Айвазовский портреты людей. Айвазовский без моря

Всемирно известный российский художник-маринист армянского происхождения, коллекционер, меценат. Брат армянского историка, священника Габриэла Айвазовского.
Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

В моей коллекции портретов художника и его автопортретов, как говорят "фифти-фифти", но этим она и интересна. Поскольку не у любого пейзажиста, мариниста или анималиста можно встретить даже один автопортрет, а у Айвазовского их семь. А чтобы вам было не скучно просто созерцать портреты, я поместил здесь и традиционную биографию художника из самого популярного "словаря" инета - Википедии.

Детство и юность

17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у купца Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна».
Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, бросающих более подробный свет на происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский».
Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию. Он знал несколько языков.
Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой - по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант - солдатом).
После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского.

После переселения в Феодосию Константин Григорьевич Гайвазовский (1771-1841) женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына - Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве - Габриэл).
Первоначально торговые дела Гайвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.
Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке.
Феодосийский архитектор Я. Х. Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Казначееву.
После окончания феодосийского уездного училища, Айвазовский был при помощи Казначеева, который в то время уже был таврическим губернатором и признавал талант будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию.
Затем юноша был принят на казённый счёт в Академию художеств Санкт-Петербурга (последний приём учеников за казённый счёт) и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва.

Академия

Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру.
Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки.
Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу, как пенсионеру Академии.

Айвазовский Автопортрет За письменным столом 1880е Картинная галерея им Айвазовского, Феодосия

Айвазовский Автопортрет 1880е Картинная галерея им Айвазовского, Феодосия

Для меня загадка этих автопртретов в том, что художник их написал в конце 1880-х, когда ему было примерно столько же, как и 19 веку, а изобразил он себя молодым, явно академистом в Санкт-Петербурге.
Но продолжим!

Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета.
Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Грузии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши», написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I.
В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.
В это же время художник сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки.

Европейский круиз

В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции.
В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Кстати, часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате великого поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка.

Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации.
Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий.
За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств.

С.А.Рымаренко Портрет И.Айвазовского 1846 г.
Алексей Тыранов Портрет Айвазовского 1841 Третьяковка
Василий Штернберг Айвазовский в итальянском костюме 1842 Национальная галерея Армении, Ереван
Иван Николаевич Крамской Портрет Айвазовского Русский музей

В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию.
В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию.
В 1844 году Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 - профессором Петербургской Академии художеств. Он также состоял в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

"Завоевание" Турции

Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдульмеджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

Феодосия

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия - Джанкой», построенной в 1892 г.
Художник активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).

На свои средства Айвазовский построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского. За заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

Автор неизвестен Гравюра Портрет Айвазовского
Иван Николаевич Крамской Портрет Айвазовского Башкирский худ.музей, Уфа
Константин Маковский Портрет Айвазовского 1887 Астраханская обл. картинная галерея

В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было три дочери: Елена, Мария и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в в 1877 году.
Вторая жена Анна Никитична Саркизова. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее Феодосии хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.

В 1856 году Айвазовский был награждён орденом Почётного легиона (Франция).

Поездки к турецким берегам

В 1874 году И. К. Айвазовский совершает третью поездку в Стамбул по приглашению армянской диаспоры. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчества Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкыртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество.
Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдулазизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени.

Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче).
Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией.
Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдульхамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

Иван Айвазовский Автопортрет 1874 Галерея Уффицы, Флоренция
Иван Айвазовский Автопортрет 1881
Иван Айвазовский Автопортрет 1892 Картинная галерея им Айвазовского, Феодосия
Айвазовский Автопортрет 1898 Картинная галерея им Айвазовского, Феодосия

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров (Ван Дейк, Рембрандт, Брейгель, Айвазовский, Жером).
В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели.
Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.

В 1890 году состоялась последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдульхамидом II орденом Меджидие I степени.

Послесловие

Скончался Айвазовский во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля».
Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия).
На мраморном надгробии в форме саркофага на грабаре написаны слова древнего армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Айвазовский Автопортрет в кругу друзей 1893 Картинная галерея им Айвазовского, Феодосия

Эта картина интересна тем, что художник, назвав ее "Автопортрет в кругу друзей", себя самого изобразил со спины, вывев "на первый план" именно друзей. При этом "пафосность" ситуации снимается сюжетом - компания не судьбы государства решает, а просто играет в карты.
Увы, я не нашел нигде информации - кто же изображен на картине.

По завещанию художника картинная галерея перешла в дар Феодосии.
В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество великого мастера.
Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина.

Биография взята из Википедии.

Подробную биографию художника можно прочесть также на сайте

Море и Айвазовский вот уже полтора века - синонимы. Говорим «Айвазовский» - представляем море, а увидев морской закат или шторм, парусник или пенящийся прибой, штиль или морской бриз, произносим: «Чистый Айвазовский!»

Не узнать Айвазовского трудно. Но сегодня «Артхив» покажет вам Айвазовского редкого и малоизвестного. Айвазовского неожиданного и непривычного. Айвазовского, которого вы, возможно, даже не сразу узнаете. Короче, Айвазовского без моря.

Зимний пейзаж. Иван Константинович Айвазовский, 1880-е

Это графические автопортреты Айвазовского. Пожалуй, тут он неузнаваем. И больше похож не на собственные живописные изображения (смотрите ниже), а на доброго своего приятеля, вместе с которым в молодости колесил по Италии, - Николая Васильевича Гоголя. Автопортрет слева - ни дать ни взять Гоголь, сочиняющий «Мертвые души» за заваленным черновиками столом.

Еще занятнее - автопортрет справа. Почему не с палитрой и кистями, а со скрипкой? Потому что скрипка много лет была Айвазовскому верной подругой. Никто не помнил, кто подарил ее 10-летнему Ованнесу, мальчику из многодетной и бедной семьи армянских переселенцев в Феодосии. Разумеется, нанять учителя родителям было не по карману. Но это и не понадобилось. Ованнеса выучили играть странствующие музыканты на феодосийском базаре. Слух у него оказался великолепный. Айвазовский мог подобрать по слуху любой напев, любую мелодию.

Скрипку начинающий художник привез с собой в Петербург, играл «для души». Нередко в гостях, когда Ованнес завел полезные знакомства и начал бывать в свете, его просили сыграть на скрипке. Обладая покладистым характером, Айвазовский никогда не отказывался. В биографии композитора Михаила Глинки, написанной Всеволодом Успенским, есть такой фрагмент: «Однажды у Кукольника Глинка встретился с учеником Академии художеств Айвазовским. Он мастерски пел дикую крымскую песню, сидя по-татарски на полу, раскачиваясь и придерживая у подбородка скрипку. Татарские напевы Айвазовского очень понравились Глинке, его воображение с юности привлекал восток… Два напева вошли со временем в лезгинку, а третий - в сцену Ратмира в третьем акте оперы «Руслан и Людмила»».

Скрипку Айвазовский будет брать с собой всюду. На кораблях Балтийской эскадры его игра развлекала матросов, скрипка пела им о теплых морях и лучшей жизни. В Петербурге, впервые увидев свою будущую жену Юлию Гревс на светском приеме (она была всего лишь гувернанткой хозяйских малышей), Айвазовский не решился представиться - вместо этого он снова возьмет в руки скрипку и затянет серенаду на итальянском.

Интересный вопрос: почему на рисунке Айвазовский не упирает скрипку в подбородок, а держит ее наподобие виолончели? Биограф Юлия Андреева объясняет эту особенность так: «По многочисленным свидетельствам современников, скрипку он держал на восточный манер, уперев ее в левое колено. Таким образом он мог одновременно играть и петь».

Автопортрет Ивана Айвазовского, 1874 год

А этот автопортрет Айвазовского просто для сравнения: в отличие от не столь широко известных предыдущих, читателю он наверняка знаком. Но если на первых Айвазовский напомнил Гоголя, то на этом, с холеными бакенбардами - Пушкина. Кстати, именно такого мнения была и Наталья Николаевна, жена поэта. Когда чете Пушкиных на выставке в Академии художеств представили Айвазовского, Наталья Николаевна любезно заметила, что художник своим обликом очень напоминает ей портреты молодого Александра Сергеевича.

Петербург. Переправа через Неву. Иван Константинович Айвазовский, 1870-е

При первой (а если отбросить легенды - то и единственной) встрече Пушкин задал Айвазовскому два вопроса. Первый - при знакомстве более чем предсказуемый: откуда художник родом? А вот второй - неожиданный и даже несколько фамильярный. Пушкин спросил Айвазовского, не мерзнет ли он, южный человек, в Петербурге? Знал бы Пушкин, насколько оказался прав. Все зимы в Академии художеств юный Ованнес и вправду катастрофически мерз.

По холлам и классам гуляют сквозняки, преподаватели кутают в пуховые платки спины. У 16-летнего Ованнеса Айвазовского, принятого в класс профессора Максима Воробьева, от холода немеют резвые пальцы. Он зябнет, кутается в совсем не греющую, испачканную краской куртку, все время кашляет.

Особенно трудно по ночам. Траченное молью одеяло не позволяет согреться. Все члены сковывает озноб, зуб не попадает на зуб, отчего-то особенно мерзнут уши. Когда холод не дает уснуть, студент Айвазовский вспоминает Феодосию и теплое море.

Штаб-лекарь Оверлах строчит президенту Академии Оленину рапорты о неудовлетворительном здоровье Ованнеса: «Академист Айвазовский, был переведен несколько лет пред сим в Санкт-Петербург из южного края России и именно из Крыма, с самого пребывания его здесь всегда чувствовал себя нездоровым и многократно уже пользуем был мною в академическом лазарете, страдая, как прежде сего, так и ныне, грудною болью, сухим кашлем, одышкою при восхождении по лестницам и сильным биением сердца».

Не потому ли и «Переправа через Неву», редкий для творчества Айвазовского петербургский пейзаж, выглядит так, что зубы сводит от воображаемого холода? Он написан в 1877-м, Академия давным-давно позади, а ощущение пронизывающей стужи Северной Пальмиры - осталось. Вздыбились гигантские льдины на Неве. Сквозь холодные мглистые краски пурпурного неба проступает Адмиралтейская игла. Холодно крошечным людям в повозке. Зябко, тревожно - но и весело. И кажется, так много нового, неизвестного, интересного - там, впереди, за пеленой заиндевевшего воздуха.

Предательство Иуды. Иван Константинович Айвазовский, 1834

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге бережно хранит эскиз Айвазовского «Предательство Иуды». Он выполнен на серой бумаге белилами и итальянским карандашом. В 1834-м Айвазовский готовил картину на библейскую тему по заданию Академии. Ованнес был по натуре довольно скрытен, любил работать в одиночестве и совершенно не постигал, как это его кумир Карл Брюллов в состоянии писать при любом скоплении народа.

Айвазовский, напротив, для работы предпочитал уединение, поэтому когда предъявил товарищам по академии «Предательство Иуды», оно оказалось для них полной неожиданностью. Многие просто не могли поверить, что 17-летний провинциал всего лишь на втором году обучения способен на такое.

И тогда его недоброжелатели придумали объяснение. Ведь пропадает же Айвазовский все время у коллекционера и мецената Алексея Романовича Томилова? А у того в собрании и Брюллов есть, и Пуссен, и Рембрандт, и мало ли еще кто. Наверняка хитромудрый Ованнес просто скопировал там картину какого-нибудь малоизвестного в России европейского мастера и выдал за свою.

К счастью для Айвазовского, президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин оказался о «Предательстве Иуды» другого мнения. Оленина настолько впечатлило мастерство Ованнеса, что он удостоил его высокой милости - пригласил погостить у него в усадьбе Приютино, где бывали Пушкин и Крылов, Боровиковский и Венецианов, Кипренский и братья Брюлловы. Честь для начинающего академиста неслыханная.

Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакей в Константинополе. Иван Константинович Айвазовский, 1846

К 1845 году 27-летнему Айвазовскому, чьи морские пейзажи уже гремят по всей Европе от Амстердама до Рима, отдают дань уважения и в России. Он получает «Анну на шею» (орден святой Анны 3-й степени), звание академика, 1500 десятин земли в Крыму в 99-летнее пользование и главное - официальный военно-морской мундир. Морское министерство за заслуги перед Отечеством назначает Айвазовского первым живописцем Главного Морского штаба. Теперь Айвазовского обязаны пропускать во все русские порты и на все корабли, куда бы только он ни пожелал попасть. А весной 1845 года по настоянию великого князя Константина Николаевича художника включили в состав морской экспедиции адмирала Литке в Турцию и Малую Азию.

К тому моменту Айвазовский уже исколесил всю Европу (в его заграничном паспорте больше 135 виз, и таможенники устали доклеивать туда новые страницы), но на землях османов еще не бывал. Впервые он видит Хиос и Патмос, Самос и Родос, Синоп и Смирну, Анатолию и Левант. А больше всего его впечатлил Константинополь: «Вояж мой, - писал Айвазовский, - с его императорским высочеством Константином Николаевичем был чрезвычайно приятный и интересный, везде я успел набросать этюды для картин, особенно в Константинополе, от которого я в восхищении. Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь, и Венеция».

«Кофейня у мечети Ортакей» - один из константинопольских видов, написанных Айвазовским после этой первой поездки. Вообще, отношения Айвазовского с Турцией - долгая и непростая история. Он будет посещать Турцию еще не раз. Художника очень ценили турецкие правители: в 1856-м султан Абдул-Меджид I отметил его орденом «Нитшан Али» 4-й степени, в 1881-м султан Абдул-Хамид II - алмазной медалью. Но между этими наградами была и русско-турецкая война 1877 года, во время которой снарядом был частично разрушен дом Айвазовского в Феодосии. Однако знаменательно, что мирный договор между Турцией и Россией подписывался в зале, украшенном картинами Айвазовского. Бывая в Турции, Айвазовский особенно тепло общался с живущими в Турции армянами, те уважительно звали его Айваз-эфенди. А когда в 1890-е годы турецкий султан учинит чудовищную резню, в которой погибнут тысячи армян, Айвазовский демонстративно швырнет османские награды в море, сказав, что то же самое советует сделать султану с его картинами.

«Кофейня у мечети Ортакей» Айвазовского - идеальный образ Турции. Идеальный - потому что мирный. Расслабленно восседая на расшитых подушках и погрузившись в созерцание, турки пьют кофе, вдыхают кальянный дым, внимают ненавязчивым мелодиям. Струится расплавленный воздух. Время протекает меж пальцев, как песок. Никто никуда не спешит - незачем спешить: все нужное для полноты бытия уже сосредоточено в настоящем моменте.

Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. Иван Константинович Айвазовский, 1862

Нельзя сказать, что Айвазовский в пейзаже «Ветряные мельницы в украинской степи…» неузнаваем. Пшеничное поле в закатных лучах - почти как зыблющаяся поверхность моря, а мельницы - те же фрегаты: у одних ветер надувает паруса, у других - вращает лопасти. Где и, главное, когда Айвазовский мог отвлечься от моря и заинтересоваться украинской степью?

Возвращение со свадьбы. Иван Константинович Айвазовский, 1891

Чумаки на отдыхе. Иван Константинович Айвазовский, 1885

Возможно, когда на короткое время перевез свою семью из Феодосии в Харьков? Причем не праздно перевез, а спешно эвакуировал. В 1853 году Турция объявила войну России, в марте 1854-го к ней присоединились Англия и Франция - началась Крымская война. В сентябре неприятель был уже в Ялте. Айвазовскому нужно было срочно спасать родных - жену, четырех дочек, старую мать. «С душевным прискорбием, - сообщал художник одному из корреспондентов, - мы должны были выехать из милого нашего Крыма, оставив все свое состояние, приобретенное своими трудами в продолжение пятнадцати лет. Кроме своего семейства, матушки 70 лет, должен был взять с собой и всех родных, мы и остановились в Харькове, как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни».

Биограф пишет, что и на новом месте жена Айвазовского Юлия Гревс, до этого активно помогавшая мужу в Крыму в его археологических раскопках и этнографических изысканиях, «пыталась увлечь Айвазовского археологией или сценками малороссийского быта». Ведь Юлия так хотела, чтобы муж и отец оставался с семьей подольше. Не вышло: Айвазовский помчался в осажденный Севастополь. Несколько дней под бомбардировками он с натуры писал морские бои, и лишь специальный приказ вице-адмирала Корнилова вынудил бесстрашного художника оставить театр военных действий. Тем не менее в наследии Айвазовского довольно много этнографически-жанровых сценок и украинских пейзажей: «Чумаки на отдыхе», «Свадьба на Украине», «Зимняя сцена в Малороссии» и другие.

Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева, предводителя дворянства Таврической губернии. Иван Константинович Айвазовский, 1848

Портретов Айвазовский оставил сравнительно мало. Но вот этого господина он писал не раз. Впрочем, и неудивительно: Александра Ивановича Казначеева художник считал «вторым отцом». Когда Айвазовский был еще мал, Казначеев служил феодосийским градоначальником. В конце 1820-х годов ему все чаще стали поступать жалобы: в городе кто-то шалит - разрисовывает заборы и беленые известкой стены домов. Градоначальник поехал осмотреть художества. На стенах красовались фигуры солдат, моряков и силуэты кораблей, наведенные самоварным углем, - нужно сказать, весьма и весьма правдоподобные. Через некоторое время городской архитектор Кох сообщил Казначееву, что вычислил автора этих «граффити». Это был 11-летний Ованнес, сын базарного старосты Геворка Гайвазовского.

«Рисуешь ты прекрасно, - согласился, встретившись с «преступником», Казначеев, - но почему на чужих заборах?!» Впрочем, он сходу понял: Айвазовские так бедствуют, что не могут купить сыну принадлежности для рисования. И Казначеев сделал это сам: вместо наказания он подарил Ованнесу стопку хорошей бумаги и ящик красок.

Ованнес стал бывать в доме градоначальника, подружился с его сыном Сашей. И когда в 1830 году Казначеев стал губернатором Таврии, он забрал Айвазовского, превратившегося в члена семьи, в Симферополь, чтобы там мальчик мог выучиться в гимназии, а еще три года спустя приложил все усилия, чтобы Ованнеса зачислили в Императорскую Академию художеств.

Когда выросший и прославившийся Айвазовский навсегда вернется жить в Крым, он будет поддерживать дружеские отношения с Александром Ивановичем. И даже в каком-то смысле станет подражать своему «названному отцу», усиленно опекая бедных и обездоленных и основав «Общую мастерскую» - художественную школу для местной талантливой молодежи. А еще Айвазовский по собственноручному проекту и за личные средства возведет в честь Казначеева в Феодосии фонтан.

Караван в оазисе. Египет. Иван Константинович Айвазовский, 1871

17 ноября 1869 года был открыт для судоходства Суэцкий канал. Проложенный через египетские пустыни, он соединил Средиземное и Красное моря и стал условной границей между Африкой и Евразией. Пропустить такое событие любознательный и все еще жадный до впечатлений 52-летний Айвазовский не мог. Он приехал в Египет в составе русской делегации и стал первым в мире маринистом, написавшим Суэцкий канал.

«Те картины, в которых главная сила - свет солнца… надо считать лучшими», - был всегда убежден Айвазовский. А как раз солнца-то в Египте было в избытке - только работай. Пальмы, пески, пирамиды, верблюды, далекие пустынные горизонты и «Караван в оазисе» - все это осталось на картинах Айвазовского.

А еще художник оставил занятные воспоминания о первой встрече русской песни и египетской пустыни: «Когда русский пароход входил в Суэцкий канал, шедший впереди его пароход французский сел на мель, и пловцы принуждены были переждать, покуда тот снимется. Эта остановка длилась часов пять.

Была прекрасная лунная ночь, придававшая какую-то величавую красоту пустынным берегам древней страны фараонов, отторгнутой каналом от азиатского берега.

Чтобы сократить время, пассажиры русского парохода устроили импровизированный вокальный концерт: г-жа Киреева, обладая прекрасным голосом, приняла на себя обязанности запевалы, стройный хор подхватывал…

И вот на берегах Египта зазвучала песня о «матушке Волге», о «темном лесе», о «чистом поле» и понеслась по волнам, осеребренным луною, ярко светившей на рубеже двух частей света…»

Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. Иван Константинович Айвазовский, 1895

Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. Иван Константинович Айвазовский, 1883

Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.) Иван Константинович Айвазовский, 1892

Возможно, кому-то будет в новинку узнать, что Иван Константинович Айвазовский был истинным ревнителем Армянской апостольской церкви, одной из древнейших, кстати, христианских церквей. Армянская христианская община была и в Феодосии, а Синод располагался в «сердце Армении» - городе Эчмиадзине.

Старший брат Айвазовского Саргис (Габриэл) стал монахом, потом архиепископом и выдающимся армянским просветителем. Для самого же художника его религиозная принадлежность отнюдь не была пустой формальностью. О самых важных событиях своей жизни, например о свадьбе, он ставил в известность Эчмиадзинский Синод: «Женился 15 августа 1848 года на Джулии, дочери Якова Гревса, англичанина-лютеранина, однако венчался в армянской церкви и с условием, что дети мои от этого брака тоже будут крещены в армянской святой купели».

Когда семейная жизнь разладится, Айвазовскому придется там же испрашивать позволения на расторжение брака.

В 1895 году в Феодосию к Айвазовскому приезжает высокий гость - каталикос Хримян, глава Армянской церкви. Айвазовский возил его в Старый Крым, где на месте разрушенных церквей он возвел новую и даже написал для нее алтарный образ. На торжественном обеде на 300 человек в Феодосии католикос пообещал художнику: «Я, Хримян Айрик, в одной руке - крест, в другой - Библия, буду молиться за тебя и за мой бедный армянский народ». В этом же году вдохновленный Айвазовский напишет картину «Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина».

Через пять лет 82-летнего Айвазовского не станет. Его могилу на подворье древнего храма украшает надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И.К. Айвазовского. Иван Константинович Айвазовский, 1882

Было бы несправедливо по отношению к читателю окончить наш рассказ о картинах Айвазовского, где отсутствует море, фактом смерти художника. Тем более, затронув многие важные биографические вехи, мы так и не поговорили о любви.

Когда Айвазовскому было ни много ни мало 65 лет, он влюбился. Причем влюбился совсем по-мальчишески - с первого взгляда и в обстоятельствах, меньше всего располагавших к романтике. Он ехал в экипаже по улицам Феодосии и пересекся с похоронной процессией, в составе которой шла затянутая в черное молодая прекрасная женщина. Художник считал, что в родной Феодосии всех знает по именам, но ее он как будто видел впервые и даже не догадывался, кем она приходится покойному - дочкой, сестрой, женой. Навел справки: оказалось - вдовой. 25 лет. Зовут Анна Саркизова, в девичестве Бурназян.

Покойный муж оставил Анне имение с дивным садом и великим богатством для Крыма - источником с пресной водой. Вполне состоятельная, самодостаточная женщина, к тому же на 40 лет моложе Айвазовского. Но когда художник, трепеща и не веря в возможное счастье, сделал ей предложение, Саркизова приняла его.

Год спустя Айвазовский признавался другу в письме: «Минувшим летом я вступил в брак с одной госпожой, вдовой-армянкой. Ранее с нею знаком не был, да вот о добром ее имени слышал премного. Жить теперь мне стало спокойно и счастливо. С первой женой уже 20 лет не живу и не вижусь с нею вот уже 14 лет. Пять лет тому назад Эчмиадзинский синод и католикос разрешили мне развод… Только вот очень страшился связать свою жизнь с женщиной другой нации, дабы слез не лить. Сие случилось Божьей милостью, и я сердечно благодарствую за поздравления».

17 лет они проживут в любви и согласии. Как и в юности, Айвазовский будет много и невероятно продуктивно писать. И еще он успеет показать любимой океан: на 10-м году брака они поплывут в Америку через Париж, и, по легенде, эта красивая пара часто будет единственными людьми на корабле, не подверженными морской болезни. Пока большинство пассажиров, укрывшись в каютах, пережидали качку и шторм, Айвазовский и Анна безмятежно любовались морскими просторами.

После смерти Айвазовского Анна более чем на 40 лет (а доживет она до 88-ми) станет добровольной затворницей: ни гостей, ни интервью, ни тем более попыток устроить личную жизнь. Есть что-то волевое и одновременно загадочное во взгляде женщины, чье лицо наполовину скрывает газовая вуаль, так похожая на полупрозрачную поверхность воды с морских пейзажей ее великого мужа, Ивана Айвазовского.

Иван Константинович Айвазовский у большинства людей, прежде всего, ассоциируется с морем. Многие даже не подозревают, что художник писал еще что-то кроме морской стихии. Между тем, Айвазовский слыл автором «земных» пейзажей, икон, картин на библейскую тему и портретов. Изображения современников, как и все остальные полотна живописца, самобытны и реалистичны. Работы на данную тематику можно смело объединить в отдельное направление «Айвазовский портрет».

Знаменитые автопортреты

Иван Константинович Айвазовский создал несколько автопортретов, отображающих хронологию жизни художника. Некоторые наброски собственного изображения были выполнены в графической манере. Особенное место в графике гения занимает его «Автопортрет со скрипкой». Быстрые размашистые штрихи карандаша передают глубокое увлечение Айвазовского любимым делом. Примечательно, что фигура на зарисовке изображена не с мольбертом и кистями, а…со скрипкой. Обладая абсолютным слухом, художник любил инструмент, подаренный ему странствующими музыкантами. Не учась нигде специально, он с легкостью подбирал на скрипке любую замысловатую мелодию. И если бы не открывшийся впоследствии талант живописца, то кто знает – может быть, мир бы узнал Айвазовского-музыканта?

Портрет Айвазовского художника, датированный 1874 годом, передает характер зрелого мужчины. Живые искристые глаза персонажа горят любознательным огнем. Несмотря на большой жизненный опыт, герой не потерял интерес к миру, находя в нем все новые темы для творчества. Всматриваясь в полотно, создается впечатление, что художник изобразил себя на природе. Развевающиеся на ветру волосы и сине-зеленый фон позади героя свидетельствуют о присутствии дополнительного персонажа – природы.

На склоне лет художник создает автопортрет на фоне собственных картин. На полотне изображение гения в зрелом возрасте. Облаченная в адмиральский мундир с множеством орденов и медалей, фигура живописца излучает достоинство и спокойствие. Доброта и уверенность в собственных силах теплятся в мудрых глазах. Портрет Ивана Айвазовского создан на фоне знаменитой картины « ». На картине также изображен второй автопортрет художника в молодости. Маленький этюд стоит в роскошной рамке на полке. Это – первый набросок самого себя в далеком 1838 году. Тогда живописец только начинал свою творческую карьеру и был в постоянном поиске интересной натуры. Монументальное изображение зрелого гения завершает серию автопортретов великого художника.

Пушкин на берегу Чрного моря. 1887 год.

Пушкиниада Айвазовского

В 1836 году состоялась знаменательная встреча двух поэтов – поэта пера и поэта кисти. Учась в петербуржской Академии художеств, 19 летний Айвазовский посетил масштабную выставку живописи как молодой автор. Его две марины «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и «Группа чухонцев» чрезвычайно понравились Пушкину. Поэт долго любовался полотнами и отошел от них, благословив художника напутствием: «Работайте, работайте, молодой человек, – это главное». Слова эти стали жизненным кредо Айвазовского, который писал до последнего дня долгой жизни.

Первый портрет Пушкина кисти Айвазовского появился через тридцать лет после трагической гибели поэта. На полотне « » писатель изображен на фоне величественных набережных скал. Большую часть картины занимает море и горы, среди которых фигура героя вот-вот затеряется. Но окружающая среда не только не поглощает изображение Пушкина, а и подчеркивает величие его таланта. Похожие сюжеты изображены и на других картинах Айвазовского – « », « », « ». На всех холстах отображены две бессменные любви художника – Солнца русской поэзии и… моря.

Портреты современников

Портреты, написанные Айвазовским, сегодня сберегаются во многих отечественных и европейских музеях и частных коллекциях. Художник редко прибегал к написанию статичных изображений людей на однотонном фоне. Большинство портретов окружает природа и реалии тогдашней жизни. Особенное место среди портретов современников занимает картина «Автопортрет в кругу друзей». Примечательно, что себя живописец изобразил сидящим спиной к зрителю. Главное внимание привлекают фигуры близкого окружения Айвазовского. К сожалению, сегодня неизвестно, кто нарисован на холсте. Но по всему видно, что люди связаны крепкой дружбой и общими интересами. Незамысловатая карточная игра – всего лишь повод верным друзьям собраться вместе.

Серию творческих портретов художника Айвазовского восполняют изображения и близких родственников. Особенное место занимают образы , матери Рипсиме, отца Константина. Не последнее место в семейных портретах отведено изображению брата живописца архиепископа ААЦ . Все они выполнены в разных манерах – классической, барельефной, графической.

С большим вдохновением и воодушевлением Айвазовский создавал образ своей последней любви и судьбы – супруги Анны Саркизовой. Портрет Анны Айвазовский написал в зрелом возрасте, но с юношеской влюбленностью и страстью. Образ супруги встречается и на других полотнах художника, например, на « ».

Портрет жены Айвазовского относится к позднему периоду творчества художника. Полотно пронизано спокойствием и безмерной любовью к облику супруги, подарившей живописцу на старости лет спокойствие и умиротворение. Легкая светлая вуаль, прикрывающая нижнюю часть лица Анны, невольно ассоциируется с нежным утренним туманом над спокойным морем. Как и на всех остальных произведениях Айвазовского здесь присутствует флер морской стихии. завершает серию портретов женщин в творчестве Айвазовского.

Кроме семейных Иван Константинович создал цикл портретов героев того времени. К ним в частности относится написанный Айвазовским портрет , русского флотоводца, адмирала и первооткрывателя Антарктиды. Восхищенный подвигом современника, юный живописец постарался передать величие и достоинство вице-адмирала. На портрете Лазарев стоит на открытой веранде, задумчиво вглядываясь в морской горизонт. Вдалеке виднеется судно с приспущенными парусами. Оно как бы ожидает своего хозяина. Возможно, на этом корабле Лазареву предстоит совершить очередной подвиг. Портрет адмирала кисти Айвазовского пронизан готовностью Михаила Петровича еще раз послужить Отечеству.

Портрет Айвазовского Ивана Константиновича на полотнах художников

Тыранов А. В. Портрет Айвазовского

Одним из лучших изображений знаменитого живописца является портрет Айвазовского Тыранова Алексея Васильевича. На полотне Иван Константинович запечатлен в возрасте 24 лет во время своего путешествия по Европе. Взгляд юноши, изображенном на картине, поражает пытливостью и опытностью. Рука, опирающаяся на спинку стула, готова в любой момент взлететь над мольбертом. Создается впечатление, что для позирования Тыранов долго умолял вечно занятого гения. Ведь для Ивана Константиновича каждая минута была на вес золота, а бездумное позирование воспринималось как пустая трата времени.

Образ Айвазовского запечатлен и на работах других художников-современников и более позднего времени.

К числу портретистов, пишущих гения, можно отнести С.А.Рымаренко, К.Маковского, И.Крамского и многих других.

Айвазовский. Портрет Крамского.

Сегодня с творчеством художника можно кратко ознакомится, не выходя из дому. Фото портретов Айвазовского есть в свободном доступе на многих сайтах культуры и творчества. А посетив выставочные залы в онлайн-режиме можно ознакомиться с фото портретов Айвазовского с названиями и фамилиями авторов.

20:22 — REGNUM

Первый живописный портрет Ивана Константиновича Айвазовского, украшающий залы постоянной экспозиции Третьяковской галереи, был написан в 1841 г. А.В. Тырановым в Риме. На полотне Иван Константинович, выпускник Петербургской Императорской Академии художеств, запечатлен в возрасте 24 лет во время своего путешествия по Европе.

Взгляд юноши, изображенного на картине, поражает пытливостью и опытностью. Рука, опирающаяся на спинку стула, готова в любой момент взлететь над мольбертом. Создается впечатление, что для позирования Тыранов долго умолял вечно занятого гения. Ведь для Ивана Константиновича каждая минута была на вес золота, а бездумное позирование воспринималось как пустая трата времени.

ПОРТРЕТ ДЛЯ ГАЛЕРЕИ УФФИЦИ

В 1874 г. выставка работ И.К. Айвазовского во Флоренции восхитила посетителей, и Флорентийская академия художеств предложила художнику написать свой портрет для Галереи Уффици (одного из старейших музеев Италии и мира), где собраны портреты знаменитейших художников, начиная с эпохи Возрождения. Такой высокой чести из русских живописцев удостоился раньше только О.А. Кипренский.

На портрете мастер в зрелом возрасте, с волевым лицом, полный творческих сил, с устремленным вперед взглядом. Живые искристые глаза персонажа горят любознательным огнем. Несмотря на большой жизненный опыт, герой не потерял интерес к миру, находя в нем все новые темы для творчества. Всматриваясь в полотно, создается впечатление, что художник изобразил себя на природе. Развевающиеся на ветру волосы и сине-зеленый фон позади героя свидетельствуют о присутствии дополнительного персонажа — природы.

ГРАДОНАЧАЛЬНИК НАХИЧЕВАНИ-на-ДОНУ

Арутюн Погосович Халибян (Артемий Павлович Халибов; 1790 — 1871) родился в семье богатых армян, выходцев из крымского города Феодосия. Он рано осиротел. Учился в частной школе Серовбе Патканяна, где был одним из лучших учеников. В двадцать лет Халибян становится компаньоном купца Одабашьяна, который заметил в нем блестящие коммерческие способности и пригласил к сотрудничеству.

Портрет известного купца, городского главы Нор-Нахичевана (Нахичевани-на-Дону) на протяжении пяти сроков (1833 — 1835, 1842 — 1853) А. Халибова был написан в начале 1862 г. В русской искусствоведческой литературе эта работа упоминается под названием «Портрет мужчины». Портрет Халибяна, бесспорно, одно из лучших портретных произведений Айвазовского. Контур человеческого характера художником был очерчен достаточно выразительно: полуоткрытый рот, несколько недоверчивый, недовольный взгляд чем-то рассерженного, растревоженного человека.

По инициативе Габриэла Айвазяна, брата художника, в 1859 г. на средства Халибяна, церковной епархии, взносы учащихся и деньги самого Габриэла Айвазяна было открыто в Феодосии армянское училище «Халибян дпроц» («школа Халибяна»), в котором дети крымских армян и выходцы из Западной Армении — армяне-григориане, католики и протестанты — могли получить среднее образование.

ПОРТРТЕТЫ АННЫ АЙВАЗОВСКОЙ (в девичестве Бурназян)

В 1882 г. И.К. Айвазовский женился повторно — его супругой стала молодая купеческая вдова Анна Никитична Саркизова (1856 — 1944). Первая встреча с ней была случайной. В 1881? г. Иван проезжал в экипаже мимо похоронной процессии и обратил внимание на женщину, идущую в траурной церемонии за гробом. Он остановил экипаж и узнал у знакомого, что хоронили известного в Феодосии купца Саркизова. Вслед за гробом шла юная вдова — армянка, женщина необыкновенной, поразительной красоты. С первой минуты Иван понял, что она создана для него. Сердце в его груди забилось быстрее.

Спустя время Анна стала женой художника. Ему было 65, ей — 25. Но ее природный такт и душевная чуткость осветили их отношения. Второй брак Айвазовского был удачным. Наконец-то в доме художника вновь воцаряются тепло и уют. К тому же в отчий дом возвращается дочь Александра с сыновьями. Теперь Иван Константинович живет и работает, окруженный большим семейством.

В год свадьбы без ума влюбленный Айвазовский пишет портрет жены в национальном армянском платье с прозрачной шелковой косынкой на голове. Выразительные темные глаза выдавали в ней ум, благовоспитанность и восточную грацию, мягкая улыбка дополняла спокойную женственность, фигуру обтекала прозрачная шаль, придавая образу легкость и некую загадочность.

Осенью того же 1882 г. Айвазовский изображает Анну еще на одном холсте — «Сбор фруктов в Крыму». Стоя на двухколесной арбе, Анна собирает виноград. Сидящий в арбе юноша, держа корзину, не сводит глаз с госпожи. Фигура молодой женщины светится на фоне зелени и цветов. Краски сочатся радостью жизни.

17 лет супруги Айвазовские проживут в любви и согласии. Как и в юности, художник будет много и невероятно продуктивно писать.

АРХИЕПИСКОП ГАБРИЭЛ АЙВАЗЯН, РЕКТОР ЭЧМИАДЗИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Габриэл (Гавриил) Константинович Айвазян (1812 — 1880) — средний брат художника, родился в Феодосии. Из-за бедности семьи был определен родителями в армянский католический монастырь мхитаристов, основанный на острове Св. Лазаря близ Венеции в начале XVIII века армянским ученым-монахом Мхитаром, стремившимся сделать его центром армянской культуры. Окончил духовную семинарию, в течение многих лет был ученым секретарем конгрегации мхитаристов. Крупный ученый-лингвист, переводчик, владел 12 живыми и мертвыми языками (древними, восточными, западноевропейскими), что позволило ему стать почетным членом многих зарубежных академий и научных общественных организаций.

Основал в 1843 г. историко-литературный журнал «Базмавеп» («Многокнижие»), выступал его редактором. Автор учебных пособий, изданных в Венеции на армянском языке: «Краткая история Российской империи», «История Османского государства» в двух томах. При поддержке И.К. Айвазовского в 1848 г. переехал в Париж, стал ректором армянского училища Мурадян. В 1857 г. соединил свою дальнейшую судьбу и ученые занятия с армяно-григорианской церковью. С 1858 г. жил в Феодосии, позднее получил сан архиепископа, был назначен предводителем Грузино-Имеретинской армянской епархии. В 1874 г. Габриэл Айвазян стал ректором Эчмиадзинской духовной семинарии.

Любящий брат изобразил его в церковной одежде с панагией на груди.

ГРАФ ЛОРИС-МЕЛИКОВ, МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов (1825 — 1888), граф (1878), российский государственный деятель, генерал от кавалерии (1875), почетный член Петербургской Академии наук (1880). Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) в дворянской семье. Учился в Лазаревском институте восточных языков в Москве, затем в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. В Русско-турецкую войну 1877 — 1878 гг. фактически руководил военными действиями на Кавказе; взял штурмом Ардаган и Карс.

В 1880 г. — председатель Верховной распорядительной комиссии, в 1880 — 1881 гг. — министр внутренних дел Российской империи. Автор неосуществленного проекта переустройства государственного управления (т.н. Конституции Лорис-Меликова). В апреле 1881 г. подал в отставку в знак протеста против отказа правительства Александра III от курса реформ.

Последние годы жизни М.Т. Лорис-Меликов провел за границей. Умер в Ницце и был похоронен в Тифлисе.

ГРИГОР ЛУСАВОРИЧ, ПЕРВЫЙ ПАТРИАРХ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ АРМЕНИИ

Сюжетом для картины послужил переломный момент в истории армянского народа. В 301 г. с подачи Григория Просветителя (ок. 252 — ок. 326) христианство было принято Арменией как государственная религия.

Григорий Просветитель (сурб Григор Лусаворич, или Григор Партев) — первый епископ и просветитель Армении, причислен к лику святых Армянской Апостольской и Русской Православной церквями (где известен как священномученик Григорий, просветитель Великой Армении), а также Римско-католической и Англиканской церквями.

В 302 г. началось строительство христианского храма в городе Вагаршапате — столице царя Тиридата. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (т.е. Иисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию Просветителю место для строительства храма.

На картине Айвазовский изображает торжественный момент закладки первого камня, на котором воспроизводит надпись на армянском языке: «Дом церкви». На первом плане два армянина коленопреклоненно поддерживают камень. В глубине картины — плотная толпа людей. Григорий Просветитель с патриаршим посохом в одной руке и с крестом в другой совершает обряд освящения камня. Его торжественная и спокойная поза, национальная церковная одежда и приветливое лицо эмоционально воздействуют на зрителя. Картина вскоре была освящена и помещена в церкви Сурб Саргис в Феодосии, где десятки лет обозревалась прихожанами. На верующих она производила глубокое впечатление не только своим историческим содержанием, но и цветовым построением. Темно-красный и каштановый цвета одежды Просветителя, освещаемые теплым светом лиц стоящих за ним священников, сверкание позолоченного посоха и тиары из тесьмы с золотистыми кистями — все это ярко очерчено на фоне виднеющихся вдали светло-голубых вершин Арарата.

В 325 г. Григорий Просветитель передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер и был похоронен в Св. Эчмиадзине.

КАРТИНА «СВЯТОЙ ВОИН» ДЛЯ ХРАМА СУРБ САРГИС В ФЕОДОСИИ

На картине изображен великий армянский военачальник V века Вардан Мамиконян с сыном в момент клятвы перед боем с персидским шахом Азкертом II, который требовал отречения армянского народа от своей веры. Коленопреклоненные перед хачкаром, отец и сын клянутся бороться против врага до последней капли крови. На втором плане картины, вдали на косогоре, виднеются люди в воинских доспехах. Они готовы прийти на помощь своему военачальнику. Фоном служит природа прекрасной горной Армении.

26 мая 451 г. в долине Аварайр произошло решающее сражение: 60 тысяч армянских воинов, стариков, женщин, монахов выступили против 200-тысячной персидской армии. Битва была проиграна, Вардан Мамиконян был убит, однако персы, встретив упорное сопротивление, были вынуждены отказаться от посягательств на религию и самобытность армянского народа.

МКРТИЧ I ХРИМЯН (1820 — 1907), КАТОЛИКОС ВСЕХ АРМЯН

В июне 1895 г. в Феодосию к Айвазовскому приезжает высокий гость — Католикос всех армян Мкртич I Хримян (1892 — 1907). Художник возил его в Старый Крым, где на месте разрушенных церквей он возвел новый храм и даже написал для него алтарный образ. В полдень Айвазовский в честь большого гостя в саду своего дома, полном цветов, дал обед на триста человек. На нем Католикос, подчеркивая заслуги великого мариниста и его значение для армянского народа, сказал: «Ованес ага! Люди рождаются и умирают, исчезают с лица земли, но имена гениальных людей остаются навечно. Бессмертие своего имени ты уже обеспечил при жизни. Но одного не хватает тебе и мне. Ты — гениальный художник, мир восхищен твоей кистью. А я, Хримян Айрик, в одной руке — крест, в другой — Библия, буду молиться за тебя и за мой бедный армянский народ. Ты старше меня на два года, тебе 77 лет, а мне 75. Мы живы и у нас пока нет мыслей умирать, потому что мы не оплатили сполна большой долг перед своим народом. Когда оплатим, тогда пусть будет Божья воля». «Святейший отец, я буду работать, сколько смогу, чтобы оправдать слова Вашего Святейшества», — ответил Айвазовский. Эти слова художника вызвали бурю возгласов: «Да здравствует Айвазовский!» В этом же году вдохновленный Иван Константинович напишет картину «Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина».

[[]] [[]]

ДВА АВТОПОРТРЕТА АЙВАЗОВСКОГО: В ПАРАДНОМ И ГРАЖДАНСКОМ МУНДИРАХ

На «Автопортрете» И.К. Айвазовский изобразил себя в парадном мундире Морского министерства, который он имел право носить, так как был живописцем Главного Морского штаба России, и при всех наградах, полученных им к этому времени. Фигура живописца излучает достоинство и спокойствие. Доброта и уверенность в собственных силах теплятся в мудрых глазах.

На мундире художника награды изображены в порядке старшинства. На широкой голубой ленте через левое плечо внизу — орден Белого Орла. Звезда этого ордена (восьмиконечная, золотая) — на левом борту мундира. Далее орден Св. Владимира II ст. — шейный красный крест на темно-красной с черной каймой ленте. Его восьмиконечная звезда находится под звездой Белого Орла. Ниже — ромбовидный знак Академии художеств. На правом борту мундира (под орденом Св. Владимира II ст.) — ордена Св. Анны I ст. и Св. Станислава I ст. Звезды этих орденов — справа друг под другом. Айвазовский изобразил себя в интерьере на фоне морского пейзажа — знаменитой картины «Буря на море», на столе — портрет Анны Никитичны, жены художника.

На «Автопортрете» 1898 г. художник в гражданском мундире. За выдающиеся успехи в живописи Айвазовский был награжден не только многочисленными орденами, но и высшим гражданским чином действительного тайного советника.

На фраке художника красная одноцветная лента ордена Св. Александра Невского. Она надевалась через левое плечо. На шее, на голубой ленте — орден Белого Орла. На правом рукаве фрака на красной ленте — орден Св. Александра Невского. На груди слева вверху — восьмиконечная звезда ордена Св. Александра Невского, под ней — звезда ордена

Св. Владимира.

ДОЧЬ ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ЛАМПСИ?

Обращаясь к непривычному жанру, художник в «Портрете дочери» использует скромный, сдержанный колорит: все внимание акцентируется на лице и фигуре. Несколько обобщенно прописаны балконы, агава, плющ. В этом окружении женщина чувствует себя хозяйкой.

Мы склоняемся к мысли, что на картине изображена дочь художника Александра Ивановна Айвазовская (1852 — 1908), в замужестве Лампси, проживавшая с двумя сыновьями в отчем доме в Феодосии.

Семейные портреты кисти И.К. Айвазовского из фондов Феодосийской картинной галереи

ОВАНЕС АЙВАЗЯН

Феодосия — небольшой портовый городок у подножия Крымских гор. На холме приметный белый домик с видом на море, где появился на свет И.К. Айвазовский. 17(29) июля 1817 г. в книге рождений и крещений местной армянской церкви появилась запись: «Родился Ованес, сын Геворга Айвазяна». Отцу мальчика, рыночному старосте, на попечении которого были еще две дочери и двое сыновей, после чумы 1812 г., накрывшей и Феодосию, жилось крайне тяжело.

Ованес Айвазян в детстве учился у архитектора Якова Коха. После окончания уездного училища был принят на казенный счет в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. В 1839 г. получил аттестат об окончании академии, свой первый чин и личное дворянство. С июля 1840 г. Айвазовский в течение четырех лет путешествовал по Европе. Он побывал в Риме, Венеции и Флоренции, долгое время работал в Южной Италии, в Сорренто, написал картину для Папы Григория XVI, который наградил художника Золотой медалью. С начала 1842? г. Айвазовский посетил Швейцарию, Голландию, Англию, затем посетил Париж, где получил Золотую медаль Парижской Академии художеств, Португалию и Испанию. Осенью 1844? г. вернулся в Россию, стал живописцем Главного Морского штаба, а с 1847 г. — профессором Петербургской Академии художеств. Карьера художника была очень успешной, он был награжден многими орденами и получил звание контр-адмирала, состоял членом академий художеств Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. В общей сложности Айвазовский написал больше 6 тысяч работ. С 1845 г. жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл Школу искусств и галерею (1880). Великий художник умер в Феодосии и похоронен в ограде армянской церкви Сурб Саргис (Св. Сергия). В 1903 г. вдова художника — Анна Никитична Айвазовская установила надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке на надгробии написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

РОДИТЕЛИ И БАБУШКА ХУДОЖНИКА

Серию творческих портретов И.К. Айвазовского восполняют изображения и близких родственников. Особенное место занимают образы отца Константина, матери Рипсимэ, бабушки Ашхен.

Константин (Геворг) Григорьевич Гайвазовский (Айваз Кайтан; ок. 1765 — 1841) происходил из армянской семьи, переселившейся в числе многих тысяч армян из Западной Армении в Польшу. Семья жила в Галиции и Валахии. В начале XIX века он переселился в Крым, в Феодосию. Принадлежал к купцам 3-й гильдии, но уже в Крыму лишился большей части своего состояния. Исполнял тяжебные дела, служил старостой феодосийского базара, знал несколько языков, отличался живым умом и энергичным характером.

Рипсимэ (Аграфена) Гайвазовская (1784 — ок. 1860) слыла в молодости красавицей, занималась рукоделием для продажи, чем поддерживала большое семейство, исполняла поденную работу в богатых семьях.

Дома бабушка Ашхен рассказывала внуку Ованесу сказки и были о прошлом. Он слушал ее, а потом учился играть на скрипке. Сам! «Будет музыкантом!» — пророчили родственники. Бабушка не соглашалась: «Никто не знает…»

ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ ЛАТРИ

В 1848 г. Иван Константинович женился на Юлии Яковлевне Гревс, англичанке, дочери штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них родились четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Спустя 12 лет, из-за нежелания Айвазовского жить в столице, Юлия Яковлевна ушла от мужа. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 г.

Первая из дочерей Айвазовского — Елена — появилась на свет в Петербурге. В замужестве с Пелопидом Латри она родила троих детей: Михаила, Александра и Софию. Став художником, Михаил Латри удачнее всего писал с натуры — и в этом же его принципиальное отличие от деда, который с натуры не писал.

Брат Михаила — Александр — не был художником, но с его помощью Иван Айвазовский реализовал свою мечту о наследнике фамилии, а не только о наследнике-художнике. В трехлетнем возрасте маленький Саша поселился у дедушки в Феодосии. Айвазовскому удалось уговорить родителей внука, чтобы ему позволили усыновить мальчика и дать тому свою фамилию. Художник направил прошение государю: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери — Александра Латри, ребенка мужского пола доктора Латри, о котором я уже сделал объявление. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Разрешение было получено через месяц после смерти Ивана Константиновича…

Портрет Пелопида Латри «Зять художника» был исполнен Айвазовским в том же 1894-м, как и «Портрет дочери художника». В таком случае эти картины можно принять за некую «серию». Смело можно предположить, что на холсте изображена старшая дочь художника — Елена Ивановна Латри (1849 — 1917).

Со смертью Ивана Константиновича Анна Никитична, жена художника, стала затворницей. Она не могла видеть море без него. Дав обет, четверть века не покидала дома, где была так счастлива. Она не заметила ни сполохов Первой мировой, ни огней революции, не отдавала отчета в том, что теперь живет в другой стране. Его не было рядом — все потеряло смысл. Во время Великой Отечественной, в оккупацию, она осталась в Феодосии. Когда становилось совсем голодно, всеми забытая Анна Никитична меняла оставшиеся драгоценности на крупу и хлеб. После того как немцы оставили Крым, ее нашел и забрал к себе в Симферополь художник Николай Самокиш.

25 июля 1945 г. был сильный ветер, пыль летела по улицам, пахло нагретой землей. Вздохнув, Анна прикрыла глаза. Море шумело — далеко-далеко… Вдруг знакомый голос позвал ее. Она улыбнулась, поняла и ответила:

«Я иду». Ей было 88 лет.

Благодарные феодосийцы решили не разлучать супругов и после смерти: похоронили Анну Никитичну рядом с мужем — в сквере армянской церкви Сурб Саргис, в которой их венчали.