Анализ сериалов. Визуальный уровень повествования

Что такое реализм в литературе? Он является одним из наиболее распространенных направлений, отражающий в себе реалистичное изображение действительности. Главной задачей данного направления выступает достоверное раскрытие явлений, встречающихся в жизни, при помощи детального описания изображенных героев и тех ситуаций, которые с ними происходят, посредством типизации. Важным является отсутствие приукрашивания.

Вконтакте

Среди прочих направлений только в реалистическом особое внимание уделяется верному художественному изображению жизни, а не появившейся реакции на определенные жизненные события, например, как в романтизме и классицизме. Герои писателей-реалистов предстают перед читателями именно такими, какими они были представлены авторскому взору, а не такими, которыми бы их хотел видеть писатель.

Реализм как одно из распространенных направлений в литературе, обосновалось ближе к середине 19 века после своего предшественника – романтизма. 19 век впоследствии обозначается как эпоха реалистичных произведений, однако романтизм не прекратил свое существование, он лишь замедлился в развитии, постепенно превратившись в неоромантизм.

Важно! Определение этого термина было впервые введено в литературную критику Д.И. Писаревым.

Основные признаки данного направления следующие:

  1. Полное соответствие действительности, изображенной в каком-либо произведении картины.
  2. Правдивая конкретная типизация всех деталей в образах героев.
  3. Основой является конфликтная ситуация между человеком и обществом.
  4. Изображение в произведении глубоких конфликтных ситуаций , драматизм жизни.
  5. Особое внимание автора уделено к описанию всех явлений окружающей среды.
  6. Значительной чертой данного литературного направления считается значительное внимание писателя к внутреннему миру человека, его душевному состоянию.

Основные жанры

В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.

  1. Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
  2. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
  3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является « », написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
  4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека , противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является « », автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
  5. Рассказ.
  6. Повесть.

В России его развитие началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа. Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.

Таким образом начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.

Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа». В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии. Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк .

В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества. Рассматривались такие вопросы, как: мера влияния общества на жизнь отдельного человека; действия, способные изменить человека и окружающий его мир; причина отсутствия счастья в человеческой жизни.

Данное литературное направление стало крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали .

И.С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии. Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их как можно сильнее.

В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.

Родоначальник реализма

Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен. Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка».

В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм. Изображение личности каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души , которые раскрываются очень гармонично. Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие иррационализму своеволие описания страстей.

Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа. Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды. Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа.

Внимание! Реальность в изображении Пушкина собирает в себе точное конкретное изображение деталей не только внутреннего мира определенного персонажа, но и мира, который его окружает, включая в себя его детальное обобщение.

Неореализм в литературе

Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.

Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления. В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.

В краснодарский краевой арбитражный суд пришли документы в почтовом конверте с репродукцией картины Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» из музея в Брюгге. Для отправителя экскурс в историю искусства чуть не закончился статьей 297 УК РФ
  • 23.05.2019 Неуловимый партизан актуального искусства сделал очередную рискованную вылазку. Под видом картин уличного художника он выставил на центральной площади Венеции инсталляцию Venice in oil и ушел неразоблаченным из-под носа полиции
  • 13.05.2019 Речь о захватывающем реальном детективе, где лже-аристократка родом из России очаровала арт-мир Нью-Йорка и обвела вокруг пальца многих важных людей. Права на историю ее жизни уже купил Netflix
  • 06.05.2019 На ствольных коробках итальянских двухстволок-вертикалок вручную выгравированы изображения «Моны Лизы» и автопортрет самого маэстро
  • 30.04.2019 Игорь Подпорин, который разбил колышком стекло и повредил холст известной картины Репина, 11 месяцев провел в СИЗО. 30 апреля 2019 года суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на 2,5 года в колонии общего режима
    • 06.06.2019 Продано 67 % лотов на 53 % от суммарного эстимейта. Топ-лотами стали первое издание «Бахчисарайского фонтана» Пушкина, прижизненное издание «Арабесок» Гоголя, автограф Рональда Рейгана и др.
    • 06.06.2019 13 июня 2019 года состоится специализированный аукцион антикварной бумаги, букинистики и филокартии аукционного дома «Русская эмаль»
    • 04.06.2019 Крепкий результат для аукциона среди рабочей недели. Онлайн участвовали до 75 человек
    • 03.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, две работы в смешанной технике и одна работа, выполненная в технике фотопечати
    • 31.05.2019 В рамках еженедельного регулярного аукциона ушло 65 % лотов. Лучше всего продавались шестидесятники. Покупатели - Москва, Котельники, Екатеринбург, Питер
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 12.03.2019 В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
    • 07.03.2019 Решив «защитить права» художников и их наследников, государство обложило арт-рынок очередным квазиналогом - 5 % по праву следования. И вместо полезной работы начались хождения…

    По многим причинам, свойства объективного и субъективного, религиозные аспекты русской классической литературы многочисленными ее исследователями и критиками советского времени затронуты почти не были. Между тем проблемы философские, этические, эстетические, социальные, политические, досконально прослеженные в развитии литературного процесса, все же, вторичны по отношению к важнейшему в отечественной словесности - ее православному миропониманию, характеру отображения реальности. Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой. Это и вообще основа русского способа бытия в мире. И.В. Киреевский писал об этом так: "Западный человек искал развитием внешних средств облегчить тяжесть внутренних недостатков. Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних мук". И это могло быть определено только православным мироосмыслением.

    История русской литературы как научной дисциплины, которая совпадает в своих основных ценностных координатах с аксиологией объекта своего описания, только начинает создаваться. Монография А.М. Любомудрова - серьезный шаг в этом направлении.

    Творчество своих любимых авторов - Бориса Зайцева и Ивана Шмелева - А.М. Любомудров изучает последовательно, целеустремленно, и результаты его исследований уже стали достоянием литературоведения. Понятен выбор имен этих писателей, выделяющихся из общей массы литераторов русской эмиграции, которая продемонстрировала к Православию достаточное равнодушие. Именно Шмелев и Зайцев отстаивали традиционные ценности русской культуры, противостояли своей позицией, своими книгами "новому религиозному сознанию", развивавшемуся со времен "серебряного века".

    Хотелось бы подчеркнуть значимость и ценность теоретических разработок автора. Так, во введении А.М. Любомудров возражает против чрезмерно расширительных трактовок понятий "христианский" и "православный" и сам является сторонником предельно строгого, узкого, но точного употребления этих терминов. Точно так же представляется методологически правильным определять "православность" произведения не на основе его тематики, но именно на основании мировидения, миропонимания художника, и А.М. Любомудров совершенно справедливо делает на этом акцент. Ведь религиозность литературы не в простой связи с церковной жизнью проявляется, равно как и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания.

    Автор демонстрирует глубокое знакомство с проблемами православной антропологии, эсхатологии, сотериологии. Об этом говорят многочисленные ссылки и на Священное Писание, и на Святых Отцов, в том числе и Нового времени: мы встречаем имена святителей Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Иллариона (Троицкого), преподобного Иустина (Поповича) и других. Без учета и понимания этого православно-мировоззренческого контекста любое исследование творчества писателей, подобных Шмелеву и Зайцеву, будет совершенно неполным, искажающим самую суть их творческих и мировоззренческих ориентаций. Ведь религиозные догматы, которые представляются многим как нечто далекое от жизни, схоластически-абстрактное, предмет бессмысленных богословских словопрений, на самом деле определяющим образом воздействуют на миропонимание человека, осознание им своего места в бытии, на его метод мышления. Более того, религиозные догматы формировали характер нации, политическое и экономическое своеобразие ее истории.

    Применительно к литературному процессу XIX-ХХ столетия “высшим" достижением той или иной национальной литературы привычно указывалась ее направленность к реализму . Вследствие этого “назревала необходимость" выделения разных типологических разновидностей реализма. “Теория литературы” “детально рассматривается реализм критический, социалистический, крестьянский, неореализм, гиперреализм, фотореализм, магический, психологический, интеллектуальны й”

    А.М. Любомудров предлагает выделять еще “духовный реализм ”. Начинает с определения: “духовный реализм - художественное восприятие и отображение

    реального присутствия Творца в мире”. То есть следует понимать, что это некий “высший" тип “реализма”, “основой которого является не та или иная горизонтальная связь явлений, а духовная вертикаль”. И этой “вертикальной" направленностью он, к примеру, отличается от “социалистического реализма”, который, “как хорошо известно, руководствовался принципом изображения жизни в ее революционном развитии”.

    Что касается понятия "духовный реализм", то, действительно, наука пока не предложила никакого лучшего термина для определенного круга литературно-художественных явлений (порою приходится встречать работы, в которых в разряд "духовного реализма" зачисляется вся классика, что, конечно, размывает эти границы). Концепция духовного реализма, предложенная А.М. Любомудровым, выглядит абсолютно убедительной.

    Таковы наблюдения автора над стилем Б. Зайцева эмигрантского периода или выводы об основных источниках и смысловых узлах книги "Преподобный Сергий Радонежский". То же самое можно сказать о рассуждениях автора, посвященных роману Шмелева "Пути небесные", - о типе воцерковленного персонажа, о внутренней духовной брани, или его доказательство того, что основой характеров послужил не привычный для классики психологизм, но православная антропология - все эти наблюдения уже вошли в научный оборот.

    религиозный писатель шмелев символика

    Монография - доказательная демонстрация того, что проза двух художников, не похожих друг на друга, действительно выражала именно православный тип мировоззрения и мирочувствия, при этом А.М. Любомудров исследует формы и нюансы неповторимо-личностного художественного выражения этого мировоззренческого содержания.

    Удачными и оригинальными представляются сопоставления обоих писателей с классиками русской литературы XIX века, прежде всего с Тургеневым, Достоевским и Чеховым. Указанные параллели помогают раскрыть новые черты своеобразия творчества также и этих художников.

    Ранние произведения Шмелева он категорически отказывается относить к “духовному реализму” - потому, что “правда жизни" в них нарушается введением “абстрактно-гуманистических" картин.

    Спорно утверждение автора, что в "Лете Господнем" Шмелев воссоздает "чужую" веру, которой сам не обладает в полноте. Детская вера главного героя книги - собственная вера автора, правда он смотрит на нее с расстояния нескольких десятилетий. Вообще, кажется, автор напрасно отказывает Шмелеву в полноте веры вплоть до середины 30-х годов. Здесь смешиваются понятия веры и воцерковленности. Не лучше ли сказать о несовпадении одного с другим в определенный период жизни писателя? Верно замечание А.М. Любомудрова о близости в этом отношении между Шмелевым и Гоголем. Можно бы добавить и сопоставление с Достоевским, воцерковленность которого совершилась позднее обретения им веры.

    Требует дополнительного осмысления художественная идея Шмелева о некоей двойственности натуры Дариньки, героини "Путей небесных". С одной стороны, может быть подтверждена правота исследователя относительно снижения образа Дариньки до уровня душевного. С другой - все может быть объяснено и с позиции христианской антропологии, которая указывает в человеке соединение образа Божия с первородной греховной поврежденностью природы, то есть земного и небесного (именно таким метафорическим приемом обозначенных у Шмелева).

    Изучение религиозного аспекта в творчестве И.С. Шмелева имеет особое значение, так как "авторский образ" писателя наполнен чертами Богоискательского духа, которые более, чем все остальные черты, отличают его от других "авторских образов". Религиозные мотивы, соборность, символы, тематические "пятна" (свет, радость, движение) - предмет пристального внимания ученого. Л.Е. Зайцева в работе "Религиозные мотивы в позднем творчестве И.С. Шмелева (1927-1947 гг.)" выделяет для исследования межжанровые связи.

    Сила шмелевского слова заключена в формальном следовании канону религиозной литературы, использующей наиболее маркированные для православной традиции мотивы, и в особом наполнении текста ощущениями детского сознания, которое алогично, вразрез со взрослой философией и богоисканием, воспринимает мир веры. В последний период тексты Шмелева - своеобразные жития, сказы - исключают эстетизм как фундамент творчества в пользу иконографичности, отодвигаются на второй план стилистические излишества и "культурный груз" в пользу… духовной реальности, которая, по замыслу писателя, превосходит любой самый утонченный художественный вымысел.

    Для творчества Бунина характерен инте-рес к обыкновенной жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализ-ма. Реализм его, однако, отличается от че-ховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным те-мам. По его мнению, высшим судьей являет-ся человеческая память. Именно память за-щищает героев Бунина от неумолимого вре-мени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало («Антонов-ские яблоки»). Зачастую у Бунина лирика за-меняет сюжетную основу - так появляется рассказ-портрет («Лирник Родион»).

    Среди произведений Бунина есть расска-зы, в которых расширено эпическое, роман-тическое начало, когда в поле зрения писа-теля попадает вся жизнь героя («Чаша жиз-ни»). Бунин - фаталист, иррационалист, его произведениям присущи пафос трагичнос-ти и скептицизм, что перекликается с кон-цепцией модернистов о трагедийности че-ловеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обраще-ние к вечным темам любви, смерти и приро-ды. Космический колорит произведений сближает его творчество с буддистскими идеями.

    Любовь у Бунина трагична. Мгновения любви, по Бунину, являются вершиной жиз-ни человека. Только полюбив, человек по настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высо-кую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен пре-одолеть природный эгоизм. Состояние люб-ви не бесплодно для героев Бунина, оно воз-вышает души. Одним из примеров необыч-ной трактовки темы любви служит рассказ «Сны Чанга» (1916).

    Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустоше-ние капитана, своего хозяина. В рассказе по-является образ «дальних работящих людей» (немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель скептически говорит о воз-можных путях человеческого счастья: тру-диться, чтобы жить и размножаться, не по-знав при этом полноты жизни; бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать се-бя, так как всегда существует возможность измены; путь вечной жажды, поиска, в кото-ром, впрочем, по Бунину, тоже нет счастья. Реальности в рассказе противостоит собачья верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг не-сет в себе идею верности и признательнос-ти. Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.

    В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины мно-гие чувствуют внутреннее духовное про-светление, примиряются, не желают тревожить своей смертью близких («Сверчок», «Худая трава»).

    Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных пе-реживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так, в рас-сказе «Антоновские яблоки» восхищение щедростью и совершенством природы со-седствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб.

    Ряд произведений Бунина посвящен разо-ряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патри-архальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чув-ство грусти и сожаления об ушедшей гармо-нии патриархального мира, об исчезнове-нии целых сословий («Антоновские ябло-ки»). Во многих рассказах 1890—1900 годов появляются образы «новых» людей. Эти рассказы проникнуты предчувствием близ-ких тревожных перемен,

    В начале 1900-х годов лирический стиль ранней прозы Бунина меняется. В рассказе «Деревня» (1911) отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ «Су-ходол» поднимает тему обреченности дво-рянского усадебного мира, становясь лето-писью медленного трагического умирания русского дворянства. И на любви, и на не-нависти героев «Суходола» лежит печать тлена, ущербности — все говорит о законо-мерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагиче-ская гибель Петра Петровича предопреде-лены самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, где все живут лишь воспоминаниями о прошлом. Заключитель-ная картина церковного кладбища, «поте-рянных» могил символизирует потерю це-лого сословия. В «Суходоле» Бунин неодно-кратно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, что различия сводятся лишь к материаль-ной стороне.

    Бунин-прозаик не примыкал ни к каким модным литературным течениям или груп-пировкам, по его выражению, «не выкидывал никаких знамен» и не провозглашал никаких лозунгов. Критика отмечала достоинства языка Бунина, его искусство «поднимать в мир поэзии будничные явления жизни». «Низких» тем для писателя не существовало. Рецензент журнала «Вестник Европы» писал: «В отношении живописной точности г. Бунин не имеет соперников среди русских поэтов». Чувство Родины, языка, истории у него было огромно. Одним из источников его творчест-ва была народная речь. Прозу Бунина мно-гие критики сравнивали с произведениями Толстого и Достоевского, отмечая при этом, что в реализм прошлого века он привнес но-вые черты и новые краски, обогатив его чер-тами импрессионизма.

    В поисках способов (де)конструирования ностальгии мы обратимся к вненарративным уровням повествования. Отметим, что в традиции изучения ностальгии в кино любой фильм или сериал понимается как бинарная система, состоящая из изображения и нарратива (Dika, 2003, 5). Под нарративом здесь подразумевается сюжет, который складывается из событий и действий персонажей (Sprengler, 2009, 90). Тогда как большинство исследований уделяет основное внимание нарративу, нас будет интересовать исключительно изображение. Его мы будем анализировать в категориях, предложенных Ле Сьером. А именно, мы рассмотрим две главные эстетические стратегии, участвующие в создании ностальгического изображения: внешний реализм и умышленный архаизм. Перед ними будет поставлен вопрос, который исследователи обыкновенно обращают к нарративным стратегиям: содержатся ли здесь критические высказывания о прошлом, а если да, то как они выстраиваются?

    Внешний реализм

    Под стратегией внешнего реализма мы будем понимать воссоздание материального мира изображаемой эпохи (Le Sueur, 1977). Так как действие во всех трёх сериалах разворачивается в пятидесятые, закономерно предположить, что выражением поверхностного реализма в этом случае станут «популюксовые пятидесятые» (англ. Populuxe Fifties ). Согласно «официальному» определению Оксфордского словаря, популюкс -- это «стиль в архитектуре, домашней меблировке, автомобильном дизайне, который характеризуется футуристическими формами и украшениями, а также частым использованием хромовых и синтетических материалов». Вслед за Спренглер, специалистом в области популюкса в ностальгическом кино, мы распространим это определение на большее множество предметов. По её мнению, к популюксу относятся все товары, что производились в «золотой век» материализма в США (с 1954 по 1964 гг.) и являлись его выражением (здесь и далее -- Sprengler, 2009, 42). Характерной чертой этих товаров -- автомобилей, техники, мебели, одежды, домашней утвари -- является гиперболизированный дизайн. На этом основании к популюксу можно причислить не только «Кадиллаки» в «плавниковом стиле», но и зеркальные кофейники, и пышные юбки с нашивками в виде пуделей. Подобные артефакты и, шире, весь мир вещей пятидесятых являются объектом дальнейшего анализа. Обнаружится ли среди декораций и реквизита сериалов не только ностальгия по прошлому, но и его критика?

    Внешний реализм: сериал «Безумцы»

    Любой кадр сериала «Безумцы» мог бы стать иллюстрацией к энциклопедической статье о популюксе. Декорации здесь созданы в строгом соответствии со стереотипами о материальной культуре т. н. «Эпохи Камелота». Тем самым сериал встраивается традицию визуальной идеализации пятидесятых, начатую популярными фильмами и ситкомами 1950-х гг. и продолженную картинами эпохи «ностальгического бума» 1970-1980-х гг. Прямо цитируя отдельные произведения, он одновременно имеет в виду весь корпус, ссылается на эпоху в целом. То, что декорации сериала -- это лоскутное одеяло из узнаваемых изображений пятидесятых, неоднократно подчёркивал создатель шоу Мэттью Уайнер. Так, декорации офиса рекламного агенства «Стерлинг-Купер» на Медисон-авеню были созданы по мотивам интерьеров страховой компании из фильма «Квартира» (1960) (Huver, 2012). В обоих случаях это пространство, расчерченное линиями столов и рядами пишущих машинок. С раннего утра оно заполнено шумом, суетой и заботами «белых воротничков». Но это -- только одно измерение офиса; в другом обитает руководство. И если в «Квартире» двери с золочёными буквами имён оставались закрытыми для зрителя, то основное действие «Безумцев» сосредотачивается именно за ними. В этих помещениях, в первую очередь в кабинете креативного директора Дона Дрейпера, царствует уже не функционализм, а популюкс. В интерьере присутствует и обязательное кожаное кресло «Имс», и просторный диван, выложенный декоративными подушками, и картина в стиле абстрактного экспрессионизма -- как раз в цвет текстиля. Центром же композиции является барный стол, уставленный графинами с алкогольными напитками, -- он оказывается лучшей иллюстрацией благополучных пятидесятых, беспечно предпочитающих поверхностные удовольствия заботам о здоровье. В этом пространстве Дон проводит дни, а (некоторые) ночи -- в своём доме, который располагается в т. н. «субурбии», то есть в пригороде. Здесь заключена его жена Бетти -- бывшая фотомодель, ныне домохозяйка, которой ничего не остаётся, кроме так ухаживать за двумя детьми и обустраивать быт. Кухня, где она проводит бо льшую часть своего времени, оснащена по последнему слову промышленного дизайна: здесь есть зеркальные тостеры и сияющие кофейники, соковыжималка, вафельница и множество других бытовых приборов футуристического вида. Ещё более популюксовой -- и китчевой -- выглядит ванная комната. Она оформлена в стереотипных оттенках розового -- парадигматического цвета эпохи. Цветочным орнаментом украшены ажурные занавески, махровые полотенца и даже фарфоровая мыльница. Позолотой мерцают зеркала, вазы и бесчисленные флакончики. Этот интерьер, как и все прочие, был воссоздан по каталогам 1950-х гг., которые выпускала, в частности, компания «Сирс» (Coles, 2010). Уже тогда это ежегодное издание представляло себя как «отражение наших времён, в котором увековечены, для будущих историков, сегодняшние желания, обычаи, традиции, образы жизни». Иными словами, каталог запечатлевал материальную культуру такой, какой её хотели запомнить современники. То есть сериал реализует ностальгический проект пятидесятых, в те же пятидесятые и подготовленный. А потому несмотря на то, что отдельные предметы реквизита датируются различными десятилетиями и принадлежат к разнообразным стилям, в целом декорации сериала выглядят стерильными и искусственными. Не желая того, авторы «Безумцев» следуют стратегии внешнего реализма.

    Повторимся: Ле Сьер предполагал, что присутствие в фильме внешнего реализма не лишает его способности критически осмыслять изображаемое прошлое. Рассматриваемый сериал как раз доказывает этот тезис, обращая свою визуальную стратегию против стереотипов и мифов о пятидесятых. Мы выделили три наиболее важных приёма, с помощью которых авторы «Безумцев» превращают элементы внешнего реализма в инструмент критики «Эпохи Камелота». Первый и самый часто встречающийся приём мы обозначим как гиперболизацию . Мир «популюксовых пятидесятых» способен вызывать ностальгию до тех пор, пока не обнаруживает свою чрезмерность. Символы этой эпохи, которые остаются в кадре из эпизода в эпизод, становятся навязчивыми, и вместе с тем теряют своё очарование. Отчётливее всего это прослеживается в репрезентации двух стереотипно обязательных привычек взрослого человека пятидесятых -- курения и употребления алкоголя. В первых сериях они представлены в лучших традициях ностальгического кино. Мужчины с бокалами коктейля «олд фешн» представительны, а женщины с сигаретами элегантны; и те, и другие уверены в безвредности своих привычек, и вместе с ними в это готов поверить зритель. Однако с каждой серией дымовая завеса вокруг сотрудников «Стерлинг-Купер» становится всё плотнее, а количество употребляемых ими алкогольных напитков лишь увеличивается. Как с иронией комментируют эту особенность сериала кинокритики, «удивительно, что пары алкоголя не возгораются каждый раз, когда персонажи прикуривают свои „Лаки Страйк“» (Mitenbuler, 2013). Количество экранного времени, которое уделяется сценам курения и употребления спиртного, превращает изысканные привычки в обыденность на грани патологии, что снижает ностальгический эффект. Окончательное его стирание происходит путем специфической контекстуализации алкоголя и табака. Например, в доме у Дрейперов коктейли для Дона и его друзей готовит и подаёт его восьмилетняя дочь Салли (202, 204). Добавим, что это -- один из немногих способов общения отца с дочерью. Аналогично, сцены с курящими персонажами зачастую представляют их в самом невыгодном свете. Когда в поле зрения камеры попадает группа курящих женщин, внимание фокусируется на той, что беременна (напр., 103). Как отмечает телекритик Алан Сепинвол, эти кадры настолько шокируют зрителя, что оказываются в центре эпизода и затмевают прочие сюжетные линии (Sepinwall, 2007). Не раз камера вылавливает Бетти, которая в одной руке держит зажжённую сигарету, а в другой несет ребёнка (напр., 107). А в эпизоде детского утренника камера оборачивается в зрительный зал, полный родителей, и обнаруживает его утопающим в табачном дыму (302). Из-за (не)удачных кадров, в которых, как правило, курящие взрослые соседствуют с детьми, отсутствие запрета на курение теряет свою привлекательность. Так с помощью одной только композиции кадра сериал лишает символы пятидесятых их ностальгического значения. Кроме того, подчеркнём ещё раз, что сцены с курением и принятием алкоголя учащаются с каждой серией, в результате чего эти привычки начинают выглядеть пагубной зависимостью всего общества пятидесятых. Медиакритик Джером де Грут, который посвятил теме курения в «Безумцах» отдельную статью, считает, что частое появление в кадре алкоголя и сигарет объясняется стремлением сериала указать на их незначительность в жизни современного американца (De Groot, 2015). «Безумцам» важно подчеркнуть разницу между безответственным «вчера» и сознательным «сегодня», сделав акцент на последнем. С этой целью они «устраивают пир из исторического реквизита, в особенности из сигарет» (De Groot, 2015, 73). По мнению автора, в подобной репрезентации символов пятидесятых «критическая ностальгия» сериала проявляет себя в действии.

    Второй способ использования внешнего реализма в целях критики пятидесятых мы определим как антитезу . Нередко выверенный визуальный ряд нарушается кадрами, которые меняют смысл текущего эпизода и не оставляют места ностальгии. Часто этот приём реализуется в виде т. н. «смэш катов» (англ. smash cut ), то есть в виде резких монтажных склеек. Характерным примером является эпизод, в котором Дон строит игрушечный домик ко дню рождения Салли (103). Вот-вот на заднем дворе Дрейперов должен появиться ещё один предмет в стиле популюкс: Дон читает инструкцию и раскладывает на газоне детали. Но следующий кадр -- и он достает банку пива из холодильника. Ещё несколько секунд у будущего домика для принцессы -- и снова кадр открытого холодильника, заполненного алкоголем. Стык розового домика с банкой пива повторяется трижды. Через одну лишь последовательность изображений, без поясняющих реплик и каких-либо перемещений Дона сериал показывает, насколько тягостна для него роль любящего отца и сколь фальшив миф о счастливой американской семье пятидесятых. Дрейперу комфортнее «наблюдать за собственной семьей со стороны», -- подводит итоге этой сцене Сепинвол (Sepinwall, 2007). В «Безумцах» встречаются и более неожиданные монтажные склейки, заостряющие критику ностальгического изображения. Так, один из эпизодов второго сезона представляет поссорившихся Дона и Бетти (207). Только что они покинули дорогой ресторан и теперь возвращаются домой в недавно приобретённом «Кадиллаке», он одет в смокинг, она -- в коктейльное платье. Сперва зритель видит обоих анфас, затем камера берет крупным планом профиль Дона, после -- Бетти; через мгновение её тошнит. В этот же момент заканчивается серия, а вместе с ней и ностальгическая иллюзия о красивой жизни в стиле популюкс. Сериал переполнен подобными «бестактными» наблюдениями. Ностальгическое визуальное повествование, не ориентированное на критику прошлого, несомненно обошлось бы без них. А внешний реализм, каким его понимают большинство исследователей, соблюдал бы стерильность изображения и не допустил бы подобного нарушения стройного визуального ряда. Тем не менее, в этой и других сериях «Безумцев» зритель наблюдает, как повествование намеренно сталкивает между собой элементы внешнего реализма с тем, чтобы стряхнуть глянец с пятидесятых.

    Рефлексия сериала над прошлым обнаруживается и в сценах, где имеет место «физическое» дистанцирование зрителя от изображаемого. В завершение многих эпизодов камера движется назад, вдаль от места событий. При этом она игнорирует персонажей и держит в фокусе именно декорации или отдельные предметы реквизита. Меняя точку зрения на материальный мир пятидесятых, она представляет его в новом свете. Одной из иллюстраций этого приёма является эпизод семейного пикника Дрейперов (207). Они отдыхают на природе в окружении уже привычных зрителю предметов в стиле популюкс: клетчатый плед, плетёные корзины для пикника, переносной холодильник с клаб-сэндвичами. Пока камера держит семью крупным планом, идиллическое изображение досуга пятидесятых (как и ностальгические фантазии зрителя) остаётся нетронутым. Но вот пикник подходит к концу и Дрейперы покидают кадр. Зритель же, вместо того, чтобы отправиться вслед за ними, отдаляется и уже с расстояния наблюдает место недавнего ланча -- замусоренную лужайку. Так всего лишь один кадр подрывает «популюксовые пятидесятые», представляя их эпохой безответственного и потребительского отношения к природе. Культуролог Арсений Хитров считает, что в эта сцена вызывает у зрителя тем большее отторжение, что он, из-за положения камеры, превращается «из нейтрального или сочувствующего героям -- вплоть до идентификации -- в невольного свидетеля или даже участника преступления» (Хитров, 2013, 131). Дистанцирование как способ переосмысления прошлого встречается в «Безумцах» регулярно. Чаще всего так завершаются серии: камера фокусируется на одном из символов мифических пятидесятых -- на картинном доме в субурбии (101), на сияющем духовом шкафу (102), на включённом телевизоре (112), -- а затем медленно удаляется от него, предлагая зрителю самостоятельно переопределить его значение, исходя из более широкого визуального контекста.

    Мы обозначили лишь наиболее часто встречающиеся в сериале способы критической репрезентации прошлого. Можно найти и множество других, не поддающихся строгой классификации сцен, в которых стратегия внешнего реализма также используется для рефлексии над пятидесятыми. Например, во вселенной сериала подозрительно часто что-то ломается или выходит из строя. В одном из эпизодов профессиональная награда Дона -- дощечка с прибитой на неё подковой -- опрокидывается от сильного хлопка дверью; перевернувшаяся подкова высыпает на пол потенциальную удачу хозяина (105). А в другой сцене во время торжественной встречи Дрейперов с родственниками Бетти всеобщее внимание привлекает неожиданный засор раковины на кухне (302). Подобные эпизоды пусть и не деконструируют пятидесятые, но поддерживают в зрителе ироническое отношение к изображаемому прошлому.

    Рассмотренные примеры убедительно доказывают, что визуальное повествование «Безумцев» способно сформулировать критическое высказывание о прошлом и донести его до зрителя. При этом оно может не опираться на нарратив, представленный поясняющими репликами и диалогами персонажей или их действиями. Тем не менее, чтобы декорации «заговорили», им всё же требуется помощь -- камеры и монтажа. Благодаря им предметы выстраиваются в нужную последовательность, в декорациях расставляются значимые акценты, для реквизита подбирается требуемый ракурс. Иными словами, камера и монтаж создают условия, необходимые для того, чтобы зритель увидел всё тот же мир пятидесятых в новом, зачастую неприглядном свете.

    Внешний реализм: сериал «Мастера секса»

    В «Мастерах секса» «популюксовые пятидесятые» и ностальгия по ним не так выразительны, как в «Безумцах». Это во многом объясняется медицинской тематикой сериала. Она предопределяет место действия сюжета: бо льшую часть экранного времени главные персонажи, исследователи Билл Мастерс и Вирджиния Джонсон, проводят в мало отличающихся друг от друга больницах. Эти декорации минималистичны и мрачны. И хотя немногочисленный реквизит здесь сияет отполированной сталью, к популюксу он не имеет никакого отношения: это хирургические инструменты, медицинские аппараты, обстановка смотровых и операционных. Более того, в этом пространстве -- за исключением кабинета доктора Мастерса -- почти что не встречаются приметы пятидесятых. Что неудивительно, ведь медицинские учреждения холодны к тенденциям в мире дизайна и десятилетиями сохраняют свой облик неизменным. Принимая эту особенность во внимание, авторы сериала наполняют интерьеры мебелью, которая была произведена в предыдущие десятилетия, и тем самым действуют вопреки правилам внешнего реализма. Тем не менее, «популюксовые пятидесятые» в «Мастерах секса» присутствуют; для того, чтобы увидеть их, достаточно покинуть пределы больничной территории.

    Средоточием популюкса здесь становятся места общественного питания. Этот выбор был подсказан ностальгическими фильмами семидесятых, в которых дайнеры и драйв-ин рестораны являются основными локациями (Dwyer, 2015). Так и этот сериал часто помещает персонажей, в зависимости от времени суток, в кафе, дайнеры или рестораны. Декорации каждого из типов заведений соответствуют изображению, которое сложилось в традиции ностальгического кино. Так, например, в дайнерах пол обязательно выложен чёрно-белой плиткой, меблировку составляют стулья с красной кожаной обивкой и металлические столики, а декором служат неоновые надписи на стенах. Сколь мрачны и однообразны интерьеры больниц, столь ярки пространства, предназначенные для питания. Исключением не становится даже больничная столовая. Это единственное помещение во всём учреждении, оформлено в соответствии с правилами дизайна пятидесятых. Присутствуют здесь и предметы в стиле популюкс: футуристические чайники-термосы, кофемашины и аппараты с прохладительными напитками. Не менее стереотипными, чем интерьеры, здесь оказываются блюда, предлагаемые меню. Кадры общего плана мест общественного питания -- это панорамы столиков, которые уставлены тарелками с многоэтажными гамбургерами, блюдцами с вафлями под кленовым сиропом, бокалами с шоколадными молочными коктейлями. Таким образом, «Мастера секса» не упускают возможности утвердить экономическое благополучие пятидесятых в пространствах, которые находят для того уместными. Они наполняют их стереотипными атрибутами материальной культуры пятидесятых, а затем любуются ими, не подвергая рефлексии созданное ностальгическое изображение. Репрезентация декораций здесь не является способом переосмысления недавнего прошлого.

    Критический взгляд сериала на пятидесятые обнаруживается в другом измерении популюкса -- в костюмах. Авторы сериала выбрали для большинства агентов действия скромную одежду мрачных тонов и тем самым отказались от ностальгического изображения моды 1950-х гг. Женщины здесь одеты в повседневном стиле и облачаются в наряды «нью-лук» только по случаю торжеств. Исключением не становятся и два главных женских персонажа: Вирджиния предпочитает чёрные юбки и тёмные блузки, а жена Мастерса Либби выбирает закрытые однотонные платья. Объясняя невзрачность костюмов большинства персонажей, авторы сериала ссылаются на место и время действия: «Это Средний Запад, и это крайне коллегиальный мир -- консервативный мир докторов и преподавателей» (Cuttler, 2013). Таким образом, костюмеры пожертвовали популюксом в пользу исторической действительности.

    Стереотипному представлению об облике женщины пятидесятых здесь соответствуют только проститутки. В течение первого сезона они находятся в центре повествования, так как поначалу являются единственными участниками экспериментов доктора Мастерса. Наибольшую важность для сюжета представляет Бетти Димелло, будущая пациентка, секретарша и менеджер Мастерса. В её гардеробе есть всё необходимое, чтобы выглядеть девушкой в стиле популюкс. Стремясь отвечать требованиям всех журналов мод одновременно, она чередует платья красной и леопардовой расцветок, дополняет их шляпками с вуалью и в любую погоду надевает отороченное мехом пальто. Пёструю одежду выразительных силуэтов выбирают и её коллеги. В сценах с общими планами эти девушки выглядят иллюстрацией стильных и элегантных пятидесятых. Однако при приближении камеры к ним становится очевидной несвежесть их одежды, неаккуратность макияжа и маникюра. Представляя популюкс в поношенном и потрёпанном виде, сериал иронизирует над визуальными стереотипами о женщинах пятидесятых. Точно так же дезавуируются и стереотипы о мужской моде. В одной из серий в кадре появляются трое безымянных мужчин по вызову, в фигурах которых воплощаются популярные образы пятидесятых (103). Двое из них -- один в белой футболке, другой в поло и вязаном кардигане, оба с уложенными чёлками -- безупречно копируют стиль Джеймса Дина. Третий, в подвёрнутых джинсах, в красном бомбере и с причёской «помпадур», представляет стиль рокабилли. Эти образы хорошо знакомы современному зрителю, но не агентам, которые окружают эту троицу. Другие мужчины одеты сплошь в серые костюмы и им известен только один способ укладки волос -- с пробором на бок. А для Билла Мастерса авторы сериала и вовсе подобрали только один комплект одежды -- рубашки меняются на нём разве что в сценах с флэшбеками (Scharf, 2013). Так становится более явной конформность общества пятидесятых. Ещё одним (и последним) исключением в череде блекло одетых персонажей оказывается эксцентричная пожилая пара, которую Бетти встречает во время отдыха в Сан-Франциско (106). Хотя обоим персонажам далеко за шестьдесят, они отвечают всем требованиям популюкса как стиля в одежде и жизни. Она носит вызывающе открытые платья и помаду ему в тон; он не снимает шляпу и носит шёлковые платки во внешнем кармане; оба заказывают в барах и ресторанах исключительно клубничный дайкири. Их внешний вид, как и облик проституток, соответствует стереотипному представлению зрителя о моде пятидесятых. Окажись эти персонажи в другом ностальгическом фильме, они органично вписались бы в контекст и затерялись бы в пёстрой толпе. Но этот сериал помещает их на контрастный фон и тем самым делает видимыми вычурность и избыточность популюкса. А изолируя популюкс, сводя его к облику всего лишь нескольких персонажей, сериал указывает на низкую репрезентативность и искусственность визуальных стереотипов о культуре пятидесятых.

    Этими высказываниями критика пятидесятых на уровне визуального повествования и ограничивается. Внешний реализм, выраженный в виде декораций, не дезавуирует, а, напротив, с ностальгией смотрит на пятидесятые. Он в тысячный раз воспроизводит стереотип о тотальном материальном благополучии этой эпохи. Тем не менее, «популюксовые пятидесятые» жёстко ограничены пространствами загородных домов и «третьих мест» -- ресторанов, кафе, отелей. По причине того, что этим локациям отводится крайне малое количество экранного времени, сериал едва ли выглядит ностальгирующим по пятидесятым.

    Внешний реализм: сериал «Пан Америкэн»

    В противоположность рассмотренным примерам сериал «Пан Америкэн» не считает нужным ни ограничивать, ни, тем более, деконструировать ностальгию по пятидесятым с помощью визуального повествования. Строже всех соблюдая стратегию внешнего реализма, он изображает мир, который будто бы только в пятидесятые и возник. Более того, весь этот мир соответствует стилю популюкс: его декорации сияют либо хромом (аэропорты, самолёты, «Кадиллаки»), либо розовым глянцем (отели, кафе и магазины). Квинтэссенцией этого стиля являются центральные персонажи сериала, четыре стюардессы и два пилота компании «Пан Америкэн». Вне рабочего времени они выбирают стереотипную популюксовую одежду: «университетские куртки (англ. letterman jacket ) и голубые джинсы, пышные юбки и оксфорды с цветными вставками (англ. saddle shoes )» (Dwyer, 2015, 3). Не только в повседневной жизни, но и во время путешествий по миру команда «пан Америкэн» представляет эстетику «Эпохи Камелота». Так, в облике стюардесс отражаются все стереотипы о женщинах пятидесятых. Эти девушки всегда выглядят ухоженно и элегантно. Их одежда никогда не бывает испачканной или помятой, их укладки не способен испортить ни ветер, ни проливной дождь, а их маникюр никогда не ломается. Даже после долгой и утомительной дороги по окрестностям Порт-о-Пренса -- в открытом джипе, под ливнем, под прицелами солдат кубинского диктатора Дювалье Франсуа -- стюардесса Колетт остаётся в белоснежной блузке (108). Так и в других приключениях и происшествиях сотрудники «Пан Америкэн» сохраняют безупречный внешний вид. Тем самым сериал утверждает непоколебимость визуальных образов пятидесятых и стоящих за ними идей.

    Самым выразительным символом пятидесятых -- и, в глазах кинокритиков, «главной звездой сериала» -- оказывается Boeing 707 (Stack, 2011). В начале 1960-х гг., недавно введённый в коммерческую эксплуатацию, этот самолёт знаменовал собой наступление светлого будущего авиастроения и служил ещё одним поводом для национальной гордости США. В условном списке предметов в стиле популюкс (который, напомним, был одержим аэрокосмической тематикой) едва ли можно найти более весомый -- во всех смыслах -- артефакт. C учётом того, что в сериале этот самолёт состоит во флоте компании «Пан Америкэн», он выглядит респектабельно не только снаружи, но и внутри. Воссозданный интерьер оформлен по последнему слову промышленного дизайна. И это единственный случай, когда сериал нельзя упрекнуть в злоупотреблении внешним реализмом, ведь и самолёт был спроектирован в 1950-е гг. Однако правдоподобие декораций не спасает их от чрезмерности: «они создают преувеличенную реальность, которая выглядит слегка карикатурной и показной», -- замечает кинокритик Стюарт О"Коннор в обзоре первого сезона (O"Connor, 2013). За спинами улыбчивых стюардесс, которые в каждой серии встречают на борту самолёта новых пассажиров, обнаруживается мир популюксовых пятидесятых в миниатюре. Здесь никогда не иссякают запасы виски, мартини и оливок на закуску. Всегда в наличии и свежая американская пресса: журналы «Эсквайр», «Лайф», «Атлантик». Наконец, само собой разумеются обеды и ужины по меню с фруктовой корзиной в качестве десерта. Словом, в этом пространстве есть всё, чтобы состоятельный американец пятидесятых чувствовал себя таковым.

    Когда члены экипажа оказываются в других странах, «популюксовые пятидесятые» не остаются на борту самолёта, но повсюду сопровождают их. Как только стюардессы, заселившись в очередной отель, распаковывают свой багаж, их номера превращаются в их нью-йоркские квартиры. Какая температура или политическая обстановка при этом за окном, уже не так важно. Единственное, что может нарушить их покой, -- вторжение внешней реальности во вновь созданный мир американских пятидесятых. Так, например, в одном из эпизодов в номере девушек обнаруживается сначала ящерица, а затем -- змея (104). Это событие вынуждает их покинуть пределы отеля, попытаться открыть для себя «прекрасную в своей незамысловатости» Джакарту, но в итоге обнаружить, что «рай оказался не таким уж раем». Мужской части команды «Пан Америкэн» не менее важно воссоздать вокруг себя привычную обстановку. Во время пребывания в Индонезии один из пилотов, Тед, тратит весь день (всю серию) на настройку вещания американского телевидения (104). К вечеру ему удаётся это сделать: с чувством выполненного долга он смотрит трансляцию взлёта космического корабля «Меркурий». И кажется, что для него нет ничего важнее этой возможности слиться с согражданами в едином чувстве национальной гордости. Борьба со сломанным телевизором, которая предшествовала этому моменту, оказывается личной борьбой Теда за популюкс, за материальную культуру пятидесятых и, шире, за американский образ жизни. В ней он, как и другие персонажи в аналогичных ситуациях, одерживает бесспорную победу.

    Впрочем, и сами страны, которые посещают эти персонажи, делают все, чтобы воспроизвести привычную им картину мира. Так, в Западном Берлине проводится красочная демонстрация по случаю приезда Кеннеди, который должен выступить с речью перед Шёнебергской ратушей (103). Днём команду «Пан Америкэн» ждут лучшие места для наблюдения за этим событием, вечером -- банкет в американском посольстве. А Янгон искусно притворяется Лос-Анджелесом: стюардессы отдыхают у бирюзового бассейна, в тени пальм и разноцветных зонтиков, а их окружение состоит из таких же бледнокожих американцев (104). Культура самой Мьянмы здесь никак не проявляет себя. Даже местные жители появляются в кадре только будучи облачёнными в униформу официантов. И, разумеется, все они говорят на превосходном английском.

    Таким образом, «популюксовые пятидесятые» в этом сериале оказываются своего рода колонизаторской программой США. Реализует её путешествующая по миру команда «Пан Америкэн». Она же ведёт работу по созданию ностальгического изображения и следит за тем, чтобы во внешнем реализме не находилось места для его критики.