"ференц лист венгерская рапсодия". «Венгерские рапсодии» Листа: история и особенности

Ференц Лист «Венгерские рапсодии»

Венгрия – это страна, имеющая яркий культурный колорит. Национальная музыка наполнена контрастами и сильно отличается от европейской классики. В венгерских рапсодиях Ференцу Листу удалось воплотить всю красочность культуры страны.

Узнать интересные факты о творчестве композитора в данном жанре, познакомиться с шедеврами классической музыки, а также послушать знаменитые произведения можно на данной странице.

История создания

Считается, что именно Лист стал основоположником жанра. Тем не менее до него некоторые собственные произведения так называл знаменитый чешский композитор Томашек. Создание жанра приписывается Листу, потому что он сумел создать не только определенную структуру рапсодии, но и классифицировал конкретные характерные черты сочинений, у Томашека же это были простые произведения, не имеющие логического основания и схожести между собой.

  • Несмотря на то, что композитор по национальности является венгром, он не знал родного языка и говорил только на немецком.
  • В 15й рапсодии композитор процитировал венгерскую революционную песню «Ракоци-марш». Это сочинение представляет собой пример стиля вербункош.
  • В Будапеште композитор стал первым президентом национальной музыкальной академии.
  • Особенно любил Ференц Лист сочинения 12 и 14.
  • Вторая рапсодия звучит в знаменитом мультипликационном фильме «Том и Джери ».
  • Совместно с Францем Допплером, композитор оркестровал шесть собственных рапсодий. К ним относятся вторая, пятая, шестая, девятая, двенадцатая и четырнадцатая.
  • Кроме Венгерских рапсодий Ференц сочинил еще одно произведение на испанскую национальную тему.
  • Композитор написал книгу о Венгерских цыганах, об их национальной культуре и музыке.
  • Примечательно, что первая рапсодия была начата раньше всех, но закончена после написания второй рапсодии. Композитор долго прорабатывал сочинение.
  • Рапсодия относится к эпическому жанру в искусстве.
  • Одним из лучших исполнителей рапсодий является венгерский пианист Дьёрдь Цифра.
  • Культура стиля – это музыка схожая с музыкой ухода в рекрут. Этим и объясняется горделивое, героическое настроение произведений.
  • Название жанра восходит к речи рапсода. Рапсод представляет собой иностранный аналог баяна, сказителя о исторических событий.

Наиболее известные рапсодии Листа

Каждая из рапсодий заслуживает внимания, но все-таки образцами творчества Ференца Листа являются рапсодии под номерами: 2,6 и 12.


Вторая венгерская рапсодия

Наиболее характерное произведение в данном жанре, является самым знаменитым и исполняемым.

Структура двухчастная со вступлением, выстроена по сюитному принципу.

Медленное вступление воспроизводит речь рапсода. Импровизационность вводит слушателя в мир народной жизни Венгрии. Аккордовое сопровождение изобилирует форшлагами и мелизмами характерными прежде всего для венгерской музыки, оно воспроизводит исполнение на струнных народных инструментах этой страны.

В основу I части ложится медленная лирическая народная песня Лашан. Часть имеет ярко выраженный венгерский колорит, благодаря пунктирным окончаниям. Далее тема будет варьироваться. Композитор использует характерные для него приемы мелодического развития, а именно включение большого количества пассажей.

Вторая тема излагается в более высоких регистрах и имеет танцевальный характер. Благодаря вступлению материала, напоминающего игру струнно-щипковых инструментов, создается легкий образ. Тема активно развивается и приводит к возвращению первых двух тем, а именно вступления и основной темы. Можно сказать, что I часть имеет трехчастную форму с варьированной репризой.

II часть танцевальная, в основу ложится национальный танец фришка.

Фришка – это вторая часть знаменитого танца Чардаш. Был популярен благодаря Вербункош. Основными чертами фришки являются живость и стремительность. Танец позволяет отобразить картину народного праздничного веселья. Постепенно фактура усложняется, а тема разгоняется до предела. Волнообразная динамика то приближает, то отдаляет слушателя от эпицентра событий.

Примечательно, что композитор использует наиболее характерную гармонию, а именно чередование тоники и доминанты. Благодаря многочисленным вариациям на тему музыка не становится однообразной. После грандиозной кульминации, движение начинает замедляться. Особой театральности добавляет кодовое построение. Сочинение покоряет слушателя собственным разнообразием музыкальных тем.

Венгерская рапсодия №2 (слушать)

Рапсодии в фильмах

Многие режиссеры обращаются к творчеству Ференца Листа, его рапсодии можно услышать во многих современных кинолентах и сериалах:


Произведение Фильм
Венгерская рапсодия №1 «Золотые сережки» (1947)
Венгерская рапсодия №2 «Национальное правосудие» (2017)
«Флоренс Фостер Дженкинс» (2016)
«Птицы Нептуна» (2015)
«Белый Бог» (2014)
«Страх сцены» (2014)
«Подпольная империя» (2011)
«Республика» (2010)
«Мажестик» (2001)
«Блеск» (1996)
«Кто подставил кролика Роджера» (1988)
«Аутсайдер» (1982)
Венгерская рапсодия №5 «Робинзон Крузо: Великий блицкриг» (2008)
Венгерская рапсодия №6 «Пеликан» (1992)
«Счастливое время» (1952)
«Куда бы она не отправилась» (1951)
Венгерская рапсодия №12 «След Макабра (1963)
Венгерская рапсодия №14 «Доброе сердце» (2009)
«Желание Вакко» (1999)
«Листомания» (1975)

Трудно представить себе мировую музыку без влияния Венгрии. Именно эта страна подарила мировому искусству Листа, Кальмана, Бартока и многочисленные самобытные композиции.

Музыкальная культура Венгрии базируется на традициях цыган. И сегодня в стране очень популярны цыганские ансамбли, собирающие аншлаги во многих городах и селах.

Авторская музыка

У истоков академической музыки страны стоял композитор Ференц Лист. В числе его композиций, посвященных Венгрии, можно выделить такую новаторскую для того времени работу, как «Венгерские рапсодии».

Многие мелодии основываются на традиционных мотивах. В некоторых можно уловить звучание венгерских танцев – чардашей и палоташей.

Ференц Лист был активным пропагандистом синтеза искусств, пытался связать музыку с литературой, живописью. Пьеса «Мыслитель» разработана под впечатлением от скульптуры Микеланджело, «Обручение» создано по картине Рафаэля Санти. Познакомившись с «Божественной комедией», Лист написал сонату «После прочтения Данте».

Среди других признанных композиторов Венгрии, работавших в XX веке, можно выделить следующих:

  • Имре Кальман. Создатель десятков оперетт, самой «венгерской» из которых считается «Марица».
  • Дьердь Лигети – современный венгерский композитор, разрабатывавший направления авангарда и абсурда. Одно из его программных произведений – «Реквием», написанный в 1960-х годах.
  • Альберт Шиклош – композитор, пианист, виолончелист, создатель нескольких опер, самой популярной из которых является «Лунный дом».

Народная венгерская музыка

Наряду с многочисленными академическими композиторами в Венгрии всегда присутствовала народная музыка.

В XVII–XVIII веках народная венгерская музыка ассоциировалась с цыганской. Многие исполнители выступали в смешанном, венгерско-цыганском стиле. Следствием такого смешения явилось музыкальное направление – вербункош.

Для венгерского вербункоша характерен плавный переход между различными ритмами исполнения, от медленного до энергичного.

Элементы вербункоша можно встретить в произведениях ряда европейских композиторов. К примеру, «Марш Ракоши», самая известная мелодия этого стиля, встречается в работах Берлиоза и Листа.

На основе вербункоша через несколько десятилетий развился стиль чардаш. Кроме цыганских мотивов, в его основу легли деревенские пляски с разных концов страны. Однако именно цыганские коллективы познакомили с этим стилем все соседние государства.

Особенность венгерского чардаша – изменчивость темпов и ритмов, от плавных и медленных до стремительных. Специалисты различают нескольких видов: «трясучку», оживленный и спокойный.


Многие мотивы чардаша можно встретить у крупнейших композиторов Европы: Брамса, Кальмана, Чайковского. Российский композитор органично вплел элементы этого музыкального стиля в свой балет «Лебединое озеро».

Чардашу посвящена и «Сильва», самая известная из оперетт, написанных Имре Кальманом. Другое название этого произведения – «Королева чардаша». Постановка пережила несколько экранизаций и пользуется популярностью и поныне.

Среди известных композиций, написанных в этом жанре, можно отметить «Чардаш» – небольшую пьесу продолжительностью чуть меньше пяти минут, созданную итальянским музыкантом Витторио Монти. Это одно из немногих произведений автора, активно исполняющееся и сегодня.

Не обошел стиль вниманием и австриец Иоганн Штраус. Главная героиня его оперетты «Летучая мышь» исполняет перед публикой венгерский чардаш, чтобы доказать свою национальную принадлежность.

Венгерская опера

Венгрия входит в число ведущих поставщиков оперной музыки Европы. Первым венгерским оперным композитором был Ференц Эркель, поставивший в середине XIX века оперу «Мария Батори». Затем появилось множество других оперных постановок по национальным мотивам.

Современная венгерская опера – это бурное развитие и многочисленные опыты. Некоторые исполнители соединяют классическую оперу с современными музыкальными жанрами (такими, как техно-музыка), другие поднимают необычные темы. К примеру, Мартон Иллеш иногда использует в своих произведениях аравийские мотивы, Тибор Кочак соединяет воедино оперу и рок-музыку (в результате чего появилась, например, постановка «Анна Каренина»).

К числу ведущих оперных композиторов Венгрии XX века относятся Дьердь Ранки и Тибор Полгар. Помимо опер, они известны также своей музыкой, созданной для фильмов Келети.

Взаимопроникновение венгерской и мировой музыкальных культур продолжается и сегодня. В Венгрии много исполнителей, работающих в жанре рок- и металл-музыки. Среди основных групп, экспериментирующих в этих стилях, можно отметить Dalriada, Ossian, Omega, концертирующих по всей Восточной Европе.

Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях к статье. Чтобы узнавать об обновлениях нашего блога, подписывайтесь на рассылку.

Ференц Лист выдающийся венгерский музыкант, известен как один из известнейших музыкальных романтиков, заложивших основы целой школы в музыке, называемой Веймарской.

Детство и юность

Родился 22 октября 1811 г. в одном из маленьких венгерских городков - Доборьян. Ференц был единственным в семье местного чиновника и дочери пекаря. Его отец любил музыку и с детства прививал сыну эту любовь. Он сам давал ему музыкальные уроки.

В церкви юный Лист обучался пению и игре на органе. С восьмилетнего возраста юный виртуоз выступает в концертах перед местной знатью. Стремясь развить дарование сына, отец с сыном отправляются в австрийскую столицу.

В Вене Лист совершенствуется в игре на фортепиано, изучает теорию музыки у выдающихся музыкантов. Каждое его публичное выступление было сенсацией для местной публики. Его блестящими способностями восхищался Бетховен.

В двенадцатилетнем возрасте мальчик с отцом переезжает в столицу Франции, берет уроки у лучших преподавателей столичной консерватории. Для проживания в Париже нужны деньги, поэтому отец организует концерты мальчика. Лист создает собственный репертуар. Написанная им в 1825 г. опера получила признание публики.

В 1827 году отец Ференца умер. Его смерть мальчик тяжело переживал и долгое время нигде не выступал и не появлялся.

Зрелые годы

В тридцатые годы музыкант увлекся бурными революционными событиями и вернулся в музыку. Выступал с концертами, которые имели огромный успех, вынашивал идею произведения на тему революционных событий.

Ференц познакомился с видными музыкантами и литераторами. Занимался преподаванием, его дом посещали лучшие европейские пианисты. Он выступал со статьями о музыкальном искусстве и его проблемах. В 30-40-е годы много выступал с гастролями в разных европейских странах. В Веймаре занимался организацией музыкальной жизни, в Швейцарии - преподавательской работой.

В 60-е годы перебрался в Рим, где создал несколько значимых произведений религиозной направленности. Являясь с 1875 г. президентом Высшей музыкальной школы в Венгрии, выступал на фестивалях, посвященных Вагнеру. В 60-х годах, переехав в Рим, сосредоточился на музыке духовного направления.

В 1875 году Лист избран президентом венгерской Высшей музыкальной школы. Выступал на вагнеровских фестивалях в Байроте. Он серьезно заболел после выступлений на одном из них. Умер Ф. Лист 31 июля 1986 года.

Творчество Ференца Листа

Занимаясь с детства композиторским творчеством, Лист создавал преимущественно небольшие музыкальные произведения для своих публичных выступлений. Написанную юным композитором оперу поставили в театре. В дальнейшем им было написано свыше 640 произведений разных жанров. При этом его заслугой является создание жанров симфонической поэмы и рапсодии.

Неотъемлемой частью музыкального образования и исполнительской деятельности стали открытия, касающиеся структуры музыкальных форм и фактуры, гармонизации и мелодики произведения. В 1831 году, вдохновленный гениальным Паганини, он переложил для рояля его каприсы Паганини, объединив их в шесть этюдов.

В 30-е годы XIX века Лист занимался публицистикой, публикуя статьи о проблемах музыкального искусства его видных представителях. Большой популярностью пользовались его книги о Шопене, музыкальном искусстве венгерских цыган. Интересен опыт очерков о музыкальной жизни в жанре письма, адресованных преимущественно Жорж Санд. Она отвечала на них очерками в журнале.

Мировое признание композитор и дирижер получил в ходе своей активной концертной деятельности. Его виртуозность восхищала выдающихся музыкантов, является ориентиром для пианистов многих поколений. Музыкальные критики отмечают его богатую фантазию, оригинальный взгляд на искусство, самобытность и новаторство. Инструментальные сочинения композитора считаются важным шагом развития музыкальной архитектоники.

Знаменитые произведения

Богатство и оригинальность произведений разных жанров являются примечательной особенностью творчества Листа. Почти половина из этих работ представляют собой фортепьянные переложения. Всего его перу принадлежат свыше шести сотен работ, из них 63 оркестровых, 13 поэм для симфонического оркестра, почти девяносто работ в жанрах песни и романса.

Наиболее известными его музыкальными произведениями являются:

  • Венгерские рапсодии
  • Симфонии «Divina commedia» и «Фауст»
  • Сборник пьес «Годы странствий»
  • Этюды высшего исполнительского мастерства / Трансцендентные этюды
  • Этюды по каприсам Паганини
  • Поэтические и религиозные гармонии Утешения Венгерские исторические портреты Соната (1850-1853) Первый концерт для фортепиано с оркестром оратории «Легенда о святой Елизавете» и «Христос»
  • Гранская месса и Венгерская коронационная месса

Личная жизнь

Несмотря на свое простое происхождение, Лист выделялся аристократичной внешностью, тонкими чертами бледного лица. Он неизменно пользовался успехом у женщин.

В 30-е годы у него произошел роман с графиней Мари д’Агу. Бурные романтические отношения молодых людей привели к тому, что Мари ушла от супруга мужа и порвала со своей социальной средой. Влюбленные отправились в Швейцарию, затем в Италию. Лист оттуда выезжал на гастроли в Париж и Вену. У пары родились сын и две дочери.

Когда Венгрия пострадала от разрушительного наводнения, Лист решил отправиться на родину и помочь землякам. Однако Мари д’Агу эту идею отвергла и отказалась ехать. Он познакомился с замужней католичкой княгиней Виттенштейн. Надежды на получение разрешения папы римского и русского императора для развода не оправдались. После смерти сына у Листа появилась депрессия, религиозные и мистические чувства.

Лист и Виттенштейн перебрались в Рим, где он создавал произведения религиозного содержания. Дочь Листа была замужем за Вагнером и организовывала фестивали, посвященные нему.

  • Лист неоднократно бывал в России, музыкой которой он серьезно интересовался. Он переписывался с выдающимися русскими композиторами, издал лучшие фрагменты опер русских композиторов.
  • Лист Верил, что искусство является инструментом борьбы со злом, влияния на людей. По мнению музыковедов, Лист стал основателем мастер-классов для музыкантов.
  • В 1859 г. император Франц Иосиф возвел Листа в рыцари, дав ему полное имя - Франц Риттер фон Лист.
  • Ференц Лист обладал необыкновенно длинной кистью руки, что позволяло ему выполнять сложнейшие пассажи.
  • Имя Ф. Листа присвоено Национальной венгерской музыкальной академии и Будапештскому международному аэропорту.
  • В своем доме Лист давал бесплатные мастер-классы музыкантам, приезжавшим из разных стран.

К тому же, получая большие гонорары как пианист-виртуоз, Лист часто деньги жертвовал: в помощь пострадавшим от наводнения, на памятник Бетховену и так далее. Это внутреннее благородство чувствуется и в том, как он делал концертные переложения музыки других композиторов. Таким образом он пропагандировал музыку Баха, Бетховена, Шуберта, своих современников (в частности, ). О Шопене он написал книгу. Преподавал Лист бесплатно.

Вся жизнь Листа — работа, сочинение музыки и гастроли. Два раза он побывал в России. Всегда и везде его выступления вызывали восторг публики. Есть даже специальный термин — листомания . Этот термин придумал Генрих Гейне, описывая массовую истерию, случавшуюся во время парижских концертов Листа. В 1975 году вышел фильм с тем же названием (режиссер Кен Рассел, Великобритания). Роль Листа в картине «Листомания » исполняет английский певец Роджер Гарри Долтри (группа The Who). Но еще интереснее, что роль папы римского исполняет Ринго Стар (The Beatles). Фильм, конечно, из разряда фантазийных, но посмотреть любопытно.

Желающие посмотрят фильм, а о последней длительной любви Листа (фактически 30 лет) к подданной Российской империи можно прочитать . Совместная жизнь с Каролиной так и не вылилась в официальный брак, потому что этому препятствовали конкретные люди. Ни много ни мало: российские императоры и папы римские.

Тема Ференца Листа крайне большая, поэтому я ограничусь кратким биографическим очерком и остановлюсь только на одном интересном моменте.

Мультикультурность Европы в XIX веке

Лист родился в Венгрии (тогда Австрийская империя), воспитывался как артист и получил первое признание во Франции, творил в Швейцарии, новый творческий период начал в Германии. А конец жизни его пришелся на Италию, где он стал аббатом в Ватикане.

Таким образом, и культура всех этих стран оставила свой отпечаток на творчестве Листа, и сам он внес собственный вклад в эти культуры. Подобное взаимодействие для Европы — совсем не уникально.

Венгерский язык Лист знал плохо. Тем не менее он остается венгерским художником. Великий польский композитор был по отцу француз и прожил большую часть жизни во Франции. Но считал он себя поляком. И в Польше две святыни: католическая церковь и Шопен. В Венгрии почитают своего Ференца Листа.

Итак, Ференц (Франц, Франциск) Лист родился 22 октября 1811 года на территории Австрийской империи. Его отец служил «надсмотрщиком за поголовьем овец», а в свободное время играл в оркестре своего хозяина — князя Эстергази (Эстерхази). В том самом оркестре, которым почти всю жизнь руководил Й. Гайдн.

Отец был и первым учителем Листа. Эти детские занятия и некоторые уроки, которые он брал в Вене и Париже — единственное образование Ференца Листа. Дальше — музыка, музыка и музыка.

Листовскую музыку можно слушать всю. Единственная проблема — иногда могут потребоваться «путеводители»: слишком большие связи с литературой и даже живописью. Из литературных наиболее интересны «Сонеты Петрарки», соната «По прочтению Данте» и произведения, связанные с Фаустовской темой. Из живописных — «Мыслитель» или «Обручение» (по скульптуре Микеланджело и картине Рафаэля).

Из всего огромного наследия Листа хотелось бы остановиться только на одном произведении: Венгерской рапсодии № 2.

Венгерская рапсодия № 2

.
Когда-то я писала о Леонарде Бернстайне как авторе мюзикла «Вестсайдская история». Но этот замечательный музыкант был еще и сильным популяризатором музыки, вел передачи, организовывал концерты для юношества в Нью-Йорке. Текстовые распечатки этих концертов выходили и в СССР.

В одной из своих книг Бернстайн рассуждает о связи музыки с языком. Он считал, что народная песня отражает все: ритм, акценты, быстроту речи каждого народа. Из народной музыки эти особенности переходят в «большую музыку». Нет во французском языке сильных акцентов, это язык плавный, текучий — и это проявляется во французской музыке. В итальянском много длинных гласных — и замедленность на гласных снова отражена в музыке. Испанский ритмичен и богат согласными — такова и испанская музыка. А в венгерском языке ударность по большей части происходит на первом слоге — и венгерская музыка знаменита своими оригинальными акцентами.

Полагаю, что это — тема больших смежных исследований, но не могла не привести эту любопытную точку зрения. И Ференц Лист прекрасно чувствовал и понимал суть венгерской народной музыки.

Вспомним, что предыдущие эпохи мало «интересовались» народной музыкой, хотя взаимодействие, безусловно, всегда было. Острый интерес к фольклору возник именно в эпоху романтизма.

Лист — родоначальник жанра рапсодии. Рапсоды — древнегреческие певцы, слагающие эпические песни. Через несколько тысяч лет «жанр ожил» именно в творчестве Листа и прежде всего — в Венгерских рапсодиях.

Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще сильнее!

В старом советском фильме «Веселые ребята» есть забавная сцена — в Мюзик-холле. Заезжая знаменитость — итальянский дирижер, проваливается под сцену. А на сцене нечто невообразимо-монументальное: гигантский оркестр, пара десятков роялей, столько же арф.

Незадачливый главный герой (Л. Утесов) попадает на сцену вместо итальянца, он почесывается, подергивается, оркестр играет. Герой видит Леночку в зале, делает ей знаки: «Пойми, пойми! Вот дура!». Оркестр опять принимает знаки за указания эксцентричного дирижера и продолжает играть. А исполняет оркестр Венгерскую рапсодию Листа № 2 в оркестровой обработке. «Оригинальная трактовка» — выносит вердикт некий знаток.

А оркестр все играет. Одна из зрительниц горько плачет. Ее спутник произносит сакраментальное: «Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще больше!», полагая, что она так сильно тронута музыкой Листа. А у Эммы жмут туфли… (Ох уж эта венгерская рапсодия № 2. Давайте все же любить друг друга за те и иные слезы).

Но эта же рапсодия звучит во множестве других фильмов («Delirious», «Кто подставил кролика Роджера» — 3 Оскара, «Блеск» 1996 года и других). Даже в «Томе и Джерри» и многих прочих мультфильмах. Насчитала около полусотни фильмов и мультфильмов, потом считать перестала.

Думаю, что сам Ференц Лист улыбнулся бы, узнав о такой популярности своей рапсодии в массовой культуре следующего века — что-то вроде еще одной волны листомании . А ведь это просто хорошая музыка, пусть и чрезвычайно виртуозная.

Умение быть в общеевропейской струе и одновременное умение слышать «родную речь» — отличительная черта всех романтиков. Благодаря им мы сами учимся слышать и понимать «чужую речь». И стараемся не забывать «родную».

Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы . Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.

Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош . Его особенности:

  • горделивый, страстный, патетический характер;
  • свободная, импровизационная манера изложения;
  • острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности, особые пунктирные кадансы («со шпорами»);
  • использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе - венгерской (цыганской) гаммы.

Наиболее известное произведение стиля вербункош - знаменитый «Ракоци-марш» (венгерская «Марсельеза»), который Лист использовал в своей 15-й рапсодии.

Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина широчайшей популярности.

Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов - медленного и быстрого (лашан и фришка).

1 раздел более импровизационного склада, в духе эпического повествования либо в характере палоташа - старинного венгерского танца-шествия, напоминающего полонез, но 2хдольного;

2 раздел рисует картину народного праздника, пляски-чардаша (очень задорный, темпераментный, зажигательный 2хдольный венгерский танец).

Возможно, однако, и большее число контрастных разделов, как, например, в 6-й рапсодии.

В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой. Лучшими образцами листовских рапсодий являются 2,6,12,14.

Рапсодия №2, cis-moll

Краткое эпически-повествовательное вступление вводит в мир красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии. Оно выдержано в свободно-речитативной манере, в медленном темпе. Аккорды сопровождения с форшлагами имитируют бряцанье струн, вызывая представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню.

I-й, медленный раздел рапсодии - лашан - имеет ярко выраженный венгерский национальный характер, в особенности благодаря характерным для стиля вербункош пунктирным концовкам. Его жанровая основа - песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения). При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается типично листовским виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнно-щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий, а постоянный органный пункт подчеркивает народный колорит. После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни), подобно репризе в 3хчастной форме.

2-й, быстрый раздел рапсодии - фришка - построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более темпераментной, зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р до ff , передающие то затухание, то возобновление танца.