Школьная энциклопедия. Рафаэль Санцио – великий художник эпохи Возрождения Портрет Аньоло Дони, портрет Маддалены Дони

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 05.12.2016 16:54 Просмотров: 2183

20 портретов не вызывают сомнения в принадлежности кисти Рафаэля (1483-1520). Вопрос о других портретах, принадлежащих художнику, до сих пор является спорным, а ещё несколько рафаэлевских портретов утрачено.

Обычно творчество Рафаэля Санти делят на несколько периодов: ранний (Урбино, Перуджа), флорентийский, римский и поздний. В такой периодизации будем рассматривать и портретное творчество художника.

Ранний период творчества

В этот период (с 1483 по 1504 гг.) Рафаэль жил в Урбино и Перудже. Атрибуция Рафаэлю портретов этого периода (3 портрета) до сих пор остаётся предметом споров. Их приписывают кисти Перуджино, Франческо Франча, Лоренцо ди Креди и др. художников. Лишь «Портрет юноши» (Пьетро Бембо) не вызывает сомнения в авторстве Рафаэля.

Рафаэль Санти «Портрет юноши» (около 1504). Масло, доска. 54х39. Музей изобразительных искусств, Будапешт (Венгрия)

Пьетро Бембо (1470-1547) – итальянский гуманист, кардинал и учёный.
Юноша изображён на фоне пейзажа, повернувшись в три четверти, глядя на зрителя справа налево. На его губах – лёгкая улыбка, взгляд ясный и умный, привлекающий внутренней добротой.
Позже Рафаэль изобразит Пьетро Бембо в своей знаменитой фреске «Афинская школа» под №19 в образе Заратустры (смотрите ).

Флорентийские портреты

В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию, где испытывает сильное влияние творчества Леонардо да Винчи. Рафаэль продолжает писать портреты и создаёт принципиально новые приёмы в этом жанре, которые повлияли на многие поколения художников вплоть до XVIII-XIX вв.

Рафаэль Санти «Юноша с яблоком» (около 1505). Масло, доска. 47х35 см. Уффици (Флоренция)

Из 11 флорентийских портретов атрибуция Рафаэлю только 4-х вызывает споры. Остальные безусловно принадлежат кисти этого художника: «Юноша с яблоком (Франческо Мария делла Ровере) (около 1505), «Дама с единорогом», «Беременная» (около 1505-1506), «Немая», «Аньоло Дони» (около 1506), «Маддалена Строцци» (около 1506), «Автопортрет» (около 1506).

Рафаэль Санти «Дама с единорогом» (около 1505-1506)
Дерево, масло. 65х61 см. Галерея Боргезе (Рим)

Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы » Леонардо да Винчи (1505-1506). Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели.
Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. На голове – едва заметная небольшая диадема.
В руках дама держит небольшого единорога. Единорог мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница.
Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено.

Рафаэль Санти «Немая» (около 1507)
Холст, масло. 64х48 см. Национальная галерея Марке (Урбино)

Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. В XX в. картину вернули из Уффици в Национальную галерею Марке, на родину автора.
Елизавета Гонзага была одной из образованнейших женщин своего времени. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино.
В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Обе картины написаны примерно в одно и то же время; скорее всего, Рафаэль сознательно копировал манеру Леонардо.

Римские портреты Рафаэля

В 1508 г. Рафаэль по приглашению Юлия II приезжает в Рим и с тех пор до самой смерти живет в этом городе. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает совершенства.
Портреты римского периода в большинстве изображают приближённых папы Юлия II и самого папы. Эти портреты отличаются глубоким психологизмом, неповторимой индивидуальностью и в то же время идеализированным представлением о человеке, свойственным Высокому Возрождению. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Художник отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на портретируемом.

Рафаэль Санти «Автопортрет с другом» (около 1518). Масло, холст. 99х83. Лувр (Париж, Франция)

К этому периоду относят 13 портретов, из них атрибуция Рафаэлю одного вызывает споры, а две работы утрачены.

Рафаэль Санти «Донна Велата» («Дама с покрытой головой») (1515-1516)
Холст, масло. 82х60,5 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти, Флоренция)

Это один из известнейших портретов Рафаэля Санти.
Натурщицей для данной работы была возлюбленная Рафаэля Форнарина.
Рафаэль встретил Форнарину в 1514 г. в Риме. По заказу банкира Агостино Киджи он работал над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея».
Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. fornaro – пекарь). Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После кончины великого художника в 1520 г. Форнарина ушла в монастырь.
Вершиной портретной живописи Рафаэля считается портрет его друга Бальдассаре Кастильоне.

Рафаэль Санти «Портрет Бальдассаре Кастильоне (1515)
Масло, доска. 82х67. Лувр (Париж, Франция)

Это самый известный портрет Рафаэля. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Его образ отличался цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил.
Граф Кастильоне изображён в зрелом возрасте. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Это взгляд человека, понимающего людей – он доброжелателен, но в то же время полон грусти и раздумья.
Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки соединены в ладонях.
Создавая портрет Бальдассаре Кастильоне, Рафаэль воплощал идеал совершенного человека эпохи Возрождения.

Поздние портреты Рафаэля

Портреты в период 1518-1520 гг. были созданы Рафаэлем при участии Джулио Романо.

Джулио Романо «Автопортрет»

Джулио Романо (1492-1546) – итальянский живописец и архитектор, наиболее значительный из учеников Рафаэля, один из зачинателей и самобытных представителей искусства маньеризма .
Всего портретов этого периода 5: «Изабелла Рекесенс» (около 1518), «Портрет девушки» (1518), «Форнарина» (около 1518-1519), «Женская головка (1520) и «Портрет юноши» (около1518-1519) – спорное авторство Рафаэля.
Поздние работы отмечены непривычной для Рафаэля холодностью, декоративной усложнённостью и вычурностью колорита, что является признаками наступления эпохи маньеризма.

Рафаэль Санти (Джулио Романо) «Женская головка» (1520). Масло, доска. 35х30. Галерея Эстенсе (Модена, Италия)

Рафаэль. Автопортрет

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция сайт запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

13 сентября в ГМИИ имени Пушкина откроется выставка из одиннадцати произведений одного из важнейших художников в истории европейского искусства Рафаэля Санти.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 10

Рафаэль Санти "Ангел", 1500

Рафаэль Санти "Ангел", 1500

Увидеть в Москве произведения Рафаэля – уникальный шанс познакомиться с творчеством одного из важнейших художников в истории мировой живописи. В России есть лишь две его картины, и обе хранятся в Государственном Эрмитаже. Масляная живопись в начале XVI века не приобрела еще статуса главной художественной техники, поэтому картин, написанных масляными красками, у Рафаэля всего порядка ста, остальное – фрески и рисунки. Фрески – это живопись на стенах, которая по определению не может путешествовать по выставкам, а графика не так зрелищна. Таким образом, выставка из восьми картин и трех рисунков, привезенных из итальянских музеев, беспрецедентный случай даже для самих итальянских музеев.

Рафаэль Санти "Мадонна Грандука", 1505

Почему имя Рафаэля Санти вызывает трепет у историков искусства? Потому что он считается одним из трех "титанов" итальянского Возрождения, наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эти три художника перевернули мир живописи, заложив основы всего, что было придумано в искусстве после них. Масштабность их работ, технологические изобретения – от наложения красок до теорий цвета, технические приемы и инновационное отношение к перспективе – лишь небольшой список их заслуг.

Рафаэль Санти "Портрет Элизабетты Гонзага", 1506

Рафаэль умер в 37 лет, как Александр Пушкин, только его никто на дуэли не убивал. Родился художник 28 марта 1483 года в Урбино, городе на востоке Италии, который всегда считался культурным центром региона, а умер 6 апреля 1520 года в Риме. Несмотря на религиозность живописи, Рафаэль вел светский образ жизни. Вазари – главный исследователь его творчества, современник художника – писал, что Рафаэль умер "после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно".

Рафаэль Санти "Портрет Аньоло Дони Строции", 1505–1506

Рафаэль начал обучение живописи в 18 лет у художника Раннего Возрождения, то есть у человека, принадлежавшего поколению, предшествовавшему "титанам". Его учителем стал Пьетро Перуджино из Пруджи. Очень скоро художник переехал во Флоренцию, главный культурный центр Италии. Здесь одним из первых его стал заказчиков стал Аньоло Дони Строцци. Портрет, который Рафаэль написал для Аньоло, очевидно, был создан под сильным впечатлением от леонардовской Джоконды, которая уже и в то время поражала воображение зрителя.

Рафаэль Санти "Портрет Магдалены Строции", 1505–1506

Также Рафаэль написал портрет супруги своего мецената. Изображения парные, что очевидно даже по композиции: если их повесить рядом, супруги будут повернуты друг к другу в три четверти, но при этом взгляд их будет устремлен на художника и на зрителя.

Рафаэль Санти "Немая", 1507

Рафаэль Санти "Немая", 1507

Во Флоренции Рафаэль быстро приобрел широкую известность. Слух о его таланте достиг даже Ватикана, после чего сам Папа Римский начал заказывать художнику алтарные образы и свой портрет. Рафаэль пишет огромное количество портретов просвещенной флорентийской знати, которые, спустя столетие, будут копировать Рубенс и Рембрандт. Слава Рафаэля достигла даже севера Европы и вынудила приехать в Рим самого Дюрера, чтобы познакомиться с великим художником.

Рафаэль Санти "Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной", 1515

Несмотря на загруженность в Ватикане, где Рафаэль по заказу Папы делал целую серию фресок для Апостольского дворца, художник продолжал выполнять заказы для церквей по всей Италии. Святая Цецилия со святыми – один из алтарных образов, выполненных в самый расцвет творческой активности художника. Характерная особенность: натюрморт с музыкальными инструментами у ног Цецилии – абсолютно уникален для творчества Рафаэля и нигде больше не встречается. Цецилия считается покровительницей музыки, к что этот натюрморт и символизирует.

Рафаэль Санти "Голова женщины в профиль", 1507

На сегодняшний день известно о примерно четырехстах сохранившихся рисунках Рафаэля. Они намного смелее по композиции, чем фрески и картины. Здесь, не завися от заказа, художник мог пробовать, выбирать и экспериментировать с художественными приемами.

Рафаэль Санти "Мадонна с младенцем"

Некоторые рисунки стали подготовительными эскизами к полномасштабным работам. К примеру, эта "Мадонна с младенцем" считается рисунком к "Мадонне Грандука". Вообще, Мадонны стали одним из главных "жанров" в живописи Рафаэля. Находясь в Риме, он написал больше десяти "мадонн", самой известной из которых стала Сикстинская, которая сегодня находится в Дрезденской галерее. Рисунков с "мадоннами" Рафаэль создал и того больше.

Рафаэль Санти "Молодая женщина в профиль", 1505

Женские портреты в творчестве Рафаэля – отдельная глава. Это могли быть как частные заказы, так и женщины в образе Мадонны. Более того, уже 500 лет весь мир хранит историю любви Рафаэля с прекрасной Форнариной, чьи портреты также есть среди картин великого мастера.

Рафаэль умер 6 апреля 1520 года совсем молодым, и никто сегодня не скажет, что создал бы великий художник, если бы прожил еще полвека. На его гробнице в Пантеоне выгравирована эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть".


Елизавета Гонзага (итал. Elisabetta Gonzaga ; 9 февраля 1471 - 28 января 1526) - герцогиня Урбинская, супруга Гвидобальдо да Монтефельтро, сестра Франческо II Гонзага; двоюродная бабка поэтессы Виттории Колонна.

Биография

Из семьи маркизов Гонзага, дочь Федерико I и Маргариты Баварской. В феврале 1488 года Елизавета вышла замуж за герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро. С 1502 года, когда Чезаре Борджиа захватил владения Гвидобальдо, она жила с супругом в Мантуе, затем вернулась в Урбино (1503). Повторно перебралась в Мантую в 1516 из-за конфликта племянника мужа, Франческо Мария делла Ровере, с папой Львом Х. Вернулась в 1521 - после смерти папы Франческо Мария без труда отвоевал себе Урбино.

Близкой подругой Елизаветы Гонзага была супруга её брата - Изабелла д’Эсте.

Значение в истории культуры

Одна из образованнейших женщин своего времени, Елизавета Гонзага превратила урбинский двор в заметный центр ренессансной культуры. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо. Время от времени приезжал в Урбино Рафаэль, бывший всеобщим любимцем.

Елизавета Гонзага в «Книге о придворном» Кастильоне

Хвалебный портрет Елизаветы Гонзага содержится в книге диалогов «О придворном» (Il Cortegiano ) Бальдассаре Кастильоне. К моменту выхода в свет книги её уже не было в живых.

Душа каждого из нас наполнялась необыкновенным счастьем всякий раз, когда мы собирались в присутствии синьоры Герцогини... Ибо целомудрие и достоинство, присущие всем действиям, словам и жестам синьоры Герцогини, её шуткам и смеху, заставляли даже тех, кто прежде никогда её не видел, признать в ней великую государыню. (Пер. О.Ф. Кудрявцева )

Примечания
  1. Кастильоне Б. О придворном // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения. Быт, нравы, идеалы. М., 1992. С.481

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/


Рафаэль.Елизавета Гонзага герцогиня Урбинская. 1504. Галерея Уффици, Флоренция

Елизавета Гонзага (1471 – 1526), дочь Федерико I Гонзага.В феврале 1488 года Елизавета вышла замуж за герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро. С 1502 года, когда Чезаре Борджиа захватил владения Гвидобальдо, она жила с супругом в Мантуе, затем вернулась в Урбино (1503). Муж Елизаветы Гонзага герцог Урбинский Гвидобальдо да Монтефельтро известен не только как полководец и политик, но и как меценат. Во время его правления в Урбино был основан университет, существующий до сих пор. Гвидобальдо оказывал покровительство молодому Рафаэлю - уроженцу города Урбино. B 1506 году Рафаэль написал небольшое полотно «Святой Георгий убивает дракона» по заказу Гвидобальдо."Этот человек совмещал в себе таланты полководца и ученого, и во всей Италии не было государя, более любимого своими подданными. Получивший прекрасное образование, покровитель наук и искусств, он собрал редкостную библиотеку и уделял ей все время, свободное от государственных дел.- Р. Сабатини, «Жизнь Чезаре

Супруги увлекались искусством. При их дворе жило много образованнейших людей того времени. Так например писатель Кастильоне Бальдассарре (1478-1529) книгу " О придворном" написал на основе бесед с Елизаветой, во время его жизни при ее дворе. Елизавета Гонзага занималась воспитанием юного Рафаэля, после того, как его мать умерла.

Об осиротевшем мальчике заботились дядя, брат покойной матери и оказавшая огромное влияние на впечатлительного ребенка урбинская герцогиня Елизавета Гонзага. Это была замечательная, добрая и сердечная женщина, редкая даже для своего просвещенного времени интеллектуалка, поэтесса, дипломатический наставник и советник своего мужа. При дворе создался круг людей образованнейших и значительных – писателей, художников, архитекторов, ученых. То, что подросток бывал постоянно в этой среде, явилось для него своего рода университетом, а умница, говорившая практически на всех европейских языках, Елизавета оказалась лучшей воспитательницей.

Наверно, именно отсюда превосходные манеры Рафаэля, его знание истории и литературы, его поэтический дар, так блестяще реализованный в живописи. Интересно, почему Рафаэль, чуткий и дружественный, так и не написал портрет своей благодетельницы, скорее приемной матери. Урбинскую герцогиню писали многие, льстя ей, – она не была красавицей. Рафаэль любил герцогиню искренне. Поэтому на протяжении всей своей, увы, короткой, но невероятно насыщенной творческой жизни он наделял некоторые свои персонажи то ее легкой улыбкой, то добрым, всегда ласковым взглядом, то особенным высоким лбом.

Хвалебный портрет Елизаветы Гонзага содержится в книге диалогов «О придворном» Бальдассаре Кастильоне. К моменту выхода в свет книги её уже не было в живых.

"..Душа каждого из нас наполнялась необыкновенным счастьем всякий раз, когда мы собирались в присутствии синьоры Герцогини... Ибо целомудрие и достоинство, присущие всем действиям, словам и жестам синьоры Герцогини, её шуткам и смеху, заставляли даже тех, кто прежде никогда её не видел, признать в ней великую государыню"

Дерево, масло. 45 х 31 см. Галерея Боргезе, Рим

Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера.

В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. 1502), приписывался Гольбейну , а затем Перуджино, пока общее мнение искусствоведов не склонилось на сторону Джованни Морелли, считавшего автором картины Рафаэля. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Его тип несколько идеализирован благодаря прекрасному моделированию объемов, распущенным волосам и живому выражению лица. Такой подход к портрету сильно отличается от реалистического стиля северных художников, которые стремились передавать с полной достоверностью все детали лица, не исключая и дефектов.

Рафаэль. Портрет Елизаветы Гонзага. Ок. 1503

Дерево, масло. 53 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция

Изысканные портреты Елизаветы Гонзага и Гвидобальдо да Монтефельтро (хранящиеся сейчас в галерее Уффици) были написаны Рафаэлем в молодости. Елизавета Гонзага была сестрой Франческо II Гонзаги, маркизой Мантуанской и по мужу герцогиней Урбинской. Ее супругом был Гвидобальдо да Монтефельтро, герцог Урбино. Они вступили в брак в 1489 году.

Рафаэль. Елизавета Гонзага. Ок. 1503

На лбу у Елизаветы украшение в виде скорпиона. Ее причёска сделана в стиле конца XV века, когда она приехала в Урбино в качестве невесты Гвидобальдо. Черное с золотом платье отражает моду того же времени. Кроме того, эти цвета были родовыми в семье Монтефельтро.

Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504

Дерево, масло. 54 х 39 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт

В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини. Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино. Бембо позже стал кардиналом. Хорошо известен его портрет в старости, написанный Тицианом .

Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504

Портрет Пьетро Бембо, один из самых ранних у Рафаэля, представляет искусство художника в первые годы XVI века, в переходный период от его ранних работ в стиле умбрийской школы к флорентийскому периоду. Юноша в красной одежде и шапочке представлен на фоне ландшафта нежной, холмистой сельской местности Умбрии. Волосы Пьетро, свисающие длинными прядями, как было модно в то время, окаймляют миловидное лицо. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним его автопортретом, хотя некоторые ученые были убеждены, что это – портрет какого-то молодого кардинала. Недавние исследования, однако, отождествили эту картину с той, что однажды видел венецианец Маркантонио Микиель в падуанском кабинете Пьетро Бембо. Она изображала Бембо в молодости и была написана молодым Рафаэлем, когда он встречался с Бембо при урбинском дворе в 1506.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504

Дерево, масло. 51 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция

Как личность изображённого человека, так и авторство этой картины до сих пор являются предметом споров. Авторство Рафаэля поддерживается большинством современных ученых. В числе тех, с кого мог быть написан этот портрет, упоминаются итальянский живописец Перуджино (учитель Рафаэля) и немецкий церковный реформатор, основоположник протестантизма Мартин Лютер .

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502-1504

Доска, масло. 47 х 37 см. Музей Лихтенштейнов, Вена

Эта картина обнаруживает некоторое сходство с портретом Франческо делле Опере, выполненном Перуджино. Ранее Перуджино и признавался её автором. Однако сейчас многие склонны считать эту картину работой Рафаэля, подчёркивая её стилистическое сходство с другими портретами кисти Рафаэля данного периода, таких как портрет Аньоло Дони.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

Дерево, масло. 47 х 35 см. Галерея Уффици, Флоренция

Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия . Определение его авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля.

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

Считалось, что на этом портрете изображён Франческо Мария делла Ровере, и это мнение, видимо, справедливо: портрет попал во Флоренцию с наследием делла Ровере в 1631, при браке Виттории делла Ровере с будущим великим князем Фердинандом II.

Рафаэль. Портрет женщины (Донна Гравида). 1505-1506

Масло, деревянная панель. 66 х 52 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Рафаэль. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро. Ок. 1507

Тот факт, что на этой картине изображён именно Гвидобальдо, подтверждён убедительным сравнением с его же портретом в иллюстрированной рукописи из герцогской библиотеки в Урбино.