Роман И. Тургенева «Отцы и дети»

» подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродно роману. Тургенев , рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость ), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности.

В центре повествования фигура . Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается . Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров - , Базаров - Николай Петрович, Базаров - , Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров - Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.

Чтобы осуществить эту задачу, И. С. Тургенев избирает весьма своеобразную композицию.

Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не" приносит облегчения.

Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа» (Вайль, А. Генис. «Формула жука»).

Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы.

«Отцы и дети» Тургенева - это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя - разночинца Базарова и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным образом, на зрительское впечатление. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа.

Перед нами - человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: «Весь облик Аркадьева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов». Характеризуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием, Павел Петрович, «совершив предварительное европейское «snake hands»… три раза по-русски поцеловался с ним». В данном случае автор подчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженность дворянским взглядам.

Для характеристики своих героев использует различные виды портрета. Так, для раскрытия образов Кукшиной и Ситникова автор прибегает к приему сатирического портрета. «Тревожное и тупое выражение, - пишет Тургенев о Ситникове, - сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

Одна из самых важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог, содержащийся в этой главе, «схваткой» между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Петрович же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в XXIV главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем.

Сам автор писал, что «дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически». Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывается в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразилась и на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией, а кульминации с развязкой. Кульминация любовной интриги показана в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа.

Однако, несмотря на компактность любовной интриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова. Герой начинает высказывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры: «…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Автор как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают. В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как аллегория судьбы героя. В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам Герцена, реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Таким образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не , а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера. Надо отметить, что в романе «Отцы и дети» гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и важным средством характеристики главного героя.

В диалогах с Павлом Петровичем, Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды героя, его характер. Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Речь Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений, характерных для сословно-помещичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет особенности его речи: «В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни - эфто, другие - эхто: мы, мои, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами…» Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек «старого века».

Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа. В его балахоне с кистями чувствуется пренебрежение общественными нормами, возможно, вызов. В описании лица автор подчеркивает «самоуверенность и ум». Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: облик «изящный и породистый», стремление даже в деревне одеваться как подобает в высшем обществе. Характеризуя манеры Кирсанова, автор попутно раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием Павел Петрович «совершив предварительное европейское «shake hands»… три раза, по-русски, поцеловался с ним». В данном случае автор подчеркивает причудливое соединение англоманства и патриархальности.

Одна из самых важных коллизий романа развивается в 10-й главе. Автор назвал диалог, содержащийся в ней, «схваткой» между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, оппонент же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в 24-й главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем. Сам Тургенев писал о роли этой сцены в романе, что она наглядно доказывает пустоту элегантно-дворянского рыцарства, поскольку выставляет его в комическом виде.

Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывается в пяти главах. Кульминация любовной интриги показана в 18-й главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа. Однако, несмотря на компактность любовной интриги, она играет важную роль для характеристики персонажа. Возможно, в том, что Тургенев заставил своего главного героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова. Герой начинает высказывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, энергичная деятельность сменяется тоскливой скукой, автор отмечает, что меняется даже походка. Тургенев как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как аллегория судьбы героя.

В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам Герцена, реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Таким образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа, например, Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера.

Надо отметить, что в романе «Отцы и дети» гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является важным средством раскрытия мировоззрения героев.

Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, что, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений, характерных для помещичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет особенности его речи: когда герой сердится, то намеренно говорит «эфто» и «эфтим», сознательно пренебрегая грамматическими нормами, с высокомерием вельможи. «В этой причуде сказывался остаток Александровского времени». Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек «старого века».

Таким образом, все художественные средства романа подчинены его жанровому своеобразию, направлены на раскрытие его идейного содержания.

В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа орга-низованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Ба-зарова, который объединяет все художественное полотно произведе-ния. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в Марьино сразу возникает резкое столкновение двух героев — Базарова и Павла Петровича Кирсанова. В основе композиции ро-мана лежит принцип антитезы, связанный с главным конфликтом - нигилиста Базарова и его идейного антипода Павла Петровича, защитника либеральных идеалов. В первой части этот конфликт, выражаясь в основном в форме диалогов, постепенно нарастает и пе-реходит в открытую борьбу в сцене спора Базарова и Павла Петро-вича (глава X). Далее следует отъезд Базарова и Аркадия из Марьи-на и городские сцены, где с помощью образов-пародий уточняются основные позиции идейных противников, но главное — именно здесь завязывается новый сюжетный узел, связанный с любовной линией Базаров — Одинцова (глава XV). С этого момента конкретно-историческая линия развития сюжета сменяется нравственно-философской, на смену идейных споров приходят вопросы, постав-ленные самой жизнью.

Особенностью развития конфликта романа является то, что две противоположные позиции — Базарова и Кирсанова — во второй части, где развивается любовный сюжет, начинают сходиться и в результате оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни. Эта «норма» дается через сопоставление, проводимое по нескольким сюжетным линиям. Она воплощается в идее связи поколений (линия Николай Петрович — Аркадий Кирсановы), утверждении непреходящих ценностей чело-веческой жизни — любви и семьи (линии Аркадий — Катя, Нико-лай Петрович — Фенечка). Материал с сайта

Конфликтный узел произведения — дуэль Базарова и Павла Петровича — расположен строго посредине между основными сю-жетными эпизодами. Он отграничивает социально-политическую коллизию (спор нигилиста и либерала окончательно решен победой Базарова) от той, что обращена к вечным проблемам: ведь оба они поставлены здесь в ситуацию жизни и смерти. С этой точки зрения они оба противостоят обитателям Марьина и Никольского, погру-женным в иную, чем они, сферу интересов и чувств. Для обоих геро-ев стремления к полноте бытия оканчиваются крахом: они разруше-ны глухими, враждебными силами, стоящими над человеком — силой Судьбы. «Со мной кончено. Попал под колесо», — говорит Ба-заров перед смертью. Доживает свой век вдали от родины, без семьи, без родных, без друзей Павел Петрович. Финал романа имеет траги-ческую окраску, главный герой погибает. И все же можно сказать, что финал открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в котором сообщается о том, как устраиваются судь-бы других героев произведения. А значит, жизнь продолжается и конфликт, обозначенный в романе, еще ждет своего разрешения.

Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки -Марьино — город*** — Никольское — деревня родителей Базарова . Второстепенным пунктом являются Хохловские выселки (это место в романе лишь упоминается, но здесь не происходит никаких событий). В Хохловских выселках на постоялом дворе Николай Петрович Кирсанов встречает сына в начале романа, здесь же Базаров и Аркадий запрягают лошадей при переезде из Никольского в деревню родителей Базарова. Поэтому Хохловские выселки мы не будем включать в основной путь героев.

Город*** (ХII глава)

Более важным пунктом является город ***. Здесь происходит знакомство Базарова с Одинцовой, появляются образы Ситникова и Кукшиной. Поэтому город *** является важным пунктом передвижения героев в романе, наравне с Марьином, Никольским и деревней родителей Базарова.

Завязка 1 (Х глава)

Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу — сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед:

Полукруг I:

Марьино (поместье Кирсановых) — город *** — Никольское (поместье Одинцовой) — дом родителей Базарова

Полукруг II:

Дом родителей Базарова — Никольское — город *** — Марьино

Полукруг III:

Марьино — город *** — Никольское — дом родителей Базарова.


Первые два полукруга (движение «вперед и назад») Базаров проделывает вместе с Аркадием. Последний полукруг Аркадий проделывает частично (из Марьина через город в Никольское), Базаров же проделывает его полностью (из Марьина через Никольское в родительский дом), и причем отдельно от Аркадия (последняя встреча приятелей происходит в Никольском).

Характерно, что при описании «обратного» движения приятелей (из родительского дома Базарова) Тургенев не акцентирует внимание читателей на том, что герои заезжают в город, а лишь мельком упоминает об этом. Заметив дурное настроение Анны Сергеевны, Аркадий и Базаров сообщают Одинцовой о том, что «заехали только по дороге и часа через четыре отправятся дальше в город». Но упоминание это важно: благодаря этому сохраняется единство романного движения.

Экспозиция 1

Первая глава романа является экспозицией Кирсановых — здесь дана жизненная история Николая Петровича.

Экспозиция 2

Завязка 1

В Марьино происходит завязка внешнего конфликта знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым .

Перипетии 1

Развитие действия — споры героев, их взаимная антипатия, презрение Базарова, ненависть Павла Петровича. Все это Тургенев изображает в главах с четвертой по одиннадцатую.

Перипетии 2

Двенадцатая и тринадцатая главы подготавливают (экспозиция) развитие внутреннего конфликта в романе — борьба чувств и миропонимания в душе Базарова . Главы эти, изображающие «провинциальных нигилистов», подчеркнуто пародийны. Как замечает Ю. В. Лебедев, «комическое снижение — постоянный спутник трагического жанра, начиная с Шекспира. Пародийные персонажи, оттеняя своей низменностью значительность характеров двух антагонистов, гротескно заостряют, доводят до предела и те противоречия, которые в скрытом виде присущи и главным героям. С комедийного „дна" читателю становится виднее как трагедийная высота, так и внутренняя противоречивость пародируемого явления».

Завязка 2

Перипетии 2

Пятнадцатая, шестнадцатая, семнадцатая главы — развитие действия: поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова. Кульминация внутреннего конфликта — объяснение героя с Одинцовой (восемнадцатая глава). Развязка — отъезд Базарова.

Перипетии 2.1

Затем приятели едут в родительский дом Базарова, где проводят три дня (двадцатая и двадцать первая главы) и вновь возвращаются в Никольское, где проводят не более четырех часов, а затем они отправляются в Марьино.

Перипетии 1. Перипетии 2.1

Здесь продолжается развитие внешнего конфликта (главы двадцать вторая и двадцать третья). Базаров и Павел Петрович уже как будто избегают острых столкновений. И тот и другой ведут себя сдержанно до тех пор, пока не задеты их чувства.

Но Тургенев вновь сталкивает героев в их интересе к Фенечке. Павлу Петровичу она напоминает Нелли, Базаров же начинает «активно» ухаживать за ней, чувствуя большую обиду на Анну Сергеевну и желая самоутвердиться .

Кульминация 1

Кульминацией идейных споров и взаимной неприязни Базарова и Павла Петровича становится их дуэль (глава двадцать четвертая).

Развязка 1

Затем следует развязка внешнего, личностного конфликта героев — Кирсанов получает легкое ранение, Евгений Васильевич уезжает из Марьина. Острота взаимной неприязни притупляется: и Базаров, и Кирсанов чувствуют нелепость всего происходящего, испытывают чувство стыда и неловкости. Характерно, что здесь притупляется и идейное противостояние героев: в Павле Петровиче теперь доминирует личная неприязнь, ревность, Базаров же больше не «щеголяет» своей жизненной философией, так как она оказалась несостоятельной. Да и само идейное противостояние героев здесь уже комически снижено. Так, в качестве причины дуэли (для объяснения с братом) Павел Петрович придумывает остроумную версию — «Базаров непочтительно отозвался о сэре Роберте Пиле».

Перипетии 2.1

Затем Базаров через город *** вновь едет в Никольское (главы двадцать пятая и двадцать шестая). Он говорит Анне Сергеевне, что давно опомнился, потому что не хочет, чтобы она вспоминала о нем с отвращением, однако чувствует себя он «препакостно». Как замечает Ю. В. Лебедев, «Второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние разрывы». Это разрыв с семейством Кирсановых, со своим единственным другом, Аркадием; разрыв со своей любовью, расставание с Одинцовой — Базаров понимает, что испытывать судьбу бесполезно; наконец, чудовищный разрыв с самим собой — герой старается сохранить цельность своей личности и мировоззрения, однако ему это не удается.

Перипетии 2.1

Внутренний конфликт Базарова усугубляется в стенах родительского дома. В отчем доме жива память о детстве, здесь человек чувствует себя наиболее свободно и естественно, здесь «выходит наружу» естественность и непосредственность чувств, — то, что герой пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Не потому ли Базаров так не любил бывать в родном доме? И сейчас он испытывает здесь «тоскливую скуку и глухое беспокойство». Он пытается занять себя медицинской практикой, помогая Василию Ивановичу, но его более ничего не радует в жизни.

Развязка 2.1

Внутренний конфликт здесь разрешается смертью героя . Во время одной из операций (вскрытие умершего от тифа мужика), Базаров заражается и вскоре умирает. Это становится развязкой внутреннего конфликта неразрешимой ситуации (глава двадцать седьмая).

Эпилог 1, 2

В последней главе действие переносится в Марьино, в поместье Кирсановых, мы узнаем о счастливых изменениях, происшедших в их семействе, о судьбе Павла Петровича. И в этой же главе мы переносимся в деревню, где живут родители Базарова. Тургенев заканчивает роман описанием сельского кладбища, где похоронен Базаров. Глава эта является эпилогом одновременно образа Базарова и образа Павла Петровича и всего семейства Кирсановых.

Условный круг замыкается: из родительского дома Базарова действие в последней главе вновь переносится в Марьино. Но здесь мы уже не наблюдаем передвижения героев. Действие далее переносится по воле автора. Из Марьина Тургенев вновь ведет нас в деревню родителей Базарова, на сельское кладбище. «Описанный полукруг» здесь повторяется дважды, сначала движение вперед, а затем на исходную точку его: родительский дом Базарова — Марьино — деревня родителей Базарова.

Попробуем совместить оба полукруга (непосредственное движение героев и перенесение в ту или иную точку действия по воле автора): Марьино (поместье Кирсановых) — город *** — Никольское (поместье Одинцовой) — деревня родителей Базарова — Никольское — город*** — Марьино — город *** — Никольское — деревня родителей Базарова — Марьино (здесь два полукруга смыкаются в единый круг) — деревня родителей Базарова. Так мы получаем единый условный круг, в котором движется все действие романа. Формально мы не можем назвать композицию кольцевой (впервые мы встречаемся с героями на Хохловских выселках, а расстаемся на кладбище, где похоронен Базаров, рядом с деревней его родителей), однако движение героев и авторский переход в ту или иную точку действия образуют единый, цельный круг.

Таким образом, по своей простоте, четкости, стройности и соразмерности композиция романа Тургенева близка к композициям пушкинских произведений.

Сюжет «Отцов и детей»

Экспозиция: главы I IX

Встреча: главы I – III . Экспозиция экспозиций

Марьино: главы IV – VI . Экспозиция: расстановка сил

Фенeчка: главы VIII – IX

Завязка: глава X – «СХВАТКА»

«Выход» Н.П.: глава XI

Город***: глава XII

Герр Ситников и Евдоксия Кукшина: глава XIII

Бал у губернатора: глава XIV

Завязка2: глава XV . Знакомство с Одинцовой

Тема: История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862) . Композиция романа.

Щербакова Лилия Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы.


Эпиграф

«Отцы и дети»

Едва ли не самая шумная

и скандальная книга

в русской литературе.

П. Вайль, А. Генис.


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Действительно ли роман

«Отцы и дети» И.С. Тургенева

является скандальным произведением



Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума»

А.С. Грибоедова.


  • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений», - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».


«Ну и досталось же ему за Базарова...» Ф.М.Достоевский

  • Роман был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник». И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.
  • Он вызвал такую бурю, какую не вызывала ещё ни одна книга


«Воздух эпохи»

Время написания

романа – 1861 год

Время действия –

1855-1861 – время,

сложное для России;

Правление

Александра II

Стремление

к образованию различных

слоёв населения

Меняются

вековые устои

России


Писатель - провидец

Тургенев с присущей ему социальной остротой уловил и развернул основной конфликт кризисной, революционной эпохи – бескомпромиссную борьбу революционеров- демократов с либералами


Демократы-разночинцы

РАЗНОЧИНЕЦ – в дореволюционной России: выходец из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии. Писатели-разночинцы.


Какие они?

  • “ Каждый… должен был все свои способности отдавать естествознанию. Все были загипнотизированы великим значением этой науки. “(из воспоминаний современника)
  • Не удивительно, что Тургенев сделал своего героя медиком и заставил его работать над серьезными опытами по изучению различных закономерностей строения организмов.


Познакомимся со словом

Кого называют нигилистом?

НИГИЛИСТ 1) Сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество. 2) Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически


В письме к К.К.Случевскому из Парижа от 14 апреля 1862 года Тургенев называет истинных «отрицателей», лидеров демократического движения.

В их учениях демократы-разночинцы черпали материал для своих теорий, для построения политических и эстетических программ



«Отрицатели, или нигилисты»

Добролюбов Н.А. (1836-61), русский критик, публицист, революционный демократ. С 1857 года постоянный сотрудник журнала «Современник»


«Отрицатели, или нигилисты»

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-89), писатель, литературный критик. Один из руководителей журнала «Современник».Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг.


«Отрицатели», или нигилисты

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-48), русский литературный критик. Сотрудничал в журналах «Телескоп», «Отечественные записки» и «Современник»



Тургенев знал их лично

Политические и философские взгляды Чернышевского и Добролюбова послужили материалами и источниками для создания идейного облика главного героя романа


Великий писатель

«Сам Тургенев никогда не будет Базаровым, но он вдумался в него и понял его так, как не поймет ни один из наших реалистов», – писал Писарев


«Распалась связь времен…»

Время «раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и разночинцев-демократов, отцов и детей…


«Отставные люди» и «наследники»

  • Именно принадлежность ко времени явилась источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым
  • В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х гг. XIX века

Кто прав?

Как большой художник, преодолевая свои симпатии и антипатии как в изображении отцов, так и в изображении детей, он старался нарисовать верную картину жизни русского общества 60-х годов XIX века.


Вывод:

В романе Тургенева отражена идейная борьба между основными общественными силами в России 50-х 60-х годов XlX столетия.


Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.

Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

Роман состоит из 2 частей

(28 глав)


Кольцевая композиция

Марьино

(усадьба Кирсановых)

Никольское

(имение Одинцовой)

Родители Базарова

(небольшой домик

мелкопоместных дворян)


Смысл названия романа «Я попытался представить конфликт двух поколений» (И.С.Тургенев)

Отцы дети

Социальный

(конфликт аристократов

разночинцев)

Психологический

конфликт (конфликт

поколений)



ОТЦЫ

ДЕТИ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ОТЦЫ И ДЕТИ

Молодые люди

Пожилые люди

Разные поколения.

Не понимающие

друг друга

Враждебность

Равнодушие

Противоборствующие.

Родители

Легкомысленные

Ненависть

Вечно спорящие.

Умудренные опытом

Безрассудные

Нуждающиеся

Уважение

Двигатели прогресса.

Консерваторы

Прогрессивные

Символ жизни.

Люди устаревших

взглядов

Зависимость

Люди новых взглядов

Деятельные









Базаров Василий Иванович

Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.




Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети». Можно положительно сказать, что «Отцы и дети» были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки.

А. Панаева


Базаров сталкивается с…

Старики

Базаровы

Аркадий

Фенечка

Базаров

Одинцова

Кирсановы

народ

Лже -

нигилисты





Мастерство Тургенева в создании образов романа

Портретная характеристика

Павел Петрович

Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами и с висячими бакенбардами песочного цвету... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум... Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

«Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов».


Домашнее задание

Используя таблицу, составьте характеристику образов

Детали портрета

Сфера интересов

Я – концепция героя

История героя

Судьба героя

Характеристика, данная другими героями.


  • главы VI - X перечитать,
  • составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои.
  • индивидуально: Характеристика образов:
  • -Павел Петрович Кирсанов;
  • - Николай Петрович Кирсанов;
  • - Аркадий Кирсанов;
  • - Анна Сергеевна Одинцова;
  • - Катя - младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой;
  • -Фенечка.