Архипенко скульптор работы. Скульптурный авангард александра архипенко

Некоторые российские сайты именуют его художником «русского зарубежья». С таким же успехом его можно было назвать французским художником (он прожил во Франции с 1908 по 1921 год), немецким (в Берлине,1921-1923), американским (1923 -1964, до самой смерти).

В Москве же он пробыл всего 2 года (1906-1908).

Если учесть, что родился Александр Архипенко в Киеве и прожил в нем до 19 лет (отец – профессор Киевского университета, мать – дочь иконописца Мохового), то мы с полным основанием можем называть его и украинским скульптором.

Хотя, чего греха скрывать, его родина, соблюдая прекрасную традицию «поставщика талантов миру», родила его и забыла. Его имя в советской Украине было под запретом, наряду с именами Малевича и Кандинского в советской России. Большинство его работ, созданных в царской империи, были уничтожены. (Имена Малевича и Кандинского были инкарнированы на постсоветском пространстве, но этого не скажешь об Александре Архипенко.)

Сегодня его имя иногда можно услышать на лекциях по искусству или прочесть в редких, в основном, специализированных, изданиях и на сайтах. Но скульптуры Александра Архипенко, покорившие мир, широкому кругу людей в Украине вообще неизвестны.

И это очень обидно. Потому что современные дизайнеры и скульпторы всего мира во многом «питаются» его идеями.

Поэтому – давайте с ним познакомимся. Он заслуживает известности у себя на родине (в мире его и без нас хорошо знают).

Александр Архипенко был назван «самым впечатляющим скульптором современности» (французский поэт и арт-критик Аполлинер). Его считали основоположником кубизма в скульптуре. Если Пабло Пикассо был «кубическим» революционером в живописи, то Архипенко – в скульптуре.

Один из законодателей мирового искусства. Самый известный скульптор 20 столетия. Один из столпов мирового искусства 20 века.

Его работы выставлялись и выставляются в самых престижных музеях: галерея Соломона, центр Помпиду, музей Модерн Арт, галерея Гугенгейма (Нью-Йорк), музеи Стокгольма, Берлина, Тель-Авива, Москвы. А также его работы сегодня можно увидеть и в Украине: в Национальном художественном музее Украины, Национальном музее им. Шептицкого во Львове.

Что же выдающегося создал этот скульптор?

Чтобы осознать вклад любого художника в ту не всегда понятную, отделенную от обычной жизни структуру, куда попадают избранные, но при этом она вроде бы открыта для всех, — то, что называется «мировая культура», — нужно понять личность художника.

И очень показательной в этом смысле станет для нас сегодня веселая, а тогда – скандальная – история создания «Красного мыслителя». Ему было 19 лет, когда местный помещик заказал ему скульптуру на вольную тему. Юный Архипенко изваял из терракота мужскую скульптуру, преувеличенно-гротескную (простите за тавтологию), покрыл ее красной эмалью и экспонировал в одном из сельских магазинов. При этом повесил табличку, гласящую, что рабочие и крестьяне могут посещать выставку по заниженной цене. Это не очень понравилось представителю местной власти.

“Первым посетителем был полицейский надзиратель… «Почему рабочие и крестьяне должны меньше платить?» Потом узрел «Мыслителя». «А о чем он мыслит и почему красный?» Полицейский увидел в этом символ», – рассказывал позже художник.

Опишет личность художника и тот факт, что юный студент Архипенко выражал недовольство методами обучения в Киевском художественном училище и был отчислен оттуда за вольнодумство (в 1905 году).

В 1908 году он уже жил во Франции, куда поехал учиться. Вместе с Модильяни ходил по музеям и изучал традиции готики, Ассирии, Греции, Египта. При этом сумел не утонуть в классике, а создал свой неповторимый стиль.

Идеи и находки Александра Архипенко

Его работы были настолько необычными и интересными, что к нему сами пошли ученики, хотя ехал Александр Архипенко во Францию, чтобы найти себе учителя.

  1. Он первым использовал кубическую форму в скульптуре, ошарашив всех тем, что не тесал композиции, а строил их из различных геометрических форм. И это была не дань моде (как легко Архипенко вошел в кубизм, так легко и вышел), а стремление показать закономерность космического творения: материя рождается из хаоса, а из материи – упорядоченное тело.
Вертикальная фигура гондольера опирается на диагональ весла, создавая при этом непоколебимое равновесие.

Знаменитый «Гондольер», стиль: кубизм, 1914 год

  1. Кубизм был только способом для художника в поисках художественной истины. Он постоянно искал новые пути для воплощения художественных идей.

Знаменитые «Боксеры», 1914 год. Стиль: кубизм. Музей Гугенхейм, Нью-Йорк

  1. Одно из его новшеств – «скульптуро-живопись», где цвет подчеркивает рельеф, а рельеф дополняет цвет. Он первым в скульптуре начал расписывать поверхность красками, почувствовав художественную ценность в произведениях давних мастеров.

«Карусель Пьеро», 1913 год, музей Гугенхейм, Нью-Йорк

«Мы видим, что природа никогда не отделяет формы от цвета, а только в разных случаях соединяет их в бесконечную разнородность», -- говорил скульптор.

  1. Идея пустот в скульптуре принадлежит именно Александру Архипенко, а не Генри Муру, как это принято считать. Эта новая идея художественной экспрессии – идея углубления, воплощенная в виде пустоты. Простор (пустота) внутри скульптуры используется им как изобразительный элемент, по силе равный материальному.

Это была архипенковская находка – открытые формы. Не существует линии круга без пустоты. Оба эти элемента растворяются друг в друге, создавая себя.

«Женщина расчесывает волосы», 1915

«Именно отсутствие чего-то, а не присутствие, и есть причиной, импульсом мотива творения. Этот процесс присутствует в природе как скрытая сила и есть основным творческим возбудителем создания новых форм жизни». – Александр Архипенко.

  1. «Архипенковский стиль» в скульптуре: соединение металла, пластмассы, цемента, дерева, терракота, жемчужин, стекла. Сейчас в дизайне пространства и скульптур это кажется обыденным, но кто-то должен был быть первым. И этим кем-то был А. Архипенко.

«В будуаре» (Перед зеркалом), 1915. Масло, графит, фотография, металл, деревоl, 1941 год

  1. Современные движущиеся бил-борды существуют благодаря тому, что в 1912 году скульптор придумал, а в 1924 году создал архипентуру – «двигающуюся живопись». Это сложный механизм, который с помощью узких цветных полосок создавал живописные композиции.

Архипентура, 1924 год. Фонд Архипенко, Нью-Йорк

Архипентура, 1924 год, Фонд Архипенко, Нью-Йорк

Инженерная конструкция архипентуры

  1. На всемирной выставке в Чикаго 1933 года присутствовал и украинский павильон, организованный . Один из залов был оформлен 48-ю работами Архипенко. Коллекция была оценена в 25 тысяч долларов! Для сравнения: Понтиак можно было купить в те времена в Америке за 1 тысячу долларов. Коллекция была оценена в баснословную сумму.
  2. Скульптор экспериментировал не только с внутренней сутью вещей, но и с внешней: он обращал внимание даже на то, как солнце будет освещать композицию в разную пору дня. Создавая позитивные и негативные эффекты скульптуры, он предусматривал освещения их для каждой поры суток.
  3. Александр Архипенко преподавал в 17 университетах и художественных учебных заведениях (5 из них основаны самим мастером в Париже, Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, Чикаго).
  4. Его признали в 1923 году «самым выдающимся скульптором после Родена».
«С тех пор, как существует фотография, сходство не нужно. Разве задача художника – фотографировать? Я считаю, что задача художника -- творить» (Александр Архипенко, 1887-1964, рожденный в Киеве, умерший в Нью-Йорке).

Александр Порфирьевич Архипенко


Александр Архипенко родился в Киеве 30 мая (11 июня) 1887 года. Отец его, Порфирий Архипенко, будучи механиком, заведовал университетскими лабораториями и физическими кабинетами. Человек талантливый, автор многих мелких, с лёгкостью совершаемых изобретений, он постоянно усовершенствовал различные сложные механизмы. Эту тягу к изобретательству унаследовал и Александр.

Но наибольшее влияние на мальчика оказал его дед - Антон Архипенко. Он был художником, и Александр с детских лет перенял от него особую любовь к искусству из рассказов о великих мастерах мира, их жизни, успехах и славе. С детских лет познакомившись с искусством, Саша твёрдо решает посвятить себя ему.

В 1902 году Александр поступает в Киевскую художественную школу, где до 1905 года изучает живопись и скульптуру. В своём родном городе он получает основы художественного образования, а затем продолжает его в Москве. Здесь проходят его первые выставки. Формирование художественного мировоззрения Архипенко продолжается в Париже. Учась в Школе искусств, он штудирует старую скульптуру в музеях и одновременно показывает на выставках свои работы.

«Путь А. Архипенко, - пишет исследователь творчества скульптора Павел Ковжун, - воспитание и созревание таланта особенно интересны - уже хотя бы потому, что, помимо неустанного поиска своего самовыражения, он всегда был отважен до прагматизма. Архипенко вырос в полном смысле слова на новой художественной школе. С ранних лет он стремился завладеть материалом: уже в первых его работах проявляется натурализм, приметы стилевого лада, выходившие тогда у него из „архаики". Устремления молодого художника показывали, что он искал язык сильный и убедительный, однако очень простой. Этот путь привёл А. Архипенко к глыбе. Он начал длительную борьбу с ней, пока не сделал её послушным субстратом, из которого умел добыть совершенно новую форму».

Уже в 1910 году, будучи ещё совсем молодым художником, Архипенко устраивает персональные выставки в Гааге и Берлине. К тому времени он оказывается в первых рядах борцов за новое искусство - принимает живое участие в парижской художественной жизни. Он примыкает к группе кубистов, где вводит в жизнь свои взгляды на искусство и творчество. Эта группа оказалась центром, генерировавшим новые революционные художественные идеи.

П. Ковжун пишет:

«Так начался значительный период в творчестве мастера, который и принёс ему мировую известность. Он тесно связан с его кубистическим методом. Ведь кубизм действительно в первую очередь - принцип строгой системы. Преобладание анализа над чувством, отмечаемое в кубизме, - это прежде всего лишь потребность в упорядочении. Если произведение стремится к упорядоченности, ясному строю - оно приближается к синтезу, а дальше уже слово за художником. Собственно, кубизм совершил главный переворот в современном искусстве тогда, когда научил строить образ: так и метод Архипенко в скульптуре научил строить форму и подвинуть пластику к неожиданным возможностям…

…Искусство Архипенко росло энергичными волнами. Он осваивал новаторские задачи одну за другой и шёл от успеха к успеху. Он создал индивидуальный метод и преобразил его собственным восприятием Именно тогда искусство Архипенко стало на грани гениальности. Его произведения достигли вершин художественной выразительности и мастерства, как наивысшего проявления индивидуальности. „Искусство не есть то, что мы видим - но лишь то, что мы имеем в себе самих" - так говорит мастер, раскрывая этим свой взгляд на творчество, определяя суть своего творческого деяния как энергии активной, а не пассивной. Пассивным искусством является изобразительный подход (натурализм-реализм), активным - то, что строит новые формы, новые образотворческие возможности. Эти новые формы, новые возможности создавал Архипенко, подчиняясь внутренним творческим импульсам, говорил таким пластическим языком, который обладал своими средствами выражения, утончёнными для глубочайшего общения с теми, кто воспринимал новый мир творческого видения».

Так в 1912 году Архипенко отходит от кубистов. Он чувствует, что теория кубистов ограничивает его в творчестве и обрекает на некую формалистику.

В том же году скульптор основывает в столице Франции свою собственную школу, а затем совершает большое путешествие с выставкой своих работ по главным европейским художественным центрам - по Италии, Швеции, Франции, Германии, Чехословакии. И всюду работы Архипенко, а их было больше 65, пользуются большим успехом. Это был настоящий триумф украинского художника, привлёкшего к себе своим творчеством и смелыми исканиями всю Европу.

Не забывают о нём и на Украине: во Львове издаётся в 1922 году небольшая монография о творчестве художника, написанная М. Голубцом, а в 1923 году - большая монография со статьёй Ганса Хильдебрандта.

В начале двадцатых годов в столице Германии Архипенко вновь основывает школу, собирая вокруг себя немало учеников. Однако уже в 1923 году скульптор покидает Европу и переселяется на постоянное жительство в Америку. Школу с очень широкой художественной программой он открывает теперь в США.

В 1924 году он сконструировал так называемую подвижную живопись, известную под именем её создателя - «архипентура». Суть её в том, что при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создающие определённые композиции, меняя образы по замыслу автора. Позднее подобная скульптура получила название «мобили», а одним из самых ярких представителей её стал американец Александр Колдер-младший.

В США Архипенко устроил примерно тридцать своих выставок. Здесь Архипенко не только провёл свои последние годы (он умер в Нью-Йорке 25 февраля 1964 года), но и подвёл итог всей своей многолетней неустанной творческой работы. В последние годы его искусство достигло большой мужественности, решительности, крупных художественных форм.

Кроме скульптуры, Архипенко много занимался живописью. Цвет, тон никогда не оставляли равнодушным художника. Он первый ввёл раскрашенные плоскости в современную пластику - показал форму в цветовой интерпретации. Эта же тяга к цвету привела его к живописи. Творчество Архипенко-художника также оригинально выразительно, как и его скульптура. Большой, сильный мастер легко и бравурно чувствует и видит форму в цвете, гармонизируя её тональными аккордами.

К сожалению, нельзя назвать счастливой судьбу произведений мастера, с большим трудом всё же попавших на родину. Осенью 1935 года в собрание Львовского национального музея включили дар Архипенко - скульптуру «Ма. Раздумье» - одну их трёх композиций, объединённых под названием «Ма». Стараниями директора музея И. С. Свинцицкого позднее к ней были присоединены ещё девять полученных от автора произведений - две картины и семь рисунков.

Осенью 1936 года в музее Научного товарищества им. Т. Шевченко экспонировалась терракотовая композиция «Шевченко-пророк», переданная в коллекцию Национального музея позднее, в 1940 году.

Остальные произведения, в том числе скульптуры, бесследно исчезли в 1952 году во время беспримерной акции изъятия из музея и уничтожения многочисленного «идейно вредного, националистического» наследия. Остались одни лишь опубликованные в журнале «Мистецтво» и каталогах фотографии.


"Семейная жизнь" 1912, Архипенко А. П. (1887-1964)

Кто это такой? Это великий авангардный скульптор 20-го века Архипенко Александр Порфирьевич.
Он считается (и является) одним из создателей кубизма в скульптуре. И какой же он замечательный! Кроме кубизма, Архипенко творчески успешно работал и в более поздних стилях авангарда.
Он создал новые идеи, приёмы и формы.

Это Архипенко создал в мировой скульптуре пустоты, которые так удачно сочетались с идеями модернизма разных видов. Больше не буду. Если я сделаю большой пост или пару, про скульпторов, тогда и расскажу
про Бранкузи, Архипенко и т.д. Не про Неизвестного. Смотрите на то, что вы видите сейчас. Научайтесь смотреть и чувствовать и тогда у вас появятся вашие личные ассоциации, на которые ваше развитое
мышление отреагирует анализом. А это, оно самое и есть! Это будет означать, что вы понимаете искусство и мыслите о том, что вы понимаете.
Эта работа, "Семейная жизнь", совсем прямо влияет на наше подсознание. Просто ударяет. Доверяйте себе и вы почувствуете.

"Гондольер" 1914 г, отлито в бронзе в 1957 году. Архипенко А. П. (1887-1964) Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Посмотрите на это. Лёгкость форм просто дышит в нашу сторону.

Архипенко это украинец уникального класса в мировом искусстве. Это вам не какой-нибудь поляк из Киева, Малевич. Я уже не говорю о художниках, которые ЯВРЕИ родившиеся или жившие в Украине.
Это украинский патриот. В тридцатых годах Архипенко с талантом оформил украинскую выставку в США.
Активная творческая жизнь Архипенко прошла в основном в Париже и Нью-Йорке. (Недолго, и в других местах Европы.) Он переехал в США в 1923, а получил американское гражданство в 1929г.
Но Архипенко всю жизнь,- в Европе и в США,- АКТИВНО! оставался украинцем. Его старший брат был членом украинского правительства в 1918-19 годах. А потом он (брат) был видным деятелем в украинской диаспоре
в Европе.


"Женщина причёсывающая волосы" 1914 г., Архипенко А.П.(1887-1964) Музей Израиля (это название) Иерусалим.

Одна работа, лучше другой. Смотрите. Не забывайте смотреть и чувствовать. Я и не помню, чтобы значительная работа Архипенко продавалась. Все держат для себя.
Если бы эта работа вдруг продавалась, то аукционный бой и его результат были бы поразительными и ошеломляющими. Тем ни менее эта девушка-красавица стоит не в музее, а именно, - скажем так,- на улице.
АГА. Она стоит во дворе Израильского музея в Иерусалиме. Она просто замечательная. И какая же она тёплая. Чувствуете, а?

Я показал и рассказал как англичане выставили, - ни больше ни меньше, а одну из величайших НЮ в мировом искусстве вообще, "Венеру с зеркалом" Веласкеса и ещё одиннадцать работ высочайшего уровня прямо на улице. На
стенках вокруг музея и ещё дальше. Какой-то служитель, явно не из искусствоведов стоял рядом. Никакой полиции. И люди просто шли по улице и видели этого великого Веласкеса. ХА-ХА-ХА! Обалдеть. Так и эта работа Архипенко.

Я уже рассказывал. Модильяни и Пикассо, несмотря на различие темперамента, традиции воспитания, подхода к искусству и к женщинам! (ещё бы!) - были друзьями. Однажды Модильяни сказал, что народ правильно понимает,
что он, Модильяни, не настоящий художник. Почему? Потому что он не рисует его фигурам глаза. И хулиганы засмеялись.
Посмотрите на работу революционера в скульптуре - на прекрасную работу Александра Архипенко "Женщина, причёсывающая волосы" - и по вашей реакции вы поймёте над кем смеялись Пикассо и Модильяни. ХА-ХА-ХА!!!

У украинского патриота А.П. Архипенко за сорок лет было больше чем 150(сто пятьдесят) выставок в Соединённых Штатах!! А?? 150!! Но я никогда не видел, чтобы какой-нибудь украинский националист, с полным
основанием, похвастался таким успехом этого украинца. И я не видел, чтобы украинский националист создал пост со многими (или с немногими??!!) скульптурами Архипенко и с гордостью националиста-украинца
подробно рассказал про жизнь и творчество великого новатора, А.П. Архипенко. Им не надо! Они точно такие же как и русские наци. Враги цивилизации и культуры.
Мне прямо сказал один украинский националист, что Архипенко это не украинское искусство. Ага.


"Царь Соломон" меньшая версия создана в 1963г. Эта, большая, отлита в 1968
Архипенко А.П.(1887-1964) кампус университета Пенсильвании, в Филадельфии

И наконец посмотрите на последнюю работу Архипенко. За год до смерти он сделал меньшую фигуру, чтобы потом отлить большую. Эту, большую, которую вы сейчас видите, под наблюдением его жены отлили в 1968 году.
Эта фигура больше 4 метров (440 см.) в высоту. Полторы тонны. В 1985 г. Mr and Mrs Jeffrey H. Loria подарили эту скульптуру университету. Меценаты в Америке делают очень много.
И она стоит в кампусе Университета на очень видном месте. А в России до сих пор не поставили памятник Набокову. Вместо этого сделали отвратительную пиздюльку-барельеф и засунули во двор Питерского
филфака, чтобы даже эту стыдобу никто не увидел. Чтобы совсем не было Набокова, раз РПЦ его не хочет. Я уже описал это подробно.

Эта кубистическая скульптура "Царь Соломон" вызывает ощущение собственной малости перед мощью исходящей от фигуры. Зрители говорят, что появляется ощущение наверное похожее на то, как должно быть чувствовали
себя люди перед историческим царём Соломоном. Скульптор интересно и удачно решил его задачу, а развитые американцы понимают и умеют оценить КУБИЗМ. В этой работе есть некоторое заимствование у самого себя.
Но это не есть повторение пройденного.

Пенсильвания будет гордиться этой скульптурой Архипенко, Александра Порфирьевича столько, сколько будет существовать. Пенсильвания, но не украинские националисты. Им не нужно украинское искусство.
Вы победите господа. Только кого? Не себя ли?

художник, скульптор

Александр Архипенко - русский и американский художник-авангардист, скульптор и график, один из основателей кубизма в скульптуре.

Александр Архипенко - первопроходец кубизма

Александр Архипенко родился в Киеве (тогда - часть Российской империи, ныне - Украина). Его художественная карьера началась в 1902 году, с Киевской художественной школы, где он учился под руководством Святославского.

Спустя всего четыре года он уже выставлял свои произведения совместно со знаменитым Александром Богомазовым.

В 1908 году Архипенко отправился в Париж - изучать самые современные на то время течения в искусстве, и поселился в колонии художников La Ruche, вместе со многими другими русскими художниками-иммигрантами, включая Владимира Баранова-Россина, Соню Делоней-Терк и Натана Алтмана.

Успех пришел к нему в 1910 году, с выставками в салонах Salon des Indépendants и Salon d"Automne вместе с Александрой Экстер, Казимиром Малевичем, Вадимом Меллером, Соней Делоней-Терк, а также знаменитыми и модными Пабло Пикассо, Жоржем Браком и Ангдре Дереном. Он стал вторым (после Пикассо) художником, представившим произведения искусства в стиле кубизм европейскому зрителю, и первым - в Париже. Признание позволило Архипенко создать свою собственную школу искусств в Париже, проработавшую вплоть до Первой Мировой войны.

Четыре его скульптуры в стиле кубизма, включая Family Life, появились на противоречивой выставке Armory Show в Нью-Йорке в 1913 году. Издание New York World опубликовало на своих страницах известную карикатуру, высмеивавшую эти произведения.

...Но вот другие его скульптуры наперебой расхваливались критиками на выставке Biennale Internazionale dell"Arte di Venezia в Италии и в берлинской галерее Gallerie van Diemen.

После войны Архипенко смог открыть вторую школу искусств, на этот раз - в Берлине, в 1921 году, но его карьера в Германии завершилась из-за экономического кризиса, и спустя два года он эмигрировал в Соединенные Штаты. В 1929 году он получил американское гражданство.

В Америке он постепенно завоевал признание публики, принимая участие в множестве выставок, представляя в основном скульптуры. Верхом его достижений стала Всемирная выставка в Чикаго в 1933 году, где ему доверили выставляться в украинском павильоне, чем во многом и объяснялся успех последнего среди посетителей.

Последующие десятилетия Архипенко провел, вырабатывая и оттачивая свой собственный стиль кубизма, выставляясь в Америке и Европе.

В качестве признания его влияния на художников-современников, в 1962 году он был принят в Американскую Академию художеств.

Александра Кайзер

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала:

АЛЕКСАНДР АРХИПЕНКО ЖИЛ И АКТИВНО РАБОТАЛ В США С 1923 ГОДА И ДО САМОЙ СВОЕЙ СМЕРТИ В 1964 ГОДУ. ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ОБЫКНОВЕННО ОГРАНИЧИВАЮТСЯ РАННИМ, ПАРИЖСКИМ, ПЕРИОДОМ И ВКЛАДОМ МАСТЕРА В ФОРМИРОВАНИЕ КУБИЗМА. ЛИШЬ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СПЕЦИАЛИСТЫ ОБРАТИЛИСЬ К РАССМОТРЕНИЮ БОЛЕЕ ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИПЕНКО С ЦЕЛЬЮ ОБОЗНАЧИТЬ ЗАНИМАЕМОЕ ИМ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ АВАНГАРДА И ОПРЕДЕЛИТЬ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ ПУБЛИКИ.

Родившийся в 1887 году на Украине, Архипенко учился сначала в художественной школе в Киеве, потом в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, а в 1908 году отправился в Париж. Там он поселился на Монпарнасе, в самой гуще международного сообщества художников и стал завсегдатаем многочисленных объединений. Культурный багаж Архипенко - своеобразный сплав ортодоксального православного символизма, фольклорных элементов с присущим скульптору колористическим даром - нашел свое выражение в первых же полихромных работах, созданных под влиянием искусства стран Африки и Океании, а также в нескольких религиозно-символических скульптурах небольшого размера, например в вырезанной из дерева работе «Грусть» (1909). Вскоре после этого его интересами завладели изогнутые (выпуклые и вогнутые) поверхности, полихромные формы, возможность творить в жанре смешанной техники и способы передачи движения. Ряд произведений Александра Архипенко, включая «Танец» (1912), «Карусель Пьеро» (1913), «Боксеры» (1914) и «Медрано II» (1914), были выставлены в «Салоне независимых», опубликованы в художественных журналах и удостоились похвалы поэта и влиятельного критика Гийома Аполлинера.

Несмотря на то что Александр Архипенко еще до начала Первой мировой войны заявил о себе как о выдающемся скульпторе, широчайшее признание он получил лишь в начале 1920-х годов, когда вышли четыре монографии о его творчестве, а за короткий период, с 1920 по 1923 год, было организовано более 25 выставок мастера.

В 1920 году Архипенко избрали в качестве одного из представителей России для участия в XII Венецианской биеннале - первой биеннале, организованной после окончания Первой мировой войны. Прекрасно отдавая себе отчет в значимости и престижности этого мероприятия, он отправил в Венецию все имевшиеся у него на тот момент работы. Сохранившаяся фотография одного из выставочных помещений наглядно иллюстрирует, что свободно стоящие скульптуры перемежаются живописными произведениями с включением полихромных конструкций, которые были названы Александром Архипенко «скульптоживопись». В них объединены элементы, характерные как для живописи, так и для скульптуры и архитектуры. То, что относится в этих работах к коллажу, напоминает кубистические полотна П. Пикассо или Ж. Брака, а конструкция в целом несомненно выполнена в стиле древнерусской иконы - об этом недвусмысленно свидетельствуют такие элементы, как присущие иконе пространственная организация, полихромия и использование различных материалов. Отклики на представленную Александром Архипенко коллекцию были самыми разными - от похвалы до отсутствия понимания и даже издевки. Например, некоторые критики увидели в его работах образцы большевистского искусства, тогда как другие отрицали подобную интерпретацию. При этом экспозиция Архипенко привлекла множество зрителей, а в одной из итальянских газет ее назвали феноменальной, своеобразным «магнитом» для посетителей.

В начале 1920-х годов неоднократно подчеркивалось происхождение Архипенко. Именно в таком аспекте его работы обсуждались в прессе, к тому же они были представлены на всех основных выставках русского искусства на Западе, например на Первой художественной выставке в Берлине в «Galerie van Die-men» в 1922 году. В это время в столице Германии обосновалось значительное число выходцев из России и других стран Восточной Европы, так что Берлин считался обязательным пунктом посещения для всех художников, перемещающихся как с Востока на Запад, так и в противоположном направлении. Когда Александр Архипенко прибыл в Берлин в 1921 году, там уже насчитывалось более ста тысяч эмигрантов из России. Берлин превратился в своего рода стратегический форпост российской политики и культуры. Благодаря популярности Архипенко в среде соотечественников, его известность значительно расширилась. Работы мастера заметили в Германии, он встретил там самый положительный прием и участвовал в целом ряде выставок, среди которых следует отметить большую ретроспективную экспозицию в Потсдаме в 1921 году.

Несмотря на то что Александр Архипенко пользовался известностью и имел широкие контакты, обретенную им славу отнюдь не сопровождал финансовый успех. К тому же экономический кризис 1922-1923 годов парализовал коммерческую деятельность и сказался на сообществе художников. Непрерывно ускоряющаяся инфляция в Веймарской республике отягощала положение Архипенко и побудила его покинуть Германию. В 1923 году вместе со своей первой женой Ангеликой Шмитц (1893-1957) он переехал в США.

Поселились они в Нью-Йорке. Вскоре после прибытия в Америку, в 1924 году, состоялась персональная выставка Александра Архипенко в «Kingore Gallery». Устроителем выступила организация «Сосьете аноним» - ее учредители Кэтрин Дрейер, Марсель Дюшан и Ман Рэй поставили перед собой цель познакомить Соединенные Штаты с модернизмом как художественным направлением. В том же году Архипенко открыл в Нью-Йорке художественную школу, аналогичную его школам в Париже и Берлине. До конца жизни он продолжал обучать искусству в своей студии и читал лекции по проблеме креативности в американских колледжах и университетах. Этот период творческой деятельности Александра Архипенко можно охарактеризовать обращением к новым материалам и к цвету, а область его специальных интересов включала изучение трудов по философии, точным наукам и метафизике.

На состоявшейся в 1933 году Всемирной выставке в Чикаго его работы были представлены в павильоне Украины. Архипенко выставил скульптурную серию «Ма» - слегка задрапированные женские фигуры, понимаемые им как мистическое выражение женственности. Не ограничиваясь собственно пластической формой, он сочинил насыщенный эзотерическими коннотациями текст, в котором «Ма» представлена как символ вечной женственности, как источник художественной интуиции и творческого начала. Аллегорическим выражением этой вдохновляющей силы является, к примеру, работа Архипенко «Ма-медитация» (1937): сломанный шар символизирует разрыв между сердцем и интеллектом, которые надлежит вновь соединить. Этой скульптурной работе предпосланы такие слова: «"Ма" посвящается каждой матери; каждому, кто любит и кто страдает, потому что любит; каждому, кто созидает искусство и науку; каждому герою; каждому, кто столкнулся с множеством проблем; каждому, кто познает и чувствует Вечность и Бесконечность».

В 1936 году Александр Архипенко участвовал в ставшей впоследствии столь известной выставке «Кубизм и абстрактное искусство», состоявшейся в нью-йоркском Музее современного искусства. в следующем году он был приглашен своим давним товарищем Ласло Мохой-Надем преподавать в чикагском институте искусств «Новый Баухауз» (впоследствии переименован в Институт дизайна). в 1946 году ему вновь предложили преподавать в том же институте, однако уже в 1947 году Архипенко покинул его. В это время он увлекался экспериментами с прозрачными формами, материалом для которых служили пластик и источники света. Итогом стал цикл плексигласовых работ, подсвеченных изнутри. О данной серии Архипенко отозвался как о «свете, созидающем скульптуру». Подобные работы могут быть легко объяснимы в контексте его непрестанных поисков универсальных и духовных начал искусства. Не случайно он писал в 1955 году: «Эта область художественного выражения открывает великие и разнообразные перспективы. Она не принадлежит ни сегодняшнему, ни завтрашнему искусству, скорее воплощает вневременные духовные истины, реализованные посредством новых материалов и света».

Продолжая в 1950-х годах поиски единства формы и цвета, Архипенко пользовался искусственными материалами - бакелитом и некоторыми другими, которые он применял для создания сюрреалистических и органических форм. Тогда же он приступил к созданию серии полихромных работ из бронзы, как бы вернувшись тем самым к раннему этапу своей деятельности в качестве скульптора. В 1957 году Архипенко писал: «Форма не может восприниматься при отсутствии цвета. Эстетическое единство формы и цвета, независимо от степени сложности составляющих это единство компонентов, вытекает из универсальных законов гармонии, ритма и равновесия. Я исследую взаимозависимость между формой и цветом начиная с 1912 года, поскольку я полагаю, что такое единство характеризует величайшие произведения визуального искусства».

В художественной школе, в свое время открытой Александром Архипенко в Вудстоке (штат Нью-Йорк), сейчас располагается Фонд Архипенко, основанный в 2000 году вдовой художника Фрэнсис Архипенко-Грэй. В задачи Фонда входит сохранение творческого наследия Александра Архипенко, организация выставок и публикаций его работ. Фонд приготовил исчерпывающий каталог произведений скульптора, составление которого завершилось к 2008 году. Осенью 2005 года Фонд Архипенко стал одним из организаторов международного симпозиума в Нью-Йорке, в рамках которого были представлены актуальные материалы, обращенные к творчеству мастера. Фонд также принимал участие в организации экспозиции работ Архипенко в галерее Гмуржинской в Кельне и большой ретроспективной выставки в украинском музее в Нью-Йорке. Эта экспозиция переехала в Смит-колледж в Нортгемптоне (штат Массачусетс), где продлилась с 31 марта по 30 июля 2006 года, а затем была перенесена в художественный музей Чейзен (Мадисон, штат Висконсин) на период с 19 августа по 26 ноября 2006 года.

Александр Архипенко внес неоценимый вклад в развитие модернизма. Сегодня мы вновь и вновь обращаемся к творчеству мастера и убеждаемся в неисчерпаемости его творческого духа. Мы исследуем его искусство, и на этом пути нас ждут интереснейшие открытия.