Палехская роспись: искусство всегда найдет способ. Палехская лаковая миниатюра Палехская миниатюра история возникновения

История Палеха уходит в глубокую древность. В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево", то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.

Есть и легенда - "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когла на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. "была великая Палиха" - отсюда и пошло название Палех.
Описывая лаковую миниатюру Палеха, справедливо употребляют термины: "всемирно известная", "утонченная", "изысканная", "драгоценная", и многие другие.

Создавая малотиражные, а зачастую и уникальные, штучные произведения, мастера Палеха противопоставляют промышленному производству предметов и сувениров массового потребления вещи, созданные вручную, сохраняющие индивидуальные особенности творчества живого мастера и старинных технологий обработки традиционных материалов. Именно такие изделия, будучи самодостаточными и самоценными произведениями прикладного искусства, могут удовлетворить вкусы отдельно взятого человека, украсить его быт и, в то же время полностью выполнять свои утилитарные функции.

Возможности применения палехского искусства не ограничиваются только шкатулками и ларцами, иконами и ювелирными изделиями. К ним относится и полиграфия, и портретная живопись, и оформление интерьеров лаковыми панно и холстами, а так же изготовление значков, оригинальных бизнес-сувениров, и многое другое

Обращаясь к лучшим образцам древнерусского и русского иконописного творчества, палехские мастера привнесли в свои работы декоративность и яркие краски природы, характерные для традиций народного искусства. При сложившейся общности стилистических проявлений, каждый мастер обладает своим персональным, узнаваемым почерком.

Традиционными мотивами палехских художников изначально считались сказочные и литературные сюжеты, исторически события и бытовые сценки, фольклор. Однако уже через короткое время в творчестве миниатюристов появились темы индустриализации и колхозного движения, сражений Великой отечественной войны, полетов в космос.

Каждое время неизбежно предъявляет художнику свои требования, заставляя анализировать пройденное, стимулирует к дальнейшему развитию. Сегодня одновременно с возрождением иконописания, в Палехе появились талантливые художники, творчески осмысливающие искусство модерна, русского авангарда, живописного наследия Востока, других классических и современных направлений

Название промысла происходит от названия села Палех.

Искусство росписи Палеха еще совсем молодое, ему всего чуть более 70 лет.

Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха — братья Белоусовы.

Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», — еще в 1901 году писал А.П. Чехов.

Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.

Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждет удалого молодца... Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны — и сияет золотое солнце, текут быстрые реки...

П алех славился своими художниками-иконописцами ещё с допетровских времён. Наибольшего расцвета палехская иконопись достигла в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после 1917 года, сумела сохранить вековые традиции иконописи и перенести их на новые формы. От иконописи палешане взяли материалы и метод письма темперными эмульсионными красками, композиционные приёмы, манеру стилизации человеческих фигур, архитектуры и пейзажа, навыки линейного рисунка красками, творёным золотом, но при этом воплотили их в новых формах и с новыми сюжетами светского содержания на темы современной сельской жизни, истории, былин, сказок, классической русской литературы.

В 1918 году бывшие иконописцы создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальником палехского стиля считается И. И. Голиков, который в 1922 году, познакомившись с изделиями федоскинских мастеров, создал первую работу в так называемом палехском стиле.

Палешане стали осваивать новый материал - папье-маше, которое являлось основой для лаковой миниатюры Федоскина. Палехские мастера перенесли на папье-маше традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Дорогостоящий полуфабрикат - заготовки из папье-маше - поначалу закупали в Федоскинской артели, но вскоре наладили и собственное производство.

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году. В конце 1924 года палехские художники объединились в Артель древней живописи, а уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где произвели настоящий фурор и пользовались большим успехом. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Уже с первых лет существования Артели древней живописи встал вопрос о подготовке специалистов. В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи. В 1935 году она была преобразована в Художественный техникум, который позднее стал называться Палехское художественное училище имени А.М. Горького.

Ассортимент и формы расписываемых палехскими мастерами предметов был довольно велик: броши, бисерницы, лари, шкатулки, портсигары и табакерки, очечники и пудреницы и многое другое. Палехская миниатюра довоенного времени обладает выраженным орнаментальным началом, при этом в ней отсутствуют яркие образы и развивающаяся сюжетная линия. Наиболее удачными и популярными композициями того периода были битвы, пастушки, охота и народные гуляния.

В первые послевоенные десятилетия многие мастера палехской миниатюры в своих произведениях изображали различные батальные сцены как окончившейся Второй мировой войны, так и других великих сражений, прославивших русскую армию.

В 1950-е годы лаковая миниатюра в Палехе пережила явный кризис, который был обусловлен склонностью многих художников к чрезмерной реалистичности, пафосности и монументальности, вытеснивших из изделий романтичность и возвышенную изысканность, характерные для произведений прежних лет. В 1960-е годы в работы палехских художников возвращаются поэтичность и иносказательность. В этот период художники-палешане в поиске тем для своих работ обращаются к фольклорным источникам и произведениям классической литературы, а также к современным песням. В то же время социально значимые события, такие как, например, полет человека в космос, также находят свое отображение в изделиях мастеров.

Пережив сложные 1990-е годы, палешане не оставили свой традиционный промысел. Палехское художественное училище ежегодно выпускает молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции и особенности, которыми так интересна палехская миниатюра. Сегодня существует несколько артелей и семейных предприятий, изготавливающих в Палехе традиционные лаковые изделия.

Палехская роспись, как и любое другое народное искусство, сформировавшееся в той или иной местности, имеет свои отличительные особенности и традиции. От других народных школ лаковой росписи палехский стиль отличается следующими особенностями: письмо яичными темперными красками; использование темных фонов; роспись золотом; разнообразие цветовых переходов; общий мягкий тон письма; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; многообразие элементов композиции и их живописность; миниатюрность росписи; узорчатость и орнаментальное богатство рисунка; тщательная детализация каждого элемента; удлиненность и хрупкость человеческих фигур; тонкость прорисовки частей тела людей.

Для Палеха характерна многослойная темперная живопись по намеченному белилами рисунку. Сначала наносят цветовые пятна, затем пишут миниатюры и детали, потом вводят золото и так называемый пробел, когда на светлые части наносят краску в несколько приемов, увеличивая количество белил в основном тоне. Палешане, как правило, прибегают к сложной живописной технике - лессировке или живописи «плавями», заключающейся в многослойном письме прозрачными мазками, когда нижние слои живописи просвечивают сквозь верхние.

Работа над изделием начинается с создания заготовки. Пластины картона смазываются мучным клейстером из пшеничной или пеклеванной (смесь ржаной и пшеничной) муки и наклеиваются одна на другую на столе или горизонтально положенной доске. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30. Боковые стороны шкатулок, коробок, футляров и других предметов изготавливаются путём навёртывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки (до 12 слоёв).

Затем заготовки обжимаются прессом. Спрессованные полуфабрикаты просушиваются в сухом, тёмном помещении в течение 3–15 дней. После просушки заготовка пропитывается подогретым льняным маслом, в чане с которым она находится около суток. После этого заготовки двое-трое суток сушатся в герметичном шкафу при температуре +100 градусов.

Изготовленный таким способом полуфабрикат становится прочным, как самые крепкие породы дерева, и хорошо поддаётся столярно-токарной обработке: его можно пилить и строгать, из него можно вытачивать на токарном станке разнообразные формы, вделывать в него навески и замки.

Каждая заготовка делается сразу на четыре изделия. Затем их распиливают. Потом заготовки тщательно отбираются и передаются столярам, которые обрабатывают заготовку напильником, а круглые изделия доводят на токарном станке. Дно изделий изготавливается отдельно, вклеивается на своё место и подгоняется рубанком. Затем заготовку обтачивают на шкуровальном круге и доводят наждачной щёткой.

После столярной обработки изделия идут в подготовительный для живописи цех, где их выравнивают наждачной бумагой и грунтуют. Грунт состоит из речной илистой глины, смешанной с сажей и растёртой с варёным маслом (олифой) на каменной плите гладким каменным курантом. Грунт наносится три раза щетинной кистью и выравнивается ровной дощечкой, шпателем. После нанесения каждого слоя грунта изделия хорошо просушиваются в духовке, очищаются наждачными брусками с водой и опять просушиваются. Затем все наружные стороны окрашиваются сажей, растворённой на масляном лаке, а внутренние части - киноварью, смешанной с кармином, растворённым на том же лаке. После этого чёрные поверхности покрывают три-четыре раза чёрным лаком. В заключение подготовки изделие покрывают светлым лаком: чёрные поверхности один раз, а красные внутренние - три раза. После каждой операции с лаком изделия хорошо просушивают в духовке, а в последний раз не менее 12 часов. Этот длительный процесс обработки изделий под роспись создаёт прочный и ровный тон на всех его плоскостях. В таком виде они поступают к художнику, который и оформляет их своей живописью.

Когда полуфабрикаты готовы, их передают художникам. Краски в Палехе разводят традиционно - на яичной эмульсии. В старину, а впоследствии и в лаковой миниатюре, художники приготовляли краски сами. Их делали на яичном желтке, разведённом столовым уксусом или хлебным квасом (реже - пивом или дождевой водой), и называли их «яичными» или «желтковыми». Для этого тщательно отделяли желток от белка, так как даже его ничтожное количество помешает художнику в работе (белок будет висеть на кисти и не позволит провести тонкие линии). Куриное яйцо аккуратно разбивали с тупого конца, пробитое отверстие выравнивали и выпускали через него белок. Затем желток выкатывали на ладонь, хорошо промывали скорлупу и, прорвав на желтке плёнку, переливали его обратно в уже чистую скорлупу, в которую дополна наливали уксус. Всё вместе хорошо разбалтывали круглой лопаточкой. Приготовленная таким способом жидкость и является растворителем для сухих красок. Яичный желток служит в нём связующим веществом, а уксус превращает порошок краски в жидкую массу и съедает излишнюю жирность желтка.

Роспись изделия проводится в несколько этапов. Сначала на него переводят рисунок. Для этого оборотная сторона рисунка натирается сухим порошком мела или белил, пальцем; затем рисунок накладывается на поверхность предмета и тщательно переводится тонко отточенным карандашом. Чтобы при переводе рисунок не сдвигался и не перекашивался, могут временно его верхние углы приклеить к поверхности предмета каким-либо лёгким клеем. Когда рисунок снимают, на поверхности предмета остаётся чёткий отпечаток. Остатки порошка белил смахиваются гусиным пером так, чтобы контуры рисунка остались чистыми.

Следующий этап - белильная подготовка, которая делается для того, чтобы цвет красок на лаке держался прочнее. Художник, работая над композицией, продумывает, где и какие положить тона, сообразно этому и делается белильная подготовка. Самые светлые места подготавливаются густыми белилами, тона средней яркости - менее густо, а более тёмные – жидкими белилами; совсем тёмные места остаются без белильной подготовки. Она ведётся плавью чисто и мягко, без шероховатостей, в строгом соответствии с рисунком. С правильно выполненной белильной подготовкой работа выглядит как почти законченная, сделанная по принципу светлого силуэта. Серьёзная подготовка белилами помогает ускорить работу художника на её дальнейших этапах.

Далее художник приступает к роскрыши красками - наложению цветных пятен. Для роскрыши, как и для подготовки белилами, используют кисть средней остроты. Из подготовленных красок составляются на палитре тона разной густоты. Один из приёмов роскрыши - когда все элементы живописи раскрываются плавью, всякий своим одним основным тоном. Таким приёмом раскрываются одежды человека, фигуры животных и некоторые другие элементы живописи. При такой роскрыши соблюдается ровность и прозрачность плави, при этом раскрытые элементы не смотрятся как раскрашенные чистой краской, а каждая плавь играет живым тоном. При роскрыши плавью создает впечатление объёмности элемента. Так как краски имеют свойство отстаиваться (светлые их части осаждаются вниз, а тёмные поднимаются на верх плави), то чем больше красочный слой, тем больше выступает на поверхность тёмных частичек краски, и если художник прокрывает плавью неровно, то роскрышь ложится тёмными пятнами. Хорошо владеющий плавью художник умеет использовать это свойство красок. Роскрышь голов и обнажённых частей тела человека - санкирь - составляется согласно выбранному художником типажу: может быть светло-жёлтым, для загорелого лица - коричневатым, для бледного – жёлто-зеленоватым и т. д. Роскрышь и санкирь делаются одновременно.

Следующий этап - роспись - прорисовка по роскрыши тёмным тоном всех контуров и деталей: контуры стволов и сучья деревьев, общие формы листьев, уступы гор, рисунок волн, контуры и складки одежды человека, контуры животных, сооружений и их деталей, а также всех других элементов композиции. Для росписи составляется тёмный тон, в большинстве случаев из жжёной умбры, которую разводят яичным разбавителем, а затем острой беличьей кистью выполняют роспись. Роспись делается художником не одинаковыми, а мягкими, плавными, тёмными, живыми линиями разной толщины и разной силы, тем самым выявляя объёмы изображений. Важно, чтобы линии росписи не смотрелись отдельно от роскрыши, а сливались с ней в общем тоне.

После росписи делается приплавка теневых и световых частей всех элементов композиции кистью средней остроты с целью дополнительного подчеркивания объёма. Теневые части приплавляются тонами несколько темнее роскрыши, а на световых частях тонами несколько светлее её, чтобы тон каждого элемента смотрелся звучнее и живописней. В результате получаются переливы нескольких разных тонов, и общий тон становится звучней.

Последующая окончательная отделка красками одежд, фигур человека и всех предметов пейзажа ставит целью ещё больше усилить условный объём всех элементов и придать им законченность. На некоторых одеждах, фигурах человека делаются пробела - большая их часть золотом, меньшая - красками. Пробел красками накладывается на одеждах, самых высоких местах тела человека (на плечах, груди, животе, коленях) или туловища животного, что подчеркивает их форму. Пробел чаще делается в три тона, созвучных роскрыши, росписи и теневым приплавкам. Пробел имеет основное пятно, которое называется силкой, от которой идут штрихи, которые подчёркивают форму частей тела. Первый тон пробела более широкий и чуть светлее роскрыши, второй несколько светлее и уже первого, а третий тон, более светлый, делается в одну линию, которая подчёркивает второй тон и называется оживкой пробела. Для лучшего звучания пробела кладутся по тёплым тонам роскрыши холодными тонами, по холодным - тёплыми. Вся отделка красками делается мягко, не вырывается из тонов роскрыши и приплавок, органически связывается со всеми окружающими тонами и придаёт законченность всей живописи.

Далее следует выплавка (прописка жидкими красками) головы. Плавь делается в несколько этапов кистью средней остроты. При первой плави (охрении) телесным тоном приплавляются выпуклые места на лице, шее, ушах, руках, ногах с таким расчётом, чтобы она сквозила через последующие плави. После высыхания следует вторая плавь - наложение румянца, составленного из киновари, на щеках, надбровных буграх, конце носа, губах, мочках ушей, на сгибах пальцев рук и ног, на локтях, ладонях и коленях. Третья плавь - когда жжёной умброй проплавляются зрачки глаз, брови, усы, тёмные волосы. Четвёртая плавь - подбивка - составляется из охры и киновари и призвана объединить все предыдущие плави с санкирем, чтобы световые части лица и фигуры были окутаны лёгким полутоном. Тон пятой плави - сплавки - составляется согласно выбранному художником тону изображаемого лица. Она должна быть наложена так, чтобы предыдущие плави просвечивали сквозь неё. Наконец, шестая, последняя плавь - наложение бликов. Дальше идёт окончательная отделка голов и обнажённых частей тела с восстановлением рисунка - опись. Для этого берётся острая кисть, составляется тёмно-коричневый тон (из жжёной умбры) и им прорисовываются все черты лица тонкими, живыми линиями. Этими линиями художник выявляет определённый образ человека, его психологическое состояние и характер. Одновременно расчёсываются волосы на голове, бороде, усах тоном несколько светлее, чем наложенные блики. Зрачки глаз и реснички прописываются сажей.

Остаётся лишь расписать всю работу золотом и серебром, но предварительно необходимо всю выполненную работу закрепить лаком. По незакреплённой живописи писать золотом нельзя: краски поглощают золото. Предмет, расписанный красками, покрывается копаловым лаком дважды. После каждого покрытия хорошо просушивается. Перед росписью золотом лаковая поверхность оттирается пемзой до матовости, так как золото к лаку не пристаёт. Порошок пемзы с оттёртой поверхности смахивается гусиным пером.

Листовое сусальное золото тщательно дробится и растирается пальцами. В качестве связующего вещества используется гуммиарабик (прозрачная смола акаций). Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой. Иногда применяется серебро или алюминиевая пудра. Пробела золотом и алюминием накладываются на одеждах в тех местах, где не наложены пробела цветом: по тёмным тонам - золотом, по светлым - серебром. Ими же выполняются все орнаментальные украшения. Роспись золотом и серебром на миниатюре применяется в трёх видах: «в щетинку», инокопью и роспись орнаментом.

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого использовали зуб волка, поскольку он имеет особенно гладкую поверхность.

После того как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается, а затем полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом. Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Палехская живопись, сверкая самоцветием, как бы расплёскивается на чёрной глади коробок, шкатулок, ларцов, образуя красочный узор, застланный тончайшими золотыми штрихами и орнаментами на одеждах, деревьях, зданиях. В композициях реальность причудливо соединяется с фантастикой. Люди, дома, деревья, подсмотренные в натуре, но изображённые с особой пластической остротой, соседствуют с фантастическими «горками», «палатами», «древесами». Сюжетные композиции на верхней и боковых поверхностях предметов оформляются тонким золотым орнаментом разнообразнейших, никогда не повторяющихся рисунков.

Ремесло русской лаковой миниатюры начало свою историю в 1795 году, с первого производства табакерок из папье-маше. Технология была завезена купцом П.И. Коробовым из Германии в глубокое Подмосковье в село Даниловка, что сейчас является частью села Федоскино. Именно в тех краях стало развиваться искусство лаковой миниатюры на табакерках, на которых изображался русский фольклор. Одним из ответвлений этого искусства является и палехская роспись.

Старинное ремесло Палеха

В Палехе издревле занимались мастера иконописцы. В селе, куда сбегались жители Суздаля и Владимира от татаро-монгольского ига, занимались иноконописанием целыми семьями, монументальной живописью, реставрацией соборов и церквей, а в частности Новодевичьей монастыря, храмов Троицко-Сергиевой лавры, Грановитой палаты Московского Кремля.

Палехская живопись на шкатулках, ларцах, пепельницах, брошках и игольницах появилась намного позже после революции. Иван Голиков, вдохновившись работами лукутинских мастеров в московском Кустарном музее, создал свою первую миниатюру «Адам в раю», золотые рисунки ан черном фоне. Позже он вместе с родственником А.А. Глазуновым создали мастерскую с палехскими мастерами. На картинке видно особенность ремесла.

После успеха на выставках первых работ в Москве и Венеции была открыта артель древней живописи, а в 1933 Палехская художественная школа. За многие годы палехское искусство претерпевало взлеты и падения, но работы художников Палеха известны многим и не теряют своих приемников в работе. Палехская миниатюра возродилась в 1980 году и производство шкатулок с этой росписью существует и в современном 21 веке.

Техника росписи

Особенности палехской лаковой миниатюры узнаваемы среди множеств искусств. Традиционные изображения былинных сюжетов, сказок, старинной жизни крестьян и купцов характерны условными формами, вычерченными фигурами, средневековой стилизацией.

Палитра цветов в миниатюрах отвечает старинным русский традициям, где сочетаются красные, желтые, и зеленые цвета, обильно усыпанные золотом, выполненные на черном фоне.


Техника письма миниатюр в Палехе сохранила стилистические обычаи росписи икон, а также и технологию изготовления, так называемых красок темпера, изготовляющиеся на основе сухих пигментов виде порошка, разводимые водой. Для связующего вещества использовали куриный желток, а позднее специальные полимеры, масла в растворе клея. Темперные краски в наши дни вытеснены масляными красками, но используются и по наши дни для живописи, так как имеют высокую долговечность.

Золотая же краска делается из листового золота, которое крошат и смешивают с гуммиарабиком, растворяют в воде затем просушивают под лампой. Процесс изготовления краски очень трудоемкий , в нее не должен попасть мусор, иначе краска будет плохо ложиться. Палешане также используют и алюминиевый порошок. Под лаком он желтеет.


Традиции создания лаковой миниатюры на шкатулках сохранили свою технологию. Такая шкатулка делается в мастерских около двух месяцев. Вначале делают папье-маше из картона и клейстера, прессуют, сушат примерно 10 дней, вымачивают в теплом льняном масле, затем высушивают и прессуют. Из этих болванок папье-маше вытачивают заготовки шкатулок, грунтуют красной глиной, зачищают, шлифуют несколько раз.

Далее изделие уходит мастерам росписи, они наносят рисунок в несколько этапов. Первым делом производят замалевку белым цветом, затем нанесением цветных пятен. В конце прорисовываются контуры и отдельные детали, затем рисунок закрепляется лаком, после чего можно наносить золотом и серебром.

После чего наносится несколько слоев лака, которые поэтапно полируются, пока изделие не будет достаточно ровным и гладким. Затем их складывают в мягкие упаковки.


На самом деле многие из росписей сохраняют свои технологии, не имеющие лучших аналогов по качеству и долговечности, мастера используют старые методы производства оригинальных изделий, смешивания красок, получая при этом нужные цвета, которые передают древний дух и таинственность. Иллюстрации лаковых миниатюр Палеха изображают образы в движении, создавая живость в сюжете. Развивающие гривы, плащи богатырей, вихри ветров и волны морей.


Работы палехских мастеров содержат сказочные сюжеты, изображающие сказки Пушкина, в частности, сказка о рыбаке и рыбке, о царе Салтане, Руслан и Людмила, а также другие народные сказки и былины для детей. Изображенные образы на рисунках легко узнаваемы: три богатыря, жар птица, ученый кот и вороные кони с золотыми гривами, а также другие сказочные персонажи, известные нам с детства, как на фото ниже.

Палехская роспись — вид народно-прикладного творчества, возникшего из иконописных традиций и представляющего собой русскую миниатюрную живопись темперными красками на папье-маше и предметах из дерева.

Палехская роспись возникла в селе Палех Ивановской области уже в советское время, однако её корни уходят в прошлое на века. Первое упоминание об искусстве палехских живописцев относится к XVII веку. Само слово Палех относится к фино-угрской группе, носители которой полностью растворились среди славянского народа, оставив в воспоминания о своей языковой культуре лишь географические названия — Палех, Сезун, Пурех и т.п. Считается, что село Палех образовали спасающиеся от татаро-монгол люди на месте выжженного участка леса, называемого в простонародье палёным. Так и родилось название поселения, от которого и произошли наименования «палехская иконопись», «палехская роспись» и «палехская миниатюра».

Общие черты палехской росписи

Как и любое народно-прикладное искусство, относящееся к определенной местности, палехская роспись имеет ряд своих особенностей и черт, основанных на традициях мастеров данной школы. Так как родоначальниками искусства палехской миниатюры были бывшие иконописцы, то этот факт не мог не отразиться на стиле написания художественных композиций, создаваемых палехскими живописцами. Палехские мастера иконописи отличались безупречным чувством цвета и тончайшей прорисовкой каждой детали, что и привнесли в рисунки на шкатулках, портсигарах и прочих предметах народного промысла. Можно сказать, что вся палехская лаковая миниатюра основана на иконописной живописи, её традициях и приемах.

Палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции — настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Искусство Палеха — это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Сюжеты мастера живописной миниатюры брали из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, а также классических произведений литературы, например из сказок Пушкина и басен Крылова. Благодаря своей изысканности, богатству красок и деталей рисунка, палехские миниатюры создают ощущение легкости и праздника.

Отличительными чертами палехской школы являются:

  • миниатюрное письмо;
  • общий мягкий тон написания композиции;
  • орнаментальная изысканность рисунка;
  • насыщенность композиции элементами;
  • живописность каждой детали;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие цветовых переходов;
  • деревья с натуралистичной листвой;
  • строгановская удлинённость и хрупкость фигур;
  • тонкость прорисовки обнажённых частей человеческого тела;
  • насыщенность движением;
  • роспись золотом;
  • пробелы;
  • фоны темных тонов.

Черный фон, выполняемый лаком и являющийся основным «пространством» для будущей композиции, в палехской миниатюре не случаен. Дело в том, что искусство лаковой миниатюры зародилось в древних странах Дальнего Востока, где материалом, на котором писалось изображение, было лаковое дерево — натуральное природное сырье. В России такового не нашлось, поэтому русские мастера стали использовать для росписи папье-маше, покрытое чёрным лаком. Это покрытие стало визитной карточкой палехской росписи. Помимо этого, черный фон для палехской миниатюры символизирует тьму, из которой в процессе работы написания картины, рождаются жизнь и цвет. К тому же черный фон обладает своим внутренним объемом, что придает готовым рисункам глубину в композиции.

Ещё одной отличительной чертой палехской росписи является то, что с начала зарождения искусства миниатюрной живописи Палеха и до сего времени художники пишут картины яичной темперой, которая использовалась для написания икон.

Золотой цвет — это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выверенности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров увеличительное стекло. Неповторимая манера и изящество палехской лаковой миниатюры базируется на вековых традициях древнерусской живописи и богатого опыта народного творчества.

Особенности технологии вы можете видеть на картинках.
















История возникновения и развитие в России

Рождение в Палехе искусства миниатюрной росписи не случайно. Оно возникло из многовековых традиций русской живописи и народного творчества, что и является его основой. Опыт многих поколений палехских живописцев и мастеров иконописи очень многообразен и богат.

Свой собственный неповторимый стиль иконописцев Палеха сложился под влиянием соседей — новгородской, строгоновской и ярославской школ, а также поволжской живописи XVII века. Несмотря на то, что иконописный стиль придерживался строгих канонов, каждая школа старалась привнести в письмо икон свои черты и особенности, выражающиеся в подборе цветовой гаммы, деталях изображения людей, предметов, одежды или элементах пейзажа. В зависимости от времени и условий написания икон менялась манера изображения и набор элементов. На некоторых палехских иконах можно встретить детали из повседневной жизни людей того времени: посуду, предметы интерьера, оружие или одежду. Встречаются изображения палат, повозок, пейзажи и архитектурные элементы.

Первое упоминание о Палехе встречается в летописях, относящихся к началу XVII века. В исторических документах того времени встречаются описания Палеха, как места с хорошо развитым иконописным промыслом — к тому времени в селе насчитывается около двадцати иконописных мастерских. Однако свой собственный стиль, отличающийся особым изяществом, филигранной точностью изображения, тонкостью и плавностью линий и большим количеством красок золотых оттенков, применяющихся для написания одеяний святых, сложился только ближе к середине XVIII века.

Помимо написания икон, палешане занимались и живописью монументальной, принимая участие в росписи храмов и церквей, создавая на стенах настоящие шедевры, без которых мы не можем представить убранство даже самых скромных церковных интерьеров. К примеру, с 1762 по 1774 год в самом центре Палеха был возведен Крестовоздвиженский храм, роспись которого целиком выполнена местными художниками.

Уже к середине XVII века народная молва разнесла вести о великолепных работах живописцев Палеха и достигла крупных городов России, в том числе и Москвы. Палехских мастеров стали приглашать в стольный град для росписи и реставрации храмов, соборов и церквей. Искусство и талант иконописцев села, расположенного на речке Палешке, можно оценить и сегодня, посетив такие знаменитые исторические памятники России, как Грановитая палата Московского Кремля, Новодевичий монастырь или Сергиево-Посадская Лавра.

Палехские иконы были весьма дорогим удовольствием, так как они писались долго и тщательно, по образцам сохранившихся старинным работам мастеров прошлого, и являлись лучшими образцами русской иконописной традиции. Несмотря на высокую цену, в спросе на иконы, написанные в Палехе, недостатка не было, и с XVIII века Палех становится центром иконописи, сохранившем лучшие традиции русской живописной школы XV-XVII веков. Палехская школа прославилась на всю страну, иконописный промысел процветал, а работы мастеров раскупали очень охотно.

Однако к концу XIX века создание икон в России приняло практически производственные масштабы, что привело к ухудшению качества произведений. В погоне за скоростью создания иконописных композиций, за увеличением числа работ, потерялось всё то, что так ценилось в русской живописи — прорисовка деталей, создание воздушности, прозрачности изображения, наполнение объема различными элементами, передача тончайших эмоций на ликах святых. Иконы становились дешевле, а их качество все хуже и хуже. Особо тяжелым ударом по традициям рукописной живописи стало изобретение и распространение массовой печати, вследствие чего появились очень дешевые и доступные печатные иконы. Однако последний и самый сокрушительный удар по русской, в том числе и палехской, иконописи нанесла социалистическая революция 1917 года. После тех событий палехские мастера остались практически без работы, так как при новой власти создание икон стало не только невыгодным, но и просто опасным делом. Таким образом, для палехской живописи обозначился крутой поворот, когда потребовалось весь накопленный веками опыт использовать в другой сфере творчества. Ну а иконописный промысел прекратил свое существование.

Искусство палехской миниатюры сравнительно молодо. Оно получило свое рождение уже во времена советской эпохи. После окончания гражданской войны, палехские мастера придумали новый вид применения своего искусства. Буквально в течение пяти-шести лет родилось новое искусство великого Палеха - лаковая миниатюра на всевозможных предметах, используемых в быту: шкатулках, портсигарах, брошках, блокнотах, пудреницах и других необходимых мелочей, изготовленных из папье-маше. Новому искусству была присуща и новая тематика - добавились сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок, сюжеты, взятые из творчества русских писателей и поэтов.

Первая попытка перейти на новый вид искусства случилась в 1918 году, когда бывшие мастера иконописи создали свою «Первую художественную декоративную палехскую артель», занимающуюся реставрацией. Но из-за гражданской войны она вскоре распалась.

В середине 1920 года художники Палеха объединились в новую артель, которая занималась росписью деревянной посуды и других предметов обихода. А с 1923 года лучшие мастера художественной росписи нашли лучшее применение для традиций иконописного жанра — письмо и палехский стиль живописи стали использовать для создания расписных изделий из папье-маше, позаимствовав идею у мастеров подмосковного Федоскино, в котором подобный народный промысел существовал уже более века. Стремление иконописцев Палеха воспевать красоту родной природы, передавать новым поколениям свой богатейший опыт и секреты живописи, хранимые веками, привело к созданию особого художественного языка. Группе бывших палехских мастеров иконописи удалось создать симбиоз классических традиций русской живописи и народного фольклора, используя приемы этих жанров для изготовления уникальных изделий из дерева и папье-маше.

В своих миниатюрах мастера начала советской эпохи использовали не только темы из жизни народа и мотивы природы родного края, но и сказочные сюжеты, эпизоды из басен и песен. Среди сюжетов палехской росписи наряду с хороводами, тройками коней, музыкантами и сценами охоты, встречаются герои басен Крылова, сказок Пушкина и великолепные пейзажи живописных мест родного края.

Мастера двадцатых и тридцатых годов прошлого века не отказались от использования яичной темперы, привычных приемов художественного письма и элементов, прописанных золотом. Для своих лаковых миниатюр палешане взяли за основу огромный опыт создания иконописных полотен: организация и наполненность пространства, целостность композиции, средневековую стилизацию, условность форм и фигур, использование орнаментальной основы рисунка. Все эти приемы помогли решить проблему переноса плоского изображения на поверхность объемных предметов.

Работы мастеров палехской росписи произвели неизгладимое впечатление на ценителей народного искусства за границей. Меценаты зарубежных стран, потрясенные искусством русских живописцев, предлагали палехским мастерам самые выгодные условия для творческой деятельности. Максим Горький, которым был одним из почитателей палехской лаковой миниатюры, приглашал художников Палеха в Подмосковье. Однако русские мастера не пожелали отрываться от своих корней, предпочтя черпать свое творческое вдохновение из красот родного края. Стройные силуэты шатровых храмов, переливающиеся блики на тихой водной глади речушки Палешки, черно-белые стволы берез и листва, играющая солнечными лучами, кроны сосен, переливающиеся темными оттенками зелени, возвышающиеся холмы, покрытые луговыми цветами - всё это великолепие русских пейзажей находило свое место среди разнообразия тем в палехской росписи.

Со временем шкатулки, броши и другие предметы, используемые для росписи, стали украшать изображения, связанные с развитием технического прогресса советского времени. На черном лаковом покрытии появились рисунки первого трактора, косилок, комбайнов, засеянные пшеницей поля и быта колхозных деревень, а также изображения новостроек, праздников, приуроченных к тем или иным памятным годовщинам, передающим пульс того времени. В композициях некоторых мастеров Палеха советской эпохи присутствуют картины индустриализации, запечатленные в стиле символизма. Нередко художники для передачи образов облекают достижения советского народа в сказочную форму. Тема электрификации решается через образ Жар-Птицы, а недостатки людей обретают форму плохих фольклорных персонажей в виде Лешего и Бабы-Яги, над которыми устраивают справедливый суд юные пионеры. Но и в этих работах прослеживается влияние фресковой живописи и лучшие традиции палехского стиля.

Есть в палехской миниатюре советской эпохи и детская тема. На картинках, созданных живописцами палехских художественных мастерских, появляются сюжеты, повествующие о юных натуралистах, рыболовах, пионерах.

Каждый из создателей палехских миниатюр неповторим и многообразен. Каждый из них является настоящим мастеров композиции. В советские времена строгое искусство Палеха преображается: в миниатюры добавляется динамика, свобода. Каждый период внес в палехскую живопись свой особый нюанс, отражающий события своего времени. Так в послевоенную эпоху актуальными темами для палехской росписи стали сюжеты, прославляющие народный подвиг, и изображения памятных битв прошлых эпох. Многие из художников обращаются к военной тематике, превращая суровую действительность времен великих сражений в возвышенную романтичность жертвенности и подвига ради родной страны и воспевая русский народ, отстаивающий свою свободу в битве с иноземными захватчиками.

В то же время период пятидесятых годов многие искусствоведы называют не самым удачным. В тот период многие из палехских художников начинают стремиться к реалистичности создаваемых миниатюр, жертвуя изысканностью, возвышенностью и романтической составляющей, присущими старой традиции. Влияние советской идеологии проявилось в создании композиций с максимальным внешним правдоподобием, благодаря чему в палехской миниатюре появились пафосные темы, прославляющие трудовой подвиг народа. В итоге на время из палехской живописи исчезла традиционная иносказательность и поэтическая красота изобразительного языка. Зато появилась излишнее украшательство, пафос и монументальность. Но и в те сложные времена оставались приверженцы старейшей школы Палеха, продолжавшие и передающие следующим поколениям традиции и секреты мастеров прошлого, создавая картины, не выходящие за пределы языка истинного искусства.

Отдельной нитью палехской миниатюрной живописи проходят сюжеты из песен как народных, так и созданных советскими авторами. Пройдя все невзгоды послевоенной жизни, палехские мастера вновь обращаются к мирным сюжетам, черпая их из песенно-поэтического жанра. Палехские мастера, взявшие за основу своих композиций темы песен советских классиков, сумели передать всю эмоциональную полноту жизни того времени.

Шестидесятые года прошлого века стали периодом преодоления избитых каноничных форм и излишней натуралистичности. Палехские живописцы искали новые образы и темы, обращаясь к наследию классиков. В работах мастеров появляются сюжеты из классических опер и литературы. Темы из произведений Гете, Римского-Корсакова, Бородина и других классиков получили свое воплощение в палехских лаковых миниатюрах. В то же время художники Палеха вновь обращаются к исконно русским сюжетам: патриархальному укладу деревень, пастушьим мотивам и незамысловатым пейзажам родной земли. В рисунках появляются и простенькие изображения лукошка с грибами, букетов из полевых цветов, гроздья сочных ягод, родники прозрачной прохладной воды.

Образ русской женщины также находит свое место среди работ палехских живописцев. Художники сумели полностью раскрыть сущность хранительницы домашнего очага - простой в своей естественности, обладающей той самой неуловимой, казалось бы, красотой, что несёт в себе сама русская земля.

Появляется и новая ветвь в творчестве палехских живописцев — роспись по фарфору. Хотя попытки создания работ на этом материале велись с 1920 года, тогда это успеха не принесло. Для того, чтобы все же освоить необходимую технику письма, палехские художники часто посещали заводы по производству керамики и фарфора. И со временем палешане научились использовать все возможности белого фона, а также освоили технику росписи красками по керамике, которые при обжиге изделий меняли свой первоначальный цвет.

Семидесятые и восьмидесятые года принесли новый всплеск в творчестве палехских мастеров. Работы художников того времени отличаются выразительностью образов, созданных в рисунке, эмоциональностью композицией, живой энергией написанных персонажей. Помимо написания традиционных миниатюр, палехские живописцы принимают участие в создании декораций концертных программ, в создании монументальной росписи на сказочные темы, в оформлении интерьеров кинотеатров и дворцов культур. Некоторые художники стремились к воплощению новаторских идей, уходя от традиционных канонов, но не отвергая накопленный опыт в технике письма особого палехского стиля.

Советский период не только дал начало палехской лаковой миниатюре, но и способствовал развитию этого промысла. Был организован Музей древней живописи в Палехе, который переименовали в Государственный музей палехского искусства. Богатый опыт палехских мастеров использовался при создании эскизов декораций к театральным постановкам, иллюстрациям к книжным изданиям сочинений Пушкина, Крылова, Горького и других русских и советских писателей. Художники Палеха принимали участие в реставрации росписи храмов во многих городах России, в том числе и в Москве. Развитие палехской миниатюры привнесло новые тенденции в русскую народную живопись. В палехской лаковой миниатюре стали использоваться мотивы античности, ренессанса, а также веяния современных направлений искусства. Мастера Палеха освоили новые переходы цвета, делая акцент на более тонких отношениях между тонами. С развитием палехского искусства традиционное моделирование золотыми пробелами объема изображаемых фигур, стало решением и для других задач миниатюрной живописи — художники стали использовать золото для наполнения пространства картины светом и теплом. Некоторые мастера отошли от темы родного наследия и обратились к историческим мотивам других стран. Особым штрихом в творчестве палехских художников стала тема восточных стран, где мастера Палеха сумели передать всю яркость красок Востока и его уникальный колорит. Некоторые работы палехских мастеров были отмечены Государственной премией Российской Федерации.

Современность

В настоящее время палехская роспись также актуальна, как и в прошлые времена. Каждый год палехская художественная школа выпускает новых мастеров, которые впитали традиции и стиль исконной палехской живописи. Они создают вручную уникальные расписные произведения искусства. Каждая вещь несет в себе неповторимый стиль мастера, индивидуальные черты, присущие именно его творчеству и художественному взгляду.

На плечи современных мастеров лег огромный груз ответственности, ведь они являются продолжателями традиций своих именитых предков, руками коих созданы настоящие шедевры, вошедшие в историю не только русского искусства. Лучшие образцы палехской росписи давно уже входят в число художественных произведений, являющихся мировым наследием.

Современность внесла много изменений в культуру и повседневную жизнь палешан. Изменился жизненный уклад старинного села, ставшего ныне районным поселком городского типа. Всё больше наступает влияние крупных городов и современные темы в искусстве. Тем временем народные традиции, естественность, простота и фольклорные образы остаются в прошлом. Однако эти изменения не способны всерьез затронуть исконно русское начало. Вековые традиции палехской живописи живут в творчестве мастеров Палеха и по сей день. Даже в наше время Палех не изменяет своей живописной натуре. В творчестве его художников живет душа народа, русский колорит и вековые традиции мастерства, передаваемого из поколения в поколение. Как и прежде, палехские художники стремятся увидеть прекрасное в повседневном, превратить быль в сказку, запечатлеть красоту родной природы в своих произведениях.

Современные живописцы Палеха используют в создании своих композиций весь накопленный опыт старых мастеров: природные краски, традиции фресковой живописи, особый стиль, присущий художникам только этого уголка России. Их творчество объединяет искренняя преданность традициям своей школы, глубинным истокам палехского искусства. Сюжетами для создания уникальных миниатюр современных мастеров являются вечные темы, которые воспеты классиками прошлого и авторами нашего времени. Свое вдохновение палешане черпают в богатом наследии русской культуры и в великолепии родной природы.

Заключение

Сохраняя уникальные традиции народного промысла и наследие великих мастеров палехской школы, предприятие “Fratelli Bassini” выпускает лаковые изделия в стиле палехской миниатюры широчайшего диапазона: от настоящих произведений искусства музейного достоинства до небольших предметов сувенирной продукции, которые так приятно приобрести в подарок. Ларцы, декоративные панно, шкатулки, ювелирные украшения, коробочки, баулы, футляры, выполненные руками наших мастеров, находятся в музейных и частных собраниях России и за рубежом.

В 2005 году на нашем предприятии была основана иконописная мастерская, задачей которой стало возрождение традиционной русской иконописи. За плечами наших мастеров богатый практический опыт, переданный прошлыми поколениями русских живописцев. Специальное художественное образование, высочайший профессионализм художников и строгое соблюдение канонов стилистики и приемов палехского иконописного стиля, позволяют выполнить заказ любой сложности от миниатюрного ювелирного складня и икон для дома до изготовления иконостасов и монументальной соборной росписи.

Собственная производственная база и потенциал высококвалифицированных специалистов и профессиональных художников дают возможность изготавливать уникальные подарки, существующие в единственном экземпляре или представляющие собой коллекцию из нескольких предметов.

Работы наших живописцев выставлялись и имели успех на многочисленных зарубежных выставках: в Гамбурге на “Mark der Volker”, в Потсдаме на Европейском Конгрессе Сказочников, в Лондоне (в Доме Пушкина), в Парижском офисе ЮНЕСКО.

Новогодние игрушки — это уже далеко не только обычные елочные украшения, вызывающие ощущение праздника и чувство искреннего восхищения, не только объекты любования. В настоящее время это ещё и предметы гордости коллекционеров, собирающих свои уникальные экземпляры елочных украшений, свидетельствующие о вкусе, интересах и предпочтениях владельца. А также о его стабильности и благосостоянии.

Елочные шары, расписанные вручную мастерами лаковой миниатюры Палеха и Холуя — явление достаточно новое, существующее на рынке искусства всего несколько последних лет. Сохраняя в своей основе старинную народную традицию, наши художники-миниатюристы освоили в росписи игрушки элементы и тенденции современного изобразительного искусства. Появилась возможность создавать новогодние украшения не только с традиционными орнаментами, но и с современными сюжетами, выполненными в иной живописной манере, не скованной стилистическими канонами промысла.

Расписанные вручную новогодние шары, фигурки, шкатулки и другие изделия с традиционными сказочными, литературными, архитектурными и фольклорными сюжетами, дополненные поздравительными надписями и логотипами — это великолепный и уникальный подарок.

Технология производства елочных украшений в своей основе повторяет традиционную, с той лишь разницей, что лак, по которому осуществляется роспись, наносится на стекло, а не на основу из папье-маше или дерева. Из-за «гнутой» основы и хрупкости материала процесс лакировки, росписи и полировки требует от мастеров и художников специальных навыков, которыми в совершенстве владеют наши профессионалы.

Свое начало палехская роспись берет с Владимиро-Суздальской земли в Древней Руси. Издавна местные жители славились своим умением расписывать . Их иконописные произведения украшали многие храмы. Кроме традиционной , население поселка стало пробовать себя в живописи, принимая участие в реставрации и росписи соборов и церквей. Эти фрески на библейскую тематику и сегодня украшают своды Троице-Сергиевой лавры, Новодевичий монастырь, Грановитую Московского Кремля. После Октябрьской революции, во времена борьбы с религией мастера Палеха были вынуждены отойти от традиционных для них сюжетов и создали Палехскую художественную артель.

Как создается лаковая миниатюра

Палехская лаковая миниатюра рисуется на папье-маше темперой. Обычно используются заранее изготовленные брошки, шкатулки, кубышки, ларцы, панно, подносы и пр.

Для того чтобы создать палехскую миниатюру, сначала необходимо изготовить папье-маше. Это делается при помощи картона и клея. Когда основа будущего изделия готова, его вскрывают несколькими слоями лака, каждый слой необходимо тщательно высушить в печи. Лишь после этого мастер может приступить к процессу росписи.

Все краски, которые применяются для росписи изделий палехские художники создают по старинным рецептурам. В их состав входят природные минералы, растертые с яичным желтком, при добавлении уксуса и воды. Кроме этого работа над миниатюрой невозможна без тончайших беличьих кистей.

Особенности палехских изделий

Художественный стиль палехских мастеров отличается плавным и тонким рисунком на черном фоне. Здесь присутствуют обилие мелкой золотой вязи,утонченная четкость силуэтов, большая плотность рисунка, который может полностью покрывать изделие. Декоративность пейзажа, изящные пропорции человеческих фигур, цветовая гамма из зеленого, красного и желтого цветов взяты художниками из древней иконописи. Вся композиция обычно оформляется автором в золото тончайшего орнамента.

К самым известным изделиям палехских мастеров относятся ларцы и шкатулки различных размеров и форм. Еще местные художники рисуют портреты, открытки и иконы. Кроме того, особый упор делается на сувенирную продукцию - лаковые панно, пепельницы, броши и значки, которые являются отличным подарком, несмотря на довольно высокую цену. Основная тематика изделий палехских художников это персонажи русских народных былин и сказок, старинные обряды, фольклор и виды неповторимой природы России.