«А.Пушкин «Повести Белкина». Тема и идейный смысл одной из них

Повесть А.С. Пушкина «Выстрел» входит в сборник . Это произведение отличается компактностью и сжатостью, характерными для пушкинской манеры написания прозаических произведений. Повествование ведется от имени некоего подполковника И. Л. П, бывшего на момент событий молодым офицером российской царской армии. Но в повести присутствуют еще два рассказчика – Сильвио и граф, который должен был стреляться с Сильвио. Это — композиционная особенность произведения, которая дает читателю возможность увидеть события, описываемые в повести, и ее главных героев, под разными углами зрения.

Сначала полковник И. Л. П. знакомит читателя с Сильвио, не военным, но человеком, который любит стрелять, и изрешетил в своем доме все стены. Описание Сильвио и его дома представляет собой экспозицию. Когда-то Сильвио служил в гусарском полку, но вышел в отставку. Поэтому можно понять его дружбу с офицерами, служившими в том местечке, устраивает для них обеды. Но никто из его гостей не знал, кто он, откуда. И что было в его прошлом.

Написана в романтическом стиле. Сильвио — довольно примечательная романтическая личность. Для литературного романтического героя было характерно иметь тайну, тяготившую его душу. Рассказчик представляет главного героя таинственной, демонической личностью, на совести которой «какая-нибудь несчастная жертва». Офицеры нередко заводили разговоры о поединках между собой, но Сильвио такие разговоры не поддерживал. Даже если у него спрашивали, предпочитал отмалчиваться.

Если присмотреться к Сильвио внимательнее, то перед читателем предстает добрый и порядочный человек, для которого честь – не пустой звук. Он – не убийца. Он может вдавить в стену муху, но всегда находит причину, чтобы не стрелять в человека.

В качестве развлечения здесь же организовывались карточные игры. Конфликт, вспыхнувший во время такой игры, служит завязкой сюжета. Эпизод, когда Сильвио отказался стреляться с Р. – это кульминация главы. Развязка – отъезд Сильвио и рассказ его о графе.

События второй части происходят в другое время и в другом месте. И. Л. П. по семейным обстоятельствам вышел в отставку, и вел жизнь обычного помещика, днем занимаясь хозяйственными делами, а по вечерам скучая о своей прежней жизни. С помещиками он дружбу не водил, жил уединенно. Экспозицией служит описание жизни И. Л. П.

В Н-ском уезде прошел слух о приезде нового помещика с женой. Начинается завязка. И. Л. П. решил познакомиться с новыми соседями и поехал к ним, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Здесь подполковник услышал продолжение той истории, которую ему рассказал Сильвио перед отъездом.

Сюжетная линия повести основана на конфликте между Сильвио и графом. Когда-то граф сильно задел самолюбие Сильвио, привыкшего во всем первенствовать, и между ними состоялась дуэль. Граф свой выстрел сделал. Но Сильвио увидел, что граф равнодушен к происходящему и не ценит собственную жизнь. И Сильвио, поняв, что даже если убьет своего обидчика, тому сейчас будет все равно. Он отложил свой выстрел на неопределенное время. Прошло 6 лет. Сильвио узнал, что граф женился и счастлив. Он понял, что теперь граф не будет так беспечен к собственной жизни. Тогда он собрался и уехал из местечка, где познакомился с И. Л. П.

Сильвио приехал к графу и увидел страх в его глазах. Граф любил свою жену и боялся причинить ей боль. Можно предположить, что Сильвио, увидев красивую молодую женщину, тоже не захотел отбирать у нее счастье. Он насладился беспокойством и страхом своего обидчика, всадил в картину пулю, в том же месте, куда выстрелил граф, и ушел. Своим выстрелом он дал понять, что жизнь графа была в его руках. Рассказ графа о приезде к нему Сильвио служит кульминацией 2-й главы и всей повести в целом.

Цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» был создан А. С. Пушкиным в очень короткий срок (сентябрь — октябрь 1830 г.). Он относится к знаменитому плодотворному периоду в творчестве поэта — Болдинской осени.

И. П. Белкин

В авторском вступлении «От издателя» Пушкин сообщает вымышленные подробности о жизни И. П. Белкина. Это был необычайно добрый и мягкий человек, не имеющий никакого представления о ведении хозяйства. Выйдя в отставку, он поселился в своем имении и занялся литературной деятельностью.

Воспользовавшись молодостью хозяина, крестьяне совершенно отбились от рук. «По причине… неопытности и мягкосердия» хозяйство окончательно пришло в упадок. Белкин не обращал на это никакого внимания. Все свободное время он читал, слушал истории ключницы, общался со своим лучшим приятелем.

Иван Петрович скоропостижно скончался, не дожив до тридцати лет. Он оставил после себя множество никому не нужных рукописей, часть которых и составила «Повести Белкина».

По утверждению приятеля покойного все повести «большею частию справедливы и слышаны им (Белкиным) от самых разных особ».

Обзор цикла

а. Выстрел

Повесть представляет собой историю армейского офицера Сильвио, прославившегося своей меткой стрельбой и хладнокровием. Однажды он поразил товарищей отказом от участия в дуэли, что было расценено, как проявление трусости.

Сильвио объясняет рассказчику причину своему поведения. В молодости у него состоялась дуэль. Противник промахнулся, а Сильвио отложил свой выстрел. Он до сих пор ждет удобного момента, чтобы отомстить, поэтому не может подвергать свою жизнь опасности.

Спустя несколько лет автор узнал финал этой истории. Сильвио потребовал продолжить дуэль, когда его бывший соперник удачно женился. Граф вновь промахнулся, а Сильвио не стал стрелять, удовлетворившись смятением и страхом противника.

б. Метель

История, в которой главную роль играет слепой случай. Бедный прапорщик Владимир Николаевич собирался тайно обвенчаться с любимой девушкой — Марьей Гавриловной. В ночь побега разыгралась сильная метель. Владимир, заблудившись, опоздал в церковь, а Марья Гавриловна была случайно повенчана с незнакомым человеком.

Через несколько лет Марья Гавриловна познакомилась с полковником Бурминым. Он признался ей в любви, но заявил, что уже связан узами брака с неизвестной женщиной. После рассказа полковника выясняется, что он и был тем случайно подвернувшимся женихом, с которым когда-то обвенчали Марью Гавриловну.

в. Гробовщик

Короткая юмористическая история гробовых дел мастера, к которому в страшном сне пришли в гости его «клиенты» — покойники.

Печальная повесть о мелком чиновнике Самсоне Вырине. Смотритель жил вместе со своей единственной любимой дочерью Дуней. Проезжающий через станцию ротмистр с помощью обмана увез Дуню с собой. Попытки вернуть дочку ни к чему не привели. Самсон утратил смысл жизни, начал пить и вскоре умер. Раскаявшаяся Дуня опоздала застать отца в живых.

д. Барышня-крестьянка

Самая веселая и жизнерадостная повесть цикла. Барышня Лиза притворяется крестьянкой Акулиной, чтобы познакомиться с сыном соседнего помещика — Алексеем. Тайные встречи приводят ко взаимной любви. Узнав, что отец собирается женить его на дочери соседа Лизе, Алексей отправляется в соседнее имение, чтобы воспрепятствовать этому браку. Там он неожиданно узнает, что его любимая Акулина и есть Лиза.

Основной смысл и идеи «Повестей Белкина»

Пушкин стремился показать широкую картину русской жизни, включающую представителей разных сословий. Прежде всего его интересуют живые конкретные люди, а не их сословная принадлежность.

Положительные или отрицательные человеческие качества не зависят от знатности и богатства. В «Выстреле» вызывает восхищение благородство и мужество дворянина Сильвио. В «Метели» чувствуется искреннее сострадание к трагедии влюбленных молодых людей, причиной которой стала бедность Владимира. В «Станционном смотрителе» симпатии автора явно на стороне практически бесправного класса низших чиновников. Шутливая в целом повесть «Гробовщик» заставляет задуматься о несчастной судьбе представителей презираемой профессии, которым в насмешку могут предложить выпить «за здоровье своих мертвецов». Мрачная работа приводит к тому, что «Адриан Прохоров был обыкновенно угрюм и задумчив».

Неприятие сословных границ ярче всего продемонстрировано в «Барышне-крестьянке». Крепостная Настя является лучшей подругой дворянки Лизы. Алексею неважно, что его любимая — простая крестьянка. Ради нее он готов бросить все и «жить своими трудами». Романтическая для своего времени мечта свидетельствовала о том, что узкие сословные рамки будут неизбежно преодолены в будущем.

Сочинение

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина положили начало русской реалистической повести XIX века. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционныйсмотритель», « Барышня-крестьянка »).

В «Повестях Белкина» Пушкин опирается на традиции повествовательной прозы конца 20-х годов XIX века.

В «Выстреле» и «Метели» романтические ситуации и коллизии разрешаются просто и счастливо, в реальной обстановке, не оставляя места никаким загадкам и мелодраматическим концовкам, которые были так популярны в романтической повести.

В «Барышне-крестьянке» казавшийся романтическим герой, носивший даже перстень с изображением черепа, оказывается простым и добрым малым, находящим свое счастье с милой, обыкновенной девушкой, а ссора их отцов, не породив ничего трагического, завершается добрым миром.

В повести «Гробовщик» всевозможные чудесные и таинственные ситуации, связанные с загробным миром, присущие романтическим балла дам и повестям, сведены к весьма прозаичной торговле гробами. Появление привидений оказалось лишь сновидением подвыпившего гробовщика Адриана. Таинственное становится комическим, теряя весь свой романтический ореол.

Своей правдивостью, глубоким проникновением в характер человека, отсутствием всякого мелодраматизма повесть «Станционный смотритель» положила конец влиянию сентиментально-дидактической повести о «маленьком человеке», ведущей начало от «Бедной Лизы» Карамзина. Идеализированные образы, сентиментальные сюжетные ситуации, нравоучение сменяются реальными типами и бытовыми картинами незаметных, но всем хорошо знакомых уголков русской действительности. Такова почтовая станция, где писатель находит неподдельные радости и горести жизни. Манерный язык уступает место простому и бесхитростному, опирающемуся на народно-бытовое просторечие рассказу вроде рассказа старика- смотрителя о его Дуне.

Повесть «Выстрел» с первых строк окружает атмосфера загадочности, «какая-то таинственность окружала его судьбу», - говорит о герое повести рассказчик.

Перед нами первый в русской прозе характер «наполеоновского» типа. Это натура, духовно сильная, стремящаяся к первенству, не слишком разборчивая в достижении цели.

В то же время это личность живая, противоречивая, наделенная яркой индивидуальностью и социальной типичностью, развивающаяся на протяжении повествования.

Ненависть Сильвио - ненависть почти плебейская, собственно даже не к графу как к человеку, а к воплощению всех тех, кому счастье досталось без усилий, кто по праву рождения наделен и громким именем и богатством. Но уже через шесть лет после ссоры, когда Сильвио произносит свою исповедь, нельзя не почувствовать, что это во многом другой человек: вспомним его беспощадность к самому себе, его невольное восхищение молодым соперником.

Глаза у Сильвио сверкают, когда он читает письмо - известие о том, что настал час для выстрела. Однако в герое произошел очевидный душевный перелом. «Предаю тебя твоей совести», - говорит Сильвио графу. На самом деле, он одержал духовную победу над собой, себя предал суду собственной совести - потому и отказался от «права» на убийство.

Другие сочинения по этому произведению

Повести Белкина «Повести Белкина» А. С. Пушкина как единое произведение Идейно-художественное своеобразие "Повестей Белкина" Метель в повести А.С.Пушкина (сочинение-раздумье) Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» Романтизм и ирония в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина Сильвио — главный герой повести А. С. Пушкина «Выстрел» Сильвио — романтический герой (по повести А. С. Пушкина «Выстрел») Целостный анализ повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» Что принесла метель героям повести А.С.Пушкина "Метель"

Время создания

«Повести Белкина» - первое завершенное прозаическое произведение Пуш­кина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года. Согласно датировке автора, повести закончены: «Гробовщик» - 9 сентября; «Станционный смотритель» - 14 сентября; «Барышня-крестьянка» - 20 сентября; «Выстрел» - 14 октября; «Метель» - 20 октября.

Предисловие «От издателя» датируется второй половиной октября или 31 октября - началом ноября 1830 года.

Сюжет и герои

Повествование ведется от имени добродушного, небогатого помещика Белки­на, вымышленного лица. Это придает повествованию впечатление полной до­стоверности. Белкин сообщает, что все случаи им услышаны от разных лиц. Но сквозь образы рассказчиков, особенно в эпиграфах, ремарках и отступлениях, ощутим голос самого Пушкина.

Главный герой повести «Выстрел» Сильвио - сильный и храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, этим напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона и молодого Пушкина. Ему приходится служить в армейском полку в скучной провинции, пить, играть в карты с не очень образованными офицерами. В жизни Сильвио есть тайна. Она раскрывается постепенно - из уст нескольких рассказчиков-участников событий: самого Сильвио, его соперника графа и молодого человека, который оказывается в разное время приятелем обоих.

Когда-то судьба столкнула Сильвио с красивым, богатым и знатным сослу­живцем, которому было счастье во всем: службе, чинах, деньгах, картах, любви. Сильвио, теряя самообладание от зависти и злости, вызывает графа на дуэль, которая заканчивается для Сильвио унижением: граф демонстрирует полное безразличие к смерти, явившись к смертельной черте с черешнями, которые он спокойно ест, тогда как Сильвио полон гнева и раздражения. Сильвио оставляет выстрел за собой, превращая всю свою последующую жизнь в ожидание сладкой мести: он ждет момента, когда его обидчику будет что терять, и он насладится страхом смерти в его глазах.

Сильвио дожидается этого момента. Отложенная дуэль состоялась. Он яв­ляется с пистолетами к счастливцу-графу в тот момент, когда тот счастлив, женат и дорожит своей жизнью. Происходит новый смертельный поединок. Но Сильвио удовлетворен уже тем, что видит в глазах графа страх, поэтому стре­ляет вслед за соперником в картину, попадая точно в место выстрела графа. Этот двойной выстрел красиво ставит точку в этой истории. Герои остаются жи­вы. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа. Но дальше жизнь Сильвио теряет смысл, поэтому он, участвуя в освободительном восстании гре­ков, погибает в битве с турками - как и положено романтическому герою.

Пушкин пародирует в этом рассказе обычную для того времени романтиче­скую повесть.

В повести «Метель» как бы пародируется романтическая баллада Жуковско­го: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха. Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна и ее избранник Владимир влюбляются и действуют по-книжному, в со­ответствии со схемами французских романов и немецких баллад. Но реальность побеждает романтическую книжную схему и просвечивает сквозь нее: богатая не­веста убегает из дома в теплом капоте, со шкатулкой с драгоценностями и двумя узлами, жестокие родители легко соглашаются на неравный брак, бедный жених погибает от ран, полученных в Бородинской битве. Жизнь реальная оказывается гораздо суровее и прозаичнее. И в то же время богаче и интереснее романтической баллады, все время ее дополняет и поправляет. Марья Гавриловна обретает, нако­нец, свою реальную судьбу. Жизнь - царство случая. Комическая путаница с же­нихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью.

В «Гробовщике» пародируются страшные истории романтиков. Главный ге­рой Адриан Прохоров приглашает к себе в гости покойников, которые прини­мают его приглашение и при свете луны собираются у гостеприимного хозяина. Гробовщик от ужаса лишается чувств - и просыпается.

Сама ситуация развивается нелепо: соседи неудачно подшутили над его мрачным ремеслом, приучившим его к повседневному общению со смертью и мертвецами. Адриану обидно слышать попреки живых, но легко, будучи в состоянии обиды и опьянения, пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов. Но явление мертвецов нисколько не меняет мысли, совесть и жизнь гробовщика, он обрадовался, узнав, что это был пьяный тяжелый сон, и спокойно продолжает жить дальше и столь же успешно заниматься своей мрачной профессией.

Романтические ужасы повести приземлены, странно и комически сочетаются с обычным петербургским бытом, коммерческими расчетами героя.

«Барышня-крестьянка» - маленькая изящная комедия положений с переодеваниями, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Она в чем-то пародирует знаменитую трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта»: два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, один надутый англоман, другой поклонник всего русского, издавна враждуют из-за какой-то мелочи. Между тем любимые дети их, юные красивые Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники, благодаря судьбе и лукавой выдумке девушки находят друг друга.

По всей житейской мудрости отцам следует поженить детей и объединить состояния и земли. Но упрямая русская вражда мешает такому простому ре­шению. Пушкин живописует затейливую комедию и маскарад преображения барышни Лизы в крестьянку Акулину, простодушие романтически разочаро­ванного Алексея, влюбившегося в «простую» девушку. Счастливое развитие дальнейших событий обеспечивает пугливость куцей кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на мерзлую землю. Старики помирились, подружи­лись и решили все за молодых. Сложные романтические ходы любви новых Ро­мео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и роман­тизма.

Центр «Повестей Белкина» - «Станционный смотритель». По сюжету своему, выразительности, сложной теме и композиции это маленький, сжатый роман.

Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров - отца и дочери. Станционный смотритель Самсон Вырин - старый заслуженный от­ставной солдат, человек добрый, честный, простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы. Он маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить. Но мир восста­навливала красивая и бойкая дочь смотрителя Дуня, девочка четырнадцати лет. Она встречала всех гостей, утихомиривала страсти и поила чаем.

Но эта семейная идиллия рушится: у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь,"добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург.

Маленький человек не примирился с такой обидой и потерей. Вырин отпра­вился в Петербург спасать дочь, которую, как он не без оснований считал, ко­варный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. Но история оказывается сложнее, чем смотритель это себе представлял: гусар полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным. И красавица Дуня отвечает по­хитителю сильным, искренним чувством.

Возвращение дочери к отцу невозможно - это разрушение ее судьбы. Гусар, очевидно защищая Дуню и оберегая их счастье, не пускает несчастного отца к дочери, выгоняет его. Вырин унижен, оскорблен и несчастен: он лишился всего, что ему дорого.

И описанные в начале повести автором развешенные в доме смотрителя зна­менитые немецкие гравюры с историей блудного сына, оставившего старика-от­ца, промотавшего все деньги, бедствовавшего, вернувшегося домой и с радостью добрым отцом встреченного и прощенного, показывают, по какому направлению мог бы развиваться сюжет повести. Однако у действия имеется своя логика, противоречащая житейской мудрости и библейскому нравоучению.

Несчастный отец возвращается на свою станцию в огромной горести и тре­вожной неизвестности. Старик спивается от горя, тоски и одиночества, и, во­преки нравоучительным картинкам о блудном сыне, дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца.

Но история на этом не заканчивается. Приезд на бывшую почтовую станцию прекрасной барыни с тремя маленькими барчатами на роскошной карете показал, что все это время Дуня боролась за свое счастье и победила.

В когда-то брошенный родной дом возвращается блистательная барыня. На печальном сельском кладбище молча легла она на могилу отца и «лежала дол­го». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». Автор изображает простое величие ее искреннего горя и раскаяния.

Пушкин говорит в этой печальной повести о подлинной цене человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. Цена его бывает для челове­ка слишком высокой.

Пушкин создал в этой повести поразительно емкий образ «маленького чело­века». Эта тема стала сквозной для всей последующей русской литературы.

Особенности поэтики, идейное содержание

Пушкин писал каждую повесть в том или ином существующем к тому вре­мени направлении в русской литературе: «Выстрел» - романтизм; «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» - сентиментализм; «Гро­бовщик» содержит элементы готической повести.

Язык «Повестей Белкина» прост и лаконичен. Ведущую роль в нем занимает краткая, простая, уравновешенная фраза, освобожденная от дополнений, опре­делений и обстоятельств: «Мы стояли в местечке***. Жизнь армейского офице­ра известна. Утром ученье, манеж» («Выстрел»).

Лаконичны и характеристики героев, а также речи действующих лиц. Им соответствует динамическая композиция повестей. Автор сосредоточивает внимание на ключевых эпизодах, не вводит сложных второстепенных линий, подробных описаний и длинных отступлений. Пушкин везде, где это можно, недоговаривает, полагаясь на воображение читателя. Писатель в ряде случаев обрывает повести, лишь намекая на их финалы: «Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам» («Метель»); «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» («Барышня-крестьянка»).

Есть общие мотивы в построении повестей. Их объединяют внезапные, не­ожиданные повороты в судьбе героев («Выстрел», «Станционный смотритель»), смены внимания то к одному, то к другому герою («Метель»), смена рассказчиков («Выстрел»). Эти приемы создают перерывы в развитии событий. Острые, эффект­ные и ложные ситуации, определяемые то случайностью («Метель»), то фанта­стикой сна («Гробовщик»), то переодеванием («Барышня-крестьянка»), придают действию «Повестей Белкина» стремительность, напряженность, живость.

Пушкин использует приемы интриги в композиции «Повестей Белкина». Они привносят в них элементы тайны, авантюры, но при этом никогда не делают их запутанными. Они остаются в своей основе ясными по сюжету.

Главные размышления автора «Повестей Белкина» - о счастье, о случае и судьбе, о закономерностях событий, происходящих с человеком. Жизнью лю­дей руководят житейская мудрость, правила бытового поведения, общеприня­тая мораль. Но следование им не всегда приводит к удаче. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно придет, даже если это казалось невозможным.

«Повести Белкина» (1830) включают пять произведений: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». К ним примыкает «История села Горюхина».

Повести широко охватывают современную Пушкину действительность. В них даны картины общественных отношений и быта и поместного дворянства («Метель», «Барышня-крестьянка»), и армейских офицеров («Выстрел»), и городских ремесленников («Гробовщик»), и мелких чиновников («Станционный смотритель»), и крепостного крестьянства («История села Горюхина»).

Пушкин выпустил повести анонимно, приписав авторство вымышленному лицу - Ивану Петровичу Белкину.

Наиболее значительной является повесть «Станционный смотритель».

Жизненная правда, тёплое, сочувственное отношение автора к «маленькому человеку», мелкому чиновнику, на каждом шагу оскорбляемому людьми, высшими по чину и социальному положению, - вот что мы находим, читая повесть.

Рассказывая трагическую историю станционного смотрителя, у которого гусар Минский увёз нежно любимую стариком дочь, единственную отраду в его тяжёлой жизни, Пушкин раскрывает несправедливость общественных отношений, сложившихся при самодержавно-крепостническом строе. Здесь человек расценивается по его положению в обществе, бесправие и постоянное унижение человеческого достоинства - участь бедных и нечиновных. С едкой насмешкой Пушкин указывает на узакопенность таких порядков в помещичье-чиновничьей Руси:

«В самом деле, - пишет он, - что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры, и слуги с кого бы начали кушанья подавать?»

Демократизмом и гуманностью проникнута эта повесть, так реалистически изображающая жизнь и душевный мир простых людей.

«Просто, коротко и ясно», говоря словами Пушкина, написана эта повесть.

Повесть «Станционный смотритель» своей направленностью, вниманием и сочувствием к «маленькому человеку» оказала сильное влияние на последующую русскую прозу, и прежде всего на «Шинель» Гоголя.

Резкую политическую сатиру на крепостничество представляет собой «История села Горюхина», несмотря на то что она кажется на первый взгляд такой наивной и бесхитростной. Чего стоит, например, летопись, которую вёл прадед Ив. П. Белкина: «4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 - корова бурая пала. Сенька за пьянство бит... 9 - дождь и снег. Тришка бит по погоде».

Правление приказчика было ещё хуже: «В три года Горюхино совершенно обнищало. Горюхино приуныло, базар запустел, песни Архипа Лысого умолкли, ребятишки пошли по миру».

От «Истории села Горюхина» прямой путь ведёт к «Истории одного города» великого сатирика Салтыкова-Щедрина и к произведениям Некрасова («Кому на Руси жить хорошо» н др.).