Увлекательные уроки рисования в начальной школе. Презентации по изо (урок изобразительное искусство, рисование) на темы по фгос, скачать бесплатно

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Акбулакский филиал Кафедра педагогики В.А. ТЕЦКОВА МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Оренбург 2003 ББК 74.268.51 я 723 Т-38 УДК 85.1 (07) Рецензент кандидат педагогических наук Миняева Н.М. Тецкова В.А. Т 38 Методика преподавания ИЗО в начальных классах общеобразовательной школы: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. –12с. Настоящие методические указания предназначены для студентов дневного отделения специальности 0312 «Преподавание в начальных классах по дисциплине «ИЗО с методикой преподавания» Данные методические указания предназначены оказать помощь студентам во время педагогической практики. ББК 74.268.51 я 723 © Тецкова В.А., 2003 ©ГОУ ОГУ, 2003 Введение Настоящие методические указания предназначены для студентов дневного отделения специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» по дисциплине « ИЗО с методикой преподавания» Рекомендации основаны на опыте преподавания дисциплины в Акбулакском филиале ГОУ ОГУ. Младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Очень важно развить в ребенке способность углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Этому способствует предмет «Изобразительное искусство». Данные методические указания предназначены оказать помощь студентам во время педагогической практики. 1 Роль искусства в развитии младшего школьника Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство. В начальной школе решаются следующие задач: - формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства; - формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности; - развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; - овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства; - формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре. У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно- образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования – развитие личности ребенка. Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению еще одной важной задачи, стоящей перед начальным образованием, - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства. В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно- образного языка музыки и изобразительных искусств. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, также решающие задачу формирования целостной картины мира. Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно- эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это- залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе. В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в народном костюме, утвари, архитектуре и т.д. Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном материале его родного края. Учителю следует учитывать возрастные особенности младших школьников и на уроках искусства использовать в большей мере активно- творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей – словесно-информативные. Еще одна важная задача образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка. В настоящее время в школах России осуществляется обучение по вариативным авторским программам и учебникам. В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации разработан и утвержден приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 обязательный минимум содержания начального общего образования (стандарт) где в числе других определено содержание образовательного компонента «Изобразительное искусство» На основании обязательного минимума разработана примерная программа «Изобразительное искусство» и требования к учащимся, оканчивающим начальную школу. Программа содержит примерный объем знаний и не разделена по классам, что позволяет по-разному выстроить логику и структуру изучения данного образовательного компонента, не нарушив при этом требований минимального содержания. Эти документы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов, а также создают условия для реализации дифференцированного подхода в организации обучения, для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения. В данной методической разработке предлагается план-конспект урока из программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского. Его программа в основном ставит задачу духовного развития личности. Она знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным, конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью. Три вида хозяйственной деятельности, определяющие все многообразие визуальных представлений искусств, положены в основу первого, вступительного класса. На помощь детям (и учителю) приходит первая, образная форма приобщения: «Три Брата – Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки». Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного «Брата-Мастера» - интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что «Мастера» работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов. Но «Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под «шапкой-невидимкой». В первой четверти снимает с себя шапку» и начинает открыто играть с детьми «Мастер изображения». Во второй четверти он поможет снять «шапку-невидимку» с «Мастера Украшения», в третьей – с «Мастера Постройки». А в четвертой они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь ввиду и особый смысл обобщающих уроков, в них через работу каждого «Мастера» связывается детская художественная работа со взрослым искусством. Тема блоков уроков (8ч.) первой четверти: «Ты изображаешь – знакомство с «Мастером Изображения»» «Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать в этом детям – помогать видеть, рассматривать мир. Чтобы видеть, надо не только смотреть, но и рисовать самому. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания огромной роли деятельности изображения в жизни людей. В дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. В открытия четверти входит и то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем – тоже нужно учиться и «Мастер Изображения» учит нас этому. Задачей «Мастера» является и обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться во всей дальнейшей работе. «Мастер Изображения» помогает увидеть, учит рассматривать. Самый первый урок изобразительного искусства в новом учебном году – это настоящий праздник цвета! Обилие живых цветов, которыми украшен класс, это не только зрительно-активный антураж, создающий праздничную атмосферу на уроке, это еще и фон для любования, всматривания, погружения и постижения красоты многокрасочного разнообразия мира природы. Красота цветов проникает в душу детей, вызывая восторженность. Она нужна им как крылья птице, она будет им главным эмоциональным импульсом в их творчестве. 2 План-конспект урока по ИЗО Учитель школы №___ р.ц. Акбулак Ф._____ И.____ О.___ Дата________ Вид занятий: Рисование с натуры в 1 классе Тема урока: «Сказочные цветы» Цель урока: Учить видеть красоту в окружающей действительности (в природе). Воспитание чувств, эмоциональной отзывчивости. Познакомить с такими изобразительными материалами, как бумага, фломастеры, цветные карандаши или мелки. Познакомиться с общим уровнем подготовки класса к изобразительной деятельности. Задача урока: На основе эмоционально-эстетического восприятия живых осенних цветов, нарисовать самостоятельно каждый свою полянку «Сказочных цветов» Оборудование урока: 1) Для учителя: Несколько букетов осенних цветов, репродукции картин: Налбандян «Цветы»; Ван Гог «Подсолнухи»; О.Р. Толстой «Цветы, пташка и бабочка»; предметы декоративно-прикладного искусства (посуда, платок). Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Вальс цветов». Оборудование для уч-ся: Альбом, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки. Оформление классной доски: С правой стороны –предметы декоративного искусства (Павловские платки), с левой стороны – репродукции картин художников. Середина остается чистой, чтобы в конце урока из лучших работ учащихся сложить общую «Сказочную полянку» План урока: 1. Организационная часть. – 2-3 мин. 2. Введение в тему занятия. – 10 мин. 3. Восприятие произведений искусства 5 мин. И обращение к окружающей реальности. 4. Созидательная творческая практическая деятельность учеников по теме урока. 5. Обобщение и обсуждение итогов урока. 6. Уборка рабочего места. – 2 мин. Ход урока: Для урока ученики готовят необходимые материалы: альбом, фломастеры, цветные карандаши (удобнее поставить в красивую баночку или стакан). После звонка навожу необходимый порядок, привлекая внимание на один из красивых букетов цветов, стоящий на столе (беру вазу с цветами в руки, поворачиваю его, любуясь). Учитель: Ребята, а сейчас начинается волшебный урок Красоты! -Посмотрите вокруг. Сколько красивых цветов вы сегодня принесли в школу! Как они украшают наш класс! Какое настроение вы испытываете, глядя на эту красоту вокруг? Дети: - Радостное, праздничное, веселое… Учитель: (осматривая другой букет) - Ой, а здесь кто-то спрятался! (показываю детям куклу) - Кто это? Откуда он здесь? Рассматривая куклу, ребята отмечают, что у нее – длинный нос, большие ясные глаза, улыбающийся ротик, одета кукла в пышную курочку, широкие штанишки, в руках палитра с кисточкой, карандашом и фломастером. - А вот на курточке что-то написано: Ребята, я веселый мастер! Когда в руках держу фломастер Или волшебный карандаш, Изобразить могу всех вас, Леса, поля и горы, Чудесные просторы, Звенящую листву, Далекую звезду. Весь мир, в котором мы живем, - Реальностью зовем. - Ну, конечно, теперь я вспомнила своего старого друга, который помогал мне учиться, когда я была маленькой. Это веселый «Мастер Изображения» - А теперь он явился к нам на урок, чтобы и вам помочь в таком трудном и увлекательном деле, как учеба. Этот «Мастер» рассказал нам, что он умеет изобразить, то есть нарисовать все вокруг. И эти прекрасные цветы, ты (обращаясь к кукле) тоже можешь нарисовать? (кукла кивает головой) - А, наверно и эти картины (подхожу к доске с репродукциями) ты нарисовал? (кукла отрицательно качает головой) Нет? А кто же? Твои ученики? (кукла кивает). Да?! Ван Гог «Подсолнух» читаю я надпись на репродукции. Дети, вы слышали это имя? Нет? Конечно, вы и не могли знать этого человека, потому что Висент Ван Гог жил на земле задолго до вашего появления на свет, даже бабушки ваши еще не родились, а Ван Гог уже оставил этот мир. Зато творения его рук – картины живут вечно и радуют наш взор. Подсолнухи на его картине такие же какие мы видим их в жизни – теплые, солнечные, задиристые, а один – немного грустный – потому что наклонил головку вниз. - А эта картина тоже твоего ученика? (обращаюсь к кукле). Она кивает. - Федор Толстой – имя человека, который нарисовал этот красивый букет цветов с птичкой и бабочкой. - Картина написана так натурально, даже капелька росы «дрожит» на листочке, даже муха, как живая, сидит на лепестке цветка, гусеница, кажется, движется, ползет… и цветы мы узнаем – Вот колокольчик, а вот «роза-Мальва», а вот гвоздика… Что помогло художнику так точно изобразить эти цветы? Дети: Он внимательно рассматривал их. Учитель: «Правильно. Это называется наблюдательностью. И этому и нас будет учить «Мастер Изображения» А вот на этой картине и на этих ярких платках мы видим…что? Дети: Тоже цветы! Учитель: А можем их назвать? Дети: Нет. Они похожи сразу на многие цветы. Учитель: Да, здесь, можно сразу сказать, обобщенный образ цветка. Как будто слились воедино и роза и пион, и майор и астра. И получился сказочный, фантастический цветок, который вроде и есть и нет такого в природе. Эти цветы на вещах созданы не природой, а фантазией и мастерством человека. Человек, как и природа, может создавать такую же красоту, которая радует, несет свет и добро! - Ребята, а вы хотите побывать творцами красоты? - Да! - А как вы думаете творить красоту? - Мы будем рисовать! - А вы знаете, что вы будете рисовать? - Да, цветы. - Чудесно! Великолепная мысль нарисовать цветы! А какие бы вы нарисовали цветы – реальные, такие как вы их видите в букетах, или свои, сказочные? - (мнения разделились) - Хорошо, пусть каждый нарисует свою волшебную полянку (то есть альбомный лист бумаги превратится в полянку) с чудесными цветами, а в конце урока мы из ваших рисунков составим одну большую цветочную поляну. У вас в руках карандаши, фломастеры, мелки. Вы уже знаете как ими пользоваться? - Да!

В настоящее время многие аспекты освоения народного и декоративно- прикладного искусства в школе изучены достаточно полного и глубоко.

Аспекты освоения народного искусства у школьников происходит на уроках декоративного рисования

Художественный образ в народном, декоративно - прикладном искусстве выражает не единичное, присущее конкретному объекту (листу, цветку, дереву, птице и т. д), а общее - «видовое», «родовое», отражающие черты характерные для вида, например, растения вообще. Так, дерево в декоративной росписи обычно изображается как дерево жизни, а не конкретное изображение дуба или березы.

Декоративный образ создается с помощью особых приемов общения (стилизации). Как правило, этот образ воплощает мифопоэтическое отношение к действительности.

Начиная с первого класса учащиеся постепенно знакомится с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный - полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орнамента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморфный - изображение зверей и птиц, антропомофорный изображение человека).

Эти качества орнаментального строя рассматриваются как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Учащиеся учатся понимать «язык» орнамента разных центров народного творчества (школ народного мастерства).

Обучение народному и декоративно - прикладному искусству предусматривает смену разных видов художественной деятельности учащихся первого - четвертого классов, чтобы ознакомить их эстетическими качествами доступных материалов. В настоящие время в школьной практике проблема повышения эффективности художественного образования средствами народного и декоративного искусства находит оклик. Издана новая программа интегрированного курса « Изобразительное искусство».

Основы народного и декоративно - прикладного искусства» для первого - четвертого классов и для пятых и восьмых классов, отвечающая современному уровню научных знаний о национальных культурных традициях. Она создана творческим коллективом под руководством Т.Я. Шпикайловой. Впервые народное искусство становится предметом специального изучения в школе.

Одной из главных задач данной программы являются развитие у детей образного видения, эстетического восприятие и освоения мира, воспитание художественного вкуса, потребности ориентироваться на непреходящие духовные ценности народного искусства. Поэтому в программе предоставлены разные системы, разные типы творчества: и профессиональное искусство, и народное искусство. Первооснова данного курса - образ художественной вещи, созданной руками народных мастеров.

Одним из действенных путей развития творческого начала личности является овладение приемами художественной деятельности на основе принципов народного искусства: повтора, вариаций, импровизации. Поэтому программу включена система задач, связанных с особенностями народного коллективного творчества. Поворот и вариации рассматриваются как необходимые условие эстетического воспитания и развития творчества учащихся.

Содержание нового учебного интегрированного курса поможет существенно приблизить детей к традиционной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли орнамента, о силе и значимости народной культуры в целом. Это содержание, вводимое в рамки постоянных разделов «основы художественного изображения», в то же время постоянно варьируется и обогащается: меняются материалы, с которыми работают дети, меняются виды деятельности, которые изучают на уроке. Все это активизирует интерес младших школьников к образной системе познания мира, закодированной в знаковой системе народного искусства.

Другая программа интегрированного курса декоративного рисования под руководством Н.М. Солькониковой рассматривает знания и умения в качестве средства достижения выразительности учебных и творческих работ идей.

Он представляет собой систему учебных пособий, органически взаимосвязанных между собой, что позволяет успешно решать учебно - воспитательные задачи современной художественной педагогики.

Комплекс включает таблицы и методические рекомендации к ним по разным видам народного искусства России.

Народное искусство должно знать достойное место в педагогическом процессе. Рассматривать его надо, по мнению М.А. Некрасовой, «как особый тип художественного творчества».

Идея развития у школьников в исторической памяти и творческой активности средствами народного и декоративно - прикладного искусства проходит в качестве основополагающей в ряде экспериментальных программ преподавания изобразительного искусства, для общего образования для школ с углублением изучением предметов художественно - эстетического цикла.

Развитие трудовых навыков в процессе освоения народных художественных традиций - необходимое условие для творчества учащихся, так как создание изделий можно лишь при глубоком изучении народного искусства.

Овладение искусством художественной обработки ткани, природных и других материалов предполагает использование в процессе обучения традиций этнопедагогики. Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, школьники осваивают, выразительные средства и образно - сюжетное содержание изделий народных мастеров. Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умения и навыков происходит с раннего детства, в окружении предметов народного творчества бытового назначения.

Обогащающие эмоционально - эстетическое опыта учащихся в процессе изучения народного и декоративно - прикладного искусства также способствует развитию их художественного творчества, формирует способствует интерес к народному искусству.

Методика формирования художественного опыта основана на творческих принципах самого народного искусства.

Учебные задания на уроках декоративного рисования включают в себя художественные работы по выполнению лепки, росписи, рисунков на народную тематику с опорой на стилистические особенности в произведениях художников декоративно - прикладного искусства.

Ознакомление с творчеством народных мастеров и творчеством художников сфере художественной промышленности открывает перед учениками огромный мир материальной и духовной культуры человечества.

Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка

Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка. В этом контексте стоит вспомнить один исторический пример, и скажу несколько слов об "игре в бирюльки", о подлинном смысле которой знают сегодня лишь немногочисленные историки-медиевисты. Эта игра была достаточно популярна в русских традиционных семьях еще в 30-40-х годах нашего столетия. Имевшая и свою "практическую задачу" - приучение детей к терпению, к способности концентрировать внимание, игра вместе с тем транслировала сложную систему метафизических ориентиров, давала представление о сложности и глубинной взаимосвязи всех процессов, происходящих в универсуме.

"Бирюльками" называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком; идея игры состояла в том, что играющие постепенно вытаскивали соломинки, стараясь не задеть при этом всю кучу, которой соломинки были насыпаны. Если ворох все-таки рассыпался, то следующую попытку делал уже другой игрок. Таким образом, ребенок получал представление о том, как трудно что-то изменить в каждом отдельном случае, не разрушив всю сложную систему мировых взаимосвязей.

Что же касается системы воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, но она была столь же продуманной и многоплановой, как и только что описанная игрушка, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. С другой стороны, игрушечные "свистелки", призванные также отгонять от ребенка злых духов, демонов, были и первыми "музыкальными инструментами", с которыми сталкивался ребенок.

А рассматривая образно-символическую систему древних славян, применительно к игрушкам, можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки с изображением животных буквально усыпаны глиняными же или сделанными изображениями птиц. Например, собака, олень или рысь, усыпанные "птичьими" знаками, означали, что предметом изображения, "копирования" в игрушке было не некое "случайное животное", но его изначальный образ, образ Первоживотного. Все они уходили своими корнями в волшебный мир сказки, который веками служил для русского ребенка своеобразным "детоводителем к Христу". Не случайно сам св. Сергий Радонежский часто делал "в утешение" глиняные игрушки для детей, которые вместе со взрослыми приходили в основанный им монастырь. И до сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготовляют мастера из поселков, находящихся вблизи Сергиева-Посада, можно увидеть контур Креста.

Послевоенное голодное провинциальное детство было согрето теплом базарных дней и ярмарок. С окрестных сел и деревень стекался народ: купить-продать лошадь, сельскохозяйственный инвентарь, миткаль, живность или снедь. Конская упряжь, атласные ленты в хвостах, запах лошадей и сена; искристый, хрустящий снег; буйство красок; веселый гомон людей, птиц, животных, и игрушки, игрушки... Деревянные и глиняные, соломенные и тряпичные, берестяные и из лозы - они свистели, трещали, шуршали и тукали. Настоящий солнечный праздник народной смекалки, народного творчества.

Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает

творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.

Основой системы математических знаний и предварением арифметики являются понятия: множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Ребенка привлекают не только множества собственно предметов, но и множество звуков, движений, форм, оттенков цвета, ритмы узоров и т.д.

Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм, - погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха - патриархи погремушек. Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики, пли камешки, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и много интенсивных шумов.

Изящная, пропорциональная и гармоничная, дымковская игрушка позволяла сформировать понятие множества. Барыни, водоноски, гусары, уточки, коньки выставлялись перед ребенком на столе, доске, подносе, лавке или комоде по определенному принципу: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда. Дымковской игрушке вторили: глиняные кони, олени, козероги, волшебные птицы, берегини Костромы; кувшины, горшки, рукомойники, чашки из чернолощеной глины Покровска; свистульки из Кожли, Филионово, Ухты; каргопольские глиняные коты, собачки, медведи, барыни, горшки, плошки; каргопольские козули из солоноватого теста, приморские - из ржаного; архангельские пряники в виде фигурок рыб и животных; рязанские "жаворонки" и курские "кулики" и т.д.

М.: 1999. – 368 с.

В пособии в доступной форме рассказывается об основах изобразительной деятельности. Оно включает в себя как теоретические сведения о материалах и техниках, так и подробные рекомендации для выполнения заданий по рисунку, живописи, дизайну, лепке и архитектуре. Материал изложен системно, доступно и наглядно. Текст сопровождается иллюстрациями, которые повышают информативность учебного пособия, помогают извлекать информацию не только из текста, но и визуально. Книга рекомендуется также для студентов педагогических колледжей.

Формат: pdf

Размер: 30,5 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 8
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ 8
§ 1. Рисунок - вид графики 9
§ 2. Из истории рисунка 17
§ 3. Восприятие и изображение формы 22
§ 4. Свет и тень 26
§ 5. Пропорции 30
§ 6. Перспектива 34
ШКОЛА РИСУНКА 47
§1. Практические советы 48
Графические художественные материалы и техники 48
Передача фактуры предметов 54
§ 2. Методика работы над рисованием отдельных предметов и гипсов 55
Последовательность рисования куба 57
Последовательность рисования шара 58
Последовательность рисования цилиндра 58
Последовательность рисования пирамиды 59
Последовательность рисования шестигранной призмы 59
Последовательность рисования кувшина. Карандаш 60
§ 3. Методика работы над рисованием складок драпировки 61
§ 4. Методика работы над рисованием гипсового орнамента 63
§ 5. Методика работы над рисованием натюрморта 65
Последовательность рисования натюрморта из геометрических тел 67
Последовательность рисования натюрморта из бытовых предметов 69
§ 6. Методика работы над рисованием головы человека 70
Последовательность рисования головы гипсовой модели 70
Последовательность рисования головы живой модели 72
§ 7. Методика работы над рисованием фигуры человека 74
Последовательность рисования фигуры человека 77
§ 8. Методика работы над рисованием природы 78
Рисование трав, цветов и ветвей 78
Рисование деревьев 82
Рисование пейзажа 86
Последовательность рисования пейзажа 89
Рисование зверей и птиц 89
Практические задания 97
Глава II . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ 98
§ 1. Живопись - искусство цвета 98
§ 2. Из истории живописи 104
§ 3. Многообразие жанров живописи 114
Портрет 114
Натюрморт 116
Пейзаж
Анималистический жанр
Исторический жанр
Батальный жанр
Мифологический жанр
Бытовой жанр
§ 4. Восприятие и символика цвета
§ 5. Цвет и синтез искусств
§ 6. Основы цветоведения
О природе цвета 137
Основные, составные и дополнительные цвета
Основные характеристики цвета
Локальиый цвет
Цветовые контрасты
Смешение цветов
Колорит
Типы цветовых гармоний
§ 7. Композиция в живописи
Правила, приемы и средства композиции
Ритм
Выделение сюжетно-композиционного центра
ШКОЛА ЖИВОПИСИ
§ I. Практические советы
Живописные художественные материалы"и "техники работы 163
последовательность выполнения живописного произведения 166
& I. Методика работы над живописным изображением натюрморта 168
Последовательность изображения натюрморта. Гризайль 172
Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Акварель
Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Гуашь
§ 3. Методика работы над живописным изображением головы человека
Последовательность выполнения живописного этюда головы живой модели
§ 4. Методика работы над живописным" изображением фигуры человека.
Последовательность выполнения живописного этюда фигуры человека
§ 5 Методика работы над живописным изображенинм пеизажа (пленэр)
Последовательность изображения пейзажа." Акварель по-сырому 179
Последовательность изображения пейзажа. Акварель 180
Последовательность изображения пейзажа. Гуашь
Практические задания
Глава III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 181
KW™T И дек°Ра™вн°-пРИкладное искусство в системе ценностей культуры
§ 2. Композиция в народном и декоративно-прикладном искусстве 192
§ -3. Искусство орнамента
Виды и структура орнаментов 196
Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран
и народов 199
Стилизация природных форм 204
§ 4. Народные художественные промыслы 207
Роспись по дереву 207
Хохлома 207
Городец 209
Росписи Северной Двины и Мезени 210
Керамика 213
Гжельская керамика 213
Скопинская керамика 215
Русская глиняная игрушка 216
Дымковская игрушка 216
Каргопольская игрушка 217
Филимоновская игрушка 217
Русская деревянная игрушка 218
Игрушка русского Севера 219
Нижегородская «топорщина» 220
Полхов-Майданские тарарушки 221
Сергиевопосадская игрушка 222
Богородская игрушка 223
Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан) 225
Русские художественные лаки 226
Федоскино 227
Палех, Мстера, Холуй 228
Жостово 229
Павлопосадские платки 230
§ 5. Народный костюм 232
ШКОЛА НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 235
§ 1. Методика освоения декоративной росписи 235
Хохломская роспись 236
Городецкая роспись 240
Полхов-майданская роспись 241
Мезенская роспись 241
Жостовская роспись 242
Гжельская роспись 244
§ 2. Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек 246
Дымковская игрушка 247
Каргопольская игрушка 249
Филимоновская игрушка 249
§ 3. Методика работы над тематической декоративной композицией 250
Практические задания 254
Глава IV. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ 256
§ 1. Дизайн - искусство организации целостной эстетической среды 257
§ 2. Из истории дизайна 272
§ 3. Основы формообразования 278
§ 4. Цвет в дизайне 283
§ 5. Композиция в дизайне 286
ШКОЛА ДИЗАЙНА 288
§ 1. Методика работы над заданиями по графическому дизайну 288
§ 2. Методика работы над проектированием и моделированием объектов дизайна 290
Практические задания 294
Часть II МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§ 1. Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в начальной школе 295
§ 2. Методика обучения изобразительному искусству в I-IV классах 312
Методика обучения рисунку, живописи, композиции в начальной школе
Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству 324
Методика обучения дизайну в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература 3S7

Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Как же научиться его понимать? Для этого необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.
Как известно, виды искусства можно объединить в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства - это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют в реальном пространстве.
К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.
Все виды искусства осваивают мир в образной форме. Произведения пластических искусств воспринимаются зрительно, а иногда и осязательно (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Этим они существенно отличаются от произведений временных видов искусства. Музыкальные произведения воспринимаются на слух. Для исполнения симфонии и чтения книги требуется определенное время.
Не следует относить к пластическим искусствам балет, в котором происходит слияние музыки и движения на основе пластики человеческого тела. Балет считают синтетическим видом искусства.
В пространственных искусствах пластика объемов, форм, линий имеет существенное значение, именно с этим и связано их название. Пластические искусства с XVIII в. называют прекрасными, изящными, этим подчеркивается их красота и совершенство образов.
Вместе с тем с глубокой древности пластические искусства особенно тесно связаны с материальным производством, обработкой и оформлением предметного мира, среды, окружающей человека, то есть с созданием материальной культуры. Тем самым художественная вещь воспринимается как овеществленное творчество, эстетическое освоение мира.
Искусство каждой эпохи воплощает ее ведущие философские идеи. Как род художественной деятельности пластические искусства занимают на всех ступенях истории развития человечества важное место в духовном освоении действительности, им доступен самый широкий круг тем.
Пластические искусства тяготеют к синтезу искусств, то есть к слиянию и взаимодействию архитектуры с монументальным искусством, скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством; живописи со скульптурой (в рельефах), живописи с декоративно-прикладным искусством (в керамических изделиях, вазах) и т. д.
Пластические искусства как один из художественных элементов являются составной частью многих синтетических искусств (театр, экранные искусства). Существуют попытки объединения живописи с музыкой.
В структуру образа пластических искусств (каллиграфия, плакат, карикатура) может входить материал языка (слово, буква, надпись). В искусстве книги графика объединяется с литературой. Пластические искусства могут
даже приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство). Но в основном образная структура произведения пластического искусства строится с помощью пространства, объема, формы, цвета и др.
Окружающий нас мир становится предметом изображения художника, фиксируется им в пластических образах. Основная их особенность заключается в том, что, материализуясь на плоской или иной поверхности, они дают нам художественное представление о многообразии предметов и их расположении в пространстве.
Художественность пластического изображения раскрывается в отборе тех качеств предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное.
При этом можно говорить о трех различных пластических системах. Следует отметить, что в изобразительном искусстве с давних времен существовали одновременно или сменяя друг друга различные системы художественного восприятия и отображения реального мира.

Классификация занятий. Рисование с натуры. Тематическое рисование. Декоративное рисование. Беседы по изобразительному искусству. Краткая характеристика каждого вида.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения, приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры. Рисуя с натуры, ученик стремиться отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. Обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, приучает к правильному суждению о форме предметов, о влияние перспективы, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисование с натуры имеет для развития пространственного мышления и воображения. Влияет на развитие памяти и абстрактного мышления. Рисование с натуры может быть длительное на два урока, и краткосрочное на 5-10 минут. Для развития памяти используется рисование по памяти и представлению. В начальной школе раздаточный материал на парты (овощи, фрукты) не менее трех натюрмортов на класс. Ниже линии горизонта в начальной школе во фронтальном либо профильном изображении не более двух предметов. С четвертого класса усложняется изучением перспективы, конструкции, светотени, две точки схода (угловая перспектива) 3-4 предмета. Тематические натюрморты, теплые, холодные гаммы. Для наглядности можно использовать наглядные пособия с образцами заданий, таблицы с поэтапным выполнением задания. Учитель должен направлять деятельность детей задавая наводящие вопросы

Организация и методика проведения уроков декоративного рисования. Народное искусство на уроках декоративного рисования.

Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования. В программу входят задания по составлению узоров, оформление альбомов, по декоративному оформлению помещений. Служит для пробуждения творческих сил и самостоятельности учащихся.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомление учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов. На уроках декоративного рисования учащиеся учатся составлять узоры, познают законы композиции, овладевают навыками работы с акварелью, гуашью, тушью. Орнаментальное творчество – знакомит с основами художественного конструирования, декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров надо показать ученику как можно использовать формы природы: листья, цветы, птицы, и как перерабатывать эти формы в своих композициях. Большое воспитательное значение имеет показ образцов народного орнамента. В начальных классах занятие по декоративному рисованию в основном ограничивается копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов, составление не сложных узоров из прямых и кривых линий. За тем следует комбинирование элементов народного узора по композиционной схеме, данной учителем. Завершают работы по декоративному рисованию заданиями на составление эскизов декоративного оформления, графические работы с введением шрифта. Народное искусство- это особая отрасль ДИ в которой творческий процесс протекает на основе потомственного передавания мастерами из народа целой системы традиций и худ. Принципов, канонов, образцов, сюжетов, орнаментальных мотивов. Народный промысел-это одна из исторически сложившихся форм народного декоративно-прикладного искусства, которое представляет собой товарное производство художественных предметов широкого применения при обязательном использование творческого ручного труда. В содержание занятий на уроках тематического рисования входит изображение различных сюжетов из жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческое сочинение картин на разнообразные темы. Тематический рисунок дает возможность ученикам приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами ОЗО искусства. На уроке учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников. Для рисования тематической композиции учащимся необходимо сделать наброски с натуры.



Тематический рисунок помогает учителю ближе познакомиться с духовным миром учащихся, проследить как развиваются его способности образного представления и воображения.



БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Школьной программой по рисованию предусмотрены также специальные часы для проведения бесед об изобразительном искусстве. На этих уроках учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Дети узнают, как и какими средствами художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих произведений. Систематическое ознакомление учащихся с произведениями художников является одним из средств эстетического воспитания. В выдающихся произведениях художников как в фокусе собраны типичные явления жизни; эти произведения заставляют по-новому смотреть на мир, подмечать его красоту. Умения и навыки в области восприятия и оценки художественных произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно развиваются - начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог передать свой замысел.

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед учитель показывает детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке учитель показывает репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной. Чем в более яркой и эмоциональной форме будет рассказано о картине из жизни нашей страны, ее пейзаже и т. д., тем больше чувств вызовет она в ребенке, тем более рельефно отпечатается в его сознании (рис. 45, 46). Для подготовки к беседам об искусстве можно рекомендовать: Беседы о живописи в школе. М., 1966; В. Алексеева. Изобразительное искусство и школа. М., 1968; Н. А. Д м и т р и е в а. Краткая история искусства. М., 1969;П. К. Суздалев. Советское искусство в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. М., 1963; В. К е м е н о в. Против абстракционизма в спорах о реализме. Л., 1969; Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. / Под ред. В. В. Неверова и Б. М. Сапунова. М., 1975; Популярная художественная энциклопедия. М., 1986. Итак, мы видим, что разнообразие занятий по изобразительному искусству имеет огромное значение не только для выработки знаний, умений и навыков в рисовании, но и для общего развития учащихся.

Занятия рисованием строятся с соблюдением логической последовательности в изложении учебного материала, с расчетом объема, времени и глубины содержания темы. Весь курс рисования определяется крутом знаний и навыков, которые необходимо усвоить каждому учащемуся. Объем и содержание определяются учебным планом и программой.

Учебная программа содержит в систематизированном виде перечень всех тем заданий и постановок, которые составляют содержание рисования в средней школе. Весь учебный материал распределяется по годам обучения на основе учета возрастных особенностей школьников. Определяя объем знаний, умений и навыков по рисованию, программа дает учителю указания о последовательности изучения и планирования материала. Новые задания вводятся по мере овладения необходимыми для их сознательного выполнения знаниями и навыками.

В учебной программе имеется объяснительная записка, в которой сжато и ясно излагаются цели и задачи преподавания, указываются основания для предлагаемого содержания занятий и дается общее методическое направление работы. Чтобы правильно и с успехом разрешить все поставленные программой цели и задачи, необходимо прежде всего хорошо усвоить методику работы с учениками, те принципы и законы построения учебного процесса, которые дают наилучшие результаты. Только при наличии правильного методического руководства учениками рисование в школе приобретает нужное образовательное и воспитательное значение.

Как мы уже сказали, методика и технология как предмет изучения рассматривают особенности работы педагога с учащимися.

Поскольку основным объектом научных исследований в области преподавания является школьник, то естественно здесь нельзя обойтись без таких наук деятельностью человека.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство должно содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни, природе, искусстве;

формирование художественно-творческой активности школьника, развитие художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса, эстетического чувства, воспитания интереса к искусству и т.п.;

овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков при рисовании с натуры, по памяти и представлению, при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, при иллюстрировании, при работе с пластическими материалами (глина, пластилин), графическими материалами (гуашь, пастель, кар, фломастер, уголь) и т.д.;

развитие у детей изобразительных способностей , художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание и любви к искусству;приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

Одна из главных задач занятий изобразительным искусством – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить видеть, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Нужно заинтересовать школьников своим предметом, рассказать, что умение рисовать нужно не только художникам, что изобразительные навыки нужны и людям многих других профессий. Умение рисовать необходимо конструктору, модельеру, архитектору, биологу, археологу, воспитателю детского сада, врачу-косметологу и многим другим.

Всем известно о выдающихся талантах в изобразительном искусстве у наших известных ученых-исследователей: Михаила Васильевича Ломоносова, Семенова-Тянь-Шаньского, Миклухо-Маклая, Дмитрия Менделеева и др.

Рисование помогало в их творчестве многим писателям: Гете, Виктор Гюго, Андерсен, Ал. Пушкин и М. Лермонтов, Л. Толстой и Вл. Маяковский.

Научно-теоретические основы обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства в трудах В.С.Кузина, Б.М. Неменского, Н.С. Ивановой, Т.Я. Шпикаловой, Н.М.Сокольниковой.


На данном этапе в народном образовании есть несколько направлений в обучении детей:

1. Государственные муниципальные общеобразовательные школы.

2. Государственные с углубленным изучением предметов или с классами направленными на изучение этих предметов:

· физико-математический уклон школы № 20,45,15;

· гуманитарно-языковые № 30,11;

· эстетические № 63,23.

3. Школы - лицеи, школы - гимназии.

4. Частные школы: им. Д.В. Поленова, «Возрождение».

5. Религиозная гимназия, под руководством отца Льва Махно.

Во многих школах большое внимание уделено художественно-эстетическому воспитанию и образованию и в частности преподаванию изобразительного искусства и музыки.

Как уже было отмечено, на современном этапе по методике преподавания изо много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Обратим внимание на тех ученых, которые создали свои программы, учебники, системы художественно-эстетического обучения.

Владимир Сергеевич Кузин – член-корреспондент РАО доктор пед. наук, профессор. В его программе ведущее место отводится рисованию с натуры, т.е. научить видеть предметы и явления так, как они существуют. Он является руководителем группы авторов государственной программы по изобразительному искусству.

Борис Михайлович Неменский – художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук.

Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент в Тульском регионе некоторые школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд».

Татьяна Яковлевна Шпикалова
в своих трудах основное внимание заостряет на изучении народного декоративно-прикладного искусства.

5. Урок – как основная форма учебно-воспитательной работы.
Основные типы уроков-занятий по изобразительному искусству.