Виленское барокко. Появление барокко на белорусских землях


18
Тема 23. Культура Беларуси в конце XVI -XVIII столетиях
1. Система образования и развитие литературных жанров на Беларуси: историко-мемуарного, полемического, сатирического

В ХVI-XVIII ст. образование на Беларуси развивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторским движением. При поддержке властей иезуиты открывали школы, которые способствовали укреплению позиций католической церкви и уничтожению реформаторского движения в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию - первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии был идеолог-котрреформист Пётр Скарга. Среди её наиболее известных выпускников - Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Альберт Каялович.
В наиболее значительных городах Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты открыли свои коллегиумы - учебные заведения средней ступени, которые имели антипротестантский, а затем и антиправославный характер. В коллегиумах преподавались грамматика, риторика, этика, богословие, физика, математика. Кроме иезуитов, свои школы стали открывать бернардинцы, францисканцы и другие католические монашеские ордены.
Ответом православной церкви на католическую экспансию в последней трети ХVI ст. было открытие братских школ в Вильно, Бресте, Могилёве, Шклове и др. городах. В них преподавались грамматика, риторика, математика, география, астрономия, языки: белорусский, польский, греческий, латинский. Преподавателями братских школ трудились известные педагоги: Василий Тяпинский, братья Зизании, Милетий Смотрицкий, Леонтий Карпович.
После заключения Брестской церковной унии 1596г. Начали открываться униатские школы. Первые такие школы возникли в Барунах, Жировичах, Минске, Новогрудке. В них учились представители разных вероисповеданий, в основном, шляхетского происхождения и дети духовенства. В годы Северной войны значительное количество униатских школ было уничтожено.
Если говорить о культуре XVI-XVIII столетий в целом, то можно сказать, что на неё оказали огромное значение идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.
Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».
Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междоусобицы.
Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».
Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.
XVIII столетие - это эпоха Просвещения. Интеллектуальная элита европейских стран считала, что приближается «царство разума», эпоха свободы, равенства, гражданской справедливости.
Наиболее значительным результатом влияние Просвещения на Речь Посполитую была школьная реформа, осуществлённая Образовательной комиссией - организацией по руководству народным просвещением, основанной сеймом 1773-1775 гг. Это была первая подобная организация в Европе. Первым её руководителем был И.Масальский.
Образовательная комиссия осуществила реформу школ и университетов в духе идей Просвещения. Проведению реформы способствовал и роспуск в 1773 году папой римским ордена иезуитов, в руках которого на протяжении ХVII-XVIII стст. Фактически находилась монополия на образование в Речи Посполитой. Школы и имущество ордена были переданы Образовательной комиссии.
В 1783 г. Комиссия утвердила устав для академий и школ Речи Посполитой. Ей подчинялась Главная школа Великого Княжества Литовского (так с 1781 г. называлась Виленская иезуитская академия), которая являлась высшей ступенью и главным научным центром в княжестве. Её ректором комиссия назначила белорусского математика и астронома Мартина Почобута-Одленицкого, который занимал этот пост около 20 лет, провёл в школе реформу и придал ей почти светский характер.
Среднюю ступень образования составляли окружные и подокружные школы. На территории центральной и западной Беларуси (восточная уже была в составе России) такие школы комиссия открыла в Бресте, Гродно, Новогрудке, Жировичах, Пинске, Барунах, Волковыске, Поставах, Бобруйске, Мозыре, Минске, Несвиже, Слуцке, Лиде, Щучине.
Нижней ступенью образования должны были стать местечковые и городские училища.
Результатом реформы было увеличение численности начальных и средних школ на Беларуси, приобретением образованием всё более светского характера.
В начале XIX века на Беларуси существовало около 130 начальных, 33 средних и неполных средних школы, значительное количество еврейских религиозных школ, около 40 школ различных католических орденов. Школьное образование было доступным детям шляхты, духовенства, зажиточных горожан.
Идеалы Просвещения повлияли на общественные настроения в Речи Посполитой, что привело к реформам и принятию Конституции 3 мая 1791г. Однако интервенция соседних стран и внутренняя реакция части магнатства привели к поражению революционного движения и разделу государства.
Развитие белорусской литературы в период XVI -XVIII вв. происходило в сложных исторических условиях. Усиление социального и национального угнетения белорусского народа, разорительные войны, дальнейшее наступление Контрреформации и другие факторы вызвали упадок белорусской культуры и значительно задержали общий прогресс страны. Активизировались консервативные силы, в первую очередь церковь, которая пыталась восстановить свое пошатнувшееся господствующее положение в духовной жизни общества. Вновь повеяло духом Средневековья с его религиозным фанатизмом.
Развитие белорусской литературы в это время осложнялось и тормозилось также общим кризисом средневековой системы древней белорусской литературы. Ее последним значительным взлетом была литература полемическая, упадок которой наметился в 30-е годы XVII в. Практически уже исчерпала себя полемика между сторонниками и противниками унии. По характеру своего содержания полемическая литература отстала от жизни, потеряла свою злободневность и, естественно, не могла удовлетворять духовные запросы времени. Не случайно попытка возобновить полемику и возродить полемическую литературу, предпринятая в 40-е годы некоторыми церковными писателями, например К. Саковичем, потерпела неудачу.
Последним представителем большой плеяды писателей-полемистов был в Белоруссии Афанасий Филиппович (1597--1648). Как общественный деятель и как писатель А. Филиппович сформировался в духе традиций полемической литературы и братского движения. Он чувствовал глубокую духовную связь со своими предшественниками, борцами против унии, и считал себя непосредственным продолжателем их правого дела. Решительный и энергичный в поступках, непреклонный и бескомпромиссный в идейных убеждениях, А. Филиппович боролся против кровавого насаждения в Белоруссии и на Украине «проклятой» унии и даже ходил к московскому царю просить заступничества за православную веру.
В историю белорусской литературы А. Филиппович вошел как автор «Диариуша» (дневника), представляющего собой своеобразное соединение полемической антиуниатской публицистики с автобиографическим повествованием. «Диариуш» находится еще в русле полемической литературы, однако в жанровом отношении он во многом близок к произведениям историко-мемуарного характера, в которых рассказ о событиях обычно связан с фактами личной биографии автора или преимущественно основывается на его личных впечатлениях. В отличие от писателей-полемистов конца XVI -- начала XVII в. А. Филиппович почти совсем не касается догматических вопросов богословия. Направляя свой обличительный пафос против господствующих верхов Речи Посполитой, он основное внимание сосредоточивает на раскрытии бесправного положения белорусского и украинского народов, на описании истории их борьбы за традиционную веру.
С более широких и передовых позиций выступал автор сатирических произведений «Речь Мелешки» (вторая четверть XVII в.) и «Послание к Обуховичу» (1655). «Речь Мелешки» написана в форме выступления на варшавском сейме реально существовавшего Яна Мелешки, бывшего в 1615--1622 гг. смоленским каштеляном, и является литературной мистификацией. Произведение направлено против засилия в Белоруссии иностранцев (поляков, немцев), которые чувствовали себя здесь полновластными хозяевами. Сознательно выдавая себя за человека, малосведущего в вопросах большой политики, прикидываясь этаким простаком, автор умело и остроумно пародирует их нравы и этикет, едко, с присущим ему острословием высмеивает слепое преклонение перед всем иностранным, свойственное белорусской шляхте, которая отреклась от своих национальных традиций и обычаев. Он смело обвиняет правящие верхи Польши в захватнической, колониальной политике на белорусских и украинских землях и подвергает беспощадному осуждению антинародную, верноподданническую позицию местных феодалов. Спасение своей родины писатель видит в изгнании всех иностранцев, «што до нас влезли противко праву нашему».
«Речь Мелешки» и близкое по своей идейной направленности, образно-стилистическому строю «Послание к Обуховичу» были значительным шагом вперед в развитии белорусской литературы по пути усиления критического направления и дальнейшей демократизации, что проявилось не только в народном взгляде их авторов на некоторые важнейшие проблемы общественно-политической жизни страны, но и в широком использовании народной фразеологии, юмора, сатиры. Более того, если во второй половине XVI -- начале XVII в. наблюдается процесс олитературивания исторических, деловых записей, то здесь мы имеем дело с явлением иного рода: перед нами литературное произведение -- продукт художественного творчества, умышленно выдаваемое автором за служебную речь или деловое послание. «Речь Мелешки» и «Послание к Обуховичу» следует рассматривать как явления этапные в истории старой белорусской литературы.
Настоящий расцвет переживает в XVII в. в Белоруссии историко-мемуарный жанр, вызванный к жизни ростом индивидуального самосознания, усилением личностного начала в литературе. Десятки людей, преимущественно представители шляхты, пишут дневники, мемуары, путевые заметки. События русско-польской войны начала XVII в. нашли отражение в «диариушах» Я. Сапеги, И. Будиллы, С. Маскевича; эпохе национально-освободительной войны белорусского и украинского народов (середина XVII в.) посвящены воспоминания Б. Маскевича, Ф. и М. Обуховичей; описание своих путешествий по разным странам оставили А. Каменский-Длужик (по Сибири) и Я. Цедровский (по Западной Европе); яркие картины жизни, быта и нравов белорусской шляхты второй половины XVII в. нарисованы в мемуарах К. Завиши и С. Незабитовского. Разнообразные по содержанию и литературно-художественному уровню, эти произведения в целом воссоздают пеструю картину своего времени, построенную из отдельных историй жизни конкретных личностей.
2. Становление художественного стиля барокко в архитектуре Беларуси

Основной стиль белорусской художественной культуры XVII-XVIII вв. - барокко - раскрылся в двух разновидностях: восточнославянской (сформировалась на основе синтеза местной культуры и западноевропейских влияний) и западноевропейской, носителями которой в Беларуси были католические и униатские ордены. Оба направления самобытно проявились в архитектуре. В XVII в. в Беларуси началось интенсивное развитие светской философии, школьного образования, книгопечатания, театрального искусства, книжной графики и портретной живописи, деревянной скульптуры в народном стиле, церковной и светской поэзии, музыки.
В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.
Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.
В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.
Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.
Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).
Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.
Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусской земле понятие "замок" не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для и т.д.................

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Несвижский костел иезуитов, Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название "виленского барокко". В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства. К лучшим на мятникам архитектуры этого периода принадлежат: бернардинский и иезуитский костелы в Гродно, ратуша и Богоявленский собор в Могилеве, костел в Пинске и др. Одним из первых памятником барокко на территории Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже (XVI в.), спроектированный известным итальянским архитектором Бернардони по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Костел назывался фарным, ибо указывал и освещал путь к Богу, подобно маяку для мореплавателей на острове Фарос. Под костелом находится семейная гробница рода Радзивиллов. Здесь же, в Несвиже, Бернардони возвел и дворцово-замковый комплекс с парком и ирригационной системой. Замок был окружен валом (высота 20 м) и глубоким рвом с подъемными мостами. Сам дворец (резиденция магнатов Радзивиллов) представлял собой трехэтажное здание с восьмигранными угловыми башнями. Он состоял из 12 залов, украшенных резьбой, росписями, каминами, изразцами. В нем находилась знаменитая Несвижская галерея и богатая библиотека.

Постепенно в архитектуре на смену раннему барокко приходит позднее, которое в Беларуси и Литве приобрело национальные черты и отчетливо проявилось в так называемом "виленском барокко". Известнейшим представителем последнего стал европейский мастер Ян Криштоф Глаубиц - автор проектов костела Иоанна Крестителя в Сталовичах (1740-1746 гг.), кармелитского костела Успения Богородицы с монастырем в Глубоком Витебской области (1735 г.) и перестройки известной полоцкой Софии - в то время униатской церкви (1738-1750 гг.). Выдающимся памятником архитектуры барокко является также костел св. Андрея в Слониме Гродненской области, который выделяется динамизмом, живописностью, утонченностью объемов и форм. В этом же стиле построены Францисканский костел в Гольшанах, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах Гродненской области, костел в Будславе Минской области, иезуитский коллегиум и Варваринская церковь в Пинске и другие.

В середине XVIII века позднее барокко стало дополняться чертами нового стиля - рококо. Это органическое сочетание двух стилей проявилось в творчестве архитектора М.Д. Пепельмана, творившего в Гродно. По его проекту был построен Новый замок (1737-1744 гг.), резиденция польского короля.

В это же время были возведены пышные магнатские резиденции Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Тизенгаузов в Гродно. В стиле классицизма был построен дворец П. Румянцева в Гомеле (1785 г.), который органически сочетался с расположенным на берегу реки Сож парковым массивом. Подобные дворцы чаще всего строились на открытых местах, украшались садово-парковыми ансамблями, архитектурной лепкой, резьбой по дереву и камню, настенной росписью. Подобные усадьбы стали настоящими центрами культурной жизни Беларуси и Литвы. Белорусские магнаты окружали себя роскошью. Они выписывали из-за границы лучших архитекторов, художников, музыкантов.

Виленское барокко - научное название позднего барокко в монументальной культовой архитектуре Беларуси и Виленщины (неофициальное название - униатское барокко); созданная на основе творческого синтеза византийского и западноевропейского искусства разновидность художественного стиля барокко, которая распространилась во второй и третьей четверти XVIII в. в ареале распространения Брестской церковной унии на территории Виленской римо-католической епархии. Почвой для произрастания художественных принципов этого стиля стала униатская церковь. Формирование архитектоники униатских храмов на основе традиций местного зодчества, с учетом восточных и западных художественных влияний, литургических требований и конфессиональной символики как католической, так и православной отраслей христианского культа, обусловили яркое национальное своеобразие виленского барокко.

Архитектурные памятники этой школы выделяются утонченностью и вертикализмом пропорций, скульптурной пластичностью фасадов и интерьеров, живописностью и стройностью силуэта, созданного многоярусными ажурными башнями, фигурными фронтонами и волнистыми фасадами. От зрелого белорусского барокко ХVІІ в. с его сдержанностью, массивностью и глубокой внутренней экспрессией виленское отличалось динамизмом, легкостью, свободой. В католическом строительстве второй половины ХVIII в. художественные характеристики виленского барокко нашли меншее воплощение, к тому же для католических храмов этого периода характерны более громоздкие монументальные формы.

Важное значение в изменении церковной архитектуры ВКЛ сыграл полоцкий униатский архиепископ, позже митрополит Флориан Гребницкий, который перестроил за свой счет несколько наиболее значительных святынь на территории своей епархии (полоцкий Софийский собор, кафедральный собор и церковь св. Николая в Вильно). В постройке униатских церквей по западным архитектоническим образцам следует видеть не желание полонизировать белорусов, но стремление униатской иерархии модернизировать свои "старомодные", простые и суровые, на фоне эфектной барочной архитектуры, святыни соответственно духу времени, "ошляхетнить" их, снять с них имидж бедной "хлопской" церкви и возвысить престиж своей конфессии.

Расцвет виленского барокко связан с творчеством выдающегося архитектора Я.К.Глаубица, который на протяжении 30 лет (1737-1767) работал в Беларуси и Литве в культовом и дворцовом зодчестве. Наиболее значительная его постройка - униатская церковь св. Софии в Полоцке (1738 - 1750, вместе с Б.Косинским), возведенная на месте святыни ХI в., взорванной по указу приближенного Петра I Александра Меньшикова в 1710 г. Своей необычной, неизвестной доселе стройностью, утонченностью и вертикальной струистостью она произвела яркое впечатление на современников. Распространению стиля виленского барокко содействовала деятельность на Беларуси итальянского архитектора Фонтана ІІІ и беларуса А.Осикевича.

Черты виленского барокко наиболее ярко проявились в униатских культовых сооружениях: церквах базилиан в Березвечье под Глубоким Витебской обл. (1756 - 1763), Борунах (1747 - 1757), Вольно (1768), Толочине (1769 - 1779), Богоявленской и Крестовоздвиженской церквах в Жировичах (1769), Воскресенской церкви в Витебске (1772), а также в костеле кармелитов в Глубоком и др..

Вершиной виленского барокко является Петропавловская церковь в Березвечье. При общей традиционной структуре - трохнефная двухбашенная базилика - сооружение имеет смелый и новаторский образ. Строительный материал здесь словно размяк и поплыл волнами выгнутых и вогнутых кривых - здание кажется словно вылитым и вылепленным из некоей пластичной массы. Поврежденный в Великую Отечественную войну, храм был окончательно разрушен в 1960-я г. Одним из наиболее совершенных образцов виленского барокко является униатская церковь в Борунах, возведенная под руководством и по проекту монаха этого монастыря архитектора Алексея Осикевича.

Новое решение внешнего объема и интерьера, не свойственное ни православным, ни католическим культовым зданиям, использовано в жировичской Крестовоздвиженской церкви - храме-кальварии, который иммитирует путь Христа на Голгофу. Грациозность пропорций, эффектность утонченной архитектурной пластики, стройносць силуэта позволяют причислить его к наиболее гармоническим произведениям культовой архитектуры этого художественного стиля на Беларуси.

Крупнейшим достижением архитектуры виленского барокко на Беларуси с характерной для него иллюзией движения, взлета, волнистости, направленностью духовной энергии материи вверх стала Успенская церковь в Витебске, построенная в 1715 - 1743 г. по проекту и под руководством Фонтана ІІІ.

Памятниками непреходящего историко-культурного значения и высокого художественного достоинства, выполненными в стиле виленского барокко, Беларусь вошла в историю европейской архитектуры.


Литература:

1. Архитектура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мн., 1993.

2. Габрусь Т. Асаблівасці архітэктуры уніяцкіх храмаў слонімскага рэгіёна ў кантэксце віленскага барока // Наш Радавод. Кн.7: Матэрыялы міжнар. навук. канф. «Гістарычная памяць народаў Вялікага княства Літоўскага і Беларусі. ХІІІ-ХХ ст. / Пад рэд. Д.У Карава. Гродна, 1996. С. 361-364.

3. Габрусь Т.В. Роля уніяцкай царквы ў фарміраванні архітэктуры віленскага барока // Наш Радавод: Матэрыялы міжнар. навук. канф. «Царква і культура народаў Вялікага княства Літоўскага і Беларусі ХІІІ - пачатку ХХ стст. / Пад рэд. Д.У.Карава. Гродна, 1992. Кн. 4, ч. 1 - 3. С. 551-556.

4. Габрусь Т.В. Стылістычныя аспекты архітэктуры віленскага барока // Барока ў беларускай культуры і мастацтве / Пад рэд. В.Ф.Шматава. Мн., 1998. С. 14-166.

5. Гісторыя беларускага мастацтва. Т. 2. Мн., 1988.

6. Кулагин А.Н. Архитектура и искусство рококо в Белоруссии: В контексте общеевропейской культуры. Мн., 1989.

7. Кулагін А.М. Каталіцкія храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мн., 2001.

8. Кулагін А.М. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мн., 2001.

9. Кулагін А. Шэдэўры архітэктуры ракако: Гістарычна-архітэктурны нарыс. - Мн., 1991.

барокко архитектура роспись скульптурный

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Несвижский костел иезуитов, Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название «виленского барокко». В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства. К лучшим памятникам архитектуры этого периода принадлежат: бернардинский и иезуитский костелы в Гродно, ратуша и Богоявленский собор в Могилеве, костел в Пинске и др. Одним из первых памятником барокко на территории Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже (XVI в.), спроектированный известным итальянским архитектором Бернардони по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Костел назывался фарным, ибо указывал и освещал путь к Богу, подобно маяку для мореплавателей на острове Фарос. Под костелом находится семейная гробница рода Радзивиллов. Здесь же, в Несвиже, Бернардони возвел и дворцово-замковый комплекс с парком и ирригационной системой. Замок был окружен валом (высота 20 м) и глубоким рвом с подъемными мостами. Сам дворец (резиденция магнатов Радзивиллов) представлял собой трехэтажное здание с восьмигранными угловыми башнями. Он состоял из 12 залов, украшенных резьбой, росписями, каминами, изразцами. В нем находилась знаменитая Несвижская галерея и богатая библиотека.

Постепенно в архитектуре на смену раннему барокко приходит позднее, которое в Беларуси и Литве приобрело национальные черты и отчетливо проявилось в так называемом «виленском барокко». Известнейшим представителем последнего стал европейский мастер Ян Криштоф Глаубиц - автор проектов костела Иоанна Крестителя в Сталовичах (1740-1746 гг.), кармелитского костела Успения Богородицы с монастырем в Глубоком Витебской области (1735 г.) и перестройки известной полоцкой Софии -- в то время униатской церкви (1738--1750 гг.). Выдающимся памятником архитектуры барокко является также костел св. Андрея в Слониме Гродненской области, который выделяется динамизмом, живописностью, утонченностью объемов и форм. В этом же стиле построены Францисканский костел в Гольшанах, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах Гродненской области, костел в Будславе Минской области, иезуитский коллегиум и Варваринская церковь в Пинске и другие.

В середине XVIII века позднее барокко стало дополняться чертами нового стиля -- рококо. Это органическое сочетание двух стилей проявилось в творчестве архитектора М.Д. Пепельмана, творившего в Гродно. По его проекту был построен Новый замок (1737-1744 гг.), резиденция польского короля.

В это же время были возведены пышные магнатские резиденции Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Тизенгаузов в Гродно. В стиле классицизма был построен дворец П. Румянцева в Гомеле (1785 г.), который органически сочетался с расположенным на берегу реки Сож парковым массивом. Подобные дворцы чаще всего строились на открытых местах, украшались садово-парковыми ансамблями, архитектурной лепкой, резьбой по дереву и камню, настенной росписью.

Подобные усадьбы стали настоящими центрами культурной жизни Беларуси и Литвы. Белорусские магнаты окружали себя роскошью. Они выписывали из-за границы лучших архитекторов, художников, музыкантов.

Прошлый раз я рассказывал о самом первом барочном храме в Беларуси и на территории всей Речи Посполитой - Несвижском костеле иезуитов.

Сегодня я расскажу, как развивались архитектурные стили в последующем столетии.

Несвижский костел, (и его прообраз - римский Иль Джезу) безусловно повлиял на зодчество Беларуси, практически сразу же появились ряд храмов, с аналогичными раннебарочными фасадами:

Например, построеный в начале 17 в на королевские средства Бернардинский костел в Гродно:

Сходный фасад имеет костел Францисканцев 1635г.

Несколько подобных храмов были возведены и в столице. С минимальными изменениями до нас дошли виленские костелы св. Терезы и Всех святых первой половины 17 века.

Храмы с подобным фасадом строились и в дальнейшем, вплоть до первой половины 19 века, например, Крестовоздвиженский костел в Лиде середины 18 века:

Но большинство зодчих не спешили поддаваться новым веяниям, и поэтому в большинстве храмов 17 века видны следы предыдущих эпохи - ренессанса и даже готики.
Это видно даже по упомянутому гродненскому костелу бернардинцев. Если его главный фасад выдержан в стиле раннего барокко, боковые фасады и апсида представляют собой смесь готики и ренессанса: высокие окна, контрфорсы:

Во многом такой консерватизм обусловлен господствующей в те времена идеологией: сарматизмом.
Ее название происходит от теории, согласно которой, многие славянские и балтские народы происходили от древних племен сарматов. Сарматией называли территорию в которой в 15-16 веках правили Ягелоны, в частности, Польшу, ВКЛ, Чехию, а иногда и часть территории современной России. Так известнейший труд А. Гваньини назывался «Хроники Европейской Сарматии» (1578г.)

Сарматизм, был до чрезвычайности консервативной идеологией. Идеалом считалась чрезвычайная набожность, подчеркивались заслуги шляхты Речи Посполитой в борьбе с «неверными», в частности с турками и татарами. Считался идеальным патриархальный образ жизни, идеальным гражданином считался шляхтич-католик, который в мирное время занимается хозяйством, а военное выступает как воин, при этом именно за шляхтой декларировалась вся полнота власти в государстве. Во многом именно благодаря сарматизму появились понятия «золотых свобод» шляхты, и принцип по которому, ни один закон не мог быть принять на Сейме, если хоть один из присутствовавших высказывался против.

Большинство храмов начала 17 века больше похожи на готические и ренессансные храмы 16в., чем на барочные. Самым распространенным типом храма, в этот период был храм с массивной башней на главном фасаде.

Типичным примером может служить Несвижский костел Бенедиктинок, построенный в конце16- начале 17 века на средства супруги Радзивилла Сиротки Эльжбеты Евфимии.

До сегодняшнего дня дошли монастырские корпуса, и здание костела, составляющее с ними одно целое:

К сожалению не сохранилась башня костела, которую можно видеть на старых рисунках и фотографиях:


(на переднем плане - башня 18 века, сохранившаяся по сей день)

Еще один сохранившийся храм подобного типа: Бернардинский костел в Слониме.

Здесь также имеется массивная башня на фасаде храма, с очень сдержанным, можно сказать минималистским декором. Боковые фасады храма имеют еще готические черты: высокие окна и контрфорсы:

Храм был построен в первой половине 17 столетия. Несколько десятилетий спустя к нему были пристроены две часовни, которые в отличие от основного храма имеют больше барочных элементов: купола сложной формы, более плавные линии и чуть больше декора.

В этот же период строились и костелы без башен, с простым ренессансным фасадом. Типичный пример подобного храма костел святой Варвары в Замостье 1620 года:

Встречаются и совсем архаичные постройки, повторяющие готико-ренессансный тип храма-крепости распространенный столетием ранее. В частности костел в Камаях 1606 г.:

Несмотря на весь консерватизм этой эпохи, появляется новый тип храмов, который в дальнейшем станет самым распространенным в Беларуси: храмы с двумя башнями на фасаде.

Одним из первых храмов такого типа стал костел монастыря Бригиток в Гродно, построенный в 30-х годах 17-го столетия:

Здесь также наблюдается смесь барочных и ренессансных элементов, особый интерес представляет ренессансный фриз в технике сграфито.


В первой половине - середине 17 столетия ренессансные традиции сохранялись не только в наружном декоре и силуэте храмов, но и во внутреннем убранстве. Во некоторых храмах этого периода сохранилась ренессансная лепнина сводов.

В частности монастырь в Друе

Построен в 1646 году, изначально имел плоский раннебарочный фасад, без башни. В интерьере на сводах и колоннах сохранилась лепнина 17 века:

Ренессансная лепнина в боковом нефе костела доминиканцев в Новогрудке (первая половина 17 века):

В середине 17 - начале 18 века в храмовом строительстве наблюдался парадокс, несмотря, на то, что хронологически это эпоха зрелого барокко, внешний декор храмов становился все более строгим и сдержанным, даже по сравнению с ранним барокко. Этот стиль и получил название Сарматское барокко. Храмы снова, как и в готическую эпоху стали напоминать небольшие крепости. Типичные примеры этой эпохи:

Фарный костел в Новогрудке начала 18 века:

Костел в Засвири, 1714г.:


(руины на втором снимке - остатки монастыря)

Костел Кармелитов в Мстиславле 1637г.

(этот храм позже перестраивался, под руководством мэтра виленского барокко И.Х. Глаубица, и поэтому имеет более выраженные барочные черты, но общий массивный сарматский силуэт вполне сохранился).

Несколько храмов в сарматском стиле находились в Минске:
Храм монастыря Бенедиктинок (был сильно перестроен после передачи православным в 19 веке и снесен после войны)

Костел монастыря Бернардинок (Сейчас православный кафедральный Свято-духовский собор) середины 17 века

Этот храм как и мстиславский был перестроен в 18 веке, получил позднебарочные многоярусные башни, но боковые фасады, и нижние ярусы башен сохранили первоначальный стиль.

И эталоном сарматского барокко многие считают костел августинцев в Михалишках (вторая половина 17в):

Храм является типичнешим для своей эпохи: нарочито строгий декор, массивный почти крепостной силуэт, перед входом находится барбакан: круглая пристройка для обороны входа в храм.

Этот храм уникален еще по одной причине: в нем сохранились интерьеры демонстрирующие еще одну особенность эпохи: наружная строгость зачастую совмещалась с богатейшим оформлением интерьеров храма

Традиция строительства однобашенных храмов сохранялась, наиболее известным является пожалуй костел бернардинок в Слониме 1670г:

Храм интересно расположен: он повернут апсидой к улице, фактически у него нет главного фасада, его башня напрямую соединена с монастырским корпусом.

Недалеко от костелов в Михалишках и Засвири, располагался однобашенный костел в Свири. Он правда был кардинально перестроен в начале 20-века и его первоначальный вид сохранился только на старых фото:

Сегодня я рассказал о римо-католических храмах 17 века. Следующий мой рассказ будет посвящен православным и униатским храмом этой эпохи.

P.S. Часть снимков принадлежат замечательной девушке Елене, за что в очередной раз хочу высказать ей огромную благодарность.
:-)))