Он настоящий патриот своей родины. "Что значит быть патриотом?"

Если вас спросят: "Что значит быть патриотом?", вы, наверное, удивитесь, ведь все мы еще со школьной скамьи помним, что патриот - это человек, который любит свою родину и готов ее всегда защитить. В детстве практически все так и думали, но представляли такие действия как-то абстрактно. Повзрослев, многие из нас понимают понятие «патриотизм» несколько по-разному.

Что значит быть патриотом? Это достаточно сложный вопрос. Вот что нам говорит об этом энциклопедический словарь: "Патриотизм - это любовь к своей стране, родной земле и ее культурной среде".

К сожалению, многие молодые люди часто путают преданность родине с национализмом. Ведь, по сути, национализм - это деятельность определенной части людей, которые борются зачастую с несуществующими врагами. Утверждения о том, что одна национальность имеет превосходство над другой, не имеют ничего общего с понятием «патриотизм». Нацию образуют не отдельные граждане, а народы. Единство на уровне нации зиждется на солидарности как этической, так и межэтнической.

Как воспитать патриотизм?

Некоторые считают, что любовь к народу и родине - чувства инстинктивные. Другие - что врожденного чувства патриотизма не бывает как такового, его лишь можно развить в человеке. Как всегда, истина где-то посередине. Каждый человек не рождается «чистым листом», который только бери и заполняй. В советское время детям еще с пеленок навязывали чувство патриотизма. Любовь к родине в то время считалась важнее, чем любовь к родителям, жене и детям. Пропаганду патриотического духа можно было встретить везде: в кино, на работе и даже на улицах. А все ли, рожденные в Советском Союзе, являлись патриотами? Внешне люди старались походить на преданных граждан страны, а вот патриотами в душе были единицы.

Еще более печальный пример - нацистская Германия. В то время в ней вместо граждан, свято преданных государству, присутствовала лишь податливая биомасса.

Так может, дело именно в том, что чувство полного единства с родиной невозможно навязать? можно пробудить, но никак не создать искусственным путем. Что значит быть патриотом, каждый решает для себя сам. Приходят к этому люди тоже по-разному: одни через искусство, другие - через религию, третьи - через историю, четвертые - после службы в армии. В общем, сколько людей - столько и способов.

Конечно же, ребенка необходимо приобщать к ознакомлению с историей, литературой и культурой его государства. Только так он может определить, что значит быть патриотом именно для него. Потому что большинство людей слово «патриотизм» определяют неоднозначно. Самые популярные ответы граждан такие:

Любовь к родине;

Защита Отечества;

Верность стране;

Соблюдение законов.

Наверное, все они правы. Все перечисленные понятия в комплексе и обрисовывают отчетливый образ патриота. Хотя, прежде всего, любовь к своему краю должна жить в сердце.

Если ваша душа отзывается, когда играет государственный гимн, если вы искреннее болеете за национальную спортивную команду, даже когда в ней играют бездарные игроки, если вы находитесь далеко за пределами своей страны, но поете ребенку колыбельную на родном языке, знайте: вы самый настоящий патриот и достойный житель не только своего государства, но и всей планеты!

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм - что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм - разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный . Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен . В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный . Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный . Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм - книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия» . Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве» . Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир» . Важные исторические эпизоды 19 века - Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» . Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение «Камышинский педагогический колледж»

Диспут

Заведующая отделом

воспитательной работы и

молодежных инициатив

Давыденко Ольга Викторовна

Камышин

"Что значит быть патриотом сегодня?"

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И.Ожегова

Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Бернард Шоу

Обоснование значимости и актуальности.

Значимость и актуальность данной темы определяются:

    особой ролью в воспитании молодежи памяти о героизме наших предков;

    необходимостью молодежи иметь идеал, на который можно равняться;

    наличием сложного комплекса проблем в сфере организации патриотического воспитания молодежи, требующих как новых форм работы, так и учета и использования накопленного опыта.

Место в воспитательном процессе :

Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся.

Цель:

Организация ценностно - ориентированной деятельности по принятию личностью нравственно значимых идей; способствовать формированию патриотических идеалов, готовности выполнять конституционный долг, способствовать успешности социализации молодежи.

Задачи:

Способствовать созданию условий для положительной динамики по следующим направлениям:

    проявление мировоззренческих установок на готовность к защите нашей страны;

    вовлечение молодежи в ценностно-ориентированую деятельность;

    создание в среде молодежи благоприятного, дружеского микроклимата.

Вступительное слово.

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Что значит быть патриотом сегодня?”. "Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно - из-за частого упоминания донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл. Не будет преувеличением сказать, что "проблема патриотизма" стала в нашей стране едва ли не самой муссируемой. Ибо все и вся сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их "эксклюзивная" любовь к Родине. Особенно модной становится беспроигрышная патриотическая тематика накануне выборов, что понятно. Однако это обстоятельство, пожалуй, лишь затрудняет поиск ответа на главный вопрос: "Что же все-таки значит быть сегодня патриотом в России?" Разумеется, можно вспомнить известную истину, гласящую, что "патриотизм - это любовь к своему народу, а национализм - ненависть к другим", и тем ограничиться. Но, думается, крылатые слова, сколь бы красивы они ни были, всей глубины проблемы не исчерпывают.

Так давайте разберёмся, что есть патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий?

Попробуем высказать свои соображения на этот счёт.

Уважение к прошлому своей страны.

Два чувства дивно близки к нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

    Кому не известны эти пушкинские строки?

    Но все ли задумываются над их смыслом?

Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы. Провозглашал, ибо понимал, что уважение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны. Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации". Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.

    Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его?

    Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

    Как вы думаете, патриотизм сегодня - это реальность или утопия?

    Верите ли вы в возрождение России и что по-вашему нужно для этого делать?

Вывод:

Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее. Слово Родина ни один раз омыто кровью наших дедов и прадедов. И нужно это помнить и ценить. Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей. С точки зрения этики “патриотизм” - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к родине. Любовь к родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства. Не случайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”. Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами.

Так что – всё в ваших руках!

Что значит быть патриотом – это значит чувствовать патриотизм, испытывать любовь в своей Родине и ставить ее интересы выше своих собственных, это желание сделать все возможное чтобы сохранить ее саму, ее народ и ее культуру, желание защищать ее интересы и границы. Патриотизм не всегда был присущ человеческому сообществу, в первобытных общинах не было государств, но появлялись зачатки патриотизма в виде привязанности к своему племени, чувства родства и единения с ее членами, осознание себя как одного из них.

Патриотизм выполняет различные

Функции, он помогает сохранять единство определенного государства или нации, помогает ее защищать от внешних неблагоприятных факторов. Особенно яркие проявления патриотизма мы видим во время военных действий, где один человек является лишь маленькой частичкой своего народа и своей страны, и он сам чувствуя это, способен пойти на многое защищая ее, зачастую жертвуя собой ради общего блага. Патриотизм часто оценивается, как положительное качество, он ценится и вознаграждается государством и властью, о нем пишут в литературе и посвящают заголовки в средствам массовой информации, но не все считают его полезным и хорошим.

Что значит быть патриотом по мнению Льва Толстого, значит испытывать грубое, вредное и безнравственное чувство патриотизма, которое становится причиной войн. И у такой точки зрения есть причины: ведь если единения народа очень сильно, то у него формируется чувство “мы”, которое выражает мысль “мы все похожи и нам надо держаться вместе и оберегать друг друга”, при этом одновременно формируется и ощущение “мы – они”, которое говорит человеку, что все кто не принадлежит к его народы другие, они не понятны, они не так хороши, как его соотечественники и значит от них надо защищаться и нельзя принимать их взгляды. Такой патриотизм превращается в радикальный и становится национализмом, а вот он то и становится причиной войн и межнациональных конфликтов.

При этом патриотизм здесь является лишь исходным изначально положительным чувством. Патриотизм имел негативную окраску и в Советском Союзе, так как там человеку не оставляли другого выбора, он родившись в СССР обязан был быть патриотом, преданным своему государству, если же он высказывал любые идеи, которые этому противоречили, это каралось властями.

(3 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. А что это означает? Для меня слово “человек” проявляется в его поступках. Ведь настоящий человек всегда должен прийти на помощь,...
  2. Что такое счастье? Этим вопросом задается, пожалуй, каждый человек на определенном этапе своей жизни. Но возможно ли однозначно ответить на...
  3. Что объединяет всех детей и подростков? Они все мечтают стать старше. Взрослые ассоциируются у них с независимостью, и здесь нет...
  4. Текущий век, с его стремительными темпами, развивающимися технологиями и мощнейшими стрессами диктует свои законы, и, соответственно, требования к людям, идущим...

Введение

«А где люди?» – вежливо спросил Маленький Принц.

«Люди?... Их носит ветер. У них нет корней»

Как актуально, пронзительно грустно, до боли душевной звучат эти слова сегодня, когда в нашем Отечестве в очередной раз распадается связь времён, когда народ производит «Иванов, не помнящих родства»,- людей, утративших духовную связь со своей малой Родиной, родным краем, его культурой.

Сегодня, в силу произошедших в нашей стране преобразований, нарушилась связь времён и резко изменилась шкала жизненных ценностей. То, что вчера высоко ценилось и считалось благом, например, бескорыстное служение Отечеству, преданность своему народу, своей профессии, сегодня в глазах многих не имеет никакой ценности.

Как видно, река времени унесла нас далеко от берегов былого патриотизма. Означает ли это, что столь яркое и благороднейшее качество наших славных предков окончательно ушло из жизни новой России или это всего лишь вынужденная пауза в развитии нашей страны?

В современной России тема патриотизма, его роли и необходимости является одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в обществе. Многие считают, что время патриотизма безвозвратно кануло в прошлое вместе с коммунистическими идеалами. Другие с этим не согласны и не мыслят возрождения и процветания России без должного патриотического подъёма граждан страны. Сегодня мы всё чаще и осознание говорим о возрождении Великой России, но без святого чувства патриотизма это невозможно.

Современное состояние российского общества требует поиска внутренних источников развития, путей реализации его духовных сил. Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В.Путин, эффективно противостоять серьёзным угрозам, нависшим над современной Россией, можно только «…на основе консолидации всех слоёв общества хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей».

Сегодня приходит осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном и региональном уровнях. Об этом свидетельствуют государственная программа: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы».

Существует значительное количество литературы о патриотизме и проблемах его формирования в нашем обществе. Это и труды классиков русской философской мысли, и исследования, касающиеся политической и исторической формы патриотизма, и работы, характеризующие условия развития патриотического движения современной России, справочная литература по современным политическим партиям, теоретические труды лидеров партий и общественно-политических движений.

В последние десятилетия интерес к проблеме патриотизма значительно возрос. Вопрос о месте патриотизма в современном обществе оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных взглядов, мнений, убеждений, дискуссий.

Таким образом, в последнее время проблема патриотизма в нашей стране становится всё более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведёт к росту числа молодёжных организаций экстремистского толка, детской безнадзорности и преступности.

В связи с этой проблемой мы провели социологическое исследование: «Быть патриотом. Что это значит?», в котором приняли участие 128 учащихся нашей гимназии 13 – 17 лет.

Цель исследования:

выявление уровня сформированности патриотического сознания у учащихся на примере учащихся гимназии.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению понятия «патриотизм» в разные исторические периоды.

2. Выявить отношение современных школьников к проблемам патриотизма через проведение опроса.

3. Определить уровень развития патриотического сознания учащейся молодёжи.

Объект исследования:

учащиеся старших классов МБОУ «Гимназия №12».

Предмет исследования:

состояние патриотического сознания учащейся молодёжи в современных условиях.

Метод исследования:

Анализ источников(литературные, научные статьи, СМИ, Интернет)

Анкетный опрос.

1.Понятие «патриотизма» в различные периоды отечественной истории

1.1Сущность понятия «патриотизм»

Термин «патриотизм» является производным от латинского «patria» - отечество, характеризующий национальное единение, идентификацию себя с прошлым и настоящим страны, готовность взять на себя ответственность за ее судьбу и, если надо, защищать Родину с оружием в руках.

В. И. Даль зафиксировал современное ему понимание патриота и патриотизма в своем словаре в 1882 году: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к Отчизне».

В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующая трактовка: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Понятие «патриотизм» имеет глубокие традиции осмысления и употребления в литературе. Вопрос о том, кто есть патриот, кто достоин звания «сын Отечества» волновал мыслителей на протяжении всей истории развития общественной мысли. Так, Радищев ставил эту проблему еще в конце XVIIIв.В работах и западников, и славянофилов во главу угла ставятся интересы Родины. «Западники» В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен пришли к мысли, что не стоит противопоставлять Россию Западу, а Запад - России. А. С. Пушкин и П. Я. Чаадаев первыми выразили суть этой мысли: Россия - не лучше и не хуже Запада, она другая.

1.2 Понятие патриотизма в царской России

В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество».

Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество...».

Но не только с военной службой связывали понятие патриотизма граждане Российской Империи. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма». «Сознательный патриотизм» хорошо охарактеризовал великий русский патриот, философ Василий Розанов: «Счастливую и великую родину - любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша мать «пьяна», лежит и вся запуталась в грехе, - мы и не должны отходить от нее».

1.3.Понятие патриотизма в Советской России

В силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов…».

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

1.4 Понятие патриотизма в православии

Вот что говорил о патриотизме Патриарх Алексий II:«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.».

Поместный Собор РПЦ 1990 года констатировал, что на протяжении тысячелетней истории Русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. По определению Поместного Собора 1990 года, патриотизм «проявляет себя в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы».

1.5 Понятие патриотизма в современной России

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах российского государства. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога фашизма и расизма до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе патриотизма.В общественном сознании отношение к понятию «патриотизм» далеко от однозначного. Что, в частности, демонстрируют высказывания различных политических и общественных деятелей.

Геннадий Зюганов: «Обращение к нашей истории, особенно к истории советского времени, позволяет сделать важный вывод: на каждом новом этапе развития происходило уточнение и наполнение идеи единства патриотизма и социализма. Поэтому и сегодня патриотизм и социализм должны идти рука об руку в деле возрождения Великой России».

Ирина Хакамада: «…Я отношусь к нетрадиционным патриотам, а именно, к тем людям, которые не связывают патриотизм с бездумной верой в собственное государство, а которые связывают свою судьбу со своей страной, потому что именно эта страна позволяет человеку реализовать себя, как свободную личность, и достоинство которого уважает власть».

Эдуард Лимонов: «…Власть имущие, которые в свое время совершили разрушение СССР, пользуясь демократической идеологией, теперь взяли на вооружение патриотическую идеологию и эксплуатируют ее. Хотя, на мой взгляд, им абсолютно безразлично, что эксплуатировать, кого и как».

Со своей стороны, представители партии «Единая Россия» призывают не размывать понятие патриотизма и не заниматься популизмом, а проводить взвешенную государственную политику в вопросах патриотического воспитания. Бывший лидер партии Борис Грызлов связывает понятие патриотизма с историей и величием России: «Богатство России - это не только ее недра, не только и не столько нефть и газ, а огромный творческий потенциал российского народа, наше единство, наша любовь к Родине».

В целом на сегодняшний день можно констатировать наличие значительного числа разнонаправленных мнений по вопросам патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания патриотического воспитания.

2. Сформированность патриотического сознания у современной молодежи

2.1 Уровень развития патриотического сознания у современной молодёжи

Как обстоят дела с чувством патриотизма у нынешней молодёжи? В ходе анкетирования учащихся 8 – 11 классов нашей школы мы выяснили, что значит патриотизм для современного подростка. Всего опрошено- 128 чел.

Первый вопрос анкеты: «Как вы понимаете слово «патриотизм»? Ответы были такими: любовь к Родине – 71%;любовь к природе – 12%; защита Отечества – 12%; верность Отчизне –4%; почитание законов – 1%.Несмотря на разные ответы на данный вопрос, в принципе они похожи и отражают понимание молодёжи своего отношения к Родине.

На вопрос анкеты: «По - твоему, патриот это…» позволил выяснить, какой смысл вкладывают в это слово респонденты. В качестве ответов были получены следующие варианты: «Человек, который старается сделать всё возможное для процветания своей Родины, тот, кто любит свою Родину»; «Храбрый, отважный защитник своей Родины»; «Любящий свою Родину, гордящийся ею»; «Верный сын своего Отечества»; «Человек, любящий своё Отечество»; «Он готов ради своей Родины на всё»; «Тот, кто живёт во имя своей страны, гордится ею»; «Человек, который любит свою страну и беспокоится за её будущее»; «Преданный Родине человек». Были и такие ответы: «Человек, который прошел начальную военную подготовку перед армией»; «Служба в армии» и другие.

По результатам анкетирования 68% опрошенных осознают себя патриотами России. Как видно, не каждый подросток считает себя патриотом, а впрочем, может они понимают, что ещё ничего не сделали для общества, для своей страны, чтобы считать себя таковыми.

На вопрос: «Как вы думаете, где воспитываются патриотические чувства?» респонденты ответили следующим образом: 61% респондентов выбрали вариант ответа: «Я родился в России и считаю её лучшим местом на свете». У 32% респондентов на формирование патриотического сознания повлияла семья. 23% респондентов считают, что патриотизм им привили учителя, 20% опрашиваемых стали патриотами под воздействием СМИ. Наименее выражено влияние на формирование чувства патриотизма со стороны друзей – 17%, под влиянием книг, фильмов и других произведений искусства – 9%, по примеру известных людей – 7%.

Отвечая на вопрос анкеты: «Кого из известных людей вы считаете патриотами?» респонденты назвали исторические личности. 46% опрашиваемых назвали патриотами А.В.Суворова, Петра I; 32% - маршала Г.К.Жукова; 22% - А.С.Пушкина, М.И.Кутузова, Ю.А.Гагарина.

На вопрос: «Кого вы считаете героем нашего времени?» опрашиваемые ответили следующим образом: 83% респондентов не могут назвать конкретных героев, причём 37% считают, что таковых вообще нет, 36% просто не знают их, 9% думают, что герои есть, но не знают, кто они.

«Какие из перечисленных ниже дней ты считаешь праздничными лично для тебя?» Анализируя ответы на этот вопрос анкеты, необходимо отметить «ведущее» положение среди этих праздников Дня Победы. День Победы (84%) и День защитника Отечества (58%) оцениваются как праздники значительно чаще, чем День Независимости (33%) и День Конституции (14%), что говорит о том, Победа в Великой Отечественной войне является наиболее важным событием для школьников, чем недавние важнейшие вехи в становлении современной России как государства. Следовательно, и патриотизм в сознании старшеклассников связан в большей степени с темой войны, защиты Родины, подвигов героев, чем с темой политического развития государства.

«Интересует ли тебя история символов России?» - на этот вопрос 73% опрошенных дали положительный ответ, «не интересует» - 7%, «не задумывались» над этим вопросом - 20%. Как видим, подросткам не безразлична российская символика, большинство из них интересуются её историей. Ведь государственные символы вобрали в себя историю народа, его традиции.

Общеизвестно, что любовь к Родине начинается там, человек родился и вырос. Отвечая на вопрос: «Как ты относишься к своей малой Родине?», 78% респондентов проявили себя настоящими патриотами, дав ответ «люблю», 13% - «выбрали бы другую», для 9% - «всё равно, где жить».

На вопрос о том, если бы у вас был выбор остаться в своём городе или переехать в другой город или страну, респонденты ответили следующим образом: 25% опрашиваемых предпочли бы сменить своё место жительство, а уехать из страны хотят 32% учащихся, причём 14% опрашиваемых хотят уехать из страны навсегда. Большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир и вернулись - 81%. Рассмотрение миграционных настроений у учащейся молодёжи нашей школы показывает достаточно пессимистический настрой.

В анкете был затронут и такой важный вопрос, как служба в армии. В Конституции России записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Из анализа ответов выяснилось, что 52% респондентов считают, что все должны исполнить этот долг, 49% - служить в армии – это долг, патриотизм, 9% - уверены, что службу в армии можно заменить альтернативной службой, 8% посчитали, что «лучше избежать этого любым способом».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 32 часть2) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Вопрос анкеты: «Как можно отнестись к тем, кто не идёт на выборы, нужно ли применять к ним какую-либо меру наказания?» Считают, что участие в выборах является исключительным правом граждан – 64% респондентов, сделать участие граждан в выборах обязательным – 8%,опрошенных, 28% респондентов считают, что от их голосования за кандидатов в органы государственной власти или в органы местного самоуправления ничего не изменится, а потому, ходить на выборы не обязательно. Они не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая отнюдь не будет способствовать их процветанию и благополучию.

«Каково ваше отношение к людям другой веры, нации, расе?» На этот вопрос анкеты респонденты ответили следующим образом: дружелюбное - 35%; равнодушное – 24%; терпимое – 30%; отрицательное – нет; я к ним отношения не имею –11%.Приятно, что особого негатива по отношению к людям разного происхождения никто не испытывает, но при этом есть некоторое неприятие. Можно сказать, что национальный климат в нашей школе достаточно спокойный и толерантный.

«Можно ли считать поддержку отечественного производителя гражданами России проявлением патриотизма? Какой продукции, отечественной или зарубежной, отдаёте предпочтение вы?» 53% респондентов ответили, что поддержка отечественного производителя не является проявлением патриотизма; 47% опрашиваемых считают поддержку отечественного производителя проявлением патриотизма. 90% респондентов отдают предпочтение российским продуктам, что говорит о поддержке отечественного производителя.

На вопрос анкеты: «Есть ли будущее у России?» 69% респондентов ответили: «Россия преодолеет все трудности и будет процветать; 17% ответили: «Скорее всего, будет существовать также как и сегодня»; 12% ответили: «Пока Россия находится на пути к распаду»; 2% затруднились дать ответ. По ответам видно, что молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы.

«Что, на ваш взгляд, ещё необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?» На этот вопрос анкеты больше всего было таких ответов: «Улучшение условий жизни населения»; «Поднятие престижа страны»; «Создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы»; «Повышение авторитета армии в обществе»; «Личный пример, примеры героев войны»; «Воспитание чувства патриотизма с детского сада». Ответы на этот вопрос показывают, что молодёжь в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности.

2.2 Отношение современных школьников к проблемам патриотизма

В рамках проведённого исследования были проанализированы уровни развития патриотизма учащихся 8 – 11 классов МБОУ «Гимназия №12». Большинство респондентов считают (осознают) себя патриотами, гордятся историей своей страны и их волнует будущее России. Среди учащейся молодёжи, считающей себя патриотами России, наиболее развито чувственное, эмоциональное отношение к своей стране, народу, соотечественникам, культуре («люблю свою страну как бы то ни было», «есть чувство гордости за то, что живу именно в России…», «всегда очень болею и переживаю за представителей России в спортивных соревнованиях») – 76%. Развитость эмоционально-чувственного восприятия своей Родины связана с ближайшим окружением личности (семья, друзья, родственники) и выражается в первую очередь в любви к малой Родине (родной природе, населённому пункту). Этот компонент определяет «зачаточный» патриотизм, который способен к развитию, но необходимо целенаправленное патриотическое воспитание для формирования ценностно-мотивационного и волевого элементов.

15,4% респондентов осознают ценности своей Родины, народа, природы, родного края наравне с другими базовыми ценностями: здоровьем, личным успехом, семьей и т.д. («я – патриот; если будет необходимость, я готов действовать в интересах Родины», «для меня родная земля очень важна, и я не буду портить то место, где я живу»).

Только 8,4% респондентов стремятся поддержать Родину своей деятельностью: жить и работать в стране, служить в армии, поддерживать отечественного производителя, а также способствовать развитию страны («работаю на свою страну», «готов защищать свою страну и т.д.»). Это связано, в первую очередь, с незнанием учащейся молодёжью того, что именно необходимо делать на благо своей Родины.Арина, 16 лет: «Мы любим свою Родину, потому что в ней родились, и, может быть, есть страны, где лучше живётся, но мы об этом не знаем».

Результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что патриотическое сознание учащейся молодёжи находится в своеобразном «сумбурном» состоянии: «Родину люблю, хочу ей блага, но в чём состоит это благо, и что надо делать для этого, не знаю». По результатам исследования, 86,8% респондентов определяют для себя патриотизм как «чувство любви к своей Родине и готовность действовать в интересах её благополучия и процветания». При этом патриотами России считают себя 68,0% учащейся молодёжи нашей школы. При анализе путей становления патриотического сознания личности можно выделить, что «неосознанное» становление превалирует среди учащейся молодёжи: 61% респондентов выбрали вариант ответа: «Я родился в России и считаю её лучшим местом на свете». У 32% респондентов на формирование патриотического сознания повлияла семья.

Рассмотрение России как одной из ведущих стран мира присуще 32% респондентов; 40% видят, что Россия играет определённую роль, но не решающую; 14% респондентов полагают, что Россия практически не влияет на решение основных мировых проблем. Достаточно низкая оценка респондентами положения России в мире обусловлена тем, что 47% полагают, что Россия переживает кризисные времена. Рассмотрение причин кризисного состояния России свидетельствует о достаточно позитивной оценке национальной культуры россиян и патриотизма, а причины неблагоприятных событий связываются с негативным влиянием экономических и политических факторов.

При анализе жизненных ценностей первые места занимают ценности личной безопасности и благополучия семьи. Это очевидно связано с индивидуализацией сознания молодёжи. Любовь к Родине также входит в число базовых ценностей. Но эта любовь выражается в любви и готовности действовать в интересах микрогруппы (семья, коллектив сверстников), но она практически не распространяется на страну в целом и не ассоциируется с государственными интересами.

Рассмотрение миграционных настроений у молодёжи показывает достаточно пессимистический настрой. По результатам нашего исследования оказывается, что 25% респондентов предпочли бы сменить свой населённый пункт, уехать из страны хотят 32% учащихся. В настоящее время патриотическое сознание развивается стихийно через семью и социальное окружение личности, нет стабильности в развитии системы формирования личностного патриотизма.

Таким образом, анализ данных социологического исследования позволил охарактеризовать патриотическое сознание, определить уровень развития патриотического сознания, рассмотреть любовь к Родине в системе жизненных ценностей респондентов.

Заключение

Теоретический анализ патриотического сознания и анализ данных, полученных в ходе социологического исследования, учащийся молодёжи позволяют сформулировать следующие теоретические и практические выводы.

В дореволюционный период патриотизм рассматривался как духовная категория, компонент сознания личности, который подразделялся в зависимости от форм его выражения в патриотическом поведении.

Патриотизм в советском государстве был одним из ключевых компонентов идеологии, обеспечивающей его существование и развитие. В этот период наибольшее внимание уделяется рассмотрению патриотизма как любви к Родине и готовности жертвовать ради неё своими благами и, при необходимости, – жизнью.

В постсоветский период патриотическое воспитание вместе с идеологической системой были практически разрушены, что, стало одной из веских причин нарушения связи времён и резкого изменения шкалы жизненных ценностей. Поэтому сегодня, как неоднократно подчёркивал в своих выступлениях Президент РФ, формирование здорового конструктивного патриотизма в широких массах является одной из первоочередных задач дальнейшего укрепления и развития нашей страны. Ибо патриотизм является важнейшим фактором мобилизации и сплочения народа.

Для выполнения этой задачи нужно, прежде всего, провести специальные исследования, призванные дать достаточно полную характеристику состояния патриотического сознания современной молодёжи. Наша работа – это попытка проведения такого исследования среди учащейся молодёжи нашей школы с целью выяснения сформированности её патриотического сознания.

Выводы по результатам социологического исследования:

  • Большинство опрошенных учащихся считают себя патриотами.
  • Практически все патриоты временами испытывают и гордость, и стыд за свою страну.
  • Однако чувства сильно расходятся с делом. Часть патриотов почему-то не ощущают никакого долга перед Родиной. Эта часть составляет чуть меньше половины опрашиваемых, некоторые пока не уверены в том, что они «должники».
  • Связывают патриотический долг с воинской службой ещё меньше респондентов.
  • Очень сложным и противоречивым оказался вопрос о службе в армии. Большинство учеников считают, что служба в армии не обязательна. Третья часть респондентов не могут определиться в данном вопросе.
  • Большинство респондентов не хотели бы уезжать из России. Треть опрашиваемых мечтают жить в другой стране.
  • Мало у кого есть примеры для подражания в современной России. Патриотами респонденты назвали только исторических личностей.
  • Наименее развитым у опрашиваемых является волевой элемент - стремление поддержать Родину своей деятельностью: жить и работать в стране, служить в армии, поддерживать отечественного производителя, способствовать развитию страны.

Данные результаты подтверждают необходимость поддержания и развития патриотического направления в воспитании молодёжи.

Практическая значимость нашего исследования: данную работу можно использовать при подготовке к классным часам, тематическим занятиям, к творческим мероприятиям с целью формирования у учащихся высокого патриотического сознания. Недавние события на Украине подтверждают актуальность патриотизма. Здесь мы видим яркий пример «украденной истории». Если человек не знает прошлого своей страны, он не достоин будущего и не может быть истинным патриотом

Список использованной литературы

3.Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. М.: Детская литература, 1986.44 с.

4. Государственная концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. // Красная звезда. 05 июля 2003. 5 с.

5. Грызлов Борис. Официальный сайт.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Изд. Центр «Терра», 1994. 779 с.

7.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления в 2-х т. М.:АПН, 1971.430 с.

8.Журнал Московской патриархии, №9 -1990. 28 с.

9.Зюганов Г.А. Россия – Родина моя. Идеология государственного патриотизма. М.: Информпечать, 1996. 26 с.

10.Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. М.: Просвещение, 1976. 35 с.

11. Лимонов Эдуард. Сайт Twiter.

12 . Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие. М.: Глобус, 2007. 330 с.

13 .Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 2000. 398 с.

14 . Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия. Моё Отечество, 2000. №1. 23 с.

15 . Розанов В.В. Уединенное. М.: Современник, 1991. 108 с.

16 . Сахаров А., Буганов В. История России. М.: Просвещение, 1997. 286 с.

17 . Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1989. 386 с.

Приложение 1

Анкета

  1. Как вы понимаете слово «патриот»?
  2. По-твоему, патриот – это…
  3. Как вы думаете, где воспитываются патриотические чувства?
  4. Кого из известных людей вы считаете патриотами?
  5. Кого вы считаете героями нашего времени?
  6. Какие из перечисленных ниже дней ты считаешь праздничными лично для тебя:

День Победы;

День Защитника Отечества;

День Независимости;

День Конституции.

  1. Интересует ли тебя история символов России?
  2. Как ты относишься к Малой Родине?
  3. Если бы у вас был выбор остаться в своём городе или переехать в другой город или страну, как бы вы поступили?
  4. Хочешь ли ты служить в армии?
  5. Как можно отнестись к тем людям, которые не ходят на выборы?
  6. Каково ваше отношение к людям другой веры?
  7. Можно ли считать поддержку отечественного производителя проявлением патриотизма?
  8. Есть ли будущее у России?
  9. Что, на ваш взгляд, ещё необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?

Приложение2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что значит быть патриотом

« А где люди?» – вежливо спросил Маленький Принц. « Люди?... Их носит ветер. У них нет корней»

Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В.Путин, эффективно противостоять серьёзным угрозам, нависшим над современной Россией, можно только «…на основе консолидации всех слоёв общества хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей»

В концепции патриотического воспитания граждан РФ сказано следующее:«Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству.

В последнее время проблема патриотизма в нашей стране становится всё более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведёт к росту числа экстремистских молодёжных организаций, детской преступности и безнадзорности.

Цель исследования: выявление уровня сформированности патриотического сознания у молодежи на примере учащихся гимназии Объект исследования: учащиеся старших классов МБОУ «Гимназия №12 ». Предмет исследования: состояние патриотического сознания учащейся молодёжи в современных условиях.

Задачи исследования: Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению понятия «патриотизм» в разные исторические периоды. Выявить отношение современных школьников к проблемам патриотизма через проведение опроса. Определить уровень развития патриотического сознания учащейся молодёж и.

Методы исследования: Анализ источников (литературные, научные статьи, СМИ, интернет). Анкетный опрос.

«Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу»

Патриотизм в царской России

Патриотизм в православии

Патриотизм в Советской России

Патриотизм в современной России

Уровень развития патриотического сознания у современной молодёжи Как вы понимаете слово «патриотизм»?

Как вы думаете, где воспитываются патриотические чувства?

Кого из известных людей вы считаете патриотами?

Кого вы считаете героем нашего времени?

Какие из перечисленных ниже дней ты считаешь праздничными лично для тебя?

Интересует ли тебя история символов России?

Как ты относишься к своей малой Родине?

Е сли бы у вас был выбор остаться в своём городе или переехать в другой город или страну

Как вы относитесь к службе в армии?

Выводы по результатам социологического исследования Большинство о прошенных считают себя патриотами Часть патриотов не испытывает никакого долга перед Родиной Большинство учеников не считает службу в армии обязательной Треть опрошенных хотят жить в другой стране Патриотами респонденты назвали только исторических личностей

Заключение Данные результаты позволяют говорить о необходимости поддержания и развития патриотического направления в воспитании молодежи

Практическая значимость исследования данную работу можно использовать при подготовке к классным часам, тематическим занятиям, к творческим мероприятиям с целью формирования у учащихся высокого патриотического сознания.

Недавние события на Украине подтверждают актуальность патриотизма. Здесь мы видим яркий пример «украденной истории». Если человек не знает прошлого своей страны, он не достоин будущего и не может быть истинным патриотом

Спасибо за внимание!