Как воспитывать у ребенка любовь к чтению. Родительское собрание «Воспитываем интерес к чтению и любовь к книге

Чтение книг открывает детям новый мир, обогащение новыми идеями, развитие внутреннего мира и, конечно, развитие воображения.

Многие родители сталкиваются с проблемой, когда дети наотрез отказываются брать в руки книгу, не выпуская из рук свои гаджеты.

Как, в таком случае, действовать родителям, чтобы ребёнок полюбил книги?

Чтение вслух.

Это самый лучший способ привить любовь к чтению в раннем возрасте. Необходимо уделить 20-30 минут чтению ребёнку перед сном каждый день. Текст должен быть простым и понятным и содержать яркие и красочные картинки. Рекомендуются стихотворные сказки с забавными рифмовками и повторяющимися фразами и ребёнок, прослушав любимую сказку множество раз, будет читать её вместе с родителями. Когда малыш научиться читать самостоятельно, не стоит прекращать читать на ночь, а можно даже попросить его почитать что-нибудь. Маленькие дети часто интересуются ещё сложными для них книгами, и не прочь послушать увлекательные истории в исполнении родителей. Несомненно, чтение вслух развивает устную и письменную речь ребят, вдобавок пополняет их словарный запас.

Объяснение значения незнакомых слов.

Если в книге встретилось незнакомое слово, необходимо обсудить с ребёнком его значение. Например, персонаж попадает в место под названием «дворец», следует спросить ребёнка, что, по его мнению, это слово может означать. Когда родитель не совсем уверен, что малыш в полной мере понимает сюжет книги, в таком случае придётся пояснять происходящее своими словами. После прочтения книги, обязательно нужно обсудить и проанализировать её. Можно начать с основного – названия книги. Спросить, что дети о нём думают, об авторе, рисунке на обложке. Затем поинтересоваться, понравились ли герои, их поведение и поступки, почему. И, конечно, пусть малыш поделится, что, по его мнению, понравилось больше всего, а что нет и почему.

Поход в библиотеку.

Если ребёнок не записан в библиотеку, обязательно нужно сделать это. В отделе детской литературы библиотекарь предложит различные книги, которые, возможно, покажутся интересными детям.
Частое посещение библиотеки только мотивирует к чтению ребёнка. Если не получается подобрать книги, подходящие возрасту ребёнка, то можно обратиться за советом к библиотекарю. Пусть ребята выбирают книги по душе – если им нравятся книги о фокусах, волшебстве или танцах, то не стоит смущаться. Уделить чтению пару свободных минут – не проблема. Главное делать это регулярно. Не менее важно, быть примером для своего чада. В доме всегда должны быть журналы, книги, газеты и ребёнок видел, что их читают. Находясь в библиотеке и оформляя книгу ребёнку, неплохо было бы взять что-нибудь и на свой вкус.

Сказки становятся явью

Читая сказку на ночь, голос не должен быть сухим и монотонным, нужно самому поверить в написанное. Ребёнку будет гораздо интересней следить за происходящим, если разыграть перед ним целый спектакль: читать реплики героев, имитируя их голоса, издавать забавные звуки там, где нужно, петь, говорить страшным голосом, если на пути повстречался злодей. Любая история станет гораздо увлекательней, когда её выразительно читают. Однако, не нужно зацикливаться на одном жанре – ребёнок должен познакомить с различными видами литературы: фантастика, стихи, мифы, сказки, даже комиксы могут понравиться детям.

Методы, характерные для старших детей

Как правило, у детей постарше очень мало свободного времени. Их отдают в различные кружки и секции. И, кажется, времени на чтение совсем не остаётся, да и не это сейчас важно, по мнению родителей. Но не стоит так думать.

  1. Необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок обменивался своими книгами, журналами с друзьями.
  2. Немногие семьи организовывают книжный клуб. Но было бы интересно и познавательно, если бы дети собирались один или два раза в месяц и делились впечатлениями о прочитанной книге, обсуждали литературные новинки.
  3. Можно использовать различные игры. Например, составление рассказов: дети пишут на бумаге по одному слову, фразе или предложению, чтобы в итоге получился связный текст. Затем прочитать всем то, что получилось.
  4. Чтение по ролям. Для этого понадобится интересный рассказ, пьеса, костюмы из подручных материалов и хорошее настроение. Ребята распределяют роли и демонстрируют пьесу.

В век интернета, телефонов, видеоигр родителям сложно оторвать своих детей от монитора и заинтересовать обычным печатным изданием. На сегодняшний день именно книги обеспечивают увлекательное времяпровождение в свободное время и результатом чего является высокая успеваемость в учёбе.

Воспитание любви к чтению крайне важно для успешного умственного и психологического развития ребёнка. От любящих родителей немало усилий, чтобы научить своего ребёнка не только бегло читать, но и понимать прочитанный материал. Чаще всего маленькие дети уже любят читать. Однако сами выбрать стоящую книгу они не в силах.
Показать полностью..

Совместные усилия родителей и детей способны оказать бесценное влияние на правильное развитие ребёнка.

Родителям следует неуклонно следить, чтобы дети читали именно те книги, которые наиболее подходят для их возрастной группы. Для любого детского возраста имеется рекомендательный список литературы. В большинстве случаев вполне приемлемо придерживаться этих рекомендаций.

Читая вместе со своим ребёнком, следует стремиться к тому, чтобы ребёнок читал книги самой разнообразной тематики.

Однако, выбирая книги, надо брать во внимание и индивидуальные своего ребёнка. Нередко мальчики, увлекаются любят читать только лишь приключенческую литературу. Эта тяга к интересным событиям, увлекательным сюжетам вполне нормальна, однако следует направлять её в нужное русло. Нужно постоянно следить, чтобы книги приключенческой тематики не преобладали в чтении Вашего ребёнка. Если же ребёнок интересуется жизнью животных или растений, новыми машинами, путешествиями, то нужно подбирать для него такие книги, которые могли бы существенно повышать его кругозор.

Также можно бы выписать для ребёнка газету или журнал соответствующий их интересам и возрастной группе.

Не менее важно помогать своему ребёнку развивать технику чтения. Для этого нужно как можно чаще упражняться с ним в чтении вслух.

Детские вещи В воспитании любви к чтению у детей младшей возрастной группы могут сыграть положительное влияние даже самые незначительные внешние моменты. Своя личная библиотека, полка для детских книжек, возможность обмениваться книжками с одноклассниками – все это углубляет у детей интерес к чтению.

Важно научить ребёнка рассматривать иллюстрации в книге, замечать интересные детали. Известно, что дети любят смотреть картинки, но они далеко не всё заметят в них без помощи взрослых. Поэтому, крайне важны вопросы родителей, побуждающие ребёнка внимательно рассмотреть и запомнить иллюстрации прочитанной книги.

Такое совместное обсуждение прочитанной книги поможет родителям лучше понимать потребности своих детей, узнавать их увлечения и интересы. Важно выбирать интересную книгу, чтобы ребёнок с удовольствием ждал времени совместного чтения, а не старался бы заменить чтение чем-то другим.

Светлана Губанова

Как воспитать в ребенке любовь к чтению?

Я сама всегда была «книжным» ребенком, читала много, запоем, постоянно. Читала без всякой системы, то, что под руку попадется. Вряд ли мои родители предпринимали какие-то особые шаги, чтобы привить к чтению любовь. Некогда им было, много работали.

Меня воспитывала бабушка, женщина неграмотная. Да, как ни странно это звучит в наше высокообразованное время, но бабушка не умела читать. Зато она замечательно рассказывала сказки, знала их несметное количество. А может, сама придумывала. Но я не об этом. Я о чтении.

Когда у меня появились собственные дети, то я решила, что обязательно приучу их к чтению. Ведь на личном опыте знала, какой удивительный мир открывают книги. А вокруг только слышно: «Современные дети книг не читают». Не хотела, чтобы так и о моих говорили. Поэтому в нашем доме всегда было полно детских книжек. Забегая вперед, скажу: дети мои и сейчас много читают и любят литературу. Даже любимый ими Интернет не может заменить удовольствия полистать страницы «живой» книги.

Начинайте читать детям книжки с самого нежного возраста. Малыши любят слушать. Плавная речь, ритмичность слога хорошо успокаивают и убаюкивают ребенка. А то, что родитель находится рядом, создает неповторимую атмосферу любви и нежности. Приучать детей к чтению нужно начинать обязательно до школы. Когда чтение превратится в «обязаловку», будет уже поздно.

К подбору книг подходите очень серьезно. Читайте то, что подходит по возрасту. Да и к содержанию книг требуется внимание. До сих пор помню, какой шок испытал мой ребенок после чтения сказки о Курочке Рябе. Обыкновенная детская сказка, а ребенок просто рыдал в голос о разбитом яичке. В ваших силах оградить дите от подобных травм.

Читайте книги регулярно. Пусть чтение на ночь станет для вас постоянной традицией. Даже если у вас совсем нет времени, прочитайте хоть пару страничек. Но обязательно каждый день!

После прочтения книги или сказки, поговорите с ребенком о ней, помогите малышу, которому еще трудно самому, сделать выводы из прочитанного. Но, ни в коем случае, не навязывайте своего мнения. Помните, дети мудрее нас, у них внутреннее чувство добра и зла.

Не бойтесь читать детям большие книги, по главе в день, например. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

Не заставляйте насильно читать ребенка самостоятельно, пока он полностью не усвоит «технику» чтения. Иначе чтение может превратиться в «трудовую обязанность». Ребенок должен сам дозреть до своей первой книги. Если вы с детства ему читали книги, то это обязательно произойдет.

Обязательно при ребенке читайте сами. Ведь ваш личный пример – лучший способ заинтересовать малыша. Ребенок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я.

Хорошо, если у вас сохранилась какая-нибудь ваша личная детская книжка. Рассматривание и чтение ее со своим ребенком – отличный способ сблизиться с ним.

Как видите, ничего сложного в моих советах нет. Да и знают о них, наверное, все. Жаль только, что не все их выполняют, а потом с горестью восклицают: «Мой ребенок совсем не читает книг!»

Родительское собрание во 2-м классе на тему

«Воспитание у ребенка любви к чтению, интереса к книге»

Цели:

План проведения собрания.

Вступительное слово учителя.

Роль книги в жизни человека.

Анализ анкет для детей.

Анализ анкет для родителей.

Точка зрения современных психологов.

Из семейного опыта.

Если чтение дается плохо…

Заключительное слово.

Оформление доски.

Тема собрания.

Пословицы: «Чтение – вот лучшее учение».

«Испокон века книга растит человека».

«Кто много читает, тот много и знает».

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем разговаривать с вами о чтении, о детском чтении. Все дети уже научились читать. Можно вздохнуть с облегчением, сделано большое дело. Но именно сейчас как раз и начинается самое важное в процессе обучения.

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим педагогом. Наша главная задача – формирование читателя, школьника способного к творческой деятельности, с развитыми читательскими и речевыми умениями.

Наши уроки – это уроки развития и формирования правильного, беглого, выразительного чтения, формирование независимости мышления, собственного мнения и отношения к прочитанному.

Но, ряд родителей проявляют беспокойство по поводу того, что дети, умея читать, делать этого не хотят. Что делать в этом случае? Как увлечь ребенка книгой? Как помочь ему стать полноценным читателем? Давайте побеседуем об этих проблемах.

2. Роль книги в жизни человека.

В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль чтения в семье. Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. В связи с этим она занимает важное место жизни человека. Учитель начальных классов понимает, как важно воспитывать у ребенка с детства любовь к чтению, развивать интерес к книге.

Большое место в воспитании детей в семье занимает чтение. Оно развивает взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека. А. М. Горький назвал книгу одним из чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу. Она расширяет кругозор, учит любить свою родину, помогает воспитывать человека, учит оценивать поступки, понимать жизнь.

Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого человека. Во время чтения ребенок остается наедине с собой. То, о чем он читает, глубоко им переживается. Он может вернуться к полюбившемуся эпизоду, понравившемуся герою. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А. П. Чехов сказал: « Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд и вечное чтение». Тема чтения всегда актуальна, но почему?

Чтение помогает ребенку легко усваивать материал и хорошо учиться.

Развивает речь, память, мышление, логику.

Учит видеть хорошее и плохое. Готовит ребенка к жизни в современном обществе.

3. Анализ анкет для детей.

Накануне этого собрания я провела анкетирование детей и родителей по проблемам чтения. И вот какие результаты получились - (Приложение к беседе с родителями с.2-3). Таблицы из приложения показываются на интерактивной доске.

Таким образом, мы видим, что только 40% детей в нашем классе положительно относится к чтению. А 60% учащихся не хотят читать, не любят этого делать.

4. Анализ анкет для родителей.

Теперь обратим наше внимание на результаты родительского анкетирования - (Приложение к беседе с родителями с.1-2). Таблица на доске. Таким образом, 100% родителей считают, что увлечь ребёнка чтением можно только собственным примером.

5. Точка зрения современных психологов.

Попробуем разобраться в причинах неприятия книги с точки зрения современных психологов. Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная.

Немолодая мама интеллигентного вида жалуется на то, что ее одиннадцатилетний Алеша не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. А на вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить...»

При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть, хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий.

Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш-Плохиш». Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.

Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка!

К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства.

Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет, а если он затянулся, то и 15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче, чем читать самому. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.

А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии.

Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Не сформированность образа буквы (когда между б и д, например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Если механическое складывание слогов как-то освоено таким бедолагой, то понять суть прочитанного он все равно не может.

Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается.

Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку – значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоли, ждущей своего капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие.

Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может читать нормально в силу нейропсихологических причин, вам ответит специалист-нейропсихолог, если вы не поленитесь сходить к нему на консультацию. Но и в этом случае без книги вам не обойтись. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех.

6. Из семейного опыта.

Слово предоставляется трем родителям из класса. Они делятся своим опытом по данному вопросу. Рассказывают о том, как привили детям любовь к чтению, развивают интерес к книгам.

7. Если чтение дается плохо…

Что же делать, если ребенок не любит читать?

а) Оценить уровень речевого развития ребенка. Если уровень развития низкий и ребенок плохо читает, то он не понимает смысла прочитанного. Для речевого развития можно использовать следующие игры:

«Я ласка, все вещи называю ласково: книга – книжечка и т.д. У меня увеличительные очки. Все вокруг вижу в большом объеме. Например, дом – домище и т.д. У каждой вещи свой характер. Например, у книжки – книжный и т.д.» Игры в ударение: правильное и неправильное. Выделение в словах звуков. Например, как бы это слово произнес иностранец…

б) Показывать сначала детям яркие, хорошо иллюстрированные книги, где мало текста и много картинок.

в) Соблюдать возрастной подбор при выборе книг для чтения.

г) Использовать прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, предложив ребенку самому дочитать книгу.

е) Использовать метод подбадривания, похвалу, поощрение.

(Эта памятка дается родителям на собрании)

1.В доме должна быть создана читающая атмосфера: чтение книг вслух, обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Дети должны чувствовать, что родители проявляют интерес к книгам, газетам, журналам.

2.Дома должна быть библиотека не только взрослых книг, но и детских. Подбор книг для детского чтения должен соответствовать возрасту, быть разнообразным по жанру и тематике.

3.При знакомстве с новой книгой научите ребенка рассматривать обложку, читать фамилию и инициалы автора, название книги.

4.Учите ребенка внимательно рассматривать иллюстрации.

5.Читайте вслух с ребенком не менее 20 – 30 минут ежедневно.

6.Объясните смысл трудных и непонятных слов, фраз и выражений.

7.Хвалите ребенка за хорошее чтение, исправляйте ошибки, если он их допустил. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее узнал.

8.Учите наизусть стихи, так как они развивают речь, память, творческое воображение и фантазию.

9. Заключительное слово.

Свое выступление мне хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!». Наверное, всем нам хочется, чтобы наши дети были по-настоящему счастливыми. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию рекомендации, советы, пожелания, которые помогут Вам сделать процесс чтения интересным и увлекательным занятием. Самое главное, захотеть следовать этим советам ежедневно, не отмахиваясь от своих детей, не прикрываясь своей занятостью. Помогите своим детям стать настоящими читателями.

Использованная литература

1. Ветлугина, Н. А. Развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. - М. :

Просвещение,1993. - 300 с.

2. Климанова Л.Ф. Книга для учителя: 1- 4 класс Москва, 2011

3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: учебное пособие . - М. : Изд-во

Ун-та Российской академии образования, 1998. - 250 с.

4. Основы педагогики / под ред. Л. Д. Столяренко. - Ростов. : Феликс,

1999. - 576 с.

5. Педагогический поиск / под ред. И. Н. Баженовой. - М. : Педагогика,

1989. - 560 с.

6. Плешаков Т. Г. Книга для учителя: 1- 4 класс Москва, 2010

7. Рамзаева Т. Г. Книга для учителя: 1- 4 класс Москва, 2011

Родительское собрание.

Тема: «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению».

Подготовила:

учитель начальных классов

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная

школа-интернат о. Муром»

Опарина Ирина Владимировна.

Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

Задачи:

    Осмысление важности приобщения ребенка к систематически осознанному чтению.

    Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

    Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.

    Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

ХОД СОБРАНИЯ.

I . Вступление.

«Прощайте, друзья!» - сказал, глядя на свою библиотеку, Пушкин, когда привезённый после дуэли домой и положенный в своём кабинете, он узнал от доктора о том, что жизнь его в опасности.

Может ли кто – нибудь из нас так обратиться к книгам?

Хотели бы вы, чтобы книги стали друзьями ваших детей?

Меняются времена, идеалы, нравственные ценности. Изменилось ли отношение к книге? Нужна ли сейчас книга ребёнку, взрослому?

Какова роль книги в настоящее время? (учить, воспитывать, времяпровождение)

Как относились к книгам в вашей семье?

На Руси детскую книгу сравнивали с материнским молоком, ключом, открывающим двери в сокровищницу мудрости, с лестницей, ведущей к вершинам образования.

II . Чтение основной учебный предмет и общеучебный навык.

В нашей школе предмет называется чтение и развитие речи. Задачи предмета на каждом этапе различны.

Программные требования к навыку чтения: осознанное, правильное, выразительное, целыми словами.

Проводятся уроки внеклассного чтения с целью формирования интереса к книге и положительного отношения к самостоятельному чтению.

III . Педагогическая ситуация.

(ситуация инсценируется учащимися 5 класса)

Родитель: (входит в учительскую)

Кому это я тут понадобился? (обводит взглядом учителей)

Учитель: Здравствуйте, Иван Иванович. (встаёт навстречу)

Я учитель вашего сына. Я пригласила вас, чтобы посоветоваться, как помочь Пете преодолеть трудности по чтению.

Родитель: Извините, вы – учитель. Я отдал вам своего сына, вы его и учите. Чтение – это ваша работа. Я со своей справляюсь и никого на подмогу не зову.

Учитель Охотно верю. Однако воспитание вашего сына, это не только моё дело, но и ваше. Школа не всегда может…

Родитель: А я могу? Работаю с утра до ночи. Моё дело кормить, а ваше – воспитывать!

Согласны ли вы с такой позицией? Почему? (Это наша общая задача)

IV . Что значит «уметь читать»?

Какой смысл вы вкладываете в понятие «уметь читать»? (широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя)

Пока ребёнок маленький в основном он слушатель, взрослые читают ему книжку. Но ребёнок пошёл в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать.

Можно ли ребёнка назвать настоящим читателем? (нет, не каждый взрослый им является)

Сможет ли ребёнок самостоятельно вырасти в читателя с большой буквы? (без помощи взрослого не справится с этой задачей)

V . Результаты анкеты.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1 Есть ли у тебя дома твои детские книги?

4 Читают ли в вашей семье книги вслух?

5 Хвалят ли тебя родители, когда ты читаешь?

6 Какую книгу ты недавно читал дома, с кем ты её читал?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1 Есть ли у вас дома детская библиотека?

2 Как вы отбираете для неё книги?

3 Какие книги любит ваш ребёнок?

4 Какие формы работы с книгой вы используете?

(самостоятельное чтение, чтение вслух, чтение взрослых для детей, рассматривание книг, беседа по прочитанному, иллюстрирование, посещение библиотеки, совместная покупка книг и др.)

5 Как вы формируете круг детского чтения?

Мы часто оставляем ребёнка один на один с книгой. Все дети любят слушать чтение и не следует развивать у них ненависть к книгам. Надо помочь им переступить эту трудную для них ступеньку.

VI . Воспитательная среда.

Необходимо руководить чтением детей. И это руководство должно быть личностно направленным.

Для ребёнка необходимо создать зону ближайшего развития, обеспечить книжное окружение «на вырост».

Задача первого этапа – развить интерес, внимание к книге на столько, чтобы ребёнку хотелось читать самому.

    Эффективно чтение – рассматривание , чтобы ребёнок систематически узнавал новые книги. Именно знание рождает интерес – это первый закон общения. Взрослый обеспечивает общение с книгой, чтобы она «заговорила».

Без своевременной поддержки может возникнуть боязнь чтения как процесса и даже устойчивое нежелание читать.

    «Громкие чтения.» , т. е. чтение вслух, в семье, обеспечивают всем читающим единство книжных интересов, так как общие переживания, размышления, споры над книгой сближают.

    Взрослый читает книгу вместе с ребёнком , а не наоборот.

    Какую книгу ребёнок читает с большим интересом – домашнюю или библиотечную?

Требования к книгам для начинающих читателей (выступление школьного библиотекаря)

VII . Какие приёмы помогут сформировать интерес ребёнка к чтению.

(обсуждение)

Громкие чтения;

Видеть читающих родителей;

Прерванное чтение;

Чтение с обсуждением;

Видеть любовь к книге в семье;

Работа с иллюстрацией;

Посещение библиотеки;

Чтение на ночь.

Часто ли ребёнок видит вас с книгой в руках?

Интересуетесь ли вы впечатлениями детей о прочитанных книгах?

VIII . Опыт семейного воспитания.

Выступление родителя. (Имеется домашняя библиотека, небольшая, но в ней любимые книги сына, много стихов. Эти книги читают в семье вместе. Ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанных книгах.)

I Х. Анализ техники чтения учащихся класса.

Выступление логопеда.

Х. Советы.

Памятка для родителей.

1. Читайте детям вслух.

2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием.

3. Почаще берите детей с собой в библиотеку.

4. Подпишитесь на журналы для ребёнка.

5. Выделите специальное место для чтения.

6. В доме должна быть детская библиотека.

7. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.

8. Пусть дети самостоятельно составят сборник своих любимых стихов.

9. Разгадывайте с детьми кроссворды.

10.Пусть дети читают младшим братьям и сёстрам, друзьям и родственникам.

11. Поощряйте чтение вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

12. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

14. Читайте детям вечером, перед тем как им уснуть.

Х I . Итог.

От нас, взрослых, зависит, каким читателем станет ребёнок.

Литература для учителя:

    Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.: Респекс, 1996.

    Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Ось – 89, 2003.

    Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решении. – М., 1998.

    Н.И.Дереклеева. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

    Калейдоскоп родительских собраний. Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

    Н.И.Дереклеева. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004.

    Л.И.Саляхова. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007.

    25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя. В.П.Шульгина.– Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

    Н.А.Максименко. Дарите детям любовь. – Волгоград: Учитель, 2006.

Литература для родителей по детскому и семейному чтению:

    Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.

    Гладких Л.П. Воспитание сказкой

    Иванова С.Ф. Введение в храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М., 1994.

    Ильин И.А. Путь духовного обновления. О национальном воспитании. – М., 1993.

    Ильин И.А. Духовный смысл сказки. – М.: Лепта, 2000.

    Крячко А.А. Сказка в домашнем театре. – М., 2003.

    Пришли мне чтения доброго… Хрестоматия для семейного чтения. – М., 2001.

    Русские поэты – детям. – М., 1980.

    Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск, 1994.