Архипелаг святая русь. Куликов иван семенович, художник - муром - история - каталог статей - любовь безусловная Наследие Ивана Куликова несправедливо забыто в истории русского искусства

Куликов Иван Семенович

Иван Семенович Куликов родился 14 апреля 1875 года в деревне Афонасово в крестьянской семье.

Куликов Иван Семенович

После окончания начальной школы Иван Куликов поступил в Муромское уездное училище. Учился он прилежно и переходил из класса в класс с похвальными грамотами. Особенно любил мальчик уроки рисования, которые живо проводил Николай Иванович Товцев.
Летом 1891 года около Мурома поселился академик живописи А.И. Морозов. Живя на хуторе Дедово, Морозов часто писал этюды. Однажды в поле его встретил Куликов. Сначала юноша не мог вымолвить ни слова, так велико было его восхищение мастерством неизвестного ему человека! Потом они разговорились. Александр Иванович пригласил застенчивого парня в свою мастерскую на хуторе Дедово. После этой встречи сын муромского кровельщика загорелся желанием учиться. Он попросил Морозова давать ему уроки.
Вот как об этом говорит в записях сам Куликов:
«Я обратился к академику Морозову, не согласится ли он давать мне уроки частные. К счастью, он согласился. У Морозова много можно было получить указаний в смысле техники живописи, реставрации картин и прочих практических сведений».
А.И. Морозов подготовил Ивана Куликова к поступлению в Петербургскую школу рисования. Занимаясь под руководством художника Э.К. Липгардта, юноша часто заходил в мастерскую своего знаменитого учителя. Он пристально рассматривал наброски и этюды, созданные Морозовым к жанровой картине «Обед на сенокосе».
В 1902 году Иван Куликов написал дипломную работу «В крестьянской избе». Художник изобразил бытовую сцену: семья в шесть человек сидит за утренним столом. Идет торжественное чаепитие из нового тульского самовара. Образы крестьян решены художником с хорошим знанием жизни. Колорит полотна яркий и теплый - характеризует автора, как человека влюбленного в живописную технику.
Итог значительного труда золотая медаль, звание художника и командировка за границу (на казенный счет).
В 1904 году Куликов посетил Париж, Венецию, Флоренцию и Рим. Молодой художник тщательно изучал произведения мировых мастеров. Особенно его волновали шедевры Микеланджело, Тициана и Веласкеса. Полон ярких впечатлений вернулся из-за границы Куликов. Поселился в родном городе на Оке.
Живя в , Куликов не прерывал деловых связей с художниками Петербурга и Москвы. Он вел переписку с товарищами по Академии, посещал мастерские Архипова, Коровина, Горбатова. Несколько раз Иван Семенович был в гостях у великого Репина. Однажды он привез из Финляндии книгу «Воспоминания и письма», подписанную Репиным. Любопытно содержание некоторых писем учителя к своему ученику:
«Недавно я взглянул на ваш этюд девочки... Я залюбовался: это-внушительная вещь. Какая пластика, какая живопись! Какая моделировка! Большой мастер писал этот этюд!».
Так гениальный художник прямо и откровенно выражал свои чувства, не ведая зависти. И это очень характерно для Репина, который, по воспоминаниям современников, никогда не терял юношеского задора и горячего восторга.
В 1912 году Иван Семенович показывает в Петербурге картину «Уголок базара». На первом плане добротно написан крепкий старик. Он держит под узцы рыжеватую лошадь. Чувствуется, прожил трудную жизнь этот крестьянин с умным лицом, обрамленным серебром бороды и усов. Но как еще ладно сидят на eго статной фигуре и поддевка, и картуз! Слева, в стороне, изображена старуха под зонтом, пьющая чай. Вдали кровля лабаза и луковки церквушки... Вся композиция решена энергичным живописным приемом. Молодой художник написал эту картину, находясь под впечатлением могучего творчества Серова.
В 1913 году Куликов заканчивает большое полотно «Гулянье зимой». На переднем плане-четыре девушки и парень с гармошкой в руках. Девушки-в шубках и ярких шалях, парень-в меховой шапке с бархатным верхом. Новую поддевку прикрывает серый армяк, накинутый на плечи. На втором плане-заснеженная деревенская улица.
Невольно вспоминаются записи самого художника: «Все впечатления моего детства были мне милы всегда и послужили позже темам для многих моих картин». Помимо бытовых композиций Иван Семенович создал ряд первоклассных портретов.
В 1915 году по решению Совета Академии художеств Куликов получил звание академика живописи.
После Великого Октября творчество ученика Репина обогащается новыми темами и сюжетами. В центре внимания Куликова находится боевая комсомольская молодежь. Ряд интересных этюдов и картин написал Иван Семенович, живя в Павлове на Оке.
В 1938 году академик живописи оформляет Ярославский вокзал в Москве.
Умер Куликов в суровую военную зиму 1941 года.

В. Фильберт

Союз художников России

Дом музей И.С. Куликова


Дом музей И.С. Куликова (в настоящее время закрыт)
г. Муром, ул. Свердлова, 9

Неотъемлемой частью исторической жизни Мурома является мемориальный дом-музей Ивана Семеновича Куликова. Этот дом таит в себе особые секреты. За его стенами хранятся великие произведения искусства. Дом, в котором сейчас находится музей, был окончательно построен в 1899 г. отцом великого художника. Таким образом, два года назад дому исполнилось 100 лет. За этот немалый срок он ни разу не подвергался серьезным реконструкция.
Когда в 1919 г. открылся Муромский историко-художественный музей, Куликов передал ему свои основные работы, которые и по сей день находятся в экспозиции. На протяжении нескольких лет художник был директором музея. Тем более что в первые пост революционные годы он не был востребован как живописец. Поэтому музей для него в те годы был единственным местом, куда он вкладывал все свои силы и всю свою душу. Большое количество работ Иван Семенович с супругой Елизаветой Аркадьевной хранили у себя дома, берегли их.
15 декабря 1941 г. Иван Семенович Куликов неожиданно умирает, а ровно через 10 дней Исполком Городского Совета принимает постановление об организации мемориального дома-музея. И даже в те тяжелые военные годы необходимость его создания была очевидна. В то время в провинциальных российских городах насчитывалось мене десятка крупных музеев. К тому же даже жители Мурома не знали, что рядом с ними живет всемирно известный художник.




Произведения художника

Итак, в 1941 г. в одной из комнат на первом этаже дома Куликова состоялась первая выставка работ художника. Но, в связи с тем, что наша страна тогда находилась в состоянии войны, музей был открыт лишь в 1947 г.
Сейчас единственным хранителем музея является Николай Андреевич Беспалов заслуженный архитектор России. Нелюбимых экспонатов у него нет: каждый дорог, с каждым связаны особые воспоминания. По словам Николая Беспалова. Он живет сразу в двух веках. Виной тому экспонаты начала 30-го века и современная жизнь музея. У музея есть своя душа. Ей пропитано здесь все: начиная с калитки и заканчивая самым маленьким, неприметным предметом, говорит хранитель музея.
Вся экспозиция музея разделена на две большие части. Первую часть составляют картины. Их около ста: больших и маленьких, ярких и мрачных, загадочных и открытых. В музее собрана коллекция картин, которая отражает определенные вехи в творчестве Куликова.
Одной из первых серьезных работ Ивана Семеновича является портрет его матери, который был написан в 1903 г. А к последней своей работе Выход нижегородского ополчения 1612 г. художник приступил в 1939 г. и работал над ней вплоть до своей кончины. Он собрал огромное количество исторического материала, нарисовал множество эскизов и рисунков, но, к сожалению, картина так и осталась незаконченной.
Вторая часть экспозиции имеет свою собственную историю. Иван Семенович после окончания Художественной Академии и после посещения многих русских музеев, заинтересовался произведениями народного творчества. В конечном итоге, он собрал одну из самых лучших частных коллекций в России. Особо в ней выделяется собрание народных костюмов.
Сейчас в доме-музее насчитывается около 400 наименований произведений русского народного творчества. Некоторые предметы стоят на одном уровне с экспонатами Этнографического музея в Санкт-Петербурге.
Сейчас музей открыт только для коллективных экскурсий, хотя, в последнее время их количество сократилось. Музей живет, живы картины и экспонаты народного быта, жива память и душа художника. Пусть меняются времена и люди, но неизменным остается одно любовь к картинам и уважение перед тем, кто их создавал. А это и есть основная задача музея сохранить и донести до будущих поколений все самое ценное, что оставило прошлое.

Предлагаю вниманию любителей русского изобразительного искусства небольшую подборку картин, к сожалению, не слишком известного в наше время, но, безусловно, талантливого художника Ивана Семёновича КУЛИКОВА (1875 - 1941) с моими комментариями к ним.

Автопортрет (1939 г.):

Родившийся в провинциальном Муроме, в крестьянской семье, И. С. Куликов, ставший учеником И. Е. Репина, закончил Академию художеств СПб. Он стал известен своими портретами и бытовыми сценами из крестьянской жизни России конца XIX - начала ХХ в.

Впрочем, к его картинам есть вопросы .

Вот, например, картина, просмотр которой натолкнул меня на написание этого поста:

Она называется "Зимним вечером" .

Вы ничего странного в ней не находите? Присмотритесь внимательнее.
Если в крестьянской избе зимний вечер, то почему из окна бьет якрий, явно дневной свет, делающий совершенно не нужным никакое внутреннее искусственное освещение?
И, действительно, мы здесь не видим ни керосиновой лампы, ни лучины, не говоря уже о "лампочке Ильича". Да в них и нужды нет. Свет из окна настолько ярок, что огонька лампадки под иконами совершенно не видно, зато женщины в праздничных нарядах (мальчик тоже в красной рубахе, явно не ежедневной) занимаются рукоделием.
Объясните мне, тупому, каким образом зимним вечером в России может быть так светло на улице.
Или, может быть, дело происходит не в России, а на картине изображена семья эмигрантов куда-нибудь в Аргентину, Австралию или Новую Зеландию, где зима - это наше лето? Кстати, не подскажете, бывают ли на юге Австралии или в Патагонии белые ночи (ведь, напомню, что на картине изображен зимний вечер)? Или этой русской семье пришлось поселиться где-нибудь на Огненной Земле?

Вот на этом полотне ("В крестьянской избе" , 1902 г.) все более или менее понятно. Но и к ней есть вопросы.


Опять дневной свет из окна, крестьянская изба, в которой явно отмечается какой-то праздник (красные рубахи все-таки по будням не надевали); женщины пьют чай, а мужики, как видно, кое-что покрепче.
Семья, изображенная на картине, к бедным не относится. Такой самовар (смотрите в правом нижнем углу картины) стоил немалых денег и далеко не любым крестьянам был по карману. Об этом же говорит и керосиновая лампа, висящая над столом.
Но и здесь зима! Посмотрете на окно, внешняя рама которого покрыта снегом.
Какой же праздник отмечают персонажи картины И. С Куликова зимним днем (керосиновая лампа не горит, да и за окном светло)? Явно не Рождество и не Крещение (это все вечером), вряд ли Пасху (должна быть весна). Может быть, помолвку? А что? Похоже. Почему бы тогда художнику так и не назвать свою картину?

Несмотря на то, что картина "Старинный обряд благославления невесты в городе Муроме" , была написана И. С. Куликовым спустя 7 лет после "В крестьянской избе", а именно, в 1909 году, возникает такое впечатление, что мы видим на ней некоторых тех же самых персонажей, и она является продолжением предыдущего полотна:


И снова из окна яркий свет. Ну никак не может без этой детали обойтись художник!

Здесь никакого окна с дневным светом уже нет, но опять-таки, картина "Семья лесника" , написанная в том же 1909 году, представляет нам, если я не ошибаюсь, все-тех же персонажей:


Молодые супруги или сбежали из деревни, или отправились на заработки в город, оставив двух малолетних детей на воспитание своим родителям? Не прихватили ли они с собой в город самовар с керосиновой лампой? А также всё, что можно было прихватить. Обратите внимание на безысходность взглядов лесника и его жены.
А всё потому-что не нужно было потакать молодоженам!

Бородач, на этой картине И. С. Куликова "С праздником (Зарделась)" , написанной в 1911 году, не похож на "снохача", скорее он смотрит на неё с осуждением.


А вот девушка со штофом и кружкой, очень похожей на те, что раздавали на Ходынском поле при торжествах в честь коронации Николая II 1896 года (всем известно, чем закончившихся), явно имеет какие-то "задние" мысли (возможно и в отношении своего тестя).

И вот последняя картина: "Семья за столом" :

Нет уже никаких крестьянских девушек, красных рубах, икон и лампадок. Излюбленное художником окно с дневным светом тоже отсутствует. Вместо керосиновой лампы над потолком электрическая люстра.
Самовар - есть, хотя, тоже наверняка электрический.
Вот только это чаепитие какое-то печальное.
Глава семейства (уж не сам ли автор картины? еще один автопортрет?) читает журнал, но мысли его явно далеко от прочитанных статей об успехах второй пятилетки. Супруга его тоже думает о своем, и радостной ее никак назвать нельзя.
Не то что на этом портрете 1916 года :

Ссутулившаяся над письмом (?) их дочь (?) вряд ли рада известиям, полученного ею письма...
А что там на картине, закрывающей окно, в котором больше нет дневного света? Неужто монах в рубище на фоне храма?
Кот, похожий на кляксу в нижнем правом углу картины делает её окончательно депрессивной.
И дата - 1938 год.

Огромное уважение вызывает деятельность И. С. Куликова по спасению исторических реликвий из дворянских усадеб Владимирской области, обреченных на уничтожение во время Гражданской войны и годов богоборчества. За что честь ему и хвала!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

(1875-1941)

Наследие Ивана Куликова несправедливо забыто в истории русского искусства. Ученик Ильи Репина, один из его главных помощников в создании широко известного полотна «Заседание Государственного Совета», талантливый жанрист, превосходный живописец, он был очень популярен и известен в предреволюционные десятилетия и в России, и за рубежом.

В эпоху перемен и грозных событий после семнадцатого года он был оттеснен на обочину художественной жизни, тихо и спокойно жил и работал в древнем Муроме, в котором сейчас открыт Дом-музей художника, а его уникальное собрание произведений является украшением Муромского историко-художественного музея.

Для столичных критиков – что авангардистов, что пролетарских, занятых громкими именами, увлеченных участием в художественной бучу, Иван Куликов значил мало, он не вписывался в одобренные или исподволь проводимые концепции.

Как некое чудо, сохранилось в своей истинно русской красоте и яркости красок его могучее искусство. Ведь еще сам Репин о его картине «У околицы» выразился с восторгом: «Вот прекрасная талантливая вещь! Да, Куликов – большой мастер, ничуть не уступает Серову».

В его творчестве наиболее последовательно сохранялись традиции передвижничества. Муромский крестьянин по рождению, он всем своим душевным устройством был связан с жизнью простых русских людей. Никакие другие темы для Куликова не были значимы и близки.

С самого начала обучения в ВХУ Академии Художеств у И. Репина и В. Маковского Иван Куликов проявил себя как незаурядный портретист и, в первую очередь, жанровый живописец.

Верность народной теме, решаемой в строго реалистическом ключе, Куликов сохранит навсегда – равно как и высокий уровень профессионализма, свободное владение техникой живописи, воспитанное академической школой.

На его картинах мы видим и яркие картины удалых гуляний, и знаменитые муромские базары, и деревенские праздники, и сцены тяжелого крестьянского труда. Особое место в творчестве Ивана Куликова занимают исторические полотна — художник был влюблен в старинный уклад, жизнь боярских теремов подается им как уютная, цветная, праздничная сказка.

На рубеже 1920-1930-х годов художник создал ряд произведений на темы нового советского уклада жизни, которые заряжают своей энергией, молодостью, яркостью красок. При этом столь революционные сюжеты решены с академической точностью и на высочайшем художественном уровне.

Иван Семёнович Куликов родился 1 (13) апреля 1875 года в городе Муром в крестьянской семье. Брал уроки рисования у А.И. Морозова (1891) в Муроме, учился в Рисовальной школе ОПХ (1893-1896) и в ВХУ (1896-1902) в мастерских В.Е. Маковского и И.Е. Репина.

В 1901-1903 вместе С Б.М. Кустодиевым по приглашению Ильи Репина участвовал в создании картины «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (ГРМ).

В 1902 получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу, посетил Германию, Францию, Италию. В 1905 за портрет матери был награжден большой серебряной медалью на Международной художественной выставке в Льеже.

После возвращения из-за границы с 1904 жил в Муроме, выезжая в С.-Петербург и Москву на выставки. В 1915 году Иван Куликов был удостоен звания академика.

Организовал Муромский музей местного края, куда передал коллекцию древнерусского костюма и произведений декоративно-прикладного искусства, а также собственные картины. В Муроме также открыт Дом-музей художника И.С. Куликова.

Автопортрет

Русский и советский художник, академик императорской Академии живописи, признанный мастер жанровой живописи и портретист.

Художник Иван Семёнович Куликов родился в апреле 1875 года в городе Муроме. Его родители (Семён Логинович Куликов и Александра Семёновна Савинова) приехали в город из деревни Афанасово Муромского уезда в поисках лучшей жизни. Отец будущего художника был специалистом в малярном деле и хорошим кровельщиком, очень скоро создал и возглавил небольшую артель по строительству и ремонту жилых домов, церквей, административных зданий.

В 1893 году Ваня Куликов, по рекомендации своего учителя рисования и черчения, познакомился с художником А.И. Морозовым, который иногда приезжал в Муром на лето. Именно Морозов настоятельно порекомендовал родителям Ивана отправить молодого человека Петербург, в школу Общества поощрения художеств при императорской Академии.

Осенью Иван Куликов едет в столицу и становится помощником и учеником у А.И. Морозова, который готовит ученика к поступлению в школу Общества поощрений художеств.

С 1894 года Иван Семёнович становится учеником Общества поощрения художеств, а два года спустя поступает вольнослушателем в Академию художеств. В 1898 году, по ходатайству И.Е. Репина, Куликов становится полноправным учеником Академии, и принимает активное участие в работе И.Е. Репина и Б.М. Кустодиева над картиной «Заседание Государственного совета», пишет иллюстрации к произведениям Максима Горького.

В 1902 году Иван Семёнович заканчивает Академию и представляет свою конкурсную работу «Чаепитие в крестьянской избе». За эту картину молодой художник получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку за государственный счет.

С 1903 по 1905 годы Куликов живет и работает в Европе, посещает Италию и Францию.

В 1915 году за серию картин о родном городе Муроме художник куликов был удостоен звания академика.

После революции художник поселился в Муроме, работал в местном музее, с большим энтузиазмом собирал по брошенным усадьбам и домам картины, скульптуру, предметы прикладного искусства, книги, документы. Именно благодаря стараниям Ивана Семёновича Куликова нашей культуре удалось сохранить огромное количество настоящих культурных реликвий.

Умер художник в декабре 1941 года, похоронен на кладбище родного города.

Картины художника Ивана Семёновича Куликова


С праздником (Зарделась) (1911)
Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме (1909)
В боярском тереме (1906-1907) Сбор невесты (1907)
Зимним вечером (1907) «Возвращение из города (1914) Девушка с туесом (1912)
Муромские монастыри (1914)
Ярмарка в Муроме (1910-1912)
Ярмарка (1910)
Базар с баранками (1910)
Базар в Муроме (1907) Три девицы (1907)
Кормление кур (1907) В праздничный день (1906) Портрет моей матери (1903) Итальянки (1905)
В крестьянской избе (1902)
Портрет Е.Н. Чирикова (1904) Портрет матери (1896) Плотник (Егор Терешкин) (1916) Портрет старообрядца (Старик за чтением) (1911) В русском наряде (1916) «Портрет Андрианова» (1929) «Международный Юношеский день» (1929) Портрет Т.И. Куликовой (1938) Петушиный бой (1938) Павловский кустарь (1937) Юнгштурм (1929) Продавец павловских товаров (собенщик) (1936) Физкультурница (1929)
Семья за столом (1938)

Иван Семёнович Куликов (1 апреля 1875, Муром — 15 декабря 1941, Муром) — выдающийся, русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

Биография

Куликов родился в городе Муроме в семье крестьян — выходцев из д. Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Савиновой Александры Семёновны. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.
Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева Куликов знакомится с художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.
В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. В ноябре 1893 года он едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н. И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.
Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского. Однако менее чем через месяц он перешёл к И. Е. Репину.
Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901—1902 годах он принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б. М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее.
В ноябре 1902 года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку.
C 1903 по 1905 год — на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию.
в 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.
С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Иван Семёнович энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове.
В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова.
В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Возвращение из города. 1914

Павловский кустарь. 1937

Портрет Александра III

Международный Юношеский день. 1929

Автопортрет. 1896

Старик. 1898

Крестьянка с блюдцем. 1899

Е.Н. Чириков, 1904

Задумалась. 1906

Итальянки. 1905

мечтательница.

Русская девочка.

В праздничный день, 1906.

"Ярмарка в Муроме" (1912 г.)

Весна. 1912

Юнгштурм. 1929

Девочки. 1918

За роялем. 1938

Купеческий бал. 1899

Муромские монастыри. 1914

В.П. Чкалов, 1940

М. Горький, 1939

Самый большой и знаменитый групповой портрет в Русском музее "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года" создан великим русским художником И. Репиным вместе с его "значительнейшими учениками Б.Кустодиевым и И.Куликовым", - так писал выдающийся художественный критик В. Стасов. Но не только этой работой знаменит художник.

Ещё в Муромском земском училище учитель рисования советовал юному Ивану по-настоящему учиться искусству. Однако 14-летний подросток, окончив училище, должен был помогать отцу в малярных работах. Но желание учиться у него осталось. И вот благодаря счастливому случаю он подготовился и поступил в Петербургскую академию художеств.

"С трепетом вошёл я в это здание", - писал уже зрелым художником Иван Семёнович в своей автобиографии.

В 1898 г. на выставке студенческих работ профессору академии И. Репину понравились этюды Куликова, и Илья Ефимович предложил ему учиться в своей мастерской. Это была высокая честь.

По рекомендации Репина в 1900-1903 гг. для издательства "Знание" Куликов исполнил ряд иллюстраций к рассказу "Коновалов" и поэме "Двадцать шесть и одна". Так он стал одним из первых иллюстраторов произведений Максима Горького. Типы горьковских босяков художник находил среди бродяг родного Мурома. Он рисовал их с натуры. Эти зарисовки интересны как документальный материал к истории дореволюционного города.

В Муроме проходила и подготовительная работа над дипломной картиной "Чаепитие в крестьянской избе". Эта тема была хорошо знакома художнику с детства. Он длительное время жил в доме деда в деревне Афанасово. Дипломант изобразил дружную крестьянскую семью, разместившуюся вокруг стола у самовара. Все объединены между собой жестами и взглядами. Картина многокрасочная, радостная.

Репин восторгался ею. Полотно отметила и официальная критика. Куликов получил диплом об окончании Академии художеств и золотую медаль "За отличные познания в живописи и научных предметах", а также поездку за границу за казённый счёт для изучения искусства разных стран Европы.

Художник много работал. В Муроме он написал картину "Пряхи", получившую премию Общества поощрения художеств, а также "Портрет матери", за которую был награждён большой серебряной медалью на всемирной выставке. Шедевром названа и его "Девушка у прясла". На картине талантливо изображена босоногая крестьянская девушка в простом русском народном красочном платье.

Значительным событием в жизни художника-реалиста стало активное участие на 36-й выставке Товарищества передвижников в 1908 году. На неё он представил восемь произведений.

Илья Репин высоко ценил творческие способности своего любимого ученика. И когда Ивану Семёновичу предложили должность профессора Академии художеств, И. Репин дал ему совет: "Не стремитесь в профессора. Вы истинный художник... Работы ваши дышат свежестью, здоровьем".

И Куликов остался жить и работать в Муроме. Он, как и Б.Кустодиев, создал большую галерею произведений на темы народных гуляний, ярмарок и базаров. Богатый материал давали воспетые в песнях муромские ярмарки. "Было шумно, весело и нарядно, - писал о них художник в своих воспоминаниях, - съезжались купцы с товарами из Касимова, Владимира, Нижнего Новгорода и других мест... И город на две летние недели наполнялся народом".

По сложности композиций и обилию персонажей особенно интересны две его большие картины "Ярмарка" (1910 г.) и "Ярмарка в Муроме" (1912 г.).

Известность художника с каждым годом становилась всё заметнее. И в 1915 году он был удостоен самого высокого звания - академика живописи.

После революции талант Ивана Куликова был невостребован. Его "Боярышни", "Ярмарки", "Пряхи" стали никому не нужны. Да и сам он, "царский академик," тоже стал никому не нужен. Прекратилась связь с Петербургом и Москвой. Деньги в банке, на которые он планировал построить мастерскую, "лопнули". Удрать за границу как истинно русский человек он не мог, да и не пытался. Художник впал в отчаяние. К активной жизни вернуло преподавание рисунка и живописи на курсах учителей и в изостудии. С удовольствием Иван Семенович взялся и за организацию городского Художественного музея. Он стал его и основателем, и первым директором, научным сотрудником. Основу составили произведения искусства, хранящиеся в Карачаровском особняке графини Уваровой, других муромских коллекций. Теперь художник жил среди картин великих мастеров, произведения которых он видел в Эрмитаже и разных европейских музеях. Как и в молодости, вновь стал изучать великих итальянцев Тьеполо и Доссо-Досси, фламандцев и голландцев. Интересовался и произведениями русских старых мастеров.

Долгих десять лет Куликов не создавал ничего значительного. Творческий подъём вызвало у него образование Общества художников имени И.Репина. На них экспонировались картины на молодежную тему.

В тридцатых годах художник написал более двухсот произведений для музея в Павлово-на-Оке. С возрастом его талант не ослабевал. В 1940 году И.Куликов начал работу над самой большой и содержательной картиной "Выход Нижегородского ополчения в 1612 году". Началась Великая Отечественная война. Работа над исторической картиной приобрела военно-патриотический характер. Но в декабре 1941 года художник неожиданно умер. Картина осталась в эскизах и рисунках.

Свой талант Куликов посвятил жизни простого народа. Более 500 его произведений экспонировались на многочисленных выставках в России и других странах. Его полотна украшают 60 музеев мира. Есть они и во Владимире. И, конечно, в его доме-музее и историко-художественном, им самим основанном.


В русском наряде,(Портрет жены Е.А.Куликовой),1916.

Автопортрет Куликова Ивана Семёновича 1928 год

Семья за столом.1938

Портрет отца, 1898

Куликов. Портрет моей матери (1903)

Портрет Е.А.Куликовой, 1925

Надя (Портрет сестры), 1909

С фонарями в саду, 1906

Портрет дочери, 1927

АЛЬБИНА АНУЧКИНА, ДИРЕКТОР МУРОМСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ: "Иван Семенович один из первых сотрудников музея. Человек, который передал свои коллекции, этнографические, бытовые живописные в наш музей. Это дань памяти великому художнику, мастеру, первому музейщику Мурома".

Здесь же на выставке - коллекция декоративно-прикладного искусства, собранная Иваном Куликовым. Все это мастеру необходимо было для работы, детальной прорисовки. Живопись - дело всей его жизни.

ОЛЬГА СУХОВА, СОТРУДНИК НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛА МУРОМСКОГО МУЗЕЯ: "В области это единственный академик живописи, которому было присвоено звание академика живописи еще до революции, до Октябрьского переворота. Это ученик Репина, друг Кустодиева".