"Белая Площадь" на "Белорусской". Жилой дом Copper House


Проектом здания петербургской синагоги, которое считается вторым по величине в Европе, во времена Александра II занимались четыре именитых архитектора. Строительство было завершено в 1893 году.


Деревянная двухэтажная усадьба постройки 1850 года расположилась посреди Лопухинского сада в Петроградском районе.

В былые времена сад и особняк выглядели гораздо богаче. В саду работали фонтаны, набережная заканчивалась пароходной пристанью, в огромной оранжерее цвели экзотические растения, гостеприимные хозяева дачи частенько принимали городскую богему на пышных пирушках.

К сожалению, всё это было давно. С некоторых времён здание, выполненное в стиле ранней эклектики, заброшено, но достаточно неплохо сохранилось. Пустующая купеческая дача даже сегодня ещё не растратила былой шарм. Здесь отлично сохранилась лепнина, огромный камин и другие элементы декора. Однако всё это стыдливо прикрыто советскими обоями в цветочек: эстетика коммунизма не терпела никакой роскоши.

Осмотрев комнаты двухэтажной дачи, отправляйтесь прямиком в подвал - вот там и начнутся настоящие приключения. Самой удивительной частью особняка на сегодняшний день является нижний ярус помещения: кирпичные стены особняка за долгие годы запустения начали обрастать фактурными сталактитами.

    ул. Академика Павлова, 13


На Каменноостровском проспекте находится знаменитый дом архитектора Лидваля. Дом построен Лидвалем в 1902–1904 годах в стиле модерн.

Его украшает множество декоративных элементов: под крышей сидит филин, на балконах цветут подсолнухи и плетут паутины металлические пауки, на стенах - рельефы с цветами, на колоннах растут мухоморы и опята. На перилах балкона первого этажа можно заметить кованую L - первую букву в фамилии Lidvall.

До революции в доме жили банкиры, промышленники и предприниматели, военные высших званий и чиновники. В 1909 году в этом доме жил художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

    Каменноостровский пр., 1–3


Дом по проекту архитектора А. А. Оля был построен как первая экспериментальная коммуна инженеров и писателей. Он должен был показать небывалый прорыв в будущее - коммунистический рай в обобществлении быта. В квартирах жильцов не было кухонь, вместо них полагалось питаться в столовой, рассчитанной на 200 мест. Санузлы были, но по одному на этаже. Среди горожан дом получил название «Слеза социализма». Впоследствии была проведена перепланировка и каждая квартира получила отдельные кухню и туалет.

    ул. Рубинштейна, 7


На Адмиралтейской набережной можно найти памятник Петру Великому, который занят строительством нового судна. Известно, что к создателю города на Неве не стоит приходить в надежде исполнения обычных желаний. Зато, если вы заняты поиском работы, император охотно поможет вам в этом. Кстати, поговаривают, что также он поможет с просьбами о карьерном росте.


Фасад дома, чем-то напоминающего средневековый английский замок, украшают две массивные башни, благодаря которым дом и прозвали «Домом с башнями. Принадлежал дом К. И. Розенштейну, им же он и был построен вместе с А. Е. Белогрудом.

Инженерное оснащение здания соответствовало самым современным требованиям той поры. На кухнях квартир, располагавшихся под крышей дома, можно было найти газовые плиты. В комнатах - встроенные в стены шкафы, а во дворе были размещены гаражи.

С 1921 года на нижнем этаже здания размещался кинотеатр, не раз менявший своё название: «Элит», «Конкурент», «Резец», «Арс». В 1972 году здесь начала свою работу студия Ленинградского телевидения, а с 1985 по 1995 год находился театр «Эксперимент». В 1996 году помещения были отданы новому творческому коллективу - «Русской антрепризе имени Андрея Миронова».

    Каменноостровский пр., 35


Покровительница Санкт-Петербурга исполняет желания, написанные на листочке и положенные под ящик со свечами. Предварительно надо обойти три раза вокруг часовни.

    Камская ул., 24


В самом центре города, в одном из двориков на Канонерской улице, спрятался необычный дом, похожий на средневековый рыцарский замок. Он расположен по адресу Канонерская улица, 31. Очутившись во дворе, вы словно бы попадаете за ворота высокого замка из средневековья с красной черепичной крышей и круглыми башнями со смотровыми площадками.

Благодаря богатой фантазии уличных художников обычный жилой дом обзавёлся тяжёлыми дубовыми воротами и каменными галереями, а у двери, запертой на тяжёлые засовы, стал дежурить прикованный цепями изумрудный дракон. Дом выглядит очень необычно и даже сказочно. Местные жители к нему уже привыкли, а вот те, кто сюда ещё не заглядывал, не смогут остаться равнодушными к этому маленькому петербургскому чуду.

    Канонерская ул., 31


Заводской сад Сан-Галли является частью некогда обширного комплекса чугунного и механического завода, который появился в здешних местах в далёком 1853 году по инициативе немецкого предпринимателя изобретателя и короля российского чугунного литья Франца Карловича Сан-Галли.

    Лиговский пр., 62–64


Композиция ансамбля при ближайшем рассмотрении превращается в архитектурную шутку выдающегося архитектора и новатора Н. Львова. Храм построен в форме кулича, а колокольня - в форме пасхи. Кроме того, в этой церкви хранится уникальная чудотворная икона Всех скорбящих Радость с грошиками, прилипшими к красочному слою во время пожара.

    пр. Обуховской Обороны, 235


Соборная мечеть на Горьковской долгое время считалась самой крупной мечетью в нашей стране. Петербургская мечеть - одна из самых больших в Европе, а также считается самой северной в мире. Высота здания достигает 39 метров, а высота минаретов - 48 метров.

    Кронверкский пр., 7


Один из трёх носов гоголевского произведения. В шинели, с тростью и при цилиндре, ни дать ни взять истинный петербуржец. Стоит он на тонких кривых ножках во дворе филфака СПБГУ, посреди каменного лабиринта.


Этой улицы вы не найдёте на картах города, но она всё-таки есть, хоть и скрыта от глаз непосвящённых за двумя дверями, ведущими в арт-центр «Пушкинская,10».

Для всех тех, кому близка пропитанная романтикой лирика легендарных The Beatles, это место станет настоящей Меккой ливерпульской четвёрки в Петербурге. Стены здания украшает жёлтая подводная лодка, барельефы участников группы, а также разнообразные элементы и детали, так или иначе связанные с творчеством коллектива, покорившего сердца миллионов слушателей по всему миру.

    арт-центр «Пушкинская,10», Пушкинская ул., 10 (вход с Лиговского пр., 53)


Самый северный на планете буддийский храм был построен в Петербурге в 1909–1915 годы. Проектировкой и возведением здания занимался архитектор Барановский, который тщательно подошёл к работе над проектом. В своём великолепном здании он учёл все тибетские традиции и каноны, что позволило передать атмосферу настоящего буддийского храма.

В 1919 году его закрыли и разграбили, а вновь восстановили лишь в 1990 году. Зайти в дацан может любой желающий. При этом именно здесь можно не только полюбоваться прекрасной архитектурой, но и приобщиться к восточной культуре. Под крышей храма также найдётся столовая, где подают блюда традиционной восточной кухни. Все изыски очень сытные и вкусные, а стоимость их весьма невысока.

    Приморский пр., 91


На пересечении Каменноостровского проспекта и улицы Мира можно найти удивительную восьмиугольную площадь, которая своим духом невольно напоминает петербуржцам о старой Европе. Также здесь, среди прочих домов, затерялся дом под номером 13, где в своё время обитал писатель Леонид Андреев. Гостями литературных вечеров в его квартире являлись: Блок, Сологуб и многие другие значимые персоны Серебряного века.


Строительство одного из старейших петербургских храмов началось в далёком 1709 году по проекту знаменитого архитектора Трезини. Некогда собор окружало старинное городское кладбище. Но впоследствии оно было уничтожено, сохранилась лишь могила «жертв бироновщины». Под крышей собора сегодня работает музей. Кстати, этот собор считается одним из напоминаний о масонском ордене в Петербурге, ведь действующий православный храм украшает всевидящее око.

    Большой Сампсониевский пр., 41


Внутренний двор этого необычного здания имеет правильную круглую форму. Кроме того, это один из самых старых жилых домов в Петербурге, и с 1948 года он входит в перечень объектов культурного наследия города. Построили его ещё в конце XVIII века. Любопытный факт: с 1827 по 1833 год в этом доме жили родители Александра Сергеевича Пушкина.

    наб. Фонтанки, 92


Здание, построенное в стиле французского ренессанса, достаточно трудно не заметить, оно сильно выделяется на фоне всех местных построек. Дом был возведён в 1890 году по проекту известного зодчего И. С. Китнера из кирпича и тёсаного камня и принадлежал саксонскому предпринимателю К. Б. Зигелю.

    ул. Марата, 63


Здание бывшей котельной, в которой в былые времена работал на тот момент никому не известный Виктор Цой, сегодня полностью переоборудована в клуб-музей. В зале частично сохранились предметы интерьера того времени, за большими стёклами скрываются инструменты знаменитого музыканта, стены украшают старые фотографии, возле барной стойки расположена топка, куда он ежедневно кидал чёрный тяжёлый уголь, вдали маленькая комнатушка со старым обшарпанным диваном, который немало повидал: и пьянки, и любовь, и дружеские посиделки.

    Блохина ул., 15


Проект в стиле неоклассицизма осуществили архитекторы Л. Н. Бенуа, К. Ю. Бенуа, А. Н. Бенуа и А. И. Гунст. Этот огромный жилой комплекс был одним из самых благоустроенных домов в дореволюционном Петербурге: кроме канализации, водопровода, парового отопления и телефонов, в здании были собственные электростанция, котельная, прачечная, мусоросжигательная печь и даже снеготаялка.

После революции некоторые квартиры превратились в коммунальные, а в других стали жить партийные деятели. С 1999 года в цокольном этаже дома работает театр «Остров».

    Каменноостровский пр., 26–28


    наб. реки Карповки, 45


Судно, построенное в 1916 году, проектировалось как самый мощный российский арктический ледокол. «Святогор», именно такое название ледокол носил изначально, несколько лет находился в военном расположении, но вскоре был затоплен.

После чего судно полностью восстановили, и уже в 1928 году «Красин» обрёл известность во всём мире за счёт спасения группы людей, потерпевших крушение на дирижабле. Ледокол раньше всех прибыл на место катастрофы, а его экипаж смог оказать пострадавшим необходимую помощь. Спустя полвека «Красин» обрёл покой на набережной Лейтенанта Шмидта, где располагается и по сей день, функционируя как музей.

    наб. лейтенанта Шмидта, 23-я линия


В одном из тихих городских переулков в тени деревьев затерялся поражающей своей красотой старинный особняк заводчик Экваля. Постройка начала XX века примечательна хотя бы тем, что является одной из немногих сохранившихся до наших дней представительниц деревянного зодчества в стиле раннего модерна.

Владелец чугунолитейного и механического завода К. К. Экваль поручает постройку особняка на территории завода никому на тот момент не известному архитектору Ф. И. Лидвалю. Впоследствии Лидваль станет знаменитым на весь мир мастером модерна, а особняк заводчика будет считаться его первым реализованным проектом.

В 1901 году работы над постройкой были закончены и взору Экваля предстал двухэтажный особняк, украшенный широкими окнами, удивительным орнаментом и покрытый струящейся фактурной штукатуркой. Именно в оформлении фронтона здания угадываются мотивы зарождающегося стиля. Сегодня особняк знаменитого заводчика, который по совместительству является памятником раннего творчества Лидваля, пустует и не принимает гостей.

    Красногвардейский пер., 15


Этот трамвайчик 12-го маршрута, выпущенный в далёких 30-х годах, пережил нелёгкие времена блокады Ленинграда. Место размещения памятника выбрано неслучайно: именно здесь во времена войны были возведены противотанковые баррикады, материалом для которых послужили трамвайные вагоны, сверху донизу набитые камнями.

    пр. Стачек, 114


Над Соляным переулком возвышается удивительный памятник архитектуры периода историзма. Но это здание интересно вовсе не архитектурой, в которой угадываются черты произведений итальянской архитектуры XVI века, а своим впечатляющим наполнением.

Барон Александр Людвигович Штиглиц сыскал известность благодаря своей необычной меценатской деятельности, свои честно сколоченные капиталы финансист и промышленник тратил вовсе не на постройку храмов и не на работу журналов или газет, а на развитие российского искусства. Сегодня подобная деятельность может показаться абсурдной, но стоит заметить, что художников и дизайнеров только сейчас начали готовить практически во всех учебных заведениях, а во времена дореволюционной России развитием творчества занимались далеко не многие.

Музей прикладного искусства является неотъемлемой частью Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, которую основали по инициативе барона в 1878 году.

    Соляной пер., 13-15

Памятник стоит в «Измайловском Гостином дворе», где каждый желающий может прийти полюбоваться этим замечательным творением и попросить у дождя хорошую погоду.

    ул.1-я Красноармейская, 15


Помимо впечатляющей архитектуры старинного особняка, также стоит отметить и необычную решётку ворот. Точнее, решётка абсолютно обычная, а вот орнамент, украшающий прутья, - особенный. За ничего не подозревающими прохожими с решётки ворот наблюдает огненная саламандра.

Саламандра - существо мифическое. По легендам, она не горит в огне, а, проходя по нему, гасит. Это существо украшает стальные прутья неслучайно. Дело в том, что отец мужа графини в своё время проявил выдающийся героизм при тушении пожара Зимнего дворца, за что получил право изобразить на гербе рода объятый пламенем Зимний.

Саламандра же, стала напоминанием для потомков о подвигах графа П. А. Клейнмихель. К сожалению, внутренняя отделка не сохранилась, хотя известно, что стены особняка были декорированы дубовыми панелями, а в Большой гостиной находился камин, изготовленный из белого мрамора.

    наб. реки Крестовки, 12


История этой аптечной лавки берёт начало в 1760 году - именно тогда состоялось её торжественное открытие. Правда, располагалась она тогда на Большой Мещанской и носила другое название.

В 1770 году первый владелец лавки аптекарь Арик перевозит её на 7-ю линию, где она находится и по сей день. Аптека несколько раз меняла хозяев. 1850 год - знаковый, в этом году владельцем аптеки стал Василий Васильевич Пель. С этого времени аптека стала называться «Аптекой Пеля». Пель преобразовал аптечную лабораторию, ввёл контроль качества сырья, создал склад доброкачественных препаратов, а в 1867 даже основал Русское общество торговли аптекарскими товарами.

С 1871 года Пель стал поставлять медикаменты к императорскому двору. После смерти Василия Васильевича аптекарское дело продолжил его сын, а в дальнейшем аптекой владели его внуки и правнуки.
После революции при аптеке перестала функционировать лаборатория, а чуть позже и фабрика. Аптека сменила название, и стала именоваться «Андреевской» - по её расположению против Андреевского рынка. Во времена войны аптека также функционировала, даже несмотря на то, что в здание во время блокады попал снаряд. Аптека закрылась лишь в 2005 году. Виной тому стал пожар. В 2010 году старейшую аптекарскую лавку в городе отреставрировали, и уже в марте 2010 года она вновь стала принимать покупателей. С 2011 года в аптеке стали проводить экскурсии, и она ежегодно принимает участие в программе «Ночь музеев».

    7-я линия В. О.,16–18


В Южно-Приморском парке после реставрации в этом году начал работу исторический фонтан нашего города. Кстати, фонтан примечателен тем, что является самым большим фонтаном в черте Петербурга. Фонтан, чаша которого в длину достигает 100 метров, а в ширину - 20 метров, работает с лета. Водную картину самого большого фонтана образуют 225 струй, что вздымаются в небо на высоту от 8 до 16 метров.

    между Петергофским шоссе, улицей Доблести, Финским заливом и рекой Ивановкой

В саду Опочинина всех влюблённых встречает «высаженное» в 2011 году необычное дерево любви. Его металлический ствол украшают сотни красных листочков, которые придают дереву форму большого сердца. Дерево наделено волшебными свойствами. Считается, если влюблённые украсят его ветви замком, а ключ спрячут в сундук, закреплённый прямо на стволе, тогда их союз будет долгим и счастливым.

    сад Опочинина, ст. м. «Приморская» или ст. м. «Василеостровская», далее троллейбусами 10; 11 или автобусами 1; 128 до остановки «Ленэкспо»


В месте, где реки Охта и Оккервиль сливаются в единое целое, можно найти дошедшую до наших дней старинную усадьбу. Именовать её принято не иначе как Уткина дача.

В середине XVIII века этот участок земли отошёл под владения семейства Марка Полторацкого, который на тот момент являлся директором придворной Капеллы. Согласно распоряжению семьи, архитектор Н. А. Львов в 1790-х годах выстроил большой усадебный дом.

В XIX веке усадьба принадлежала княгине Шаховской (в замужестве Уткиной), а затем была дарована Человеколюбивому обществу. С 1936 года в здании разместились коммуналки, расселённые в 2010 году. С тех пор усадьба пустует и потихоньку разрушается.

    Уткин пр., 2


На одной из аллей в парке Есенина в Невском районе Петербурга в канун 118-летия поэта установили новую стелу памяти Сергея Есенина, венчает которую бюст знаменитого поэта.


В Петербурге можно найти дом с двумя галереями, парящими в воздухе на уровне второго и четвёртого этажей. Коридоры галерей соединяют наружную и внутреннюю части необычного здания. При этом самое интересное, что попасть во вторую часть можно только лишь воспользовавшись галереей. Знакомьтесь, перед вами – доходный дом И. Бака.

Стоит также отметить, что галереи - далеко не единственная особенность этого доходного дома. Его великолепная архитектура и внутренняя отделка поражают: есть здесь и богатые парадные, двор с ленточными балконами, великолепными витражами на окнах и мраморные лестницы. Любителю архитектуры здание явно придётся по вкусу.

    Кирочная ул., 24


Этот удивительный дворик на улице Чайковского является одной из самых молодых достопримечательностей Петербурга. Кстати, двор знаменит не только благодаря ярким краскам мозаики, но также и потому, что сделан он руками детей. Красочное панно, словно чешуя пёстрой рыбы, окутало буквально каждый объект во дворе.

Скамейки, дорожки, стены домов, скульптуры и солнечные часы украшены красочными рисунками мозаики из цветного стекла. Ничем не примечательный двор в какой-то момент начал буквально обрастать мозаикой прямо на глазах у местных жителей и со временем стал своеобразным музеем под открытым небом. Эту достопримечательность, которую лучше один раз увидеть, чем сто раз о ней услышать, создали ученики Малой Академии искусств.

    Мозаичный дворик находится в совмещенных дворах домов по наб. Фонтанки № 2 и по улице Чайковского № 2/7

Авторы проекта обновлённой библиотеки имени Гоголя в конце августа 2014 года установили в Южно-Приморском парке восемь круглых скамеек с Wi-Fi, украшенных клёнами Фассенз Блэк - этот вид от других деревьев отличает красно-фиолетовый цвет листьев осенью.

    Петергофского шоссе, 27


Копия Эйфелевой башни высотой в пятиэтажный дом, Триумфальная арка и даже стеклянная пирамида Лувра - двор жилого комплекса «Гранд Фамилия» в Московском районе летом 2014 стал настоящей резиденцией Парижа в Петербурге. Не хватает разве что шарманщика, запаха жареных каштанов и уютных кафе. Но со временем возможно всё.

    пр. Космонавтов, 63


Во дворе дома номер 38 по 3-й линии Васильевского острова в 2011 году появился официального синего вида номерной знак «Флигельная площадь, 1». Казалось бы, ничего необычного, но шарма табличке придёт аккуратно выведенное пояснение, красующееся над названием, - «Самая маленькая площадь России». Бытует мнение, что раньше эта площадь действительно существовала и была достаточно приличных размеров. Впоследствии её застроили и превратили в обычную улицу, а кто-то решил устранить историческую несправедливость.

    3-я линия В. О., двор дома 38

Единственный на территории Петербурга памятник зарубежному литературному персонажу был открыт 11 апреля 2003 года на Балканской площади в день 120-летия создателя персонажа, чешского писателя Ярослава Гашека. Швейка сделал скульптор Альберт Чаркин, который за пару лет до этого создал Остапа Бендера на Итальянской улице. Это одна из самых комичных скульптур в Петербурге. Швейк у Чаркина получился карикатурным, как и в самой книге Гашека.

    Балканская площадь


Один из самых молодых фонтанов нашего города - открыли его в самом начале сентября 2014-го. Скульптурная композиция, представляющая собой четырёх нимф, играющих на разных музыкальных инструментах, получила название «Времена года». Естественно, прекрасные создания олицетворяют лето, осень, зиму и весну и действительно, хоть и незримо, играют знакомые многим классические мелодии. В самом центре, меж бронзовых скульптур, бьёт изящный фонтан, чудесно дополняя общую картину. Особого шарма композиции придают сумерки, ведь у фонтана чудесная подсветка.

    пр. Энгельса, 154, рядом с ТРК «Гранд Каньон»


Множество самых разнообразных арт-объектов - скульптур зверей - разместили на площадке перед Музеем восстания машин. Взору горожан предстают носороги, пауки, лошади, гепард и медведь, а в самом центре экспозиции на постаменте расположился сам царь зверей - огромный трёхметровый лев в окружении своей свиты.

Примечательно, что весь этот зверинец сделан исключительно из автомобильных покрышек. Естественно, авторами композиций стали сотрудники компании, которая создала львиную долю экспонатов одного из самых необычных городских музеев.

    поселок Парголово, ул. Ломоносова, 5

Фонтан «Колодец»


В скульптурной композиции вокруг фонтана изображены прекрасная девушка и четыре ангела, которые помогают ей набрать воды в колодце. Одна из самых красивых в парке, эта скульптура расположена вдалеке от множества других маленьких памятников, прославивших Александровский парк: от «Детей» с «Алёнушкой», стоящих тут ещё с советского времени, до «Мини-Петербурга», огромного комплекса скульптур, открытого там в 2011 году. Есть интересная легенда: отпив воды из фонтанчика, можно излечиться от различных лёгких недугов.

    Александровский парк (выйти из метро «Горьковская» и пройти 100 метров в сторону Планетария)


Двухметровый кованый хронометр «Время мастера», над созданием которого трудились 50 лучших кузнечных мастеров из пяти стран мира, осенью 2014 года в дар Петропавловской крепости преподнесли мастера Гильдии кузнецов и художников по металлу. Примечательно, что с помощью часов «Время мастера» можно определить не только реальное время, но и астрономическое.


Известно давно, влюблённые смотрят друг на друга особенным взглядом. Петр I любил своё детище настолько сильно, что зрачки его обрели форму сердец. Не знаем, как было в действительности, но архитектор Фальконе наградил скульптуру Петра, стоящую на Адмиралтейской набережной, влюблёнными глазами.

    Адмиралтейская набережная


Лисица, хитро повиливающая хвостом, привораживает ворону, серый волк, поджидающий красную шапочку, ловко изображает порядочного зверя, и мудрая сова, наблюдающая за всеми посетителями сказочного двора по улице Джона Рида - это можно увидеть в одном из дворов Петербурга.

    ул. Джона Рида, 7, к.1


Во дворе старого здания БГТУ «Военмех» можно заметить башню-обсерваторию, которую украшают весьма оригинальные часы. Необычной деталью этих часов является 24-часовой циферблат. Далеко не всем известна история появления часов, которые украшают башню ратуши старой обсерватории. Но началась она больше ста лет назад. Тогда по проекту гражданского инженера С. С. Козлова под чутким контролем самого Дмитрия Ивановича Менделеева и был построен один из самых уникальных корпусов Всероссийского научно-исследовательского института метрологии. Стоит признать, что смотрится циферблат очень непривычно, зато время показывает правильно.

    ул. 1-я Красноармейская, 1


Огромный музыкальный инструмент, появившийся на краю одного из красивейших островов Петербурга всего 12 лет назад. Посвящённая сразу двум событиям - наступлению третьего тысячелетия и 300-летию Санкт-Петербурга - арка была открыта в День города, 27 мая 2002 года, в присутствии тогдашнего губернатора Яковлева.

Автор проекта звонницы - московский архитектор Игорь Гунст. А отлили колокола для неё в Голландии. По проекту тех времён колокола частично должны были управляться на расстоянии с помощью компьютера. Автоматических колоколов 23, а обычных (русских) 18. Конструкции для навески колоколов были изготовлены из нержавеющей стали и покрыты листовым золотом. Всего на их создание ушло полтора килограмма драгоценного металла.

    Крестовский остров, Северная дорога


Если смотреть на центр города с высоты крыш в вечернее время, то взгляд непременно остановится на одном очень любопытном объекте, который навевает ассоциации с древнеегипетской архитектурой, при этом весьма необычной: над Петербургом высится светящаяся пирамида - фонарь-купол Главпочтамта.

    Почтамтская ул., 9


В своё время по случаю юбилея лидера легендарной рок-группы «Кино» один из домов в Любанском переулке на один день переместили на другую улицу - в переулок Виктора Цоя, прикрепив на стену аккуратную табличку «Переулок Виктора Цоя, дом № 1, проект». Позднее этот несанкционированный знак сняли, а не так давно вернули на место уже с согласия градоначальника Георгия Полтавченко. Вот таким образом в Петербурге увековечили память о певце. Кстати, в скором времени в городе установят и памятник Виктору Цою.

    ул. Зверинская, 29


Петербург ежегодно принимает не один десяток самых разнообразных проектов, посвящённых современному искусству. Немудрено, что после того, как фестивали заканчиваются, в городе остаются весьма необычные арт-объекты. Так, например, в 2013 году проходил фестиваль grаFFFest, в рамках которого у нас появился самый высокий арт-объект в России. Он представляет собой 75-метровую заводскую трубу, но достаточно непростую: художники украсили промышленную трубу иллюзорной графикой, навеянной творчеством известного нидерландского иллюстратора Маурица Эшера. Создавали необычную картину прямо на глазах у интересующейся публики.

Пречистенку ждут большие перемены: здесь началось благоустройство по программе «Моя улица». Тротуары станут просторнее, в сквере около памятника В.И. Сурикову посадят больше деревьев, во дворе эндокринологического диспансера создадут сад, а возле художественной школы имени В.А. Серова разобьют цветник. В полотно мостовой вмонтируют навигационные таблички с информацией о старинных усадьбах.

Дорога к монастырю и престижный район

В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская - от ручья Чертолье (Черторый, Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части - Пречистенку и Ленивку (Волхонку).

Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича. Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская - неподобающее название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре.

Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь, например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих к Пречистенке.

Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…».

В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую - в честь известного революционера-анархиста. Предыдущее название - Пречистенка - вернули в 1994 году.

Жемчужины Пречистенки

Белые палаты

В начале улицы расположены Белые палаты конца XVII века. Изначально владельцем дома был князь Прозоровский, управляющий Оружейным приказом. В XVIII веке палаты дважды перестраивали. В конце XIX столетия в них открыли трактир. Позже здание приспособили под кинотеатр, а затем - под жилой дом. В 1972 году в Москву должен был приехать президент США Ричард Никсон. К этому визиту готовились основательно: в центре Москвы сносили многие обветшавшие строения. Белые палаты тоже чуть не сровняли с землей, но вовремя вмешались архитекторы-реставраторы. Под всеми надстройками они обнаружили древнюю основу и отстояли здание. Вскоре началась реконструкция памятника архитектуры, которая продлилась до 1995 года.

Усадьба XVIII века

Дом 8, расположенный напротив Белых палат, - городская усадьба XVIII века. Но в основе здания - палаты более раннего периода. В середине XVIII века владельцем участка стал генерал-поручик участник Семилетней войны Яков Протасов. Он и достроил палаты, придав зданию П-образную форму. В 1794 году усадьба перешла к княгине Волконской. Затем дом сменил еще несколько владельцев, последними из которых стали Истомины. Они переделали главный фасад по проекту архитектора Константина Буссе.

Доходный дом Костяковой

Пятиэтажное здание на углу Пречистенки и Всеволожского переулка было построено в 1910 году. Оно выполнено в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшено скульптурными панно на античные темы. Владелица дома, известная благотворительница купчиха Евдокия Костякова, использовала его как доходный. Здесь жил пианист и композитор Александр Гольденвейзер, у которого бывали композиторы Сергей Танеев и Сергей Рахманинов. А частым гостем другого жильца - художника Бориса Шапошникова был Михаил Булгаков.

Кстати, именно около дома 9 главный герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский увидел Шарика. Во время описываемых в повести событий в нижнем этаже здания располагался магазин Центрохоза, из которого и вышел Филипп Филиппович, перед тем как встретил продрогшего голодного пса. Сейчас в доме 9 располагается Центральная энергетическая таможня.

Дом генерала Орлова

В основе дома 10 - сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера и ажурную решетку над карнизом кровли.

В 1834–1842 годах владельцем усадьбы был декабрист Михаил Орлов. После его смерти часть комнат стали сдаваться в аренду. Одним из постояльцев был художник Исаак Левитан. Комнату он использовал и как жилье, и как мастерскую. Частым гостем Левитана был Антон Павлович Чехов. В начале XX века владельцем дома стал крупный коллекционер живописи и фарфора купец-галантерейщик Мориц Филипп. Гувернером его сына Вальтера был Борис Пастернак. Писатель перебрался в дом 10 в 1915 году, но прожил здесь совсем недолго. 28 мая 1915 года начались погромы магазинов и домов, принадлежавших немцам. Видимо, Филиппа тоже приняли за подданного Германии: его дом серьезно пострадал. Пастернак писал, что потерял во время погрома книги и рукописи. После этих событий Мориц Филипп с семьей снял квартиру в Шереметьевском (ныне Романовом) переулке, Борис Пастернак переехал вместе с ними. После 1917 года особняк занимали различные общественные организации.

Усадьба Хрущевых-Селезневых

Под номером 12 на Пречистенке расположен один из красивейших домов Москвы - усадьба Хрущевых-Селезневых. Ансамбль, построенный по проекту архитектора Афанасия Григорьева, является прекрасным образцом ампирной жилой застройки. Основой для усадьбы стали подклет, жилой флигель и старые палаты начала ХVIII века, уцелевшие после пожара 1812 года. В 1814 году остатки разрушенной усадьбы приобрел гвардии прапорщик в отставке Александр Хрущев и начал отстраивать здание заново. Через несколько лет на месте сгоревшего дома красовался особняк, окруженный многочисленными служебными постройками и небольшим садом.

В середине 1840-х годов усадьбу купили торговцы чаем Рудаковы, а в 1860 году она перешла к отставному штабс-капитану Дмитрию Селезневу. В начале XX века его дочь передала дом московскому дворянству для устройства детской школы-приюта. С 1961 года в усадьбе располагается Музей А.С. Пушкина.

Доходный дом Рекка

Шестиэтажный доходный дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулка построили по заказу банкира и предпринимателя Якова Рекка. Автором проекта стал архитектор Густав Гельрих. Угол здания акцентировали полукруглым эркером. Над ним возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Здание доминировало над окружающей двух- и трехэтажной застройкой. Дом считался элитным: в нем были лифты, канализация, водопровод и ванные. В 1911 году аренда квартиры здесь обходилась в 1200 - 3000 рублей в год.

Две квартиры на верхнем этаже занимал Александр Фаберже, родственник знаменитого ювелира. Он был юрисконсультом в фирме Фаберже. Во время революции Александр спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры переделали в коммуналки. В них разместились московские художники, в частности члены группы «Бубновый валет». Новые жильцы были уверены, что в квартире могут быть спрятаны драгоценности, оставленные предыдущим владельцем. По некоторым данным, один из тайников с серебром действительно был обнаружен при перестройке дома в 1980-х годах. Тогда у здания появился седьмой технический этаж, а угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. В 2011 году дом подвергся масштабной реконструкции.

Дом Ермолова

В основе дома под номером 20 по Пречистенке - особняк конца XVIII века. Его построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе, ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и врача, и его пациентов называли «лодыри».

Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.

В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею Ермолову. После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину, а с 1900 года - предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой с представительствами по всему миру.

В 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан. Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы на танцовщице поселился Сергей Есенин.

Дом князя Долгорукова

Владение на углу Пречистенки и Сеченовского переулка имеет сложную форму, так как его образование происходило на протяжении долгого времени, оно объединило более мелкие участки. Дом князя Андрея Долгорукова под номером 19 построен в 1780-е годы. Первоначально центральная часть здания, увенчанная бельведером с куполом (сгорел в 1812 году), соединялась с боковыми флигелями колонными галереями на аркадах. Это было уникальным для Москвы архитектурным решением. Впоследствии сквозные арки были заложены. В 1860-е годы дом заняло Александро-Мариинское женское училище, основанное генеральшей Чертовой. В 1921 году в здание переехала часть Военной академии РККА. Сейчас в особняке располагается Галерея искусств Зураба Церетели.

Гимназия Поливанова

Усадьбу по адресу Пречистенка, дом 32/1 возводили заново после пожара 1812 года. Получилось очень внушительное сооружение, почти дворец. Уличный фасад главного дома украсили восьмиколонным портиком. Во двор вели арочные проезды. На территории расположились флигели, конюшни, каретный сарай и домовая церковь. Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», интерьеры этой усадьбы были взяты за образец при создании декораций. Владел домом гвардии корнет Павел Охотников.

В 1879 году дом перешел к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они оставались собственниками до 1915 года. В 1882 году здание арендовали для гимназии Поливанова.

«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени - Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым были учреждены в Москве, в районе Пречистенки, две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга, и, начиная с шестого класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой)

Поливановскую гимназию окончили многие известные люди, среди них Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Александр Головин и Александр Алехин. Здесь учились сыновья Льва Толстого. Современники говорили, что он приходил в гимназию и спорил с преподавателями о русской словесности.

В 1915 году дом переходит богатой предпринимательнице Вере Фирсановой. В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная академия художественных наук. Сейчас здание занимают детская художественная школа № 1 и детская музыкальная школа № 11 имени В. И. Мурадели. Здесь проводят Поливановские вечера на Пречистенке.

Конечно, это был субъективный рейтинг, основанный лишь на моем хорошем вкусе. Критиковать всегда проще, критика объединяет людей. "Смотри, какое говно!" – и вот уже у тебя за спиной выстраивается поддакивающая толпа, которая словно чайки повторяет: "Да-да-да-да!" А вот с хорошей архитектурой намного сложнее.

Хорошей архитектуры в России практически нет. У нас выросло несколько поколений, который вообще не представляют, что такое архитектура. Последний качественный всплеск был 100 лет назад, во время расцвета искусства авангарда. И всё. После 30-х – тишина. Сталинский ампир я не считаю качественной архитектурой, но это тот шрам, который украшает город. Однако на смену ему пришла борьба с украшательством, потом брежневское монументальное говно, а потом было не до архитектуры, есть было нечего.

Так что в эстетическом плане русскому человеку остается ностальгировать по дореволюционной классике и послереволюционному модерну. Может быть, поэтому у нас так любят пародии на классическую архитектуру?

Здесь надо сделать отступление. Человек идет по городу, видит Большой театр или какую-то усадьбу – глазу хорошо и приятно, и вот человек решает построить себе дом в таком стиле. Классическая архитектура кажется простой и понятной. Все стили изучены. Вот вам готика, а вот барокко. Спутать невозможно. Вот вам ионический ордер, а вот дорический. Всё понятно как в конструкторе "Лего". Казалось бы, берешь учебник и строишь. Как только архитектору кажется, что все понятно, капкан захлопывается. Всё. Качественно проектировать в классическом стиле могут единицы. Это как играть классическую музыку: невероятно сложно, необходим огромный опыт и практика. Классика не прощает ошибок. Малейшая ошибка в пропорциях – и всё развалится. Именно поэтому из семени благих намерений ("сделать красиво") почти наверняка появится на свет очередной уродец.

Каждой эпохе соответствует свой архитектурный стиль. Был модерн, был конструктивизм, был тот же сталинский ампир. Это отражение эпохи. Была архитектура застоя и «архитектура денег» лихих 90-х. В этом смысле даже лужковское говно имеет право на существование. Конечно, не в том количестве, в котором оно раскидано по городу. Сегодня мы имеем дело с архитектурой высоких технологией. Новые материалы, технологии и компьютерные программы позволяют строить немыслимые ранее конструкции. Небоскребы ставят рекорды по высоте, здания поражают невозможностью формы. И это прекрасно. Архитектура должна идти в ногу со временем, а не тиражировать пародии на успехи прошлого.

Но тут мы сталкиваемся ещё с одной проблемой. Многие годы в России вообще не было нормального архитектурного образования. Главный архитектурный ВУЗ страны, МАрхИ, чуть не прикрыли за неэффективность. Они даже молебен заказывали, чтобы лицензии не лишиться. Качество образования там крайне низкое. Знаю, так как сам учился. На весь ВУЗ всего несколько крутых архитекторов, которые действительно могут чему-то научить. В основном же молодые ребята попадают в руки старых маразматичных пердунов, которые как пауки держатся за свои места, при этом научить ничему не могут. Получить хорошее образование удается единицам. И эти единицы оказываются потом в мире, где нет заказчика. Да, мало вырастить хорошего архитектора, надо еще вырастить хорошего заказчика, у которого будет вкус. Так что травка надежды только начала пробиваться через глухую бетонную крышку совка. Возможно, наши дети будут строить прекрасные современные здания, а пока любой успех в архитектурном плане больше похож на чудо, чем на закономерность.

Сегодня я сделал подборку самых красивых зданий Москвы. У вас наверняка будет свое мнение на этот счет. Знаю, что многие из отмеченных мной строений не пользуются успехом у москвичей. Но мне они нравятся! Не согласны? Кидайте свой список в комменты!

1. Dominion Tower Захи Хадид

России обычно не везёт с реализацией проектов мировых звёзд архитектуры, но есть несколько исключений. Одно из них – офисный центр Dominion Tower Захи Хадид, который в конце прошлого года всё-таки достроили на Шарикоподшипниковской улице.

Заха Хадид – одна из лучших архитекторов в мире. Почти все её проекты гениальны. К сожалению, совсем недавно она умерла. Хорошо, что в Москве есть здание, построенное по ее проекту.

Это семиэтажное здание с офисными помещениями и паркингом на 251 место. Центр облицован композитно-алюминиевыми панелями, которые меняют цвет в зависимости от угла зрения и освещённости. Этажи здания как будто небрежно наброшены друг на друга. Описывая здание, представители Zaha Hadid Architects говорили об "идее пространственного полёта".

Это похоже на игру дженга, стопку книг или торт со съехавшими коржами. По первоначальному замыслу "вылет" этажей друг относительно друга должен был достигать 20 метров, но из-за российских строительных норм его пришлось урезать до 8.


Фото: Александр Усольцев

Архитектурое бюро "Элис" адаптировало идею Хадид к суровой российской действительности. Возможно, из-за этого Dominion Tower получился намного скромнее, чем большинство зарубежных проектов Хадид и чем её проект нового здания Экспоцентра, которое так и не было построено.

Девелопер ставил перед Хадид задачу спроектировать здание, которое "через 50 лет не будет выглядеть устаревшим". Справилась ли с этим лауреат Притцкеровской премии, решайте сами.

Сейчас в здании гордо сидит Фонд содействия реформированию ЖКХ.

2. Жилой дом Copper House


Фото: KALINKA

Это, наверное, один из первых необычных домов в Москве, за который не стыдно. Небольшой аккуратный жилой комплекс авторства Сергея Скуратова появился в Бутиковском переулке в 2004 году. Это три кубических шестиэтажных здания, "оторванных" от земли за счёт консольных выносов.

Дома облицованы панелями из патинированной меди, которые придают им характерный зеленоватый цвет. Как выразился основатель девелопера Rose Group (именно эта компания строила комплекс) Борис Кузинец, этот оттенок – "архитектурная инверсия цвета травы".

Из интервью Скуратова:

Я вот знаю, что ни один мой дом не принес никому вреда, – но я открываю блоги и читаю там, что пишет какая-то девочка: «Copper House, конечно, хороший дом, но зачем его покрасили в такой отвратительный зеленый цвет?» Ей отвечают: «Дура, это патинированная медь». «А что такое патинированная медь?» – «Это как когда на Пушкина голуби какают». А она: «Это ж сколько голубей погубили!»


Стоит напомнить, что дом стоит в самом центре Москвы. Хороший пример, как можно грамотно вписать современную архитектуру в историческую среду.

3. "Дом на Мосфильмовской"


Фото: Vostok

Это ещё одна известная работа Сергея Скуратова. Тот редкий случай, когда новое здание в Москве становится узнаваемой частью её современного облика.

Забавно, что Лужкову "Дом на Мосфильмовской" сразу не понравился, и небоскрёб даже попытались объявить "самостроем" и урезать его высоту, а то и вовсе разобрать. Но в 2010 году Лужков ушёл, и здание уцелело.

Комплекс состоит из двух корпусов: 53-этажного (213 метров) и 34-этажного (132 метра). Когда о комплексе говорят москвичи, они подразумевают прежде всего башню. О том, что второй корпус – тоже часть "Дома на Мосфильмовской", знают в основном те, у кого не получилось купить квартиру в башне и кто стал искать запасной вариант.

Небоскрёб получил премию на АРХ-Москве 2005, а в 2006 году был номинирован на первую национальную архитектурную премию Buildings Awards. Кроме того, здание вошло в топ-5 небоскрёбов мира по версии Emporis.

Великолепная работа! Легкий и изящный небоскреб отлично смотрится на панораме Москвы.

4. Комплекс "Москва-Сити"


Фото: Vostok

Вообще, мне очень нравится комплекс "Москва-Сити". Главная его проблема в том, что его поставили, не продумав транспортную инфраструктуру. Но если рассматривать его с архитектурной точки зрения, то большинство небоскребов очень крутые.

Особенно удался комплекс "Город Столиц", вот эти две башни:


Фото: Vostok

Очень нравится мне спиральный небоскреб:


Фото: Vostok

И жилой комплекс из двух небоскребов ОКО:


Фото: Vostok

5. Здание Федерального арбитражного суда


Фото: ТПО "Резерв"

Об этом здании мало кто знает, так как оно спрятано внутри квартала за метро "Новослободская". Еще больше люди удивляются, когда узнают, что это, оказывается, здание суда! Стеклянный гигант на Селезнёвской улице должен был сформировать новый образ российского суда – открытого и прозрачного, а потому справедливого.

Здание состоит из двух блоков – общественного, в котором проходят заседания, и административного, где размещён аппарат суда. Фасад общественной части (намеренно плавной формы в контрасте с "жёстким" административным корпусом) оформлен узнаваемыми металлическими пластинами, похожими на жалюзи. Архитектор Владимир Плоткин из ТПО "Резерв" говорит, что эти пластины хотели даже сделать управляемыми, но оказалось, что слишком дорого. В итоге "жалюзи" остались неподвижными.

Здание арбитражного суда было построено в 2007 году. Помимо залов заседаний, рабочих кабинетов и пресс-центра, в нём разместились реабилитационный центр и ресторан для сотрудников.

ТПО "Резерв" стало победителем конкурса "Дом года 2008" в номинации "Проект года" и было номинировано на World Architecture Festival в Барселоне за проект здания суда.

6. Новый офис НТВ


Фото: Антон Белицкий

Если у НТВ и есть что-то хорошее, то это их офис. Здание проектировали датчане, сейчас его почти достроили. Очень неплохо получилось.


Фото: Антон Белицкий

7. "Белая Площадь" на "Белорусской"

Одно из немногих современных зданий в Москве, которое нравится вообще всем. Построили его 10 лет назад по проекту ABD architects под руководством Бориса Левянта. Офисные здания занимают весь квартал, при этом сделаны очень деликатно. На участке находится знаменитая церковь Николы Чудотворца, и офисный центр нисколько с ней не спорит, а, скорее, является фоном.

Редкий пример того, как можно грамотно и аккуратно вписать новое здание, не навредив окружению.


Фото: Scubapro (Wikipedia)

8. Кампус школы "Сколково"


Фото: Adjaye Associates

Это не совсем Москва, но куда же мы без Сколково. С архитектурной точки зрения в Сколково все гораздо лучше, чем с научной. Если построить российскую Кремниевую долину пока не получается, то сделать качественную архитектуру, за которую не стыдно, вышло на отлично.


Фото: Adjaye Associates

Но поскольку сам архитектор африканского происхождения, он добавил в оформление здания танзанийские орнаменты.


Фото: http://www.archiexpo.es/

Здание кампуса представляет собой гигантский трёхэтажный диск-основание с расположенными на его крыше административным и гостиничным блоками. Сам университетский городок с аудиториями, медиацентрами и целыми улицами находится внутри диска. На крыше диска разместили беговую дорожку. В здании опробованы некоторые инновации, такие как стена-фонтан и зелёная стена.

Строительство кампуса началось в 2006 году и завершилось в 2010-м.

9. Офис "НОВАТЭКа"


Фото: Speech

Дизайн офисного здания на улице Удальцова разработало архитектурное бюро Speech во главе с Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым. Это двенадцатиэтажный дом, легко узнаваемый благодаря волнообразно изогнутым эркерам и облицовке панелями из португальского известняка. Здание начали проектировать в 2005 году и сдали в 2011-м. Сейчас "НОВАТЭК" хочет построить ещё один офис на месте снесённой гостиницы "Спорт", которая располагалась неподалёку.

Здание интересно тем, что оно с первого взгляда не шокирует зрителя. Скромное и аккуратное. Кому-то оно может показаться чересчур простым.


Фото: Speech

Но весь кайф в деталях. Оно как дорогой костюм: сшито добротно, из качественных материалов. Наслаждение в каждой детали, придраться не к чему. Отличная работа.


Фото: Speech


Фото: Speech

10. Фабрика Станиславского

Вообще, это целый квартал на Таганке, расположенный на территории бывшей фабрики Алексеевых.

Здесь сделали офисный центр, жилые дома, ресторан и даже театр. Наверное, один из лучших примеров реконструкции промышленной территории в Москве. Проект реконструкции разработан британским архитектором Джоном МакАсланом.

Я помню, что тут было раньше, и вижу, как этот квартал изменился.

Здания отреставрировали, что-то восстановили с нуля, новые жилые дома скромны и незаметны на фоне дореволюционной промышленной архитектуры, а благоустройство такое, какое редко встретишь даже в Европе и США.

Достопримечательности Москвы. Самые главные и интересные достопримечательности Москвы - фото и видео, описания и отзывы, расположение, сайты.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Все Все Археология Архитектура Космос Места для прогулок Музеи Природа Развлечения Религия Шоппинг

Любые Бесплатный вход Музейная карта Юнеско

    Самое-самое

    Александровский сад

    Вдоль одной из стен московского Кремля протянулся Александровский сад - место, не теряющее своей популярности с самого своего основания. Сад разбили согласно плану Комиссии для строения Москвы после пожара 1812 года на месте поймы реки Неглинной, заключенной в трубу, и поначалу он назывался Кремлевским.

    Самое-самое

    Алмазный фонд

    Алмазный фонд России представляет собой собрание уникальных произведений ювелирного искусства, редких драгоценных камней и самородков. Из наиболее значимых экспонатов Алмазного фонда выделают большую и малую императорские короны, императорский скипетр с алмазом «Орлов».

    Самое-самое

    Арбат

    В каждом городе с давней историей есть такая улица, как магнит притягивающая туристов, - пропитанная особым духом, с домами и переулками, каждый из которых может рассказать свою занимательную историю. В Москве это всем известный Арбат - одна из старейших улиц Москвы.

    Самое-самое

    Большой театр

    Большой театр в Москве - главный в России театр оперы и балета, хорошо известный за пределами нашей страны. В Большой по традиции отправляются гости столицы, приехавшие из-за рубежа и регионов России, чтобы насладиться постановками высочайшего уровня в исполнении ведущих артистов.

    Бункер-42 на Таганке

    Бункер-42 на Таганке - это один из самых интересных и необычных музеев Москвы. Расположен он в уникальном месте - в бывшем засекреченном военном объекте СССР ЗКП «Таганский», или ГО-42. Комплекс был построен во время холодной войны, в 50-х годах прошлого века, и принадлежал Министерству обороны.

    Самое-самое

    Галерея искусств Зураба Церетели

    Галерея искусств Зураба Церетели в Москве - это место, которое дает отличную возможность познакомиться с творчеством знаменитого скульптора и живописца: многие его работы собраны именно в этих стенах. В выставочном комплексе часто проводятся национальные и международные выставки.

    Самое-самое музейная карта

    Государственный музей А. С. Пушкина в Москве

    Основная экспозиция размещена в старинном здании - усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых, построенной после Московского пожара 1812 г. Сейчас здание отреставрировано, тут сохранилась отделка времен Пушкина - начала 19 века, что придает музею особую атмосферу.

    Самое-самое

    Дом-музей В. М. Васнецова

    За лесом новостроек Мещанского района Москвы скрывается волшебная избушка - Дом-музей В. М. Васнецова. Сочетая в себе историческую значимость с культурной, эта достопримечательность уже несколько десятков лет привлекает множество туристов из самых разных уголков России.

    Самое-самое

    Елисеевский магазин

    Елисеевский магазин прозвали магазин-музей, магазин-Эрмитаж, «храм Бахуса» (так звали-величали знаменитый гастроном ещё в начале 20 в.), как бы там ни было, ясно одно - это что-то грандиозное, поражающее воображение роскошным убранством, привлекающее к себе не только

    Самое-самое

    Зоопарк в Москве

    Московский зоопарк - первый зоопарк в стране - был открыт в 1864 г. и назывался тогда зоосадом. Сейчас в нём содержится более восьми тысяч животных, относящихся более, чем к тысяче видов мировой фауны. Зоопарк стоит на том же месте, что и 150 лет назад, и остается любимым местом отдыха для детей и взрослых.

    Самое-самое музейная карта

    Измайловский Кремль

    Архитектурный ансамбль Измайловского Кремля создан по чертежам и гравюрам царской резиденции XVI-XVII веков. Территория нового Кремля богата музеями, в которых можно совершить своеобразное путешествие в прошлое. Это и музей русского костюма, и музей хлеба, и музей валенок, и музей колоколов, и музей сказки.

    Самое-самое

    Измайловский остров

    Измайловский остров - это искусственно образованный остров с богатым историческим прошлым. Кольцо воды и вокруг него - два пруда и речка Серебрянка, которые когда-то соединили. Оставшуюся в середине сушу назвали Измайловским островом по имени владельца села, стоявшего на этом месте - Измаила.

    Самое-самое музейная карта

    Исторический музей в Москве

    В самом сердце столицы, на Красной площади, возвышается похожее на древнерусский терем здание Исторического музея - крупнейшего национального музея России. В коллекции огромное количество экспонатов (почти 4,5 млн), рассказывающих о русской истории с древнейших времен и до наших дней.

    Самое-самое музейная карта

    Коломенский дворец

    Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - уникальный пример исторического здания, полностью воссозданного буквально на пустом месте. Оригинальный Коломенский дворец был построенный в 17 в в качестве охотничьей резиденции царя Алексея Михайловича.

  • Следующая страница След.
Для большинства туристов Москва - это Кремль с его сокровищницами, Красная площадь и ее окрестности, храм Христа Спасителя - по своему интересный и для верующих, и для атеистов, Третьяковская галерея набегом, Большой театр - вид снаружи, смотровая площадка на Воробьевых горах, старый Арбат и, пожалуй, парк Победы. И не имеет значения, прибыл ли этот турист по воздуху из-за границы или высадился на одном из московских ж/д вокзалов, выбравшись в столицу из российской глубинки, - стандартный турпакет един для всех.

А вот что будет происходить с вами дальше, зависит только от полета вашей фантазии. Тем и хороша Москва, что приехавший на пару дней непритязательный путешественник, проехавшись по городу с групповой обзорной экскурсией, скажет: «Отлично, я все посмотрел», а иной любознательный москвич на протяжении всей своей жизни будет находить все новые и новые заповедные места в столице. Перечислить все достопримечательности Москвы? Ну, уж нет, увольте! Это неисчерпаемая тема. Мы вам зададим вектор, обозначим вехи, а дальше вы уж сами - находите, познавайте, удивляйтесь и развлекайтесь!

Архитектура Москвы

Любителям читать историю города по его зданиям Москва предоставит много любопытного материала. Архитектурные достопримечательности столицы интересны иногда сами по себе, а часто - своей богатой историей. Стоит взглянуть на Дом на набережной, дом-комод, дом-яйцо, дом Перцова рядом с храмом Христа Спасителя, дом Пашкова, совершенный нетипичный для Москвы дом Арсения Морозова на Воздвиженке. От многочисленных московских особняков так и веет стариной и отголосками судеб их знаменитых обитателей. Особое место в московской панораме занимают сталинские высотки, контрастирующие с крохотными домишками, затерявшимися в кривых переулках старого центра; или головокружительный район небоскребов Москва-сити .

Говоря об архитектурном облике столицы, нельзя не упомянуть многочисленные церкви и монастыри . Это и Василий Блаженный , поражающий своим необычным видом даже, если видишь его в сотый раз, и восстановленный Казанский собор на Красной площади, и кремлевские храмы. Настоящая жемчужина - историко-архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря . Музеями под открытым небом по праву считаются московские усадьбы. Самая красивая из всех, пожалуй, Кусково , а самая помпезная - обновленное Царицыно . В Коломенском же обратите внимание на церковь Вознесения Господня. Ее стройный силуэт с шатровым завершением - популярный символ Москвы и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Москва в движении

Парки и сады в Москве

Быть может, в Москве не так много парков , как в Лондоне, но вполне хватит, чтобы разнообразно проводить каждые солнечные выходные лета. Помимо парков приусадебных , исторических, есть и такие специфические, как парк искусств «Музеон», где можно долго бродить среди бронзовых скульптур, парк Победы с обширной выставкой военной техники, парк Горького , претендующий после реконструкции на репутацию Центрального парка в Нью-Йорке, или Аптекарский огород с огромным количеством цветущих растений и декоративными карпами в пруду. Самый популярный, конечно же, Александровский сад у кремлевской стены. Каждый час здесь происходит смена почетного караула у Могилы Неизвестного Солдата, привлекающая много зрителей.

Другие достопримечательности и развлечения в Москве

Прогуливаться в Москве можно не только в парках, но и по историческим улицам, рассматривая старинные здания и узнавая из путеводителя или от экскурсовода их историю. В этом отношении весьма привлекательны старый и Новый Арбат , Тверская улица и Бульварное кольцо , Пречистенка, Якиманка, Остоженка и, конечно же, район Замоскворечье. А летом обязательно нужно прокатиться по Москве-реке на водном трамвайчике, курсирующем от причала у станции метро Киевская до Новоспасского монастыря и обратно. Маршрут проходит мимо Новодевичьего монастыря, Воробьевых гор, Лужников; хорошо видно с воды высотное здание Президиума РАН, высоченный памятник Петру, Дом музыки и гостиницу «Красные холмы»; с борта корабля открывается чудесная панорама на Кремль, Храм Христа Спасителя и ближайшие сталинские высотки.

Туристическим объектом в Москве может стать что угодно. Почти все туристы из любопытства заглядывают в ГУМ, полюбоваться изящным оформлением внутреннего пространства, и в обновленный ЦУМ - погрузиться в атмосферу роскоши и шоппинга класса люкс. Недавно выстроенный Багратионовский мост в деловом районе Москва-сити привлекает туристов, оказавшихся неподалеку, своим современным видом и живописными видами на Москву сквозь стеклянные стены. В ненастную погоду здесь часто можно встретить молодоженов в сопровождении фотографа. А в ясную погоду свадьбы стайками слетаются на Лужков мост недалеко от Кремля. На небольшом пешеходном мосту через Водоотводный канал установлены железные конструкции - «деревья любви», на которые все желающие могут повесить замок, скрепляющий сердечные узы.

Словом, заняться в Москве можно чем угодно, ходить по барам и ночным клубам, по музеям и выставкам, по театрам или торговым центрам - все зависит лишь от вашего желания и свободного времени. Как настоящий мегаполис Москва способна удовлетворить аппетиты даже самых привередливых туристов. Приезжайте и убедитесь сами!

Любимый город Дмитрия Донского.

Если на отдыха вы предпочитаете не сидеть слишком долго на одном месте, аренда авто в России тонкости - ваш логичный выбор. Нередко «на круг» она оказывается еще и самым экономичным способом перемещения.

Вопрос личной мобильности во время отдыха в Москве опытные туристы часто ставят во главе угла. В самом деле, зачем зависеть от расписания автобусов или постоянно тратиться на такси, если есть такой вариант, как аренда авто в Москве без водителя недорого без залога на сутки 500 км ? Главное - помнить, что прямо накануне поездки выбор автомобилей может оказаться не самым широким.

Смотреть, Размяться

С кем можно пойти:

Компания, вторая половинка, друг (подруга)

Краткое описание:

Дом братьев Топлениновых, известный как "дом Мастера" - Мастера из романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Описание:

В 1834г в Мансуровском переулке для мещанки Прасковьи Федоровны Емельяновой был выстроен добротный деревянный жилой дом на белокаменном подвале. Центральная часть по фасаду на три оконных оси была выделена креповкой. Интерьер спланирован по принципу кругового обхода. Парадные помещения - с лепным декором потолков и изразцовыми печами. В подвале выложен камин с чугунным прибором. В глубине же двора, справа и слева от дома, были построены деревянные сараи.

От Емельяновой усадьба перешла к поручику Ивану Петровичу Полетаеву, а затем к купцу первой гильдии Сергею Владимировичу Топленинову и, по наследству, к его сыновьям Владимиру и Сергею. В унаследованном доме старший брат жил с семьей наверху, а младший - в нижнем полуподвальном этаже, что, похоже, обоих устраивало. Часть дома братья сдавали драматургу Сергею Александровичу Ермолинскому и его жене Марии Артемьевне Чемишкиан.

В 1926 году в Мансуровском переулке появился частый гость, которого нельзя было спутать ни с кем другим. Он не был коренным москвичом, но Москву знал и любил, и был готов отдать ей все, что у него имелось – свой яркий самобытный талант. Это был Михаил Булгаков…
К кому он чаще ходил в гости, к Ермолинскому или к младшему Топленинову, пусть спорят булгаковеды. Доподлинно известно, что, когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически ежедневно. В это же время развивались его отношения с Еленой Сергеевной Шиловской.
Как рассказывала Евгения Владимировна Власова, жена Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И судя по всему, Мастера он «прописал» именно здесь.

В 1980-х «дом Мастера» в Мансуровском реставрировался, жившим в то время в нем, художником В.А. Курским (1917-1985), и комната, в которой работал Михаил Афанасьевич, была сохранена именно как его писательский уголок. Сейчас в доме живут потомки Курского. Поставлен новый забор, плотно закрыты ставни, и лишь в заборную щель можно рассмотреть прежний двор и те самые неприметные, полуподвальные окна, за которыми рождался знаменитый роман…

Москва , Мансуровский переулок, 9

Парк культуры

Бесплатно:

Режим работы:

круглосуточно

достопримечательность , здание

Добавлено:

Ангел-во-Плоти

(30.08.2011 12:00)

Дмитрий

Этот деревянный домик в центре Москвы вызывает у случайного прохожего разве что удивление: как он вообще сохранился в таком месте? Хоть это и усадьба позапрошлого века, но в Москве сегодня сносят здания куда более ценные. И тем не менее, дом стоит и с этим фактом трудно что-нибудь сделать. При этом у этого здания, по сути, нет особенной архитектурной или исторической ценности, кроме как элемента московской застройки, от которой, впрочем, мало уже что осталось. Это скорее миф, достопримечательность, понятная немногим. Конечно, я представлял себе маленький дворик и комнату в полуподвале с низкими окнами, в котором Мастер ждал Маргариту. Видел ли я когда-нибудь это дворик? Нет. И едва ли увижу, ведь дом в Мансуровском переулке является частной собственностью, его железные ворота неприступны и всегда находятся на замке. Много лет назад, когда я только в первый раз прочитал роман, а после него книгу Леонида Паршина, исследователя, который разыскал все булгаковские адреса, я приходил и к этому дому, и к особняку Маргариты. Сегодня у меня не возникает такого желания. Сегодня Москва настолько изменилась, что в ней очень сложно увидеть тот город, про который писал Булгаков. И особняк в Мансуровском переулке – кусочек старой Москвы, который с каждым днём выглядит всё более нелепо рядом с высотными зданиями из стекла и бетона.

Отзыв о «

08.09.2011 13:50

Юлия Козлова

Если бы я не искала специально этот старинный деревянный домик, то прошла бы мимо и даже не заметила. Внешне он совершенно ничем не примечателен да и каких-либо опознавательных табличек на нем тоже нет. Разве что удивляет, каким образом сохранился в центре Москвы этот дом. С другой стороны, да мало ли странностей в столице!?

А между тем, дом этом знаком всем, кто увлекается творчеством Булгакова. Именно в этом дом поселил писатель своего мастера из знакомого всем романа "Мастер и Маргарита". Почему поселил тут? Да все просто. Писатель частенько бывал в этом доме у одного из двух живших тут братьев с которым очень дружил. Кстати, матерью этих братьев была дочь знаменитого архитектора ЛЬва Кекушева Мария. Это его дом с башенками стоит неподалеку на Остоженке и радует глаз всем любителям модерна.

Правда Булгаков бывал в полуподвальном этаже, которого с улице не заметить. Там жил младший из братьев Топлениновых, а вот ночевал он в специально отведенной ему комнате в правой части дома в Мансуровском переулке. Отсюда друзья частьнько ходили кататься на лыжах. Мне кажется, что тут бы не мешало повесить мемориальную табличку. А то ходим мимо и не знаем своей истории. Пусть даже не истории в глобальном смысле слова, но небольших фактов из которых эта самая история и состоит.

Отзыв о « Достопримечательность ""Дом Мастера""