Краткий рассказ по картине три богатыря. Сочинение по картине "Богатыри" Васнецова

Картина Васнецова "Аленушка" - это работа, которую знает сегодня большинство наших соотечественников. Сочинение по ней входит в обязательную школьную программу. Рассказ по картине Васнецова "Аленушка", возможно, писали в свое время и вы. Однако мы все-таки напомним сюжет этого полотна.

Картина Васнецова "Аленушка" вкратце может быть описана следующим образом. Уставшая от бесполезных поисков своего брата, героиня сидит на большом камне в сиротливой позе у мрачного пруда. Голова склонена к коленям. Не покидают Аленушку тревожные мысли о брате. Она тоскует - не уследила за ним. Кажется, окружающая природа вокруг разделяет эти чувства... Картина Васнецова "Аленушка" подробнее будет описана в этой статье.

Как все начиналось?

Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием "О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке". Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка. Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова "Аленушка". Автопортрет художника представлен ниже.

Этапы работы над картиной

В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История создания картины "Аленушка" Васнецова следующая. Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это "Осока", "Аленушкин пруд", "Пруд в Ахтырке". Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне.

Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Зимой 1881 года была закончена работа, после чего отправил ее на проходившую в Москве выставку художников-передвижников Васнецов Виктор Михайлович. Картина "Аленушка", однако, сначала большой популярностью не пользовалась. Она приобрела ее несколько позже.

Как называлась картина "Аленушка" Васнецова первоначально?

Полотну было дано несколько другое имя - "Дурочка Аленушка". Словом "дурочка", по некоторым источникам, называли в то время юродивых или сирот. Не сразу Васнецов упомянул о том, что его работа имеет сказочный сюжет.

Как дорабатывалась картина?

История картины Васнецова "Аленушка" включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы. Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, "Аленушка" в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника. Портрет Васнецова работы Куинджи представлен ниже.

Где хранится "Аленушка" (художник Васнецов)?

Картина "Аленушка" выставлена в настоящее время в Третьяковской галерее. Но Третьяков во время первой выставки, на которой была представлена эта работа, не удостоил ее, несмотря на старания Васнецова, вниманием. За пятьсот рублей была куплена Мамонтовым эта картина.

Общее настроение полотна

Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является эта. Репродукция картины Васнецова "Аленушка" представлена ниже.

Сидящая на берегу реки на камне юная девушка привлекает естественной красотой и простотой. В грустных глазах героини можно прочесть глубокие переживания. Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату. Мастерски удалось художнику передать общее настроение в картине, печально-умиротворенное, усиленное образами природы - облаками, плывущими медленно над головой, неподвижными деревьями.

Роль фрагментов полотна

Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова "Аленушка" полностью сосредоточена на образе девушки. На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна.

В чем заключалась заслуга Васнецова?

Множество сказок, передаваемых из поколения в поколение, написано русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова - в том, что он создал с помощью средств живописи убедительные образы, которые пропитаны русским духом.

Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое. Видимо, Васнецов таким образом стремился вызвать в сердцах зрителей устойчивое щемление. Удачно использовал художник сказочный сюжет. Картина В.М. Васнецова "Аленушка" не случайно основана на нем. Хотя Васнецов не буквально следует сюжету - в сказке, по которой была написана картина, нет описания тоскующей у лесного омута босоногой девушки. Виктор Михайлович в своей работе стремился раскрыть эмоциональный характер и смысл фольклорного образа. Этот сюжет служит для того, чтобы раскрыть в полной мере сложный и неоднозначный русский характер.

Образ Аленушки

Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. У нее рыжие неубранные волосы, пухлый алый рот и темные глаза. В облике этой девушки на самом деле полностью отсутствует фантастическое и сказочное. В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета - группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы уравновесить образ главной героини, полный тоски, и привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо.

Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини, ее израненные ноги привлекают и завораживают. Это чистый девичий образ. Очень взрослая грусть у этой девочки. В ее глазах печаль граничит с отчаянием.

Со всех сторон обступил ее лес и не хочет выпускать из плена. Прямо в пруд падают слезы Аленушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Аленушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козленочка ее брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины...

Пейзаж картины Васнецова

Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает "пейзаж настроения" М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

Атмосфера тишины и грусти

Описание картины Виктора Васнецова "Аленушка" было бы неполным, если бы мы не отметили общую атмосферу полотна. Мастерски наполнил художник пейзаж тишиной и грустью. Васнецову отлично удалось в своей работе изобразить неподвижную водную гладь пруда, ели и осоку. Спокойствие и тишина присутствуют во всем - даже пруд лишь едва заметно отражает главную героиню. Молодые деревца слегка трепещут, немного хмурится небо. С нежным румянцем на лице девушки контрастируют темно-зеленые оттенки окружающего пейзажа, а осенняя печаль - с выписанными художником яркими цветами на стареньком сарафане Аленушки. Согласно преданиям русского народа, на исходе дня природа оживает и обретает удивительную способность переживать синхронно с человеком. Такой волшебный талант существовать в резонансе с ней присущ был и самому Васнецову. Поэтому чувства Аленушки в картине так согласованы с состоянием леса, окружающего ее. У всматривающегося в полотно зрителя возникает ощущение, что сказка продолжится через мгновение... Таково описание картины Васнецова "Аленушка", основанное на общем впечатлении от картины.

"Аленушка" сегодня

Художника побудил к созданию этого шедевра лирический образ русской девушки из народа с печальным взглядом. Простотой и душевностью отличается эта работа. Сегодня она очень известна. Поисковая система Google в 2013 году на главной странице в честь юбилея Васнецова (165 лет) изменила свой обычный логотип на дудл, который основан на сюжете "Аленушки". На заднем фоне кусты пребразованы были таким образом, чтобы название компании складывалось из них.

РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА
«БОГАТЫРИ». ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА

Реализация содержания программы в образовательных областях : « Речевое развитие », « Познавательное развитие », « Художественно-эстетическое развитие ».

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, коммуникативная, изобразительная.

Цели : закреплять умение рассматривать картину (В. М. Васнецов «Богатыри»), слушать рассказывание; учить составлять рассказ по картине; отрабатывать умения пользоваться кистью, смешивать краски.

Целевые ориентиры дошкольного образования : различает жанры литературных произведений; знает структуру и особенности исполнения былины; имеет представление о творчестве художника В. М. Васнецова; знает биографию и название картин В. М. Васнецова; умеет составлять описательный рассказ по картине «Богатыри», употребляя в речи образные выражения, синонимы и антонимы; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, воспевающие красоту русских богатырей и русской природы; самостоятельно выполняет рисунки цветов разными способами; умеет правильно смешивать краски.

Материалы и оборудование : картина В. Васнецова «Богатыри»; гуашь, кисти; листы бумаги; живые цветы (астры, георгины, хризантемы) ; аудиозапись музыки С. В. Рахманинова «Полька».

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

И садился тут Илья да на доброго коня,

Брал с собою доспехи богатырские:

Во-первых, брал палицу булатную,

А еще брал саблю вострую,

А еще брал лук со стрелами,

И поехал он из города из Киева.

Что это за произведение? (Это отрывок из былины.) Что такое былина? Былина – это русская народная песня-сказание о богатырях. О ком эта былина? (Эта былина об Илье Муромце.) Что вы знаете об Илье Муромце? (Илья Муромец – это крестьянин из города Мурома, стоял на защите русской земли и т. д.)

Как исполнялись былины? (Их исполняли распевно, тягуче, сопровождая игрой на гуслях.)

2. Рассказ воспитателя по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекся былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так понравился Виктору Михайловичу, что он выписал его к себе в тетрадь:

Под славным городом Киевом,

На тех степях на днепровских

Стояла застава богатырская,

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович…

А и конь под Ильей, словно лютый зверь,

А и сам на коне, как ясный сокол!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад,

И пошел его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма на холм перешагивать.

А и был там Алеша Попович лад,

Что из красна города из Ростова.

Рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри». Кто изображен на ней? (На картине изображены древнерусские богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.) Три богатыря зорко стоят на страже границ Родины. Число 3 на Руси имело значение множественности, поэтому трех богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих русскую землю, воспринимают так, словно весь народ охраняет свою землю. Где происходит действие? Древней Руси.) Где стоит богатырская застава? (На просторе Руси.) Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Вот она – богатырская застава: мимо нее ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит! На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны и суровы необъятные просторы Родины. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы, перелески. В бескрайнем небе клубятся тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи. Какое чувство вызывает у вас окружающая природа? (Тревоги, торжественности.) Пейзаж прост, он не отвлекает внимания от героев-богатырей. Рассмотрите фигуры богатырей. Всадники заняли почти все пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а верх завершают стальные шлемы. Мы видим богатырей всех вместе. Они олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добивался Васнецов. В чем богатырская сила? (Ответы детей.) Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет свой смысл. Центральная фигура – Илья Муромец. Как вы думаете, почему? (Он старше других, самый главный на заставе.) Рассмотрите, как он выглядит. Что чувствуется во всем облике богатыря? (Мужество, сила, мощь.) Куда смотрит богатырь? (Он смотрит вдаль.) Рассмотрите воинские доспехи богатырей. Чем защищены их головы? (Шлемами.) Какую форму имеет шлем? (Он высокий, остроконечный.) Из какого материала он сделан? (Из железа, меди.) Чем защищена грудь, спина и руки богатыря? (Они защищены кольчугой.) Кольчуга – это старинный русский доспех в виде рубашки из металлических колец. Что держит богатырь в левой руке? (Щит.) Для чего он нужен? Хорошо виден щит у Добрыни. Щиты делали из железа, меди, кости, дерева: на лицевой стороне было выпуклое украшение посередине, а кругом – кайма. Чем вооружен Илья Муромец? (У него палица и копье.) А Добрыня Никитич, Алеша Попович? (Мечом, луком со стрелами.) Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане на правой стороне, пристегнутыми к поясу, а с левой стороны – лук в специальном чехле. Рассмотрите богатырского коня Ильи Муромца. Какой он? (Вороной, могучий, статный, сильный.) Как можно описать позу коня? (Стоит, точно в землю врос; изгибает крутую шею, стоит величаво, высоко поднял голову, гривой потряхивает.) Чем украшена грудь коня? (Она украшена кожаным ремнем с украшением.) Какое впечатление возникает у вас, когда вы смотрите на Илью Муромца? (Чувствуется спокойствие, надежность, уверенность, выдержка, мудрость.) Посмотрите на Добрыню. Этот витязь также спокоен, как Илья Муромец? (Нет, на картине видно, что путь белогривому коню, на котором восседает Добрыня, преграждает копье Ильи Муромца.) Художник, видимо, хотел подчеркнуть, что этот богатырь не так рассудителен и спокоен, как Илья Муромец. Добрыня отважен, смел и силен, но более нетерпелив: он готов в любую минуту ринуться на врага, он сжимает рукоятку меча.

Рассмотрите Алешу Поповича. Опишите его лицо. (Густобровый, над губой чернеют усики. Глаза лукавые, его взгляд говорит о хитрости, смотрит не прямо, а искоса. Где не может взять силой, возьмет хитростью.) Рассмотрите одежду Алеши Поповича. (Одежда красива и богата. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой.) Как вооружен Алеша Попович? (Луком и стрелами.) В одной руке наготове держит лук со стрелами, а в другой, опущенной – плетку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной Алеши видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алеша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то задорное.

3. Рисование «Цветочная поляна».

Веселые краски нарисовали ковер-самолет и отправились осматривать свои владения. Как хорошо было лететь всем вместе по разноцветному небу, обгонять пушистые облака! Краскам вдруг опять стало хорошо и весело. Вдруг их внимание привлекли яркие пятна на земле. Что же это могло быть? (Листья, дома, цветы.) Ковер-самолет спустился пониже, и краски увидели удивительную поляну, покрытую огромными цветами, которые уставились в небо своими разноцветными головками. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! Краски подумали: «Нужно остаться на этой поляне и устроить веселый праздник, чтобы всем жителям страны волшебных красок было весело». Так они и сделали. Но злая Клякса покрыла цветочную поляну чернотой и краски не смогли устроить праздник. Давайте мы нарисуем с вами эти цветы, а когда сложим работы вместе, у нас получится волшебная поляна для веселого праздника. Ребята, как вы думаете, что у цветов самое красивое? (Яркие лепестки.) У всех цветов есть серединка и лепестки. Какие цвета мы можем взять для изображения головок цветов? (Любые, кроме зеленого. Он понадобится для изображения листьев.) Обмакните кисточку в воду, отожмите. Выберите свой любимый цвет и в любом месте листа поставьте точку. Это серединка цветка, из нее будут расти лепестки. Точка может быть в центре листа или ближе к любому из краев. Легким движением кисти от центра цветка в стороны рисуем лепестки, стараемся класть мазки так, чтобы цветок получился пушистым. Теперь выберем другой цвет и нарисуем нашим цветам второй ряд лепестков. Опять в центре цветочка ставим точку и от нее в стороны ведем лепестки другого цвета, но чуть короче по длине. Может ли на поляне расти всего один цветок? (Нет.) Остальные цветы дорисуйте самостоятельно, имейте в виду, что мы видим только цветочные головки, что одни из них могут быть большими, а другие – поменьше. Замечательные цветы распустились на наших работах! Только можем ли мы их оставить на белом фоне? (Нет. Получается, что они растут в снегу. Надо добавить зеленый фон.) Но сделать это надо аккуратно, не закрасив нежные лепестки. Лучше всего нам использовать прием примакивания, когда кисточка «прыгает» по бумаге и оставляет отпечатки своих «следов», а не мазки. Какие еще цвета мы можем добавить в зелень травы? (Желтый, тогда получится салатовый, или синий, тогда зелень будет темнее.)

Дети выполняют рисунки самостоятельно.

4. Итог занятия.

Давайте положим наши работы друг с другом так, чтобы получилась большая цветочная поляна. Посмотрите, какие разные у нас распустились цветы, красивые, как в сказке. Какое настроение у вас вызывает наша цветочная поляна?

Перед нами картина В.М.Васнецова «Три богатыря». На ней изображены исполинские фигуры могучих богатырей, которые известны всем нам: Добрыни Никитича, Илья Муромца и Алеши Поповича. Они предстают перед нами на переднем плане вместе со своими верными конями на небольшом возвышении.

Посередине мы видим Илью Муромца. Приложив руку ко лбу, он смотрит вдаль и старается что-то разглядеть, прищуривая глаза. Одной рукой он держит копье и щит, другой булатную палицу, холодное оружие ударно - раздробительного действия. Богатырь сидит на своем могучем черном коне, длинная грива которого развивается на ветру. Вместо упряжки на этом коне, мы видим огромную металлическую цепь, что свидетельствует о его силе.

Слева от Ильи Муромца находится Добрыня Никитич. Он возвышается на своем светло-сером коне, вынимая меч из ножен. В другой руке он держит щит, а шлем надвинут на самые брови, глаза слегка хмурятся. Длинная борода спускается на мощную грудь. И так же как и другие богатыри Добрыня вглядывается вдаль поля.

На правой части картины мы видим Алешу Поповича, самого молодого из всех богатырей. В руках он держит лук со стрелами, на одном боку у него колчан, на другом у него гусли. За спиной виднеется щит. Во взгляде Алеши мы видим неподдельный интерес, ожидание боя и смелость, готовность показать свою силу. Лицо Алеши нетронуто морщинами и щетиной. А его русый конь меньше других коней, как и его всадник меньше других богатырей.

Пейзаж картины многое говорит нам. Богатыри стоят на равнине, которая плавно переход в невысокие холмы. На переднем плане картины виднеются маленькие елочки и мелкая трава. Небо пасмурное и мрачное, тучи стремительно наплывают. Такая погода создает тревожное состояние и предупреждает богатырей об опасности и близости боя.

Сочинение по картине Богатыри Три богатыря Васнецова 7 класс

Виктор Михайлович Васнецов русский художник-живописец, мастер исторической и фольклорной живописи. Наиболее узнаваемым и известными произведением художника является картинка «Богатыри», над которой он работал около двадцати лет.

На картине мы можем наблюдать трех богатырей героев сказок и былин Добрыню, Илью и Алешу, находящихся в дозоре верхом на своих конях и охраняющих Русь от «нежелательных гостей».

Небо над головами богатырей хмурое, с редкими проблесками света. Трава местами пожелтевшая. Возможно, приближается осень. Земля под копытами лошадей, на которых восседают богатыри, вытоптана, а развивающаяся на ветру грива и хвосты их незаменимых скакунов говорит о том, что сейчас ветрено. Даже трава местами склоняется ближе к земле. Я думаю, что художник, таким образом, пытался показать то время, когда Русь нуждалась в настоящих, храбрых и мужественных защитниках, кем и стали трое этих богатырей.

Посередине между двумя богатырями Илья Муромец, с надетой кольчугой и защищающим шлемом голову, оглядывающий поле, закрываясь от солнца своей могучей рукой. Из оружия он имеет острое копье и металлический щит. Конь у Ильи такой же, как и сам богатырь. Выглядит его вороной скакун мощно, с металлической цепью вместо упряжи. Слева от Ильи Алеша, самый юный богатырь. В руках он сжимает лук со стрелами. Но не только войн Алеша на боку у него можно заметить гусли. Может быть, во время короткого отдыха он развлекает других богатырей веселой музыкой.

Ну, а справа от Ильи, Добрыня Никитич любимец русского народа. На картине он изображен ток же, как его описывают в былинах. Тонкие благородные черты. Он вынимает меч, готовый в любой момент броситься на защиту своей родины.

Васнецову удалось в каждом из трех образов показать тех самых защитников, в которых так сильно нуждалась Русь, показать величие нашего русского народа. Например, Илья Муромец, несомненно, самый старший из всех трех, а значит, что это опыт и опора, мудрость и неторопливость. В Добрыне Никитиче можно проследить такие черты, как храбрость, мужество, боевой дух и любовь к своей родине, своим землям.

Ну, а в образе Алеши Поповича можно найти все самое светлое и чистое начало души русского человека, внимательность и чувствительность. Каждый из них наделен своей индивидуальностью, но все вместе они единое, непоколебимое целое. Эта картина всегда будет напоминать о том, что на Руси всегда было достаточно героев.

Описание 3

Васнецов работал над своей картиной Богатыри около 30 лет, начинал в 60-х годах 19 века и завершил в 1898 году, то есть фактически на стыке веков и эпох. В тот период России требовался моральный ориентир, поэтому романтизм в духе обращения к легендам предыдущего времени, какому-то Золотому веку былинной Руси был более чем кстати. На самом деле все эти увлечения сказочной Русью мы можем наблюдать у огромного количества творческих людей второй половины 19 – начала 20 века.

Эта картина является практически эталонным образцом для описываемой тенденции. Перед нами три богатыря, которых мы можем сравнить с современными героями комиксов или компьютерной игры, либо чего-то подобного. Конечно, подобные сравнения не имеют собственной целью как-то принизить значение былинных богатырей, но они довольно точны.

Богатыри на самом деле представляют собой не столько подлинных героев, хотя мы знаем из летописей про существование таких богатырей, но архетипы. Так Илья Муромец представляет собой силу. Он самый массивный из всех, располагается по центру, держит такое копье, которое не каждый и подымет.

С боку располагается Добрыня Никитич у него подлиннее борода по сравнению с Муромцем и этот факт указывает на его мудрость. Действительно Добрыня представляет собой такого воина, который умудрен жизненным опытом, он держит меч. Третьим богатырем является самый молодой Алеша Попович (то есть сын попа, по сути, представитель духовного сословия, который стал воином) который держит лук, но также имеет и гусли, он олицетворяет собой молодость, творчество и в какой-то степени является учеником более зрелых богатырей.

Если взять подлинные былины, которые имеются об этих богатырях, то мы узнаем как образы на самом деле приукрашали в популярной культуре. Древнерусские легенды о богатырях изобилуют довольно суровыми и жестокими подробностями поведения этих воинов, в том числе и к довольно безобидным людям. Эти источники доброй сказкой не назовешь.

Картина Васнецова представляет собой своеобразную выжимку и некий идеал, который отличается от преданий и легенд об этих героях. Художник стремился запечатлеть универсальный тип защитников Руси.

2, 3, 4, 7 класс

  • Сочинение по картине Степан Разин Сурикова 6 класс эссе по обществознанию

    Название картины «Степан Разин» дает понять кто главный герой этого произведения, но с ним автор изображает и его побратимов. Казаки плывут по реке в неизведанном направлении на лодке

  • Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 класс

    Крупным планом на деревянном столе без скатерти, в обычной белой эмалированной кастрюле стоит букет васильков. Видно, не нашлось в этом доме вазы для шикарного букета полевых цветов

  • Сочинение по картине Васнецова Аленушка 5, 6 классы описание

    Создание картины «Аленушка» было окончено в 1881 году. Она является одной из многих известных работ автора. Известная картина написанная по сюжету сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке».

  • Сочинение по картине Репина Стрекоза 6 класс

    Конечно, я подумал, что на этой картине будет настоящая стрекоза – с крылышками и огромными глазами, а тут девочка…

  • Сочинение по картине Вести с фронта Ватолиной 8 класс

    Нина Николаевна Ватолина стала очень известной благодаря своему труду, терпению в 1943 году.Именно в этом году была написана картина Вести с фронта. В своей картине она передавала шквал эмоций

Современники о картине «Богатыри».

Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущения великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – не перекрёстках дорог…

В. М. Василенко. "Богатыри".


Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке голы.

Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их зарослей слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.

На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!

И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.

Ф. И. Шаляпин. "Маска и душа". 1932.


На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.

Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.

Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Я думаю, что Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве.

Я считаю, что художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.

Мастер исторической и мифологической живописи, написал более 30 произведений на темы русских сказок, песен, былин, исторических событий. "Я всегда жил Русью", - говорил Виктор Михайлович Васнецов. Он прославился такими произведениями, как "Богатыри", Витязь на распутье", "Аленушка" и другие. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном русском народе, о славной национальной старине и ее бессмертных русских героях.

Детство и ранняя юность Васнецова прошли в полупатриархальной семье, в далекой Вятской стороне, в небольшом селе Рябово. Отец, сельский священник, сам учил сыновей грамоте. В долгие зимние вечера дети любили слушать сказки про Аленушку, про Кащея Бессмертного. А еще маленький Витя любил рисовать - синее море, парусные корабли плывут по вздымающимся волнам. Рисованием занимался в семье и брат Виктора - Апполинарий Васнецов.

Учился Виктор сначала в Вятке, в духовной семинарии. Но его больше влекло рисование. И по окончании семинарии Виктор Васнецов поехал учиться в Петербург, в Акдемию художеств. Деньги на поездку он заработал сам. Поступил в Академию не сразу, учился в Рисовальной школе.

Во время обучения в Академии, денег постоянно не хватало, и Васнецов подрабатывал иллюстратором в журналах и дешевых изданиях. Его иллюстрации пользовались популярностью, они полны живой наблюдательности, искренние, порой юмористические и заслужили бронзовую медаль на всемирной выставке в Лондоне.

Начинал Васнецов работать в бытовом жанре, завоевав известность такими картинами, как "Нищие-певцы", "Книжная лавочка" и другие. В них художник показывал без прикрас жизнь бедноты, социальную несправедливость в русском обществе.

На рубеже 70-х - 80-х годов в искусстве Васнецова наступает перелом. Он становится мастером русской исторической и мифологической живописи. В 1878 году Васнецов переехал в Москву, которая очень повлияла на творчество художника - своими патриархальными улочками, древним Кремлем, старинными церквями она вдохновляла его, воодушевляла.

В Москве братья Васнецовы активно учавствовали в Мамонтовском кружке художников, любителей искусства, которые собирались в имении Мамонтова в Абрамцево. Туда входили такие русские художники, как Репин, Поленов, Левитан, Неврев, Врубель и многие другие. И это тоже способствовало расцвету таланта художника Виктора Васнецова.

Никто, как Васнецов, не черпал так широко и свободно из мира древнего, русского народного, безымянного творчества и не оставил во славу его так много замечательных произведений.

Он был верующим человеком и написал много картин на религиозную тему. Он так сам писал об этом:"Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как Православный и как искренне верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души",

В своих полотнах Васнецов прославлял русский народ, его богатырскую удаль, храбрость, его доброту и благородство. Он расписывал декорации к театральным спектаклям, придумывал эскизы к костюмам. Подлинным шедевром стал созданный им проект фасада Третьяковской галереи, выполненный в духе древнерусских построек.

Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была "Нищие-певцы". Сюжет возник из детских воспоминаний о тех нищих-певцах, которые в праздник обычно толпились у рябовской церкви, сидели на земле. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. И вот началась подготовка к картине. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Работа над картиной продвигалась медленно, но упорство и трудолюбие Васнецова взяли свое и работа была закончена. И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.

В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины.

Дверь в чайную раскрыта. Направо от двери за столом сидит группа крестьян, по-видимому это артель плотников, приехавшая в Петербург на заработки. Они отдыхают после работы. На столе два чайника, как тогда полагалось, один большой - с кипятком, другой маленький, цветастый - для чая. Чай пьют медленно, степенно. Парень помоложе других уже отпил чай, опрокинул чашку, прислушивается к тому, что читает артельный грамотей, у которого в руказ газета. Налево от двери за столом сидит старик; он глубоко задумался, и у него такое измученное лицо, что можно сразу сказать - он прожил нелегкую жизнь. В дверях остановился мальчик - трактирный слуга; он смотрит на одинокого старика, которому, вероятно, несет чайник и блюдце с сахаром. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового.

Картина была выставлена на третьей передвижной выставке, где она произвела хорошее впечатление на зрителей.

Сумрачный петербургский зимний день. Серое небо. Нева замерзла, и по грязному снегу через Неву идут двое людей - старик и старушка. Идут медленно, согнувшись, лица у них грустные, покорные. В руках узлы с жалким тряпьем, кофейник. С ними старая собаченка - верный товарищ и в горе, и в радости. Должно быть, не в первый раз вот так, среди зимы, перебираются они на новую квартиру подешевле.

Картина написана в серовато-коричневых тонах, и это цветовое решение, так хорошо передающее мысль картины, пожалуй, впервые с такой тонкой задушевностью удалось найти Васнецову.

Это последнее произведение Васнецова в бытовом жанре. Здесь художник показал обывательскую жизнь, лишенную ярких впечатлений, слишком неторопливую, слишком мелкую. Ничтожность человеческих характеров, интересов ярко выступает по контрасту с поэтической жизнью природы - красотой летней ночи, виднеющейся сквозь открытую на балкон дверь. Картина "Преферанс" заканчивает цикл бытовых полотен Васнецова. В творчестве художника наступает решительный перелом.

У придорожного камня на белом могучем коне остановился русский богатырь - витязь в богатых доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Вдаль уходит бескрайняя степь с разбросанными по ней валунами. Догорает вечерняя заря; на горизонте светлеет красноватая полоса, и последний слабый луч солнца чуть золотит шлем витязя. Поле, на котором когда-то бились русские воины, поросло ковыль-травой, белеют кости погибших людей, а над полем черные вороны. Витязь читает надпись на камне:

"Как прямо ехати - живу не бывати:
Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному".
Дальше строки скрыты под травой и мхом. Но витязь знает, о чем они говорят:
"Направу ехати - женатому быти,
Налеву - богатым быти".

Какой же путь изберет витязь? Васнецов уверен - зрители сами "дочитают" картину. Славный русский витязь не ищет легких путей, он выберет трудный, но прямой путь. Все другие пути ему заказаны. Вот сейчас отряхнет он ненужные мысли, подымет повод, пришпорит коня, и понесет его конь на битвы за русскую землю, за правду.

Большое историческое полотно, написано на мотив "Слова о полку Игореве". Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки из "Слова"..:

"От зари до вечера, день целый,
С вечера до света реют стрелы,
Гремлют остры сабли о шеломы,

С треском копья ломятся булатны...
...Третий день уж бьются;
Третий день к полудню уж подходит;
Тут и стяги Игоревы пали!

Уж у храбрых русичей не стало
Тут вина кровавого для пира,
Напоили сватов, да и сами
Полегли за отеческую землю."

Картина - не просто изображение битвы, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину, за святую Русь героев. Картина изображает поле после битвы, художник рассказывает о том, как храбрые русичи умеют умирать, защищая свою родную землю.

Кончилась битва; медленно встает из-за туч луна. Тихо. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, - он кажется спящим. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатый лук. Не успели еще завянуть цветы - голубые колокольчики, ромашки, а над полем уже вьются орлы-стервятники, почуяв добычу. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. На степь ложится сумрак. Глубокая печаль разлита по всей русской земле.

Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность - таково содержание этой эпически величавой и глубоко лиричной картины.

Полотно "Страшный суд" создавалось в 1896 - 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но "Страшный суд" должен был занять центральное место в соборе.

Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес. Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.

Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.

А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена. В феврале 1923 года власти вынесли решение: "...пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению..."В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр...Устраивались диспуты на тему:"Есть ли бог?" В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.

Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину "Страшный суд" накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой. А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.

В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Геогиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.

"Страшный суд" был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А.Я.Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г.Пушкина.

Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности. Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы. Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой "отлично". В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.

Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета..Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать "свободной волей" свой выбор "пути в жизни". Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма... "Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным...", писал художник.

Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Среди грешников - император Нерон, завоеватель Батый, восточные деспоты и римские кардиналы...Одновременно введено много персонажей-аллегорий: Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие и другие - с одной стороны, а с другой - Алчность, Пьянство, Разбой, Гнев ит.д. Активно использованы тексты и надписи.

Религия, история, фольклор здесь сложно переплетены. Так, скупец проглатывает золотые монеты - он похож чем-то на репинского Ивана Грозного...Среди праведников изображены старик со старухой, словно перенесенные на Суд из русской народной сказки, а блудницы, помещенные за спиной Дьявола, напоминают персонжей салонной живописи...

Один из критиков много лет назал писал так:"Страшный суд" - ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это - страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда". И он был прав...

Герой этой картины - Иванушка-дурачок - прекрасный царевич. Над ним всегда смеются старшие братья. А он, когда приходит беда, преодолевает все препятствия, и его умное, доброе сердце побеждает зло, как солнце побеждает тьму. Ему удается разбудить спящую красавицу, рассмешить царевну-Несмеяну, добыть жар-птицу, которая приносит людям счастье.

Высоко в небе летит ковер-самолет и крепко держит Иван-царевич жар-птицу в золотой клетке. Как огромная птица, распластал ковер-самолет свои крылья. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы...

Когда Васнецов писал эту картину, вспоминался ему тот первый русский человек, барский холоп, который на сделанных им самим крыльях еще во времена Ивана Грозного пытался с высокой башни взлететь в небо. И пусть он погиб, пусть люди осмеяли его тогда за дерзкую попытку, но никогда не исчезнут гордые мечты о полетах в небо, и всегда волшебный ковер-самолет будет вдохновлять людей на подвиги.

Сюжет этой картины зародился в голове Васнецова случайно, когда он увидел в местечке Ахтырка, неподалеку от Абрамцева, одну простоволосую девушку, поразившую воображение художника. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что Васнецов сразу представил себе картину. Долго бродил по окрестностям, искал подходящий пейзаж, рисовал эскизы, писал этюды...

Это один из самых трогательных, задушевных образов в русской живописи, волнующий душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сиротинки.

Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. Печально склонила она голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась, может быть, о своей горькой доле или о братце Иванушке. Загрубевшие босые ноги, старенькая, местами выцветшая одежонка - казалось бы, малоприглядны, но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же, как и в скромном русском пейзаже - темных елочках, бледном небе, обычных тонкоствольных осинках да березках, как будто оберегающих покой Аленушки. В душе исстрадавшейся девочки-подростка таится глубокая скорбь, она сквозит и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице с запекшимися губами, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.

Аленушка показана Васнецовым сидящей на сером "горючем" камне в окружении родной ей природы - на опушке леса. Этот скромный и простой русский пейзаж своей задумчивой чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осин и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию сиротки.

Картина написана на сюжет русской народной сказки, которую не раз Васнецов слышал в детстве. Три брата искали себе невесту. Старший брат искал - не нашел. Средний искал - не нашел. А младший, Иванушка-дурачок, нашел заветный камень, отодвинул его и попал в подземное царство, где жили три царевны - Золота, Драгоценных камней и царевна Меди.

Стоят три царевны у темной скалы. Старшие - в богатых нарядах, усыпанных драгоценными камнями; младшая - в черном платье, и на голове, в черных ее волосах, горит уголек в знак того, что неисчерпаемы земли Донецкого края (картина была написана по заказу Донецкой железной дороги). Васнецов здесь допустил некоторую вольность и превратил царевну Медь в царевну Уголь. По сказке, младшая сестра выходит замуж за Иванушку-дурачка.

Еще одна "сказочная" картина Васнецова. Когда она появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как глухо шумит дремучий лес, нежно шелестят бледно-розовые цветы дикой яблоньки, шуршат листья под ногами волка - вот он, сильный, добрый волк-великан, запыхался, спасает от погони Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. А на ветке сидят и смотрят на них любопытные птицы.

"Твой "Иван-царевич на волке" привел меня в восторг, я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества". - Так писал после выставки картины Васнецову Савва Иванович Мамонтов, промышленник, знаменитый меценат и большой любитель искусства, человек исключительно одаренный.

Светлая, чудесная картина. Вот она, милая, легкая Снегурочка - дитя Мороза и Весны, - выходит из темного леса одна, к людям, в солнечную страну берендеев.

Барышня! Живая ли? - Живая!
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках!

Перед нами портрет Ивана Грозного, образ одного из самых неоднозначных правителей Русского государства. Иван Грозный представлен во весь рост, так, что зритель вынужден смотреть на него как бы снизу вверх, что придает образу особую значительность и величие. Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. И в этой своей варварской пышности, с резным посохом, властно зажатым в жилистой руке, он кажется неким языческим божеством.

Вглядываясь в бледное и тонкое лицо Грозного, которое четко выделяется на полутемном пространстве лестницы, видишь в нем следы бурных, необузданных страстей самодержца. Перед нами натура страстная, неистовая и противоречивая.

Над этой картиной Васнецов работал почти 25 лет и, наконец, в 1898 году это большое эпическое полотно было закончено.

Крепкой богатырской заставой стоят на защите святой Руси три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Посередине на вороном коне - "атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын". Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. С таким конем не пропадешь: "С горы на гору он перескакивает, с холмы на холму перемахивает". Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам,а на руке "палица булатная сорока пудов". Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую его руку на белом мохнатом коне - богатырь Добрыня Никитич, вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, прерливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи - на золотистом коне - самый младший богатырь, Алеша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к звонкой тетиве тугого лука. а у седла висят гусли-самогуды.

Одеты богатыри в богатые, красивые одежды, закованы в брони крепкие, на голове у них шлемы. День осенний, серый - небо низкое, по небу ходят облака; примята трава под ногами коней, нежно зеленеют елочки. Широко раскинулась перед богатырями вольная русская степь, а за ними леса дремучие, холмы и горы, города и села - вся родная страна Русь.

Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное...

"Язык этой картины-баллады прост, величав и могуч; его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг, с чувством спокойной веры в такую мощь - если он друг", - так очень хорошо сказал советский художник В.Н.Яковлев.

О Баян, о вещий песнотворец,
Соловей времен давно минувших...

Вот он, "вещий песнотворец" Баян, сидит на высоком могильном кургане, среди полевых трав и цветов, перебирает гусли, слагает и поет песни. Вокруг княжеская дружина и сам князь с маленьким своим княжичем, а по небу клубятся и плывут облака.

Декоративная, широко написанная картина, она вызвала много самых противоречивых толков! Но в этой простой и одновременно сложной картине сказалось присущее Васнецову удивительное чувство меры, вкуса, искреннрсти.