Кем работал шостакович в студенческие годы. О творчестве дмитрия шостаковича

Краткая биография

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1904-1975). Русский композитор, пианист, педагог, народный артист СССР (1954 г.), доктор искусствоведения (1965 г.) Герой социалистического труда (1966 г.)

Шостакович начал профессионально заниматься музыкой с 9 лет. Сначала уроки игры на фортепиано давала ему его мать, затем Шостакович поступил в Петроградскую музыкальную школу И. Гляссера. В это же время он начал сочинять музыку. В 1919 г. Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался сразу по двум специальностям: фортепиано и композиции. В качестве дипломной работы он представил Первую симфонию. В 1927 г.- поступил в аспирантуру по классу композиции, в этом же году он принял участие в I Международном конкурсе имени Шопена, проходящем в Варшаве, где получил почетный диплом.

До конца 1930-х гг. Шостакович давал концерты по всей стране, а затем стал преподавателем Ленинградской консерватории, причем параллельно с этой работой он также руководил классом композиции в Московской консерватории.

Когда началась Вов, Шостакович не покинул блокадного Ленинграда и до октября 1941 г. занимался сочинением Седьмой симфонии. Затем он был эвакуирован в Куйбышев. В 1943 г. переехал на постоянное место жительства в Москву, где руководил аспирантурой на композиторском факультете Ленинградской консерватории. Заслуги Шостаковича отмечены присвоением ему многих почетных званий и наград.

В сочинениях Шостаковича проявляется его творческая индивидуальность и неповторимый музыкальный почерк. Шостакович достиг высочайшего мастерства во владении всеми музыкально-выразительными средствами, в частности полифонической техникой. В 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, трагические конфликты.

Большой вклад Шостакович внес в развитие музыкального театра. Однако недоброжелатели постарались сделать все, что бы он не добился успеха на этом поприще: в газете «Правда» были напечатаны критические статьи, в которых весьма необъективно оценивались эксперименты композитора в этой области. Шостакович является автором опер «Нос» (по повести Гоголя), «Катерина Измайлова», «Игроки», балетов «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей» а также кантатно-ораториальных сочинений, квартетов, инструментальных концертов, сонат, камерных, инструментальных и вокальных произведений, музыки к кинофильмам «Овод», «Гамлет», «Король Лир» и др.

Музыка Шостаковича - отражение эпохи

Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.-- Карл Маркс.

Наше двадцатое столетие оказалось более жестоким, чем все предыдущие, и его ужасы не ограничились первыми пятьюдесятью годами.-- Александр Солженицын.

Имеющий уши да услышит в музыке Дмитрия Дмитриевича Шостаковича правдивое и достоверное отражение его жизни и времени. Да, ноты -- не слова, но для Шостаковича музыка -- это рассказ о пережитом: в его произведениях богатое событиями время представлено с тем реализмом и резкостью, что так характерны для века кино и фотографии. И одновременно композитор не был просто репортером от музыки: он получил музыкальное воспитание в надежных традициях старых мастеров, и в его плоть и кровь навсегда вошли те непреходящие ценности, которые после он сам стремился выразить в звуках.

По словам одного современника, «философская сила произведений Шостаковича огромна, и кто знает, возможно в будущем наши потомки смогут, слушая их, постичь дух нашего времени более глубоко, чем благодаря десяткам увесистых томов». Познавая личность композитора из его музыки, полной нервного напряжения, юмора и трагической силы, мы чувствуем в ней жесткий, героический и все же глубоко личный и трепетный ответ на вызов трудного и опасного времени и сочувствие человечеству, бьющее через край, но никоим образом не сентиментальное.

Нет страны, которая в двадцатом веке пострадала бы больше, чем Россия, и, принадлежа к этому «великому и трагическому народу» (как называл русских Дж. Уэллс), Шостакович формировался как личность в годы войны и глубоких социальных потрясений. Поэтому совершенно неудивительно, что одним из его первых опытов в композиции стала большая пьеса Солдат. «Здесь солдат стреляет»,-- написал десятилетний Дмитрий в партитуре, содержавшей «массу иллюстративного материала и словесных пояснений».

В 1917-м, революционном, году он сочинил Траурный марш памяти жертв революции, навеянный массовой демонстрацией памяти павших в Петрограде, в которой участвовали юный музыкант и его семья. В том же году Шостакович испытал глубокое потрясение, позднее нашедшее отражение в его музыке: во время подавления массовых беспорядков казак убил мальчика,-- кажется, всего лишь за кражу яблока. Этот случай воссоздан им в одном из пассажей во Второй симфонии: слушателю тоже приходится пережить всю жестокость этой короткой сцены. «Я не забыл этого мальчика. И никогда не забуду»,- говорил позже Шостакович своему юному другу Соломону Волкову.

От родителей и из газет Шостакович знал о расстреле мирной демонстрации царскими войсками на Дворцовой площади в январе 1905 года,- событии, которое принято считать началом пути России к революции и свержению самодержавия. В Одиннадцатой симфонии (1957 год) Шостакович рассказывает о своем потрясении от этого события так живо, как если бы оно все еще стояло перед его глазами. А в первой части этой симфонии, где звучат задушевные песни политзаключенных, воистину выражен дух угнетенной рабочей России, тревожно взывающей к нам из бездны. (Подобно Диккенсу или Достоевскому, Шостакович обладал врожденной способностью к состраданию униженному и оскорбленному человечеству.) Боевые фанфары и барабанный бой, ритмы похоронных маршей, тягостная, задумчивая мелодия, безумное неистовство, свирепые вспышки лютой ярости -- вот лишь некоторые из звуковых образов военно-документального стиля Шостаковича.

Уже в самом начале пути в музыке Дмитрий нашел выход своей душевной потребности живо откликаться на злобу дня. В студенческие годы он зарабатывал немного денег для своей жестоко нуждавшейся семьи, играя на фортепиано в кинотеатре. Полученный тогда опыт, хотя и был не из приятных 1 , позже отразился на его творческом стиле - одновременно реалистичном (в смысле подражания звукам реальной жизни) и полном намеков, аллюзий, обращений к музыке самых разных жанров и направлений, с которыми могла быть знакома его аудитория.

Не менее характерная черта этой простой и в то же время сложной музыки -- ее ирония и мрачный юмор, основанные на противоречии между легким, беззаботным стилем и глубоким трагизмом изображаемого. Это противоречие присуще обеим его операм -- Леди Макбет Мценского уезда и Нос. И не только операм, но и симфоническим и инструментальным произведениям. За их наружным весельем по большей части скрывается боль. Такова «легкая» музыка «маленькой» Девятой симфонии, вызвавшей неудовольствие Сталина, ожидавшего услышать нечто, написанное в величественной традиции девятых симфоний -- героических, монументальных,-- чтобы достойно отметить окончание войны. Таково лихое соло на ксилофоне в Четырнадцатой симфонии, рисующее образ увиденного глазами полной сострадания и самопожертвования сестры молодого солдата, которому предстоит умереть.

Живя под гнетом тоталитарного государства, стремящегося подогнать творчество художников под «правильное» партийное мировоззрение, Шостаковичу пришлось научиться скрывать свои переживания и не слишком проявлять романтическую «субъективность», запретную в «коллективистском» обществе. Жизнерадостные ритмы музыкальных тем кажутся оптимистичными, но их натянутые как струна ноты иной раз выражают совсем другие чувства. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести простой опыт и попробовать насвистеть «веселую» вступительную тему Пятнадцатой симфонии.

Нельзя, впрочем, сказать, что Шостакович всегда видел лишь темную сторону жизни (хотя солнечные лучики проглядывают в его музыке не чаще, чем сквозь тучи над Ленинградом). Напротив, всплески народного юмора, скачущие ритмы гопака, которыми так изобилуют его танцевальные финалы, и маниакальное, иногда мрачноватое, пристрастие к повторению ради повторения делают порой композитора похожим на русского Чаплина, готового валять дурака, несмотря ни на что. (Реализм Чаплина, полный юмора и пафоса, балансирующий на грани фантастики в стиле Гоголя, был очень близок композитору и всему его поколению).

Шостакович, в отличие от своих великих современников Солженицына или Пастернака, не был диссидентом. Посвятив свой талант композитора идеалам русской революции и рожденного ею государства, он всегда находился в центре политической жизни страны, охотно принимал почетные официальные должности, а в 1960 году стал членом Коммунистической партии. При этом снова и снова приходилось ему выслушивать критику в свой адрес, справедливую и несправедливую, мелочную и снисходительную, но композитор всегда оставался верен себе, своим слушателям и исполнителям. Он не сомневался в высокой миссии музыки, в ее насущности для соотечественников, вся жизнь которых, духовная и общественная, имела революцию своим истоком. И хотя и бывали случаи, когда Шостакович, к недовольству более радикальных противников режима, казалось, пресмыкается у ног сторожевых псов от культуры, все же голос композитора оставался - и не мог не остаться - его собственным.

До прихода Сталина к власти чуткий ко всему новому молодой композитор писал музыку, звучавшую не менее смело, чем то, что появлялось тогда на Западе. Двадцатые годы были в России захватывающим временем брожения и экспериментов в искусстве, и творческий Ленинград 1927--1928 годов находился под сильным влиянием новой зарубежной музыки. И Ленин, и его высокообразованный нарком культуры и просвещения Анатолий Луначарский поощряли свободу в искусстве, если это не противоречило целям нового общества. В моду вошло отрицание традиционных приемов и взглядов. Поэт Маяковский призывал «выплюнуть прошлое», считая его «костью, застрявшей в горле»; Малевич (еще в 1914 году создавший «Композицию с Моной Лизой») нарисовал свой «Черный квадрат»,воспринятый как отрицание классического искусства; Родченко отталкивался в своем творчестве от кругов и линий -- «конструкций»; в фотографии была открыта техника фотомонтажа, а в кинематографе (или «кино») взошла звезда гениального Эйзенштейна; наконец, театр Мейерхольда стал настоящим арсеналом техники авангарда. Все эти течения мысли и искусства конца двадцатых годов оказали большое влияние на Шостаковича, разделявшего бунтарские настроения своих коллег. Его бывшие учителя из консерватории не понимали ничего из того, что молодой композитор написал в эти годы.

А затем к власти пришел Сталин, быстро положивший конец этому «бессодержательному искусству», заменив его доктриной «социалистического реализма», требовавшей, помимо прочего, чтобы советское искусство отражало действительность и сосредоточивалось на достижении Великой Цели. На советскую симфонию была возложена историческая миссия, и композиторы должны были вдохнуть новую жизнь в музыку монументальных форм, которую, по мнению идеологов, становилось все труднее создавать в западном капиталистическом обществе. Образцом такой музыки считались произведения Бетховена.

Шостакович, вместе со своим близким другом Соллертинским хорошо изучивший симфонии Малера и Брукнера, способен был выполнить это требование. В своей Пятой симфонии, написанной после первой серьезной опалы (сразу вслед за посещением Сталиным постановки Леди Макбет в январе 1936 года), композитор проявил присущий ему дар изображать крупномасштабные конфликты в новом, доступном, постмалерианском стиле. Создав музыку величественной, эпической простоты, он сразу заявил о себе как о достойном преемнике Бетховена, Малера и Чайковского. И именно эта составляющая его дарования в первую очередь обеспечила ему широкое международное признание.

В своих «героических» симфониях Шостакович, стремясь выразить новое общественное сознание, фактически применил социально-исторические принципы Гегеля и Маркса. Начиная с Четвертой симфонии (которую он не разрешал играть более двадцати пяти лет), в этих произведениях нашли свое отражение такие философские конструкции, как единство противоположностей и диалектика тезиса, антитезиса и синтеза. В то же время музыка композитора никогда не была холодной и абстрактной, стремилась обнять жизнь во всех ее противоречивых проявлениях. В центре его произведений всегда оставался Человек.

В годы второй мировой войны (или Великой Отечественной, как ее называют в России) музыка Шостаковича выражала мысли и чувства страны, на которую снова обрушились тяжелые потери и разрушения, хотя и говорят, что они были несравнимы с потерями от сталинских репрессий. Так называемые «военные» симфонии Шостаковича- Седьмая и особенно Восьмая - явились прямым выражением духа сражающегося народа, но в них присутствуют и настойчивые размышления о силах Зла, олицетворением которых для всех пострадавших при сталинском режиме был отнюдь не только Гитлер. (Ведь, если верить Соломону Волкову, Седьмая симфония была задумана задолго до блокады Ленинграда - как ответ на сталинский террор.)

Симфония, посвященная Ленинграду, стала символом героического духа этого города, находившегося в блокаде 872 дня, с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. За это время от голода и вражеских бомбежек погибли около миллиона человек. Восьмая симфония, написанная в те же годы, явилась еще одним произведением героического масштаба, полным зловещих образов механизированной войны. Ее финальная часть очень отличается от финала Седьмой симфонии: музыка постепенно смолкает, и наступает тишина, пронизанная горечью и отчаянием. Поэтому она вызвала противоречивые оценки в официальных кругах.

Как только война окончилась, сталинские репрессии возобновились, и в 1948 году на печально известной партийной конференции под председательством Жданова Шостакович вместе с Прокофьевым и некоторыми другими композиторами снова подвергся осуждению. Не пришлись ко двору ни Восьмая, ни Девятая симфонии; и Шостакович мудро умолчал о том, что уже готова следующая (к тому времени свои серьезные вещи он уже писал только «в стол»), и покорно занялся сочинением музыки для фильмов.

После смерти Сталина снова появилась возможность вздохнуть свободно. 17декабря 1953 года Шостакович наконец представил долгожданную Десятую симфонию - самое личностное на тот момент свое произведение, в котором тьма сменяется светом, а гнетущая меланхолия -- радостным, приподнятым настроением. Наконец-то стал возможным по-настоящему счастливый финал!

Можно сказать, что в этой симфонии как бы зашифрованы инициалы Шостаковича. (Первые буквы его имени и фамилии -- D(mitrу) Sch(оstakovitsch) -соответствуют в немецком языке названиям музыкальных нот -- ре, ми-бемоль, до и си.) И очень кстати, что впервые симфония была исполнена в Ленинграде, родном городе композитора, в конце празднеств по случаю его двухсотпятидесятилетия. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что это произведение, как и Ленинградская симфония, явилось слепком своего времени.

После смерти Сталина страна постепенно вступала в период культурной оттепели: возобновлялись контакты с Западом, происходили обмены визитами, осторожно приветствовались некоторые новые тенденции в западной музыке,-- хотя идеологи культуры никогда не могли быть уверены в том, что все не перевернется с ног на голову после очередного противоречивого высказывания капризного и мужиковатого Хрущева. В обиход вошло новое слово -- «реабилитация», и снова можно было услышать два запретных произведения Шостаковича: оперу Леди Макбет Мценского уезда (переименованную в Катерину Измайлову) и Четвертую симфонию (которую сам композитор снял с исполнения в 1936 году). И дома, и за рубежом впечатление от них было ошеломляющим и лишь усиливалось их долгим запретом. Оба произведения блестяще выдержали испытание временем.

Оттепель продолжалась, и после создания двух работ, посвященных Октябрьской революции, Одиннадцатой и Двенадцатой симфоний (соответственно 1957 и 1961 годы), Шостакович в сотрудничестве с молодым поэтом Евгением Евтушенко впервые с 1929 года дерзнул ввести в симфонию слова. В своем Восьмом квартете, написанном после поездки в опустошенный войной Дрезден, Шостакович обличал злодеяния фашизма; теперь он выступил против того же зла в самом русском обществе, убедительно показав несовместимость патриотизма и антисемитизма, воспев человеческую непокорность и восхищаясь позицией Галилея, Шекспира, Пастера и Толстого, отстаивавших истину, невзирая на последствия.

Глубоко русский стиль симфонии принес ей особую популярность: на премьере она была встречена неистовыми аплодисментами, но немедленно попала в немилость к властям. Воспользовавшись некоторой либерализацией и надев маску юродивого (то есть традиционного «святого-шута», которому разрешается говорить правителю неприятные истины), Шостакович все-таки перешел границу дозволенного. (Кстати, шут из «Короля Лира» был одним из его любимых литературных героев, и композитор с удовольствием переложил эту пьесу на музыку. Ее премьера состоялась в Ленинграде в 1941 году.)

После этого Шостакович обратился в музыке к более личным темам. Да у него и раньше, кроме симфоний, было много произведений интимного, исповедального характера. Струнные квартеты (а Шостакович к тому времени написал их восемь) стали своего рода дневником, в котором композитор фиксировал свои сокровенные, глубоко личные переживания. (Символично, что квартеты № 7 и 9 были посвящены им очень близким людям: первый -памяти рано умершей первой жены Нины Васильевны, а второй - третьей жене Ирине Супринской.) Эти квартеты, а также некоторые другие очень интимные и «неидеологизированные» произведения, к примеру два концерта для виолончели, в полной мере раскрывают натуру этого странного и сложного человека - немногословного, экспансивного, замкнутого и маниакально общительного способного на сострадание и жестокость. Настроения в них неясны, загадочны. И все же эти произведения - как всегда у Шостаковича - неизменно объединяет чувство структурного единства, классической соразмерности и преемственности. В музыке композитора выражен дух архитектурной симфонии Петра Великого, запечатленной в камне,- дух Санкт-Петербурга.

Советская бюрократия от культуры осыпала почестями и наградами больного и одряхлевшего музыканта, однако не совсем его одобряла, хотя и гордилась своим единственным гениальным композитором, получившим неоспоримое международное признание (Прокофьев, единственный соперник Шостаковича, по иронии судьбы умер в тот же день, что и Сталин). А самого композитора одолевали тяжкие предчувствия приближающейся смерти. Ужас и одиночество человека в поздних квартетах, особенно в Тринадцатом и Пятнадцатом, унылое торжество всемогущей фигуры смерти в Четырнадцатой симфонии, дорога в вечность в Сонате для альта (последней завершенной им композиции) и, наконец, прощание в духе Просперо в последней законченной симфонии (во многом напоминающей ретроспективу многих его прежних достижений) с ее острым осознанием неминуемого конца -- всё это мотивы, вышедшие из души человека, которому, подобно Малеру в мрачной последней трилогии, требовалось примириться с неизбежностью конца физического существования. В этих энергичных и технически совершенных работах нет ни героики, ни жалости к самому себе,-- скорее способность мыслить, твердо констатировать неизбежность нашей общей участи и даже юмор -- ведь Шостакович мог шутить и с жуткой костлявой старухой, как он уже показал это во Втором концерте для виолончели -- произведении, не предлагающем иллюзорного утешения в полном печали мире. Во всех этих поздних произведениях вдобавок к всепроникающему мотиву похоронного марша постоянно повторяется столь любимый Листом и романтиками прошлого века средневековый образ «пляски смерти», Тоtепtanz, завороживший молодого Шостаковича в его ранних Афоризмах для фортепиано.

По мере приближения конца композитору оставалось единственное утешение -сознание того, что сделанное переживет бренную плоть и расскажет потомкам о нем самом и о времени. Искусство Шостаковича становилось все более похожим на монументальную эпитафию. В последней песне Стихов Микеланджело композитор под аккомпанемент играющей короткий танец флейты-пикколо, детского символа бессмертия, говорит устами поэта Возрождения:

Я словно б мертв, но миру в утешенье

Я тысячами душ живу в сердцах

Всех любящих, и значит, я не прах,

И смертное меня не тронет тленье

И Шостакович живет. Подобно Гойе, Диккенсу, Толстому или Пастернаку, он принадлежит своему времени и всем временам сразу. В большей степени, чем работы любого другого композитора двадцатого столетия со времен Малера, его произведения, особенно симфонии зрелого периода, с Пятой по Тринадцатую, по своему революционному идеализму и безграничному гуманизму выдерживают сравнение с музыкой Бетховена. И подобно Бетховену, он также оставил завещание -- свои последние квартеты.Советское общество и политика во многом определили феномен Шостаковича, художника, которому приходилось постоянно преодолевать ограничения властей; но своей уникальной творческой личностью, человеческой индивидуальностью, «всем хорошим в себе», как сказал однажды композитор в официальной речи, он обязан отцу и матери.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. Д. ШОСТАКОВИЧА

1906 , 12 (по новому стилю 25) сентября - В Петербурге родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

1916–1918 - Учился в музыкальной школе у И. Гляссера. К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки.

1919 - Поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по двум специальностям: фортепиано - у Л. Николаева и композиции - у М. Соколова и М. Штейнберга.

1925 - По окончании консерватории в качестве дипломной работы Шостакович представил Первую симфонию.

1927 - Шостакович участвовал в I Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве, где был удостоен Почетного диплома.

1927–1930 - Шостакович - аспирант класса композиции М. Штейнберга. Пишет Вторую симфонию «Октябрю», Третью - «Первомайскую», оперу «Нос».

1930–1931 - Премьера балетов «Золотой век», «Болт».

1932 - Брак с Ниной Варзар.

1933 - Написан Концерт для фортепиано с орк. № 1 (c-moll), впервые исполненный самим Д. Д. Шостаковичем.

1934 , 22 января - Постановка оперы «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. Лескова. Премьера состоялась на сцене Ленинградского государственного академического Малого оперного театра (МАЛЕГОТа), дирижер - С. Самосуд.

1935 - Написан балет «Светлый ручей». Шостакович в составе группы советских артистов выехал в турне по Турции.

1936 - Рождение дочери Шостаковича - Галины.

1936–1937 - Написаны Четвертая и Пятая симфонии.

1937–1948 - Шостакович - педагог (с 1939 г. - профессор) Ленинградской консерватории, а с 1943 г. одновременно являлся преподавателем композиции и в Московской консерватории.

1938 - Родился Максим Шостакович - сын композитора.

1939 , 5 ноября - Состоялась премьера Шестой симфонии в исполнении оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Е. Мравинского.

1941 , 16 марта - Было опубликовано постановление Совета народных комиссаров СССР о присуждении Шостаковичу Сталинской премии за Фортепианный квинтет (в последующие годы неоднократно получал эту премию, позже переименованную в Государственную).

1941–1942 - Шостакович был зачислен заведующим музыкальной частью в театре народного ополчения в Ленинграде. Написаны следующие произведения: Седьмая симфония (посвящена городу Ленинграду), опера «Игроки» по пьесе Н. Гоголя (неоконч.), 6 романсов на слова английских поэтов.

1943–1945 - Написаны Восьмая и Девятая симфонии.

1946 - Шостакович переехал в Москву.

1948 - Проходил I Всесоюзный съезд композиторов СССР, на котором состоялся «суд» над Шостаковичем: он был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий, а из концертной жизни исчезли почти все его произведения. Закончен Концерт для скрипки с орк. № 1 (а-moll), посвященный Д. Ф. Ойстраху.

1949 - Шостакович в составе делегации поехал в США на конгресс деятелей науки и культуры. Были написаны оратория «Песнь о лесах» и музыка к кинофильму «Падение Берлина».

1950–1952 - Поездка в ГДР на фестиваль, посвященный двухсотой годовщине смерти И. С. Баха. Сочинены 24 прелюдии и фуги, Десять поэм на сл. революционных поэтов конца XIX - начала XX столетия, Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет».

1953 - Всемирный совет мира присудил ему Международную премию мира. Написана Десятая симфония.

1954 - Смерть Нины Васильевны Шостакович - первой жены композитора.

1955 - Шостакович стал членом-корреспондентом Германской академии искусств в Западном Берлине, почетным членом Шведской музыкальной академии.

1957 - Второй брак композитора с Маргаритой Андреевной Кайновой. Написана Одиннадцатая симфония, Концерт для фортепиано с орк. № 2 (F-dur), посвященный Максиму Шостаковичу, им же и впервые исполненный.

1958 - Стал почетным членом академии «Санта-Чечилия» в Риме; получил звание доктора honoris causa Оксфордского университета; стал лауреатом премии имени Сибелиуса; ему было присвоено звание командора французского Ордена искусства и литературы. Написана оперетта «Москва, Черемушки».

1959–1960 - Написан Концерт для виолончели с орк. № I (Es-dur), посвященный М. Л. Ростроповичу. Поездка в Польшу в качестве почетного гостя III фестиваля «Варшавская осень», далее в составе советской делегации отправился в Соединенные Штаты, затем поездка в ГДР.

1961 - Премьера Двенадцатой симфонии (посвященной памяти В. И. Ленина).

1962 - Брак с Ириной Антоновной Супинской. Написана Тринадцатая симфония.

1963 , 8 января - Премьера новой редакции оперы «Леди Макбет Мценского уезда» под названием «Катерина Измайлова» на сцене Государственного музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (дирижер - Г. Проваторов).

1963–1966 - Шостакович руководил аспирантурой на композиторском факультете Ленинградской консерватории.

1966–1967 - Написаны Концерт для виолончели с орк. № 2 (G-dur), посвященный М. Л. Ростроповичу, и Концерт для скрипки с орк. № 2 (cis-moll), посвященный Д. Ф. Ойстраху.

1968–1969 - Написаны симфоническая поэма «Октябрь», Четырнадцатая симфония.

1972 , 8 января - Состоялась премьера Пятнадцатой симфонии, которой дирижировал М. Шостакович.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Достоевский автора Селезнев Юрий Иванович

Основные даты жизни и творчества Ф. М. Достоевского 1821, 30 октября (11 ноября нового стиля) - Рождение Ф. М. Достоевского.1831 - Покупка М. А. Достоевским, отцом писателя, сельца Дарового и деревеньки Чермашни в Тульской губернии.1831, август - Эпизод с мужиком Мареем.1833 -

Из книги Шекспир автора Аникст Александр Абрамович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА 1564, 23 апреля. Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне. В этом городе он прожил детство и юность.1582. 28 ноября. Шекспир получает разрешение на венчание с Энн Хетеуэй.1583. 26 мая. Крещениа дочери Шекспира Сьюзен.1585, 2 февраля.

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Брюсов автора Ашукин Николай Сергеевич

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Чехов. Жизнь «отдельного человека» автора Кузичева Алевтина Павловна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. П. ЧЕХОВА 1860, 17(29) января - у Павла Егоровича и Евгении Яковлевны Чеховых родился третий сын.27 января - младенец крещен в Успенском соборе Таганрога и наречен Антонием.1867 - Антон и его брат Николай обучаются в греческой приходской

Из книги Аксенов автора Петров Дмитрий Павлович

Основные даты жизни и творчества В. П. Аксенова 1932, 20 августа - родился в Казани.1937 - арест родителей.Отправка в приемник для детей «врагов народа» в Кострому и возвращение в Казань - в семью Матильды и Евгения Котельниковых.1948 - отъезд в Магадан к матери - Евгении

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

­Краткая биография Дмитрия Шостаковича

Шостакович Дмитрий Дмитриевич - выдающийся русский композитор, музыкальный и общественный деятель; талантливый педагог, профессор и народный артист. В 1954 году был удостоен Международной премии мира. Родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-химика, который к тому же был страстным ценителем музыки. Мать Дмитрия была талантливой пианисткой и педагогом по музыке, а одна из его сестер впоследствии тоже стала пианисткой. Первое музыкальное произведение маленького Мити было связано с военной темой и называлось «Солдат».

В 1915 году мальчик был отдан в коммерческую гимназию. Параллельно он занимался музыкой сначала под присмотром матери, затем в Петроградской консерватории. Там его учителями стали такие именитые музыканты, как Штейнберг, Розанова, Соколов, Николаев. Первым по-настоящему стоящим произведением стала его выпускная работа - симфония №1. В 1926 году в его творчестве наметился период смелых стилистических экспериментов. Каким-то образом он предвосхищал музыкальные открытия и новшества в сфере микрополифонии, сонорики, пуантилизма.

Вершиной его раннего творчества стала опера «Нос» по одноименной повести Гоголя, которую он написал в 1928 г., а на сцене представил двумя годами позже. К тому моменту в Берлине музыкальный бомонд уже был знаком с его 1-й симфонией. Воодушевленный успехом, он написал и 2-ю, и 3-ю, затем и 4-ю симфонии, а также оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Сначала на композитора посыпалась критика, которая, однако, улеглась с появлением 5-й симфонии. Во время ВОВ он был в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и работал над новой симфонией, которая прозвучала сначала в Куйбышеве (ныне Самара), а затем в Москве.

С 1937 года он преподавал в Ленинградской консерватории, но вынужден был перебраться в Куйбышев, куда его эвакуировали. В период 1940-хх гг. он получил несколько Сталинских премий и почетных званий. Личная жизнь композитора была сложной. Его музой стала ровесница Таня Гливенко, в которую он был горячо влюблен. Однако, не дождавшись решительных действий с его стороны, девушка вышла замуж за другого. С годами и Шостакович женился на другой. Нина Варзар прожила с ним 20 лет и подарила двух детей: сына и дочку. Но свои главные лирические музыкальные композиции он посвятил именно Тане Гливенко.

Шостакович умер в 68-летнем возрасте 9 августа 1975 года после продолжительной болезни легких. Он был похоронен в Москве не Новодевичьем кладбище. В сердцах поклонников он так и остался Заслуженным деятелем искусств и талантливым артистом.

Сегодня мы узнаем о советском и русском композиторе и пианисте Дмитрии Шостаковиче. Кроме названых профессий, он также был музыкально-общественным деятелем, педагогом и профессором. Шостакович, биография которого будет рассмотрена в статье, имеет множество наград. Его творческий путь был тернистым, как путь всякого гения. Не зря его считают одним из крупнейших композиторов прошлого века. Дмитрий Шостакович написал 15 симфоний, 3 оперы, 6 концертов, 3 балета и множество произведений камерной музыки для кино и театра.

Происхождение

Интересный заголовок, не правда ли? Шостакович, биография которого является темой этой статьи, имеет весомую родословную. Прадед композитора был ветеринаром. В исторических документах сохранились сведения о том, что сам Петр Михайлович причислял себя к стану крестьян. При этом он был вольнослушающим студентом Виленской медико-хирургической академии.

В 1830-х годах был участником польского восстания. После того как оно было подвалено властями, Петр Михайлович со своей спутницей Марией был отправлен на Урал. В 40-вые годы семейство проживало в Екатеринбурге, где у пары в январе 1845 года родился сын, которого назвали Болеслав-Артур. Болеслав был почетным жителем Иркутска и имел право повсеместного проживания. Сын Дмитрий Болеславович родился в то время, когда молодая семья проживала в Нарыме.

Детство, молодость

Шостакович, краткая биография которого представлена в статье, родился в 1906 году, в доме, где позже Д. И. Менделеев арендовал территорию для Городской поверочной палатки. Мысли о музыке сформировались у Дмитрия примерно к 1915 году, в то время он стал студентом Коммерческой гимназии М. Шидловской. Если быть конкретнее, то мальчик заявил о том, что хочет связать свою жизнь с музыкой, после просмотра оперы Н. А. Римского-Корсакова под названием «Сказка о царе Салтане». Самые первые уроки фортепиано мальчику преподавала его мать. Благодаря её упорству и желанию Дмитрия через полгода он смог сдать вступительные экзамены в популярную на то время музыкальную школу И. А. Гляссера.

За время обучения мальчик достиг определенных успехов. Но в 1918 году парень покинул школу И. Гляссера по собственному желанию. Причиной этому послужило то, что преподаватель и ученик имели разную точку зрения на композицию. Через год о парне хорошо отозвался А. К. Глазунов, у которого Шостакович проходил слушание. Вскоре парень поступает в Петроградскую консерваторию. Там он обучается гармонии и оркестровке под руководством М. О. Штейнберга, контрапункту и фуге - у Н. Соколова. Помимо этого, парень также изучал дирижирование. Уже к концу 1919 года Шостакович создал первое оркестровое сочинение. Затем Шостакович (краткая биография - в статье) поступает в класс фортепиано, где обучается совместно Марией Юдиной и Владимиром Софроницким.

Приблизительно в это же время свою деятельность разворачивает «Кружок Анны Фогт», который ориентируется на новейшие западные веяния. Одним из активистом организации становится молодой Дмитрий. Здесь он знакомится с такими композиторами, как Б. Афанасьев, В. Щербачев.

В консерватории молодой человек учился очень прилежно. У него было истинное рвение и жажда знаний. И всё это при том, что время было очень напряженное: Первая мировая война, революционные события, гражданская война, голод и беспредел. Конечно же, все эти внешние события не могли обойти стороной консерваторию: в ней было очень холодно, а добраться туда можно было через раз. Обучение зимой было испытанием. Из-за этого многие студенты пропускали занятия, но только не Дмитрий Шостакович. Биография его демонстрирует упорство и твердую веру в себя на протяжении всей жизни. Невероятно, но почти каждый вечер он посещал концерты Петроградской филармонии.

Время было очень тяжелое. В 1922 году умирает отец Дмитрия, и вся семья оказывается без денег. Дмитрий не растерялся и начал искать работу, но вскоре ему пришлось перенести сложную операцию, которая чуть не стоила ему жизни. Несмотря на это, он быстро восстановился и устроился работать пианистом-тапёром. В это трудное время большую помощь оказал ему Глазунов, который позаботился о том, чтобы Шостакович получал персональную стипендию и имел дополнительный паек.

Жизнь после консерватории

Что же делает дальше Д. Шостакович? Биография его явно показывает, что жизнь его особо не жалела. Не убыл ли от этого его дух? Вовсе нет. В 1923 году молодой человек заканчивает консерваторию. В аспирантуре парень преподавал чтение партитур. По старой традиции известнейших композиторов он планировал стать гастролирующим пианистом и композитором. В 1927 парень получает почетный диплом на конкурсе имени Шопена, который проходил в Варшаве. Там он исполнил сонату, которую сам написал для дипломной работы. Но первым это сонату заметил дирижер Бруно Вальтер, который попросил Шостаковича немедленно прислать ему партитуру в Берлин. После этого Симфонию исполняли Отто Клемперер, Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини.

Также в 1927 году композитор пишет оперу «Нос» (Н. Гоголь). Вскоре он знакомится с И. Соллертинским, который обогащает молодого человека полезными знакомствами, историями и мудрыми советами. Эта дружба проходит через жизнь Дмитрия красной лентой. В 1928 году, после знакомства с В. Мейерхольдом, работает пианистом в одноименном театре.

Написание трех симфоний

А тем временем жизнь идет вперед. Композитор Шостакович, биография которого напоминает американские горки, пишет оперу «Леди Макбет Мценского уезда», которая полтора сезона вызывает у публики восторг. Но вскоре «горка» идет вниз - советская власть просто уничтожает эту оперу руками журналистов.

В 1936 году композитор заканчивает писать Четвертую симфонию, которая является пиком его творчества. К сожалению, впервые услышать её получилось только в 1961 году. Это произведение имело поистине монументальный размах. Оно сочетало в себе пафос и гротеск, лирику и интим. Считается, что именно эта симфония обозначила начало зрелого периода в творчестве композитора. В 1937 году мужчина пишет Пятую Симфонию, которую товарищ Сталин воспринял положительно и даже прокомментировал её в газете «Правда».

Эта симфония отличалась от предыдущих ярко выраженным драматическим характером, который был умело замаскирован Дмитрием в обычную симфоническую форму. Также с этого года он преподавал класс композиции в Ленинградской консерватории и вскоре стал профессором. И вот в ноябре 1939 года он презентует свою Шестую симфонию.

Время войны

Первые месяцы войны Шостакович проводит в Ленинграде, где начинает работать над следующей симфонией. Седьмая симфония была исполнена в 1942 году в Куйбышевском театре оперы и балета. В этом же году симфония звучит в блокадном Ленинграде. Организовал все это Карл Элиасберг. Это стало важным событием для сражающегося города. Всего через год Дмитрий Шостакович, краткая биография которого не перестает удивлять своими поворотами, пишет Восьмую симфонию, посвященную Мравинскому.

Вскоре жизнь композитора приобретает иное направление, так как он переезжает в Москву, где преподает инструментовку и композицию в столичной консерватории. Занимательно, что за все время преподавательской деятельности у него обучались такие видные люди, как Б. Тищенко, Б. Чайковский, Г. Галынин, К. Караев и другие.

Для того чтобы правильно выразить все то, что накопилось в душе, Шостакович прибегает к камерной музыке. В 1940-е годы он создает такие шедевры, как Фортепианное трио, Фортепианный квинтет, Струнные квартеты. А после окончания войны, в 1945 году, композитор пишет свою Девятую симфонию, которая выражает сожаление, грусть и обиду за все события войны, которые неизгладимым образом отразились на сердце Шостаковича.

1948 начался с обвинений в в «формализме» и «буржуазном декадентстве». Кроме того, композитора нагло обвинили в профнепригодности. Для того чтобы полностью уничтожить его веру в себя, власть лишила его звания профессора и поспособствовала скорейшему изгнанию из Ленинградской и Московской консерваторий. Более всего на Шостаковича нападал А. Жданов.

В 1948 году Дмитрий Дмитриевич пишет вокальный цикл под названием «Из еврейской народной поэзии». Но публичного представления не состоялось, так как Шостакович писал «в стол». Это было вызвано тем, что в стране активно развернулась политика «борьбы с космополитизмом». Первый скрипичный концерт, написанный композитором в 1948 году, был опубликован лишь в 1955-м по той же причине.

Шостакович, биография которого пестрит белыми и черными пятнами, смог вернуться к педагогической деятельности только после долгих 13 лет. Его приняли на работу в Ленинградскую консерваторию, где он управлял аспирантами, среди которых были Б. Тищенко, В. Биберган и Г. Белов.

В 1949 году Дмитрий создает кантату под названием «Песнь о лесах», которые является образцом патетического «большого стиля» в официальном искусстве на то время. Кантата была написана на стихи Е. Долматовского, которые рассказывали о восстановлении Советского Союза после войны. Естественно, премьера кантаты прошла просто замечательно, так как это устраивало власть. И вскоре Шостакович получил Сталинскую премию.

В 1950 году композитор принимает участие в Конкурсе имени Баха, который проходит в Лейпциге. Волшебная атмосфера города и музыка Баха очень вдохновляет Дмитрия. Шостакович, биография которого не перестает удивлять, пишет 24 Прелюдии и Фуги для фортепиано по приезде в Москву.

В течение следующих двух лет он сочиняет цикл пьес под названием «Танцы кукол». В 1953 году он создает свою Десятую симфонию. В 1954 композитор становится Народным артистом СССР, после такого как пишет «Праздничную увертюру» ко дню открытия ВСХВ. Творения этого периода полны жизнерадостности и оптимизма. Что случилось с вами, Шостакович Дмитрий Дмитриевич? Биография композитора не дает нам ответа, но факт остается фактом: все творения автора полны игривости. Также эти годы характерны тем, что Дмитрий начинает все больше сближаться с властью, благодаря чему занимает хорошие должностные посты.

1950-1970 годы

После того как Н. Хрущев был отстранён от власти, произведения Шостаковича снова стали приобретать более грустные нотки. Он пишет поэму «Бабий яр», а потом добавляет еще 4 части. Таким образом получается кантатная Тринадцатая симфония, которая публично прозвучала в 1962 году.

Последние годы композитора были тяжелыми. Биография Шостаковича, краткое содержание которой приведено выше, заканчивается печально: он много болеет, и вскоре у него обнаруживают рак легких. Также у него проявляется тяжелое заболевание ног.

В 1970 году Шостакович три раза приезжал в город Курган для лечения в лаборатории Г. Илизарова. Всего он провел здесь 169 дней. Умер этот великий человек в 1975 году, его могила находится на Новодевичьем кладбище.

Семья

Имел ли семью и детей Д. Д. Шостакович? Краткая биография этого талантливого человека показывает, что личная жизнь всегда отражалась на его творчестве. Всего у композитора было три жены. Первая супруга Нина была профессором астрофизики. Интересно, что она училась у известнейшего физика Абрама Иоффе. При этом женщина отказалась от науки, чтобы полностью посвятить себя семье. В этом союзе появились двое детей: сын Максим и дочь Галина. Максим Шостакович стал дирижером и пианистом. Был учеником Г. Рождественского и А. Гаука.

Кого выбрал после этого Шостакович? Интересные факты биографии не перестают удивлять: его избранницей стала Маргарита Кайнова. Этот брак был лишь увлечением, которое быстро прошло. Пара пробыла вместе совсем недолго. Третьей спутницей композитора стала Ирина Супинская, которая работала редактором «Советского композитора». С этой женщиной Дмитрий Дмитриевич был до самой смерти, с 1962 по 1975 год.

Творчество

Что же отличает творчество Шостаковича? Он владел высоким уровнем техники, умел создавать яркие мелодии, отлично владел полифонией, оркестровкой, жил сильными эмоциями и отражал их в музыке, а также очень много работал. Благодаря всему вышеперечисленному он создавал музыкальные произведения, которые имеют самобытный, насыщенный характер, а также обладают большой художественной ценностью.

Его вклад в музыку прошлого столетия просто неоценим. Он до сих пор в значительной степени влияет на всех, кто хоть немного разбирается в музыке. Шостакович, биография и творчество которого были одинаково ярки, мог похвастаться большим эстетическим и жанровым разнообразием. Он сочетал тональные, ладовые, атональные элементы и создавал настоящие шедевры, которые сделали его всемирно известным. В его творчестве переплетались такие стили, как модернизм, традиционализм и экспрессионизм.

Музыка

Шостакович, биография которого полна взлетов и падений, учился отражать свои эмоции посредством музыки. На его творчество значительное влияние оказали такие деятели, как И. Стравинский, А. Берг, Г. Малер и т. д. Сам композитор все свободное время посвящал изучению авангардных и классических традиций, благодаря чему сумел создать собственный неповторимый стиль. Его стиль очень эмоционален, он трогает сердца и побуждает к мысли.

Наиболее яркими в его творчестве считаются струнные квартеты и симфонии. Последние писались автором на протяжении всей жизни, а вот струнные квартеты он сочинял только в последние годы жизни. В каждом из жанров Дмитрий написал по 15 произведений. Считается, что Пятая и Десятая симфонии - самые популярные.

В его творчестве можно заметить влияние композиторов, которых Шостакович уважал и любил. Сюда относятся такие личности, как Л. Бетховен, И. Бах, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Берг. Если брать во внимание творцов из России, то наибольшую преданность Дмитрий питал к Мусоргскому. Специально для его опер («Хованщина» и «Борис Годунов») Шостакович написал оркестровки. Влияние этого композитора на Дмитрия особенно ярко проявляется в некоторых отрывках оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и в разных сатирических произведениях.

В 1988 на экране вышел художественный фильм под названием «Свидетельство» (Британия). Он был снят по мотивам книги Соломона Волкова. Как утверждает автор, книга написана на основе личных воспоминаний Шостаковича.

Дмитрий Шостакович (биография и творчество кратко изложены в статье) - это человек необычайно судьбы и большого таланта. Он проделал долгий путь, но слава никогда не была его первостепенной целью. Он творил только из-за того, что эмоции переполняли его и молчать было невозможно. Дмитрий Шостакович, биография которого дает много поучительных уроков, - настоящий пример преданности своему таланту и жизненной стойкости. Не только начинающие музыканты, а все люди должны знать о таком великом и удивительном человеке!

Основные произведения

15 симфоний

Симфония №2 «Посвящена Октябрю»

№3 «Первомайская»

№6 «Посвящена памяти Ленина»

№7 «Посвящена блокадному Ленинграду.

№8 «Великая отечественная война»

№9 «Дню Победы»

(среди этих симфоний - седьмая «Ленинградская» симфония , одиннадцатая «1905 год», двенадцатая «1917 год» памяти В. И. Ленина, тринадцатая для оркестра, хора и баса)

Опера «Катерина Измайлова»

Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина»

Оратория «Песнь о лесах»

Концерты для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром

15 струнных квартетов

Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели

24 прелюдии и фуги для фортепиано

Вокальные циклы, песни (среди них «Песня мира», «Песня о встречном»)

Музыка к кинофильмам «Карл Маркс», «Встречный», «Гамлет», «Человек с ружьем», «Молодая гвардия» и многим другим.

Кратко о творчестве

Советский музыкально-общественный деятель, композитор, педагог, пианист. В 1954-м году становится народным артистом СССР. В 1965-м - доктором искусствоведения, а в 1966-м - Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1960-го года. В 1923-и году окончил Ленинградскую консерваторию у Л. В. Николаева по профилю фортепиано, а в1925-м - у М. О. Штейнберга, по профилю композиции. Будучи пианистом, концертировал. Исполнял свои произведения, участвуя в ансамблях. В 1927-м году был награждён почётным дипломом в Варшаве на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена. С 1937-го года преподавал композицию (с 1939 в качестве профессора) в Ленинградской консерватории, с 1943-го года по 1948-й - в Московской. Его учениками были: К. С. Хачатурян, К. Караев, Г. Г. Галынин, Р. С. Бунин, Г. В. Свиридов, Дж. Гаджиев, Г. И. Уствольская, О. А. Евлахов, Ю. А. Левитин, Б. А. Чайковский, Б. И. Тищенко. С 1957-го года - секретарь Союза композиторов СССР, с 1960-го года по 1968-й - первый секретарь Союза композиторов РСФСР. С 1949 стал членом Советского комитета защиты мира, с 1942-го года - членом Славянского комитета СССР, а с 1968-го - членом Всемирного комитета защиты мира. С 1958-го года - президент общества СССР - Австрия. Почётный доктор многих университетов член, почётный многих зарубежных академий искусств. В 1954-м году получил Международную премию Мира, в 1958-м - Ленинскую премию. Государственную премию СССР одерживал многократно: в 1941-м, в 1942-м, в 1946-м, в 1950-м, в 1952-м и в 1968-м годах. Также получал Государственную премию РСФСР (в 1974-м году), премию им. Я. Сибелиуса (в 1958-м году), а в 1976-м году - Государственную премию УССР.

Творчество Шостаковича, разнообразное и многоплановое по жанрам превратилось в классику мировой и советской музыкальной культуры XX-го века. Значение Шостаковича как симфониста особенно огромно. Всего он создал 15 симфоний и во всех них реализованы глубокие философские концепции, сложнейший мир человеческих переживаний, трагические и острые конфликты. В них звучит голос художника-гуманиста, который борется против социальной несправедливости и зла. Шостаковичу удалось создать свой неповторимо-индивидуальный стиль, подражая лучшим традициям зарубежной и русской музыки (Л. Бетховен, П. И. Чайковский, И. С. Бах, Г. Малер, М. П. Мусоргский). Черты его стиля, такие как полифонизация фактуры, динамика развития, тонкая лирика, часто окрашенная иронией или юмором, неожиданность образных перевоплощений тематизма и контрастов, проявились еще в 1-й симфонии 1925-го года. Эта симфония принесла своему автору известность. А о творческой зрелости Шостаковича говорят 4-я (1936-го года) и 5-я (1937-го года) симфонии. Кстати, идею последней сам автор определил как «становление личности» - от мрачных мыслей через сопротивление к окончательному жизнеутверждению. Что же касается 7-й симфонии, написанной в 1941-м году, то это настоящий памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны. Шостакович начал седьмую симфонию в осаждённом Ленинграде, и посвятил ее этому городу. Драматический эффект симфонии основан на резком конфликте темы фашистского нашествия и темы Родины. Симфония имела политический резонанс во всём мире, так как была пропитана страстным пафосом обличения милитаризма. С военной тематикой связана и 8-я симфония, сочиненная в 1943. Она была предшественницей ряда композиций Шостаковича, вдохновлённых движением борьбы за мир. Написанная в 1953-м году 10-я симфония отличается внедрением приёмов развёртывания и песенных интонаций. 11-я и 12-я симфонии, сочиненные Шостаковичем в 1957-м и 1961-м годах соответственно, посвящены темам Революции 1905 и Октябрьской революции 1917. Они ознаменовали обращение композитора к программности. На опыт музыки из историко-революционных фильмов 30-х годов, а также на опыт «Десяти поэм» для хора на слова революционных русских поэтов (1951 год) опиралась 11-я симфония. Она основана на мелодиях действительных революционных песен. 12-ю симфонию композитор посвятил Ленину. Она посвящёна В. И. Ленину. В ней Шостакович раскрывает тему борьбы народа во имя счастья и свободы. Симфонией-ораторией можно назвать 13-ю симфонию, написанную в 1962-м году на стихи Е. А. Евтушенко. Она является плакатно-броской по музыкальному языку. Посвящена же она актуальным проблемам гражданской нравственности. Она обличает страшные преступления нацизма, но одновременно восхваляет народный юмор, долготерпение и душевную красоту русской женщины, а еще - бескорыстное служение правде. Не уступает монументальным симфониям по их философскому осмыслению и широте охвата жизненных явлений и 14-я симфония. Написанная в 1969-и году на стихи Ф. Гарсии Лорки и других, она камерна по масштабам частей и их составу. Прототипом этого произведения, по признанию Шостаковича, были «Песни и пляски смерти» Мусоргского. В нем удалось сконцентрировать драматизм и гротеск, проникновенную лирику и трагедийность. Замыкает эволюцию позднего симфонизма композитора 15-я симфония, сочиненная им в 1971-м году. Отчасти она перекликается с кое-какими из ранних его произведений. Органично включены в ткань симфонии мотив судьбы из «Кольца нибелунга» Р. Вагнера и цитаты из увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини.

В развитие музыкального театра Шостакович также внёс большой вклад. Но деятельность композитора в этой области грубо прервали редакционные статьи газеты «Правда» - «Балетная фальшь» (от 6-го февраля 1936-го года) и «Сумбур вместо музыки» (написанная неделей раньше, 28-го января 1936-го года). На сценические произведения Шостаковича большое влияние оказал В. Э. Мейерхольд. Опера «Нос» - это оригинальное воплощение в музыке повести Н. В. Гоголя. Она отличается смелым использованием сложных средств современной композиторской техники, многопланово-контрапунктическим созданием ансамблевых и массовых сцен, быстрой сменой эпизодов. Важнейшим ориентиром в истории всего оперного искусства, да и в творчестве Шостаковича тоже, стала опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», по Н. С. Лескову, 1932-й год). Сатирическая острота в обрисовке негативных персонажей сочетается в ней с возвышенным, суровым трагизмом, одухотворенной лирикой. О близости искусства Шостаковича к искусству М. П. Мусоргского говорят психологическая углублённость, сочность и правдивость музыкальных портретов, обобщение народно-песенных интонаций, особенно в финале, в изображении каторги. В эпической широте вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» (на слова Евтушенко, 1964-й год) нашли отражение выразительные средства Мусоргского и его идейно-эстетические заветы. Есть они и в теме «маленького человека» в вокальном цикле «Из еврейской народной поэзии» (1948-й год). Кроме того, именно Шостаковичу принадлежит заслуга осуществления оркестровой редакции опер «Борис Годунов» (1940-й год) и «Хованщина» (1959-й год), а также оркестровки вокального цикла «Песни и пляски смерти» (1962) Мусоргского. Для советской музыкальной жизни крупными событиями было появление нескольких концертов для скрипки, для фортепиано, для виолончели с оркестром и многих камерных произведений Шостаковича. К таковым относятся 24 прелюдии и фуги для фортепиано (кстати, это первый такой цикл в отечественной музыке), 15 струнных квартетов, фортепианный квинтет, трио памяти И. И. Соллертинского, циклы романсов на слова А. А. Блока, М. И. Цветаевой, А. С. Пушкина и Микеланджело Буонарроти.

Некоторым сочинениям конца 40-х - начала 50-х гг. (например, оратории «Песнь о лесах» 1949-го года; вокальному циклу на слова Долматовского 1951-го года; кантате «Над Родиной нашей солнце сияет» 1952-го года) присуща нарочитая простота письма. Но объясняется она просто: стремлением Шостаковича ответить на обвинения в «антинародном формализме», предъявленные в постановлении ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба" В. Мурадели» от 10-го февраля 1948-го. Длительная работа композитора в кино характеризуется созданием музыкальных образов, использованием рабочей массовой революционной песни и городского фольклора. Это «Златые горы» 1931-го года, «Встречный» 1932-го года, трилогия о Максиме 1935-й - 1939-й года, «Человек с ружьём» 1938-го года, «Молодая гвардия» 1948-го года, «Овод» 1955-го года. А вот музыке поздних фильмов свойственны симфонизированные принципы развития («Гамлет» 1964-го года и «Король Лир» 1971-го). Творчество Шостаковича, которое завоевало всеобщее признание, оказало мощное воздействие на рост мирового и советского музыкального искусства.

Сочинения: Оперы - «Нос» (по Н. В. Гоголю, 1930, Ленинград), «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», по Н. С. Лескову, 1934, Ленинград, Москва; новая редакция 1956, постановка 1963, Москва), «Игроки» (по Гоголю, не окончена, концертного исполнения, 1978, Ленинград), балеты - «Золотой век» (1930, Ленинград), «Болт» (1931, там же), «Светлый ручей» (1935, Ленинград, Москва), музыкальная комедия «Москва - Черёмушки» (1959, Москва); для оркестра, хора и солистов - оратория «Песнь о лесах» (слова Е. А. Долматовского, 1949), кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» (слова Долматовского, 1952), «Поэма о Родине» (1947), сатирическая кантата «Раёк» (слова Л. Н. Лебединского, около 1960), «Казнь Степана Разина» (слова Е. А. Евтушенко, 1964), для оркестра и хора- «Гимн РСФСР» (слова С. П. Щипачёва, 1945), «Гимн Москве» (1947); для оркестра - 15 симфоний (1925; «Октябрю», 1927; «Первомайская», 1929; 1936; 1937; 1939; 1941; 1943; 1945; 1953; 1905 год, 1957; 1917 год, 1961; 1962; 1969; 1971), «Праздничная увертюра» (1954), симфоническая поэма «Октябрь» (1967), сюиты, увертюры и др.; концерты с оркестром - 2 для виолончели (1959, 1966), 2 для скрипки (1948, 1967), 2 для фортепиано (1933, 1957), камерно-инструментальные ансамбли - сонаты для виолончели (1934) с фортепиано, для скрипки (1968), для альта (1975), 2 фортепианных трио (1923, 1944), 15 струнных квартетов (1938, 1944, 1946, 1949, 1952, 1956, 1960, 1960, 1964, 1964, 1966, 1968, 1970, 1973, 1974), фортепианный квинтет (1940), для фортепиано - 2 сонаты (1926, 1942), 24 прелюдии (1933), 24 прелюдии и фуги (1951) и др.; для хора a cappella - 10 поэм на слова революционных русских поэтов (1951) и др.; 7 романсов на слова А. А. Блока для виолончели, скрипки, голоса и фортепиано (1967), для голоса с фортепиано - вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для контральто, сопрано и тенора с фортепиано (1948), песни и романсы на слова М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, М. И. Цветаевой, С. Чёрного, В. Шекспира, М. А. Светлова, Р. Бёрнса и др., сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (для баса с фортепиано, 1974) и др., музыка к кинофильмам, спектаклям драматического театра.

Портреты Шостаковича.Д.Д.