных примеров конкретной категории. Чем ближе что-то подходит под наш прототип понятия, тем с большей готовностью мы признаем это в качестве примера данного понятия.[...]

Главным препятствием при решении задач является ригидность - неспособность увидеть проблему под другим углом зрения. Поскольку мы неправильно представляем себе проблему, нам трудно перестроится и подойти к ней по-новому. Тенденция повторять решения, которые срабатывали в прошлом, - этот тип ригидности называется умственным шаблоном .[...]

Гибкое рациональное мышление становится даже более затруднительным во время стресса и напряжения.
[...] Во время личных кризисов мышление тоже зачастую становится "закостеневшим".[...]

Другой тип ригидности скрывается под странным, но подходящим названием - функциональная ригидность. Это склонность воспринимать функции объектов в зафиксированном и неизменном виде." (с) Майерс "Психология"

Все прототипы в голове жертвы насилия о добре и зле, о том, что он все осознает и починится, о том, что он же отец наших детей, о том, что она сможет изменить ситуацию абьюза на ситуацию любви и другие, включая ее представление о себе самой за все время, которое женщина была в абьюзе - закостеневшие и ригидные. Женщина обязана пересмотреть все эти прототипы под другими, разными углами зрения. Это будет вторым шагом, вторым вдохом за пределами газлайтинга. Так как в социуме активно пропагандируется не только магическое мышление, но и гендерное насилие. Чем быстрее будут подвергнуты критическому пересмотру все клише и стереотипы в уме женщины, тем быстрее пойдет процесс. Зоны для анализа: 1. самооценка 2. семейные отношения 3. гендер - принадлежность к полу 4. родительско-детские отношения. Потому что:

"Качество всех наших отношений с другими прямо зависит от того, как мы относимся к себе. Лучший способ усовершенствовать свои отношения с другими и с трансцендентным - максимально полностью осознать свое отношение к себе." (с) Джеймс Холлис "Грезы об Эдеме"

При этом поиск информации будет приводить женщину, как к полезным, так и к вредным источникам. (к хреноведам, например) И здесь полезность найденного имеет смысл определять исходя из двух критериев:
1. будет ли у меня возможность совершать полезные для меня действия в реальном мире, если я возьму найденную информацию в свою жизнь.
2. моя физиологическая (соматическая) реакция при чтении информации, при применении ее в своей жизни.

Женщинам после абьюза стоит принять тот факт, что никакой суперсильной, очень умной и всемогущей тетки нет и в помине:

"Травма - это опыт полной беспомощности. Она представляет собой своего рода нападение на нашу личностную организацию, что делает для человека невозможным переработку такого опыта привычным способом. Психическое равновесие нарушено, и Эго больше не функционирует привычным способом. . [...]
Травмы, которые продолжаются годами, такие, как сексуальное насилие в семье, могут уничтожить личность
[...]

Например, утверждают, что психическая конституция взрослых позволяет им блокировать чувства и ограничить свое восприятие, чтобы защитится. Наличие защитных механизмов также препятствует слишком большой регрессии Эго, в то время, как при детских травмах регрессии, как правило, приобретают масштабы угрожающие жизни. [...]

Не выдерживает критики точка зрения, что структура личности, существующая до травмы, якобы имеет решающее значение для преодоления стресса. Холокост, например, разрушил все детские воспоминания, в том числе о безопасном детстве, которые должны были сохранить свое позитивное влияние. Всем интернализированым ценностям был причинен ущерб, и все объектные отношения изменились. Отсюда следует, что особенности личности до Холокоста никакого влияния на посттравматическую ситуацию не оказали." (с) Урсула Виртц "Убийство души"

Женщина, выходящая из абьюза обязана беречь себя, как новорожденного ребенка и восстанавливать себя так же заботливо и прилежно, как еле выжившего после тяжелейшей операции больного!

"- На что мне безумцы? - сказала Алиса.
- Ничего не поделаешь, - возразил Кот. - Все мы здесь не в своём уме - и ты, и я.
- Откуда вы знаете, что я не в своём уме? - спросила Алиса.
- Конечно, не в своём, - ответил Кот. - Иначе как бы ты здесь оказалась? " (с) "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролл

" Ты знаешь, кто ты? Ты знаешь, что с тобой произошло? Ты хочешь дальше так жить?" (с) Кристиня Янг "Анатомия страсти"

Научное объяснение страха материализации мысли с точки зрения психоанализа.

МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
МАТЕРИАЛИЗУЮТСЯ ЛИ МЫСЛИИ НАДО ЛИ ВСЕГДА ПОЗИТИВНО МЫСЛИТЬ?

Ежек Наталия – психолог, психоаналитический психотерапевт, гештальт -терапевт. www.gesterap.ru

Частый повод обращения за психотерапевтической помощью связан с наличием повышенной тревожности, страхов. Пациенты беспокоятся из-за возможного неблагоприятного развития событий в своей жизни или переживают за своих близких. Эти переживания сами по себе уже доставляют дискомфорт и страдания. Но в своей практике я порой сталкиваюсь с тем, что эти состояния усиливаются из-за еще одного переживания – многие люди боятся, что их НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ МАТЕРИАЛИЗУЮТСЯ. Т.е., чем сильнее люди тревожатся, боятся чего-то или испытывают негативные эмоции , тем больше они опасаются, что ЭТО СБУДЕТСЯ. Очевидно, что такое опасение еще больше усугубляет страдания людей и усиливает тревогу. В своей практике я сталкиваюсь с тем, что многих пациентов беспокоит вопрос – материализуются ли мысли? Было бы интересно поразмышлять на эту тему с разных позиций – и психоаналитических и социокультурных.

То, что мысли материализуются часто можно почерпнуть из высказываний эзотериков, парапсихологов и прочих представителей оккультных наук. Например, представители данных направлений говорят: «В любой ситуации говори себе: «Я – здоров!»» или «При любых обстоятельствах не переставай утверждать: Я – богат!»» Иногда доводится читать следующие утверждения: «Нельзя ругаться и злиться даже на предметы, они запомнят этот негативный заряд!» «Старайся меньше думать о плохом, ведь оно, как и хорошее, может сбыться силой вашей мысли».

Если предполагать, что наши мысли материализуются, то получается, что человек оказывается таким ВСЕМОГУЩИМ – подумал о несчастье – оно сбылось; настроился на позитив - и вот уже пожинает плоды своего позитивного мышления. Т.е. люди полагают, что СИЛОЙ СВОЕЙ МЫСЛИ ОНИ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Давайте разберемся, откуда же пошло такое убеждение?

Людям, которые серьезно относятся к тому, что мысли материализуются присуще МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Термин «МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» обозначает убеждение в том, что посредством физических действий или мыслительных процессов можно оказывать влияние на внешние события. Магическое мышление означает веру в то, что, изменив свое настроение или ход мыслей, можно изменить внешнюю ситуацию (избавиться от болезни, выйти замуж, осуществить мечту). Это вера во ВСЕМОГУЩЕСТВО МЫСЛЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ МЕНЯТЬ ФИЗИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ.

Давайте остановимся на том, ОТКУДА БЕРЕТ НАЧАЛО МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Характерная для примитивных ступеней развития человека и общества вера во всемогущество мыслей. Суть магического мышления состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность:

У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет.

В религии

В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу » (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма , религии и народных суеверий , а также, возможно, искусства . Отправление определённого ритуала (жертвоприношения , молитвы) или соблюдение табу , по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия - на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:

так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с ее мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк , какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой... было, разумеется, ее противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что ее муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

- З. Фрейд . «Тотем и табу»

В эстетике

О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики . Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand meme… )

Литература

  • Mannoni, Octave. Clefs pour l’imaginaire ou L’autre scène . Èditions du Seuil, 1969.

Жизнь человека, реализующего себя в пространстве современной культуры и цивилизации, отличается всё возрастающей интенсификацией жизни. Возрастающий поток информации требует все более продуктивной деятельности познавательных процессов, прежде всего мышления. При этом используя всё больше психической энергии в ущерб остальным сторонам деятельности психики. Описанная ситуация вводит человека в ситуацию стресса, причем весьма многоуровневого.

Требования социумной среды по интенсификации мыслительной деятельности подразумевают соответствующую социализацию с её стороны. Однако ни опыт родителей, ни система образования не даёт способов, методов или навыков соответствующего уровня. Максимальная эмоциональная напряженность, связанная, опять же, сvинтенсификацией социумной активности, и напряженность интеллектуальная буквально разрывают источник психической энергии в человеке. Противоречие между присущим человеку комплексом неполноценности и требованием быть максимально полноценным создает постоянную основу экзистенциального беспокойства.

У человека есть три пути выхода из стресса. Первый - чисто техногенный: с одной стороны, сращивание нервной системы и мозга с информационными устройствами значительного усиления переработки информации, и регулировки своих психофизических состояний путем химио - и электрокоррекции (стимуляции) - с другой. Работы в этом направлении уже ведутся и есть первые положительные результаты. Но до глобальной, массовой «матрицилизации» ещё далеко.

Не менее фантастической представляется и утопическая идея глобального изменения системы образования (за короткий срок) в ключе совершенно иной парадигмы формирования познавательных процессов.

Психика человека сама находит выход. При стрессовых ситуациях на первый план психической деятельности выходят так называемые реликтовые механизмы психики, т.е. уровни психики, сформированные на ранних стадиях развития. В равной мере это относится и к процессу мышления.

В целом, задача мышления - понять событие, определить причину его возникновения и предвидеть события вvбудущем.

Введённая мною модель мышления была названа «эволюционная модель структуры мышления» .

Ее общая структура такова:


  1. Мистическое мышление,

  2. Магическое мышление,

  3. Мифологическое мышление,

  4. Логическое мышление.

Три до-логических уровня в психологии называют архаическим мышлением.

Мистическое и магическое мышление имеет три главных отличительных черты:


  1. Постоянный поиск и определение вvокружающей среде (причем на трех уровнях - материальном, социальном и информационном) Силы-Демиурга и определение своего места под эгидой Силы.

  2. Экзистенциональное осознание базового гомеостаза - гештальта «человек-среда» и стремление самой среды восстанавливать возникающие нарушения гомеостаза (что активно используется магическим мышлением).

  3. Отсутствие привычных для логического мышления причинно-следственных связей (что отличает логическое мышление от иерархического).

Мифологическое мышление получает развитие, когда человек овладевает речью и «Я» - концепцией (в возрасте 2,5-3 лет). В мифологическом мышлении человек связывает воедино мистическое и магическое мышление с реальным, конкретным опытом жизни в единую, непротиворечивую схему. Схему, в которой «Я» занимает определенное положение-роль относительно Силы и определяет путь Развития «Я» - по определенному архетипу. Мифологическое мышление обладает всеми чертами мистического и магического, но развивается только в процессе социализации в определенной культурной среде. Здесь определяются нравственно-моральные категории, предвидение будущего, его прогнозирование.

При развитии определенных структур головного мозга развивается логическое мышление. Его главное отличие - появление осознания причинно-следственных связей, систематизация реального опыта, обеспечения конкретных операций, осмысление бытия в контексте законов причин и следствий. Современные авторы отмечают, что логическое и магическое мышление мало чем отличаются друг от друга в плане эффективности познания мира.

Логика хорошо работает в познанном и сориентированном жизненном пространстве. По сути, логическое мышление - магический ритуал, с помощью которого мы вычленяем часть Вселенной из глобальной синхронности и вводим под воздействие логических закономерностей (все, что не соответствует закономерностям - не учитывается). Причем логическое мышление обеспечивает нам функционирование вне стрессовых ситуаций - вне «новизны», которая нарушает привычный ход вещей. При появлении «новизны» включится мифологическое мышление (которое может маскироваться и под логическое).

Логическое мышление проходит две стадии развития. Первая: бытовое - обыденное (с него и начинается развитие). Здесь логическое мышление обеспечивает конкретные операции в конкретном знакомом пространстве, на основе индивидуального житейского опыта. Но главным качеством мышления - обобщением оно не овладевает.

Научное мышление, благодаря свойству глобального обобщения, сходно с мистическим, т.к. тоже может распространить свое действие на зоны, недостижимые непосредственному восприятию. Развитое научное мышление занимает ведущую роль в сознании зрелой личности и организует соподчиненную работу мышления в целом, включая и себя, и архаические уровни мышления, давая им осознанное содержание и целостное функционирование, как единой системе. Причем, выводя их за жестко детерминированные биологическим опытом границы, когда мистическое и магическое мышление включаются только во время стресса и генерируют абсолютно противоположные состояния и потребности (пассивность - активность, подчинение - доминирование, и т.д.).

В нормальном развитии мышления логическое мышление старается «организовать» мифологическое описание мира, магические действия в мире и мистический опыт переживания мира в единую, непротиворечивую систему. При этом, стремясь при отсутствии нужных логических законов такие законы создать. В норме (с точки зрения самоактуализирующейся, гармонично и целостно развивающейся личности) логическое мышление должно находить объяснения фактам мистического и магического опыта, тем самым осознанно познавая мир.

Развитое (научное) логическое мышление берет на себя функции магического, первоначально базируясь на первичном мифе (сформировавшемся в процессе культурализации), а затем создавая свой собственный миф - описание мира, базирующийся на осознаваемых и проживаемых личностью логических законах. С их помощью человек максимально гармонично структурирует - ритуализирует среду и свои представления о времени - пространстве. С помощью логического мышления он определяет (познает) законы, по которым борьба за территорию, за доминирование, за ресурс становится бессмысленной и неактуальной. С помощью логического мышления он рационализирует работу мистического мышления, переводя ее в творческое, неагрессивное русло, то есть придает магическому мышлению черты мышления как такового - нахождение творческих способов самореализации в преобразовании и созидании жизненной среды, не имеющихся ни вvокружающей среде, ни в доступном ему осознанно опыте.

Мистическое мышление

Мистическое мышление связано с работой лимбической системы . Его задача - за счет влияния на силу, которая сама влияет на жизненное пространство, добиться от силы её добровольного решения: изменить пространство так, чтобы человеку в нем было хорошо. При этом мистическое мышление стремиться сделать человека зависимым от силы - но через некоторое время сила без человека теряет свою целостность и суть…

Р-комплекс «дает добро» на работу органов чувств. Лимбическая система улавливает «ароматы» - излучения, производимые источником изменений. То есть лимбическая система расширяет анализ свойств изменений - и не только тех, которые напрямую воздействующих на стабильность энергоинформационной картины, но и сопутствующих, никак не воздействующих на жизненные процессы (вернее влияние этих воздействий не нарушает ход существующих процессов).

Именно на уровне лимбической системы мы понимаем, что «Это» не только телесно приятно, но еще и хорошо пахнет и классное на вкус. Что «Это» можно не только безопасно поглощать, но и реагировать на его запах… Что «Это» не просто липкое, но и вонючее… Или наоборот, приятное на запах и сладкое.

На основе анализа «ароматов» лимбическая система делает вывод - соединяться с объектом или отторгаться от него.

На этом уровне могут быть исправлены «ошибки» неразвитого Р-комплекса

Положим, он «пропустил» некачественную колбасу и вы её таки взяли в руки, но лимбическая система на основе запаха (крайний случай - уже и вкуса) сделает определенные выводы и пошлет в тело активацию нужных реакций.

Лимбическая система создает более целостную картину свойств изменений пространства.

Для лимбической системы по-прежнему нет «автономного объекта». Для неё «объект» - это его аура, его «свечение». Его аура запаха, его аура тонких проявлений, его аура света - то есть электромагнитного излучения, которое наша психика репрезентует в понятии «свет» и «цвет». «Объекта» тут по-прежнему нет - есть «аура». Она - реальность для лимбической системы.

Нужно отметить, что лимбическая система может работать и самостоятельно - тогда, когда Р-комплекс «молчит», отслеживая стабильно-неизменную (с его точки зрения) энергополевую картину. При этом работа Лимбической системы может включит работу Р-комплекса, создавая ему иллюзию внешних изменений. Именно на уровне лимбической системы мы можем сами издавать «ароматы», которые заставляют переживать нас другими людьми и силами как «своего», «любимого», «желанного», «защищаемого» и так далее. Ароматами могут быть как банальные ферромоны или подобранные парфюмы, так и сложные

Магическое мышление

Магическое мышление обеспечивается работой рептильного комплекса (спинной мозг и средний мозг). Его задача - контроль жизненного пространства за счет распределения мест тех сил, которые могут влиять на пространство, удержания их на этих местах, определение формата их функционирования и взаимодействия с человеком. При этом одной из главных задач - сохранение собственной независимости в этих отношениях и поддержка стабильности.

Р-комплекс отслеживает картину стабильности взаимоотношения электромагнитной структуры «человек» и электромагнитной структуры «пространство жизнедеятельности человека» (можно говорить об энергоинформационной или энергополевой структуре, суть это не изменит).

Р-комплекс является первичным звеном обработки информации, принятой рецепторами органа чувств. Речь идет о первичном уровне восприятия - телесноэнергетическом уровне, так называемом «шестом чувстве». Шестое чувство является «таможенником» для остальных чувств. Если на уровне Р-комплекса некий сигнал будет не пропущен в психику, отторгнут, то и остальные органы чувств не будут реагировать на него.

И обратное: если Р-комплекс у человека активирован на восприятие широкой сферы, то у человека будет развито «экстрасенсорное» восприятие - он будет воспринимать то, что другие люди замечать-диагностировать с помощью привычных органов чувств не могут.

Для Р-комплекса не существует «объектов». Р-комплекс, а, следовательно, и вся психика человека, не способен воспринимать некие автономно-самоценные «объекты», «предметы» и т.д.

Он воспринимает Изменения Структуры, а не «объект», который, возможно, вызвал эти изменения. Р-комплекс реагирует не на объект, и не на свойства объекта, который появился в жизненном пространстве, а реагирует на те изменения, который объект производит.

Он воспринимает целостную картину электромагнитных (энергоинформационных) процессов в их активном взаимодействии. И реагирует на изменения в этой картине. Пока картина стабильная, устоявшаяся, пока колебания структуры или отдельных её частей не выходят за некие предельные пороговые значения - комплекс «спокоен», он не «тревожит» психику и человека своими сигналами.

В его «диагностирующей части» содержится некий «эталонный образец» структуры, с которым он постоянно сравнивает воспринятую картину реальности.

Каждый эталонный отрезок времени (чем он короче, тем быстрее реакция человека на изменения) Р-комплекс фиксирует целостную картину структуры (как «мгновенное фото»). Затем он сравнивает его с «эталонным образцом». Если разницы с «эталоном» нет - хорошо. Если разница есть, но изменения не превышают пороговых значений - все нормально. Как только изменения структуры превышают пороговое значение - активируется внимание и начинается диагностика воспринятого воздействия. Определяется то, чем изменение грозит целостной картине взаимодействия структуры «человек» и структуры «среда», а также как оно влияет на эти структуры?

При этом если изменение приобретает стабильный характер, а «человек» продолжает стабильно функционирование в измененной среде, то Р-комплекс адаптируется к изменениям.

Так же Р-комплекс не воспримет крайне мощных воздействий, сильно превышающих порог восприятия. Он вообще отключится, перестает играть роль «таможенника», никак не реагируя и не стимулируя организм на адекватную реакцию.

В этом случае могут включиться остальные органы чувств, взаимодействуя с воспринимаемой информацией вне контроля Р-комплекса и «стараясь» компенсировать его. При этом человек будет видеть крайне многообразную, сложную и захватывающую картину, обычно скрытую от его восприятия.

То же самое можно сделать, «отключив» Р-комплекс химическим путем или в результате сильного физиологического или психического стресса. А также целенаправленным методом разрушений «картины мира» - практики Чань и Дзен, подход Дона Хуана…

Этим объясняются феномены открытия паранормальных способностей, прежде всего, восприятия у людей переживших аварии, сопровождаемых психологическими и физическими травмами, переживших клиническую смерть, удар молнией или электротоком и так далее.

Итак: Р-комплекс воспринимает изменения энергополевой структуры пространства, вызванные, прежде всего, появлением в нем новых объектов. А не сам «объект», как автономную единицу.

При этом все не так просто - на самом деле речь идет не о самих изменениях, а о процессах происходящих в Р-комплексе, которые вызываются восприятием этих внешних изменений.

Р-комплекс, по большому счету, реагирует на те изменения, которые произошли в его «диагностирующей части» под воздействием анализа «картин мира». При этом изменения могут происходить из-за нескольких причин.


    Внешних изменений структуры пространства «среда».


    Внутренних изменений структуры пространства «человек».


    Изменений в самой диагностирующей части.


И каков бы ни был характер причин изменений, Р-комплекс примет только воспринятые изменения, никак не разбираясь в их причинах (у него просто нет для этого функциональных возможностей).

Когда Р-комплекс засек запороговые изменения, он «решает» - оставлять источник изменений в его жизненном пространстве или нет. А если оставлять, то решает, куда его сместить или сместиться самому, чтобы воздействие объекта было «нулевым» (не влияло на устоявшуюся картину) или «положительным» (поддерживало процессы «эталонных структур»).

На нейтральные объекты (не изменяющие структуру энерголиний) Р-комплекс не реагирует. То есть для него их просто нет.

Зачем вообще Р-комплекс это делает? Задача Р-комплекса - получить ориентацию в окружающем его пространстве, своеобразную карту энергополей, ориентируясь на которую, можно планировать дальнейшие действия. Когда «карта структуры» кардинально меняется (выходя за границы пороговых значений), комплекс реагирует - ведь «карта» должна быть или стабильной или ритмично меняющейся, то есть - предсказуемой. Отсюда мы любим ритм в музыке, в узорах, в общении, в повествовании - везде.

Мифологическое мышление

Мифологическое мышление работает на основе кортекса и, скорее всего, на основе церебральной коры правого полушария. Его задача: обеспечит психику рабочими поведенческими сценариями.

Психика на основе «показаний» Р-комплекса и лимбической системы на уровне мифологического мышления подбирает некий сценарий. Он может быть архетипический (врожденный), полученный в результате импринтинга от родителей, может подбираться из ранее прожитых сценариев (их основа все равно архетипическая) или может выстроиться как новый сценарий из базовых сценарных элементов.

Это сценарий нашего поведения в пространстве, где есть заранее заданные «вот такие» изменения и «вот такие» ауры. И по этому сценарию психике понятно - как реагировать на «такие» изменения и на «такие» ауры, какие действия совершать.

При этом на мифологическом уровне будут отвергаться сценарии, ведущие к резким изменениям и приветствоваться сценарии, дающие стабильность. Ведь выбор сценария начинает менять структуру «человек» и его влияние на структуру «среда». После чего происходит вторичное включение Р-комплекса. Он на уровне телесных реакций руководит процессом активации сценария и старается блокировать «развивающие» сценарии.

Круг замкнулся.

Где тут ум? Где рацио? Где «Я»? А нигде.

О чем прямо и говорят восточные философы, особенно Даосы, от которых вся восточная философия и произошла: «отключите ум. Отдайтесь дикой, первичной природе. Избавьтесь от «Я». Войдите в Дао и в Недеяние. Избавьтесь от себя…»

Но куда ж девать развитые структуры неокортекса и опыт хотя бы среднего образования, журнала «Хочу все знать» и передачи «Поле чудес»?

Да никуда. Нужно просто создать абсолютно нереальную реальность, иллюзорную действительность логического мышления и занять эти 3-5% психики. А то оно скучать начинает…

Включается рационально-логическое мышление.

Только после этого рациональное мышление пытается что-то понять о сути самого объекта. Вернее, на основе информации, принятой от рептильного и лимбического комплексов, а также определенностей мифологического сценария, делает выводы о том, что: а) объект воздействия существует и б) обладает соответствующей свойствам изменения сутью.

В соответствии с этими выводами интерпретируются свойства объекта и свое осознанное отношение к нему.

Заметьте, работу Р-комплекса обычный ум не учитывает - он подменяет «изменения пространства» на «наличие объекта» и приписывает ему свойства, отслеженные лимбической системой. Только при определенных практиках человек учитывает «поля», «воздействие», «ощущение»… Обычный ум тщательно избегает этих тревожно-непонятных сигналов, безупречно закрывая всякую возможность контакта с объективной реальностью, меняя её на манипуляции с собственной реальностью «представлений» и ментальных конструктов.

По-прежнему, объект непознаваем. Есть только наши предположения о его существовании, сути и характере свойств, которые рациональное мышление отождествляет с объектом. То есть свои иллюзии выдает за реальность. Есть ли объект, нет ли его, таковы его свойства или на самом деле другие - рациональному мышлению все равно. Главное есть то, что принимается за объект - свои Представления об объекте.

Рассмотрим три основных вида рационально логического мышления (тут есть мои ньюансы классификации):

Бытовое: ленинское, «реальность, данная нам в непосредственном ощущении». Опыт обретается и принимается только за счет непосредственных манипуляций с реальными материальными «объектами». Если «потрогать» нельзя (взаимодействовать на уровне Р-комплекса) - значит, этого не существует.

Научно-мифологическое: манипулирует чистыми идеями и концепциями, абсолютно не нуждается в неком их воплощении как доказательстве истинности концепций. По большому счету, оно всегда сведется к религиозно-мифологическому мышлению - верой в некую невоплощаемую идею, управляющую всеми жизненными процессами во вселенной. Прекрасные образцы научно-мифологического мышления: научные школы, всячески игнорирующие факты, которые идут в разрез с их концепциями. Либо уверенность многих людей в «свою картину мира», которая начисто отвергает любые воззрения, концепции и факты, которые с ней не совпадают.

Научно-магическое: способное как оперировать идеями и концепциями на уровне Вселенной и Бога, так и находить или создавать реальность, которая в непосредственном ощущении будет приносить нам необходимые результаты. Результаты, которые предварительно сформулированы и сформированы в виде объектов - идей. При этом, за счет волевого усилия, человек и себя выстраивает под картину мира, и через Р-комплекс влияет на окружающее пространство.

На уровне осознанной работы ума (а это единственное, что реально «осознанно») мы можем управлять всем пластом архаического мышления через создание ментальных конструктов, осознанно практикуемых сценарием и осознанно вызываемых эмоциональных состояний.

Даже на самом простом уровне Ум способен активно влиять на работу всего организма. Создать такие ментальные конструкты, которые будут восприняты архаическим мышлением как реальные объекты.

Мы осознанно задаем:


    что должно быть (как должна измениться внешняя реальность)


    что с этим делать (как должна измениться наша деятельность)


    как это переживать (как должна измениться внутренняя реальность)


Итог: Р-комплекс создает объективные изменения реальности.

У научно-магического мышления есть два подхода: управления собой или управление реальностью.

«Управление собой» - создать некую умозрительную конструкцию, которая подменит реальность, при этом поверить, что реальность именно такова и начать себя вести на основе этих представлений. В идеале, набирается опыт, система корректируется и в итоге не важно - соответствует она некой «истине» или нет. Важно то, что действия, опирающиеся на эту систему, дают положительный результат. По большому счету, это проявление развитого и контролируемого умом мифологического мышления.

Это «путь шута» - внешне такой человек может жить в очень странных представлениях о себе и мире, вести себя более чем неадекватно общепринятым стандартам, может быть вообще непонят и непонятен - но по жизни он всегда получает то, что нужно и находится там, где надо.

«Управление реальностью» - создать ментальные аналоги объектов, максимально приближенные к реальности, отслеживаемой Р-комплексом и стимулировать свою психику на определенные действия. То есть, создать реальность, совпадающую с внешней, но структурированную таким образом, что все её элементы гармонично-положительны для человека. Это «путь мага», использующего развитый Р-комплекс и соответствующее ему магическое мышление.

Есть у Р-комплекса важная для нас функция: он может сам воздействовать на энергополевую структуру пространства. Та, изменяясь под этим воздействием, начинает воздействовать на источники энергополевых структур и изменений, их создающих.

Изменяет когда? Когда структура «человек» изменилась и стала «сильнее» - целостней и стабильней структуры «пространство». Гомеостаз «человек-пространство» должен быть достигнут и Р-комплекс изменяет пространство так, чтобы оно было гомеостатично с «человеком». В этом, собственно, и заключается вся «магия». Отсюда «маг» - человек внутренне цельный и целостный, имеющий весьма целостную и индивидуально значимую картину Реальности и обладающий значительным «энергопотенциалом».

Жители острова Хальмахера в Индонезии, собираясь на охоту, непременно клали пулю в рот, а уже потом заряжали ею ружьё. Почему они считали, что это принесёт удачу?

Магическое мышление — это склонность находить причинно-следственные связи между мыслями, действиями и событиями, даже если с рациональной точки зрения их там быть не может. Главным образом оно присуще первобытным племенам, а также маленьким детям, которые ещё не научились разделять реальный мир и фантазии.

​Магия мыслей

Хоть на дворе и XXI век, технологический бум, торжество науки и просвещения, люди зачастую продолжают мыслить магическими категориями. «Типун тебе на язык», «Не каркай» — подобные фразы выдают опасение, что кто-то может повлиять на исход событий, всего лишь высказав неудачное предположение.

Самым ярким примером современной магии мысли служит концепция позитивного мышления. Возьмём, к примеру, книги «Трансёрфинг реальности» Вадима Зеланда и «Секрет» Ронды Берн. Авторы утверждают, что достаточно одной веры в светлое будущее, чтобы оно наступило, ведь, согласно «закону притяжения», позитивные мысли притягивают благополучие. Как этого добиться чисто технически? Регулярно повторять аффирмации — короткие фразы, закрепляющие положительную установку: «Я самый счастливый человек в мире», «Работа позволяет мне полностью реализовать свой потенциал» или «Финансовое благополучие вокруг меня».

Верить в себя — это правильно и важно, но если чересчур увлечься, то можно позабыть, что почти за любой историей успеха стоит тяжёлый труд, а жизнь без провалов и поражений бывает только в сказках.

Магическое мышление приписывает чудодейственную силу произнесённым или написанным словам, которые могут как принести удачу, так и привести к ужасным последствиям. «Халява, ловись!» — кричат студенты в ночь перед экзаменом. И ведь зачастую ловится, а если вдруг нет, значит, плохо кричал или забыл о какой-то другой примете. При этом совершенно вылетает из головы, что оценка зависит от знаний и благосклонности преподавателя, а счастливый билет — дело случая.

​Профессиональные суеверия

И конечно, магическое мышление распространяется не только на слова, но и на действия, связь между которыми основывается на ложных ассоциациях с требуемым исходом. В жизни абсолютно всех народов важную роль играли когда-то суеверия. Они и сейчас не то чтобы канули в Лету. Особенно склонны верить в дурные приметы люди, профессии которых связаны с опасностью и риском: космонавты, пожарные, врачи, водители, гонщики. Так, сапёры, альпинисты и парашютисты говорят «крайний», а не «последний». Впрочем, не только они: в слове «последний» угрозу чувствуют многие и совершенно напрасно нервничают, услышав его.

Космонавтика, несмотря на всю свою технологичность и наукоёмкость, просто пропитана суевериями. Ещё со времён основоположника практической космонавтики Сергея Королёва понедельник считается «нестартовым» днём. Почему конструктор был категорически против, неизвестно, но после того, как корабли всё-таки начали летать по понедельникам, произошло 11 аварий — и запрет вернули.

На Байконуре никогда не назначают старт на 24 октября, так как в этот день в 1960 и 1963 годах произошли крупные аварии. Причиной в обоих случаях было нарушение техники безопасности, но досталось числу. Экипаж всегда выходит на стартовый комплекс под песню «Земля в иллюминаторе», а на космодроме в Плесецке на ракете-носителе обязательно пишут «Таня». И это далеко не все «условия», от которых якобы зависит успех полёта.

​Принцип подобия

Согласно принципу подобия, схожие предметы или явления связаны между собой, поэтому с помощью одного можно влиять на другое, а подражания действию достаточно для получения нужного результата. Такую магию называют имитативной — кстати, вот и ответ на загадку про охотников из Индонезии. Положить пулю в рот означало съесть дичь, и как после этого она сможет увернуться от пули?

Самым известным и «коварным» вариантом имитативной магии являются попытки изувечить или убить врага, уничтожив его куклу или изображение. Например, перуанские индейцы изготавливали фигурки неугодных им людей из жира, смешанного с мукой, и сжигали на дороге, по которой те должны были пройти.

Первобытный разум не особо сомневался в своей способности к установлению взаимосвязей, а магия нужна была для заполнения пробела между причиной и следствием. Выдающийся английский антрополог предположил, что магическое мышление основано на двух принципах: подобии и контакте.

Этим же объясняется и боязнь фотографироваться — создавать свою копию, которая может попасть в руки недруга. И ведь правда, современные маги готовы приворожить или сглазить по фотографии кого угодно, а экстрасенсы по ней же предлагают считать информацию о жизни и характере человека. И наверняка вы сталкивались с тем, что молодые родители не показывают фото новорождённого, опасаясь дурных последствий.

Аборигены острова Борнео приглашают к рожающей женщине двух шаманов. Пока один помогает ей при помощи массажа, второй имитирует родовую деятельность в соседней комнате. Он привязывает к животу большой камень, ложится и притворяется роженицей — двигает камень вдоль тела, как бы помогая младенцу благополучно выйти из утробы.

​В контакте

Принцип контакта гласит, что вещи, которые когда-то соприкасались друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии. Магия подобного рода называется контагиозной и зиждется на вере, что человек не теряет связи со своими волосами, зубами, ногтями и всем прочим, что когда-то было частью его тела, а также с предметами, к которым притрагивался. Такой подход открывает широкие творческие возможности. Например, у многих народов распространено поверье, что, если положить выпавший зуб там, где бегают крысы или мыши, зубы станут крепкими, как у грызунов. А английские крестьяне, порезавшись косой или ножницами, смазывали жгучим снадобьем не рану, а инструмент, надеясь таким образом избежать нагноения.

Даже сейчас многие боятся выкидывать свои волосы и забирают их из парикмахерской; с опаской относятся к вещам, которые кто-то носил или использовал, — но не из-за гигиенических соображений, а потому что в них сохраняется чужая энергетика.

Проявлением всё той же веры в принцип контакта можно считать традицию бросать монетку там, куда хочешь вернуться. Раньше монета принадлежала человеку, теперь фонтану — сформировалась таинственная связь, которая будет снова и снова притягивать сюда путешественника.

​Совпадение?

Склонность видеть взаимосвязи между случайными явлениями называется апофенией . Наш мозг работает не идеально и часто находит связи, которых нет, чтобы сделать мир понятнее. Миллио-

ны лет эволюции в полном опасностей мире приучили к мысли, что лучше перестраховаться и убежать, услышав непонятный шорох в кустах, чем идти и проверять, был там на самом деле тигр или нет. Мозг принимает решения очень быстро, но ради скорости нередко жертвует точностью.

Человек с магическим мышлением считает, что мир окутан сложной сетью причинно-следственных связей, и в нём нет места простым совпадениям. Не бывает случайного стечения обстоятельств — во всём есть своя логика. Опоздал на автобус — это Вселенная подсказывает: «Тебе не следует сегодня идти на собеседование».

Самые незначительные совпадения способны породить веру в чудеса. Сидишь между двумя Светами — загадай желание, время 22:22 — загадай желание, нашёл цветок сирени с пятью лепестками — загадай желание. Даже рационально мыслящий человек, стукнувшись мизинцем об угол кровати, может воскликнуть в сердцах: «За что?!» И это будет не что иное, как отголосок магического мышления.

​Вера в чудеса

На первый взгляд может показаться, что следование правилам, которые задают приметы, уменьшает чувство неопределённости и позволяет контролировать происходящее. Благодаря этому снижается тревожность, и мы чувствуем себя более уверенно в сложных ситуациях. Но, с другой стороны, увязнув в суевериях, мы создаём себе дополнительные причины для тревоги и отвлекаемся на факторы, которые никак не способствуют наступлению благоприятного исхода. Вера в могущество знаков и примет мешает реалистично оценивать свои силы и ситуацию в целом. А излишне понадеявшись на позитивное мышление, можно всю работу над осуществлением своих планов свести к повторению заклинаний-аффирмаций.

Конечно, всем хочется иметь в кармане парочку чит-кодов для самых ответственных моментов, но пока нет никаких доказательств, что такая опция есть в игре под названием жизнь. Поэтому гораздо разумнее будет принять тот факт, что жизнь полна случайностей и мы можем изменить далеко не всё, что хотели бы.